Проект "Модель эколого-туристического лагеря"
проект (5 класс) по теме

Пигарева Елена Владиславна

Проект разработан на курсах повышения квалификации в г.Хабаровске совместно с коллегами

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Допустить к защите
руководитель программы

__________ Н.В.Гаркуша

« 29 » марта 2013 г.

Программа «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах»

                  Направление «Управление в сфере образования»

                          ИТОГОВЫЙ ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ

            МОДЕЛЬ ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

Руководитель проектной группы

О.Г.Отраднова

Авторы-разработчики:

А.В.Ковардина

О.И.Рокищук

Н.А.Велиц

Н.В.Кижапкина

Е.В.Брюнина

Е.В.Пигарева

Руководитель проекта

В.Р. Федорова

Хабаровск 2013


СОДЕРЖАНИЕ

1.АНАЛИТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА…………………..………………………………………………

  1. Описание проблемной ситуации…………………………………....

  1. Цель и задачи проекта……………………………………………….

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ………………

  1. Структурно-концептуальная характеристика проектируемой модели………………………………………………………………………

  1. Функционирование проектируемого эколого-туристического лагеря………

  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ….

  1. Нормативное правовое обеспечение………………………………..

  1. Организационно-управленческое обеспечение……………………

  1. Информационно-аналитическое обеспечение …………………….

  1. Кадровое обеспечение ……………………………………………..

  1. Финансово-экономическое обоснование…………………………..

  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ………………………………
  2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА…………………………………
  3. РИСКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ   …………………………………………………………………

7.       СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………..

8.       ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….

        

        

  1. АНАЛИТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРОЕКТА

1.1 Описание проблемной ситуации

                  Основной задачей современной школы наряду с обучением является и воспитание учащихся, формирование личности, способной к постоянному саморазвитию и успешной самореализации в жизни. В президентской инициативе «Наша новая школа» Д.А. Медведев отмечает: « Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной  жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».

          Каникулярный отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования, освоения мира, его познания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время полезным, интересным, незабываемым. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. 

            Далеко не каждый родитель может обеспечить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить здоровье, снять напряжение, развить способности.  

Из решения областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи от 27.02.2013 г. №1 г. Благовещенск утверждена средняя стоимость путевки в детские стационарные оздоровительные лагеря на период оздоровительной кампании 2013 г. в размере 21482 руб. на 21 день

Проект эколого-туристического лагеря предоставляет возможность родителям организовать отдых ребенка при школе, т.е  данный проект является малозатратным, но вместе с тем предоставляющий ребенку широкий спектр возможностей самореализации, свободного проявления инициативы.

Проанализировав содержательную деятельность лагерей Амурской области, выявлено, что лагерей эколого-туристического направления нет.

 Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся общеобразовательной школы. Особенно катастрофично этот процесс сказывается на познавательной ценности природы для школьников. Так, за последние пять лет у старшеклассников происходит снижение познавательного интереса к экологическим знаниям вдвое по сравнению с младшими школьниками (с 64 до 27%)

                               

 С пятого по восьмой класс у подростков отмечается снижение опыта практической деятельности экологической направленности с 83 до 58%, а к десятому классу этот показатель падает до 43%.

 

Это значит, что дошкольники и младшие школьники на их уровне владеют значительно большим набором практических умений и навыков экокультурного взаимодействия с миром природы, а содержание и организация школьного образования ведут к их утрате.

В ситуациях нравственного выбора 57% старших школьников демонстрирует более эгоистическую позицию по отношению к природе в сравнении с учащимися начальных классов, нежелание пожертвовать собственными интересами для сохранения и поддержания жизни природы (соответствующий показатель у третьеклассников – 36%, у восьмиклассников – 48%).

Все это указывает на парадоксальный факт: несмотря на введение экологических знаний в учебные курсы общеобразовательной школы на деле происходит ориентация учащихся на антропоцентрические ценности, закрепляемые в повседневной практике их отношений с миром, усваивается культура человека-потребителя, доминирующая среди взрослых поколений.
      Проект эколого-туристического лагеря позволяет обеспечить занятость детей  разного возраста, школьников 1-4, 5-9 классов и старшую ступень.
        Эколого-туристический лагерь как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического образования и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и  научно-практических занятий биолого-экологического цикла с разнообразными культурно-массовыми, спортивными, туристическими мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по биологии, экологии, проведение научно-практических экологических исследований.

Данная модель эколого-туристического лагеря является логическим продолжением образовательного процесса. Экология сегодня – это не только биологическая наука о связях организмов с окружающей средой, а практика выживания человека в сложных экологических условиях. Экологическое образование  и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически, т.е. во время учёбы и во время отдыха детей. Поэтому эколого-туристический лагерь должен быть круглогодичным, охватывая период осенних, зимних, весенних и летних каникул.

Экологическое образование включает в себя не только знания о природе , но и умение выживать в природных условиях. Поэтому второй неотъемлемой частью данного проекта является туристическое направление.

Туризм обеспечивает решение многих задач:

  • укрепляется здоровье  учащихся  благодаря значительным, но равномерно распределенным во времени физическим нагрузкам;
  • вырабатываются сознательная дисциплина и настойчивость, умение преодолеть трудности – качества столь необходимые  каждому в  жизни;
  • формируются в тесном взаимодействии детей и взрослых опыт коллективной деятельности, сотрудничество и сотворчество, взаимопомощь и взаимовыручка;
  • закладываются основы  жизнедеятельности человека: любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное;
  • приобретаются  практические умения и навыки.

Туризм,  как ничто другое, удовлетворяет стремление к новизне, необычности, поискам романтики, самопознанию и совершенствованию личности. Туристическая деятельность  увлечет детей, будет способствовать расширению знаний, в том числе и в области экологии,

Совмещая активный отдых с творческой деятельностью, экологическими исследованиями,  туристическими мероприятиями подростки получат возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал, приобретут уверенность в своих способностях, станут активными участниками общественно-полезной деятельности. А также смогут применить ранее полученные экологические знания в новых жизненных условиях.

       Проект эколого-туристического лагеря позволяет разнообразить приемы и формы работы  с детьми в каникулярное время, возможность организовать проектно-исследовательскую работу учащихся  с использованием оборудования школы, поступившего в рамках программы модернизации, позволяет им почувствовать социальную значимость своей деятельности.

 Взаимосвязь дисциплин естественно-научного цикла поможет в формировании личности с новым образом научного мышления,  созданные  детские проекты могут быть представлены на   научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального, федерального уровня, полученные в практической деятельности знания  помогут в подготовке к сдаче ЕГЭ по математике,  химии, географии, биологии.

Выявление школьниками проблем экологии района позволит им выходить с предложениями по их решению в администрацию города, района, СМИ.

Актуальность проекта  заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования, возможности их практического применения.

Предлагаемая проектная модель позволит обеспечить       разумное сочетание отдыха, труда, физического и экологического воспитания, познавательной деятельности, психологических аспектов, что будет способствовать формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

  1. Цели и задачи проекта

   Цель:   Создание модели   детского эколого-туристического лагеря.

            Задачи:

  1. изучить и проанализировать теоретические и практические подходы  создания детских лагерей эколого-туристического профиля;
  2. создать модель детского эколого-туристического лагеря и сделать её ресурсное обеспечение;
  3. определить показатели и критерии эффективности функционирования модели детского эколого-туристического лагеря;
  4. определить возможные риски в работе данной модели.

  Миссия проекта – создание конкурентоспособной формы организации занятости учащихся в каникулярное время.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ

Квалификационные признаки

Тип проекта

По уровню проекта

Организационно-управленческая структура

По масштабу

малый

По срокам реализации

краткосрочный

По сложности

инновационный

По способам финансирования

Смешанный. Бюджетные средства, спонсорские инвестиции и средства,  полученные от грантов.

По составу участников и

географии

местный

По характеру целевой задачи проекта

Расширение  инфраструктуру школьной сети с целью с привития  знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды, для развития личности каждого ребенка и его социализации. 

2.1. Структурно-концептуальная характеристика проектируемой модели

Одним из механизмов реализации концепции экологического образования и здорового образа жизни является организация образовательного пространства на основе системного, деятельностного, компетентностного подходов в педагогической деятельности, а также личностно-ориентированной образовательной парадигмы, что позволяет сформировать образовательную среду, сочетающую теоретические, научно-практические занятия  биолого-экологического цикла с разнообразными туристическими мероприятиями.

Эколого-туристический лагерь и выступает комплексом средств, мер, инструментов, позволяющих получить ожидаемый результат.

Эколого-туристический лагерь - это структурное подразделение общеобразовательного учреждения, укомплектованное  высококвалифицированными педагогическими кадрами и современными средствами обучения, позволяющими качественно обеспечивать образовательное пространство.

Цель: создание условий для активного,  развивающего отдыха, для экологического взаимодействия школьников с природой как основы формирования   экологической  культуры личности, пропаганда туристического движения среди детей и взрослых.

 Функции:

Обучающая: обучение приемам и методам исследовательской и проектной деятельности  для изучения окружающей среды, этнокультурных традиций, сохранения экологической стабильности.

Развивающая: развитие социальной активности подростков через вовлечение в активную эколого-туристическую, краеведческую, спортивно – оздоровительную, общественно-полезную деятельность в условиях палаточного лагеря.

Воспитательная: формирование ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, истории родного края.

Задачи:

  1. Повышение уровня теоретической и практической подготовки детей в области экологии и туризма, практическое совершенствование умений и навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности.
  2. Выработка активной жизненной позиции по отношению к природоохранной деятельности человека.
  3. Сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни средствами экологии и туризма.
  4. Подготовка и издание экологических, материалов (проекты, публикации, буклеты, видеоролики, фоторепортажи).

          Современное образование даёт учащимся не только знания, умения и навыки в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом, не только формирует определённое мировоззрение, определённые ценности и образцы поведения, оно формирует у молодых людей и определённые модели мышления. Наряду с этим у образования есть ещё одна функция – инвестиции в будущее: чему и как учим, как сегодня относимся к учащимся, так и они потом будут относиться к нам, к себе и окружающему миру.

Сегодня в мире утверждает свои позиции концепция устойчивого развития природы и общества. Реализовать её способны поколения людей, обладающих высокой экологической культурой, чувством ответственности за социоприродную среду обитания. Поэтому особую значимость приобретает освоение школьниками теории и практики взаимодействия человека с природой и обществом.

        Природа – это система, которая живет по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы. Познать природу, сохранить её – дело непростое и нелёгкое. Оно требует большого терпения, внимания и умения, практической деятельности.

Экологическое образование призвано реализовать в современных условиях идею о необходимости формирования новой культуры, основанной на понимании человека как органической части природы на принципах взаимосвязей и взаимозависимостей всех явлений в природе и обществе. Формирование экологической культуры предопределяет преобразование междисциплинарного содержания образования, насыщение содержания образования общечеловеческими ценностями, конкретизацию его знаниями и традициями регионального уровня,  включающего национальные особенности культуры, взаимосвязь с практической сферой деятельности по изучению и сохранению природы и культуры своего края.

Проблемы  экологического воспитания и нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой достаточно обоснованы в работах таких педагогов, как: И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, А.Н. Захлебный, А.А.Плешаков, Н.Ф.Виноградова, Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев и др.

Экологическая безграмотность, невежество, утилитарное отношение к природе, неумение и нежелание прогнозировать последствия экспериментов над природой поставило каждого из нас как представителя единой цивилизации под угрозу самоуничтожения. Вместе с тем,  среди важнейших потребностей человека потребность жить в экологически благоприятной среде, сохраняя и поддерживая её качество, является наиважнейшей. Поэтому приоритетное развитие экологического образования является очевидным.

        Успешно решить проблему охраны окружающей среды можно только через экологическое просвещение. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Среди практических мероприятий важное место занимает улучшение подготовки учащихся школы в области экологии и краеведения.

Экологическое воспитание не ограничивается рамками учебных занятий, летний период позволяет расширить сферу применения  имеющихся знаний, умений и навыков.

Эколого-туристический лагерь - это особая форма работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся в условиях непосредственного общения с природой, в которой сочетаются теоретические, экскурсионно-практические занятия, элементарные полевые и гидрологические исследования, семинары и конференции по проведенным исследованиям, конкурсы и массовые мероприятия эколого-туристической направленности, туризм и физическая подготовка. Важным аспектом развития практических умений и навыков детей является  их включение в проектную деятельность.

Педагогическая деятельность в лагере основана на следующих принципах:

1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха.

2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений  и вредных привычек, формирование чувства ответственности  за свои поступки и действия.

4. Принцип сочетания воспитательной, экологической и туристической деятельностей предусматривает активное включение детей в теоретические и практические занятия, природоохранные, спортивно-оздоровительные мероприятия, реализацию проектов.

Результатом экологического образования выступает сформированность осознанного и активного гуманного отношения к природе, критериями которой являются:

  • понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенная забота, умение оценить действия других людей по отношению к природе).

Содержание работы эколого-туристического лагеря  определяется планом, который реализует следующие направления деятельности:

  1. Экологическое: лекционные занятия, экскурсии, исследования, практикумы, экологические игры, природоохранная деятельность, разработка и реализация проектов.
  2. Спортивно-туристическое: походы, спортивное ориентирование, контрольно-технические маршруты (КТМ), полоса препятствий, спортивные игры и соревнования, экскурсии.

        В условиях  лагеря педагоги и обучающиеся не стеснены узкими рамками уроков и школьной программы и могут распоряжаться временем по своему усмотрению.  Главное, что дети не только самостоятельно отыскивают и усваивают знания, но у них ещё  и формируется эмоциональное отношение к любой экологической ситуации. Появляется опыт разрешения различных проблем. Большая роль отводится самостоятельным исследованиям в рамках разработки и реализации экологических  проектов.

        Любая деятельность в лагере направлена на формирование сотрудничества и содружества в детском коллективе, соответствует возрастным интересам, содержит эффект новизны, способствует творчеству и самостоятельности.

Эколого-туристический лагерь поможет связать знания, полученные на уроках,  в единую картину Природы.  

Эффективность реализации программы  определяется  уровнем теоретической подготовки обучающихся, его соответствием актуальным экологическим проблемам и непосредственным участием в общественно-полезной природоохранной деятельности. Находясь в условиях  лагеря, школьник имеет возможность видеть конкретный результат своего труда, что является стимулом активизации его познавательной активности и природополезной деятельности.           

                                  Организационная структура лагеря

Высшим органом  является общее Собрание. Управление реализацией  программы осуществляет начальник лагеря.

В лагере создаются  три отряда. Лидер отряда  выбирается из числа детей. Деятельностью отряда  руководит педагог.

         Совет педагогов планирует деятельность лагеря на перспективу, анализирует полученные результаты, решает педагогические проблемы

         В  «Совет лидеров» входят лидеры отрядов, преподаватели. Руководит Советом  лидеров – начальник лагеря.  Ежедневно на «Совете лидеров» подводятся итоги прошедшего дня, планируется работа на следующий день, решаются текущие вопросы, ведётся учёт личных достижений воспитанников.

В зависимости от интересов  дети объединяются в команды:

  • команда «Эколог-исследователь»
  • команда «Эколог-практик»
  • команда  «Турист»
  • команда « Журналист»
  • команда «Затейников»

  В каждом команде  должны быть один-два  представителя из отряда.

Орган управления

Состав

Функции

Команда экологов-исследователей;

команда экологов-практиков

- состоит из руководителя исследовательской работой, ребят из команды экологов;

-подводит итоги экологического исследования  по проекту, планирует работу на следующий день, оформляет проект, готовит  защиту проекта к конференции.

Команда журналистов

- состоит из руководителя, ребят из команды  журналистов;

- освещает жизнь лагеря (оформляет уголок , газету, буклеты, стенды, ведет информационное обслуживание);

- организует фотовыставки, конкурсы на лучшую заметку,  фотографию, презентацию, лучший плакат,  видеоклип;

-поддерживает связь со СМИ, размещает информацию на сайте лагеря.

Команда  туристов

-состоит из инструктора по туризму, ребят из команды   туристов;

- проводят утреннюю зарядку, организуют  турпоходы, занятия по туризму, спортивные соревнования, праздники,  следят за физическим состоянием, организуют проведение оздоровительных  процедур и др.

Команда  затейников

- состоит из организатора досуговой деятельности, ,  затейников отряда;

- разрабатывают и проводят игровые программы, отвечают за подготовку и участие общины в различных мероприятиях.

     

 В рамках программы  лагеря воспитанники разрабатывают и реализуют проекты:

Итоговым этапом реализации  проектов станет защита работ на научно-практической конференции.

2.2. Функционирование эколого-туристического лагеря

Деятельность эколого-туристического лагеря  будет осуществляться в следующих направлениях:

  1. Научно-исследовательское: разработка новых, освоение существующих экологических, туристических методик и технологий,  внедрение данных методов и технологий в практику работы образовательных учреждений.

2. Методическое: создание на базе эколого-туристического лагеря  опорной методической площадки для распространения опыта работы по эколого-туристическим направлениям

3. Организационное:

- образовательная инфраструктура (наличие материально-технической базы: кабинет биологии, химии, географии, спортивный зал, медицинский кабинет; столовая, организация питьевого режима обучающихся; необходимый, квалифицированный состав специалистов);

- рациональная организация образовательного процесса (соблюдение норм к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям);

- реализация социально-значимых программ, направленных на повышение престижа эколого-туристического образования обучающихся (организация информационно-просветительских мероприятий, кампаний и др. по пропаганде эколого-туристических знаний и формированию бережного отношения к окружающей среде)

5. Диагностико-аналитическое: психолого-медико-педагогический мониторинг и диагностика за процессом обучения и воспитания;

- диагностика сформированности устойчивого представления конкретного учащегося о необходимости эколого-туристического образования;

Эколого-туристический лагерь функционирует круглогодично в период школьных каникул

     Режим работы лагеря:

  • Весна - формирование смен лагеря
  • Лето - работа лагерей (летняя смена практической и теоретической   направленности)
  • Осень – практическая и теоретическая направленность
  • Зима – теоретическая и практическая направленность. Написание проектов, исследовательских работ, подготовка к научно – практической конференциям).
  • Весна- конференция, защита проектов.

Для осуществления функций эколого-туристического лагеря будут работать :

  • кабинет БОС (биологически обратной связи);
  • бассейн;
  • скалодром;
  • зал ритмики и хореографии;
  • тренажерный зал;
  • комната психологической разгрузки;
  • оборудованный медицинский кабинет;
  • методический кабинет;
  • фитобар с кислородным концентратором;
  • зимний сад;
  • медиацентр.

Результат работы лагеря - это сформированный комплекс, направленный на развитие социальной активности детей и подростков, их ориентация на природоохранительную и общественно-полезную деятельность. Школьники, прошедшие подготовку в эколого-туристическом лагере и получившие теоретические и практические знания, умения и навыки в области экологии и туризма, должны стать пропагандистами этих знаний в школах района и своих населенных пунктах.

3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ

3.1. Нормативное правовое обеспечение

                         

  1. Конституция Российской Федерации; ст.58;
  2. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1  «Об образовании»;
  3. ФЗ РФ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  4. .Закон РФ «Об охране окружающей среды» ст.71
  5. Экологическая доктрина РФ, 2012г.;
  6. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы»;
  7. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  8. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2008г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
  9. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020г.»;
  10. Постановление Правительства Амурской области от 15.11.2008г. № 278 (ред. от 25.04.2011) «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы»;

          11.Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс» Региональный информационный центр //http://www.consultant.ru;

          12.Постановление Правительства Амурской области от 23.09ю2011г. №616 «об утверждении долгосрочности целевой программы «развитие туризма и этнокультурного наследия в Амурской области на 2012-2016г.»

         13.Решение областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи от 27 февраля 2013г. №1 г.Благовещенск.

         14.Закон Амурской области об областной целевой программе «Обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды в Амурской области на 2010-2014г.

3.2. Организационно-управленческое обеспечение

Эффективная реализация основных направлений деятельности эколого-туристического лагеря возможна при взаимодействии с учреждениями и организациями различных уровней и направленностей.

Схема 1 – Система внешних связей лагеря

Данная структура внешних связей обеспечивает продуктивное функционирование и развитие эколого-туристического лагеря.

Тесное сотрудничество с Управлением образования даёт возможность повысить компетенции педагогов в эффективном использовании современных технологий в  экологическом и туристическом образовательном процессе.

Взаимодействие с учреждением здравоохранения позволяет через профессиональные медицинские осмотры своевременно выявлять, а затем сопровождать соматически ослабленных детей.

Диссеминация опыта, накопленного в ЭТЛ позволяет распространить инновационную практику на другие  учреждения образования города (района).     Средства массовой информации помогают использовать весь комплекс аудиовизуальных средств, вызывающий эмоции, подкрепляющие установку участников образовательного процесса, общественности в целом на эколого-туристическое образование и воспитание. Кроме того, СМИ - это действенный канал информирования общества о деятельности эколого-туристического лагеря.

       Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования позволяет привлекать специалистов и педагогов соответствующих направлений с опытом работы и специальной подготовкой для проведения различных мероприятий.    Учредитель в лице Управления образования осуществляет контроль за результативностью и качеством работы лагеря.

         Социальные партнёры (другие организации) на основе плана совместной деятельности принимают участие в решении проблем, в которых заинтересованы все участники  процесса.

Схема 2 – Примерная организационно-управленческая структура

3.3. Информационно-аналитическое обеспечение

Информационная деятельность в целом исполняет одну из важнейших конституционных задач - обеспечение равного доступа граждан к информации.

Информационное обеспечение деятельности лагеря, содействие формированию и развитию информационного пространства по экологии и туризму через создание необходимых условий для доступа участников образовательного процесса

Для достижения этих задач определены следующие приоритетные направления:

  • информирование участников образовательного процесса и общественности о деятельности  лагеря;
  • создание возможностей для широкого общественного обсуждения;
  • поиск оптимальных условий, способов подачи информации;
  • изучение реальных потребностей, интересов и запросов участников образовательного процесса и общественности.

Необходимо организовать тесное взаимодействие с городскими, районными и региональными средствами массовой информации, благодаря которому мероприятия эколого-туристического лагеря будут широко освещаться.

Главным продуктом в области информационно-аналитического обеспечения деятельности будет являться сайт лагеря. Ссылка на него располагается на сайте образовательного учреждения, на базе которого размещается лагерь.

Для оптимизации процесса создания сайта и повышения престижа среди Интернет-аудитории необходимо запланировать систематическое размещение на его страницах программ деятельности, методических разработок, дидактических материалов, результатов мониторинга и диагностик, проводимых в рамках работы лагеря, фото- и аналитических отчётов о результатах деятельности эколого-туристического лагеря.

В целях открытости деятельности и обсуждения работы лагеря, изучения реальных потребностей, интересов и запросов участников образовательного процесса и общественности необходимым условием является создание гостевой книги и форума на сайте, который должен обладать возможностью проведения соцопросов.

Для анализа деятельности  предлагается следующая последовательность действий:

1. Обозначение направления деятельности эколого-туристического лагеря.

2. Виды и формы апробации, внедрения, распространения результатов работы:

Виды и формы деятельности

Дата проведения

Уровень проведения

Категория участников

Кол-во участни-

ков

Продукты деятельности лагеря

Семинар, конференция,

публикации,

акции

Школьный,

муниципальный, региональный, федеральный

Обучающиеся,

администрация ОУ,

педагоги, родители, социальные партнеры

Проекты, научно-исследовательские работы, листовки, буклеты, презентация материала по реализации проекта

3. Справки о работе над проблемой, материалы по анализу полученных результатов. Информация о размещении результатов работы эколого-туристического лагеря (публикации, СМИ, Интернет, сайт учреждения, страница сайта лагеря и т.д.).

4. Участие учащихся в конкурсах, конференциях и др. в рамках деятельности ЭТЛ.

Ф.И. ученика, воспитанника

Класс (возраст)

Наименование мероприятия

Тема работы ученика (воспитанника)

Ф.И.О. педагога

Результат

5. Проблемы, нерешенные задачи и их причины.

6. Предложения, перспективы, задачи по дальнейшему использованию результатов деятельности  ЭТЛ.

   3.4. Кадровое и методическое обеспечение     

Для реализации программы лагеря необходим следующий  штат работников:

№ п/п

Должность

Кол-во

Общие требования

Профессиональные требования

1

Директор лагеря

1

Высшее образование,

Умение принимать управленческие решения

2

Руководитель исследовательской работы

1

Высшее образование, стаж от 3 лет

Умение организовать исследовательскую работу

3

Инструктор по туризму

1

Высшее образование

Знание основ туризма, умение применять на практике

4

Организатор досуговой деятельности

1

Высшее образование

Умение проводить культурно-массовые мероприятия

5

Врач-педиатр (фельдшер)

1

Высшее (среднее специальное) образование

Соответствие квалификационной характеристике

6

Повар

1

среднее специальное образование

Соответствие квалификационной характеристике

Для эффективной работы лагеря (из расчета  на 180-200 человек в год) привлекаются педагоги дополнительного образования из других учреждений образования на договорной основе.

Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:

  1. Положение о модели лагеря.
  2. Программа лагеря, план-сетка на смену.
  3. Планы  разработки  и реализации проектов по экологии .
  4. План практических и теоретических занятий по туризму.
  5. Должностные инструкции  педагогических работников лагеря.
  6. Методические пособия.
  7. Методические разработки  в соответствии с планом работы.
  8. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  9. Проведение ежедневных планёрок.

Методы и формы организации программы разнообразны: исследования, проекты, практикумы, экскурсии, походы, социологические опросы, КТД,  беседы, игры-задания, художественная деятельность, праздники, наблюдения в окружающей среде, организация мини-конференций, конкурсы, викторины, подвижные игры, ведение дневников. Практически каждое мероприятие проекта включает в себя тот или иной комлекс указанных методов и форм.

        Содержание работы эколого-туристического лагеря  определяется планом, который реализует следующие направления деятельности:

  1. Экологическое: лекционные занятия, экскурсии, исследования, практикумы, экологические игры, природоохранная деятельность, разработка и реализация проектов.
  2. Спортивно-туристическое: походы, спортивное ориентирование, контрольно-технические маршруты (КТМ), полоса препятствий, спортивные игры и соревнования, экскурсии.

        В условиях  лагеря педагоги и обучающиеся не стеснены узкими рамками уроков и школьной программы и могут распоряжаться временем по своему усмотрению.  Главное, что дети не только самостоятельно отыскивают и усваивают знания, но у них ещё  и формируется эмоциональное отношение к любой экологической ситуации. Появляется опыт разрешения различных проблем. Большая роль отводится самостоятельным исследованиям в рамках разработки и реализации экологических  проектов.

        Любая деятельность в лагере направлена на формирование сотрудничества и содружества в детском коллективе, соответствует возрастным интересам, содержит эффект новизны, способствует творчеству и самостоятельности.

В  лагере учащиеся могут знакомиться с тем, о ком и о чём они только слышали. Ведь в течение учебного года учащиеся получали информацию о жизни природы только опосредованно – от учителей и из книг. Эколого-туристический лагерь поможет связать знания, полученные на уроках,  в единую картину Природы.  Живописная природа  благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, а непосредственное общение с природой дает возможность подростку систематизировать знания, полученные в течение учебного года, обогатить их новыми интересными фактами о тех или иных явлениях, полученных в результате исследовательской деятельности, так и естественного наблюдения за природными объектами.

Эффективность реализации программы  определяется  уровнем теоретической подготовки обучающихся, его соответствием актуальным экологическим проблемам и непосредственным участием в общественно-полезной природоохранной деятельности. Находясь в условиях  лагеря, школьник имеет возможность видеть конкретный результат своего труда, что является стимулом активизации его познавательной активности и природополезной деятельности.

3.5. Финансово-экономическое обоснование.

     

Деятельность   эколого-туристического лагеря  обеспечивается за счет бюджетных средств, спонсорских инвестиций, доходов от участия в грантах, родительской платы. В ходе реализации проекта используется оборудование, полученное в рамках модернизации образования: кабинеты  химии, биологии, географии, спортивное оборудование.

Список инвентаря длительного пользования

Инвентарь

Количество (шт.)

1.

Палатки 4-х местные для проживания детей

6

2.

Палатки 3--х местные для проживания персонала

2

3.

Тенты универсальные

2

4.

Столы 2 ,12-местные

1

5.

Спальные мешки

30

6.

Туристические  коврики

30комплектов

7.

Верёвка основная

4

8.

Репшнур

1

9.

Верёвка бытовая

2

10.

Карабины

30

11.

Спусковые устройства

30

12.

Системы страховочные

30

13

Рукавицы

30

14.

Мяч волейбольный

2

15.

Мяч футбольный

2

16.

Сетка волейбольная

1

17.

Фотоаппарат

2

18.

Номера спортивные

30

19.

Ремонтный набор (ножницы, булавки, разные нитки, иголки маленькие и большие, шило, кусочки ткани, клей, толстые капроновые нитки, плоскогубцы, отвертка, и т.д.)

3

20.

Фонари – по 1 на каждую палатку

15

21.

Настольные игры  (шахматы, домино, лото и т.д.)

1

Список реквизита для программы

Инвентарь

Количество

1.

Методическая литература, раздаточный материал

4 шт

2.

Флаг лагеря

1 шт.

3.

Информационный стенд

1 шт.

4.

Громкоговоритель

1 шт.

5.

Элементы питания

20 шт.

6.

Лампочки

6 шт.

7.

Генератор

1 шт.

Планируемые расходы на приобретение оборудования (рублей)

 

материалы и оборудования

количество

цена

сумма

бюджетное

внебюджетные

комплект скалодром

1

70000

70000

70000

 

концелярские товары

 

 

3000

1500

1500

медицинская аптечка

3

400

1200

1200

 

химические реактивы

2

500

1000

1000

 

туристическое снаряжение

 

 

5000

2500

2500

 итого

 

 

 80200

         76200

                   4000

Планируемые расходы на исследовательскую деятельность

 

материалы

количество(месяц)

цена

итого

услуги связи

1,5

1000

1500

интернет

1,5

4000

6000

Публикации в СМИ

5000

работа в лабораториях

 

 

1000

итого

 

 

13500

Планируемые расходы на оплату труда.

Расходы на заработную плату основных работников предусмотрены штатным расписанием и Положением об оплате труда образовательного учреждения, на базе которого функционирует лагерь.

Смета расходов на реализацию проекта.

 статьи расходов

собственные средства вкладываемые в проект

планируемые вложения

 

бюджетные средства используемые для укрепления МТБ

 внебюджетные средства

 

 

материально- техническое обеспечение

 

86000

4000

 

обеспечение исследовательской деятельности

 

13500

 

 

 Питание детей

 

            189000

 

 

итого

           289500

                                   4000

 

 

*дотации на питание детей возлагаются на муниципалитет города ( района)

Примечание: планируемая сумма затрат на организацию работы эколого-туристического лагеря составит: 293 500 рублей

4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

                             

Задачи

Направления деятельность

Результат

1 этап – подготовительный (весна 2013)

1

Изучение экологического состояния местности

Диагностика

мониторинг

Составление экологической карты местности

2.

Выяснение  отношения  участников образовательного процесса к проблемам экологии местности

Мониторинг отношения родителей, детей, педагогов к проблемам экологии местности

Получение исходных данных для планирования работы

3.

Создание координационного   Совета

Разработка локальных актов, регламентирующих   деятельность лагеря.

Планирование работы.

Положение о лагере.

План работы лагеря

2 этап – внедренческий (лето, осень, зима 2013-2014г.)

1.

Формирование мотивации и интереса к экологической деятельности, навыкам туризма.

Внедрение  инновационных  педагогических  технологий.

Программы по экологическому воспитанию, туризму

2.

Формирование экологической культуры

Формирование исследовательских навыков

Контроль  за состоянием окружающей среды.

Определение  направления исследовательской деятельности.

Разработка групповых индивидуальных, туристических маршрутов.

3.

Овладение и использование педагогами экологических, туристических знаний  в урочной и внеурочной деятельности

Реализация программ проектов в рамках данной модели, проведение научно-практических конференций, вовлечение родителей, детей  в эколого -туристическую работу и активный отдых.

Освещение в СМИ результатов исследовательской деятельности.

Обращение к администрации района  по сохранению экологии окружающей среды.

Проведение акций по защите окружающей среды городов, сел района

3 этап – оценочный (весна 2014г.)

1.

Оценка эффективности проекта

Проведение итогового контроля:

-мониторинг состояния окружающей среды;

-отношение детей, родителей, педагогов к  деятельности образовательного учреждения (лагеря);

-разработка плана работы по результатам исследовательской деятельности.;

-вовлечение родителей в эколого-туристическую работу.

Получение контрольных данных для подведения итогов и итогов данных.

2.

Обобщение  и внедрение передового опыта работы  данной модели.

Проведение семинаров, педсоветов в образовательном учреждении;

Оценка эффективности проекта;

Участие в районной, областной научно-практической конференциях.

Презентация материала по реализации проекта

       

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

 

Показатели эффективности

Качественные характеристики

Количественные характеристики

организационные

уровень  организации  занятости детей в каникулярное время;

введение целевых

мониторингов;

методические

разработка    программ, технологий,  учебно-методических  пособий; диагностического  и

коррекционного  инструментария;

проведение  научно-практических  конференций  и  семинаров  с  публикацией результатов в средствах массовой информации, на сайте.

охват педагогов, задействованных в разработке программ, охват учащихся,  принявших участие в конференциях,  семинарах;

количество разработанных методических пособий, публикаций

воспитательные

повышение адаптационных  возможностей,  оптимизация  эмоционально-волевого  статуса,

улучшение  психического  состояния;

положительная  динамика  физического развития;

повышение экологической культуры участников  образовательного  процесса.

личностные

формирование  личностных  компетенций, способствующих  повышению познавательного интереса и воспитания обучающихся, компетенций  самосовершенствования,  саморазвития.

Основная  форма  оценки  эффективности  реализации  проекта  – мониторинг.

Принципы организации мониторинга:

•  учёт  возрастных  особенностей;

•  учет  результатов  индивидуальных достижений обучающихся;

•  наличие  нормативной  базы,  регламентирующей  деятельность эколого-туристического лагеря.

Методы оценки эффективности реализации проекта:

•  анализ  динамики экологической воспитанности обучающихся;

•  анализ сформированности туристических навыков обучающихся;

•  социологическое исследование;

•  опрос;

•  наблюдение;

•  самоанализ и самооценка;

•  анализ  отчётов  по направлениям эколого-туристического лагеря .

В результате реализации проекта будут достигнуты следующие эффекты:

на уровне образовательного учреждения

1.  Разработка  и  реализация  программ  по работе эколого-туристического лагеря.

2.  Организация на базе эколого-туристического лагеря образовательного пространства, совмещающего  научно-исследовательскую деятельность учащихся и их отдых.

3.  Положительная  динамика  показателей  экологической воспитанности и развития навыков туризма  участников  образовательного  процесса.

4.  Повышение  профессиональной  компетентности,  активности педагогических работников образовательного  учреждения  и их участие в  инновационной деятельности.

5.  Развитие  у  педагогов ОУ готовности  к совершенствованию  эколого-туристического образования.

6.  Привлечение  внимания  общественности  к  опыту  работы образовательного учреждения по эколого-туристическому направлению.

7.  Повышение  рейтинга  образовательного  учреждения  в социуме.

на уровне педагогов

1.  Повышение  профессиональной  компетентности  в организации эколого-туристического воспитания и обучения детей.

2.  Приобретение  умений  выявлять  и  минимизировать  факторы риска в организации исследовательской, проектной, туристической работы  с учащимися.

3.  Расширение  диапазона  воспитательных  мероприятий  по  развитию  у обучающихся туристических  навыков и экологической культуры.

на уровне учащихся

1.  Формирование осознанного отношения к природе и  своему здоровью.

2.  Приобретение  знаний  в области экологии  и туризма.  

3.  Развитие  навыков  и  норм  поведения,  способствующих развитию познавательной деятельности, формированию гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

         Проект эколого-туристического лагеря позволяет разнообразить приемы и формы работы  с детьми в каникулярное время, привить навыки туризма, возможность организовать проектно-исследовательскую работу учащихся  с использованием оборудования школы, поступившего в рамках программы модернизации образования, позволяет им почувствовать социальную значимость своей деятельности. Созданные  детские проекты могут быть представлены на   научно- практических конференциях школьного, муниципального, регионального, федерального уровней. Полученные в практической деятельности знания  помогут в подготовке и сдаче ЕГЭ по математике,  химии, географии, биологии.

Выявленные школьниками проблемы экологии города, района позволят выйти  с предложениями по их решению к администрации города, района, СМИ, общественности, вести просветительскую работу среди населения.

6. РИСКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ МОДЕЛИ.

     

Риски и препятствия

Пути преодоления рисков

Отсутствие  достаточного финансирования

Поиск  привлеченных  средств: благотворительность,  спонсорство, шефство, доходы от грантов

Недостаточная  компетентность педагогических  кадров  в  организации исследовательской, проектной, туристической работы  с учащимися

Краткосрочные курсы повышения  квалификации, семинары на уровне района, консультирование с методистами района,  самообразование

Дефицит   учебно-методических  пособий

Использование  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и информационных образовательных ресурсов (ИОР), доступ ОУ  в Интернет-пространство

Отсутствие системного подхода в реализации проекта

Разработка  и  реализация  программ, своевременная корректировка

Наличие  противоречий  между осознанием приоритетности  направлений:  экология и туризм

Ведение  активной  просветительской работы  с  участниками проекта

Недостаточная заинтересованность педагогических работников

Предварительное обсуждение плана работы совместно со всеми участниками проекта, прием предложений  на разработку мероприятий по интересующим темам. Материальное стимулирование педагогов.

Особенности природно-климатических условий – паводок, ледоход, пожары, проливные дожди и др.

Учет сезонных и природных факторов при организации деятельности

 

7. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации; ст.58;
  2. ФЗ РФ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  3. Закон РФ «Об охране окружающей среды» ст.71
  4. Экологическая доктрина РФ, 2012г.;
  5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы»;
  6. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  7. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2008г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
  8. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020г.»;
  9. Постановление Правительства Амурской области от 15.11.2008г. № 278 (ред. от 25.04.2011) «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы»;

          9.Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс» Региональный информационный центр //http://www.consultant.ru;

          10.Постановление Правительства Амурской области от 23.09ю2011г. №616 «Об утверждении долгосрочности целевой программы «развитие туризма и этнокультурного наследия в Амурской области на 2012-2016г.»

         11.Решение областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи от 27 февраля 2013г. №1 г.Благовещенск.

         12.Закон Амурской области об областной целевой программе «Обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды в Амурской области на 2010-2014г.

         13. Дурицина Р.Ф. Современные технологии в образовании. Благовещенск, 2008г.

         14. Захлебный А.Н., Суравелина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2007г.

        15. Захлебный А.Н. На экологической тропе – опыт экологического воспитания. Москва: Знание 2006г.

        16. Иглс П., Кул С. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению. М. – Смоленск:  Маджента 2006г. с.198

     

                           Приложение №1

                                    ПОЛОЖЕНИЕ
                             эколого-туристического лагеря

1. Общие положения:

1.1. Организация эколого-туристического Лагеря (далее – Лагерь),  как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися в  каникулярный период.

1.2. Настоящее положение определяет цели и задачи, основные функции и направления лагеря.

1.3.  Лагерь  создаётся на базе образовательного учреждения по согласованию с Учредителем. Организация деятельности Лагеря  не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и в его уставе не фиксируется.

1.4. В своей деятельности Лагерь руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, законом «Об образовании» иными нормативными актами, а также настоящим Положением.

2. Цели и задачи:

2.1. Цель – создание условий для активного,  развивающего отдыха, для экологического взаимодействия школьников с природой как основы формирования   экологической  культуры личности.

2.2. Задачи:

- повышение уровня теоретической и практической подготовки детей в области экологии  и туризма, практическое совершенствование умений и навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности.

- освоение основных приёмов проведения экологического мониторинга окружающей среды.

- изучение природного разнообразия.

- выработка активной жизненной позиции по отношению к природоохранной деятельности человека.

- сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни средствами экологии и туризма.

- подготовка и издание экологических, краеведческих материалов (публикации, буклеты, видеоролики, фоторепортажи и т.п).

3. Основные направления деятельности:

3.1. Научно - исследовательское:  разработка новых, освоение существующих экологических, туристических методик и технологий,  внедрение данных методов и технологий в практику работы образовательных учреждений.

3.2. Методическое: создание на базе эколого-туристического лагеря  опорной методической площадки для распространения опыта работы по эколого-туристическим направлениям

3.3. Организационное:

- образовательная инфраструктура (наличие материально-технической базы: кабинет биологии, химии, географии, спортивный зал, медицинский кабинет; столовая, организация питьевого режима обучающихся; необходимый, квалифицированный состав специалистов);

- рациональная организация образовательного процесса (соблюдение норм к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям);

- реализация социально-значимых программ, направленных на повышение престижа эколого-туристического образования обучающихся (организация информационно-просветительских мероприятий, кампаний и др. по пропаганде эколого-туристических знаний и формированию бережного отношения к окружающей среде)

4. Диагностико-аналитическое: психолого-медико-педагогический мониторинг и диагностика за процессом обучения и воспитания;

- диагностика сформированности устойчивого представления конкретного учащегося о необходимости эколого-туристического образования;

4. Руководство.

4.1. Общее руководство лагеря  осуществляет директор ОУ. В обязанности директора входит:

- утверждение штата и годового плана работы лагеря;

- заключение краткосрочных и долгосрочных договоров гражданско-правового характера со специалистами, привлекаемыми для реализации деятельности Лагеря;

- заключение трудовых договоров;

- утверждение функциональных обязанностей работников Лагеря.

4.2. Непосредственное руководство возлагается на начальника Лагеря. Начальник Лагеря несёт ответственность перед директором ОУ за своевременное выполнение работниками Лагеря  содержания работы, определённой годовым планом.

4.3. Консультационную помощь в работе Лагеря и взаимосвязь с другими образовательными учреждениями осуществляет куратор (специалист учредителя).

4.4. Для непрерывности процесса управления деятельностью Лагеря  создаётся Координационный Совет. В состав координационного Совета входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе; педагог –организатор; представитель учреждения здравоохранения; представитель родительской общественности;  заместитель директора по административно-хозяйственной работе  и др.

5. Финансирование.

5.1. Деятельность  Лагеря  обеспечивается за счет бюджетных средств, спонсорских инвестиций, доходов от участия в грантах, родительской платы.

          Приложение  № 2

из решения областной межведомственной комиссии

по оздоровлению и занятости детей и молодежи

от 27.02.2013   № 1 г.Благовещенск

Примерный набор лекарственных средств

для оказания неотложной помощи

№п/п

Средство

Наименование

ед.изм.

кол-во

цена

сумма

1

Эпинефрин

Адреналин 1% 1,0 №5

уп.

1,00

73,20

73,20

2

Фенилэфрин

Мезатон р-р д/ин 10мг/мл 1,0 №10

уп.

1,00

50,00

50,00

3

Менадиона натрия бисульфат

Викасол р-р 1% 1,0 №10

уп.

2,00

81,00

162,00

4

Преднизолон

Преднизолон 30мг амп.1,0

амп.

5,00

19,30

96,50

5

Метоклопрамид

Церукал р-р 5мг/мл 2,0

амп

5,00

27,60

138,00

6

Дифенгидрамин

Димедрол р-р 1% 1,0

амп

5,00

2,00

10,00

7

Хлоропирамин

Супрастин р-р 1,0 №5

уп.

1,00

170,00

170,00

8

Аминофиллин

Эуфиллин 2,4% р-р 10,0

амп

5,00

9,70

48,50

9

Метамизол

Анальгин р-р 50% амп. 2,0

амп.

5,00

4,80

24,00

10

Атропин

Атропина сульфат р-р 0,1% 1,0

амп.

5,00

3,50

17,50

11

Кофеин

Кофеин-бензоат натрия 10% р-р 1,0

амп.

5,00

3,00

15,00

12

Диазепам

Реланиум 0,5% р-р- 2,0

амп

5,00

22,10

110,50

13

Фуросемид

Лазикс 1% р-р 2,0

амп.

2,00

8,90

17,80

14

Аденозин трифосфат натрия

АТФ р-р 1% 1,0

амп

5,00

27,50

137,50

15

Прокаин

Новокаин 2% р-р 2,0 №10

уп.

1,00

14,70

14,70

16

Глюкоза

Глюкоза 40% р-р 10,0 №10

уп.

1,00

38,00

38,00

17

Глюкоза

Глюкоза 5% р-р 400,0

фл

5,00

32,00

160,00

18

Натрия хлорид

Натрия хлорид 0,9% р-р 10,0 №10

уп.

1,00

40,50

40,50

19

Натрия хлорид

Натрия хлорид 0,9% р-р 200,0

фл

5,00

26,80

134,00

20

Шприц 2,0

Шприц 2,0

шт.

10,00

3,50

35,00

21

Шприц 5,0

Шприц 5,0

шт.

10,00

3,50

35,00

22

Шприц 20,0

Шприц 20,0

шт.

10,00

8,20

82,00

23

Система инфузионная

Система инфузионные

уп.

10,00

18,30

183,00

ВСЕГО

1792,7

                                                                                        Приложение №3                                                      

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЛАГЕРЯ

№ п/п

Основные направления

Содержание деятельности

1

Организационная работа по подготовке кадров

  1. Ознакомить педколлектив с программой.
  2. Диагностирование детей и родителей.
  3. Инструктаж работника лагеря по ТБ и пожарной безопасности

2

Создание ресурсов.

  1. Места для занятий: приготовить спортзал, актовый зал, компьютерный класс, спортгородок, стадион.

Столовая: подготовить, закупить средства для мытья и обработки.

  1. Снаряжение: приобрести туристический и спортивный инвентарь (в соответствии с Сан Пин).
  2. Материально - технические: канцтовары, расходные материалы для  оргтехники, хозяйственный инвентарь.
  3. Подготовка методических материалов.

3

Организационная работа

  1. Формирование отрядов
  2. Выбор лидеров, членов группы.
  3. Планирование смены
  4. Общее собрание – открытие лагерной смены
  5. Анкетирование

4

Познавательная деятельность

  1. Теоретические занятия по экологии и туризму.
  2. Учебно-исследовательские проекты.
  3. Викторины, конкурсы, турниры эрудитов, интеллектуально-познавательные игры.
  4. Экскурсии в музеи, на природу.
  5. Самоподготовка.

3

Природоохранная  деятельность

  1. Десанты, акции и операции.
  2. Благоустройство территории.
  3. Конкурсы плакатов, рисунков, стихов, статей  о природе.
  4. Проекты по экологии.

4

Художественная деятельность

  1. Театрализованные праздники, конкурсы, развлекательные игры, концерты.
  2. Работа в кружках, мастерских, творческие выставки
  3. Просмотр видеофильмов.

5

Социально- значимая  деятельность

  1. Выпуск газеты.
  2. Публикации материалов о работе лагеря в средствах массовой информации и сайте лагеря.
  3. Создание роликов социальной рекламы.
  4. Оформление информационного стенда.

6

Спортивная и туристическая  деятельность

  1. Туристические походы по родному краю.
  2. Ориентирование на местности, КТМ, полоса препятствий.
  3. Спортивные секции: волейбол, теннис, бадминтон, футбол.
  4. Спортивные игры, состязания, праздники, проведение утренней зарядки
  5. Закаливание.

Приложение №4

ПРИМЕРНЫЕ  ПРОГРАММЫ  ДЛЯ  ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ

ПАМЯТКИ  ПО ОПИСАНИЮ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

ОПИСАНИЕ КУСТАРНИЧКОВОГО РАСТЕНИЯ

название растения

место произрастания: район, близ какого населенного пункта

растительное сообщество ( еловый лес, сосновый бор, луг, болото)

высота 1 кустарничка ( взять среднее растение)

корень ( корневище): цвет, толщина

стебель: количество стеблей, их длина, конфигурация (круглый при разрезе стебель или нет), диаметр стебля

листья: цвет листьев, количество листьев на стебле, на всем растении, длина и ширина 1 листа

ягоды: количество ягод на 1 стебле, на всем растении, из них спелых ягод, несозревших, цвет спелых ягод, цвет несозревших ягод, расположение ягод на кустарничке, цвет мякоти, вкус ягод, диаметр самой спелой ягоды, самой маленькой ягоды, вес  всех ягод, вес ягод на 1 стебле, вес 1 ягоды ( по возможности)

косточки: наличие косточек, их количество, цвет и размер

цветки: количество цветков на всем растении, на 1 стебле, количество лепестков в 1 цветке, их цвет, цвет сердцевины цветка

количество растений на 10 кв. см, на 1 кв. метре

фотография  одного кустарничкового растения

фотография ягодной плантации

загербаризировать веточку растения

фамилия, им составителя описания, дата составления

ОПИСАНИЕ МУРАВЕЙНИКА

 местоположение: район, ближайший населенный пункт, растительное сообщество

высота муравейника

состав муравейника ( из каких материалов построен купол муравейника)

обитатели: цвет муравьев и их размер

количество муравьиных троп

опора муравейника ( вид опоры, высота опоры)

повреждения: естественные и антропогенные

видовой состав растений около муравейника

расстояние до ближайшего соседнего муравейника

фотография муравейника

фотография обитателей

фотография повреждений

фамилия, имя составителя описания, дата составления

ОПИСАНИЕ РОДНИКА

название родника ( если есть)

местоположение родника: район, сельский округ, ближайший населенный пункт, на каком расстоянии и в каком направлении находится от ближайшего населенного пункта и от центральной усадьбы сельского округа, положение по отношению к дорогам

место в природе: положение в рельефе, ориентировка склона, в поле, в овраге, на лугу

характеристика родника: тип (истечение на склоне, выход в стенке овраг, безнапорный, в низине), размеры и форма родника, диаметр по урезу воды, глубина, примерный объем воды, поступающий из родника ( в литрах, в миллилитрах в секунду), качество воды, температура воды, скорость течения воды

куда впадает ручей, начинающийся из родника

обустройство родника: деревянный сруб, каменная кладка, кольцо бетонной трубы, естественный дерн

видовой состав растений вблизи родника

неблагоприятные факторы

доказательства природной ценности, направление рационального использования родника или запрещение использования

фотография родника

карта-схема с указанием местоположения родника

мероприятия по охране: установка охранного знака, ограждение

фамилия, имя составителя, место учебы

дата составления

ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ: СТАРИННЫЙ ПАРК

название объекта (топонимическое название места)

местоположение:  административный адрес: область, район, сельский округ, ближайший населенный пункт, на каком расстоянии и в каком направлении от ближайшего населенного пункта и центральной усадьбы находится, положение по отношению к дорогам;  землепользователь, на землях какого с/х предприятия

место в природе:  бассейн реки,  положение в рельефе, ориентировка склона: на гребне, террасе,  природный комплекс, граница объекта

сведения по истории парка ( основатель, владельцы)

статус парковой композиции, площадь парка

оценка сохранности композиции парка

условия увлажнения

особенности рельефа:  макрорельеф,  мезорельеф,  микрорельеф

видовой состав флоры: деревья, кустарники;  возобновленные; происхождение насаждений

травянистый покров растительных сообществ:  паркового сообщества,  прудов,  напочвенного покрова

схема размещения растительности в парке

наличие гидротехнических сооружений в парке ( пруды, родники, гроты, мосты)  и их состояние

доказательства природной ценности:  историческая, мемориальная, архитектурная ценность,  ландшафтная ценность,  ботаническая ценность,  рекреационная ценность

неблагоприятное антропогенное воздействие

охрана и возможность рекреационного использования

фотографии ценных видов растений

фотографии объектов парка

фамилия, имя, место учебы составителя

фамилия, имя, место работы и должность руководителя

дата описания парка

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВНАИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЫХ РЕК

Название реки

Обследуемый участок: с какого населенного пункта до какого места, протяженность его

По территории какого района , с/х предприятия протекает река

Исток и устье реки. Длина реки. Направление течения

Характеристики местности, прилегающей к долине реки ( охватывают полосы шириной 100 м с каждого берега): Рельеф: равнинный, средне-холмистый, крупнохолмистый Растительность: лесная, кустарниковая, луговая, болотная, видовой состав растений Грунт:  глинистый, суглинистый, песчаный, супесчаный, торфяной

основные характеристика речного русла:  ширина реки: расстояния между урезами воды, глубина: наибольшая по водному сечению, скорость течения реки, дно: ровное, неровное, илистое, глинистое, песчаное, галечное, каменистое, торфяное, засоренность, зарастаемость русла реки: свалившиеся деревья, топляки, коряги

Качество воды: прозрачность, цвет, запах

Строение речной долины: пойма, терраса, коренной берег: высота,  крутизна, разрушаемость берегов, количество слоев наносов

Наличие стариц, меандр

Количество левых и правых притоков

Растительное сообщества русла, поймы, террасы, берега

Водные обитатели, пищевая цепь

Хозяйственное использование реки: сплав леса: начальные и конечные пункты сплава, его характер: россыпью, плотами, время и продолжительность; гидроэнергетика: местоположение силовых установок, данные о работе; водозабор: какие организации берут воду, сколько кубометров в сутки, какими водосборными сооружениям; рыбный промысел: место и периоды лова, орудия лова, виды рыб, размеры годового лова

Рекреационное использование

Антропогенное воздействие: сброс сточных вод: где, кто, сколько сбрасывает кубометров в сутки; хранение на берегах реки ядохимикатов и удобрений: место хранения, кто, сколько храни, открыто или в складах, расстояние от уреза воды; наличие на берегу с/х ферм

Наличие водяных мельниц и плотин: были ли раньше, в каких пунктах

Были ли случаи замора и отравления рыбы

Фотографии живописных мест

Фамилия, имя, место учебы составителя описания

Фамилия, имя, место  работы и должность  руководителя

Дата составления описания.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ

Определение температуры воды

Измерение можно проводить с помощью любого термометра. От температуры воды зависят: содержание  в воде растворенного кислорода, скорость протекания биологических и физико-химических процессов и видовое разнообразие. Разность температуры воды на разных участках дает информацию о существующих промышленных и бытовых выбросах в реки и озера.

Определение прозрачности воды

Прозрачность воды характеризует фотосинтетическую активность в водоеме. В стеклянный цилиндр ( бутылку белого прозрачного стекла) налить исследуемую воду, так, чтобы высота составляла 20 см, и дать ей отстояться 25 минут. Оценивают по следующим характеристикам: вода сильно мутная, слабо-прозрачная ( слегка мутная), прозрачная, очень прозрачная

Определение запаха воды

Наливают в колбу воду. Плотно закрывают пробкой и оставляют на несколько часов. Затем открывают и нюхают. Запах может быть землистый, сероводородный, гнилостный, болотный, аммиачный, резиновый, хлорный. Оценивают запах по следующей шкале: 1 балл -  нет запаха, 2 балла – чуть заметен запах, 3 балла – устойчивый запах ( вода для питья не пригодна), 4 балла – сильный запах

Определение взвешенных нерастворенных веществ

Чистый фильтр взвешивают на весах. С помощью мерного цилиндра определяют объем воды. Затем фильтр складывают вчетверо, отгибают и помещают в воронку, слегка моченную водой, чтобы фильтр прилип к ней. Воронку вставляют в банку. Затем маленькой струйкой наливают в фильтр исследуемую воду, стараясь самую мутную часть слить в конце фильтрования, чтобы не забить фильтр раньше времени. Фильтр снимают и высушивают на электроплитке. В сухом виде его взвешивают на весах. Масса взвесей определяется как разность масс чистого и грязного фильтра. Мутность в мг/л вычисляется как частное от деления массы взвесей ( мг) на объем воды ( в л). При сбросе сточных вод содержание взвешенных веществ не должно повышаться  более чем на 1 мг/л.

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ

Определение окисляемости воды

Данный показатель дает возможность судить о количестве органических веществ в воде. Органика окисляется в воде, в результате вода обедняется кислородом, кроме того, на субстрате начинают развиваться сине-зеленые и красно-коричневые водоросли.

Для ориентировочного определения окисляемости налить в пробирку 10 мл воды (предварительно отфильтрованной), добавить 0.5 мл 30%-ной серной кислоты и 1 мл 0.01% -ного раствора перманганата калия. Смесь перемешать и оставить на 20 минут при температуре 20 Сили на 40 минут при температуре 10 с. Если после этого раствор остался ярко-розовым, то окисляемость кислорода примерно 1 мг/л, лилово-розовым – 2 мг/л, слабо-лилово-розовым – 4, бледно-лилово-розовым – 6, бледно-розовым – 8. розово-желтым – 12, желтым – 16 мг/л.

 Предельно допустимая величина окисляемости кислорода – 15-20 мг/л зимой и 20-30 – летом.

Экспресс-метод определения сульфатов  в воде

В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, добавляют три капли 10% -ного раствора хлорида бария и три капли 25 5 –ного раствора соляной кислоты. Пробирку не взбалтывают. По объему выпавшего осадка оценивают содержание сульфатов:  слабая муть через несколько минут – 1-10 мг/л, слабая муть сразу – 10-100 мг/л,  сильная муть – 100-150 мг/л,  большой осадок, который сразу садиться на дно – 500 мг/л.

ПДК для сульфатов – 500 мг/л. Содержание сульфатов в воде обусловлено естественным выщелачиванием горных пород.        

Экспресс-метод определения хлоридов в воде

К 5 мл исследуемой воды добавляют 2-3 капли 30%-ной азотной кислоты и три капли 10%-ного раствора нитрата серебра. Слабая муть указывает на содержание хлоридов в количестве 1-10 мг/л, сильная муть – 10-15 мг/л, хлопья, оседающие сразу – 50-100 мг/л, большой объемистый осадок – более 100 мг/л.

ПДК для хлоридов в воде питьевого водоснабжения составляет 350 мг/л. Содержание хлоридов в воде обусловлено естественным выщелачиванием горных пород. Большое количество хлоридов поступает со сточными водами.

После заполнения таблицы записываются выводы, в которых указывается степень загрязнения  водоема и указывается предполагаемые и явные источники загрязнения.

ФОТОИССЛЕДОВАНИЯ

Фотоисследования позволяют создать наглядные пособия по изучению растительного и  животного мира.

Приложение №5

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЕТА ПОХОДА

СОСТАВЛЕНИЕ ДНЕВНИКОВ (ОТЧЕТОВ) ПОХОДОВ

Группы старшего возраста оформляют письменный отчет о походе на листах формата А-4, группы среднего возраста – дневник похода. На пронумерованных страницах размещается текст по разделам, заголовки выделяются шрифтом, с обеих сторон страницы оставляются поля. Фотоснимки, схемы. Рисунки нумеруются и имеют поясняющие надписи. Все краеведческие сведения должны иметь ссылку на источники информации.

Обложка дневника (отчета):  вид материала (отчет, дневник),   вид туризма,  название маршрута,  время проведения,  наименование группы (класс, школа, район, город)

Титульный лист дневника (отчета):  вид материала,  вид туризма,  название маршрута,  основные пункты маршрута,  время проведения,  протяженность маршрута в км,  фамилия, имя, отчество руководителя и его домашний адрес

Маршрутный лист

Содержание, с перечислением заголовков разделов и указанием страниц

Справочный раздел:

Справочные сведения о походе:  вид туризма,  категория ( степень сложности),  район похода,  нитка маршрута,  протяженность маршрута,  продолжительность похода,  общее направление движения в походе,  время проведения,  где утвержден маршрут.

Цель и задачи похода, тема краеведческой работы.

Текст задания, взятого группой.

Справочные сведения о составе группы:  состав группы с указанием фамилий участников, их туристической, квалификации, класса, школы, домашнего адреса, распределении обязанностей, фамилии руководителей группы, их должность, место работы, домашние  адреса.

Краткая характеристика района похода:  историко-географическая характеристика,  подъезды и отъезды, дороги, местный транспорт,  места пополнения запасов продуктов

Туристско-экскурсионные объекты на маршруте:  памятники археологии, архитектуры,  Великой Отечественной войны,  истории,  природы,  выдающимся людям.

Подготовка похода.

Походный раздел:

Техническое описание маршрута:  дата, маршрут, погода, дежурные,  описание пройденного пути в порядке прохождения,  действия группы на маршруте,  меры безопасности,  сложные участки маршрута: участки без дорог, места со сложным  ориентированием, переправы, пороги, болота, описываются подробно с приложением схем и фотоснимков и рекомендаций по прохождению участка пути,  наличие на маршруте топлива, питьевой воды, мест для разбивки бивуаков.

Таблица дневных переходов.

Фотоснимки, подтверждающие прохождение группой определенных участков пути

Схема маршрута с указанием мест ночлегов и сложных участков

Краеведческий  раздел: краеведческая и общественно-полезная работа группы в походе: проведение наблюдений, исследований, поиска, сбора материалов, экскурсии, встречи; лекции. Фотоснимки, подтверждающие краеведческую и общественно-полезную работу. Экскурсионные объекты, их описание и фотографии. Схема с указанием туристско-экскурсионных объектов

Выводы и рекомендации:   рекомендации по прохождению маршрута, времени похода, стоянок, мест    пополнения продуктов,  рекомендации по краеведению

Схема маршрута:  вычерчивается ввиде маршрутной ленты цветными карандашами в масштабе 1:100000 или 1: 50000 на основании карт, имеющихся в распоряжении группы. На схеме изображается район похода группы в виде полосы местности в пределах видимости маршрута. На схему условными знаками наносятся:  рельеф,  реки, озера, болота,  луга, леса,  населенные пункты, дороги,  экскурсионные объекты,  центральные усадьбы с/х предприятий и центры сельских округов,  места ночлегов, маршрут с направлением движения группы.

На схеме  указываются: название маршрута, класс, школа, город, направление меридиана, масштаб, таблица условных знаков, введенных группой, дата составления, фамилии составителей.

Приложения: дневниковые записи, мнения участников похода, список группового   и личного снаряжения, список ремнабора, продуты на поход, меню по дням.

Дата составления отчета ( дневника), фамилии составителей и их подпись.

                                                       Сведения об авторах

ФИО

Место работы, должность

Отраднова

Ольга

Георгиевна

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

г.Райчихинск, директор.

Ковардина Антонина Викторовна

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Димская средняя общеобразовательная школа»

Михайловский район, заместитель директора по УВР.

Рокищук Ольга Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогеоргиевская средняя общеобразовательная школа»

 Шимановский район, директор.

Велиц Наталья Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа» Свободненский район, директор.

Кижапкина Наталья Владимировна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 рабочего поселка Прогресс»

 Амурская  область, заместитель директора по УВР.                                  

Брюнина Елена Владимировна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Жариковская средняя общеобразовательная школа

 Тамбовский район, директор.

Пигарева Елена Владиславна

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Грибовка» Архаринский район, директор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Эколого-туристического" кружка

Модифицированная программа "Эколого-туристического" кружка...

Методическая разработка эколого-туристического слета "Мой город - чистый город"

Содержит не только сценарий  и описание конркурсных испытаний, но и методические рекомендации по организации всего мероприятия...

Программа эколого-туристической площадки по месту жительства «Родничок»

Программа эколого-туристической площадки по месту жительства «Родничок»...

Сценарий мероприятия в летнем пришкольном лагере "Здравствуй, лагерь-сказка"

Сценарий мероприятия для летнего пришкольного лагеря. Квест-игра по русским сказкам....

Эколого - туристическая деятельность в МОУ "Турунтаевская районная гимназия". статья

В статье кортко описана работа по экологичекому и туристическому направлению...

Формирование экологической культуры в физическом воспитании школьников.Эколого-туристическая игра по станциям для начальных классов « По тропе туриста»

Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне о...

проект "Семейные эколого-туристические клубы"

Данный проект был реализован МБУ ДО "Центром детского творчества "Ирбис" г.о. Самара"  в образовательных учреждениях....