Семиотика детского творчества
статья по изобразительному искусству (изо)

Масцевая Ирина Константиновна

     В основе многих современных теорий в области интерпретации изобразительного искусства лежат идеи, в которых особая значимость придаётся именно символам. Считается, что через изображение символов  проявляется бессознательное.

     Ориентируясь по ним, можно найти путь к проблемам и переживаниям ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semiotika_detskogo_tvorchestva.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИОТКА ДЕТСКОГО ОДИНОЧЕСТВА

учитель изобразительного искусства гимназии № 49 Приморского района

Масцевая Ирина Константиновна

     

     Когда в 2001 году открылась новое здание нашей школы, мы большей частью все в ней были «новенькие»: и дети, и многие учителя. Я получила классное руководство: ребята пришли в гимназию из разных школ и сложившегося классного коллектива ещё быть не могло. Помимо изобразительного искусства и черчения в своём классе я проводила уроки социальной практики по программе Н.И.Элиасберг.

     Однажды на уроке - классном часе предложила выполнить рисунок на тему: «Мой взгляд на мир», для знакомства и лучшего понимания ребят. Рисунки были разные: смешливые, с юмором; гротесковые и самые обычные, ничем не примечательные. Но несколько рисунков были настолько пронзительны, что остаться равнодушной и просто положить их «в стол» было невозможно.  

     Тема потерянности и одиночества была основной в этих работах. Это своего рода рисунки–рассказы. Если рассмотреть их внимательно, то  выясняется, что они содержат определённые символы, через которые ребёнок кричит нам: «Обратите на меня внимание! Я здесь и мне плохо!»  Символы несут элементы необъяснимого, что нельзя выразить словами, применительно к какой-то конкретной жизненной ситуации: падающие камни,  полуразрушенные города, одинокая фигура, на краю  обрыва - этого в реальной ситуации нет, но мир-город автора рисунка в его представлении именно такой.

     В основе многих современных теорий в области интерпретации изобразительного искусства лежат идеи, в которых особая значимость придаётся именно символам. Считается, что через изображение символов  проявляется бессознательное.

     Ориентируясь по ним, можно найти путь к проблемам и переживаниям ребёнка.

     Символ несёт элемент необъяснимого, что нельзя выразить словами. Такие рисунки несут большое количество  информации. Неискушённому человеку трудно представить, как можно «увидеть», что «говорит» рисунок – «слышать» глазами чрезвычайно трудно.

     Я увлеклась исследованиями детских рисунков и с точки зрения цветоведения.

      Например, методика цветового теста Люшера дает возможность составления психоэмоционального портрета ученика на основе его работ. Довольно простыми средствами можно добиться объединения, казалось бы, принципиально несовместимых понятий: индивидуального подхода к каждому ученику и преподавание единой учебной программы.

     В то же время, не стоит забывать, что процесс создания работы есть не что иное, как творчество, следовательно, интерпретация может и должна осуществляться с позиций основных семиотических положений. Краеугольным камнем становится композиция рисунка – синтез семиотических составляющих: синтактики, семантики и  прагматики. Только рассматривая работу последовательно, начиная со значения знаков (по терминологии Ч.С. Пирса), через семантическую оценку отдельных элементов изображения и выявив основные закономерности построения рисунка, можно получить целостное восприятие работы. При таком подходе становится очевидной опасность пренебрежения отдельными семиотическими составляющими, что в ряде случаев поможет избежать серьезных ошибок во взаимоотношениях между учителем и учеником.

     Считаю необходимым отметить, что в настоящее время происходит постоянный рост числа культурных семиотик, не в последнюю очередь за счет развития информационных технологий. Естественно, это отражается в психоэмоциональном состоянии учеников, и соответственно, в их творчестве. И вот тут достаточно легко можно «налететь» на подводный камень. Оценивая работу исключительно с позиций субъективно-эмоционального восприятия, игнорируя другие элементы семиотики, можно прийти к совершенно неверным выводам о внутреннем мире автора. «Noli nocere», «Не навреди», пожалуй, в полной мере применимо к описываемой ситуации.

     Следует четко понимать, что использование прикладной семиотики  в практике обучения не ставит перед собой целью  воздействие на внутренний мир ученика. Это инструмент диагностики, позволяющий в известной степени оптимизировать процесс обучения; не следует абсолютизировать его возможности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества

Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...

Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества

Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

 Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....

Знакомство с личностью писателя как непременный элемент развития интереса к его творчеству и побудительная причина реализации детского творчества

Коллеги! В этом материале вы найдёте разработку урока по поэзии Лермонтова в 7 классе, некоторые моменты внеклассных мероприятий, посвящённых юбилеям поэтов, писателей. Ещё я познакомлю Вас с такой не...

Положение о проведении муниципального фестиваля – конкурса детского творчества «Живая память» и выставки декоративно - прикладного творчества «Страницы войны», посвящённых Году памяти и славы в России

Положение определяет порядок организации и проведения муниципального фестиваля – конкурса детского творчества «Живая память» (далее фестиваль – конкурс) и муниципальной выставк...