Программа по квиллингу
рабочая программа по теме

ЗУБАНОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Образовательная программа для занятий в технике квиллинг. Рассчитана на 3 года. В содержании подробно описаны темы уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_kvilling_gotovo.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Детская школа искусств р.п. Татищево»

Саратовской области

Программа по квиллингу
«Бумажная филигрань»

подготовила

педагог дополнительного образования

Зубанова Людмила Ивановна

р.п. Татищево,2014


Структура программы

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса        

                  - Методические рекомендации педагогам

            - Средства обучения

VI.        Список литературы

- Методическая литература

-Рекомендуемая литература


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Работа в материале» по виду «Квиллинг», далее - «Работа в материале. Квиллинг» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области художественного творчества «Декоративно-прикладное творчество».

В настоящее время наблюдается активный интерес к национальной истории и культуре; к самобытности русского народа. Школьники изучают фольклор, знакомятся с обрядами и традициями, а также проявляют живой интерес к освоению декоративно- прикладного творчества.

Учебный предмет «Работа в материале. Квиллинг» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области художественного творчества, является основным предметом обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Квиллинг — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных проблем. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга.

Особенностью данной программы является сочетание традиционной техники бумагокручения с современными видами графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения  квиллинга,  основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное,  они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.

Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, кожей, природным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования авторских поделок.

Обучение способствует развитию ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет дифференцировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Срок реализации учебного предмета

Программа рассчитана на 3 года. При реализации программы учебного предмета продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.

В данный период идет её апробация, поэтому учебно-тематический план и содержание программы будет корректироваться и пополняться по окончании учебного года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

Максимальная учебная нагрузка по предмету составляет 1 час в неделю.

При 3-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и ее распределение по годам составляют:

Всего часов -153, из них 102 часа - аудиторная нагрузка, 51 час - самостоятельная работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Основной формой учебной работы является групповое занятие – урок. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут (один раз в неделю по одному уроку).

Занятие требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи  каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоят из 8-10 человек.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Работа в материале. Квиллинг» является овладение знаниями и представлениями об искусстве бумагокручения, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебных заведения по профилю предмета.


Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

  • изучение основных принципов техники бумагокручения и создание на их основе новых декоративных образов;
  • формирование специальных навыков бумагокручения, развитие на их основе эстетического вкуса и образного мышления;
  • формирование средствами бумагокручения духовной культуры учащихся и потребности общения их с искусством;
  • развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания цветового образа;
  • развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения детей на основе работы с цветом.

Обоснование структуры программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего часов

Годы обучения (классы)

1-й год

1 класс

2-й год

2 класс

3-й год

3 класс

Аудиторные занятия

34

34

34

102

Самостоятельная работа

17

17

17

51

Максимальная учебная  нагрузка

51

51

51

153

зачет

зачет

зачет

Итог.аттестация

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.

Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету «Работа в материале. Квиллинг» следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно-прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.

Для занятий в учебном объединении необходимо иметь:

- бумагу для квиллинга (полоски), картон белый, клей (ПВА); ножницы; карандаш простой; металлическая линейка; кисточки для клея; салфетка; клеёнка; ленты  и другие творческие мелочи.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

аудит.

самост.

Раздел 1 История развития бумагокручения

1.1.

Краткий историко-художественный обзор развития бумагокручения

2

1

1

1.2.

Знакомство с традиционным оборудованием и материалами квиллинга

2

1

1

Раздел 2 Конструирование

2.1

Общие понятия техники создания основных элементов

1

1

-

2.2

Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений.

2

1

1

2.3

Практика создания основных элементов (ромб, луна, лапка, стрела).

2

1

1

2.4

Коллективная работа. Композиция из основных форм.

7

5

2

2.5

Изготовление простых цветов.

4

3

1

2.6

Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг.

5

3

2

2.7

Изготовление двойных бахромчатых цветов

4

3

1

2.8

Коллективная работа. Композиция цветов.

7

4

3

2.9

Основные формы. "Спирали" в виде стружки.

2

2

-

Раздел 3 Объёмный квиллинг

3.1

Изготовление  животных в технике 3D-квиллинг. Базовые формы

3

2

1

3.2

Коллективная работа. Композиция.

6

4

2

3.3

Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гофрированного  картона и бумаги.

4

3

1

Итого:

51

34

17

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

аудит.

самост.

Раздел 1 Из истории развития квиллинга

1.1.

Возникновение искусства бумагокручения

2

1

1

1.2.

Национальные  особенности разных культур в квиллинге

5

3

2

Раздел 2 Конструирование

2.1.

Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц

3

2

1

2.2.

Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги

6

4

2

2.3.

Коллективная работа. Композиция из цветов.

5

4

1

2.4.

Композиция. Задания по предложенным темам.

6

4

2

Раздел 3 Объёмный квиллинг

3.1.

Изучение модулей изготавливаемых из бумаги. Формы и техника кручения.

2

1

1

3.2.

Знакомство с техникой кручения роллов из лент.

4

2

2

3.3.

Изготовление эскиза и поиск цветового решения, заготовок.

2

1

1

3.4.

Изготовление аксессуаров, бижутерии с использованием техники кручения роллов.

16

12

4

Итого:

51

34

17

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

аудит.

самост.

Раздел 1 История развития квиллинга

1.1.

История развития квиллинга в России

2

1

1

1.2.

Современный этап развития бумагокручения

2

1

1

Раздел 2 Конструирование

2.1.

Изучение петельчатой техники

3

2

1

2.2.

Тематические праздники

5

3

2

2.3.

Изготовление композиций по заготовленным эскизам, картинкам

8

6

2

2.4

Изготовление декоративных элементов в праздничном интерьере

6

4

2

Раздел 3 Объёмный квиллинг

3.1.

Краткий обзор истории возникновения квиллинга (повторение).

1

1

-

3.2.

Основные приёмы и стили в технике квиллинг (повторение)

1

1

-

3.3.

Композиционные поиски для итоговой работы

3

2

1

3.4.

Разработка эскизов в цвете. Составление композиции

3

2

1

3.5.

Кручение по авторским  идеям.

17

11

6

Итого:

51

34

17

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМА, ЖАНРАМ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ  

Раздел 1. Из истории развития квиллинга

  1. Краткий историко-художественный обзор развития бумагокручения. Общие понятия о квиллинге. Способы получения завитков. Знакомство с историей развития квиллинга. Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.
  2. Знакомство с традиционным оборудованием и материалами бумагокручения. Характеристика сырья и оборудования, необходимого для квиллинга. Подготовка инструментов и оборудования к работе. Самостоятельная работа: подбор и изучение оборудования.

Раздел 2 Конструирование

  1. Общие понятия техники создания основных элементов

Формирование основных навыков кручения бумаги. Знакомство с простейшими формами роллов. Самостоятельная работа: изучение роллов.

  1. Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений. Формирование навыков кручения роллов. Самостоятельная работа: изготовление завитков в форме капли разных цветов.
  2. Практика создания основных элементов (ромб, луна, лапка, стрелка). Овладение основными навыками закручивания формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Самостоятельная работа: соединение основных форм квиллинга в более крупные формы.
  3. Коллективная работа. Композиция из основных форм.  Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга. Самостоятельная работа: изготовление бумажных роллов для коллективной работы.
  4. Изготовление простых цветов. Навыки выполнения простых цветов из толстых цветных полос бумаги. Самостоятельная работа: кручение завитков  из цветных полос.
  5. Изготовление бахромчатых  цветов и кустиков в технике квиллинг. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Самостоятельная работа: отработка приёмов  изготовления более сложных цветов.
  6. Изготовление двойных бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Самостоятельная работа: изучение способов изготовления бахромчатых цветов, поиск творческих идей.
  7. Коллективная работа. Композиция цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего». Самостоятельная работа: создание элементов будущей работы.
  8. Основные формы. "Спирали" в виде стружки. Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления. Применение формы в композициях

Раздел 3 Объёмный квиллинг

3.1. Изготовление животных в технике 3D-квиллинг. Базовые формы. Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц. Самостоятельная работа: поиск творческой идеи.

3.2. Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных. Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.

3.3. Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гофрированного  картона и бумаги. Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга. Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Из истории развития квиллинга

  1. Возникновение искусства бумагокручения. Изучение возникновения квиллинга. Развитие квиллинга в разные эпохи времени. Особенности техники квиллинга в изучаемых периодах истории. Самостоятельная работа: сбор дополнительной информации по теме в различных ресурсах, в т. ч. сетевых.
  2. Национальные  особенности разных культур в квиллинге.  Изучение истории развития искусства бумажной филиграни в Европе, Китае, Египте. Популярность в наше время. Самостоятельная работа: изучение дополнительной информации по теме. Знакомство с творческими работами в  технике квиллинг.

Раздел 2.  Конструирование

2.1 Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц. Изучение новой техники бумагокручения. Способы изготовления розочек при помощи фигурных ножниц. Изучение творческих работ и поиск идей для применения изученного навыка. Самостоятельная работа: изготовление розочек разных цветов.

2.2 Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги. Закрепление умений и навыков приобретенных ранее. Знакомство с более сложной техникой изготовления розочек путем складывания бумаги. Самостоятельная работа: складывание розочек из лент шириной более 7мм.

2.3 Коллективная работа. Композиция из цветов. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга

2.4 Композиция. Задания по предложенным темам. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга

Раздел 3 Объёмный квиллинг

3.1 Изучение модулей изготавливаемых из бумаги. Формы и техника кручения. Продолжение знакомства с техникой 3D квиллинга. Возможные варианты работ , материалы, используемые в данной технике. Самостоятельная работа: сбор дополнительной информации, поиск творческих идей, подготовка материала.

3.2 Знакомство с техникой кручения роллов из лент. Использование техники квиллинг в работе с атласными лентами шириной от 3мм до 5мм.  Отработка понятия «тугой ролл». Самостоятельная работа: отработать навыки и умения полученные в ходе изучения темы.

3.3 Изготовление эскиза и поиск цветового решения, заготовок. Основные понятия составления эскиза. Понятия: цветовой круг, цветовые сочетания. Изготовление «тугих»  завитков в технике квиллинг. Самостоятельная работа: изготовление завитков.

3.4 Изготовление аксессуаров, бижутерии с использованием техники кручения роллов. Отработка навыков квиллинга в работе с атласными лентами. Создание аксессуаров. Выставка-показ. Самостоятельная работа: отработка  умений и навыков в технике квиллинг.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1 История развития квиллинга

1.1 История развития квиллинга в России. Появление искусства бумагокручения. Основные направления развития. Особенности распространения техники квиллинг. Самостоятельная работа: подбор интересной дополнительной информации по изучаемой теме.

1.2 Современный этап развития бумагокручения.  Основные техники распространенные в нашем времени.   Квиллинг, как яркая и неотъемлемая часть скрапбукинга.  Самостоятельная работа:

Раздел 2 Конструирование

2.1 Изучение петельчатой техники. Основные приёмы петельчатого квиллинга.  Использование петельчатой техники в изготовлении цветов. Самостоятельная работа: отработка навыков петельчатого бумагокрчения.

2.2 Тематические праздники Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение. Самостоятельная работа: Как дарить подарки, сделанные своими руками?  – изучение информации по заданному вопросу.

2.3 Изготовление композиций по заготовленным эскизам, картинкам. Композиция. Исполнение работ в различных техниках по подготовленным фонам. Самостоятельная работа: поиск творческих идей, отработка навыков и умений.

2.4 Изготовление декоративных элементов в праздничном интерьере.  Изучение вариантов декоративного украшения к праздникам(Новый год, Рождество, день влюбленных, день защитника Отечества, женский день и т.д.) 

Раздел 3 Объёмный квиллинг

3.1 Краткий обзор истории возникновения квиллинга (повторение).  Основы истории возникновения квиллинга, с целью повторения пройденного материала.

3.2 Основные приёмы и стили в технике квиллинг (повторение). Основы истории возникновения квиллинга, с целью повторения пройденного материала.

 3.3 Композиционные поиски для итоговой работы Разработка эскизов в цвете. Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею.

3.4 Составление композиции. Кручение по авторским  идеям. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

- знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;

  • умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах;

- знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

навыки работы в различных техниках и материалах.

По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны иметь представление об истории возникновения квиллинга, о стилевых особенностях, о разнообразии элементов и приемов бумагокручения.

Учащиеся  должны уметь:

  • подбирать материал в соответствии с заданной тематикой;
  • копировать образцы;
  • составлять детали несложных форм из завитков;
  • анализировать характерные особенности рисунков основных техник квиллинга;
  • владеть комплексом специальных приёмов и навыков в самостоятельной художественной разработке эскизов и реализации их в материале;
  • грамотно применять знания, полученные на уроках;
  • соблюдать технику безопасности при работе с булавками, ножницами.
  • навыки самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
  • навыки копирования лучших образцов творческих работ.

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Формы подведения итогов реализации программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся (в классе, в школе, в районной библиотеке.

• Участие в конкурсах  детского прикладного творчества различных уровней (учрежденческих, районных, областных, российских, международных).

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня.  При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и  способностей каждого ребёнка.

Тематика  заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно - выставочной деятельностью образовательного учреждения.

Итоговая аттестация в третьем классе проводится в форме просмотра итоговых работ.

Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.

Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею.

Итоговая работа может быть выполнена в любой технике бумагокручения. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса. Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки.

Критерии оценок

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Методические рекомендации преподавателям

В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей, активизируется их желание активно участвовать в художественном преобразовании окружающей жизни.

Процесс обучения учащихся искусству бумагокручения строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания.

Овладение ремеслом кручения начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных художественных композиций.

Изучение техники квиллинга начинается с ознакомления учеников с необходимыми для работы приспособлениями и материалами (инструменты для квиллинга, трафарет, иголки, плотные подушки с подставками, бумага). При оценке изделия учитываются технологические и художественные достоинства работ.

Технологические:

  • сложность;
  • качество материала;
  • качество исполнения;
  • сроки исполнения (размер, объём работы).

Художественные:

  • общее художественное впечатление;
  • особенности изобразительных средств (характер линий, пятен, цвета);
  • композиция (ритм, пропорции, масштаб, статика, динамика орнаментов).

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.

Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы:

  • пособия по квиллингу;
  • энциклопедии, справочники по рукоделию;
  • видеоматериал, наглядные пособия и образцы  работ.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию творческих способностей, умственных сил ребенка и закреплению практических навыков, знаний учащегося.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Примеры использования самостоятельной работы: воспроизводящие работы, тренировочные работы, проверочные работы.

Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы, на которую отводится 50% времени от аудиторных занятий. К формам самостоятельной работы относятся: домашние задания (сбор информации по теме, изготовление завитков); экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях (школьных, районных, областных и межрегиональных).

Средства обучения

  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью;
  • наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия,  плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,;
  • аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы с мастер-классами, учебные кинофильмы.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

  1. В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
  2. Н.Г Пищиков. Работа с бумагой в нетрадиционной технике — 2. Москва 2007 г.
  3. Елена Ступак. Гофрированный картон. Айрис-пресс. Москва 2009 г.
  4. Светлана и Максим Букины. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г.
  5. Юртакова, Юртакова: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент, Издательство «Эксмо-пресс», Москва 2012 г.
  6. Анна Зайцева: Объемный квилинг: создаем фигурки из гофрокартона, Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2012 г.
  7. Клавдия Моргунова: Цветы в технике квиллинг. Издательство «Эксмо-пресс» Москва 2013 г.

Рекомендуемая литература детям и родителям:

1. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.

2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.

3. Хелен  Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.

4. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Волшебный квиллинг" для коррекционных школ

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможн...

Рабочая программа кружка "Квиллинг"

Уже насколько лет веде кружок по бумагокручению -"Квиллингу" , на который ребята ходят с большим удовольствием. Составляя рабочую программу я попыталась подобрать интересные задания и расположить их в...

Программа спецкурса "Квиллинг"

Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 6-х классов, в рамках апробации ММОШ «Основная школа – пространство выбора» и рассчитана на 7 часов. Она включает в себя новые для учащихс...

Квиллинг. Выполнение кота в технике квиллинг.

Поэтапное описание  изготовления кота в технике квиллинг....

Конспект занятия «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга»

Конспект вводного занятия по теме: «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга» может быть использован на занятиях кружка или внеурочной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный квиллинг»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ КВИЛЛИНГ»...

Программа кружка "Квиллинг"

  Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Цель программы...