Первые шаги большого пути
материал (6 класс)

Захарова Светлана Борисовна

Выездной классный час «Первые шаги большого пути» является частью проекта «Большой план спасения Земли», целью которого является экологическое воспитание. Вся работа направлена на то, чтобы сформировать у детей определенный объем знаний по экологии, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Мероприятие является определённым этапом активных действий нашего проекта. Актуальность выбранной темы очевидна. Экологические проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Сегодня как никогда необходимо изменить своё отношение к окружающему миру и обеспечить соответствующее воспитание и образование нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

Первые шаги большого пути

Автор: Захарова Светлана Борисовна,

учитель МКОУ СОШ №3 г. Пудожа

Республики Карелия

2021 год

Структура описания методической разработки

воспитательного мероприятия:

  1. Пояснительная записка.
  2. Основная часть.

  1. Пояснительная записка.

Выездной классный час «Первые шаги большого пути» является частью проекта «Большой план спасения Земли», целью которого является экологическое воспитание. Вся работа направлена на то, чтобы сформировать у детей определенный объем знаний по экологии, осознанию значимости своей практической помощи природе. 

Мероприятие является определённым этапом активных действий нашего проекта. Актуальность выбранной темы очевидна. Экологические проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Сегодня как никогда необходимо изменить своё отношение к окружающему миру и обеспечить соответствующее воспитание и образование нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Выездной классный час можно считать универсальным, так как в нём могут принять участие все желающие отправиться в путешествие. В нашем случае приняли участие обучающиеся 4,5,6 классов, их родители с детьми младшего возраста, педагоги и администрация школы.

Реализация проекта «Большой план спасения Земли» была начата в 2020 году в 5 «А» классе, классным руководителем которого являюсь в настоящее время. Мы вместе участвуем в различных мероприятиях, посвященных проблемам экологии.  Отрадно, что к нашему проекту стали проявлять интерес обучающиеся других классов, родители и педагоги. Ещё в начальной школе дети были вовлечены в работу по охране природы: конструировали кормушки и подкармливали птиц зимой, убирали мусор возле реки, собирали макулатуру, учились тому, как в походе не навредить природе. Приняли участие в школьном конкурсе детского творчества " В царстве белого медведя – 2017" https://vk.com/id27954011?w=wall27954011_1391. После классных часов «Будем дружить с природой» и «Как прекрасен этот мир» рисовали рисунки. Читали стихи о природе на школьном вечере поэзии, ежегодно принимали участие в выставке «Дары осени», создавая композиции из природных материалов. Не остались в стороне акции: «Природа и вода-2018», «Марш парков-2019», Неделя Добра-2020».  В мероприятиях так же активно принимали участие и родители.

Цель классного часа обобщение знаний обучающихся об экологии как науке, её роли в жизни людей. Задачи: повторить понятие «экология», учить соблюдать правила и нормы поведения в природе; развивать любознательность, логическое мышление, воображение, речь, умение рассуждать и обосновывать свои суждения; воспитывать экологическую культуру.

Мне кажется, что это отличная форма проведения воспитательного мероприятия. Дети любят поездки, путешествия, походы и легко и непринужденно воспринимают новую информацию в интерактивной форме, а родители и педагоги оказывают большую поддержку и заинтересованность в оценке значимости такого мероприятия. Мастер-классы и экскурсии, во время которых дети учатся анализировать, наблюдать,  сравнивать, использовать ранее полученные знания и навыки всегда приходят на помощь классному руководителю.

Для реализации выездного классного часа необходимо задействовать некоторые ресурсы. Организация поездки на школьном транспорте (у нас было 2 автобуса), включая разрешение ГИБДД, инструктаж безопасности. Сопровождение детей из числа педагогов и родителей (44 человека, из них детей – 32, 4 педагога, 8 родителей). Чтобы обеспечить максимальное участие каждого в мастер-классах, нам предложили разделиться на 4 группы. Программа была заранее согласована с руководством парка (экскурсии, мастер-классы, обед). Оплата услуг парка согласно тарифу для детей и взрослых. С собой привезли рекомендованные овощи, фрукты для кормления животных. Для комфортного пребывания во время экскурсии в лесу («Муравьиная тропа») рекомендовано иметь одежду, закрывающую руки, ноги, головной убор, легкую обувь. Для удобства лучше взять небольшие рюкзачки, тогда руки будут свободны, чтобы делать записи в блокнотах со слов экскурсовода или снимать фото и видео. Каждому необходимо иметь питьевую воду и немного еды на перекус. С собой взяли мячи, бадминтон, туристические коврики, аптечку. И, конечно, индивидуальные маски!

Перед мероприятием необходимо организатору поездки познакомиться с информацией на официальном сайте Кенозерского парка  

http://www.kenozero.ru/

http://kenozerjelive.ru/morshihinskaja-2.html http://www.mnr.gov.ru/press/news/v_natsparkakh_parkakh_kenozerskiy_i_onezhskoe_pomore_startuet_proekt_po_vnedreniyu_razdelnogo_sbora_/?special_version=Y     

           Мне эта информация во многом помогла согласовать заранее программу посещения парка и связаться с сотрудниками парка.

Использование данной методической разработки в практике работы классных руководителей поможет в организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию обучающихся и будет хорошим поощрением за проделанную работу. К тому же ближе узнаете своих подопечных, их родителей. А контакты с сотрудниками парка будут способствовать укреплению связей для дальнейшего сотрудничества.

  1. Основная часть.

В 2020-2021 учебном году мои пятиклассники с огромным желанием согласились продолжить участие в мероприятиях по бережному отношению к природе, а на родительском собрании родители поддержали данное направление. Ещё в сентябре появилась идея составить план наших действий, который позднее получил название «Большой план спасения Земли». Первый сентябрьский классный час «День без бумаги» стал стартом, далее, в октябре,  в рамках всероссийской экологической акции «Сдай макулатуру, спаси дерево!» собрали макулатуры 238 килограмм. Выход на дистанционное обучение не остановил нашу деятельность. В ноябре дистанционно проведено тематическое занятие «Масса пластмассы» и участие в конкурсе плакатов (акция ко дню вторичной переработки Регионального (открытого) проекта «Эко-техно»), после чего дети с родителями убрали участок берега реки Водла. В декабре, в рамках международного дня акций за принятие Декларации прав животных, рассказали о своих домашних питомцах, собрали корм для бездомных животных. Во всех семьях нашего класса на новогодний праздник не было ни одной живой ёлки! 11 января, в День заповедников и национальных парков дистанционно состоялся классный час «Особо охраняемые природные территории». Состоялся разговор о том, что создавая заповедники и национальные парки, мы хотим уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира. Были подготовлены фоторепортажи о национальном парке «Водлозерье». Тогда и возникла идея посетить заповедные места. В феврале начали знакомство с Красной книгой Карелии. В марте разбирались с тем, почему мусор надо сортировать. В апреле приняли участие в акции «Марш парков». После участия в школьной игре «Юные покорители космоса» у детей возник вопрос о космическом мусоре, самостоятельно искали материал в интернете, посмотрели и обсудили вместе с родителями фильм о проблеме космического мусора. А в мае началась подготовка к поездке в Кенозерский  национальный парк. Кроме того в мае убирали школьную территорию, свои дачные участки, городской «Летний сад», посадили 2 берёзы и 5 кустов сирени, сдали 262 килограмма макулатуры. Выездной классный час стал этапом подведения итогов проделанной работы в 5 классе, который планировалось провести в июне, по окончании учебного года.

Описание проведения выездного классного часа

 в Кенозерский национальный парк «Первые шаги большого пути».

  1. Организация поездки за пределы Пудожского района.
  2. Проведение линейки (классный руководитель).

Сегодня у нас выездной классный час на экологическую тему в Кенозерский национальный парк и нам предстоит сделать ещё один шаг нашего большого пути к знаниям по спасению Земли. Мы отправимся в путешествие, чтобы узнать больше о природе и культуре. Надеюсь, благодаря активной работе во время классного часа, вы поймёте насколько важно беречь природу и прилагать усилия для её защиты и охраны. 

Известны ли вам правила поведения на природе? (Примерные ответы: не шуметь, не тревожить обитателей леса; не рвать цветы, не ломать деревья; убирать за собой мусор).

Итак, в добрый путь! Мы начинаем путешествие в удивительный, прекрасный и загадочный мир природы, где мы можем поразмышлять и отдохнуть, узнать новое. Не забывайте фотографировать и  делать записи в ваших блокнотах. А на обратном пути домой вас ждёт викторина по следам нашего путешествия, где вы сможете поделиться новыми знаниями.

  1. Перекличка, инструктаж по безопасности, контроль состояния здоровья.
  2. Отъезд от школы.
  3. В пути «Игра в слова» (назвать животное, насекомое, растение на последнюю букву слова).
  4. Деревня Морщихинская, приезд, высадка, слово классного руководителя:

Привет, заповедное  Кенозерье! Давно мы мечтали побывать здесь!

Ежегодно гостями Кенозерского национального парка становятся более 16 тысяч человек. От уровня экологической культуры каждого зависит, удастся ли сохранить чистоту заповедной земли.

Кенозерский национальный парк образован 1991 году и занимает площадь 139663 гектара. Территория парка представляет собой природный и историко-культурный комплекс, расположенный в юго-западной части Архангельской области, его западная граница проходит по границе с Республикой Карелия. В 2004 году Кенозерский национальный парк получил статус биосферного заповедника. С 2014 года является кандидатом на включение в список объектов Всемирного наследия.

В России осталось исключительно мало территорий, где культурное и природное наследие сохранилось бы наиболее полно и многогранно. Одной из таких территорий является Кенозерский национальный парк, на территории которого выявлены памятники эпохи неолита.

Деревня Морщихинская (прежнее название – Лекшмозеро) – одна из трех деревень на Лекшмозере, самая большая. Возможно название деревни произошло от вепского "лехма", т.е. "корова" или от горы Морщиха, находившейся в Лекшмозерье. Было и другое название деревни – Морщиниха. Деревня расположена на северном берегу Лекшмозера и является Центром Каргопольского сектора Кенозерского национального парка. В деревне есть каменная церковь апостолов Петра и Павла, построенная в 1829 г., часовня Ксении Петербургской, музей деревни на месте бывшего почтового отделения, ландшафтный театр "Северный экватор", гостиница "Изба рыбака", почта, несколько магазинов.

В программе нашего классного часа: экскурсия в Визит-центр, экологическая "Тропа муравейников", мастер-классы по мезенской росписи, плетению из бересты и декоративной набойке в «Рукодельной избе», встреча на ЭКОферме «Мезенка», водная прогулка и отдых на берегу озера.

  1. Экскурсия в Визит-центр Кенозерского национального Парка.

Здесь находится информационный центр, можно узнать всё, что необходимо для приятного, насыщенного, увлекательного и безопасного отдыха на заповедной территории. Здесь размещаются музейные экспозиции, посвящённые культурному и природному наследию Кенозерья и Лекшмозерья. На первом этаже находится сувенирная лавка с изделиями местных мастеров, а из окон открывается замечательный вид на озеро Лекшмозеро. Экскурсию в центре для нас провела Наталья Алексеевна Боголепова. Слушать её одно удовольствие! Столько информации!

Мы поднимаемся по лестнице и останавливаемся возле огромной карты, на которой представлена вся территория национального парка. Со всех сторон Кенозерский национальный парк окружают леса, граничит с нашим Водлозерским национальным парком (в дальнейшем пятиклассникам будет предложено сравнить экосистемы Водлозерского и Кенозерского парков). Территория парка на три четверти покрыта лесной таёжной растительностью, остальную территорию занимают болотные массивы, луга, озёра. За тысячи лет эволюции и смен климатических эпох на этой территории сформировались смешанные сосново-еловые леса, занимающие 76 % территории национального парка. Есть в парке и феномены, относящиеся к уникальным природным объектам. Это Озовая гряда (Масельга), Кенозерская впадина, Каньон реки Порженки, Озёрно-канальная система с древними волоками и «Святые» рощи и деревья.

А вот и первый зал. Разные науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они на неё влияют. Это наука ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука. Ведь природа – это общий дом для растений, животных и человека.

Мы погружаемся в мир флоры и фауны Кенозерья…

Далее переходим во второй зал, в котором представлены старинные иконы, фотографии, орудия труда и быта жителей лесного края.

Самым запоминающимся оказался современный интерактивный ГЕО-класс «Из космоса в недра Земли». Здесь мы узнали, как образовалась планета Земля, из чего состоит, и кто населял её в древности. В помощь юным исследователям — современные технологии.

  Мы посмотрели на Землю и Луну из космоса. Проследовали по шкале времени от начала истории планеты до наших дней. Удивительно, что здесь можно увидеть, как менялась в течение трёх миллионов лет территория Кенозерья и Онежского Поморья.

  С помощью очков виртуальной реальности мы «побывали» в геопарках Северной Ирландии, Канады, Исландии, Шотландии, Норвегии и России — стран-участниц международного проекта «Дрейфующие вдали». Кенозерский национальный парк стал единственным в России, принявшим в нём участие. Именно благодаря проекту и был оборудован и оформлен весь ГЕО-класс в Морщихинской, прототипом которого стал знаменитый исландский музей LAVA Centre. Из Исландии сотрудники Парка привезли и первые экспонаты — кусок лавы и образцы минералов. В создании класса принимали участие профессиональные геологи.

В ГЕО-классе можно было не только смотреть, но и всё трогать руками. В интерактивной песочнице мы строили земную поверхность, рассматривали со всех сторон под увеличительным стеклом образцы минералов. Комната совсем небольшая, но в ней есть всё, чтобы изучать геологию!

  1. Экологическая "Тропа муравейников".

Далее нас ждала познавательная «Тропа муравейников». Всего лишь 3 километра, но, сколько нового интересного мы узнали! Как уживаются в лесу медведь, лиса и муравьи? Как устроен муравейник? О чем рассказывают деревья и травы в лесу? С любовью и заботой обустроенный маршрут мы прошли легко и весело! У ребят было много вопросов, и на все терпеливо отвечала Ирина Николаевна Курмина. Она поведала нам, что хозяином тропы является любознательный муравьишка и всех гостей парка приглашает на познавательную прогулку по своему лесу.

  1. Водная прогулка и отдых на берегу озера.

Водная прогулка по озеру с Евгением Алексеевичем Марининым и отдых на берегу озера подарили заряд бодрости.

  1. Обед.

Далее нас ждал обед, домашняя кухня порадовала каждого, всё с аппетитом съели! А приготовила его для нас гостеприимная хозяйка Зоя Николаевна Башкирева.

  1. Серьёзный разговор «Зачем сортировать отходы?» о том, как можно сохранить чистоту заповедной земли. Слово классного руководителя.

Открою секрет, этого пункта не было в нашей программе. В Визит-центре мне в руки попала маленькая книжечка «Путешествие бутылочки Пэтти, или зачем сортировать отходы», которая была издана дирекцией Кенозерского национального парка. Тогда я и решила поговорить об этом с детьми.

Как же здесь красиво – свежий воздух, пение птиц и такая чистота кругом! Ой! Куда же нам деть наши бутылочки из-под воды? На донышке указана маркировка, выбросить просто так её нельзя.  Этот материал небезопасен для природы и человека. Что же нам с бутылочками делать? По словам сотрудников Парка и местных жителей, самым распространённым видом мусора, оставляемого туристами, являются именно пластиковые бутылки.

Что же делать, если отказаться от пластика не получается, то самое экологически дружелюбное решение – это сдать отходы на переработку, в этом случае ценные ресурсы не пропадут на свалке. Мы успели заметить, что везде установлены контейнеры. Отдельно можно сдать на переработку бумагу, стекло, пластик и металл. Всё вторсырьё, которое попадает в контейнеры, должно быть чистым, так как сотрудники Парка проводят сортировку вручную. В деревне Морщихинская работает центр по обращению с отходами – именно там всё накопленное сырьё ждёт своего часа, чтобы стать чем-то нужным. Сюда же под мощный пресс попадут и наши бутылочки.

Что же дальше? Спрессованные отходы вывозятся в город Сокол на Вологодский перерабатывающий завод. Там они измельчаются в гранулы и плавятся. Из расплавленного пластика формируются тонкие нити, которые затем станут тканью или другими полезными вещами. Переработка пластиковых бутылок экономит 50-60% энергии, которая понадобилась бы для производства продукта из новых материалов. Давайте подумаем о том, возможно ли использовать данный опыт сортировки мусора в нашем городе. Так же предлагаю пользоваться бутылочками для многоразового использования, не лениться содержать её в чистоте. Этим мы сократим количество отходов из пластика.

  1.  Мастер-классы по мезенской росписи, декоративной набойке и плетению из бересты провели сотрудники парка, спасибо им за радость творчества!

Мастер по мезенской росписи Мария Николаевна Иванова научила взрослых и ребят азам одного из наиболее древних русских промыслов. Дети расписывали деревянные доски, используя традиционные элементы. Теперь они знают, что изображение коня, например, символизирует восход солнца, а олень или лось — знак дождя.

Другая местная мастерица Любовь Васильевна Боголепова провела мастер-класс по верховой кубовой набойке, технике нанесения рисунка на ткани. Участники освоили технику набойки и украсили этим способом платочки.

Мастер плетения из бересты Александр Валентинович Антуфьев научил нас плести браслет.

  1.  Экскурсия на экоферму «Мезенка».

А вот и долгожданная встреча на экоферме! Кого там только нет! Жеребец Чук, кобылы Мозайка и Игарка, которые принимали участие в Международной конной выставке «Иппосфера» в 2019 году в Санкт-Петербурге и стали победителями в породных рингах! Коровы холмогорской породы и козы русской белой породы. Североевропейская короткохвостая овца Серка из мезенской деревни Целигора. Считается, что это самая древняя северная порода овец в Европе, которая появилась вместе с первыми земледельцами.  На ферме свой музей с призовыми кубками, попонами, фотографиями, грамотами. Одна из задач Парка – сохранение аборигенных пород животных, как неотъемлемой части культурного ландшафта заповедной территории. Лошадь породы Мезенка издавна славится своей силой и выносливостью и является настоящей жемчужиной Севера. Нам рассказали об особенностях мезенской породы. Нам разрешили покормить животных, а смельчаки покатались верхом на лошадях. Благодаря Розе Борисовне Захаровой  мы познакомились с обитателями экофермы.

  1.  Подведение итогов. Слово классного руководителя:

Подошёл к завершению наш классный час. Предлагаю по кругу высказаться одним предложением о том, о чем вы сегодня узнали, о чём расскажете дома и друзьям.  Что вам было интересно, что удивило, заставило задуматься. Пригодились ли вам знания, полученные ранее. Удалось ли записать интересные факты в ваши блокноты, снять фото и видео? И кому о чём более подробно захотелось узнать? Ответы детей.

Я напомню вам вопрос, который прозвучал ранее: «Возможно, ли использовать опыт сортировки мусора в нашем городе?» Обсудите его дома с родителями, возможно у вас  появятся интересные предложения. Обязательно поделитесь фото и видеоматериалами, новостями и впечатлениями  в нашей беседе «ВКОНТАКТЕ». 

Теперь небольшая устная викторина по следам нашего путешествия: (кстати, по своим записям с экскурсий, « по горячим следам» дети сами друг другу задавали вопросы, а викторина была небольшим дополнением, ответы приведены в скобках).

  1.  Назовите феномены Кенозерского национального парка, относящиеся к уникальным природным объектам.

(Озовая гряда (Масельга), Кенозерская впадина,  Каньон реки Порженки, Озёрно-канальная система с древними волоками и «Святые» рощи и деревья).

  1. Как называется часть муравья, соединяющая брюшко с грудью?  

(Петиоль).

  1. Как произошло название деревни, в которой мы побывали?

(Деревня Морщихинская, ранее Лекшмозеро, Морщиниха. Название деревни произошло, возможно, от вепского "лехма", т.е. "корова" или от  горы Морщиха.

  1. Как называется наука, о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

(Экология, название произошло от древнегреческого слова «ойкос», что означает дом и «логос» - наука).

  1. Какое озеро глубже: Лекшмозеро или Кенозеро?

(Кенозеро, его  наибольшая глубина  90 метров. Лекшмозеро – 38 метров).

Спасибо за ответы.

Пришло время прощаться и отправляться домой. Активно принимайте участие в охране природы, выражайте своё отношение к природе в стихах, в рисунках, в фотографиях и  доносите свою позицию об охране природы  до других. Бережно относитесь  к природе, ведь, мир, в котором  мы все живём, не только  очень загадочный и интересный, но  и очень  хрупкий. Сохраните его!

  1. Отъезд домой.
  2.  В пути читали стихи о природе и пели песни.

P. S. В сувенирной лавке многие приобрели сувениры местных мастеров, продукцию с душистыми травами, мёдом, вареньем. Особенно раскупали медовые пряники, значки и магниты! А так же нам предложили бесплатно печатную продукцию (книжечки, буклеты, листовки).

1. G:\все годы классное руководство\Большой план спасения Земли\путешествие в Кенозеро все фото\выездной кл. час Первые шаги большого пути\6 001.jpgG:\все годы классное руководство\Большой план спасения Земли\путешествие в Кенозеро все фото\выездной кл. час Первые шаги большого пути\5 001 — копия.jpgG:\все годы классное руководство\Большой план спасения Земли\путешествие в Кенозеро все фото\3 001 — копия.jpgG:\все годы классное руководство\Большой план спасения Земли\путешествие в Кенозеро все фото\555 001.jpg

2. G:\все годы классное руководство\Большой план спасения Земли\путешествие в Кенозеро все фото\123 001.jpgG:\все годы классное руководство\Большой план спасения Земли\путешествие в Кенозеро все фото\88 001.jpg

3. G:\все годы классное руководство\Большой план спасения Земли\путешествие в Кенозеро все фото\выездной кл. час Первые шаги большого пути\6 001 — копия.jpgG:\все годы классное руководство\Большой план спасения Земли\путешествие в Кенозеро все фото\выездной кл. час Первые шаги большого пути\5 001.jpg

4. G:\все годы классное руководство\Большой план спасения Земли\путешествие в Кенозеро все фото\8 001.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути

Трагедия может случиться где угодно: в столовой или на улице, в машине или самолете. В дыхательном горле с одинаковым успехом могут оказаться жевательная резинка или конфета, таблетка или зажатая межд...

Первые результаты введения ФГОС НОО: проблемы и пути решения.

В данном материале рассматриваются первые результаты внедрения ФГОС НОО в КОГОАУ СОШ г. Лузы, которая в 2010 году вступила в пилотный проект и успешно его реализует уже в 1-3 классах....

Методическая разработка занятия: «Хрустальная ночь» - первый шаг на пути к Катастрофе

Цели для ученика:Учащиеся получат возможность проанализировать «Хрустальную ночь» с позиции современной культурной ситуации;Учащиеся научатся на анализе источников выстраивать целостную картину ...

Статья на тему "Первые шаги на пути к проекту"

Статья  на тему "Первые шаги на пути к проекту"...

Первые шаги на пути обучения большому теннису младших школьников: «Школа мяча» - развитие ловкости и координации.

Данный материал посвящен первым шагам практически в любом виде игрового спорта. Здесь представлены разннообразные комплексы упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Шк...

Доклад «Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.»

Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования.За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении...

Первые шаги на пути к открытию!

Методическая разработка реализации деятельностного подхода в школе - первые шаги к открытию и исследованию...