Учебная программа (факультатива) «Давай дружить»
рабочая программа (6 класс) на тему

Ручкина Анна Владимировна

Программа предназначена для учащихся подросткового возраста (с 6-го  по 8-ой класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davay_druzhit.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Республиканский конкурс психолого-педагогических программ «Профессиональная перспектива»

Учебная программа (факультатива)

«Давай дружить»

Автор программы: Ручкина А.В.,

педагог – психолог МБОУ «Ковылкинской средней общеобразовательной школы №6»

2013

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Давай дружить»

(факультатив)

                                                                       Ручкина А.В., педагог – психолог

                                                                           МБОУ «Ковылкинская средняя

общеобразовательная  школа №6»

Вид программы: коррекционно – развивающая.

Описание участников программы: программа предназначена для учащихся подросткового возраста (с 6-го  по 8-ой класс).

Цели программ:  является формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи программы:

  1. Способствовать формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
  2. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
  3. Содействие оптимизации общения младших подростков с окружающими.
  4. Способствовать преодолению барьеров в общении и совершенствовать навыки общения.

     Основания программы:

  •  системно-деятельностный подход (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова);
  • учебная программа по психологии Р. С. Немова.

Актуальность программы. Предполагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.  Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение. В процессе проведения занятий ведущий следит за отношениями участников, старается предупреждать ситуаций, ведущие к возникновению конфликтов и формирует  дружеские взаимоотношения.

        

Тематическое планирование в 6 классе.

Тема занятий

Кол-во часов

1

Знакомство

1

2

Экспресс методика «Определение социально – психологического климата коллектива».

2

3

Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других.

1

4

Я в мире людей.

1

5

Поведение и культура.

1

6

Общение в моей жизни.

1

7

Общение и уважение.

1

8

Конфликт неизбежность или ….

1

9

А без друзей на свете трудно жить

1

10

На пути к гармонии

1

11

Определение направленности личности (ориентационная анкета).

2

Итого:

14

Тема 1. Знакомство

Знакомство с группой, общение Психология: определение как науки, основные отрасли, значение для человека. Понятия «психика», «психический процесс», «познавательный процесс».

Тема 2. Экспресс методика «Определение социально – психологического климата коллектива».

Ощущение: определение, виды, фун.ции. Восприятие: определение, свойства, функции. Виды восприятия (пространства, движения и времени).

Тема 3. Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других.

Внимание: понимание, свойства, значение для общения и деятельности человека.

Тема 4. Я в мире людей.

Память: определение, виды, функции.

Тема 5. Поведение и культура.

Мышление: сущность, операции, виды, функции.

Тема 6. Общение в моей жизни.

Воображение: определение, виды, значение для жизнедеятельности человека.

Тема 7. Общение и уважение.

Психология личности как наука. Человек как индивид и как личность. Влияние биологического и социального на становление личности. Структура и типы личности.

Тема 8. Конфликт неизбежность или ….

Понятия «эмоции» и «чувства». Виды эмоций и чувств, их значение в жизни человека.

Тема 9. А без друзей на свете трудно жить.

Воля: определение, разновидность волевых качеств, их роль в самореализации и реализации деятельности и общения личности.

Тема 10. На пути к гармонии.

Темперамент: сущность, виды, взаимосвязь с характером. Характер: определение, типы, значение для межличностного взаимодействия человека.

Тема 11. Определение направленности личности (ориентационная анкета).

Потребности: понимание, виды, функции. Мотивы: определение, разновидности, взаимосвязь с потребностями, функции.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

Требования к специалистам, реализующим программу. Программу реализует педагог-психолог. Он относится к педагогическим работникам, в рамках профессиональной компетентности которого имеется преподавание психологии учащимся. Для этого педагогу-психологу необходимо иметь:

  • высшее психолого-педагогическое образование или диплом переподготовки в области психологии;
  • умения и навыки разработки учебных программ;
  • методическую грамотность;
  • коммуникативную компетентность;
  • опыт работы с подростками;
  • развитые нравственные качества.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы.

Для проведения занятий по психологии необходим кабинет, который бы отвечал следующим требованиям:

- светлое, недушное, хорошо изолированное помещение с 25 посадочными местами;

Помещение должно быть оснащено:

- мультимедийным оборудованием;

- видео- и аудиоаппаратурой;

- доской и мелом.

Для работы на занятиях по психологии потребуются:

- карандаши и шариковая ручка;

- маркеры и выделители шрифта;

- ватман;

- белые листы бумаги (А4);

- материалы к упражнению «Что важно для дружбы?»

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:

- быть подключенным к Интернет;

- создавать условия для педагога-психолога по реализации мультимедийной технологией.

Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:

  1. Матвеева, Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. /  Б.Р. Матвеева. – СПб. : Речь, 2010. – 35 с.
  2. Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг. / Г.Б. Монина. – СПб. : Речь, 2010. – 187 с.
  3. Митрошенков, О.А. Эффективность переговоры. / О.А. Митрошенков. – М. : Академия, 2003. – 69 с.
  4. Тутушкина, М.К. Практическая психология. / М.К. Тутушкина. – СПб. : Дидактика плюс, 2001. – 173 с.
  5. Школьный психолог. Периодическое издание, №12. / 2007. – 5с.

Сроки и этапы реализации программы

Этапы реализации

Содержание

Сроки

1.

Организационно-подготовительный

. Определение времени и места реализации программы. Первичная встреча с учащимися и стимулирование их к изучению психологии.

Первая неделя четверти

2.

Организационно-реализационный

Организация занятий по психологии и реализация программы по расписанию.

В течение учебного года

3.

Оценочно-итоговый

Подведение итогов изучения психологии с помощью оценок за знания и познавательную активность учащихся. Анализ успешности реализации программы.

Последняя неделя четверти и в конце

уч. года.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Промежуточные результаты реализации программы:

  • заинтересованность занятиями по психологии и их посещаемость школьниками;
  • положительные отзывы о занятиях по психологии от участников образовательного процесса;
  • наличие психологического словаря в общении учащихся;
  • сформированные у учащихся представления о психологических явлениях изучаемой области психологии.

Итоговые результаты реализации программы:

  • положительные отзывы о занятиях по психологии от участников образовательного процесса;
  • желание учащихся продолжить изучать психологию;
  • сформированность у учащихся элементарных представлений и знаний в изучаемой области психологии;
  • умение учащихся использовать свой личностный потенциал для самопознания, самосовершенствования и решения проблем обучения, общения.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения:

  • программа была апробирована на базе МБОУ «Ковылкинской средней общеобразовательной школы №6» с 2012 по 2013 учебный год;
  • в программе участвовало около 45 учеников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Образовательная программа профильной смены «Дружу с финансами» лагеря с дневным пребыванием детей.

Педагогический коллектив МАОУ «СОШ № 16» находится в постоянном поиске новых эффективных путей организации лагерей с дневным пребыванием детей в дни школьных каникул. Делается это для того...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...