Родительское собрание "Растем играя"
методическая разработка по теме

Материал для работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: « Растем играя»

План проведения:

  1. Вступительное слово (мудрые мысли).
  2. Выступление педагогов по теме.
  3. Конкурс «Поиграй-ка» (игры с родителями).
  4. Обсуждение анкет.
  5. Разное.
  6. Принятие решения собрания.

 

Предварительная работа:

  1. Оформить к собранию мудрые мысли.
  2. Наглядная консультация для родителей в родительском уголке «Учимся убирать игрушки» «Растем играя»
  3. Провести анкетирование родителей.
  4. Украсить зал (шарики, мудрые мысли).

 

Ход мероприятия:

 

   1.Вступительное слово

   Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.         В.А.Сухомлинский

   Тема родительского собрания «Растем играя».

Игра – это ведущий вид деятельности детей. Она является

определяющим фактором в развитии личности. В игре дошкольник узнает, как себя вести в различных ситуациях, какой он есть на самом деле.

   Наш зал украшен шарами и «мудрыми мыслями», обратите внимание на них:

«Игра научит любить ребенка таким, какой он есть»

«Игра научит взрослого говорить с ребенком на его языке»

«Игра поможет преодолеть чувство превосходства над ребенком»

«Игра научит доверять друг другу»

«Играйте с детьми как можно чаще»

 

 2.Выступление по теме:

   Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

   Л.С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители - его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.

   В России создана научно-обоснованная система общественного воспитания детей раннего возраста (в детском саду). В ней определена цель – разностороннее развитие малышей – и способы ее достижения. К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым ипонятным, а иным – даже делом легким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания».

   Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь. А.В.Запорожец писал: «Возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование личности». Поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, форсировать его «взросление».

   Следует подчеркнуть, что развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психологическом развитии ребенка.

   В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:

- непосредственно-эмоциональное общение (0-6 мес.);

- предметно - манипулятивная деятельность (6-12 мес.);

- предметно-орудийная деятельность (12-18 мес.);

- отобразительная игра (18-24 мес.);

- сюжетно – ролевая игра (с 2 до 6-7 лет);

- учебная деятельность (младший школьник);

- интимно-личностное общение (подросток);

- учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст);

- трудовая деятельность (взрослый человек).

Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребенка на определенной возрастной ступени. Причем возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их, поднимая на новый уровень.

   Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3 лет – предметная игра. Поэтому в детском саду с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

   Общеизвестно, что у каждого ребенка есть свои особенности, да и условия жизни различны в разных семьях,поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребенка. Однакопонимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременное осуществлениевоспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребенка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии. Таким образом, то, в каком направлении пойдет развитие ребенка, зависит от взрослых, вернее, от их отношения к его действиям. Причем активное участие взрослых в воспитании ребенка – это не обязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности.

   Для этого, как подчеркивает Т.И. Чиркова, необходимо:

- обеспечить эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша;

- окружить ребенка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью;

- дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;

- предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве;

- не ограничивать его в экспериментировании;

- быть терпеливыми, не спешить учить ребенка по своей программе и своей логике; дать ему возможность сначала действовать так, как он может, потому что нельзя чему-то научиться, не упражняясь в этом;

- утолять его жажду в познании всего вокруг (конечно, предварительно обезопасив это пространство), признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира.

Прочитайте – СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ (раздать родителям)

            СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

  • Помните о том, что ребенок – уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
  • Дайте понять ребенку, что взрослые всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
  • Проявляйте понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, учитывайте точку зрения самого ребенка и не игнорируйте его чувства и эмоции.
  • Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком; восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.
  • Задайте себе вопросы: «Какой он, мой малыш, что он чувствует, о чем  думает, чему радуется, а чему печалится и т.д.». Если вы сможете, наблюдая за ребенком, ответить хотя бы на часть из них, то обязательно достигнете цели по развитию личности своего малыша.

   Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения …

   Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостьюзапоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей – основа познавательного развития.

   Поэтому для ребенка до 3 лет крайне необходимы игрушки:

- для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);

- для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;

- для прокатывания;

- образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);

- разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д.

Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, и др.). Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок».

   Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь», - подчеркивал А.Макаренко.

   Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребенка. Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Использование в повседневной жизниподвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными.

Подвижные игры – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком физической активности.

Подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счете становлению личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Деловая игра" родительское собрание

В ходе проведения родительского собрания  у родителей формируются позитивные позиции при решении проблемных ситуаций. Основная задача учителя это создание благоприятного психологического климата ...

Родительское собрание - интерактивная игра "Если ребенок не такой, как все..."

Часто родительские собрания надоедают как учителям, так и родителям. В средних и старших классах их рейтинг среди родителей снижается. Как оживить традиционное собрание, активизировать его участников,...

Родительское собрание с эелементами деловой игры "Почему дети лгут?"

Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе лекционный материал, так же элементы деловой игры (обсуждение трудных ситуаций)....

Родительское собрание с элементами деловой игры "Почему дети лгут"

Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе элементы деловой игры (обсуждение проблемных ситуаций), так же лекционный материал....

Детско - родительская профориентационная игра

Данное мероприятие дает возможность осмыслить родителями и детьми важность проблемы профессионального выбора....

РОДИТЕЛЬСКИЙ ВЕСТНИК "Игры на развитие дыхания и голоса"

Ежемесячная газета для родителей детского сада.Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи....