Разработка открытого урока ОРКСЭ "Совесть"
план-конспект урока по теме
Дата проведения | 28.02.2014 |
Предмет, тип урока | ОРКСЭ, модуль ОСЭ, усвоение новых знаний |
Класс, УМК | Урок проводится в 4 классе, во втором полугодии по учебнику «Основы светской этики» Москва «Просвещение» 2012 |
Цель урока | Осознание обучающимися взаимосвязи понятий совесть и ответственность за свои поступки. Задачи: - дать представление о нравственном понятии – совесть ; - развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей; - воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Формы и методы | индивидуальная, фронтальная, групповая; частично-поисковый. |
Планируемые результаты | |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность |
Научатся: определять, что такое совесть, характеризовать проблему осознанного нравственного поведения. Получат возможность научиться: приходить к общему решению, выделять главное, анализировать поступки. | Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение; определять собственные ценностные ориентиры. |
| Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками. Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания). Предметные - знакомство с понятием совесть через различные источники.
|
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник. |
Методические рекомендации | |
Количество учебных часов | 1 час |
Время проведения урока | 45 минут |
Методические и учебные материалы, рекомендуемые для подготовки и проведения урока | Учебник «Основы светской этики» 4-5 класс, Москва «Просвещение», 2012 г.; мультфильм на песню С. Копыловой «Окно», аудио запись стихотворения Э. Асадова «Именем совести», раздаточный материал для работы в группах. |
Список использованной литературы.
Ссылки на Интернет-источники | Учебник «Основы светской этики» 4-5 класс, Москва «Просвещение», 2012 г.; Электронное приложение к учебнику;
http://mp3prima.com/mp3poiskСвеча http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/sbornik-rasskazov-dlya-detey-o-sovesti http://video.yandex.ru/users/4611686021052315605/view/31793548/
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1.Мотивация 2.Актуализация знаний | 5 мин | Подготовка класса к уроку. Задание по теме «Совесть» | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Делит класс на группы. Приветствует класс и гостей. Подводит к формулированию темы и цели урока. - Здравствуйте, ребята! - Сегодня наш урок не совсем обычный, к нам в гости пришли учителя давайте их поприветствуем. -Прослушайте стихотворение, попробуйте понять о какой нравственной категории пойдет речь на сегодняшнем уроке? (раздается текст) .(СЛАЙД№3) (Прослушивание Асадов «Именем совести») Ответы детей. -Давайте подпишем рабочие листы… и запишем в них тему урока.(СЛАЙД№4) -Как Эдуард Асадов характеризует людей с погибшей совестью? - Зачем совесть нужна человеку? - Сегодня на уроке мы будем говорить о совести, об ответственности за свои поступки. | Приветствуют учителя и гостей. Делятся на группы. Записывают тему урока в рабочие листы, анализируют стихотворение, формулируют тему и цель урока. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Познавательные: логические-систематизируют нравственные категории. Коммуникативные: сравнивают различные точки зрения. Регулятивные: принимают учебную задачу. | Записи в рабочих листах. Устные ответы |
3. Изучение нового материала | 5 мин 5 мин | 1.Работа с текстом учебника и словарей. 2. просмотр и анализирование мультфильма «Окно» | -Найдите определение совести в различных источниках и запишите в рабочие листы. 1-я группа – учебник. 2-я группа – словарь Даля. 3-я группа – толковый словарь. Ответы групп. -Посмотрите сколько разных толкований одного и того же -слова. Есть ещё одно определение совести (СЛАЙД№5) -С точки зрения православного человека совесть понимается как врожденное Богом данное нравственное чутье, побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи. -Запишите в рабочие листы: -К чему побуждает совесть? -От чего отвращает? -Сейчас мы посмотрим мультфильм «Окно». В ходе просмотра подумайте что означает фраза «Поступиться совестью». ПРОСМОТР (СЛАЙД№6) Обсуждение мультфильма -Как вы думаете, что значит «Поступиться совестью»? Ответы детей Пойти против совести. Перейти границу морально допустимых поступков. -Кто из героев мультфильма поступился своей совестью? | Работают с текстами, выбирают определение «совесть». Записывают в рабочие листы. Смотрят мультфильм, отвечают на вопросы. | Групповая. Фронтальная. | Познавательные: общеучебные-ориентируются в учебной литературе, осуществляют поиск необходимой информации; логические-строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Записи в рабочих листах. Устные ответы. |
8 мин | 3. Работа в группах с карточками. | Работа в группах. Задание группам. 1-я собрать и объяснить пословицы. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет – и совести нет. Совесть-не повесть: в архив не сдашь. (СЛАЙД№7) 2-я объяснить поговорки Нечистая совесть спать не даёт. Совесть-верный советчик. (СЛАЙД№8) 3-я, объяснить фразеологизмы. Без зазрения совести(без стыда, нагло, без стеснения). Совесть проснулась(стыдно за совершенное). Работать на совесть(выполнять работу хорошо и добросовестно). (СЛАЙД 9) Ответы по группам. -Что общего мы видим в пословицах, поговорках и фразеологизмах о совести? Ответы детей. -Что гласит золотое правило нравственности. -Народная мудрость гласит «Нужно жить и поступать по совести» | Группы отвечают. Высказывая свое мнение. Обсуждают мнение других групп. | Групповая. | Устные ответы. | ||
(СЛАЙД№10) -Как вы понимаете выражение «Кошки скребут». -Когда у нас на душе скребут кошки. - Это хорошо или плохо когда у нас на душе кошки скребут? Ответы детей. -Как бы ни парадоксально это выглядело, на самом деле это очень хорошо, когда «кошки на душе скребутся». Значит, не всё потеряно – есть у человека совесть. | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | Фронтальная | |||||
7 мин 5 мин | -Как мы называем людей, которые поступают по совести? -А людей которые потеряли совесть? СЛАЙД№11) -Давайте попробуем изобразить души совестливого и бессовестного человека. (МУЗ И.С. Бах) Анализ работ. -Посмотрите, каждый рисовал так, как он сам видит души, а чем наши рисунки похожи? -Многим людям совесть представляется огоньком свечи, который дарит нашей душе тепло и свет. Совесть-это СВЕЧА ДОБРА. (СЛАЙД№12) И сегодня на уроке мы зажжём этот огонёк для каждого из нас. Зажигаем свечу. Пусть он всегда освещает наш путь по имени ЖИЗНЬ, ведь в жизни всегда нужно поступать по совести. На уроках мы разучили замечательную песню, давайте её споем. (СЛАЙД№13) -Кому из героев мультфильма «Окно» вы бы отдали свечу добра? Ответы детей? | По группам рисуют Отвечают на вопрос, высказывая собственную точку зрения. Поют. | Групповая. | Рисунки Песня | |||
Итог урока. Рефлексия. | 8 мин | Работа с тестом Заполнение анкет. | Тесты по группам Диск к учебнику рубрика «контроль» (СЛАЙД№14) - Давайте закончим предложения, которые вы видите на слайде, и сложим их в «корзину впечатлений». (коллеги заполняют отзывы об уроке) | Ответы на вопросы теста. Заполняют анкеты, определяют эмоциональное состояние; что узнали нового и чему научились. | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют анализировать своё эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Оценивание обучающихся за работу на уроке. |
Домашнее задание | 2 мин | Конкретизирует домашнее задание. (СЛАЙД№15) -Запишем домашнее задание (урок 23 стр.48-49) -Знаю, что вы все очень любознательные. Я дарю вам свитки с текстами. Прошу их прочесть и подобрать пословицы или поговорки к сюжетам. (СЛАЙД№16) - Благодарю всех за отличную работу на уроке. Урок закончен, попрощаемся с гостями. До свидания, можете быть свободны. | Записывают задание в дневники. | Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/18/picture-19688.jpg)
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/07/picture-61112-1362675673.jpg)
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-142317-1352823003.jpg)
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/04/picture-74703.jpg)
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/15/picture-260507-1531672541.jpg)
Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».
- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-911744-1515257438.jpg)
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...