Открытое образование
статья по теме

Открытое образование - реалия современной России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_obrazovanie_-_realiya_sovremennoy_rossii.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое образование  - реалия современной России

Современные тенденции общемирового развития связаны со становлением демократического, открытого общества, формирование которого влечет за собой преобразование социального пространства, модернизацию социальных институтов. В сфере образования идеи открытости находят воплощение в системе открытого образования, которая создается под воздействием актуальных изменений, происходящих в обществе, и благодаря демократизму, высокому динамизму в полной мере соответствует современным социальным реалиям. Выход российского образования на мировую арену в новой роли совпал с нарастанием системного кризиса и усилением конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Кризис, став источником нестабильности, неустойчивости и обострения противоречий во всех областях человеческой деятельности, нарушил привычные, налаженные связи между обществом и системой образования. Критика в адрес образования затронула, в большей степени, структурный, количественный и качественный аспекты подготовки специалистов. Однако сформировать внятный социальный заказ, определив критерии качества, необходимый перечень специальностей и профессий общество, по разным причинам, пока не сумело. В свою очередь, обоснованные претензии, предъявляемые обществу от лица образования, направлены на хроническое недофинансирование образования, «провалы» в законодательном и нормативно-правовом обеспечении деятельности образовательных учреждений, процесс «заболачивания» образовательной деятельности формально-бюрократическими процедурами, чреватый дальнейшей деградацией качества образования. Подобное развитие событий актуализирует поиск новой модели образования, адекватной общественным, корпоративным и личным потребностям и, одновременно, соответствующей потенциалу и возможностям отечественного образования. Российское общество стало нуждаться в переходе к открытому образованию.

В российском сообществе есть как сторонники, так и противники открытого образования. Одни придерживаются того, что открытое образование практически единственно возможное устройство современного образовательного пространства в связи со сложившейся ситуацией в образовании. Другие же, напротив, считают возможным продолжать продуктивно развивать систему образования, используя уже имеющиеся и давно функционирующие образовательные практики. Я являюсь сторонником первой гипотезы, и ниже приведены доводы в доказательство.

Модель открытого образования предполагает:

  • открытость образования будущему;
  • интеграцию всех способов освоения человеком мира;
  • развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества;
  • свободное пользование информационными ресурсами;
  • личностную направленность процесса обучения;
  • развитие информационной культуры;
  • процесс постоянного поиска и изменений, формирование новых ориентиров и целей;
  • партнерство преподавателя и ученика.

    Система открытого образования основывается на определенном понимании мира и человека. Это мировоззрение определяет цели и задачи открытого образования, его содержание, принципы и методы.

Отличительными чертами этого мировоззрения являются:

  • целостность;
  • междисциплинарность;
  • методологический плюрализм;
  • открытость процесса познания;
  • интеграция различного рода информации.

    Это требует внесения принципиальных корректировок в организацию действующей системы образования с учетом необходимости сохранения и развития наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной системы.

В трансформируемом, социально нестабильном, российском-обществе проблемы бедности, функциональной неграмотности и безработицы приобрели особую остроту. В' этих условиях формирование системы открытого образования, которая способна обеспечить доступность знаний широким слоям населения в гибких, многовариантных формах, резко актуализируется. Возникает необходимость теоретико-социологической концептуализации процесса становления открытого образования как сложной социальной» системы, отвечающей потребностям современного российского общества. Разработка этой темы связана с осмыслением открытого образования как социального, института; регулирующего взаимодействие участников, образовательного процесса в открытом образовательном пространстве.

Определяя подходы к пониманию открытого образования, необходимо учитывать, что само понятие «открытость» пока еще не имеет общепринятой трактовки, интерпретируется достаточно широко и экстраполируется на многие жизненные явления. Это обстоятельство обусловливает многообразие имеющихся толкований идеи открытости образовательных процессов в современном обществе. Сегодня открытое образование понимается по-разному: как открытая социальная система, адекватно реагирующая на изменения образовательных потребностей населения; как социальный институт, регулирующий свободный доступ к научной информации и овладению комплексом профессиональных знаний в течение всей жизни человека; как образование, обеспечивающее вариативный выбор форм и методов обучения и т.д. Открытое образование в настоящее время является не только предметом теории, но и сферой социальной практики: формируется система открытого образования, которая находит реальное воплощение в придании свойств открытости традиционным системам образования и образовательным учреждениям, в создании специальных учебных заведений, работающих на принципах открытости мировой культуре, социуму, человеку.

Актуальность понятия «открытое образование» и многообразие теоретико-концептуальных и институциональных форм его практического воплощения порождают острую потребность в исследовании его сущности, методов и технологий функционирования в динамично развивающемся образовательном пространстве современного общества. Приоритетная роль в теоретическом осмыслении этой назревшей проблемы по праву принадлежит социологии как отрасли научного знания, обладающего наиболее широким предметным полем интегративного социального анализа.

Становление многоуровневой, многофункциональной, сложно структурированной социальной системы, какой является система открытого образования, связано с проблемами объективного и субъективного характера, имеющими разную степень сложности в зависимости от уровня решаемых задач. Создание международной открытой системы образования осуществляется путем придания свойств открытости национальным образовательным системам и их интеграции в единое международное образовательное пространство. Наиболее значительные изменения в этом плане происходят на Европейском континенте, где в рамках Болонского процесса формируется общеевропейская интегральная система образования, основанная на принципах открытости европейскому сообществу, другим ступеням образования, контактам и связям. Естественно, на этом пути ныне возникают сложные проблемы, обусловленные имеющимися различиями в национальных системах образования, в основе которых лежат специфические социокультурные приоритеты и традиции.

Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов XX века, в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на её демократизацию и развитие «как открытой государственно-общественной системы». В сентябре 2003 года Россия официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 года Россия осуществила реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования. Модернизация российской системы образования осложняется тем, что она разворачивается в период комплексных преобразований практически всех сфер жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и культурно-духовной. Высокая социальная значимость образования как для всего общества в целом, так и для каждого человека в отдельности, обусловливает острую необходимость четкого обозначении теоретико-концептуальных и социально-организационных проблем реформирования российского образования и эффективного поиска путей их практического решения.

Наряду с набирающими силу интеграционными процессами, направленными на продвижение отечественного образования к открытости европейскому сообществу, в России происходит становление информационно-открытой системы образования, использующей дистанционные обучающие технологии. Открытый образовательный процесс в ней строится на иных, нежели в традиционном образовании, организационных, технологических, методических принципах, обеспечивая расширение доступности образования для различных социальных слоев. Вместе с тем, развитие такой системы связано с возникновением сложных технико-экономических, теоретико-методологических, кадровых, финансовых проблем, решение которых позволит создать высокотехнологичную и высококачественную систему образования, информационно-открытую мировому сообществу, российскому социуму, каждому человеку.

Особую актуальность формирование системы открытого образования, обеспечивающей доступность знаний, обретает в трансформируемом, социально нестабильном российском обществе, где небывалую остроту и размах получили кризисные явления обнищания значительной части населения, развития социопатий. В этих условиях открытое социальное образование призвано во всё более возрастающих масштабах нести просветительское социокультурное знание во все слои общества, способствуя его оздоровлению и духовному возрождению. Свободный, многовариантный и открытый характер образовательного процесса способен обеспечить духовные, нравственные, профессиональные познавательные потребности квалифицированных работников отрасли социальной защиты населения, а также тех, кто готовится ими стать. Вот почему в настоящее время остро встает вопрос о формировании высококачественной и высокотехнологичной российской системы открытого социального образования.

Подводя итог, хотелось бы систематизировать проблемы современного образования, которые показывают необходимость перехода российского общества к открытому образованию

  1. Мировой кризис образования

    Подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем человечества, т.е. перед лицом "информационного общества".

  1.  Социальные проблемы

В стране складывается достаточно негативная социальная ситуация, вызванная большим разрывом между элитарным и массовым образованием, а также ограниченностью, по разным причинам, доступа к качественному образованию.  Существенная часть трудоспособной молодежи не охвачена системой профессионального образования, что угрожает воспроизводству трудовых ресурсов. В плане общих показателей доступа и охвата молодежи профессиональным образованием Россия существенно отстает от развитых стран мира. Более того, в последние годы обозначилась тенденция снижения грамотности всего населения.

    Тем не менее, потребность в образовании за последние годы резко возросла по следующим причинам:

  •  изменения спроса на рынке труда;
  •  высвобождения трудовых ресурсов предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК), радиопромышленности, электронной промышленности и др.;
  • сокращения вооруженных сил;
  • стремления к дополнительному образованию и переквалификации;
  • ограниченной пропускной способности образовательных учреждений;
  • необеспеченности инвалидов;
  • удаленности малоосвоенных регионов;
  • ограниченной возможности получения образования русскоязычным населением зарубежных стран.

    Решить эти и другие социальные проблемы может только система открытого образования, ориентированная на обеспечение качественно нового уровня знаний, доступных, в перспективе, любому желающему. Прорыв будет достигнут за счет создания новой информационной образовательной среды, основанной на современных новых информационных и образовательных технологиях.

  1. Низкая информационная культура

 Обучение в системе ОО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков), а также материально-технического обеспечения рабочего места. Это относится как к обучаемым, так и к профессорско-преподавательскому составу.
Таким образом, объективно возникает новая форма социального неравенства - информационное неравенство. Задача перспективной системы открытого образования состоит в том, чтобы снизить остроту этого неравенства за счет предоставления людям возможностей повышения своей информационной культуры.

  1.  Излишняя дифференциация образовательных дисциплин

Существенным недостатком существующей системы образования является излишняя дифференциация в обучении и научных исследованиях. Необходимо интегрировать отдельные дисциплины и научные направления, чтобы научить студентов видеть единый, целостный мир.

  1. Требование коренных изменений организации управления в образовательной сфере

Развитие рыночных отношений в сфере образования, изменение механизмов финансирования образовательной деятельности, обострение конкуренции между образовательными учреждениями, развитие автономности их деятельности - все это существенно влияет на структуру, организацию и управление образовательными учреждениями, меняет стиль образовательной деятельности.
    Система открытого образования - сложнейшая суперсистема, и она как целое может оптимально функционировать лишь при распределении управления по всем уровням иерархии, с предоставлением им определенной самостоятельности.
    Остающиеся центру координирующие и направляющие функции не менее, а более важны и престижны: они стратегического уровня, требуют еще большей компетентности, системного подхода, знаний и интеллектуальных усилий, ибо определяют судьбу образовательного процесса в целом.

  1. Системные рассогласования

Одной из основных проблем современной образовательной сферы являются рассогласования:

  • в содержании образования;
  • в нормативно-правовом обеспечении;
  • в стандартизации и формализации образовательных технологий;
  • в организации управления;
  • в экономических и финансовых вопросах;
  • в исследовании рынка и маркетинге;
  • в оценках качества образования.
  1.  Низкое качество образования

Качество образования можно оценить по качеству выпускника, которое рассматривается в двух плоскостях: качество образованности личности и конкурентоспособность в условиях рынка. Многие выпускники вузов оказываются невостребованными на рынке труда и вынуждены устраиваться на работу, не соответствующую их квалификации, или переучиваться. Необходимо создать модель выпускника, отвечающую потребностям хозяйствующих субъектов.
    Каждая учебная дисциплина в системе открытого образования, каждый модуль, каждая лабораторная работа или деловая игра должны быть ориентированы на достижение показателей качества, которые могут быть приобретены учеником при работе с образовательной технологией. Поэтому в технологии необходимо закладывать способы вычисления (определения) показателей качества.

  1. Проблемы образовательного маркетинга

Проблема маркетинга в образовании - формирование и реализация стратегии наращивания "человеческого капитала".

    Существует четыре основных проблемы маркетинга применительно к открытому образованию:

  • образовательные продукты открытого образования должны быть максимально ориентированы на потребителя;
  • необходимо не только учитывать требования рынка, но и всеми инструментами комплекса маркетинга активно воздействовать на него;
  • служба маркетинга должна давать результат, который в первую очередь проявится в организации оптимального набора студентов, а также в трудоустройстве подготовленных специалистов;
  • маркетинг должен быть постоянно действующим процессом с обязательным участием всех вузов, входящих в систему открытого образования.
  1. Реструктуризация экономики и финансовых потоков в обществе

Главенствующая роль в экономическом развитии принадлежит образованию, которое формирует конкурентоспособную рабочую силу.
    Неудовлетворительное финансирование является одним из главных факторов и источником кризисных ситуации в системе образования. Надо вкладывать ресурсы, особенно финансовые, в развитие человека, а это значит, надо вкладывать средства в развитие образования, культуры, здравоохранения, и это является самым рентабельным капитальным вложением. Управление этим процессом должно носить глобальный характер, в котором основная организационно-управленческая роль должна выполняться на местах на уровне регионов, а центр должен осуществлять координацию этого процесса.

  1.  Необходимость изменения нормативно-правового обеспечения

 Открытое образование пока не прописано в законодательных документах. Но это в значительной мере связано лишь с формальными процедурами. Элементы технологий открытого образования активно используются в современной педагогической практике. Практика уже опережает теорию и законы. Необходима разработка законодательных актов и нормативно-правовых документов, способствующих широкому распространению новой формы получения образования.

  1. Недостаток обученных кадров 

Для эффективного внедрения новых технологий нужны квалифицированные кадры, умеющие воплощать технические новшества в конечную продукцию и производственные процессы.

  1. . Проблемы международного сотрудничества

Проблемой международного сотрудничества является не только языковой барьер, но и различия в профессиональном терминологическом аспекте, в традициях и методах преподавания. Обмен опытом и последними достижениями в области образовательных технологий на уровне международных соглашений и сотрудничества способны обеспечить новый качественный скачок в усовершенствовании образовательного процесса.

  1.  Показатели роста числа обучающихся 

Существенно возрос спрос на образование и в России. Это связано с изменением спроса на рынке труда, высвобождением специалистов ВПК, сокращением числа военнослужащих и др.
Интересные тенденции наблюдаются в России в развитии заочной формы обучения, которая в большинстве образовательных учреждений использует дистанционные технологии обучения. В настоящее время количество заочников резко пошло вверх. Это говорит о том, что получение образования без отрыва от основной деятельности становится более привлекательным как для обучающихся, так и для работодателей.
    Последние годы характеризуются устойчивой тенденцией к росту контингента аспирантов и докторантов в образовательных учреждениях Российской Федерации.
За последние годы в системе дополнительного профессионального образования особое место занимает повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Значительно увеличилась роль высших и средних профессиональных учебных заведений в организации повышения квалификации и переподготовки специалистов.

У открытого образования есть два преимущества, обеспечивающие ему далекую перспективу. Во-первых, оно индивидуально. Во-вторых, оно экзистенциально.

Оно нужно для разрешения живых человеческих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...

Этапы работы по технологии открытого образования "образовательное путешествие"

Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, способная соединить реальное передвижение в пространстве с освоение...

Этапы работы по технологии открытого образования "образовательное путешествие"

Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая преобразовывать окружающую среду в среду развития личности, способная соединить реальное передвижение в пространстве с освоение...

Проект "Открытое образование"

ЗАПИШИТЕСЬ НА КУРСЫ ОТ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ!Воспользуйтесь возможностью учиться бесплатно у лучших преподавателей. «Открытое образование» - современная образовательная платформа, предлагающая он...

"Открытое образование" Квест-игра "Переполох в парке"

подготовка к созданию Квест-игры по материалам о достопримечательностях «Парка имени  50-летия Октября» города Самары в летний период  для молодежной аудитории....

"СПАСИБО, СТАРИНА" работа на конкурс "Открытое образование в открытой среде" 2018

Работа посвящена футболу, с целью привлечь внимание учащихся к игре №1,предстоящему Чемпионату мира по футболу в России, мероприятие сопровождается показом мультимедийной презентации, при проведении о...