Программа летнего оздоровительного лагеря «Звездный» с дневным пребыванием детей
материал на тему

Зайнеева Екатерина Владимировна

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_prishkolnogo_lagerya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6”

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

 

Программа летнего

Оздоровительного  лагеря «Звездный»

 с дневным пребыванием детей

Возраст детей: 7-14 лет

Срок реализации: лето

        

1. Пояснительная записка

          Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №6». В основу организации закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления «Звездный» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы  «Звездный»  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой две  смены. Первая смена общей численностью 80 человек, будет делиться на 4 отряда  Вторая смена общей численностью 40 человек будет делиться на 2 отряда. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Цель:

 развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

здорового образа жизни.

2. Формирование интереса к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

       Основными в организации воспитательной деятельности  «Звездный» являются принципы:
-безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
- создания разнообразных образовательных  пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены группы;
- приоритета индивидуальных интересов, свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий творческого развития и самореализации ребёнка;
-личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением    социальных норм и правил лагеря;
-гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
-конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
-единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Сроки реализации программы: лето 2013 года: две лагерных смены, 21 день.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- укрепление здоровья детей;

- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Критерии оценки результатов программы:

- Поведение ребенка.

- Умение взаимодействовать c другими членами временного детского коллектива.

- Отношение ребенка к себе и окружающим.

- Эмоциональное состояние ребенка.

- Уровень представления ребенка о ценностях человеческой жизни.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

2. Концептуальный подход

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в лагере «Звездный» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

3. Методическое сопровождение программы

Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности .

Формы и методы работы

4. Механизм реализации

«Звездный»  - лагерь дневного пребывания, который подразделяется на 4 отряда в первой смене  и 2 отряда во второй смене .

Этапы реализации программы:

   1.Подготовительный (май):

-подбор кадров;

-проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников лагеря;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

   2. Организационный (июнь-июль):

-формирование отрядов;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

   3. Основной (21 день):

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно-досуговая деятельность;

-патриотическое воспитание;

-трудовая деятельность;

-методическая работа с воспитателями, вожатыми.

   4. Заключительный:

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

-выпуск видео-дневника.

     Образовательная деятельность в рамках лагеря «Звездный» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

        Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

    Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

     Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и музея школы.

        Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

   Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерных смен акций «Обелиск», «Как живешь, ветеран?», «Живи, родник» и т.д.

   Трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории школы и села, работу на пришкольном участке.

         Отрядные дела:

ПЛАН РАБОТЫ

1- 2 отряда

№ дня

Мероприятия

1 день «Здравствуй,  лагерь»

Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня.

Деление на отряды.

Проведение инструктажа по ТБ.

День защиты детей

Поход в кинотеатр «Иллюзион» (в 10 часов)

Поход на спортивную площадку «Майдан»(в 12.30 )

2 день «О, спорт, ты – жизнь!»

Поход в бассейн в 10.30

Оформление уголка отряда.

Открытие первой смены! (представления отрядов)

3 день «День хороших манер под лозунгом «Защити окружающую среду»»

Культура поведения в общественных местах.

Беседа о  правилах этикета.

Весёлые старты «Весёлая универсиада»

Конкурс талантов «Минута славы»

4 день «Секреты домовенка»

Диагностика здоровья в  9.30

Спартакиада по футболу среди 1-2 отрядов в 10.30

Конкурс рисунков «В летнем лесу».

Игры на свежем воздухе.

Конкурс рисунков «все дети на свете мои друзья»

5 день «Час веселых испытаний»

Открытие универсиады в 10 часов

Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов

Конкурс рисунков  на асфальте  «Эра Гагарина».

Конкурс креатива «Космическая эра»

6 день «Пушкинский день»

Соревнования по пионерболу среди 1-2 отрядов в 10 часов

Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов

Пушкинский день в России. Чтение стихов, сказок.

Конкурс рисунков «Чтобы не было беды»

7 день «Мистер и миссис лагеря»

Интеллектуальный марафон «Кто самый умный».

Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов

Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря».

8 день «День ПДД»

Поход в кинотеатр «Иллюзион»

Правила дорожного движения – должны знать все. (Практическое занятие).

Конкурс рисунков по ПДД. Дорожная азбука в загадках.

12 июня – день независимости России  (беседа, конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце»).

9 день «Сабантуй»

«Сабантуй» традиционные соревнования

Шахматно-шашечный турнир.

Конкурс летних кроссвордов «КЛИК».

10 день «Внимание, будь осторожен и знай как оказать первую помощь»

День МЕДИКА. (соревнования, тесты)

Беседа о правилах пожарной безопасности.  

Мастер класс от школы ЛИБЕРА в 11 часов

Конкурс плакатов «Встань на защиту леса». Экскурсия по лесу.

11 день «День России»

Конкурс Агитбригад «Мы за чистую планету»

День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа.

Смотр строя и песен «Строен, статен  - уважения достоин»

Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!»

12 день «В гостях у сказки»

«В гостях у сказки». Инсценировка  отрывков из Русских народных сказок.

Конкурс на лучшую аппликацию из природного материала.

13 день «Знаешь ли ты себя?»

Знаешь ли ты себя?

Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов

Охрана и укрепление здоровья.

 Анкета «Режим дня».

14 день «День героев ВОВ»

Экскурсия в музей «Медаль за бой, медаль за труд».

Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов

Видео-урок «Герои России - Герои нашего двора».

15 день Моя будущая профессия

Конкурс сочинений и представлений  «Моя будущая профессия»

16 день «День родного города»

Беседа «Живи, природа!»

Мастер класс от школы ЛИБЕРА в 11 часов

Экскурсия природным местам Елабуги.  

Просмотр видеофильма о городе.

17 день «В объективе – МЫ!»»

Соревнования «Кто в «Звёздном» сильнее и быстрее»

Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов

Фото-сессия  «Как нам вместе хорошо».

Оформление альбома.

Конкурс талантов «Мы встречаем артистов»

18 день «День именинника»

Закрытие «Универсиады 2013»

Мастер класс от школы ЛИДЕРА в 11 часов

Праздничная программа «День именинника».

Шефская работа.

19 день «День семьи»

Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»

Беседа «Моя семья в истории моей страны».

Возложение цветов к памятнику погибших воинов.

Беседа «Начало войны», конкурс рисунков «Была война».

20 день «Азбука здоровья»

Игра-путешествие «Все нам лето подарило!». Листок динамики здоровья (зачет).

Праздничный концерт «Мы - Звёздочки»

21 день «День памяти и скорби»

Закрытие лагерной смены. Игра – путешествие по станциям.

Конкурс сочинений «Как я провел лагерную смену», «Интересные дни в лагере».

Кадровое обеспечение программы:

  1. Начальник лагеря.
  2. Зам. Начальника лагеря.
  3. 19 вожатых.
  4. Медицинский работник.
  5. Учителя-предметники (по согласованию).

Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря и зам. начальника лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.

Функции вожатого заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Вожатый несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

6. Финансовое обеспечение

     Лагерь содержится за счет средств местного бюджета и спонсорской помощи.

7. Схема управления программой

      Программа разработана заместителем директора по воспитательной работе, который на протяжении всего времени реализации является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.

       Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 14 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

       Для организации работы по реализации программы смены:

-проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;

-составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);

-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

-сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

     В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.

      Обязанности командира отряда:

-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;

-планировать совместно с вожатыми работу своего отряда;

-следить за выполнением режимных моментов;

-отвечать за одно из направлений работы.

Схема управления программой

8. Список используемой литературы

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2011 г.
  2. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2010 г.
  3. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2010 г.
  4. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2011 г.
  5. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...

Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....

"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Воспитать патриота"

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живе...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей "Алые паруса"

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ДОД ДДТ...