Статья на тему "Первые шаги на пути к проекту"
статья по теме

Бойкова Анна Александровна

Статья  на тему "Первые шаги на пути к проекту"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_na_puti_k_roektu.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ПРОЕКТУ

Бойкова А.А., (г. Долгопрудный, учитель биологии, НПОШ «Содружество»)

     Потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, умеющих работать с информацией, принимать решения в ситуации выбора, ставит перед современной школой  новые задачи: развитие творческих способностей, инициативы, стремление к самореализации.  Важное место в реализации этих задач занимает проектно - исследовательская деятельность школьников, способствующая раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей учащихся, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду. Эти качества в последние годы стали определять как ключевые компетенции. Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.

     Задача педагогов  -  подготовить личность, способную ориентироваться в современном мире, в огромном потоке информации, умеющую творчески мыслить. На сегодняшний день проектно-исследовательская деятельность является распространенной формой организации урочной и внеклассной работы с учащимися, в связи с этим возрастает интерес к системе ее организации и результативности. В своей работе я применяю проектно-исследовательскую деятельность. Например,  на уроках в 7 классе за несколько недель до изучения темы «Эволюция органического мира», ребятам было предложено подготовить проект по теме  «Динозавры мелового периода». Изучение динозавров не предусмотрено школьной программой, поэтому ребята очень заинтересовались этой темой, но т.к. разнообразие динозавров очень велико, поэтому остановились на основных представителях мелового периода.  Это был групповой проект, ребята собрали интересную информацию, подготовили презентацию и даже сделали макет на котором представили  динозавров в естественных условиях. С большим интересом ученик 7 класса Вяльшин Артур готовил игру-проект по теме «Путешествие по зоопарку», которую провел для своих одноклассников на неделе естественных наук. Задача проекта: разработать сценарий, найти  интересную информацию, ее обработать, продумать правила и ход игры, подготовить презентацию. Артур подобрал следы животных, голоса, интересные вопросы, предложил ребятам разбиться на команды, подготовить эмблемы, девиз и название команд.  И ребята стали  активными участниками процесса, совместная  деятельность  помогает  учащимся  научиться работать в  «команде». Что в дальнейшем и сказалось на результате игры, более сплоченная команда показала наилучший результат, и выиграла.

     В 10-м классе было предложено несколько проектов на выбор, и из 9 предложенных выполнено было всего лишь два.  Я столкнулась с такой проблемой как немотивированные дети.  Причем  это вполне благополучные дети, которые просто не хотят учиться, им не нравится учебная деятельность. Немотивированные учащиеся не организованны, не исполнительны, не отличаются высоким познавательным интересом. Им вполне достаточно обычной программы, традиционных требований. Поэтому первоначально такие дети в проект начинают играть вынужденно, им надо исправлять свою оценку по предмету под влиянием их родителей или учителей. Наша задача   научиться использовать факторы мотивации и постоянно варьировать их на уроке и внеурочное время. Основной фактор, который может мобилизовать  ученика и повысить желание его учиться – это ощущение успеха.

     Что с этим делать?  Воспитание мотивации – это длительный процесс, связанный  со становлением личности школьников в целом.  В начале работы  над проектами я проводила в определённые дни консультации;  как только зарождался интерес у ребят, подбирала соответствующую литературу, интересные факты, опыты . Заметила, что у некоторых учащихся, не развита речь, не умеют выделять главное. Поэтому пришлось приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребят.  Например, Миронов Даниил и Зиновьев Дмитрий  панически боятся выступать перед аудиторией, тихо говорят, невнятно, на уроках все время молчат. Но после того как много раз с ними репетировали выступление ребята отлично  справились с этой работой, проявили творческие способности и во время выступления на весенней школьной конференции, раскрылись перед учениками и учителями с другой стороны. Многие не ожидали, что ребята могут так четко и правильно излагать свои мысли, делать выводы по интересной работе « Витамин  С». После конференции многие ребята проявили интерес к исследовательским проектам, и я надеюсь в следующем году из предложенных 9 проектов, будут реализованы и доведены до конца все. Совместная разработка проекта и обсуждение результатов реализованных проектов приводит к саморазвитию личности и самореализации личности ученика. Повышается интерес к дисциплине, желание принять участие в других проектах, чувствуют радость от достигнутых успехов. Поэтому дальнейшая цель моей работы,  чтобы в итоге почти все школьники включились  в проектную деятельность.

       

Школьная научно-практическая конференция.



 

Комментарии

Бойкова Анна Александровна

Статья написана после первых проектов.