программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
методическая разработка по теме

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешествии на планете дети оставляют в своих дневниках путешественника по итогам дня  экипажи получают Астру(звезду). Программа имеет образовательный блок, который представлен школами по итогам обучения космонавты(дети) могут получить удостоверение инструктора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_astra.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Нефтеюганска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

ПРОГРАММА

«Через тернии к звездам»,

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

«РЕСПУБЛИКА ДЕТСТВА»

г.Нефтеюганск, 2011г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Полное название проекта

программа «Через тернии к звездам», летнего оздоровительного лагеря «РЕСПУБЛИКА ДЕТСТВА»

с дневным  пребыванием детей  

2. Автор программы

Творческая группа педагогов: Донская О.Д., Кадачигова Е.А., Ахтямова Х.М., Часовских Е.А.

3. Руководитель программы

Донская Ольга Демьяновна

4. Территория

ХМАО- Югра, г.Нефтеюганск

5. Юридический адрес учреждения

628305 ХМАО -Югра, Тюменская область г. Нефтеюганск, 11 «Б» микрорайон, ул.Центральная, здание 18

6. Телефон

 8(3463)234272, 233277, 234832

7. Форма проведения

Лагерь с дневным пребыванием детей

8. Цель программы

Социализация  детей   и создание  условий  для  активного отдыха и оздоровления детей.

9. Специализация программы

Организация летнего отдыха детей в форме космической  игры-путешествия, обучение детей: навыкам ЗОЖ, безопасности, взаимодействию друг с другом, профилактика безнадзорности.

10. Срок реализации

Июнь 2011 г.

11. Количество подпрограмм

12. Место проведения

на базе МБОУ «СОШ № 14» г. Нефтеюганска

13. Официальный язык программы

Русский

14. Общее количество участников программы

168

15. География участников

Дети,  проживающие в 11мкр., 11а мкр., 11б мкр., «Нефтяник»,  «Звездный», СУ – 10, УМ-4.

16. Условия участия в программе

До 15 лет, представившие необходимый пакет документов.

Пояснительная  записка.

Летние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. У детей во время каникул  образуется огромное пространство свободного времени.  Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях за пределами города, округа, в санаториях, в летних пришкольных оздоровительных лагерях.

С целью организации летнего отдыха детей на базе МОУ «СОШ № 14» организуется летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей (лагерь) Предполагается за период работы лагеря оздоровить 152 ребёнка. Возраст детей  до 15 лет. Продолжительность смены 21 день.      Обращение  к проблеме  социализации  для нашего образовательного учреждения  считается  актуальной, так как лагерь посещают подростки из семей с малым достатком, проживающие в микрорайоне, который является в большей части неблагоустроенным частным сектором в городе, удаленным от центра, состоящим из временного жилья: балки, вагончики и др.. А также  лагерь посещают подростки из неблагополучных семей, состоящие на различных видах учёта: внутришкольном, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделе по делам  несовершеннолетних при УВД, склонных к правонарушениям.  Школа в микрорайоне является единственным социальным центром, формирующим  позитивное отношение к жизни, предоставляющим возможность  подросткам  раскрыть свои способности и  удовлетворить социальные потребности. Проблема детей с поведением, отклоняющимся от нормы,  стоит на первом месте в воспитательной работе нашей школы.  В качестве справки:  в школе всего 589 обучающихся,  из них опекаемых 1,7%; неблагополучных семей 2,2%; многодетных семей 19,7%; малообеспеченных семей 19,4%; семей мигрантов 3,4%; обучающихся отнесённых к «группе риска» 22,6%; состоящих на всех видах учёта 10,4%; проживающих в частном неблагоустроенном секторе 46,5%; совершивших правонарушения за 2010-2011 год 0,3%. 

Таким образом, организуя занятость детей в лагере, школа решает проблемы  предотвращения детской и подростковой  преступности и безнадзорности.

Разработана  система стимулирования успешности и личностного роста подростка. По  итогам образовательного блока  они  получают удостоверение  инструктора различных направлений, например, инструктор по физической культуре, инструктор-волонтер, инструктор-аниматор и т.д.

Учитывая контингент подростков, их возрастные особенности   организованы отряды  «Ястреб », «Девчата» для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию  и имеющих отклонения в поведении подростков. Для работы в этих отрядах обязательно привлекаются специалисты городских служб:  : УСО ЦСПиД «Веста», ОГИБДД, ОМВД России по г.Нефтеюганску, ОДН ОМВД России по г. Нефтеюганску, ГО и ЧС, КДН и ЗП при администрации города.

В нашем распоряжении в течение всей смены находятся 6 классных комнат площадью 70 кв.м., школьная столовая, медицинский кабинет, малый спортивный зал,2 спальные комнаты, актовый зал, оборудованная спортивная площадка, свободная площадь без построений и жилых домов, где можно проводить с минимальным риском для детей игры на местности, школьный автобус.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

  1. Укрепления здоровья;
  2. Летней занятости детей;
  3. Обучения детей культурному досугу;
  4. Продолжения образовательного процесса в условиях лета для детей  билингвистов;
  5. Профилактики правонарушений среди детей;
  6. Оказания помощи детям, напавшим в трудную жизненную ситуацию;
  7. Удовлетворения у детей социальных потребностей.

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе космодрома:

  1. Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  2. Принцип творческого отношения к делу;
  3. Принцип добровольности участия в делах;
  4. Принцип учета возрастных особенностей детей;
  5. Принцип доступности выбранных форм работы.

Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошлых лет показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры-путешествия. В школе в течение учебного года проходит игра-путешествие по республике Детства. Дети в течение года с удовольствием принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, путешествуя от станции к станции, вели дневник путешественника.  

В этом году работа лагерной смены будет проходить в «Открытом космосе». Назвали мы нашу программу «Per asp era ad Astra», что означает «Через тернии к звёздам» (Сенека). Программа лагеря является продолжением воспитательной работы школы.

 

 

Цели и задачи программы.

 Цель программы:  социализация детей   и создание  условий  для  активного отдыха и оздоровления детей.

ЗАДАЧИ:

1.        Способствовать формированию позитивного отношения к жизни и  предотвращению детской преступности и безнадзорности подростков.

2.  Предоставить возможность  детям  раскрыть свои способности и  удовлетворить социальные потребности.

3.        Способствовать укреплению  здоровья и физическому развитию детей.

Содержание и формы реализации

программы.

   

   Реализация целей и задач смены осуществляется на программе «Через тернии к звёздам». Все дети делятся на  две возрастные группы. Каждый экипаж (экипаж корабля) имеет свое название, планирует свою работу с учётом обще лагерного плана. Центром всего является космодром, название которому тоже предстоит придумать детям, когда они соберутся в лагере.

 Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный;
  2. Организационный;
  3. Основной;
  4. Заключительный.

Этапы программы

подготовительный этап

события

сроки

участники

ответственный

Подбор  кадров: воспитателей, вожатых;



май



Воспитатели, технический персонал лагеря, вожатые

Директор космодрома, начальник лагеря

Проведение теоретических и практических занятий с вожатыми;

Педагог-организатор

Проведение семинара с работниками лагеря, знакомство с программой лагеря «Через тернии к звёздам»

Заместитель директора на воспитательной работе

Подготовка   методических  и диагностических материалов;

Методист космодрома, заместитель директора на воспитательной работе

Проведение инструктивных совещаний.

Инженер охраны труда, начальник лагеря



Организационный этап

Формирование экипажей






первый день






дети

Воспитатели

Сбор-старт

Планета знакомств

Старший воспитатель

Знакомство с режимом работы лагеря, разработка  правил жизни в лагере (кодекса чести космонавта)




Воспитатели, вожатые

Выбор названия и девиза экипажа

Выбор командира экипажа и других членов экипажа

Выбор символики экипажа

Оформление уголков, заполнение вахтенного журнала  экипажа

Основной этап

 Профилактические события по плану;



2-19 день



дети

Воспитатели, вожатые

Старший воспитатель

Краеведческие  события по плану;

Экологические события по плану;

Трудовые дела по плану;

Социальные события по плану;

Физкультурно-оздоровительные события по плану;

Досуговые события по плану;

Методическая работа

Воспитатели;

вожатые

Старший воспитатель

Заключительный этап

Планету расставания

Закрытие лагеря






20-21 день






дети

Старший воспитатель

Подведение   итогов деятельности  в экипажах (рефлексия)

Воспитатели, вожатые

Общее подведение  итогов работы  на космическом форуме корабля

Старший воспитатель

 Сбор отчетного материала;

Конкурс вахтенных журналов экипажей

Воспитатели, вожатые

Размещение  информации о работе лагеря на сайте космодрома

Старший воспитатель

Подготовка  заметки о работе лагеря в  газету  «ЗН»

Воспитатели, вожатые, начальник лагеря

Подготовка  к сдаче материально-технической базы

Воспитатели, начальник лагеря

Каждый день работы  лагеря будет посвящён открытию одной из планет над названием:

  1. Планета встреч
  2. Планета труда
  3. Планета подвижных игр
  4. Планета интеллектуалов
  5. Планета сказок
  6. Планета спорта, межпланетные олимпийские игры
  7. Планета юмора
  8. Планета неболейка
  9. Планета искусства
  10. Планета рекордов
  11. Планета ПДД
  12. Планета танца
  13. Планета «очумелые ручки»
  14. Планета талантов
  15. Планета этикета
  16. Планета героев
  17. Планета неожиданностей
  18. Планета толерантности
  19. Планета  LEX
  20. Планета расставаний

Структура управления.

Начальник космодрома - начальник лагеря

Заместитель начальника космодрома - старший  воспитатель

Тренер космонавтов - инструктор на физической культуре

Врач-исследователь – школьный фельдшер

Экипаж корабля - отряд:

Командир экипажа – командир отряда

Пилот  корабля – заместитель командира экипажа

Бортинженеры корабля – воспитатели

      Космонавты – дети.

Задача  начальника космодрома, заместителя начальника космодрома, тренера  космонавтов, врача-исследователя организация плановой работы лагеря. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

Стратегию участия в деле экипажей организуют бортинженеры и командиры экипажей.

Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, ведёт  вахтенный журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс вахтенных журналов.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представляется на информационном стенде. Стенд выполнен в виде звездного неба (вселенной), где  в центре располагается звезда   «  ». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты  (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету. Всего планет 20 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планету свой символический флажок и красочно оформляет планету в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.

Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

 Создатели  Программы не отрицают, что что-либо может и не сработать. За долгую (21 день) смену  космический корабль « » может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди и солнечные затмения, и неожиданный водопад звёзд.

  Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:

Закон точного времени.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Заповеди:

14 заповедей 14 космодрома

  1. Будь хозяином в космодроме. Помни: космодром – это твой второй дом. Люби его;
  2. Соблюдай чистоту и порядок. Помни: чистота не там, где метут, а там, где не сорят;
  3. Не порть стены, накрытые «шубою» разноцветной. Помни: космодром – твой дом, а стены - его крепость;
  4. Цени каждую минуту, проведенную на космодроме. Помни: космическая жизнь коротка;
  5. Не прогуливай. Помни: самые выдающиеся дарования губятся леностью;
  6. Не обижай младших, защищай слабых, окажи помощь нуждающимся. Помни: сознание сделанного добра дает самую большую радость;
  7. Не сквернословь. Будь сдержан и прост, и увидишь как много улыбок и добра вокруг себя. Помни: как ты отнесешься к людям, так и люди будут относиться к тебе;
  8. Не завидуй успехам друзей, радуйся за них, и их удача будет твоей. Помни: никто не бывает так  склонен к зависти, как люди самоуниженные;
  9. Учиться никогда не поздно, но грызи гранит науки, пока острые зубы;
  10. Уважай старших и внимай его советам и наставлениям. Помни: строгость  старшего лучше ласки отца;
  11. Не бойся трудностей и неудач. Учись мужественно переносить неприятности. Помни: плохое быстро проходит;
  12. Дорожи космической дружбой. Приходи на помощь друзьям в трудную минуту, не дожидаясь пока тебя назовут. Помни: друг познается в беде, а проверяется в радости;
  13. Достойно веди себя в космическом транспорте, уступай место младшим. Не хулигань, не порть сиденья. Помни: добро творишь – себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь;
  14. Хочешь быть хозяином космодрома – будь им, но Помни: хозяин, тот, кто трудиться!

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

На 14 космодроме  разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «астру» за активное участие в жизни экипажа и в целом космодрома. Если в экипаже набирается 10 «астр», то их можно обменять на одну большую АСТРУ. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «Астр» в целом. По  итогам путешествия  победители получают звания:  Лучший космонавт, герой космоса, покоритель вселенной, по итогам образовательного блока дети могут получить удостоверение  инструктора, удостоверение волонтёра и удостоверение аниматора.

 Удостоверение инструктора вручается детям прошедшим обучение на занятиях кружков, секций показавших высокие результаты и набравшие наибольшее количество звёзд  в  соревнованиях, играх, конкурсах  и т.д.

Удостоверение волонтёр вручается детям прошедшим обучение на занятиях школы ЗОЖ, ставший активным участником смотров, акций, рейдов и  т.д.

Удостоверение  аниматора вручается детям прошедшим обучение на занятиях школы вожатого и ставших активным организатором событий лагеря.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.
  2. Конкретное планирование деятельности.
  3. Кадровое обеспечение программы.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Педагогические условия.
  6. Материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

  1. Педагог-организатор;
  2. Педагог-психолог;
  3. Педагог-организатор на ОБЖ;
  4. Педагоги дополнительного образования;
  5. Социальный педагог;
  6. Педагоги школы;
  7. Вожатые;
  8. Работники ДШИ-2
  9. Библиотекарь;
  10. Работники ГИБДД УВД;
  11. Работники  УВД ОДН;
  12. Работники ВПЧ, МЧС;
  13. Специалисты  КДН при администрации города;
  14. Специалисты центра медицинской профилактики;
  15. Специалисты центра «Веста».

Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы и начальником лагеря. Перед началом работы лагеря проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). Все педагоги и вожатые так же проходят базовый курс подготовки для работы в летнем лагере дневного пребывания на следующей программе:

  1. Оказание первой медицинской помощи.
  2. Охрана труда.
  3. Игротехника.
  4. Основы оформительского дела.
  5. Диагностика эмоционального состояния детей.

  На каждом экипаже работает один воспитатель и два вожатых или два воспитателя.

 Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Специалисты городских служб приглашаются в соответствии с планом работы лагеря. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение экипажных и обще лагерных дел. Вожатые участвуют в работе экипажа космонавтов, а также занимаются организацией жизни экипажа.

Методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы экипажей, плана-сетки.
  2. Скорректированный план работы на каждый день.
  3. Должностные инструкции всех участников процесса.
  4. Проведение установочного семинара для всех работающих в  лагере.
  5. Подбор  методических разработок в соответствии с планом работы.
  6. Проведение ежедневных планёрок.
  7. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.


Карта ресурсов программы




Применение

Источник финансирова
ия и материальная база


Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты,
омната психологической разгрузки

Материальная база космодрома.

Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, экипажных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Кабинет начальника космодрома

Рабочий кабинет, место проведения совещаний, планёрок

Материальная база

школы

Начальник лагеря

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,  линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение обще лагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Школьный двор

Экипажные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинский работник космодрома

Космическая библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Космическая столовая

Завтрак, обед, полдник

Фонд социального страхования, родительская плата

Заведующая пищеблоком

Игровая комната

Интеллектуальные игры

( шашки, шахматы)

Материальная база

школы

Воспитатели

Комнаты кружковой работы

Кружки рукоделия, рисования, моделирования

Родительские средства на закупку  материалов для наделок и занятий в
кружках

Начальник лагеря

Методический кабинет

Творческая  мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Ста
ший воспитатель

Комнаты гигиены

Туалеты, места для обливания ног, сушилки для полотенец, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Аудиоматериалы и видеотехника.
  5. Призы и награды для стимулирования.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

9.00  -9.10     Сбор   космонавтов

9.10 – 9.20     Космическая  зарядка

9.20 -  9.30      Построение на космодроме

9.30-  10.00     Завтрак  землянина

10.00-11.00    Постижение и приобретение навыков для покорения космического пространства

11.00-12.00     Предстартовые хлопоты (внутри-экипажное дело)

12.00-13.00     Космостарты – спортивно-оздоровительный час

13.00-13.30     Обед   марсианина

13.30-15.00    Сладок сон после обеда. Тихо, не буди соседа! (мл. отряды).

13.30-15.00    Экипаж одна  семья. Проведение общего дела

15.00-15.30.    На  космодроме   полдник.

15.30-16.00    Инструктаж экипажа корабля. Подведение итогов.   Рефлексия.

16.00-16.30   Приведи себя и свою планету в порядок

Основное содержание программы

Образовательный   блок

№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Школа здорового  образа жизни

20

2

Школа вожатого

20

3

Школа  спорта  и безопасности

20

4

Школа  Лидера

20

5

Школа  печати

20

6

Школа  живописи

10

7

Школа   ведения  домашнего  хозяйства

15/15

8

Школа  этикета

20

9

Школа    Декоративно-прикладного искусства (ДПИ)  (только экипаж  малышей)

20

1. Школа живописи — обучение основным принципам оформительского искусства, изучение базовых форм оригами, бисероплетения, изодеятельности, изготовление коллективных работ из природного материала, помощь в оформлении сцены к лагерным мероприятиям; развитие музыкальных и танцевальных снасобностей.  

2. Школа    печати — объединение детей-корреспондентов, целью которого является освещение жизнедеятельности 14 космодрома (лагеря). Участие в деятельности позволяет ребенку ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, дает возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению. Направления деятельности центра следующие:

-выпуск газеты «Астра», освещающей наиболее важные события из жизни экипажей;  

-создание видео сюжетов и фильма о жизнедеятельности 14 космодрома.

 По итогам обучения ребёнок может получить удостоверение инструктора.

3. Школа спорта и безопасности- обучение организаторским, судейским навыкам. Проведение утренней гимнастики, оздоровительных мероприятий. Организация конкурсов, соревнований на различным видам спорта. Проведение прогулок, туристических походов. По итогам обучения ребёнок может получить удостоверение инструктора.

4.  Школа ЗОЖ - обучение навыкам  здорового образа жизни. Организация и проведение акций, операций, рейдов  по профилактике  заболеваний. Обучение  составлению памяток, лекториев, выпуску бюллетеней. По итогам обучения ребёнок может получить удостоверение волонтёра.

  5. Школа лидера -  обучение коммуникативным и лидерским качествам, навыкам умению  организовать коллектив, распределить обязанности,  составить план, провести мероприятие. По итогам обучения ребёнок может получить удостоверение инструктора.

6.Школа вожатого - обучение эффективному  общению. Умению проводить игры, организовывать  мероприятия, уметь самому составлять  игры, викторины  и т.д. приходить на помощь младшим уметь их  организовать.  Знать достаточное количество игр, загадок и т.д. По итогам обучения ребёнок может получить удостоверение аниматора.

7.Школа декоративно-прикладного искусства - для детей потенциальных  первоклассников обучение лепке, рисованию, мозаике, работе с  мелким  материалом. Результатом работы  школы станут поделки малышей.

8. Школа этикета -  обучение  правилам поведения  в транспорте, общественных местах: кинотеатр, школа; выставочный зал; спортивный стадион, зал, столовая.  Знакомство с правилами внешнего вида и его назначении  в жизни  культурного  человека. Уметь составлять памятки проводить рейды и мероприятия. По итогам обучения ребёнок может получить удостоверение инструктора.

9.Школа ведения домашнего хозяйства - обучение навыкам: мелкого ремонта одежды, приготовления обеда, как правильно делать покупки. Обучение элементарным навыкам расчёта денежных средств. Научить экономии. (Для девочек).  Обучение навыкам: мелкого ремонта одежды, мебели, розетки, как правильно делать покупки. Обучение элементарным навыкам расчёта денежных средств. Научить экономии. По итогам обучения ребёнок может получить удостоверение инструктора.

Воспитательный   блок

Наименование события

Сроки    проведения

 организаторы

Путешествие на планету встреч игры на знакомство и сплочение. Выборы: эмблемы, космического названия экипажа, песни, командира. Подготовка творческого представления отряда. Начало заполнения вахтенных журналов Старт космических кораблей по планетам вселенной.

3 июня

Вожатые, воспитатели

Путешествие   на: планету подвижных игр. Игры на улице в спортивном зале, спортивной  площадке. Спортивные  соревнования.

4 июня

Тренер космонавтов и экипаж  «Ястреб»

путешествие  на: планету труда

6 июня

Экипаж муравьи

Путешествие   на: планету интеллектуалов. Игра  «Что?  Где? Когда?». Клуб почемучек. Экскурсия в библиотеку.

7 июня

Вожатые  и экипаж  «Радуга» совместно  с библиотекой семейного  чтения

Путешествие на: планету сказок. Посещение театра кукол.

Конкурс сказок на космический лад

8 июня

Воспитатели, совместно с городским кукольным театром  и центром «Аллегро»  

Путешествие на: планету спорта.

Межпланетные  олимпийские  игры.

9 июня

Тренер космонавтов  и учителя  физической  культуры  и ОБЖ

Путешествие  на: планету юмора космический КВН

10 июня

Воспитатели   и  экипаж   «Тинейджеры»

Путешествие на: планету неболейка.

Рейд  «Чистые руки». Профилактические беседы: «Микробы  летом»,  «Что такое ОКИ и как её  избежать». Конкурс «Космическое здоровье».

11 июня

Учитель  ЗОЖ   совместно  с центром «Веста» и центром  медицинской профилактики

Путешествие на: планету искусства

Музыкальный час «Знатоки музыки»



14 июня.

Воспитатели, совместно с  галереей «Метаморфоза» и выставочным залом  «Югория»

Путешествие на: планету рекордов.

Малые  олимпийские  игры, турнир  по футболу, турнир по стрит болу, легкоатлетическое

4-х борье.

15 июня

Тренер космонавтов и экипаж  «Ястреб»

Путешествие   на: планету ПДД. Конкурс «Безопасное колесо». Конкурс  рисунков «Добрая дорога», экскурсия на автобусе «Дороги Нефтеюганска», Рейд «Береги  автобус». Беседа-встреча с инспектором ГИБДД. Спектакль «Дорожные приключения».

16июня

Педагог-организатор ОБЖ, совместно с   ГИБДД, Театр кукол

Путешествие  на: планету танца. Знакомство с танцами народов России. Конкурс космического танца среди экипажей.

17 июня

Музыкальный работник  и работники ДШИ 2

Путешествие на: планету «очумелые ручки».

Конкурс   нужных в хозяйстве поделок из космического  мусора.

18июня

Воспитатели  и  учителя  технологии

Путешествие  на:  планету талантов.

Караоке для детей. Игра - путешествие  «Найди  свой талант»

 20 июня

Музыкальный работник   совместно с  работниками ДШИ 2

Путешествие на: планету этикета

Беседы о правилах поведения  в театре, школе, автобусе. Почему  встречают по одёжке или значение костюма в обществе  сегодня. Конкурс  «Космический стиль».

21 июня

Воспитатели,  учителя технологии

 Путешествие на: планету героев

Митинг «И помнит мир спасённый». Встреча с ветераном войны Куршаковым П.И.,оказание ему посильной помощи.

22 июня

Воспитатели, совместно  со школьным и городским музеями

Путешествие   на: планету

неожиданностей  

Конкурс метеоритный дождь.  Тайны чёрной дыры. Знакомьтесь Гуманоид!

23 июня.

Педагог-организатор, экипаж  «Радуга»

Путешествие на: планету толерантности

Психологический тренинг  «Все мы  разные». Беседа: «Жить в мире с собой и другими»;  «Национальная безопасность». Диспут «Молодёжный экстремизм»

24 июня

Социальный  педагог, центр  «Веста»

Путешествие на планету LEX

Правовая игра «Я и закон», викторина «законы космодрома»

Экскурсия в службу наркоконтроля по г. Нефтеюганску

25июня

Социальный  педагог, специалисты  наркоконтроля

Путешествие на: планету расставаний

Подведение итогов работы лагеря. Конкурс вахтенных журналов.

27 июня.

Вожатые, воспитатели, актив  лагеря

"Республика Детства"

Педагогический мониторинг в детском оздоровительном лагере.

 Педагогические  диагностики необходимы  для ясного представления, как  развиваются дети в лагере, как решаются  задачи программы.

Для мониторингового отслеживания мы подобрали для каждого этапа  программы свою диагностику

Диагностика

№ п/п

Этап программы

Тип диагностики

методы

методики

1

Подготовительный

Вводная


наблюдение

собеседование

сравнение

анкетирование

Методика изучения социализированности личности ребёнка

 (М.И.Рожков)

Уровень общения"; "Рейтинг ожиданий";  

"Я в круге"

Незаконченное предложение

«Кораблекрушение»; печатная машинка Творческий отзыв

2

организационный

Собеседование

наблюдение

социометрия

3

Основной

Пошаговая

социометрия  цветопись.

4

Заключительный

Итоговая

социометрия цветопись

исследование рисунок

Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами. Успешное участие детей в  событиях лагеря  повысит социальную активность, поможет реализовать социальные потребности и притязания в дальнейшей жизни ребёнка. Наличие удостоверения по окончании «школы ЗОЖ» и других «школ» дадут ему возможность не только проявлять инициативу, но и реализовывать свои желания в школьной жизни. Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности:

- развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

-расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

В целом работа лагеря позволит организовать свободное время детей и как следствие этого снизить правонарушения в летний период.

 Подготовительный этап         приложение

     В этот период идет "эмоциональная настройка" детей и взрослых на предстоящую смену, работа с кадрами, планирование. На этом этапе, важно определить: какой процент "старых" детей возвращаются к нам в лагерь, каково будет количественное соотношение их и новичков. Имеет смысл изучить направленность интересов, потребности детей. Полученная информация поможет продуктивнее провести подготовку, произвести оптимально распределение детей  по  экипажам.

Методы: - наблюдение

                - собеседование

               - сравнение

Где отдыхали наши дети?

Выявляются группы:

  1. дети, которые не имеют опыта пребывания в ДОЛ;
  2. дети, которые бывали в других лагерях (помогает осуществлять преемственность в работе лагерей);
  3. дети, которые уже не первый год посещают наш лагерь. Из них в организационный период, к примеру, могут формироваться временные советы дела, органы самоуправления.

Все данные заносятся в таблицу.

Кол-во детей в отряде

Отдыхали ранее в других лагерях

Отдыхали в нашем лагере раньше

Не имеют опыта пребывания в ДОЛ

 

 

 

 


Организационный этап

Первые 3 дня смены -  время адаптации этот этап характеризуется:

  1. неустойчивым общественным мнением;
  2. адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
  3. демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
  4. оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Мониторинговая диагностика направлена здесь на выяснение: какие дети пришли; их ожидания и представления о лагере. Требуется также выявление негативных настроев, прогнозирование конфликтных ситуаций.                                                                                          Методы: - собеседование; - наблюдение;  - социометрия

"Уровень общения"

Измерение проводится дважды - в начале и в середине смены. Цель - выявление потенциальных лидеров и аутсайдеров, а также фиксация динамики развития межличностных отношений в отряде.

На организационном этапе по наблюдениям в процессе игр, сборов, отрядных "Огоньков" и т.д., воспитатель определяет для себя по 5 -балльной шкале уровень сформированности навыков общения каждого ребенка с учетом:

  1. вхождения ребенка в детский коллектив;
  2. активности в общении;
  3. инициативы и т.д.

Итоги этих наблюдений оформляются в виде диаграммы:

"Рейтинг ожиданий"

Проводится с целью выяснения представлений детей о лагере. Помогает определить направление деятельности в конкретном отряде и лагере в целом с учетом потребностей детей. Предупреждает возникновение негативных эмоциональных реакций.

Проводится по методике "Незаконченного предложения". Детям предлагается продолжить предложение "Лагерь - это:". При выполнении обследования важно позаботиться о том, чтобы каждый ребенок работал самостоятельно, быстро и не задумываясь. Диагностика проводится на вечернем отрядном "Огоньке", письменно. Работу проводят вожатые. Работы сдаются воспитателям. При обработке полученных данных ответы детей делятся по номинациям: "Отдых", "Положительные эмоции", "Интересная деятельность", "Хорошие вожатые", "Отдых без родителей", "Лечение", "Общение", "Новые друзья" и т.д.  




"Я в круге"

Проводится дважды – по  окончании организационного этапа и в конце смены. Позволяет

отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания.

При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность. Проводится ассоциативная параллель: окружность - это экипаж, соответственно, поставь точку, где ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно.

Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки:


Результаты подсчитываются.

Основной этап

В первой половине основного этапа деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Ведущий лозунг - "Лагерь для тебя". Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д. Во второй половине (12--19-й дни смены) ведущий лозунг меняется на лозунг "Ты для лагеря". Деятельность детей нацелена  на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере. В целом же основной этап - это время "созидательных" конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.

 Методы: - социометрия;  цветопись.

           

"Кораблекрушение"

  1. Задается ситуация: "Ваш корабль терпит бедствие. Вам удается спастись на небольшом надувном плотике, на который можно взять нижеперечисленные предметы". Задача: проранжируйте (с № 1 по № 15) предметы по мере надобности, на ваш взгляд. Результат запишите в столбик № 1. Выполняется индивидуально.
  2. Работа в группах. Объединяем ребят в группы. Их задача -- сравнить свои варианты, обсудить, договориться и проранжировать те же предметы, но уже в группе. Результат записывается в столбик № 3.
  3. Рефлексия
  1. К чьему мнению в группе вы прислушивались?
  2. Кто (в вашей группе), на ваш взгляд, был более убедительным?
  1. Оглашение "правильного ответа". Поскольку специалисты просчитали оптимальное поведение человека в подобной ситуации, все представленные предметы можно разделить на:
  1. помогающие вас обнаружить,
  2. поддерживающие жизнь;
  3. бесполезные.

А потому правильнее всего расположить надо было так:
для обнаружения: зеркальце -- 1, 2 -- горючая смесь; для поддержания жизни: 3 -- канистра с водой, 4 -- армейский сухой паек, 5 -- шоколад, 6 -- непрозрачный пластик (для сбора воды или защиты от солнца), 7 -- рыболовная снасть, 8--15 метров нейлонового каната, 9 -- подушка надувная, 10 -- спирт (для обработки ран), 11 - репеллент; бесполезные: 12 -- радиоприемник, 13 -- карта Тихого океана, 14 -- противомоскитная сетка, 15 -- секстант. Результат записывается в столбик № 5.

 

1

2

3

4

5

1. Секстант
2. Зеркальце
3. Карта тихого океана
4. Баллон с горючей смесью
5. 5-литровая канистра с водой
6. Лист непрозрачного пластика
7. Радиоприемник
8. Рыболовная сеть
9. Бутылка медицинского спирта
10. Противомоскитная сетка
11. Надувная подушка
12. Репеллент, отпугивающий акул
13. Армейский сухой паек
14. 12 метров нейлонового каната
15. 2 коробки шоколада

 

 

 

 

 

  1. Обработка результата. Разность каждой строчки 1-го и 5-го столбика записывается во 2-й, разность 3-го и 5-го записывается в 4-й (считают сами дети).
    Подсчитываем результаты в столбиках: 2-го столбика под вторым, 4-го под 4-м. В результате получается два числа. Находим их разность и сравниваем результаты в группах. У кого из ребят число оказалось наименьшим, тот и является лидером.


"Печатная машинка"

Группа детей "превращается" в печатную машинку. Между ними распределяются буквы, оговариваются действия:
"печатание буквы" -- хлопок;
"пробел" -- общий хлопок;
"заглавная буква" -- все встают, и т.д.
На плакате большими буквами написана строка из какого-либо произведения. Ребятам надо "напечатать" текст на своей печатной машинке.
1-й раз – воспитатель (вожатый) указывает буквы на плакате;
2-й раз -- только указывает на буквы, молча;
3-й раз -- наблюдает со стороны, а дети все делают самостоятельно.

Игра продолжается до тех пор, пока весь текст от начала до конца не будет "напечатан" без ошибок. При каждой ошибке -- возвращаются назад.

Этот тренинг помогает отследить микроклимат в отряде, уровень сформированности отряда, наличие неформальных лидеров, а также характер взаимодействия между ребятами в микрогруппах. Итоги оформляются в виде краткой аналитической справки.

Заключительный этап

Последние дни работы лагеря направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации цели и задач лагеря. Этап  характеризуется:

  1. выявленностью общих интересов;
  2. необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
  3. повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

Повторяется диагностика "Я в круге". Полученная информация сравнивается с первичной. Фиксируется динамика для мониторингового измерения произошедших перемен.

Проводится рейтинг общелагерных и отрядных мероприятий. Для этой исследовательской технологии вспоминаются и записываются все дела смены. Детям предлагается расставить их, проранжировать по местам, начиная с 1-го, по порядку. Для подведения итогов подсчитывается, сколько первых мест получило каждое мероприятие. Собранная информация помогает разумнее спланировать последующие смены, принимая во внимание симпатии, интересы детей.


МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ

ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА


Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей.

Ход проведения. Детям  предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

О — никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  1. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  2. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  3. Мне нравится помогать другим.
  4. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  5. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  6. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  7. Переживаю неприятности других, как свои.
  8. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  9. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  10. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  11. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.


1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20


Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности детей получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный ребёнок (или группа детей) имеет низкий уровень социальной адаптированности.


Анкетирование

Творческий отзыв   (рисунок « Наш лагерь»)




Программа разработана с учетом следующих

законодательных нормативно-правовых документов:

  1. Конвенцией ООН о правах ребенка;
  2. Конституцией РФ;
  3. Законом РФ «Об образовании»;
  4. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
  5. Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
  6. Федеральным законом «О внесении изменений и доналнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
  7. Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.072001 г. № 2688.
  8. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.99 г №120-ФЗ
  9. Закон ХМАО – Югра "Дети Югры" на 2006 – 2010 год. от 26.12.05г. №148 – оз.
  10. Приказ директора  школы «Об организации летнего отдыха учащихся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...

Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....

"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Воспитать патриота"

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живе...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей "Алые паруса"

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ДОД ДДТ...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей "Бригантина" МБОУ "Варьеганская ОСШ" 2015 год.

В программе летнего оздоровительного лагеря  "Бригантина" МБОУ "Варьеганская ОСШ" 2015 год отражены цель, задачи, содержание, деятельность взрослых и детей на две смены....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Обитаемый остров»

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (профельная смена с экологической направленностью и здоровым образом жизни для детей 7 -12 лет)....