Игры в обучении бальным танцам.
статья по теме

Фазуллин Роберт  Амирович

Современная жизнь оказывает своё влияние на физическое и эмоциональное состояние людей. Исследования в области нашего с Вами здоровья привели к живому обсуждению развития массового спорта на уровне правительства Российской Федерации (далее – РФ). Однако наиболее острым является вопрос развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта.

Для приобщения детей к физическому воспитанию можно рекомендовать занятия спортивными бальными танцами. Во-первых, данный вид спорта является одним из самых массовых в России, а российских танцоров-спортсменов больше всех в мире. Во-вторых, для массового приобщения и возможности выбора данного вида спорта соревнования разделены на спорт высших достижений (СВД) и спортивно-массовые мероприятия (СММ), что предоставляет участие в соревнованиях наиболее широкому кругу участников как по возрасту так и по группам (индивидуально, в парах, в ансамбле). В-третьих, параллельно происходит и физическое, и эстетическое воспитание участников, так как танцевальный спорт являясь как танец видом искусства взаимодействует и с другими видами и элементами искусств (музыка, хореография, художественная выразительность, актёрское мастерство и пр.), вбирая в себя всё лучшее. Это способствует гармоничному развитию человека в целом. В-четвёртых, в спортивных бальных танцах используются различные физические нагрузки практически на все группы мышц, улучшается осанка, увеличивается подвижность суставов и гибкость при этом этот вид спорта является одним из травмобезопасных. В-пятых, для начальных занятии необходимы минимальные требования такие как: просторное помещение с твёрдым покрытием пола (пол желательно паркетный),  музыкальное сопровождение (аудиоаппаратура и аудиозаписи танцев), одежда и обувь удобная для занятий (для детского возраста у девочек купальник и чешки, у мальчиков рубашка, брюки и чешки). В-шестых, заниматься можно начинать  от 3-5 лет. Проводятся соревнования по классу «Сеньоры», в  которых ограничений по максимальному возрасту нет. Таким образом поддерживается спортивная форма и на протяжении всей жизни люди получают удовольствие от танцев. В-седьмых, редкий вид спорта где взаимоотношения мужчины и женщины являются приоритетными. И несмотря на необходимость получения спортивного результата, с самого детства между мужчиной и женщиной прививается взаимное уважение, особенности отношений, лидерские и поддерживающие качества, достижение совместными усилиями общих целей и т.д., что должно быть в реальной «взрослой» жизни.

В «Методической разработке. Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.» приводятся следующие пожелания для работы с детьми: «Обычно именно на начальном этапе формируется отношение к танцам. Занятия должны проходить в игровой или комбинированной форме. Поэтому именно на начальном этапе обучения фигурам и танцам необходимо совмещать их освоение с простыми и легко интерпретируемыми детьми понятиями и образами, а также стараться встраивать элементы танцев в подвижные игры, которые нравятся детям. Всё это позволит легко и быстро усваиваться и далее развиваться полученным детьми навыкам. ». Исходя из этогов тексте рассмотривается самое простое, что должны использовать в своей работе педагоги и тренеры по танцам – различные виды игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igry_v_obuch_bal_tancam.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Игры в обучении  бальным танцам.

Автор: Фазуллин Р.А., педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДЮТ «На Ленской».

 

Введение.

Современная жизнь оказывает своё влияние на физическое и эмоциональное состояние людей. Исследования в области нашего с Вами здоровья привели к живому обсуждению развития массового спорта на уровне правительства Российской Федерации (далее – РФ). Однако наиболее острым является вопрос развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта. Даже президент РФ В.В. Путин на встречах посвященных данной теме приводит следующие факты:

«В последние годы мы уделяем серьёзное внимание этой проблеме. Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики. Это уже можно сказать определённо. Но этого, к сожалению, ещё недостаточно…

…В то же время, и нужно признать это, сказать об этом прямо, ситуация с массовым, особенно детским спортом всё ещё кардинально не изменилась…

…Физическая культура по-прежнему остаётся на обочине образовательного и воспитательного процессов, проигрывает в конкуренции за досуг детей и подростков, уступает место телевизору, компьютеру и так называемому «сидячему образу жизни». Но мы с вами хорошо знаем, уважаемые коллеги, что именно в юности закладывается отношение к своему здоровью, привязанность к спорту. И, что самое главное, сейчас мы с коллегами об этом достаточно активно дискутировали, закладывается гораздо более важная вещь – образ поведения, который, в конечном счёте, определяет качество жизни и жизненного успеха каждого человека...

…Вот несколько цифр и фактов, в целом они известны, но я позволю себе их воспроизвести. В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания. Две трети. У половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30 процентов – нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. До 40 процентов призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих…

…Ещё один важный момент. У нас не должно быть детей, которые, как говорится, отсиживаются на скамейке во время уроков физкультуры. Заниматься должны все, все без исключения. Конечно, есть ограничения по здоровью, но в данных случаях, а их, как я сказал, у нас немало, нужно не освобождать детей от занятий вообще, а нужно разрабатывать специальные корректирующие программы, привлекать для этого специалистов и так далее…

…шаги должны быть направлены на достижение главной цели – сохранение здоровья нации, гармоничное развитие человека. Дети должны стать сильными, должны быть здоровыми, любить спорт и иметь возможность им заниматься, уметь постоять за себя, за своих близких, за свою семью, в конечном итоге быть в состоянии постоять за Отечество. Наш долг – обеспечить для этого все необходимые условия…».

(Встреча по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта 13 марта 2013 года - http://www.kremlin.ru/news/17667)

Обобщая приведённые президентом РФ факты делаем выводы:

1. Государство не только признаёт физическое воспитание приоритетным, но и занимается активной поддержкой именно детского массового спорта, учитывая перспективу улучшения здоровья всех граждан.

2. Именно в детстве необходимо привлекать детей в занятия различными видами спорта, во-первых потому что дети быстро учатся и легко приобретают новые навыки, а во-вторых, потому что именно детские желания и хотения определяют, если не всю, то большую часть взрослой жизни.

3. Очень важно совместить физическое воспитание с эмоциональным состоянием, так как телевизор, компьютер, игровые приставки и пр. «работаю» как раз с эмоциями, создавая положительные/отрицательные картинки, стереотипы поведения, кажущуюся легкость общения и взаимодействия с окружающим часто виртуальным миром.

4. Создавать предпосылки для групповых занятий, вне зависимости от ограничений отдельных участников процесса. Что ведет как к улучшению физического состояния большего количества людей, так и большей социализации, взаимодействия их друг с другом.

5. В итоге занятия по физическому воспитанию должны приводить не к массовой истерии фанатов того или иного вида спорта, физическое развитие которых желает оставлять лучшего, или желания спортсменов любыми путями стать лучшим в спорте высших достижений, что часто приводит к отрицательным примерам и причинению вреда своему здоровью, а к гармоничному развитию каждого человека, которое способствовало бы чтобы он сам определял оптимальные для себя виды спорта и контролировал своё физическое состояние и здоровье.

На основании вышеприведённых выводов для приобщения детей к физическому воспитанию можно рекомендовать занятия спортивными бальными танцами. Во-первых, данный вид спорта является одним из самых массовых в России, а российских танцоров-спортсменов больше всех в мире. Во-вторых, для массового приобщения и возможности выбора данного вида спорта соревнования разделены на спорт высших достижений (СВД) и спортивно-массовые мероприятия (СММ), что предоставляет участие в соревнованиях наиболее широкому кругу участников как по возрасту так и по группам (индивидуально, в парах, в ансамбле). В-третьих, параллельно происходит и физическое, и эстетическое воспитание участников, так как танцевальный спорт являясь как танец видом искусства взаимодействует и с другими видами и элементами искусств (музыка, хореография, художественная выразительность, актёрское мастерство и пр.), вбирая в себя всё лучшее. Это способствует гармоничному развитию человека в целом. В-четвёртых, в спортивных бальных танцах используются различные физические нагрузки практически на все группы мышц, улучшается осанка, увеличивается подвижность суставов и гибкость при этом этот вид спорта является одним из травмобезопасных. В-пятых, для начальных занятии необходимы минимальные требования такие как: просторное помещение с твёрдым покрытием пола (пол желательно паркетный),  музыкальное сопровождение (аудиоаппаратура и аудиозаписи танцев), одежда и обувь удобная для занятий (для детского возраста у девочек купальник и чешки, у мальчиков рубашка, брюки и чешки). В-шестых, заниматься можно начинать  от 3-5 лет. Проводятся соревнования по классу «Сеньоры», в  которых ограничений по максимальному возрасту нет. Таким образом поддерживается спортивная форма и на протяжении всей жизни люди получают удовольствие от танцев. В-седьмых, редкий вид спорта где взаимоотношения мужчины и женщины являются приоритетными. И несмотря на необходимость получения спортивного результата, с самого детства между мужчиной и женщиной прививается взаимное уважение, особенности отношений, лидерские и поддерживающие качества, достижение совместными усилиями общих целей и т.д., что должно быть в реальной «взрослой» жизни.

Рассмотрев вопросы необходимости развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта и рекомендуя отдавать детей в спортивные бальные танцы переходим к особенностям именно обучения и привлечения участников образовательного процесса в занятия танцами, прекрасно понимая, что для них (особенно для детей на начальном этапе) занятия должны происходить увлекательно, интересно, познавательно и эмоционально. В «Методической разработке. Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.» приводятся следующие пожелания для работы с детьми: «Обычно именно на начальном этапе формируется отношение к танцам. Занятия должны проходить в игровой или комбинированной форме. Поэтому именно на начальном этапе обучения фигурам и танцам необходимо совмещать их освоение с простыми и легко интерпретируемыми детьми понятиями и образами, а также стараться встраивать элементы танцев в подвижные игры, которые нравятся детям. Всё это позволит легко и быстро усваиваться и далее развиваться полученным детьми навыкам. ». Исходя из этого далее мы рассмотрим самое простое, что должны использовать в своей работе педагоги и тренеры по танцам – различные виды игр.

Что же такое игра?

Рассмотрим определение слова игра на примере толкового словаря русского языка Ожегова, приведем только определения:

«1. В значении глагола играть.

2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.

3. Комплект предметов для такого занятия.

4. Спортивные соревнования.

5. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений.»

В большинстве других толковых словарей смысл примерно аналогичный, поэтому для себя определим что же может быть в игре необходимое для занятий спортивными танцами:

1. Развлечение;

2. Соревновательность;

3. Спортивно-физическое развитие;

4. Творческое развитие;

5. Введение определённых ограничений, правил обязательных для выполнения;

6. Использование игр на типичные для танцев элементы (ситуации).

 И если первые четыре пункта в основном касаются обучаемых, то пункты 5-6 позволяют уже и педагогам проявить себя, выбирая игры с учётом особенностей возраста, сложности изучаемых элементов, постановки условий и правил от простых к более сложным по мере освоения материала и т.д.

После теоретического понимания, что нам даёт игра и её определения, перейдём к практическим реализациям игр. И рассматривая игру с точки зрения истории можно сделать вывод, что первые игры появились у животных задолго до возникновения человека. Обезьяны используют не только те игры, что связаны с определёнными ритуалами, например, брачный сезон, но и схожие с аналогичными играми людей. Человечество играет с доисторических времён — начиная с ритуальных (например, обряд инициации), с развитием цивилизации игры делались всё сложнее и стали практически любой тематики — война, любовь, фентези, история.

Высшие животные имеют чётко выраженный ювенальный период, в течение которого проявляют игровое поведение. Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются (и совершенствуются) элементы поведенческого репертуара взрослых животных — отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздостроительного поведения.

Часто наблюдаются игры с использованием предметов (манипуляционные игры). Такие игры наблюдаются у многих млекопитающих, но особенно развиты и сложны у обезьян. Игры позволяют обезьянам оттачивать тонкие движения под контролем кожной чувствительности и зрения. Порой обезьяны проводят долгое время на одном месте, манипулируя одним предметом, при этом их активность обычно направлена на разрушение самого предмета.

Совместное участие в игре нескольких особей выводит её на качественно новый уровень. Общение животных в процессе совместной игры играет важную роль в формировании группового поведения. Обычно совместные игры включают борьбу и бег наперегонки, но могут включать манипуляции с различными предметами, в том числе борьбу за какой-либо предмет.

Получается, что игры не только являются естественными проявлениями в мире животных, но и важнейшим действием в передаче опыта друг другу, работе над индивидуальными навыками, переходу на более высокий уровень в своей иерархии, формировании поведенческих реакции в окружающей среде и группах. Также уже у животных игры делятся на индивидуальные и групповые. И конечно, чем более сложные игры осваивает особь, тем она обладает большим опытом и находится на более высоком уровне развития. Всё это показывает, что тема включения игр в работу по обучению, особенно для детей, является обязательной и являющееся наиболее естественной и эффективной.

У людей наиболее близкими к животным являются детские, манипуляционные и ритуальные. Рассмотрим только детские игры как наиболее приспособленные для работы в обучении спортивным бальным танцам.  Многообразие взрослых игр также оставим без внимания как выходящие за рамки нашей темы.

Итак, детская игра — основной вид деятельности ребёнка. Многие люди связанные с теорией обучения и психологии детей высказывались по этому поводу. С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения». А. С. Макаренко в своей лекции о воспитании детей заявлял: «Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». И даже Платон выражал своё мнение следующим образом: «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».

Для показа многообразия детских игр наиболее предпочтительным является рассмотрение не различных классификации игр, а конкретные игры используемые в повседневной жизни. А ещё более предпочтительным является расширение кругозора, сравнение опыта, понимание особенностей и разницы за счёт рассмотрения игр различных народов. Учитывая, что на территории нашей страны множество народов имеет свои игры, то мы рассмотрим именно примеры различных игр народов России.

Детские игры народов России.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых в конечном счете способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

Дети выбирают игру сообразно опыту сверстников или взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем происходит постепенное абстрагирование, частично связанное с состязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, в физических качествах и т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Надо отметить, что развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры (в некоторые из них стали включаться отдельные элементы спорта, в ряде игр стал применяться спортивный инвентарь).

Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то, естественно, интересна и эволюция изменения характера и содержания их в возрастном аспекте. Для примера можно привести игры «Прыгание через ноги», «Школа мяча», «Прыгалки» и другие, в которых действия постепенно усложняются в зависимости от подготовленности играющих и их возрастных особенностей.

Русские игры.

 Начнем рассмотрение с детских игр самого многочисленного народа нашей страны, которые оказывают наибольшее влияние на жизнь всей страны – детских игр русских. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей.

1. Салки

(Другие названия этой игры - «Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др. )

Эта игра широко распространена в нашей стране. В разных республиках она имеет свое название и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодежью и взрослыми. Количество участников - от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.

Описание. По жребию или по считалке выбирают одного водящего - «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности «Салок»:

«Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!» Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.

«Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока перебежавшего дорогу.

Правила ко всем «Салкам».

Ловить (салить) играющих - значит прикоснуться к кому-либо рукой или определенным предметом (платочком, жгутом, снежком и др.), но не хвататься за игрока и не тащить его.

Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Выбежавший за условленную границу считается пойманным и меняется ролью с «салкой» - водящим.

Каждый новый «салка» - водящий должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы все знали, от кого спасаться.

2. Жмурки

«Жмурки» - старинная игра, которая проводится у всех народов СССР. Она имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.

Разновидность - «Жмурки с голосом». Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.

Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.

Правила.

Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку).

Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору.

Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.

Разновидность «Яша и Маша» (Другое название - «Двое слепых»)

Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных (по жребию) становятся в середину круга. Один из них - «Яша», другая - «Маша». Им завязывают глаза.

«Яша» и «Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик) - и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.

3. Гуси-лебеди

В игре участвуют дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек. Ее проводят самостоятельно, а также на организованных занятиях в детском саду, в школе. Можно играть без всякого инвентаря или использовать его для усложнения игры.

Описание. На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую «гусятник», на другой стороне - линию, за которой находится «пастбище». Из играющих выбирают «пастуха» и «волка». Остальные - «гуси» и «лебеди». Они становятся в ряд в «гусятнике». «Пастух» располагается сбоку от «гусей», «волк» - посередине площадки. «Пастух» говорит:

- Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!

Все «гуси» и «лебеди» «летят на пастбище», подражая птицам. Как только «пастух» скажет громко: «Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!» - они убегают с «пастбища» в «гусятник», а «волк» ловит их до линии их «гусятника». Пойманных подсчитывают и отпускают в их «стадо» или они идут в «логово волка» и остаются там до его замены. Играют с одним «волком» 2-3 раза, затем выбирают нового «волка» и «пастуха» из непойманных. В заключение отмечаются лучшие «гуси» (ни разу не пойманные «волком») и лучший «волк» (сумевший поймать больше «гусей»). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».

Правила.

«Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «гусятник» только после слов, сказанных «пастухом». Кто убежит раньше, тот считается пойманным.

«Волк» может ловить только после слов «под горой» и только до линии «гусятника».

Дети любят в этой игре вести разговор между «пастухом» и «гусями»: после слов «серый волк за горой» «гуси» спрашивают:

- А что он там делает?

«Пастух» отвечает: «Гусей щиплет!»

- Каких?

- Серых да белых.

После последних слов «гуси» бегут домой в «гусятник».

Эту игру можно усложнить, введя в нее второго «волка», установив на пути передвижения «гусей» и «лебедей» препятствия в виде скамеек («дорога»), по которым надо пробежать или перешагнуть; натянуть невысоко веревочку, а за ней положить маты («гора»), чтобы «гуси» перепрыгивали через веревочку, опускаясь на маты; поставить кегли, между которыми надо пробежать, и др.

4. Пустое место

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят друг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила.

Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

Водящий может не сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком направлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.

5. Прятки

Игра «Прятки» под разными названиями и с различными вариантами широко распространена среди детей Советского Союза. В нее играют дети и молодежь самостоятельно (без руководителей).

Количество участников - от 3 до 20 человек. Проводится обычно без инвентаря, но иногда используют небольшие предметы (например, маленькие палочки с доской, в которую стучат).

Описание. Водящий, выбранный по жребию или по согласованию, становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету (на кону), и считает до 20-40 (по уговору) или произносит считалку. В этот момент остальные участники прячутся в разных местах (за деревьями, за отдельными предметами).

Когда водящий закончит установленный счет или считалку, он открывает глаза и начинает искать спрятавшихся. Если увидит кого-либо из них, называет его по имени и бежит на кон. Найденный также бежит туда, стараясь обогнать водящего и дотронуться до предмета, у которого стоял водящий, или ударить палочкой, находящейся там, по предмету. Если он сделает все это раньше водящего, то не считается пойманным и остается у кона, пока водящий ищет других. Когда все найдены, водящим становится первый игрок, не сумевший прибежать на кон раньше него.

Разновидность. Играют с палочкой. Тогда каждый прибежавший раньше на кон должен постучать палочкой о предмет и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» После этих слов он считается вырученным (т. е. непойманным).

Правила.

Водящий не имеет права подглядывать, когда все прячутся.

Если замеченный водящим игрок назван неправильно, то он остается на месте, пока тот не угадает его.

Спрятавшиеся могут и не дожидаться, когда их найдет водящий, и в удобный момент бежать на кон. Поэтому водящему надо следить за тем, чтобы никто не выбежал не замеченный им.

Иногда вводят следующее правило: если последнему игроку удастся прибежать на кон раньше водящего, он кричит, ударяя палочкой: «Палочка-выручалочка, выручи нас всех!» После этих слов все считаются вырученными.

Башкирские игры.

Башкирские дети, наблюдая за игровыми упражнениями взрослых, стремились освоить необходимые навыки. Взрослые готовили детей к этим упражнениям. С 4-5-летнего возраста мальчиков начинали обучать верховой езде. Мальчики чуть постарше тренировались в стрельбе из лука, постигали премудрости охотничьего мастерства. Башкир - охотник, воин, отличный наездник - должен был передать свои умения и навыки сыновьям.

1. Жмурки в кругах (Тунэрэкле куз бэйлэш)

Эта игра особенно популярна среди девочек школьного возраста. Количество участников - от 3 до 20 человек. Играющим требуются платок и чистые листки бумаги для подкладывания под него.

Описание. Согласно жеребьевке, намечается водящая, которая завязывает глаза платком, подложив чистый листок бумаги под платок. Пока водящая завязывает глаза, остальные участники чертят вокруг себя небольшие круги (в разном направлении от водящей, желательно по кругу). Расстояние между кругами произвольное.

Водящая с завязанными глазами по сигналу идет к стоящим в кругах, а они в это время меняются местами, переходя из круга в круг. Как только водящая подойдет к ним, все застывают на месте: никто не должен выходить из круга, передвигаться в нем, меняться местами. Водящая ищет, вытянув руки перед собой. Чтобы не попасться ей под руки, стоящие в кругах могут наклоняться, приседать. Найдя кого-нибудь, водящая должна назвать ее имя. Та, чье имя отгадано, меняется ролью с водящей, завязывает себе глаза. Игра продолжается. Если имя не отгадано, то участники игры, не говоря ни слова, начинают хлопать в ладоши и перебегать из круга в круг. Водящая продолжает искать.

Правила.

Водить одному человеку можно до 3 раз, после чего проводится жеребьевка и выбирается новый водящий.

Нарушившая правило, согласно которому нельзя двигаться с места, как только водящая подойдет к какому-либо кругу, становится водящей.

2. Уральский мяч (Урал тубы)

Игра проводится на открытых площадках детьми среднего и старшего возраста. В ней участвуют 8-16 человек. Для игры необходим маленький резиновый мяч.

Описание. На площадке чертят три параллельные линии длиной 10 м на расстоянии 5-6 м друг от друга. Первая называется линией бросания мяча, вторая - средней линией, третья - линией обхода. Играющие делятся на две команды: бросающих мяч и ловящих мяч («пастухов»).

Команда бросающих становится за линией бросания, «пастухи» размещаются произвольно на всей площадке до линии обхода. Один игрок из команды бросающих подбрасывает мяч и с силой направляет его ударом руки в сторону линии обхода. Затем сразу же бежит за мячом к этой линии, добегает до нее и возвращается на место к линии бросания. «Пастухи» стараются поймать мяч и бросить его в сторону линии бросания до того, как бросивший добежит до своего исходного места. Если «пастухам» удастся это, то игрок, бросавший мяч, остается на том месте, до которого успел добежать. Затем мяч бросает второй участник из команды бросающих. Игрок, добежавший до своего места, получает право бросать мяч еще раз.

Если все игроки, бросавшие мяч, остаются между линией обхода и линией бросания, то чертится еще одна, прерывистая, линия, которая называется «мостиком из одного волоска». Она разделяет на равные части поле между линией обхода и средней. На этой линии выстраиваются участники команды, бросающие мяч.

Один из участников команды «пастухов» берет мяч и, подойдя к линии бросания, считает до трех. Один из игроков, стоящих на линии, должен отбежать в любую сторону от «пастуха», а тот вдогонку убегающему бросает мяч. Если «пастух» попадет в убегающего, то команда бросающих становится командой «пастухов». В противном случае команда бросающих занимает свое прежнее место.

Правила.

Мяч отбивают примерно с середины линии бросания.

Мяч бьют строго по очереди.

Игрок, успевший добежать до линии обхода и вернуться на линию бросания не будучи осаленным, должен повторно бросить мяч (сразу, без отдыха).

Мяч можно ловить и брать с земли.

Дагестанские игры.

Сюжетом почти всех игр служат различные производственные процессы, общественные, семейно-бытовые, военные и другие факторы. Игры служили своеобразной школой подготовки подрастающего поколения к хозяйственным, бытовым, военным и другим действиям, готовили молодежь к жизни, являлись средством передачи богатого жизненного опыта старших.

Дагестанские народные игры отражают культуру, быт, психический склад, историческое прошлое и другие стороны жизни и деятельности народа.

Характерная особенность традиционных игр, физических упражнений и спорта народов Дагестана - их этническая пестрота. Например, дагестанская спортивная борьба имеет 8 вариантов, а такой вид народного спорта, как метание камня, - не менее 12 разновидностей. В играх этих вариаций еще больше. Есть случаи, когда одна и та же игра известна почти у всех народностей Дагестана, отличаясь своеобразием и имея у каждого народа самобытное название. Зафиксирован случай, когда одна и та же дагестанская игра имеет более 40 совершенно разных наименований.

1. Игра во всадники (Далу-далу)

В эту лезгинсую игру играют только мальчики-подростки и молодежь. Количество участников - 5-15 человек и больше.

Описание. Чертится круг диаметром 7-10 м. По жребию выбирают двух водящих. Остальные становятся равномерно по линии круга лицом к центру. Оба водящих скачут вне круга на одной ноге наперегонки 10-15 шагов. Победитель влезает на плечи любого из стоящих по кругу игроков, а второй водящий обегает весь круг. Пока он бежит, «седок» должен слезть с плеч одного игрока и сесть на плечи стоящего рядом. Если за время пока «седок» пересаживается, второй водящий подбежит и осалит его ногой, то бежавший садится на осаленного, а игрок, с которого тот слез, бежит теперь по кругу и старается осалить нового «седока».

Правила.

Второй водящий может осалить первого только после того, как пробежит полный круг.

Салить можно лишь стоящего или хотя бы касающегося земли «седока».

2. Ножной мяч (Джавган топ)

Это древняя кумыкская игра. В нее играют школьники и молодежь на ровной площадке размером не менее 20X40 м. Участвует от 3 до 15-20 человек.

Описание. Ближе к одному из краев площадки чертят круг диаметром 3-4 м. В 25-30 м от него выбирают цель: камень, дерево и т. п. По жребию определяют водящего. Он кладет в центр круга мяч (рис. А) и, стоя рядом, охраняет его от попыток остальных игроков выбить ногой этот мяч, повести его к цели (например, камню) и попасть мячом в эту цель. Забегающих в круг водящий может осалить, и тогда они должны остаться в кругу как «пленники» и помогать охранять мяч.

Если нападающим все же удастся выбить мяч, то они гонят его ногами в сторону цели. Тогда защитники покидают круг и бегут охранять цель (см. рис. Б). Защищая ее, они могут опять отобрать мяч у нападающих. В этом случае водящий снова получает право охранять мяч, положив его в центр круга. Тот же, кто сделал последний удар по мячу перед захватом его водящим, становится его «пленником». Если нападающие доведут мяч до цели, то право охранять его в кругу получает тот, кто сделал последний удар, поразив мячом цель.

Правила

Бить и гнать мяч можно только ногами, за исключением водящего, который может брать мяч руками.

Взяв мяч руками, водящий не имеет права держать его, а должен сразу же положить в центр круга.

Марийские игры.

Народные подвижные игры бытуют сейчас преимущественно в самодеятельной форме. Пропагандой их заняты отдельные энтузиасты: учителя, организаторы воспитательной работы по месту жительства, в спортивно-оздоровительных лагерях, на турбазах и в некоторых домах отдыха.

1. Биляша

(Не переводится)

В книгах прошлого века эта игра упоминается как одна из оригинальных черемисских (марийских) или тюркских игр. В нее и сейчас играют подростки, а также молодежь, взрослые. Количество участников - от 8 до 30 человек.

Описание. Чертятся две параллельные линии на расстоянии 4 м одна от другой. Игроки делятся на две команды и становятся шеренгами лицом друг к другу за параллельными линиями. Вызвавшийся по собственному желанию игрок от одной из команд с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший, схватив кого-нибудь за руку, старается перетянуть соперника через площадку за свою линию. Если он перетянет его, то делает своим «пленником», ставя позади себя. Если не перетянет, а сам окажется за чертой другой команды, то становится (как «пленник») за спиной своего победителя. Затем игрока высылает другая команда. Он тоже хватает за руку соперника, которого надеется перетянуть за свою линию. Особенно стремятся перетягивать того, у кого есть «пленник», чтобы в случае победы освободить его. Так команды по очереди высылают своих игроков. Игра кончается тем, что одна команда постепенно перетягивает к себе всех соперников. Во время игры команды подбадривают своих игроков, скандируя их имена.

Правила

Для перетягивания можно выбирать любого игрока противоположной команды, никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку.

Перетягивать можно лишь одной рукой, не помогая второй.

Освобожденный пленник возвращается на свое место в команде.

2. Бой петухов (Агытан кучедалмаш)

В Марийском крае эта известная у многих народов игра начала культивироваться в начале 20-х годов нашего века. В 1925 г. она была включена в программу праздника «Неделя физической культуры». С тех пор стала одним из популярных комических состязаний, у которого появляются все новые разновидности. Довольно часто применяется командный вариант игры.

Играют дети школьного возраста (на улице в теплое время года или в помещении), от 4 до 20 человек. Для игры требуется ровная площадка шириной 5 м, длиной, соответствующей числу участников.

Описание. Игроки сговариваются, подбирая себе в пару соперника по силам и росту, и таким образом делятся на две команды. Команды выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 1 м, причем соперники из каждой пары стоят друг перед другом. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу руководителя соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. Кому удастся вывести своего соперника из равновесия (соперник стал на обе ноги), тот получает очко, и эта пара выходит из игры. Побеждает команд получившая наибольшее количество очков.

Правила.

Толкать можно соперника только своей пары.

Толкать разрешается только плечом в плечо. За толкание головой и за другие непредусмотренные приемы участник объявляется потерпевшим поражение.

Когда один из соперников побежден, оба напарника сразу покидают место «сражения» и подходят к судье или руководителю для начисления очков.

Североосетинские игры.

В древности народные игры проводились не только ради развлечения, они имели и определенную цель: выявить наиболее сильных, ловких, выносливых, мужественных юношей. В эпосе говорится о необходимости наличия в играх и состязаниях таких физических упражнений, как: стрельба из лука, борьба, метание камня, скачки на коне, лазание по врытому в землю столбу, преодоление естественных препятствий и т. д.

Характерным для национальных игр Осетии является большая их вариативность. Игры, как правило, были различными у детей, молодежи и взрослых. В зависимости от видов движений, входящих в игры, можно разделить их на следующие группы; со скачками и стрельбой, со стрельбой из лука, с поднятием и переноской тяжестей (камня, человека), с лазанием и прыжками, с метанием, с борьбой на поясах и на лошадях, с сопротивлением, с катанием с гор на санях. Кроме того, отдельно выделяются настольные игры.

Игры также можно разделить и в связи с природными условиями: игры в горной местности и игры на равнинной местности. Так, дети, живущие в горных селениях, проводят чаще всего игры, в которых преобладает физическая нагрузка, требующая силы, выносливости. В содержании их много единоборства. В играх на равнинах преобладают бег, прыжки, метания и др.

1. Слепой медведь (Куььрм аре)

В этой игре участвуют младшие школьники, от 5 до 40 человек. Размер площадки для игры - 10X10 м. Игра проводится без инвентаря (можно использовать палочки - по две для каждого играющего, кроме водящего. Одна из палочек гладкая, другая - с нарезанными на ней зубцами).

Описание. Одного из играющих выбирают водящим «медведем», завязывают ему глаза (или он закрывает их руками). Все играющие становятся вокруг «медведя» (или в стороне) на расстоянии 3-5 м и по сигналу хлопают в ладоши (или проводят гладкой палочкой по палочке с зубцами - издается дребезжащий звук). «Медведь» идет на звук хлопков (или палочек) и старается поймать кого-либо из играющих, которые убегают за границы площадки. Тот, кого он поймает, становится «медведем», т. е. водящим. Если он никого не поймает, продолжает водить.

Правила.

Играющие размещаются свободно на заранее очерченной площадке.

Хлопки (или дребезжащий звук палочками) выполняет тот игрок, к которому приближается «медведь».

Выбегать за линию площадки не разрешается. Вышедший за нее становится водящим.

2. Игра в охотников и зверей (Цуанонтае мае сырдтаей хъазт)

Игра рассчитана на школьников среднего и старшего возраста. Она проводится в лесу или на опушке леса, где есть кустарники. Размер площади игры определяют руководитель и его помощник в зависимости от количества игроков (обычно играют 10-12 человек), но она не должна превышать 300 м в длину и 200 м в ширину.

Описание. Играющие делятся на две равные по количеству участников команды. По жребию одна из них «охотники», другая - «звери». Перед началом игры объявляются границы площадки леса, а также уточняется место финиша. Игра начинается на опушке леса. «Охотники» скрытно располагаются по всей игровой площади (команды «зверей» стоят к ним спиной, закрыв глаза). Когда «охотники» спрячутся, «звери» по сигналу открывают глаза и начинают незаметно пробираться через «лес», в котором прячутся «охотники» (т. е. через цепь «охотников»), к условленному месту - финишу. «Охотники» должны ловить их. Пойманных «зверей» усаживают на землю в скрытом месте. Если «охотники» задержат более половины команды «зверей», то становятся победителями. Если же больше половины «зверей» проникнут через «лес», в котором находятся «охотники» (т. е. через цепь «охотников»), и достигнут финиша, то «звери» считаются победителями.

Правила.

Игра должна проходить только на строго ограниченном участке леса. Тот, кто выйдет за участок, считается пойманным.

«Охотники» могут задерживать «зверей» только на установленном участке леса.

Игроки команды «зверей» могут убегать от «охотников», но если преследующий «охотник» коснется рукой «зверя», то последний считается пойманным.

«Звери» могут пробиться к условленному месту - финишу - только через установленную площадь леса.

Татарские игры.

История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, детских видов фольклора, трудового и военного искусства.

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них и др.

Некоторые татарские народные игры используются в настоящее время на уроках физической культуры в школах, во внешкольных организациях, без них не обходится ни один праздник.

1. Маляр и краски (Буяну-буяну)

В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек.

Описание. На расстоянии 20-30 м чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4 м - «дом маляра». Выбирают водящего и «маляра», остальные игроки становятся «красками».

«Краски» садятся на гимнастические скамейки или на траву в один ряд. Отослав «маляра» в его «дом», водящий распределяет между играющими краски: красную, зеленую, желтую и т. д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с «красками») подходит «маляр» и спрашивает:

- Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?

- У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?

«Маляр» называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название «красная краска», быстро встает и бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит «краску» в свой «дом». Если «маляр» не поймает «краску», то она возвращается к себе в «дом» (на скамейку) и «меняет» свой цвет. После этого игра повторяется.

Правила.

Ловить «краску» можно только до противоположной линии площадки.

«Маляру» запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли.

Не добежав до второй линии, «краска» не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.

2. Хромая лиса (Аксак телке)

В игре участвуют в основном дети младшего школьного возраста, от 5 до 30 человек.

Описание. Одного из играющих выбирают «хромой лисой», другого - «хозяином дома» по имени Бикчантай. Остальные участники - «курочки». «Хромая лиса» располагается на одной стороне площадки - за чертой, в своей «норе». На другой стороне чертится круг диаметром 5-10 м - «курятник», В нем размещаются «курочки». Сбоку от большого круга чертится круг диаметром 1-2 м - «дом хозяина». «Хромая лиса» прыгает на одной ноге от своей «норы», приближаясь к «дому хозяина». Ее встречает «хозяин дома». Между ними происходит такой диалог (во время разговора «лиса» может стоять на обеих ногах):

 - Лиса, лисанька хромая, куда ночью ковыляешь?

 - Бикчантай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная.

 - А зачем к ней торопиться?

 - Моя шуба там за печкой.

 - А если шуба загорится?

 - Окуну я шубу в речку.

 - Вдруг умчит ее теченье?

 - Я заплачу с огорченья.

 - Лиса, лисанька хромая, как без шубы ты пойдешь?

 - Бикчантай, сынок Мамая, как пройду, тогда поймешь.

После такого разговора «хозяин дома» укладывается «спать». «Лиса» же, прыгая на одной ноге, заходит в «курятник». «Куры», «проснувшись», начинают бегать в кругу в разных направлениях. «Хромая лиса» старается кого-либо осалить. Сделать это не так легко, так как «куры» убегают от нее на двух ногах, а «лиса» гонится за ними, прыгая на одной ноге. Осаленный меняется ролью с «хромой лисой». Затем все становятся на свои места и игра начинается снова.

Если «хромая лиса», находясь в «курятнике», нечаянно станет на обе ноги или сменит ногу (если по договоренности это запрещено), то «хозяин дома» «просыпается» и направляется в «курятник». «Хромая лиса», испугавшись, бежит к своей «норе». «Хозяин дома» старается поймать ее т. е. осалить. Если ему это удается, осаленная остается «хромой лисой», в противном случае назначают другую «лису».

Можно предварительно разрешить «лисе» прыгать то на одной, то на другой ноге.

Чеченские и ингушские игры.

С древнейших времен вайнахи занимались в основном земледелием и скотоводством. Этому способствовали благоприятные природно-климатические условия, чрезвычайно богатые флора и фауна Чечено-Ингушетии. Поэтому в числе подвижных игр у чеченцев и ингушей было много игр, связанных с сельскохозяйственными работами: пахотой, сенокосом, уборкой урожая, стрижкой овец, прядением шерсти, приготовлением сыра (брынзы) и др. Так, в прошлом была распространена «Сырная игра» («Нахчи-ловзар» - по-ингушски, «Нахчи-къовсар» - по-чеченски).

Нередко аборигенам Кавказа требовалось защищать свою страну от иноземных захватчиков. Не раз мирному пастуху приходилось свою ярыгу сменять на копье, а пахарю - орал на меч, чтобы защитить себя и свою страну. Неудивительно, что в подвижных играх вайнахов занимали немалое место физические упражнения, способствующие необходимой физической подготовке молодежи.

1. Поиски прячущихся

(по-чеченски «Хиурре молла», по-ингушски «Лечкъоргах»)

Игра проводится на открытом воздухе, в основном летом и осенью, когда много зелени, в которой можно спрятаться. Участвуют подростки и молодежь, не более 20 человек.

Описание. Играющие разделяются на две равные по численности команды. Бросается жребий, какой команде прятаться, какой искать. Согласно жребию, одна команда уходит прятаться, другая садится по кругу, обхватив друг друга за плечи руками и наклонив голову вперед. На середину круга выходит их представитель. Он ложится на землю (траву) лицом вниз, закрыв его руками.

Команда, которая прячется, оставляет своего представителя рядом с сидящей по кругу командой. Он ходит по кругу, следя, чтобы сидящие и лежащий игроки не поднимали головы. Через определенное время (например, после счета 20-40) представитель спрятавшейся команды разрешает начать поиск. Лежащий в середине поднимается и идет искать прячущихся в сопровождении «своей тени» (игрока из другой команды). Сопровождающий должен громким возгласом «Хиурре молла!» извещать свою команду о том, где он и ищущий находятся. Когда они достаточно отдалятся от места начала игры (кона), игроки спрятавшейся команды могут прибегать к кону и голосом подавать сигнал ищущему о том, что они на кону. Ищущий со «своей тенью» должен обязательно вернуться к кону и отсюда снова начать поиск. Каждое появление игрока спрятавшейся команды у кона приносит ей выигрышное очко.

В процессе игры ищущий старается отвлекать «свою тень», чтобы она не подавала сигналы своей команде (задает ей различные вопросы, обращает внимание на окружающие предметы и т. п.).

Как только все игроки прячущейся команды найдены или набрано установленное количество очков (3-10), обе команды меняются ролями, и игра начинается сначала.

Правила.

Оставшимся на кону запрещается подсматривать за прячущимися и подсказывать ищущему, убегать из круга, задерживать прибегающих на кон игроков.

Играющие прячущейся команды могут прибегать на кон по одному или все вместе.

Сидящие по кругу не принимают активного участия в игре, пока не поменяются ролями с соперниками.

2. Бег волоча ноги (Ког текхабеш адар)

Условия труда горца требуют умения хорошо ходить в горах, в лесу. Это умение особенно важно было при перегоне отар, стад и табунов с одного места на другое по склонам крутых гор, в любое время года и в любую погоду. Игра «Бег волоча ногу» представляет собой игру-состязание, хорошо развивающую такое умение. Играют дети школьного возраста, от 6 до 40 человек.

Описание. Участники делятся на две команды: «охотников» и «зверей». Каждый «охотник» выбирает себе партнера из команды «зверей» и играет с ним до конца игры. На площадке проводятся три параллельные линии. Первая из них - старт для «охотников», вторая - старт для «зверей», третья - финиш. Расстояние между линиями зависит от размера площадки и состава играющих. «Охотники» и «звери» принимают на старте исходное положение: упор присев, одна нога в сторону (рис. 1). По сигналу начинается бег (на руках и одной ноге, волоча вторую ногу) «охотников» и «зверей». Каждый «охотник», крича: «Лови! Догоняй!», - стремится до финишной линии догнать своего партнера-«зверя». Непойманные «звери», а также догнавшие своих «зверей» «охотники» считаются победителями. Проигравшие катают победителей на спине условленное расстояние.

Правила.

«Охотник» или «зверь», начавший бег с линии старта до сигнала руководителя (вожака) игры, считается проигравшим.

Ловить можно только до линии финиша.

Игрок, изменивший во время бега положение упор присев одна нога в сторону, считается проигравшим.

3. Бег на руках и ногах («Кульгашта когашта адар»)

Эта игра - разновидность предыдущей игры - отличается от нее только исходным положением: упор лежа, руки сзади (рис. 2). Игрок передвигается одновременно на руках и ногах.

Якутские игры.

Игры якутов связаны с их бытом и трудом, обычаями и нравами. Занимавшиеся охотой, рыбной ловлей, оленеводством якуты кроме зимних усадеб имели так называемые летовки. С целью охраны природы усадьбы располагались на большом расстоянии одна от другой. Таким образом, якуты были вынуждены находиться часто в одиночестве. Встречались они друг с другом редко, в основном на облавной охоте, рыбной ловле неводом, уборочной страде, на сходках и праздниках. Такие встречи не обходились без состязаний и подвижных игр. Особенно изобиловали играми народные торжества по поводу проводов старого года и встречи нового. Обряды напоминали моления, пантомиму, игры.

1. Тыытыкы

(Перевода нет)

Играют дети дошкольного и младшего школьного возраста, имитируя охоту ястреба на птиц. Участвует от 4 до 40 человек.

Описание. На игровой площадке или в помещении чертят небольшой круг или прямоугольник - место «ястреба». Вся остальная часть площади объявляется «озером», «полем» или «лесом». Там отдыхают различные «птицы»: утки, гуси и др. Каждый игрок заранее сообщает, какую птицу он изображает. Обычный разговор запрещается, каждый подражает голосу своей птицы. На крик «ястреба» «тыы! тыы! тыы!» каждая «птица» отвечает своим криком и начинает «перелет» через «ястребиное поле», а «ястреб» стремится осалить ее рукой. Осаленная «птица» выходит из игры. Когда «ястреб» осалит последнюю «перелетную птицу», игра заканчивается. Последний осаленный становится новым «ястребом», и игра начинается сначала.

Если в игре участвует более 10 человек, то рекомендуется увеличить количество «ястребов» и не выводить осаленных «птиц» из игры, а начислять им штрафные очки. Тогда играют до определенного количества очков.

Правила.

Ловить можно только в «ястребином поле» (кругу или прямоугольнике).

Пойманные не участвуют в игре до тех пор, пока не будут переловлены все «птицы». Если за каждую пойманную «птицу» начисляют очко, то она продолжает играть.

2. Невод (Мунгха)

В «Невод» играют дети младшего и среднего школьного возраста (в прошлом играли и взрослые - на свадьбах, календарных праздниках). Игра проводится на воздухе или в просторном помещении. Количество участников - от 5 до 40 человек.

Описание. Очерчивают площадку примерно следующего размера: длина 20-30 м, ширина 10-15 м. На левой и правой сторонах площадки выделяются места для спасания «рыб» («кэнэни»), ограниченные линиями по ширине площадки. Остальная площадь - «вода», по которой плывут «рыбы» («туона»).

В начале игры все участники делятся на «рыб» (2/3 играющих) и на «невод» (1/3). «Рыбы» находятся в «кэнэни» на одной стороне; играющие, изображающие невод, берутся за руки, образуя цепь. По сигналу «рыбы» начинают заходить в «туона», перебегать на другую сторону или бегать по «туона». Изображающие невод бегут к ним, сохраняя цепь, стараются окружить любую «рыбу» или несколько «рыб». Когда руки двух крайних игроков в цепи «невода» сомкнутся, образуя кольцо, все «рыбы», оказавшиеся в нем, считаются пойманными и выходят из игры. Так играют до тех пор, пока не останется 2-3 «рыбы». Они становятся «неводом», и игра начинается сначала.

Правила.

Игроки, изображающие невод, не имеют права выходить за линию «туона» и ловить там «рыб».

Ловля «рыб» «неводом» разрешается и в том случае, если какая-либо «рыба» упадет. Но все действия «невода», вызывающие падение «рыбы», запрещаются.

«Рыбы» не имеют права находиться (больше 10 с) долго в «кэнэни».

Разрывать цепь игрокам, изображающим невод, при ловле «рыб» не разрешается. В противном случае пойманные «рыбы» отпускаются на волю.

3. Вестовой (Илджит)

Якуты, как и многие другие народы, пользовались в прошлом вестовыми знаками, которыми служили узлы на связках тесемок из кожи и тряпок. О значении узлов договаривались заранее. Такие связки с узлами доставлялись верховыми или пешими вестовыми адресату. Игра «Вестовой» имитирует эту древнюю почту якутов. В настоящее время она проводится детьми дошкольного и школьного возраста на ровной площадке на воздухе или в просторном зале. В ней участвует от 6 до 40 человек. Для игры требуются две небольшие связки бечевок (только не конопляных).

Описание. Участники разделяются на две группы, которые делятся на пары - «лошадей» и «вестовых». Обе группы выстраиваются на расстоянии 2 м друг от друга. Каждая становится в две колонны в затылок. Одна колонна - «лошади», другая - «вестовые». В обеих группах «вестовые» держат в руках связку бечевок своей группы. По сигналу «вестовой» из первой пары в каждой группе слегка шлепает связкой бечевок свою «лошадь» (т. е. напарника). «Лошадь» выскакивает вперед и в сопровождении «вестового» обегает 2 раза свою колонну. После двух кругов «вестовой» передает свою связку очередному «вестовому» своей группы. Тот со своей «лошадью» также обегает 2 раза свою колонну, и так до тех пор, пока все не примут участие в беге. Последний «вестовой» спешит вручить связку бечевок руководителю игры. Выигрывает группа, которая закончит игру раньше.

Правила.

Во время бега «вестовой» не имеет права обгонять свою «лошадь».

Передавать связку следующему «вестовому» разрешается только после двух кругов, при этом он не имеет права выбегать навстречу.

Каждый раз после того, как пара, стоящая впереди, убежит, все передвигаются вперед на один шаг.

Ограничиваясь рассмотренными выше играми народов России необходимо отметить, что народные игры являясь частью жизни видоизменяются в современном мире, но при этом не каждую игру можно применить для обучения детей спортивным бальным танцам или другим конкретным видам физического воспитания детей. Поэтому каждый заинтересованный педагог или тренер должен выделять время как на нахождение интересных и тематических игр, так и на самостоятельную работу над переработкой, затачиванием уже имеющихся игр под свои конкретные цели, что однозначно является творческой работой.

Выводы

Уникальным инструментом в руках любого человека является игра, которая позволяет находить общий язык с другими людьми и обмениваться опытом даже с маленькими детьми на их уровне. Подчёркиваю именно обмениваться, а не только передавать, ведь каждый человек обладатель уникального опыта, знаний и ощущений и только собрав у всех это вместе мы действительно можем говорить об опыте человечества. Именно это видимо и имел ввиду А.С. Пушкин когда заявил, что «правду знают все».

И все же наиболее ответственно к работе с этим уникальным инструментом должны подходить те кто занимаются обучением детей. Поэтому позволю себе обобщить данные изложенные выше в нескольких пунктах:

1.  Физическое воспитание, приобщение к спорту как к залогу дальнейшего здоровья людей является приоритетом Российской Федерации;

2. Наиболее эффективной реализацией п.1 является работа с детским и юношеским возрастом.

3. Детей и юношей необходимо привлекать и стимулировать их желания заниматься спортом. Наилучшими и наиболее естественным способом являются подвижные детские игры.

4. Спортивные бальные танцы полностью удовлетворяют всем требованиям по физическому воспитанию детей и юношей, а также в сравнении с большинством других видов спорта имеют ряд преимуществ, такими как гармоничное развитие, практически отсутствие возрастных ограничений, низкая травмоопасность,  эстетическое воспитание, простая реализация занятий и пр.

5. Возможности игры не ограничиваются лишь развлечением. Игры нужно использовать для передачи опыта, формирования определённых навыков и реализации конкретных результатов, групповой социализации, развития творческих способностей и физического состояния участников. Всё это возможно благодаря таким характеристикам игры как правила и ограничения, которые обязательны для выполнения участниками. Преподаватель использую правила и ограничения может в реальном времени корректировать поведение участников, усложнять/упрощать проведение игр, оттачивать отдельные элементы и пр.

6. Игры можно использовать как элемент оценки усвоения тех или иных навыков, сравнения успеваемости группы, изменения общей физической формы и пр. Чем сложнее игры, тем выше уровень участников данной игры.

7. Большое количество народов, их особенности, место проживания, характер деятельности определяет то многообразие игр, которое мы можем вживую увидеть на территории нашей страны и во всём мире.

8. И наконец детская игра — основной вид деятельности ребёнка. Поэтому при обучении детей бальным танцам необходимо использовать различные игры, которые позволят на начальном этапе освоить детям простейшие элементы танцев, а  в  дальнейшем развивать требуемые физические данные и оттачивать технику исполнения. И всё это время проводить с хорошим настроением, на высоком эмоциональном подъёме и с максимальной отдачей и желанием заниматься спортивными бальными танцами.

Список источников: 


- http://www.kremlin.ru/news/17667 - Встреча по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта 13 марта 2013 года.

- http://ru.wikipedia.org/wiki/игра – Игра.

- http://ru.wikipedia.org/wiki/детские_игры - Детские игры.

- http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/04/08/metodicheskie-rekomendatsii-osobennosti-razvitiya-vospitannikov-na - Фазуллин Р.А. Методическая разработка. Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.

- Абсалямов Г. Ш. Национальные виды спорта в РСФСР. - М., 1957.

- Атанова Л. П. Музыка в башкирских играх. - В кн.: Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. Уфа, 1980.

- Ахмедов Ш. Дагестанские национальные игры. - Махачкала, 1970.

- Гагиев С. Г. Осетинские национальные игры. 2-е изд. - Орджоникидзе, 1980.

- Галеев Э. X., Xанбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники. - Казань, 1975.

- Дибиров М. А. Народные игры и спорт в Дагестане. - Махачкала, 1968.

- Николаев С. И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. - Якутск, 1964.

- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М, 1999. 

- Сборник 'Игры народов СССР' - Москва: Физкультура и спорт, 1985

- Чудинова М. А. Якутские народные подвижные игры. - Якутск, 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития воспитанников на различных этапах обучения бальными танцами

Этапы обучения бальными танцами и методические рекомендации к ним....

Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.

Обычно именно на начальном этапе формируется отношение к танцам. Поэтому в данной методической разработке уделяется особое внимание необходимости обучения конкретным фигурам и танцам  с простыми ...

Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.

Начальный этап обучения бальным танцам соединяет в себе подвижные игры, прослушивание музыки, ритмику и конечно основы бального танца. Оптимальное количество занятий на этом этапе с учётом рекомендаци...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...

Методические рекомендации Новые формы обучения бальному танцу детей в возрасте от 3-х до 7 лет

За всю многолетнюю историю существования бальных танцев, отношение к ним менялось не один раз. Более того, менялась их сущность и их понимание. Сегодня количество танцевально-спортивных клубов в Росси...