Преемственность в формировании познавательных УУД
статья по теме

Фефилова  Елена Викторовна

В тезисах говориться о том как вооружить ученика важным умением учиться,как добывать знания, как включать задания ЕГЭ и ГИА в учебный процесс.Какие задания выполняются учениками начальной школы через УМК " Планета Знаний"и какие трудности в решении заданий. В статье говориться о проблеме преемственности в условиях  принятия ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в формировании познавательных УУД.

Е.В. Фефилова

МАОУ СОШ №2, п. Бобровский                                              

lenafefilowa@gmail.com

В условиях принятия Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к современному образованию стали предъявляться новые требования, связанные с   умением выпускника средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать проблемы, применять на практике, полученные ЗУН. А как это сделать? Что необходимо для того, чтобы ученик научился творчески мыслить? Как вооружить ученика таким важным умением учиться? Н.Рерих писал, что «новый мир, имеет новые условия  и требует новых действий» [4;64].  Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить - причем всех детей без всякого исключения» [3;14]. Из этого следует вывод о формировании государством и обществом личности, способной занять достойное место в социуме. Каким будет мир в середине 21 века трудно себе представить. Школа должна быть готова к переменам, развивая у ребят мобильность, динамизм, самостоятельность. Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания. Изучая проблему преемственности, приходят мысли о выстраивании единой содержательной линии, обеспечивающей поступательное развитие ребенка  и его успешный переход на следующую ступень образования. Преемственность между младшим школьником и старшей школой – одно из условий непрерывного образования, а также формирования познавательных УУД. Проблема преемственности интересует учителей предметников уже не первый год. Учитывая связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, средств и методов, форм организации) можно сформировать целостную личность, воспитать потребность в самообразовании и положительной мотивации. Сегодня  познавательные УУД формируются в начальной школе и включают в себя учебные, логические, постановку проблемы и ее решение [1;16]. И это стандарты нового поколения!  Не каждый  ученик начальной школы может освоить предложенные стандарты по таким показателям как: состояние здоровья, успеваемость, уровень развития речи, навыки общения, умение контролировать действия. Учитель на сегодня стремиться формировать новый развивающий аспект, забывая, что развитие ребенка, происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания.  Действительно, есть над чем подумать. В начальной школе, где учиться мой ребенок формируются познавательные УУД через учебники УМК «Планета Знаний» и я замечаю, что возникают трудности в решении задач, в выполнении самостоятельных работ и заданий, связанных с графиком и схемами. Содержание учебников нацелено на формирование познавательных УУД, где основой развития является «Математика».  Приведем примеры заданий из  раздела «Ориентирование на местности»: «После привала у озера туристы пошли на запад и прошли 3 км до пасеки. От пасеки они пошли на юг и через 4 км пути повернули на восток. Пройдя 9 км, подошли к железнодорожной станции. Стрелка на рисунке показывает направление с Ю на С. Начерти путь туристов от озера до железнодорожной станции и по этому описанию обозначь место, где находиться пасека». В разделе «Путешествуем по городам Европы» на схеме показана численность населения 10 стран Европы. Страны обозначены своими флагами. Числа обозначают численность населения в млн. ч. Задания. а) В какой стране больше всего населения, а в какой меньше. б) В какой стране живет в 4 раза больше людей, чем в Бельгии. в) В каких странах численность населения меньше 45 млн. ч, но меньше 65 млн. ч. [2;35]. В учебнике «Окружающий мир», по теме «Водные объекты», приведено задание: «Сделай надписи на схеме устье реки, исток, приток, покажи стрелкой направление течения реки, то справа будет правый, а слева – левый. Определи их по схеме и обозначь буквами Л и П». Что же происходит на самом деле?  В курсе географии 6, 10, 11классов происходит сокращение часов, а с 5 класса нам необходимо готовить учащихся к экзаменам, включая задания ГИА и  ЕГЭ, постепенно обеспечивая прочное усвоение материала и закрепление по всем темам. При составлении  рабочих программ, нужно учитывать задания итоговой аттестации уровня А, В и С (базового, повышенного, высокого). Рассмотрим задание базового уровня: «Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до В. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами. Это задание проверяет умение определять расстояние на планах и картах. Определите, какой город имеет географические координаты 46.8 градусов с.ш. и 39 градусов в.д. Это задание проверяет умение определять географические координаты объектов по их географическим координатам» [5].  В 8 классе рассмотрим пример задания: «Подзолистые почвы образуются в а) в тайге б) степях в) полупустынях и пустынях г) тундре. Задание проверяет знание о размещении природных зон мира и России» [5]. Рассмотрим пример задания из 9 класса: «Используя данные диаграммы, определите количество безработных граждан в Волгоградской области в 2007 году. Это задание проверяет умение определять и сравнивать» [5]. Усложнение заданий  происходит в 10-11 классе, которые требуют достаточно полного, развернутого ответа. Они проверяют умения устанавливать причинно-следственные, межкомпонентные и пространственные связи. Такой тип заданий предлагается выполнить учащимся из части 3 (С2): «Тунгусский угольный бассейн – крупнейший угольный бассейн России. Его общая площадь составляет свыше 1 миллиона квадратных километров по состоянию на 2010 год, он недостаточно изучен. Согласно данным 1968 года, общие геологические запасы до глубины 600 метров, оценивающиеся в 2345 миллиардов тонн, что почти в 2,5 раза превосходит официально разведанные (доказанные) общемировые запасы угля. Однако по объемам добычи он сильно уступает другим угольным бассейнам России. Почему сложилась такая ситуация? Укажите не менее двух причин. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми» [6, 158].

Части 3 (С 5): «В каком из обозначенного на карте северного полушария  пунктов (см. 161). Солнце будет находиться над горизонтом выше всего в 10 часов по времени Гринвичского меридиана. Свой ответ обоснуйте» [6, 159].

Преемственность формирует познавательные УУД и это путь к формированию функционально грамотной личности. Поэтому важнейшим условием успешного прохождения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ должна стать правильная организация системы текущего контроля, позволяющая ученику  получить опыт выполнения заданий комплексного характера. На сегодняшний день планируемые результаты описывают группу целей, характеризующих систему учебных действий в блоках «Выпускник научиться», а если планируемые результаты расширяют и углубляют опорную систему, то «Выпускник получит возможность научиться».

Проблема сейчас в том, что не отрегулирована преемственность  между начальным звеном и средней школой, нет взаимодействия при формировании УУД между учебными предметами отсутствует связь образовательных систем УМК, современные способы контроля не ориентированы на проверку УУД.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя». – М.: Просвещение, 2008. – 110, с.

2. Башмаков М.И., Математика: 3-й класс: учебник: В 2 ч. Ч.2/ М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 142, с.: ил. – (Планета знаний).

3. Давыдов В.В. .Проблемы развивающего обучения. Из – во: МГУ, Москва, 1996.-159, с.

4. Рерих Н.К. Собрание сочинений. Кн. 1. М., 1999. – 189, с.

5. Эртель А.Б., География. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014 : учебно-методичекое пособие / А.Б. Эртель – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 192, с.

6. Эртель А.Б., География. Подготовка к ЕГЭ-2014: учебно-методическое пособие / А.Б. Эртель. – Ростов н/Д :Легион, 2013.- 270, с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)

В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образом системный подход выражается в создани...

Презентация. Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)

Материал предствлен в виде презентации. В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образ...

Преемственность в формировании методов и приемов познавательной деятельности учащихся.

Под преемственностью понимается система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса...

статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)"

Статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе" предназначена педагогам и раскрывает систе...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...