Программа "Волшебный квиллинг" для коррекционных школ
рабочая программа по теме

Леглер Ирина Валентиновна

 

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможностями в развитии, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное учреждение «Областная специальная школа-интернат №1 для детей с ОВР»

             

                                                       Составила:

                                                             учитель технологии,

                                                          Леглер Ирина Валентиновна

Шахтинск 2010г.

                     

Программа кружка "Волшебный квиллинг"

У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к развитию познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике детей в целом.  В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.

     Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум, так как  социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи.

     В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и  используют. Ребёнок, ограниченный в интеллектуальном развитии  в силу первичного дефекта, не в состоянии сам её освоить. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.

     Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает не задумываясь, с лёгкостью, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для  любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия  любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время.

Программа «Волшебный квиллинг»  помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.  

Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат.

Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане,  высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком и дополнительным заработком. Квиллинг – увлекательное занятие для детей и взрослых с эффектным результатом работы.

     Обучение квиллингу  детей с недостатками в развитии  является  актуальным в современных условиях  и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.

     Техника «Бумажная филигрань» (квиллинг) является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как:

- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);

- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);

- легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;

- большая возможность для самовыражения учащихся и проявления творческих способностей;

- изделия в технике квиллинга  высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.

           Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда,  они с успехом применяют дома. Постепенно увлечение квиллингом становится любимым занятием в свободное время.  

     Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможностями в развитии, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа построена “от простого к сложному», предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

       Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
     Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).    Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
      Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
      Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

     Цель программы - научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.

     

      Задачи программы:

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  1. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  4. Развивать пространственное воображение.

Образовательные:

  1. Закреплять и расширять знания, полученные на занятиях трудового обучения,   ИЗО и способствовать их систематизации.
  2. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  3. Обучать различным приемам работы с бумагой.
  4. Формировать умения следовать устным инструкциям.
  5. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
  6. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  7. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  3.  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  4. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

  1.  доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  1.  наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

  1.  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  1.  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

  1.  “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении  творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы  численность детей в группе кружка должна составлять не менее 10 человек. Годовой курс программы рассчитан на 75 часов (2 часа в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

           исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных    

  форм работы.

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

        Виды и формы контроля ЗУН воспитанников.

Входной контроль – собеседование, анкетирование.

Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы в форме викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.

Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть, полугодие или материал по разделу.

Итоговый  – основная форма подведения итогов обучения; участие в школьных, областных  выставках, а так же выполнение итогового творческого проекта в конце учебного года.

Формы подведения итогов реализации программы

 

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся.

• Участие в ежегодной областной выставке детского прикладного и технического творчества.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты: шило, пинцет, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

         Дидактический материал:

  1. Использование учебных пособий и книг
  2.  Сценарии массовых мероприятий, разработка для досуга воспитанников
  3. Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.
  4. Творческие работы, стенды и т. д.
  5. Образцы изделий, узоров.

Учебно-тематический план

№п\п

Тема

  Теория

Практика

Всего

Вводное занятие.

Материал-бумага.

Конструирование.

Основные формы квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.

11ч

12ч

Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы.

10ч

Гофрированный картон. Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.

Выполнение поздравительных открыток.

Фоторамочки. Декорирование фоторамочек.

-

 Украшения и сувениры.

10ч

11ч

Творческие проекты «Композиция декоративными цветами».

-

10ч

10ч

Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ.

-

Итого:

67ч

75ч

        

Материал — бумага  (2ч)

Технические сведения: Вводное занятие. Знакомство кружковцев с расписанием занятий, правилами поведения в мастерской.

Как родилась бумага. Разнообразие бумаги, ее виды.  Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга.

Практические работы: рассмотреть виды бумаги, определение основных свойств бумаги.

Конструирование (4ч)

Технические сведения: Конструирование. Вырезание полосок для квиллинга. Разметка.  Основные правила работы.

Практические работы: разметка и нарезание полос для квиллинга различной ширины.

Основные формы квиллинга (6ч)

Технические сведения: Основные формы “капля”, “треугольник”, “полукруг”, “лист”, “полумесяц”, «завитушки», «спираль», «звезда».  Эскиз, составление эскизов. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. 

Практические работы: скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе.

Изготовление цветов в технике квиллинга (12ч)

Технические сведения: Виды цветов. Технология изготовления простых, несложных

цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Составление композиции из форм.

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.

Практические работы: Коллективная работа. Композиция из цветов.

Изготовление животных в технике (10ч)

Технические сведения: Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики.

Практические работы: Изготовление панно «Золотые пчелки». (Коллективная работа).

Гофрированный картон (6ч)

Технические сведения: Гофрированный картон. Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.

Практические работы: Занимательные игрушки. Коллективная работа.

Выполнение поздравительных открыток (8ч)

Технические сведения: Из истории открыток. Функции, содержание и форма открыток. Виды открыток (поздравительные, пригласительные, видовые, информационные). Материалы, применяемые для изготовления открыток. Технология изготовления.

Декорирование фоторамочек (5ч)

Технические сведения: Фоторамки. Приемы декорирования фоторамок.

Практические работы: Изготовление цветов, листочков для фоторамки. Правила оформления.

Украшения и сувениры (11ч)

Технические сведения: Украшения и сувениры. Из истории украшений и сувениров.

Практические работы: Изготовление кулона. Изготовление шкатулки.

Творческие проекты

«Композиция декоративными цветами» (10ч)

Итоговое занятие (1ч).

Оформление выставки детских работ.

Литература

  1. А.И. Быстрицкая. “Бумажная филигрань” 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
  2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.Изд Мой мир 2008.
  3.  Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», изд. «Ниола -Пресс», Москва 2008г
  4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
  5. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Изд.: Мир книги, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж
  2. www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
  3. http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
  4. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
  5. http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.

6.    http://rus-inclusion.ru/forum/45-2010-10-31-20-59-55/73-2010-11-10-07-16-47.htmlКвилинг, как средство развития учащихся с глубокой умственной отсталостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....