Структура и семиотика субкультуры пионерского лагеря
занимательные факты (7 класс) по теме

Брюханова Дарья Юрьевна

В этой  работе представлены материалы, которые могут послужить основой для исследовательских работ на материале  детской русской литературы xx века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_i_semiotika_subkultury_pionerskogo_lagerya.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и семиотика

субкультуры пионерского лагеря


Содержание

Введение.

Глава 1. Структура и семиотика «официальной субкультуры» пионерского лагеря.

§ 1. Пионерский костер.

§ 2. Барабан.

§ 3. Официально-фольклорные пионерские песни

§ 4. Легенды лагерные.

§ 5. «Законы и правила» поведения в лагере

Глава 2. Неофициальная составляющая субкультуры пионерского лагеря

§ 1 Неофициальные речёвки.

§ 2. «Ночная субкультура» пионерлагеря

§ 3. «Вызывание» сверхъестественных персонажей

§ 4. Неофициальный песенный фольклор пионерлагерей.

§ 5. Рукописный девичий рассказ (рассказы о пионерлагере).


ВВЕДЕНИЕ

Данная  работа находится в русле тех исследований, которые проводит Центр культурно-антропологических исследований Шадринского государственного педагогического института (г. Шадринск) и Центр семиотики и типологии фольклора Института высших гуманитарных исследований Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва). В качестве работ по близкой или сходной тематике можно назвать книги:  «Школьный быт и фольклор» (Таллин, 1990), «Русский школьный фольклор» (М., Ладомир, 1997), «Современный городской фольклор» (М., РГГУ, 2003).

Перейдём собственно к теме нашего исследования. Первые пионерские лагеря появились, очевидно, после возникновения пионерской организации, то есть  примерно после 1921-1922 года.

Как известно, российская пионерия возникла на основе российского скаутского движения (существовало с  начала 1910-х гг.) как его преодоление и альтернатива. Хотя идея лагеря присутствует в скаутском движении, выездных лагерей у российских скаутов в 1914-1920-х гг. не было, поэтому идею пионерского лагеря можно считать оригинальной.

В официальной (научной, педагогической) литературе нам не удалось отыскать сведений о том, как возникли первые пионерские лагеря. Поэтому мы обратились к художественной (документально-художественной) литературе.

Н. Богданов в книге «Как я был вожатым» описывает пионерский лагерь начала 1920-х годов. Он рассказывает о том, как у московских ребят появилась идея пожить за городом в палатках, о том, по какому принципу дети отбирались в пионерский отряд. Необходимых атрибутов пионерского отряда (барабана и горна) у детей не оказалось: «Школа, при которой жил мой отряд, оказалась одной из беднейших в районе. У нее не было никаких шефов. Ребятам некому было подарить даже барабан. Не было горна. А без этого, – какой же пионерский отряд!» (С.12)  Деньги на горн и барабан дети заработали сами.

Официальных лагерей было очень мало. В этих лагерях были жилые корпуса для детей, их регулярно обеспечивали всем необходимым (еда, форма и т.п.). Богданов в своей книге описывает неофициальный  лагерь. Мальчики и девочки  разделены на два звена: "Спартак",  и "Красная роза". Пионеры живут в палатках, сами добывают себе пищу (ловят рыбу, плетут корзины и меняют их в ближайшей деревне на хлеб и соль). Проводился в этом лагере и  родительский день. В конце повести отряд решают принять на проживание в официальном лагере.

Созданная в 1922 году Всесоюзная пионерская организация была вначале политизированной. Однако сразу же одной из ее задач стала оздоровительная работа среди детей, организация их досуга и творческой деятельности. Пионерские лагеря в 1920-е годы были преимущественно палаточного типа. К 1930-м годам пионерский лагерь превратился в учреждение для отдыха детей во время каникул, оборудованное для летнего отдыха. Расположены лагеря были в живописных местах. На время отдыха с детьми выезжали врачи, и в лагерях проводились медицинские обследования. Велась также интенсивная культурная работа, в лагерь выезжали педагоги и художники.

«В трудные годы, особенно после Великой Отечественной войны, главной задачей лагерей была интенсивная оздоровительная работа, усиленное полноценное питание городских детей (критерием успеха было увеличение веса детей - это называлось «поправиться»). Обычно лагерь работал летом в три смены: две по 24 дня и одна особая, «санаторная», для ослабленных детей - 40 дней. Размеры нормальных лагерей – от 100 до 400 детей. Было открыто и несколько больших, «всесоюзных» лагерей» (Кара-Мурза, 2004)

После начала перестройки пионерлагеря стали объектом сильной идеологической кампании как институт «тоталитарного общества». При этом сразу же резко усложнилось выполнение оздоровительной функции лагерей. После 1988 года пионерлагеря стали свертывать. Самое большое сокращение их числа произошло в 1991-1992 гг., после чего спад замедлился, и в 1994-1997 гг. сохранялось 3 100-3 200 загородных лагерей (в 1990 году их было примерно 5 300).

«В 1991 г. была распущена пионерская организация, а с нею утрачен философский и организационный стержень всей системы пионерлагерей. Затем отменили государственные дотации, рухнули профсоюзы, и путевки стали недоступны большинству родителей – при том, что как раз в это время (особенно с 1992 г.) потребность в оздоровительных лагерях стала как никогда острой. Основная масса детей начиная с 1991 г. просто остается без загородного отдыха и лишена даже одного-двух месяцев оздоровительного полноценного питания» (Кара-Мурза, 2004).

Примечательно стихийное сопротивление той кампании по искоренению пионерских лагерей, которая была развернута в 1990-1994 гг.

К 1996 году детские оздоровительные лагеря имели 42% предприятий, а 10% ранее ими располагало и утратило. Однако на 70% предприятий работникам оплачивают путевки, чтобы отправить детей в оздоровительный лагерь – свой или другого предприятия.

«Ввиду того, что сокращение этого вида социальных услуг оказало самое отрицательное и очевидное воздействие на здоровье и воспитание детей и обстановку в огромном количестве семей, идеологическая кампания против пионерских лагерей в 1996 г. была прекращена (о ней сегодня даже предпочитают не вспоминать). Попытки рыночных идеологов создать в России в противовес пионерской организации движение скаутов по образцу Запада успехом не увенчались. Как идеология этого движения, так и его организация и даже стиль и атрибуты оказались несовместимыми с культурными традициями (это – особая тема). Поэтому можно предположить, что по мере выхода из катастрофической реформы уклад пионерских оздоровительных лагерей (пусть и без прежних политических атрибутов) будет возрождаться. Это порождение советского строя оказалось очень полезным для людей» (Кара-Мурза, 2004).

С.Г. Кара-Мурза указывает на уникальность социокультурного феномена пионерлагерей: «Система детских оздоровительных учреждений в СССР (для детей в возрасте 7-15 лет) была основана на сети т.н. «пионерских лагерей». Ее аналога в странах Запада не существует» (Кара-Мурза, 2004).

Насколько нам известно, никто не занимался изучением истории аналогов пионерских лагерей за рубежом. Сведения об этом мы можем найти лишь косвенным образом, в частности, через изучение художественной литературы.

Так, из романа В. Набокова «Лолита» (издан в 1955 году) мы можем узнать, что в середине 1940-х гг. там существовали загородные скаутские лагеря для девочек:

«– Лагерем руководит Шерли Хольмс – слыхали, наверное, – написала книгу, называется “Школьницы у костра”»; «… Начальница лагеря, сообщила мне, что в понедельник (нынче была среда) моя Долли ушла со своей группой на экскурсию в горы  и  вернется только  к  ночи…»;  «Мы  любили  петь  хоровые  песни у большого камина или под … звездным небом, и звучание собственного счастья в каждой из нас сливалось  с голосом группы»; «Ее …  рассказ  начался  со  вступительного  упоминания  о подруге, которая с ней делила  палатку,  в  предшествующее  лето,  в  другом лагере…».

Таким образом, в США в середине 1940-х годов существовали учреждения, аналогичные нашим пионерским лагерям. Находились они за городом. В лагере для герлскаутов начальником была женщина. Девочки жили в палатках, ходили в походы, разучивали песни.

Вернемся к отечественным пионерлагерям.

Итак, пионерские лагеря представляют достаточно удобный объект исследования. Известна дата возникновения пионерлагерей (1921-1922) и дата прекращения их существования в данном статусе (1990-1991), то есть история существования пионерлагерей насчитывает 70 лет. «Постисторический» период существования пионерлагерей в виде летних оздоровительных лагерей может рассматриваться как дополнительный материал исследования.

Исследований субкультуры пионерского лагеря практически не проводилось. В этой работе предпринята попытка вкратце рассмотреть два слоя субкультуры пионерлагеря – официальную и неофициальную.


Глава 1. Структура и семиотика «официальной субкультуры» пионерского лагеря.

§ 1. Пионерский костер

Пионерский костер является важнейшим атрибутом пионерской вообще, и пионерлагерной культуры в частности. Во втором издании Большой Советской Энциклопедии (1940-х гг.) есть даже отдельная статья «Пионерский костер». Это говорит о том, что на государственном идеологическом уровне костер выделялся особо.

В книге 1952 года читаем: «Большое место в лагерной жизни занимают пионерские костры. Место, выбранное для самого кострища, очищается от дерна и немножко углубляется. Чтобы ребята не садились прямо на землю, следует вокруг костра положить бревна или чурбаки – сделать лесные "скамейки"».

Костры могли быть общелагерными, а могли проводиться по отрядам. Обстановка, в которой проводились костры (вечер, тишина), располагала к откровенным разговорам, к сближению членов отряда.

1.1.1. Официальная символика пионерского костра.

Символ пионерского костра существует в разных культурных текстах. Пионерский костер изображен на пионерском значке:

«В знак принадлежности к пионерской организации юный пионер носит нагрудный значок "Всегда готов!"…. Вверху пятиконечной звезды изображены серп и молот… Над звездой поднимаются три языка пламени» (1948 г.).

Костер упоминается во многих пионерских песнях, в частности, в знаменитой пионерской песне «Картошка».

Дым костра, углей сиянье,

Серый пепел и зола...

Дразнит наше обонянье

Дух картошки у костра.

                  ("Картошка")

Будут шутки на привалах,

Песни у костра.

                ("Мы очень любим лето")

И силуэт горы,

И под горой костры.

Артек! Артек!

             ("В Артек!")

Пионерский лагерь тесно связан с идеей похода. Поэтому костер в походе – еще один важный раздел пионерлагерной жизни.

Уже несколько десятилетий существует и популярна фольклорная песня «Вальс в ритме дождя», в которой упоминается костер как символ ответственности коллективной жизни и одновременно символ романтический (вальс у костра):

…Словно из мелких-мелких сит

Третью неделю моросит…

Чтоб не погас у нас костер,

веток подбрось…

…А у костра ни сеть, ни лечь,

Как не устанет дождик сечь!

Слушай, давай станцуем вальс

в ритме дождя!

Право зажечь прощальный костер считалось почетным. В некоторых лагерях оно предоставлялось директору, в других это делал лучший отряд смены или отряд, победивший в каком-либо соревновании:

«Всю смену мы собирали фантики из под конфет и из них делали змейку. В последний вечер эти змейки должны были измеряться. У кого змейка окажется самой длинной, тот отряд имел право зажечь “пионерский костер”» (лагерь «Солнечный» 1999 г.)

К идее костра примыкает артековская идея  раздачи угольков. После того, как догорает прощальный костер, каждый ребенок, отдыхавший в лагере, берет на память уголёк из этого костра. Угольки  кладут в бумажные коробочки, на которых пишутся пожелания друзьям.

Момент отъезда недалек,

Прощаться нам пора.

У нас в кармане уголек,

От нашего костра.

Пусть мал и лёгок уголёк

Пусть в нём и грамма нет,

Но он сгорел и в нас зажёг

Великой дружбы свет

Можно выстроить следующую цепочку: «уголек» (предмет) – прощальный костер (ритуал) – пионерский костер (официальный символ пионерии, изображаемый на значке).

1.1.3. Семантика костра в русской традиции

Обряд-обычай пионерского костра (вместе с идеей пионерского движения) восходит к скаутскому движению. Важнейшим элементом культуры скаутов было разведение костра. 

Однако логично задать вопрос: почему костёр удержался в русской пионерской культуре?  Так, атрибутом скаутов был посох, он тоже вначале был заимствован пионерами, но затем он исчез, а костер как символическое обрядовое действие – остался.

Вероятно, корни символа костра следует искать в русской традиции.  Костер – ритуальная форма, известная всем славянским народам; составная часть многих календарных, а также семейных, хозяйственных, лечебных обрядов. Костры разводили при любой погоде; лишь стихийные бедствия, случившиеся, на кануне праздника могли, помешать устройству костра.

У славян преобладали масленичные и купальские костры. Для ритуального возжигания календарных костров существенное значение имели следующие элементы: место костра, календарное время, время суток, участники обряда, материал, предметы, сжигаемые в костре.

Календарные костры возжигали на специально отведенных местах, всегда одних и тех же. Общесельские костры жгли по вечерам. Сигналом для возжигания костра служил заход солнца, а веселье вокруг костра затягивалось обычно до глубокой ночи или даже до рассвета. Костер воспринимался как переломный момент календарного года, поскольку в нем актуализировалось противопоставление старого и нового.

А вот что пишут о кострах пионерских:

«А потом сидели у костра и пели песни. Пели все, без исключения, и песни были разные. Нам оставалось всего несколько часов до конца нашей смены»;

«На “костер” все выходили за территорию лагеря. Разжигали костер больших размеров. Вокруг костра садились дети, вожатые и пели песни под гитару, играли в различные игры. Поскольку костер проходи ночью, было еще интереснее. Везде темно и тишина, только в одном месте горит костер, и все веселятся».

  Мы видим, что совпадают практически все элементы пионерского и ритуального костров. Они разводятся ночью или на закате, всегда на одном и том же месте, сопровождаются танцами, играми. И воспринимаются  эти костры как некий переход через  границу, которая разделяет два  временных отрезка. Для древних славян это конец зимы, начало весны (если рассматривать масленичный костер), а для детей, отдыхающих в лагере, это конец смены, возвращение домой.

А совпадает ли назначение этих костров? Широко известна традиция, прыгать через костер в день Ивана Купалы. Парни и девушки, взявшись за руки, прыгали через костер. Если во время прыжка они не разжимали руки, то пара считалась крепкой. А в Полесье удачный прыжок через костер предвещал девушке, что она скорее своих подруг выйдет замуж; если во время прыжка с девушки спадал венок, а парень успевал подхватить его, то он получал право на брак с этой девушкой. Здесь прослеживается идея соединения у костра судеб  людей.

Существует также старинный русский обычай «греть покойников». Это семейный поминальный обычай возжигания костра, имеющий целью "передать" умершим тепло. Принадлежит к традиционным для славян формам общения с предками. В южнославянском варианте этого обычая особо акцентирован момент непосредственного присутствия предков у этих костров: сербы следили за тем, чтобы от костров не было дыма, который мог бы помешать умершим, а болгары прямо обращались к ним, приглашая к огню. Можно сделать вывод о том, что функция этого обряда с разжиганием костра – поддерживать связь между поколениями, т.е. способствовать их соединению.  

Аналогичный смысл несет в себе пионерский костер. В книгах полувековой давности так расшифровывали смысл пионерского значка: «Над звездой поднимаются три языка пламени. Два нижних конца обвивает белая лента с надписью: "Всегда готов!". Три языка пламени так же как три конца пионерского галстука, говорят о нерушимой связи трёх поколений – коммунистов, комсомольцев и пионеров».

Следует также отметить, что на территории России во все времена жили представители различных культур. У народов русского севера существует шаманская культура, тесно связанная с камланием вокруг костра. Совершая ритуальные пляски вокруг костра, шаман связывается с миром духов, где живут умершие предки.

Уместно вспомнить европейскую сказку о двенадцати месяцах, переложенную С.Я.Маршаком. В ней важную роль играет костер. С 1930-х годов эта сказка широко известна в СССР. Думается, семантика этой сказки тоже  влилась в семантику пионерского костра.

Идею костра можно связать и с традицией «вечного огня», появившегося в начале XX века, после первой мировой войны, во Франции. В 1957 году он появился в нашей стране (зажжен на Марсовом поле в Ленинграде) и затем этот обычай распространился по всей стране. В нём тоже присутствует идея связи прошлых поколений с нынешним поколением. Можно сделать предположение о том, что официальная советская идеология пыталась показать: в костре есть идея связи поколений.  

Эта идея закреплена за лагерным костром и на сегодняшний день:

«Костер зажгли. Он горел большим, ярким пламенем. Все дружно стояли около одного большого пламени. Тогда не было никакой конкуренции, никаких конфликтов. Было грустно, что завтра мы покинем "Солнечный" и, может быть, никогда больше сюда не приедем».

 Таким образом, костер в субкультуре пионерского лагеря, будучи непосредственно заимствован из незадолго до этого появившейся в России скаутской культуры, имеет в русской культуре глубокие обрядово-символические корни, один из главных смыслов костра в русской и пионерлагерной традициях – идея единства – синхронного (людей, сидящих возле костра в данный момент) и диахронного (настоящего и прошлого поколений).


§ 2. Барабан

Неотъемлемым элементом жизни пионерского лагеря являлся барабан. В 1930-е и 1950-е-1970-е годы статус барабана в лагере был фактически  противоречивым: родители отдавали детей отдыхать и набирать сил в «мирное» учреждение, а барабан, использовавшийся на официальных и торжественных мероприятиях (подъем флага на линейке и др.), порождал далеко не мирные ассоциации.

Ниже мы рассмотрим не функции, в которых использовался барабан в пионерлагере, а символику барабана в политико-идеологической культуре.

«Миф о барабанщике» начинает формироваться в советской культуре, начиная с 1930-х годов. Еще в повести «Судьба барабанщика» (1938) А.П. Гайдар создает героический образ  маленького барабанщика:

«На другой день я записался в библиотеку и взял две книги.  Одна из них была  о  мальчике-барабанщике.  Он … пристал к революционным солдатам  французской армии,  которая  сражалась  одна  против всего мира.  Мальчика этого заподозрили в  измене.  С  тяжелым сердцем он скрылся из отряда… Но странные дела начали твориться вокруг отряда.  То однажды, под покровом ночи, когда часовые не видали даже конца штыка на своих винтовках,  вдруг затрубил военный сигнал тревогу,  и  оказывается, что враг подползал уже совсем близко….

“Это я... то есть это он, смелый, хороший мальчик, который крепко любил свою родину,  опозоренный, одинокий, всеми покинутый, с опасностью для жизни подавал тревожные сигналы”.

Мне  нужно было с  кем-нибудь поделиться своим настроением….

– Это я – солдат-барабанщик!... Слышишь?  –  сказал  я  и  толкнул котенка кулаком в теплый пушистый живот…

– Мяу!  –  ответил он. –  Ты врешь, ты не солдат-барабанщик…. Барабанщики бьют  в  круглый  барабан… Барабанщики – смелые и добрые...»

Главный герой повести, отождествлявший себя с революционным барабанщиком, в конце повести следует призыву внутреннего голоса, обращенного к нему как к барабанщику и совершает мужественный поступок:

«“…Пусть  уйдут эти  страшные люди…”

“Как уйдут?  –  строго спросил меня кто-то изнутри. – А разве можно, чтобы бандиты и шпионы на твоих глазах уходили, куда им угодно?”…

“Выпрямляйся,  барабанщик!” – повторил мне тот же голос…

Но  выпрямляться мне не  хотелось…

“Выпрямляйся,  барабанщик!” – уже тепло и ласково подсказал мне всё тот же голос. – Встань и не гнись! Пришла пора!» …

Тогда я выстрелил раз,  другой, третий...  И в следующее же мгновение пуля… крепко заткнула мне горло.  Гром пошел по небу…  И  в  сорок  рядов  встали солдаты,  защищая штыками тело барабанщика, который пошатнулся и упал на землю».

Помимо повести, издававшейся большими тиражами почти полвека (1930-е–1980-е гг.), образ барабанщика присутствует в целом ряде популярных советских песен. Первая – «Юный барабанщик»:

Мы шли под грохот канонады,

Мы смерти смотрели в лицо.

Вперед продвигались отряды

Спартаковцев - смелых бойцов.

Средь нас был юный барабанщик.

в атаку он шел впереди.

С веселым другом - барабаном,

С огнем большевистским в груди.

Однажды ночью на привале

Он песню веселую пел.

Но пулей вражеской сраженный

Допеть до конца не успел.

И вот наш юный барабанщик

На землю сырую упал.

И смолк наш юный барабанщик,

Его барабан замолчал.

Промчались годы боевые

Окончился славный поход.

Погиб наш юный барабанщик,

Но песня о нем не умрет.

Вторая – «Старый барабанщик» (1962), автор – Евгений Долматовский.

«Юный барабанщик, юный барабанщик,

Он стучит как сердце, тук-тук-тук…

Поднимает флаги пионерский лагерь,

Юный барабанщик тут как тут.

Дальние дороги, близкие тревоги,

Заклубились тучи впереди.

Ты уже не мальчик, храбрый барабанщик,

Сверстников на подвиг выводи!

Били – не добили, жгли – да не спалили,

Почему так рано стал ты сед?

По далеким странам с верным барабаном

Мы прошли, оставив добрый след.

Времечко такое - не ищи покоя,

Взрослый барабанщик, взрослый век.

Поднимай, дружище, мир из пепелища,

Выручай планету, человек! …

С арфою и лютней тише и уютней!

Это нам известно с детских лет.

Но покамест рано жить без барабана,

Я его не брошу. Нет, нет, нет!

Младшим или старшим, дробью или маршем

Мы еще откроем красоту.

Старый барабанщик, старый барабанщик,

Старый барабанщик на посту»

Песня «Старый барабанщик», написанная на стихи Е. Долматовского, была очень популярна в 1970-е-1980-е годы, исполнялась хорами, разучивалась в музыкальных школах.

В начале 1960-х годов Булат Окуджава пишет песню «Весёлый барабанщик»:

Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше,

Только утро замаячит у ворот,

Ты увидишь, ты увидишь, как весёлый барабанщик

В руки палочки кленовые берёт.

Будет полдень, хлопотливый и гремящий.

Звон трамваев и людской водоворот.

Но прислушайся - услышишь, как весёлый барабанщик

С барабаном вдоль по улице идёт.

Будет вечер и кудесник, и обманщик.

Темнота на мостовые упадёт,

Но вглядись, и ты увидишь, как весёлый барабанщик

С барабаном вдоль по улице идёт.

Грохот палочек, то ближе он, то дальше,

Сквозь сумятицу и полночь, и туман.

Неужели ты не слышишь, как весёлый барабанщик

Вдоль по улице проносит барабан.

В 1970-е годы тема «барабанщиков» начинает звучать в повестях Владислава Крапивина. В повести «Мальчик со шпагой» (1973) среди действующих лиц – 9-10-летние барабанщики, в ней же «звучит» песня «Барабанщики».

Как бы крепко не спали мы,

Нам просыпаться первыми,

Лишь только рассвет забрезжит

В серой, весенней дали,

Это не правда, что маленьких

Смерть настигает реже,

Ведь пулеметы режут

Часто у самой земли.

Есть про нас песни разные

Сложенные с любовью.

Грустные есть, бодрящие,

Звонкие, как труба.

Только нигде не сказано,

Как это все-таки больно,

Пулю глотнув горячую

Падать на барабан.

Сколько легло нас, мальчики,

В травах и узких улицах,

Маленьких барабанщиков,

Рыцарей ярых атак,

Но не могли мы кланяться,

Хмурится и сутулится

Падали б как товарищи,

Шли отбивая такт.

Может быть, все исполнится,

Травы не вытопчет конница,

И от ударов пушечных

Наша земля не сгорит.

Но про тревогу помни ты,,

Помни про нашу бессонницу

Когда барабан игрушечный

Сыну решишь подарить.

Таким образом, семантика барабана в пионерлагере складывается из нескольких слоев. Во-первых, это шумовой музыкальный инструмент для сопровождения марша (передвижения) пионерского отряда, во-вторых, это шумовой музыкальный инструмент для сопровождения торжественных пионерских церемоний (поднятие флага, вручение наград). Наконец, в третьих – это символ героизма, символ, зафиксированный в текстах культуры – нескольких широко популярных песнях.


§ 3. Официально-фольклорные пионерские песни.

Говоря о пионерлагерном (пионерском) песенном фольклоре, нельзя считать что он весь является «неофициальным». На начальном этапе развития пионерского движения складывался официальный пионерский фольклор.

В песне «Картошка» (появилась в начале 1920-х годов) прямо упоминается пионерский лагерь («жили в лагере мы как…») и рассмотренный в пункте 1.1. костёр:

Ну, споемте-ка, ребята,

Жили в лагере мы как

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так!

Наши бедные желудки

Были вечно голодны.

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Дым костра, углей сиянье,

Серый пепел и зола…

Дразнит наше обонянье

Дух картошки у костра.

Здравствуй, милая картошка,

Низко бьем тебе челом!

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем!

Ах, картошка – объеденье,

Пионеров идеал!

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал!

Вторая официально-фольклорная песня 1920-х годов– «Баклажечка». В рассказе Леонида Добычина «Лидия»  (1925 г.) читаем: 

«Одеколон “Вуайаж” Зайцева вынула и любовалась картинкой: путешественники едут в санях…

– Лейся, песнь моя, пионерска-я.

Коренастенький, с засученными рукавами, с пушком на щеках, шагал сбоку и, смотря на ноги марширующих, солидно покрикивал:

– Левой!

– Это кто ж такой? – спросила Зайцева.

– Вожатый, – пискнула белобрысая девчонка….»

Вот текст процитированной в рассказе песни:

Смотрит вожатый,

Смотрят пионеры:

Что за отряд

Показался вдали.

Припев:

Лейся, песнь моя,

Пионерская!

Буль-буль-буль баклажечка

Походная моя!

То ли Сокольники,

То ли Хамовники –

Издали не видно,

Пыль только идет.

Припев.

Такт выбивая,

Стройно шагая,

Вдоль да по дорожке

Отряд наш идет.

Лица загорелые,

Взоры очень смелые,-

Вот он, наш первый

Сокольничий отряд!

Да здравствуют Советы

И первый наш отряд!

Стремленьем к комсомолу

Сердца наши горят!

Эту мы песню

Закончим, друзья,

Красному знамени

«Гип, гип, ура!»

Официально-фольклорная пионерская песня «Баклажечка» по всем признакам является переработкой юнкерской строевой песни, включающей строку «Буль-буль-буль, баклажечка походная моя» (или «Буль-буль-буль, бутылочка казенного (зеленого) вина»):

Гимнастерки тонные,

Сапоги фасонные

Это кавалерия на съемку идет.

Грянем «ура»,

Лихие юнкера,

С песнею веселой пойдем мы на врага...

Сборы кончаются,

Парочки прощаются.

Ох, и коротка же ты, военная любовь!

Не грусти, моя

Любимая

Буль-буль-буль бутылочка зелёного вина.


Песня «Баклажечка» довольно быстро вышла из официально-пионерского оборота, песня же «Картошка» была известна и даже популярна до1970-х–1980-х гг.


§ 4. Легенды лагерные

  Лагерные легенды можно разделить на две группы. К первой группе будут относиться легенды о возникновении лагеря. Нам известны две из них: о  "Зеркальном" и  об "Артеке".

 

Легенда о «Зеркальном».

"Среди сумрачного леса, среди вековых мудрых елей и веселых, беззаботных сосен, на берегу неподвижного, как сама тишина, озера стоял Черный город. Ни одного фонаря не зажигалось на его темных, словно покрытых пеплом улицах, ни одна свеча не загоралась, не горела в окнах мрачных, настороженных домов…

Каждое утро над Городом восходило подернутое сизой, не проходящей дымкой, бледное солнце… Улицы постепенно наполнялись людьми. Люди двигались по улицам бесцельно… Сутулые плечи, опущенные головы, шаркающая походка… Странные это были люди… Впрочем, почему странные - обыкновенные люди. Просто им ничего не было нужно… У них все было нормально. Времени у них было много и они не знали, куда его деть, они потеряли ему счет…

В городе не осталось ни одних часов. Но ведь часы нужны для того, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, часы, минуты; ведь за день можно сотворить очень многое: встретить рассвет, сделать что-то своими руками…

Но в Черном Городе царили Безликость и Безразличие. В городе не было ни одного зеркала, и даже поверхность озера ничего не отражала…. Но однажды в Город пришел Человек. Он был молод, весел и полон хорошего настроения. "Всем, всем  доброе утро!...,- сказал он, но ему никто не ответил. Он не знал, что в этом Городе, в отличие от других Городов, нет закона доброго отношения к людям. "Видимо, у них нет светлых, добрых и справедливых законов. Чем же помочь?"…-и тогда Человек побежал на центральную площадь Города.

Он прибежал на площадь и сразу увидел то место, откуда будет говорить. В центре площади на возвышении стояли огромные часы. Они были в пыли и ржавчине. Но Человек все же рискнул и покачнул маятник. Видимо, механизм еще не заржавел, и часы начали бить. На площади раздался гул, и чтобы успокоить собравшихся людей, Человек поднял правую руку: "Друзья, вы не подскажете, сколько времени?". "А зачем оно нам?"- сказали они.

"Посмотрите на себя, как вы живете, люди!.... "Подойдите к озеру и посмотрите на себя". И люди пошли за своим молодым другом к озеру. Они встали на берегу, посмотрели на воду и попросили озеро показать им, какие они на самом деле… Озеро вдруг отхлынуло от берега, и гладь его стала зеркально чистой…

Солнце зашло….  И тогда юноша достал из своей сумки свечу, зажег ее, поставил на пенек и поднял правую руку. Все притихли… "Вы посмотрели, как жили до сих пор, так давайте теперь каждый расскажет о себе…. Так появились первые  "вечерние огоньки".

Каждый чувствовал, что он не один… что если он уйдет куда-нибудь, некому ничего не сказав, то он может причинить кому-то боль…. Теперь человек мог оказаться нужным именно в тот момент, когда его нет, и тогда люди ввели в своем Городе закон Территории.

Людям понадобилось дорожить временем…. И тогда на главной башне Города появились новые часы…. И уже никто не мог позволить себе опоздать. После того, как люди своими руками перекрасили город, посадили деревья, разбили цветники…. все собрались на главной площади и решили: пусть теперь Город будет называться Белым Городом.

…Города давно нет, много времени прошло с тех пор, осталось лишь Озеро, которое стали называть Зеркальным…На месте Города теперь стоит "Зеркальный"».

Образ некогда существовавшего, но ушедшего под воду затерянного города подробно рассматривается Н.А. Криничной в одной из глав её книги "Русская мифология. Мир образов фольклора":

«Данный "бродячий" сюжет, – пишет она, – основанный на мотиве “провалища”, известен в различных этнокультурных и локальных традициях. К его рассмотрению ученые обращались неоднократно, и, прежде всего с целью определения круга фольклорных текстов, сформировавшихся по образцу одной и той же модели, хотя и представляющих собой различные варианты и версии».

Легенды о так называемых «провалищах», по мнению Криничной, сформировались «под воздействием широко распространившихся в народе, и особенно в среде старообрядцев, эсхатологических представлений о воцарении в мире Антихриста, о приближающемся конце света, о завершении вселенской истории человечества и, соответственно, о необходимости бегства из этого мира ради спасения души». Найти же спасение от духовной гибели можно было, по их мнению, в сокровенном Китеже или Беловодье. Представления о Китеже и Беловодье христианизировались…. Однако даже в христианизированных фольклорных образах различимы лежащие в их основе архетипы, которые сложились в древней мифологической традиции. Эти же первообразы пульсируют и в «сверхличном, или коллективном, бессознательном, что со всей очевидностью проявляется в народном творчестве…»

Между сюжетом легенды о Черном городе и легендами о провалившихся городах прослеживается связь, основанная на «генетической памяти поколений, передающих свое культурное наследие по законам преемственности».

Вторую группу составляют официальные легенды, связанные с внутренней жизнью лагеря. Они могут объяснять происхождение традиций, законов и т.п. Их  количество зависит от того, насколько длительную историю имеет лагерь. Например, в "Зеркальном" таких легенд одиннадцать. Вот одна из них.

«Светлана. На первом  "вечернем огоньке" все зеркалята узнают о Светлане. В каждом доме существует домовой, хранитель очага. Таким добрым духом, а вернее, доброй феей "Зеркального" является Светлана. Кто она такая и откуда она появилась – об этом дети узнают только в последний вечер смены, когда в лагере звучит Легенда о Светлане. До этого вечера Светлана – это тайна, загадка. Самое главное, что она – добрая фея, она охраняет "Зеркальный" и, каждый вечер пролетая над лагерем, навевает всем зеркалятам добрые сны. При этом она поет колыбельные (во время "отбоя" каждый вечер звучит мелодия песни о Светлане из кинофильма "Гусарская баллада" ). … в первый и последний вечер смены во время звучания колыбельной Светланы можно загадать желание, и если очень сильно в него верить, то оно обязательно сбудется. Но для этого надо выполнить условие – колыбельную Светланы надо слушать молча, уже лежа в кровати, а если загадаешь желание, то после этого нельзя разговаривать до утра».


§ 5.  «Законы и правила» поведения в лагере

  У каждого пионерского лагеря есть неофициальная культура. В неё входят  законы и традиции, соблюдаемые всеми детьми ("закон правой руки" и т.п.). Как правило, отдыхающих в летних лагерях, с ними знакомят в день заезда.  Происхождение этих традиций  и остается неизвестным. Но в некоторых крупных летних лагерях с развитой субкультурой, которая формировалась на протяжении длительного времени,  существуют рассказы об их происхождении. Один из таких лагерей – "Зеркальный", где эти законы "вытекают" из легенды о возникновении лагеря (см. 1.5).  

Закон Правой Руки. Любой человек, которому необходимо сказать что-то важное, чтобы все его услышали, может поднять вверх правую руку. Все окружающие, увидев этот знак, должны замолчать и послушать

Закон «ноль-ноль».  Везде и всегда необходимо приходить вовремя, причем с точностью "ноль – ноль", а не "плюс – минус " пять минут, Этот закон обязателен не только для зеркалят, но и для вожатых, и для всех людей, находящихся в "Зеркальном".

Закон Территорий. Зеркалятам запрещено выходить за пределы лагеря без сопровождения взрослых.

Закон Озера. Зеркалятам запрещено купаться в озере Зеркальном без присутствия ответственных взрослых.

Закон Зелени. "Зеркальный"- очень "зеленый" лагерь, и его красоту нужно беречь: нельзя ходить по газонам – для этого есть множество специальных дорожек, нельзя ломать деревья и кусты, рвать цветы.

Закон 24-х минут. «5 минут на сборы, 5 – на разговоры, 5 – на слезы, 5 – на грезы, еще 4 – и ты уже в машине». Этот закон карающий, этот закон для тех, кого выгоняют из лагеря.

Закон Доброго Отношения.  Этот закон не был в изначальном списке законов "Зеркального", он долгое время существовал в форме традиции, и лишь в последние несколько лет его стали включать в общий "Свод законов".  Этот закон имеет две "Части". Первое – Закон Доброго Отношения к людям.  Необходимо уважать каждого человека! Вторая часть – Закон Доброго Отношения к Песне: если ты слышишь песню, надо либо подпевать, либо слушать молча и не мешать. (2000-1; с.335).

   Все эти законы существуют и передаются от вожатых к вожатым  в устной форме.  Письменно они нигде не зафиксированы.  В других, менее крупных лагерях,  эти законы есть, но у них нет сформулированных названий, (исключая "закон правой руки") сотрудники лагерей и вожатые называют их "правилами".

  Закон 24-х минут больше не встретился  ни в одном, из прочитанных мной текстов.  Никто из опрошенных вожатых о нём тоже не упоминал. Возможно, этот закон существует только в "Зеркальном".


§ 6. Официальные речевки

  Вместе с официально-фольклорными  песнями в пионерских лагерях всегда существовали речевки. Они исполнялись наряду со строевыми песнями по пути на пионерскую линейку.

«Часто строевая песня сменяется пионерской речевкой, которая еще тверже чеканит шаг и делает увереннее поступь.    

Будь готов!

Всегда готов!

Будь здоров!

Всегда здоров!

….

Кто шагает дружно в ряд?

Это смена комсомола,

Юных ленинцев отряд!

Раз – в ногу, в ногу – раз!

Нас много, много нас,

Рей, знамя, знамя, рей,

Кто с нами, тот смелей

Шагай за нами!»

«Они идут под звонкую речевку собственного сочинения:

  - Кто шагает дружно в ряд?

  - Это наш второй отряд!

  - Вы на чем летите к свету?

  - На космических ракетах!»  

Речевки звучали не только на парадах и линейках. Ими благодарили поваров за вкусный обед, поддерживали свои команды во время спортивных соревнований, выступлений на общелагерных мероприятиях.  

«Уходя из столовой, артековцы не забывают благодарить обслуживающий персонал и дежурных пионеров:  

                                          Спасибо нашим поварам

                                          За то, что вкусно было нам!...»

«Начинается большой пионерский концерт. Выступления ребят сопровождаются дружными коллективными одобрениями:

                                                         

Хорошо, хорошо, замечательно!

Просим, просим повторить!»

 Каждый день пионера начинался  и заканчивался линейкой, на которой произносили речевки. В Артеке вечерняя линейка заканчивалась речевкой:    

Над морем ночь спускается,

Артеку спать пора.

Спокойной ночи, Родина!

До светлого утра!


Глава 2. Неофициальная составляющая субкультуры пионерского лагеря

§ 1. Неофициальные речевки

В пионерлагерях всегда помимо речёвок официальных и официозных существовали речевки неофициальные – сниженного характера.

Например:

Раз, два – есть охота,

Три четыре, – есть хотим

Если повар не накормит,

Мы и повара съедим!

В 1990-е годы с ослаблением официальности в субкультуре пионерлагеря возрос удельный вес неофициальных, шуточных речевок:

 

«И вот мы уже шагаем на линейку.

– Кто смелые?

– Мы смелые!

– Кто дружные?

– Мы дружные!

– Кто вкусные?

– Мы вкусные!

– Кто сосиски?

– Мы сосиски!

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

Кто шагает дружно в ряд?

Наш сосисочный отряд».

§ 2.  Ночная субкультура пионерлагеря

2.2.1. Рассказывание страшных историй и «лагерных легенд»

  Жанр страшных историй для отечественной науки был открыт М.В. Осориной:

«А вот истории современных городских детей про Белые Перчатки, Зеленые Глаза, Красное Пятно и Черную Руку долгое время были потаенным жанром детского фольклора. Взрослые относились к ним крайне отрицательно и, естественно, практически не участвовали в их передаче. Поэтому городские страшилки мало "испорчены" прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем. Это делает их интереснейшим психологическим материалом, позволяющим увидеть сокровенные уголки мира детей».

  Но в данном случае нас интересует не  содержание этих рассказов, а о то какова специфика их рассказывания в пионерском лагере. Мы обращаемся к сборнику культурологических работ «Архетип», изданном в 2005 году в Шадринском государственном педагогическом институте. В нём приводятся   сообщения о том, какие истории рассказывались в пионерлагерях:

«Летом 2003 года я была в лагере “Салют”. На территории лагеря есть скульптура сидящей девушки. Так вот, девочки из моего отряда (возраст от 8 до 12 лет) говорили: “Если подойти к ней  близко-близко, то увидишь, что у неё зеленые глаза, и если долго в них смотреть, то можно превратиться в камень. А если не превратишься, то это значит, что она ("статуя") ночью придет к тебе во сне (приснится) и задушит”. Ребята обходили "статую" стороной, и все считали, что она действительно живая, может передвигаться, только ночью».

Подобные истории дети рассказывают друг другу обычно ночью или во время сончаса, т.е. когда вожатых нет рядом.

«Обычно такие посиделки заканчивались рассказами страшилок».

«Также перед сном мы рассказывали друг другу страшные истории, после которых долго не могли уснуть».

Тематика  таких историй разнообразна, но, чаще всего, в них говорится о неизбежности наказания за нарушение правил лагеря (выход за территорию без вожатого и т.п.)

«Рассказ “Красная рука”…

В пионерском лагере “Красные орлы” был такой случай. Умер мальчик, непонятно из-за чего. Он просто выходил за территорию. Но один из новеньких приезжих ребят не поверил этому и пошёл за территорию без вожатой. И ночью он умер. А виной, говорят, всему – красная рука"

«Рассказ “Утопленница”

Одна маленькая девочка, отдыхавшая в нашем лагере много лет назад, решила искупаться в реке ночью. Когда все в лагере уснули, она вышла за территорию и пошла к реке. На берегу, девочка увидела красивую девушку с длинными золотистыми волосами. "Давай купаться вместе"- предложила незнакомка девочке. Маленькая девочка согласилась, и девушка с золотистыми волосами утащила ее с собой на дно реки. Больше ее никто не видел. Имя этой девочки нельзя произносить вслух, иначе она придет к тебе ночью и утащит на дно реки".

Специфика рассказывания "страшных" историй в пионерском лагере требует своего изучения. До настоящего времени исследовалась их сюжетика, структура, образы. Особенности психологии, связанные с пионерлагерем (дети ночью одни в замкнутом пространстве, интерес вожатых в пресечении нарушения детьми правил безопасного поведения) оставались без внимания.

Кроме легенд, с которыми детей знакомят обязательно, существуют легенды, рассказанные "по случаю". Как правило, они носят поучительный характер.

«А хотите, я вам лучше легенду расскажу про хайню (индивидуальность). Однажды мальчик из нашего отряда пожаловался вожатой, рассказав ей о том, что многие ребята над ним смеются. И вечером, на "свечке", она рассказала нам вот что: "Жили – были отец и сын. Был у них бычок. Идут они однажды втроем. А жара!!! Встретилась им старуха. Она им и говорит: "Сели бы на бычка и поехали!" Отец и сын сели на бычка. Едут. Потом встретили старика. Он им и говорит: "Бедный бычок! Слезьте с него!" Слезли. Идут дальше. "Несли бы бычка на себе – он еле – еле ноги передвигает!"- воскликнул проходивший мимо мужчина. Только подняли на руки бычка отец и сын – он у них соскользнул с рук и упал в воду, что была поблизости. Умер бычок. Вывод: не слушай всех подряд, а имей свое мнение, иначе можешь потерять хайню – индивидуальность. По-моему, так этого бычка звали». (Ф. 2)

2.2.2. Мазанье пастой. Беганье в простынях

Ночь в пионерлагере – это время когда официальные правила и законы лагерной жизни перестают действовать. После «отбоя» и ухода вожатых начинается другая жизнь.

«Проводив вожатых, мы, недолго думая, надели маски, простыни, пошли в соседний корпус. Ребята из другого отряда решили в это время тоже сделать нам сюрприз. Они переоделись в страшных чудовищ, изрисовали свои лица разноцветными карандашами» (Ф. 3.)

В этом описании присутствуют элементы карнавала. Наличие масок и  "костюмов" обеспечивает полную свободу поведения.

"Мальчишки как-то ночью, выставив окно нашей части корпуса, залезли к нам и стали мазать нас пастой. Тут мы проснулись, и мальчишки решили спрятаться под кровати, а мы начали на этих кроватях прыгать. Потом они побаивались к нам лазить. А мы в свою очередь намазали их помадой. Они потом полдня красные, в помаде, ходили". (Ф. 4.)

"Девчонки – тоже не промах, бегали ночь в комнату к мальчишкам, и пока они спали,  раскрашивали их помадой и зубной пастой" (Ф.5.)

§ 3. «Вызывание» сверхъестественных персонажей

 

Вызывание – общедетский обычай, реализующийся в городе, в домашних условиях. Мы же, в соответствии с темой исследования, будем рассматривать вызывания, связанные с пионерским лагерем. Они описаны в книге С.Б. Борисова «Мир русского девичества 70-90 годы XX века».

Наиболее популярным вызыванием являлось вызывание Пиковой дамы:

«В детстве, в пионерском лагере, вызывали Пиковую даму: в темном помещении устанавливается зеркало, садишься перед ним с зажженной свечой в руках и, не отрывая глаз, смотришь в зеркало, зовя пиковую даму».

«Летом в пионерлагере у нас было множество странных увлечений. Одно из них – это вызывание. Для вызова Пиковой дамы нужно было зеркало. Вокруг него садилось множество людей(конечно, без взрослых и в темноте) и говорили слова: "Пиковая дама, появись…" и так несколько раз, пока кто-нибудь не закричит, что видит ее. Я помню, что и я кричала и даже  описывала ее внешний облик, но, по-моему, я ее так и не видела. Просто даешь себе установку и видишь в зеркале отражение рядом сидящих, так как ночью, тем более летней, и кругом освещение, на улице не так темно, и принимаешь это за Пиковую даму».

«Когда ездила в лагерь, вызывали Пиковую даму. Для этого нужно было занавесить все окна, встать полностью обнаженной в один из углов и три раза произнести: "Пиковая дама, приди", но это было безрезультатно…»

«Когда мне было 6 лет, должно было исполниться 7, я поехала на последнюю смену в лагерь "Салют". Там девочки начали рассказывать про Пиковую даму: что надо ее вызывать ночью, что если она придет, то у нее можно будет спросить свое будущее, а если ты ей не понравишься, то она тебя задушит. У нее большие когти, и она проткнет тебе шею».

К вызыванию девичьих персонажей европейской литературно-сказочной традиции можно отнести вызывание Красной Шапочки:

«Это было в пионерлагере, нам было по 8 лет, после второго класса. Как только мы приехали в лагерь, мы решили: будем кого-нибудь вызывать. Все это бурно обсуждалось, и, в конце концов, мы решили вызывать Красную шапочку.

 Ночью темно, страшно. Решили вызывать днем. Берется стакан воды, белая нитка опускается в стакан, один конец в руке. Все сидят в темном помещении и говорят: "Красная Шапочка, появись". И когда нитка заблестит, нужно загадать желание и перерезать нитку. Сели 4 человека, накинули на себя одеяло и стали говорить: "Красная Шапочка, появись" и начали загадывать желания типа: "волшебную палочку"».

Далее, вызывание чертика:

«В пионерских лагерях мы вызывали чертиков. Для этого надо было натянуть между кроватями белую нить (белая нить – не злые чертики) положить конфетку и ждать».

Записи, приведенные С.Б. Борисовым в книге, мы можем дополнить записью воспоминаний девушки, отдыхавшей в пионерлагере "Солнечный" (Курганская область) в 1999 году:

«Вечером, дружной компанией, мы собрались в нашей комнате и начали самое интересное лагерное занятие – вызывание, которое показали вожатые. Мы взяли толстую книгу, страниц 400 и ровно в середину вставили ножницы так,  чтобы их было удобно держать указательным пальцем за кольца. Ножницы мы закрепили капроновым бантом. И два человека, держа это сооружение, говорили слова: "Из-за мира загробного духа раба божьего (далее следует имя умершего) ". Задавали вопросы, на которые можно ответить "да", "нет". В зависимости от ответа книга совершала действия. С этим развлечением мы просидели весь вечер». (Ф. 1).

Вызывания являются важной частью неофициальной культуры пионерлагеря. Они во многом напоминают гадания (атрибуты: зеркала, нити и т.п.).


§ 3. Неофициальный песенный фольклор

Неофициальный песенный фольклор пионерлагерей чрезвычайно обширен.

В нашей работе мы хотим остановиться лишь на тех песнях, действие которых происходит в пионерлагере.

Эти песни  можно разделить на две группы.  

1. Оригинальные песни (песни, не являющиеся переработкой «официальных» песен. На настоящий момент нам удалось выявить три таких песни.

Лагерная

Папа с мамой в лагерь нас послали

Чтобы мы спокойно отдыхали,

А нас рано поднимают,

На зарядку выгоняют.

Чап – чап – чап – чап – чап – чали.

Есть у нас еще один секрет,

Это построение на обед.

Мы к столовой подойдем,

Еще часик подождем.

Чап – чап – чап – чап – чап – чали.

Где бы нам водички раздобыть,

Чтобы наши ноженьки помыть.

Мы на ножки поплюем,

Полотенцем разотрем.

Чап – чап – чап – чап – чап – чали.

Где бы нам веревку раздобыть,

Чтобы полотенца просушить.

Мы начальника поймаем,

На веревки размотаем.

Чап – чап – чап – чап – чап – чали.

Пасты нам на месяц не хватает,

Но за это мамы не ругают,

А мы мажем всех подряд,

И вожатых и ребят.

Чап – чап – чап – чап – чап – чали.

Папы с мамой в лагерь нас послали,

Чтобы мы спокойно отдыхали.

А нам покоя не дают,

Ночью мошки, днем физрук.

Чап – чап – чап – чап – чап – чали  

(Запись по варианту, исполнявшемуся в 1984 году.)

                                                         

Девчонка из Артека

В любимом Артеке я

Тебя повстречал и что же,

И понял тогда,

Что ты для меня

На свете всего дороже.

Припев

Ах, косы твои, да бантики,

Да прядь золотых волос,

Глаза голубой Атлантики

Да милый курносый нос.

Всю первую смену ты

Ходила вокруг да мимо,

А я рвал цветы,

Лелея мечты,

И все для тебя любимой.

Припев

А, в сущности, только раз,

Твой взгляд на меня скосился.

В столовой у нас,

В обеденный час,

Твой суп на меня пролился.

Припев

А вечером как-то раз,

С поличным ты мне попалась,

Ты с другом моим по лагерю шла,

И мило ему улыбалась.

Припев

И в городе как-то раз,

Тебя повстречал и что же?

Короткая стрижка была у тебя,

На что это было похоже?

Припев

Где косы твои да бантики,

Да прядь золотых волос,

Остались глаза Атлантики,

И этот противный нос.

2. Взята музыка известной ребятам песни, слова полностью изменены.

Усталость забыта…

                Замученный отрядом я выбился из сил.                                                         И в комнате ди-джея ночлега попросил.

                С улыбкой добродушной ди-джей меня прогнал

                И жестом дружелюбным на корпус указал.

Дети, вот вожатый вновь стучится в вашу дверь

Под матрацы сонник, дети, прячьте поскорей.

                За окнами темнело, отряд мой все не спал,

                На голых сетках прыгал, подушки в клочья рвал,

                А я пыталась робко им колыбельку спеть…

                О, Боже, дай мне силы до утра дотерпеть

Утром на дежурство не могу детей собрать

Неужели придется мне одной все накрывать

                Вожатый, среди ночи, завоет под окном,

                Отряд засуетится и струсит перед сном

                Запрыгнет под одеяло смешная детвора        

                И комнату наполнит их дружный громкий храп.

Дети, дети, дети, приезжайте к нам еще

В летние каникулы здесь будет хорошо

Всем нам будет хорошо. (2 раза).

                         Музыка – группа "Король и шут" ("Лесник"),

                                    слова – Непомнящих Татьяна

3. И слова и музыка написаны вожатыми или детьми.

Например:    

                            "Наступило время рассказать вам всем, что есть проблема.

                            "Патриот Ямала" – актуальная сегодня тема

                                                               …..

                              Начинаем день с подъема,

                              С голым торсом на зарядку..

                                                               …..

                                Завтрак должен быть здоровым,

                               Очень вкусным, полноценным.

                                Только килограммов пять вы наберете к концу смены.

                                Кто устал – сончас поможет угодить к Морфею в сети,

                                 ……. Спят вожатые, не дети.

                                 Завтра будет "день влюбленных",

                                 И готов уже сценарий.

                                 Ночь вожатые трудились,

                                 Сна и отдыха не знали.

                                                             ……

(Музыка – Шитова Альбина, слова – Шитова Альбина, Брюханова Дарья.  2004г.)

                                     

                                     

   

 

Литература

   1."Так живут в "Артеке"". Составитель Л. Кондрашенко. Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая Гвардия" 1962г. 137стр.

2. Культурологический альманах "Архетип" выпуск 3. составитель С.Б.Борисрв Шадринск 2005 год, 91 стр.

3. С.Б.Борисов  "Мир русского девичества". Научно – издательский центр "Ладомир" Москва  342 стр.

4. С. Б.Борисов" Рукописный девичий рассказ". 2002г. Объединенное гуманитарное издательство г. Люберцы, Московская обл., 518 стр.

5. "Лето пионерское". Составитель В.Таборко. Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая Гвардия". 1966г. 191 стр.

6. А. Шедченко "Лагерь дружбы и спорта". Москва, "Физкультура и спорт" 1985 год 77 стр.

7. "Пионерские были, пионерская жизнь…" Москва. Издательство "Детская литература" 61 стр.

8. Н. Богданов "Когда я был вожатым". Государственное Издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва 1961г. 191 стр.

9."Пионерский лагерь". Составитель сборника В. Струнин. Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая Гвардия" 1948 г. 271 стр.

10.Л.А.Чубаров. "Игра в пионерской дружине". Издательство Академии Педагогических наук РСФСР. Москва 1963 год 135 стр.

11.Ю.Принцев. "Скачу за радугой". Ленинград "Детская литература" 1975 год. 141 стр.

12. А.Гайдар "сочинения 2 том". Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва – Ленинград 1949г. 492 стр.

13."Книга вожатого". Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая Гвардия". 1954 г.       541 стр.

14. В.Крапивин "Всадник со станции Роса". Издательство "Детская литература" 1975 г. 204 стр.

15. М.Лурье "Традиция в фольклоре и литературе: Статьи, публикации, методические разработки преподавателей и учеников Академической гимназии  Санкт – Петербургского государственного университета. Санкт- Петербург 2000г. 395 стр.

16. В.Крапивин "Оруженосец Кашка" Москва "детская литература"

 1980 г. 181 стр.

17. М.Ефетов "Письмо на панцире" Москва "Детская литература" 1979 г. 159 стр.

18. Н.Криничная "Русская мифология. Мир образов фольклора" Москва 2004г.

19. М.Осорина "Знания – сила" 1986 г. №10

20. Н.Маткина "Детские "страшные истории"" статья из сборника "Архетип".

21. Е.Завьялова ""Страшные истории" моего детства" – статья  из сборника  "Архетип"

22. "Пионерский лагерь" издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" 1951 г. 262 стр.

23. А.Алексин "В одном пионерском лагере"  издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" 1954г.52 стр.

24 Н.Белинович "Старшая вожатая" издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" 1954г.123стр.

25. В. Набоков. Собрание сочинений в 5 томах. СПб.: "Симпозиум", 1997г. (Т 2) 672стр.

26.Кара-Мурза, 2004- Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От великой победы до наших дней – М.: Алгоритм, Эксмо, 2004- 688с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Пионерские лагеря микрорайона Вербовский с 1943- 1948"

Исследовательская работа "Пионерские лагеря микрорайона Вербовский с 1943-1948.Подготовлена и представленана научно- практической краеведческой конференции "Отечество 2013" ученицей 9"В" класса Кузьми...

Сценарий праздника к Дню рождения Всесоюзной пионерской организации «История страны в пионерских песнях»

Проект "История страны в пионерских песнях" создан творческой группой учителей и учащихся школы на базе школьного музея, реализован в 2010 году....

Семиотика детского творчества

   В основе многих современных теорий в области интерпретации изобразительного искусства лежат идеи, в которых особая значимость придаётся именно символам. Считается, что через изобра...

Символика костра в фольклоре пионерского лагеря

В работе рассматиривается символика костра в фольклоре пионерлагеря....

СЕМИОТИКА – КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ТЫВИНЦЕВ

В данной работе будет рассмотрена семиотика буддийских знаков, символов и их применение при декорировании национального костюма тувинского народа....

Сценарий фестиваля пионерской песни «Искра песни пионерской в сердце пламя разожжет», посвященный 100-летию пионерии (7-8 классы)

Цель: развитие интереса детей к ценностям пионерских песен.Задачи: 1.     Развивать творческие и артистические способности детей.2.     Активизировать интерес р...