Статья: "Первые шаги в мир шахмат".
статья

Кощеев Михаил Михайлович

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pervye_shagi_v_mir_shahmat.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги в мир шахмат.

С прошлого года дополнительно к своей основной профессии учитель математики, я стал преподавателем  шахмат. Сам играю с детства, но уже и не помню, кто меня научил, а реалии нашей жизни таковы, что шахматы сегодня плотно входят в нашу жизнь, и как спорт, и как искусство.  С  сентября прошлого года приступил к обязанностям учителя, преподавателя, тренера, хотя и нельзя себя так назвать, так как, сам не имею ни какого разряда, а только  огромное желание приобщить учащихся к этой прекрасной игре.  Игре,  которая сочетает в себе элементы науки и искусства, позволяющая вырабатывать у школьников  целеустремленность, объективность, терпение, способность к концентрации внимания, умение быстро и правильно принимать решение в меняющейся обстановке. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах даже поражение и извлеченные из него уроки, способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Конечно, главная задача на первом этапе научить играть в шахматы и полюбить эту интересную и логическую игру. В течение года  создавал  собственный  целенаправленный процесс обучения школьников игре в шахматы, позволяя реализовать многие проблемы современного образования  – сделать обучение радостным, лишенным принуждения, поддерживающим устойчивый интерес к знаниям, используя многообразные формы обучения, и главное, обеспечивая на начальном этапе предпосылки для  деятельности самих школьников, когда они наблюдают, сравнивают,  делают выводы, прогнозируют, группируют, выясняют закономерности и моделируют ситуации, развивая при этом интеллектуально-мыслительные способности, моральную и эмоциональную устойчивость. С этой целью была подготовлена программа обучения  школьников младших классов на основе авторской программы  И.Сухина.  На начальном этапе обучения, использую в основном  игровой и наглядный метод, который особенно хорошо использовать при изучении шахматной доски, знакомстве с шахматными фигурами и правил игры. Для введения в игру на разных этапах шахматных партий, использую репродуктивный, поисковый и творческий метод,  формируя алгоритм действий,  анализ ситуации, план действий, расчет и уже после, ход фигурой, стараясь, что бы большую часть работы ребенок выполнял самостоятельно. Для разбора готовых партий использую проблемный метод, обеспечивая возможность  самостоятельности школьников в поисках решения самых разнообразных задач.

В свое работе,  пытаюсь разнообразить занятия шахматами, используя различные способы,  такие как,  задания с элементами творчества (арт-брейки), задания в игровой форме (плей-брейки), просмотр небольшого видео на шахматную тематику (видео – брейки),  тем самым пытаюсь отвлечь учащихся от напряженной мыслительной деятельности, для восприятия новых знаний, уже свежим взглядом. В качестве видео, использую различные сказки: («Сказка о путешествии шахмат по свету», «Сказка о том, как на Руси в шахматы играли» и т.д.), мультфильмы: («Шахматы для детей», «Гамбит», «Смешарики», «Приключение стремянки и Макаронины», «Мудрые сказки тетушки Совы шахматы», «Фиксики про шахматы»),  которые знакомят ребенка с игрой в яркой и динамичной форме, сочетают в себе стихи и песни. Герои мультфильмов вызывают желание ближе узнать игру, что очень важно при обучении  шахматам. Большой шахматный  мультфильм создан по программе спецкурса: «Учимся, играя в шахматы» первый год обучения, автор: Губатенко Н.Ю.  

Я учу детей шахматной игре, которая с первых же дней знакомства, учит их не только логически мыслить, рассуждать, но и делать выводы. Шахматы помогли мне открыть математическое мышление у многих детей. Для поддержки интереса и мотивации, стараюсь разнообразить свою работу использованием современных технологий: компьютер с проектором, интерактивная доска, интернет ресурсы (http://roipkpro.ru/chess/1338-chess-game.html), где имеются прямые ссылки на онлайн игры, задачи на шахматные комбинации и этюды (такие как мат в один, мат в два и несколько ходов, атака разными фигурами), также (http://fenix64.com/tvorcheskij-podxod-k-prepodavaniyu-shaxmat/) и (http://chessgames.ru/zadachi-dlya-nachinayushhix/), дидактический  материал для начинающих, подготовленный Плотниковой О.В. http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/366795

Занятие шахматами увлекли и заинтересовали ребят, так как шахматы - это в первую очередь игра, а дети любят играть. И с каждым занятием ребенок начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. Дети охотно и с удовольствием участвуют в различных турнирах, соревнованиях и конкурсах школьного и областного уровня, связанных с шахматами.  Так за прошлый год мы  участвовали в таких мероприятиях как, конкурс рисунков  «Шахматный вернисаж»,  конкурс на лучшую сказку о шахматах «Шахматное королевство», конкурс кроссвордов и сканвордов «Открой красоту шахмат», шахматный турнир», «Школа шахматной тактики» , соревнование на знание шахматных фигур и правил «Шахматное обозрение», сеансы одновременной игры «Секреты мастерства для юных шахматистов».

В течение  года подготовил разнообразные задания практической игры,  различные тестовые, игровые упражнения, головоломки, кроссворды,  призванные разнообразить учебный процесс, готовил  собственную визуализацию сопровождения занятия, а также визуализацию дидактических игр, посредством  презентаций PowerPoint на основе занимательных дидактических игр, предложенных в методических рекомендациях  И. Сухина, такие как: «Лабиринт», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности», «Игра на уничтожение» и др. 

Конечно, трудно рассчитывать на то, что в этом возрасте дети смогут овладеть всеми приемами шахматной  игры, но на основе ранее полученных, и постоянно обогащающихся знаний, о  технической стороне шахмат, появляется возможность постепенного приобщения детей к шахматам,  как к увлекательному занятию, помогающему развитию памяти, смекалки, быстроте реакции, формированию начальных  навыков анализа и других личностных качеств. 

И если в течение  всего учебного года каждый ученик пройдет этот курс и научится играть в шахматы, то курс: « Шахматы в начальной школе» можно считать успешным, а лучшим результатом и критерием  оценки курса,  очевидно, станут успеваемость, дисциплина, внимание, усидчивость, логическое мышление, и многое другое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Совместно-организованная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ "К нам весна шагает быстрыми шагами

Авторская разработка конспекта учителя-дефектолога и воспитателя детей с ОВЗ (стрший возраст , ЗПР)...

статья "Первый опыт работы..."

Статья "Первый опыт работы..."...

Программа "Как стать первым?"

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литера...

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы

В статье рассматривается польза занятия шахматами....

статья " Первые шаги Баргузинского комсомола"

Статья посвящена 100-летию образования ВЛКСМ в Баргузинском районе...