Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
материал (9 класс) по теме

Бахолдина Елена Михайловна

Игра посвящена рассказу М. Шолохова "Судьба человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «Умники и умницы» по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека».

Бахолдина Елена Михайловна

МБОУ Плодородная СОШ №16

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» актуален и важен сегодня, так как происходит падение нравственности у молодого поколения. А судьба Андрея Соколова может и должна стать примером для молодых людей, развитием у них чувства патриотизма, гордость за свою Родину, вызвать уважение к старшему поколению, чувство добра, сострадания и милосердия  друг к другу, ведь именно этого так не хватает в современном российском обществе.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов рассказа, а также нравственной и эстетической позиции автора в рассказе;

формировать внимательное отношение к художественной детали, умение выявлять понимание обучающимися внутреннего мира героев, интерпретировать, анализировать текст;

Развивающие:

развитие умения мыслить;

развивать речевую культуру обучающихся, умение вдумчиво работать с текстом;

формировать умение вступать в диалог, работать индивидуально;

обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;

развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения, формулировать выводы;

Воспитательные:

формировать систему нравственных ценностей;

воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха;

формировать патриотизм на примере рассказа «Судьба человека».

Тип урока: интеллектуальная игра.

Предназначение: ученики 9 класса

Место урока в учебном плане:

после изучения рассказа «Судьба человека»

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал
  2. Наглядный материал, фотографии.
  3. Музыкальное сопровождение.
  4. Фильм Бондарчука «Судьба человека».
  5.  Портрет Шолохова.
  6. Фонограмма песни «День Победы».
  7. Музыка из программы «Умники и умницы».
  8. Презентация.
  9. Мультимедийный проектор

                                         Ход урока (игры).

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умники и умницы» и состоит из 4 этапов - агонов (агон - соревнование), в ходе которых определяется агонист - победитель. В случае затруднения ответить может теоретик, и получить – орден. Судит состязание Высокий ареопаг, состоящий из учителей литературы.

Условия игры:

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как нужно правильно ответить на 2 вопроса без ошибок.

Желтая дорожка – нужно ответить на 3 вопроса, допустима 1 ошибка.

Зеленая дорожка – нужно ответить на 4 вопроса, допустимо 2 ошибки.

Вступительное слово учителя:

1.Добрый день! Я рада приветствовать на сегодняшней интеллект – игре «Умники и умницы», которая посвящена рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». Этот рассказ напоминает нам о силе духа и о высоких моральных качествах советского человека.

В течение 2-х уроков мы знакомились с этим произведением и сегодня в процессе игры  подведем итоги наших знаний.

                           (играет музыка из программы «Умники и умницы»)

2. Разрешите представить наших магистров:

  ____________

  ____________

  ____________

3. Мои помощницы - ведущие (девочки одеты  в военную форму)

Рядовой______________

Рядовой______________

4. Будущие умники и умницы – девятиклассники

Ведущий 1:Сегодня мы пройдем памяти вместе с героями рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». О войне  написано немало. Рассказ Шолохова – небольшое произведение, оставившее заметный след в русской литературе.

Ведущий 2:Рассказ о солдате, который вернулся с войны… все отнято у Андрея Соколова – но не отняты мужество, доброта, человечность.

                         (исполняется сценка – диалог Андрея Соколова и Вани)

Андрей Соколов:… иной раз не спишь ночью, глядишь в пустоту глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?». Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Был в Воронеже, пешком дотопал до того места, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!... Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашелся Анатолий… Как ни крути, а мой родной сын – капитан и командир батареи, это не шутка! Жду не дождусь, прямо-таки не чаю, когда мы с ним свидимся. Ну и свиделись… Аккурат 9 мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер… Похоронил я в чужой земле последнюю свою радость и надежду. Тут вскорости меня демобилизовали. Поехал в Урюпинск, Поселился у приятеля. Разные грузы перебрасывали мы в районы, осенью переключились на вывозку хлеба. Однажды заприметил я возле чайной парнишку. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился! Приветил я его однажды, поговорил.

Андрей Соколов: Где же твой отец, Ваня?

Ваня (шепчет): Погиб на фронте.

Андрей Соколов: А мама?

Ваня: Маму в поезде убило, когда мы ехали.

Андрей Соколов: А откуда ехали?

Ваня: Не знаю, не помню.

Андрей Соколов: И никого у тебя тут родных нету?

Ваня: Никого.

Андрей Соколов: Где же ты ночуешь?

Ваня: А где придется.

Андрей Соколов (наклонился к Ване): Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?

Ваня: Кто?

Андрей Соколов (тихо): Я – твой отец.

Ваня (обнимая его): Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!

 Андрей Соколов: Вот и нашел я своего Ванюшку! До того у меня стало радостно на душе, что и словами не расскажешь…

            (звучит песня Д. Тухманова на стихи В.Харитонова «День Победы»)

Ведущий 1: Объявляю правила игры:

- на красной дорожке нельзя ошибаться, зато она самая быстрая, нужно ответить всего на два вопроса.

- на желтой дорожке можно ошибиться один раз.

- на зеленой дорожке можно ошибиться два раза.

Ведущий 2: Начинаем игру! Всем удачи!

Ведущий 1: Внимание! Отборочный тур!

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека». Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

- О чем думает Соколов, готовясь к смерти?

(«… Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному – номер 331… жалко стало Иринку и детишек … стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту мою, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…»)

- Зачем Мюллер устраивает ритуал с выпивкой?

(«Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия. Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель.»)

- Почему Соколов соглашается выпить, а отказывается от закуски?

(«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и сголоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство  и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».)

- Кто побеждает в этом поединке?

(Соколов выходит победителем, что вынужден был признать и сам Мюллер. «… ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников».)

- В чем смысл этой победы?

(Победа советских войск на Волге о победе Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

- В каких словах  выражен взгляд Соколова на долг человека? Мужчины? Солдата?

(«На то ты и мужчина, на то и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».)

За каждый правильный ответ ведущие награждают ОРДЕНОМ, по их количеству определяют трех агонистов.

Ведущий 1: Проверка определила трех агонистов. Приглашаю участников на выбор дорожек.

(звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись ПРОЛОГ)

Ведущий 2: Итак, задания для выбора дорожек:

- конкурс «Красноречие» Хвала русскому языку.

- правильно вставить буквы и запятые.

Погода уже три дня стояла тихая и теплая. На улицах (не) было видно н.. клочка снега и грязное место зам..нилось бл..стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст..кали последние капли и в пал..саднике на деревьях надувались поч(?)ки. На дворе была сухая дорожа и около крыльца между камнями з..ленела мшистая трава. Был тот особе(н, нн)ый период весны которный сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал..нки, п..хучая свеж..сть в воздухе и (нежно)голубое небо.

Все предметы были освещ..(н, нн)ы ярко и комната пов..селела. Какое(то) новое для меня чу..ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выб..вались (ярко)зеленые иглы травы бл..стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце все мне говорило про красоту счастье и добродетель.

              - прочитать выразительно отрывок без предварительной подготовки.

 « В лесу послышался голос моего товарища, плеск весла по воде. Чужой, но ставший мне близким человеком поднялся, протянул мне большую, твердую как дерево, руку:

- Прощай, браток, счастливо тебе!

- И тебе счастливо добраться до Кашар.

- Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.

Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа, и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

(Магистры определяют победителей, агонисты занимают места на дорожках)

(звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись 1 агон

Учитель задает вопросы:

1.Красная дорожка: Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения? Основной прием построения рассказа?

                          (рассказ в рассказе, кольцевая композиция, антитеза)

2.Желтая дорожка: Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

(На фронте Андрей Соколов – шофер, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 года едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило, он оказался в плену.)

3.Зеленая дорожка: Лексическое значение слова «судьба». В каком значении использовано слово «судьба» в названии рассказа?

(показана не только история существования героя, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять, в битве с судьбой он проявил великую силу характера, на его примере была показана судьба всего русского народа).

Судьба – многозначное слово: стечение обстоятельств; доля, участь; история существования кого-чего – нибудь; будущее, то, что случится.

(магистры подводят итоги)

Ведущий 1: Я объявляю музыкальную  паузу. Звучит песня «Синий платочек».

Ведущий 2: Слово предоставляется магистрам.

(звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись 2 агон)

Учитель задает вопросы:

  1. Красная дорожка: На автомобиле какой марки возил снаряды на фронте А. Соколов?

(ЗИС - 5)

  1. Желтая дорожка: Откуда был родом Андрей Соколов?

(Воронежская губерния)

  1. Зеленая дорожка: Как звали жену и детей А.Соколова?

(Ирина, Анатолий, Олюшка, Настенька)

(магистры подводят итоги)

(звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись 3 агон)

      Учитель задает вопросы:

  1. Желтая дорожка: Как называлась речка, через которую переправлялись автор рассказа с товарищем?

                                                         (Бланка)

  1. Зеленая дорожка: Назовите хутор, напротив которого переплавлялись герои рассказа «Судьба человека»?

                                                       (Моховской)

                                          (магистры подводят итоги)

звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись 4 агон)

Учитель задает вопросы:

  1. Желтая дорожка: Где и когда попал в плен Андрей Соколов?

                                     (под Лозовеньками – в мае 1942 года)

  1. Зеленая дорожка: Год рождения Андрея Соколова.

                                                          (1900 год)

                                            (магистры подводят итоги)

Вопросы для финала:

  1. Какой лагерный номер был у Андрея Соколова? (331)
  2. Кому был посвящен рассказ «Судьба человека»? (Евгении Григорьевне Левицкой)
  3. Кто снимался в роли Андрея Соколова в фильме «Судьба человека»? (Сергей Бондарчук)
  4.  В каком году на экраны вышел фильм «Судьба человека»? (1959 год)

                                        (награждение победителей)

Заключительная беседа:

  1. Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего герою?

(В этом эпизоде автор раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Он показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора, он поступает так, как велит ему совесть)

  1. Когда был убит сын Андрея Соколова?

                                                (9 мая 1945 года)

  1. Почему Соколов решается усыновит Ванюшку? Что общего в их  судьбе?

(После встречи с Ваней, у Соколова на душе стало светло, на сердце теплее. Жизнь Андрея Соколова вновь обрела смысл)

  1.  Как вы думает, что ждет впереди наших героев?

( Впереди – жизнь, потому что Соколов – несгибаемый человек, а Ваня поможет ему обрести семью, дом…)

Учитель: Я хочу закончить игру словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Домашнее задание:

Ответить письменно на вопрос: «Можно ли считать личность Андрея Соколова героической?».

 

Литература:

  1. Петелин В. Михаил Шолохов: Страницы жизни и творчества.- М.: Сов. Россия, 1986 г.
  2. М. Шолохов «Судьба человека». – М.: Художественная литература, 1980 г.
  3. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 2 2000 г. – М.ПИЦЦ.
  4. Литература 9 класс. Курдюмова Т.Ф. Дрофа М.- 2010 (2 часть)
  5. Интернет – ресурсы
  6. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. В 2-х томах. М., 1973, т.2

(статья о рассказе М.Шолохова «Судьба человека».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию  Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Разработка игры "Умники и умницы" по повести А.Грина "Алые паруса"...

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Игра для учащихся 5-7 классов для развития интереса к изучению учебных предметов, развития интеллекта...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия и презентацию.Цель:1.Прививать детям любовь к родному языку. 2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения....

Интеллектуальный конкурс по физике "Умницы и умники" ( 8класс)

16 марта 2012 годаИграет на флейте Ксения Кроль, ученица 7класса выбравшая экзамен по ЕРТЕ - физикаЗдравствуйте уважаемые гости, здравствуйте молодые люди участники  интеллектуального конкурса «У...