Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня.
статья по теме

Панина Елена Юрьевна

В статье рассказано о здоровьесберегающих технологиях, которые можно использовать при работе с детьми младнего школьного возраста во второй половине дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_gpd_statya.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня.

                                                             «Здоровье – это вершина,  на которую

                                                               человек должен подняться сам».

                                                                                                  ( И. Брехман)

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение.

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса.

О сохранении и укреплении здоровья школьников говорится и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

…«Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появиться привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность»….

Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и принципиально важным является тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит о личностно-ценном образовании. Здоровье является фактором личностно-ценного образования.

Существует более 300 определений понятия «здоровье».

В документах ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья) здоровье определяется как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, т.к. природа человека биологична, а сущность - социальна.

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко

Здоровье – это

  • динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.

Здоровье состоит из нескольких компонентов:

  • Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека.
  • Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
  • Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребности информативной сферы жизнедеятельности.

От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика?

Факторы, влияющие на здоровье детей

  • Экологические: Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.

80% детей с дефицитом развития проживают в зонах химического, радиоактивного загрязнения окружающей среды, вблизи промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля, т.е. в экологически неблагополучных регионах страны. В таких условиях особенно важно заниматься проблемой здоровья, учитывая особенности социально-экономических условий нашей действительности.

  • Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);
    Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.
  • Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.
  • Педагогические.
  • Факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;
  • Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;
  • Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
  • Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
  • Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога);
  • Санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т.д.);
  • Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);
  • Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;
  • Функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
  • Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.);
  • Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т. п.);
  • Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  • Рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
  • Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Без выполнения комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

        Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

        Педагоги могут решить проблему сохранения здоровья обучающихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей используя в своей деятельности здоровьесберегающие технологии.

        Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения,  воспитательной  работы  в  ГПД.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе.

        Ребёнок в школе проводит 1/3 суток.  Специалисты считают, что от 20% до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Именно эти факты побудили серьёзно подойти к проблеме сохранения здоровья ребёнка в период обучения.

        На основе изучения материалов медицинских карт был проведен анализ заболеваний первоклассников, поступивших в 2011 учебном году. В результате выявлено, что из 13 человек 12 имеют третью группу здоровья и 1 человек – четвёртую.

Имеют нарушения:

  •  Зрения – 5 человек
  • Неврологические – 4 человека
  •  Опорно-двигательного аппарата - 2 человека,
  •  Эндокринная система – 2 человека
  • Лор – 1 человек

Некоторые учащиеся имеют не по одному заболеванию.

В соответствии с выявленными заболеваниями сформировалась система использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе. Эти мероприятия имеют конкретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребенка.

Элементы системы:

1. Здоровьесберегающая технология по снятию утомления зрения “глазная гимнастика”. 

Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Это следующие упражнения: 

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

2) горизонтальное вправо – влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

2. Здоровьесберегающая технология по профилактике нарушений опорно-двигательной системы. Цель – снятия утомления мышц, профилактика сколиозов, выработка правильной осанки.

 В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные минутки, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, вдавливают голову в плечи и т.д., а в группе продленного дня дети во время внеурочной деятельности опять сидят за партами.  Детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Главное в проведении оздоровительных минуток – систематичность, доступность, заинтересованность детей. Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести книги, карандаши, газеты, комочки ваты, стулья и т.д.

Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо, если упражнения сопровождаются хорошей музыкой.

3. Самомассаж биологически активных точек. Цель -профилактика простудных заболеваний, активизация работы внутренних органов.

   

 В настоящее время известно 170 биологически активных точек на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) потягивание ушной раковины к наружи;

4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

5) прижимаем ладони к ушам и начинаем вращать сначала в одну сторону, затем в другую.

Проводим точечный массаж биологически активных точек лица и головы. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Массаж проводится в следующей последовательности:

1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);

2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);

3) точка посередине верхнего края подбородка;

4) парные точки в височных ямках;

5) три точки на затылке в углублениях;

6) парные точки в области козелка уха.

Гигиенический массаж улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.

Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.

Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.

Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7 раз от подбородка в стороны.

Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.

Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

4. Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. У нас в классе не посещают занятия логопеда 4 человека из 13. Остальные имеют серьезные речевые нарушения.

5. Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  1. положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  2. способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  3. улучшает дренажную функцию бронхов;
  4. восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  5. исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

6. Кинезеологическая гимнастика. За счет объединения различных частей мозга улучшает настроение, помогает снять стресс, повышает способность к обучению.

Использую такие упражнения как «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «змейка», «ухо-нос», «перекрест».

7. «Оригинальная» гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма. 

1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. 

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].

Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

2.  Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.

«Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

3. Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.

«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко. 

  1. В воспитательную систему включаю мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни.

Кроме предложенных выше упражнений провожу разнообразные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни младших школьников:  подвижные игры, спортивные часы, спортивные праздники. Использую разные формы работы: беседы, занятия-практикумы, просмотры видеофильмов. Рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых, отказаться от вредных привычек.

 Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня. Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), прием пищи.

В 1 классе вместе с детьми составили режим дня в картинках, познакомили с ним родителей и рекомендовали применять его дома. (фото)

Для воспитанников важное значение имеет правильная организация питания. Во время обеда обращаю особое внимание на осанку воспитанников, культуру приема пищи, культуру поведения за столом, аппетит и самочувствие детей, соблюдение санитарно – гигиенических норм и норм питания. После обеда предоставляю возможность учащимся отдохнуть в течение 15 – 20 минут в классной комнате. В это время дети рисуют, играют в настольные игры, смотрят мультфильмы.

Не маловажное значение имеет правильно организованная прогулка. Во время прогулки на свежем воздухе проводим наблюдения за окружающим миром в течение 15-20 минут. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь, познавательный интерес. По возможности используем на прогулке спортивный инвентарь (мячи, кегли, флажки, скакалки), с ним игра становится интереснее, привлекательнее, способствует укреплению осанки и развитию координации движений, ловкости, силы, выносливости. 

С большим удовольствием дети играют в следующие игры: «Краски», «Тише едешь, дальше будешь», «Третий лишний», «Салки», «Волк во рву», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Чей красивее прыжок», «Кто быстрее», «Совушка», «Классики», «Резиночки».

Клубную деятельность организовываю с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможность для отдыха и удовлетворения своих интересов, снимает эмоциональное напряжение, улучшает настроение, дает положительный заряд эмоций. Форма клубных часов разнообразна: викторины, конкурсы, загадки, кроссворды, беседы, коллективные и индивидуальные игры по интересам, спортивные состязания и эстафеты, праздники, просмотр мультфильмов, чтение сказок и рассказов, занятия по интересам.

Обязательно провожу беседы о здоровье на темы: «Здоровый сон», «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «В здоровом теле здоровый дух», «Твое здоровье - в твоих руках», «Курить – здоровью вредить». Из бесед учащиеся усваивают важные термины и понятия.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми использую второй год и уже видны результаты: за 7 месяцев 2011-2012 учебного года болели ОРЗ и ОРВИ – 6 человек, за этот же период 2012-2013 года – 4 человека.

Кроме этого, все формы здоровьесберегающих технологий, которые я применяю на практике, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной, приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей.

Дети на занятиях всегда активны, организованно выполняют все творческие задания, в конце каждого мероприятия учащиеся делают для себя выводы: каждый человек должен помнить, что его здоровье во многом зависит от него самого. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. И только тогда человек будет здоровым, если он сможет сказать нет вредным привычкам. Ведь быть здоровым – это важно!

Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
  2. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис- пресс, 2004
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

Приложение 1 

Оздоровительные минутки

1.Движение для головы

- вверх-вниз - 8 раз;

- из стороны в сторону - 8 раз;

- круговое движение влево - 2 раза (на счет 4);

- круговое движение вправо – 2 раза (на счет 4).

2. Движение плечами

пожать плечами – 8 раз;

пожимать по очереди -8 раз;

круговое движение назад – 2 раза (на счет 4);

круговое движение вправо 2 раза (на счет 4).

3.Движения для рук

поднять-опустить - 8 раз;

скрестить впереди – 8 раз;

- круговое движение назад 8 раз;

- круговое движение вперед -8 раз.

4. Движения для талии

- вращение в правую сторону - 8 раз;

- вращение в левую сторону - 8 раз;

- дотянуться до носков ног по очереди 8 раз;

- наклон влево/ наклон вправо 8 раз.

5. Растяжение тела/ позвоночника

- потянуться вверх 8 раз;

- вытянуться вперед 8 раз;

- наклониться 8 раз;

- потянуться вверх 8 раз.

Другие примеры оздоровительных минуток

- потянуться 1-2 раза;

- сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;

- изгнать плохие мысли и успокоить мозг;

- сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;

- помассировать пальцы;

- походить по камушкам;

- сделать 1-2 упражнения для осанки.

        

Приложение 2

Профилактика нарушений опорно-двигательной системы 

"Зебра"

Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

"Цветочная поляна"

На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).

"Извилистая дорожка"

На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

"Полоса препятствий"

Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.

Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Рыбки и акулы"

Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

Правила:

разбегаться можно только после команды "Лови!";

если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;

пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

"Морская фигура"

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

Правила:

принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;

при повторении игры необходимо найти новую позу;

ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

"Футбол"

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

"Кораблики"

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета "Построим лесенку"

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика


1. Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке 
Будут буквы писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки и разжимают).


2. Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать, 
Нужно пальцы загибать.
(Дети загибают пальцы сначала на левой руке, потом на правой. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)


3.Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

Приложение 4

Гимнастика для глаз

Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Рисование носом

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный воспитателем предмет, букву и т. д. 


Приложение 5


Точка 1: бессонница, невроз, головная боль, вегето-сосудистая дистония, мигрень. Очень важная точка: расположена на голове в теменной ямке в центре линии, соединяющей верхние точки ушных раковин. Незаменимая точка, если у вас бессонница, невроз, головная боль, вегетативно-сосудистая дистония, мигрень и масса других проблем со здоровьем. Недаром древние китайские врачи назвали эту точку "собрание 100 болезней". Весьма эффективное средство от бессонницы: перед сном прогрейте горячей струёй душа весь позвоночник, начиная с шейного отдела, в течение 8-10 минут. Затем слегка оботритесь и в теплой рубашке ложитесь сразу в постель. Вам обеспечен хороший сон. Дополнительно можно прогревать лежа в постели околоносовую область, включая подбородок.
бессонница, невроз, головная боль, вегето-сосудистая дистония, мигрень
*

Точка2: зрение, заложенность носа
 

У внутреннего угла глаза, примерно на расстоянии 0,3 см, располагается точка, которая но-сит название "ясный свет". Само название говорит, что массаж этой точки будет значительно улучшать ваше зрение, кроме этого массаж помогает при заложенности носа.
*
Точка 3: головокружение, боли передней части головы (сосудистые), мочевой пузырь. У начала брови, над точкой 2, расположена точка, весьма эффективная при головокружении, болях в передней части головы сосудистого происхождения. Кроме того, если вы обнаружили болезненность в точке 3 (это свидетельствует о заболевании мочевого пузыря) - массируйте эту точку согласно нашим рекомендациям и вам удастся избежать и устранить начинающийся недуг.
*
Точка 4: зрение, сосудистые головные боли .

У наружного конца брови расположена точка с названием "нить бамбука" - эта точка окажет вам эффективную помощь при головных болях сосудистого происхождения, плохом зрении.
*

Точка 5: судороги, детские судороги, бессонница, головная боль, головокружение, зрение.
  Очень часто употребляемая точка: расположена в центре переносья, на вертикальной линии, идущей от кончика носа. Она носит поэтическое название "встреча с храмом". Если у вашего ребенка судороги, не впадайте в панику - сделайте ему нежный массаж точки 5 и ваш , ребенок успокоится. А если у вас бессонница, головная боль или головокружение, массаж этой точки значительно улучшит ваше состояние и зрение.
*
Точка 6: мигрень. При мигрени облегчение вызывает массаж точки 6, расположенной снаружи, от наружного угла глаза примерно на 0,6 см.

Точка 7: головная боль, головокружение, болезни глаз, эмоциональное расстройство. Носит название "солнце": расположена в височной впадине между наружным концом брови и верхушкой уха. Очень эффективная точка при головной боли или мигрени, болезни глаз, эмоциональной неустойчивости.
*
Точка 8: головная боль, головокружение, расстройство речи, желудок, гайморит. Точка "четыре белизны" располагается на 1 см ниже средней линии орбиты на уровне зрачка. Она окажет вам неоценимую услугу, если у вас тики верхнего века, головная боль, головокружение, расстройство речи. Болезненность в этой точке может свидетельствовать о неполадках в желудке либо о гайморите. Постарайтесь помочь себе, массируя эту точку.
*
Точка 9: тик лица. Если же у вас появился тик мимических мышц вокруг рта и в области глаз, вам необходимо устранить эти неприятные явления, обратившись к точке 9 - "земная кладовая", которая находится кнаружи от угла рта на 1 см .
*
Точка 10: зоб, расстройство речи, шейный миозит. Эта точка, расположена спереди и кверху от угла нижней челюсти; если вы прощупаете это место, то обнаружите углубление. Эта точка носит название "ось щеки". Она широко используется в косметическом иглоукалывании, а также при зобе, расстройстве речи. Если вдруг у вас возникли затруднения с поворотом шеи, вынужденное напряженное положение головы - шейный миозит - немедленно приступайте к массажу точки 10.
*
Точка 11: обморок, шок, истерический припадок,отек лица, нервный тик лица. При обмороке, шоке, истерическом припадке поможет точка 11, расположенная под кончиком носа в верхней трети вертикальной борозды верхней губы - китайцы назвали эту точку "середина человека". Воздействие на нее рекомендуем при отеках лица и нервных тиках в области рта и глаз.
*
Точка 12: То же, что и точка 11, плюс активизация функции мозга и внутренних органов. Аналогичные показания и у соседней точки 12, расположенной по средней линии в центре подбородочно-губной бороды. Если у вас отек лица, воздействуйте на обе точки одновременно. Кроме того, воздействуя на эти точки, вы активизируете функции мозга и внутренних органов.
*
Точка 13: анти-стресс, испуг, негативные эмоции. В центре внутренней части подбородка располагается точка, которая называется "анти-стрессовая". При всех негативных неожиданных известиях, испуге, высоком эмоциональном накале произведите надавливание большим пальцем правой руки на эту точку.

Приложение 6

Кинезиологическая гимнастика

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. 

4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

6. Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня.

Под  здоровьесберегающими  образовательными  технологиями  (ЗОТ)  в  расширенном  смысле  можно  понимать  все те...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Разное печенье".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Разное печенье»....

Использование здоровьесберегающих технологий в компенсирующей группе для детей со сложным дефектом

Использование  здоровьесберегающих технологий  в работе дефектолога...

Досуг «Лучше папы друга нет», посвященный 23 февраля, для детей младшей группы (3-4 года), с использованием здоровьесберегающих технологий.

Досуг с папами и детьми, посвященный 23 февраля, при участии музыкального работника  и психолога, с использованием здоровьесберегающих технологий....