Главные вкладки

    Разработка открытого урока ОРКСЭ "Совесть"
    план-конспект урока по теме

    Дата проведения

    28.02.2014

    Предмет, тип урока

    ОРКСЭ, модуль ОСЭ,  усвоение новых знаний

    Класс, УМК

    Урок проводится в 4 классе, во втором полугодии по  учебнику «Основы светской этики» Москва «Просвещение» 2012

    Цель урока

    Осознание обучающимися взаимосвязи понятий совесть и ответственность за свои поступки.

    Задачи:

    - дать представление о нравственном понятии – совесть ;

    - развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

    - воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    Формы и методы

    индивидуальная, фронтальная, групповая;

    частично-поисковый.

    Планируемые результаты

    Объем освоения и уровень владения компетенциями

    Компоненты культурно-компетентностного опыта  / приобретенная компетентность

    Научатся: определять, что такое совесть, характеризовать проблему осознанного нравственного поведения.

    Получат возможность научиться: приходить к общему решению, выделять главное, анализировать поступки.

    Целостно-смысловая компетенция

    Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение; определять собственные ценностные ориентиры.

     

    Личностные развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.

    Метапредметныеформирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

    Предметныезнакомство с понятием  совесть через различные источники.

     

    Оборудование

    Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник.

    Методические рекомендации

    Количество учебных часов

    1 час

    Время проведения урока

    45 минут

    Методические и учебные материалы, рекомендуемые для подготовки и проведения урока

    Учебник «Основы светской этики» 4-5 класс, Москва «Просвещение», 2012 г.; мультфильм на песню С. Копыловой «Окно», аудио запись стихотворения Э. Асадова «Именем совести», раздаточный материал для работы в группах.

         Список использованной литературы.

     

    Ссылки на Интернет-источники

    Учебник «Основы светской этики» 4-5 класс, Москва «Просвещение», 2012 г.;

    Электронное приложение к учебнику;

     

    http://www.inpearls.ru/

    http://muzbaron.com/dllАсадов

    http://mp3prima.com/mp3poiskСвеча

    http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/sbornik-rasskazov-dlya-detey-o-sovesti

    http://video.yandex.ru/users/4611686021052315605/view/31793548/

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект урока31.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этапы урока

    Время (мин)

    Обучающие и развивающие

    компоненты, задания

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организации совзаимо-действия на уроке

    Универсальные учебные

    действия  (УУД)

    Формы контроля

                                                    1.Мотивация  2.Актуализация знаний

    5 мин

                             Подготовка класса к уроку.    Задание по теме «Совесть»

    Проверяет готовность обучающихся к уроку. Делит класс на группы. Приветствует класс и гостей. Подводит к формулированию темы и цели урока.

    - Здравствуйте, ребята!

     - Сегодня наш урок не совсем обычный, к нам  в гости пришли учителя давайте их поприветствуем.

    -Прослушайте стихотворение, попробуйте понять о какой нравственной категории пойдет речь на сегодняшнем уроке?

    (раздается текст)

    .(СЛАЙД№3)

    (Прослушивание Асадов «Именем совести»)

    Ответы детей.

    -Давайте подпишем рабочие листы… и запишем в них  тему урока.(СЛАЙД№4)

    -Как Эдуард Асадов характеризует людей с погибшей совестью?

    - Зачем совесть нужна человеку?

     - Сегодня на уроке мы будем говорить о совести, об ответственности за свои поступки.

    Приветствуют учителя и гостей.

    Делятся на группы.

    Записывают тему урока в рабочие листы, анализируют стихотворение, формулируют тему и цель урока.

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Познавательные: логические-систематизируют нравственные категории.

    Коммуникативные: сравнивают различные точки зрения.

    Регулятивные: принимают учебную задачу.

    Записи в рабочих листах.

    Устные ответы

                                    3. Изучение нового материала

    5 мин

    5 мин

    1.Работа с текстом учебника и словарей.

    2. просмотр и анализирование мультфильма «Окно»

    -Найдите определение совести в различных источниках и запишите в рабочие листы.

    1-я группа – учебник.

    2-я группа – словарь Даля.

    3-я группа – толковый словарь.

    Ответы групп.

    -Посмотрите сколько разных толкований одного и того же -слова.

    Есть ещё одно определение совести

    (СЛАЙД№5)

    -С точки зрения православного человека совесть понимается как врожденное Богом данное нравственное чутье, побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи.

    -Запишите в рабочие листы:

    -К чему побуждает совесть?

    -От чего отвращает?

    -Сейчас мы посмотрим мультфильм «Окно». В ходе просмотра подумайте что

    означает фраза «Поступиться совестью».

    ПРОСМОТР

    (СЛАЙД№6)

    Обсуждение мультфильма

    -Как вы думаете, что

    значит «Поступиться совестью»?

    Ответы детей

    Пойти против совести. Перейти границу морально допустимых поступков.

    -Кто из героев мультфильма поступился своей совестью?

    Работают с текстами, выбирают определение «совесть». Записывают в рабочие листы.

    Смотрят мультфильм, отвечают на вопросы.

    Групповая.

    Фронтальная.

    Познавательные:

    общеучебные-ориентируются в учебной литературе, осуществляют поиск необходимой информации; логические-строят логическую цепь рассуждений.

    Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопроса.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

    Записи в рабочих листах.

    Устные ответы.

    8 мин

    3. Работа в группах с карточками.

    Работа в группах.

    Задание группам.

    1-я собрать и объяснить пословицы.

    Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет – и совести нет.

    Совесть-не повесть: в архив не сдашь.

    (СЛАЙД№7)

    2-я объяснить поговорки

    Нечистая совесть спать не даёт.

    Совесть-верный советчик.

    (СЛАЙД№8)

    3-я, объяснить фразеологизмы.

     Без зазрения совести(без стыда, нагло, без стеснения).

    Совесть проснулась(стыдно за совершенное).

    Работать на совесть(выполнять работу хорошо и добросовестно).

    (СЛАЙД 9)

    Ответы по группам.

    -Что общего мы видим в пословицах, поговорках и фразеологизмах о  совести?

    Ответы детей.

    -Что гласит золотое правило нравственности.

    -Народная мудрость гласит «Нужно жить и поступать по совести»

    Группы отвечают. Высказывая свое мнение. Обсуждают мнение других групп.

    Групповая.

    Устные ответы.

    (СЛАЙД№10)

    -Как вы понимаете выражение «Кошки скребут».

    -Когда у нас на душе скребут кошки.

    - Это хорошо или плохо когда у нас на душе кошки скребут?

    Ответы детей.

    -Как бы ни парадоксально это выглядело, на самом деле это очень хорошо, когда «кошки на душе скребутся». Значит, не всё потеряно – есть у человека совесть.

    Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения

    Фронтальная

    7 мин

    5 мин

    -Как мы называем людей, которые поступают по совести?

    -А людей которые потеряли совесть?

    СЛАЙД№11)

    -Давайте попробуем изобразить души совестливого и бессовестного человека. (МУЗ И.С. Бах)

    Анализ работ.

    -Посмотрите, каждый рисовал так, как он сам видит души, а чем наши рисунки похожи?

    -Многим людям совесть представляется огоньком свечи, который дарит нашей душе тепло и свет. Совесть-это СВЕЧА ДОБРА.

    (СЛАЙД№12)

    И сегодня на уроке мы зажжём этот огонёк для каждого из нас. Зажигаем свечу. Пусть он всегда освещает наш путь по имени ЖИЗНЬ, ведь в жизни всегда нужно поступать по совести.

    На уроках мы разучили замечательную песню, давайте её споем.

    (СЛАЙД№13)

    -Кому из героев мультфильма «Окно» вы бы отдали свечу добра?

    Ответы детей?

    По группам рисуют

    Отвечают на вопрос, высказывая собственную точку зрения.

    Поют.

    Групповая.

    Рисунки

    Песня

                  Итог урока. Рефлексия.

    8 мин

    Работа с тестом

    Заполнение анкет.

    Тесты по группам

    Диск к учебнику рубрика «контроль»

    (СЛАЙД№14)

    - Давайте закончим предложения, которые вы видите на слайде, и сложим их в «корзину впечатлений».

    (коллеги заполняют отзывы об уроке)

    Ответы на вопросы теста.

    Заполняют анкеты, определяют эмоциональное состояние; что узнали нового и чему научились.

    Фронтальная

    Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

    Регулятивные: умеют анализировать своё эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

    Оценивание обучающихся за работу на уроке.

    Домашнее задание

    2 мин

    Конкретизирует домашнее задание. (СЛАЙД№15)

    -Запишем домашнее задание (урок 23 стр.48-49)

    -Знаю, что вы все очень любознательные. Я дарю вам свитки с текстами. Прошу их прочесть и подобрать пословицы или поговорки к сюжетам.

    (тексты по подгруппам)

    (СЛАЙД№16)

    - Благодарю всех  за отличную работу на уроке.

    Урок закончен, попрощаемся с гостями.  До свидания, можете быть свободны.

    Записывают задание в дневники.

    Индивидуальная


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

    Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

    Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

    Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

    Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

    Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

    Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

    Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

    Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

    1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

    Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

    - обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...

    Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

    «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...