Модульно-рейтинговая технология в формировании учебной деятельности студентов при изучении профессионального модуля "Решение проблем пациента посредством сестринского ухода"
статья по теме

Мирошниченко Лариса Александровна

     Одним из механизмов, позволяющих повысить мотивацию учебной деятельности и увеличить долю самостоятельной работы студента, является модульная технология – дидактическая система обучения, которая представляет собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателей и студентов, организованной в особых единицах процесса обучения с целью максимального овладения программным материалом и повышения качества подготовки специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy._pedchteniya_tmk-2014g.docx24.4 КБ
Microsoft Office document icon konferentsiya-2.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА ПОСРЕДСТВОМ СЕСТРИНСКОГО УХОДА».

Преподаватель ГБОУ СПО

«Вышневолоцкий медицинский техникум»

Мирошниченко Лариса Александровна

ТЕЗИСЫ.

     Базовым понятием технологии модульного обучения является понятие: модуль. Существует несколько точек зрения на определение содержания модуля. Модуль – это относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных профессиональных (специальных, ключевых) компетенций.

Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.

    В нашем случае под модульной системой понимается расчленение ПМ на логически завершенные части (МДК). При этом сохраняется обычный технологический процесс обучения (лекция, семинары, лабораторно-практические и другие виды занятий), но после изучения каждой темы МДК ПМ проводится контроль знаний студентов с применением системы рейтинга.

Выделяют четыре подхода к определению и формированию модуля:                                                                                                                                                  

1. модуль как структурная единица учебного плана по специальности, которая представляет собой набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;                                                                                                                                                

2. модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;

3. модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины;

4. модуль как автономная, независимая единица в спланированном ряде видов учебной деятельности, призванная помочь студенту достичь некоторых четко определенных целей.

     Мы ведем свою работу в рамках третьего подхода, при котором, в качестве рабочего принимаем определение  «Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».

      Задачей Вышневолоцкого медицинского техникума  является подготовка специалиста, который в любой ситуации будет способен найти оптимальный алгоритм профессиональной деятельности. Разноплановое использование инновационных технологий существенно повышает качество учебного процесса и профессиональной подготовки специалиста, что выступает важнейшим показателем конкурентных преимуществ самого учебного заведения. Наилучшим образом реализовать деятельностный подход, сформировать ключевые компетенции самообучения и саморазвития, способность принимать решения, оценивать свою деятельность позволяет модульное обучение.

      Задача преподавателя – заинтересовать студентов, вовлечь в рациональный процесс познания, обеспечить учебный процесс на высоком уровне. Поэтому, важной задачей в процессе эффективного преподавания ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода», я считаю, является грамотное методическое обеспечение занятий, как теоретических, так и практических с использованием модульно-рейтинговой технологии в формировании учебной деятельности студентов.

      Основой для формирования модульно-рейтинговой системы служит рабочая программа ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринскогоухода», которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 «Сестринское дело». В данном профессиональном модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни требований к результатам освоения данного модуля, перечислены практический опыт, знания  и умения, которыми должен овладеть обучаемый.

           Основные принципы и условия применения рейтинговых показателей, которые нами используются при разработке и внедрении конкретных методик для оценивания результатов учебной деятельности студентов:

1. Главным назначением рейтинговой системы контроля учебной деятельности является обеспечение интегрирования оценки, т.е. оценка за весь период обучения по разделу, теме является кумулятивной, суммируется.

2  . Интегральный подход к оцениванию результатов позволяет резко усилить мотивацию студентов к учебному труду; студентам становится понятной вся идеология учебного процесса, появляется осознанное отношение к учебному труду. На основании интегральной оценки возможно организовать процессы диагностики и самодиагностики (студентов и преподавателей), составлять программы коррекции содержания и методов обучения, учебного процесса в целом.

3. Присутствует ряд взаимосвязанных параметров, главным образом влияющих на уровень усвоения учебной деятельности и, соответственно, на оценку результатов. Эти параметры – значимость межпредметных связей, внутрипредметных связей отдельных учебных элементов, их практическая направленность и трудность усвоения. Наиболее важными (для учета при оценивании) параметрами следует считать «межпредметность» и «практическую направленность», т.к. параметры в наибольшей степени отражают требования образовательных стандартов в содержании подготовки.

4. Рейтинговая система позволяет увязать количественную оценку с конкретными учебными целями и задачами, дифференцированно оценивать разные по требуемому уровню обученности различные виды деятельности  обучаемых.

5. Рейтинговая система предполагает широкое использование возможностей, предоставляемых преподавателями в вопросах организации контроля, применения различных методов и средств.

                                                                                            При разработке рейтинговой                                                                                                                                                         системы контроля по ПМ была проведена организация по оцениванию результатов учебной деятельности студентов.

Разработан:

  • четкий перечень критериев выполнения контрольных заданий;
  • на основе разработанных критериев определены диапазоны рейтинговых оценок (в баллах, %) соответствующие принятым оценкам;
  • введены дополнительные условия, позволяющие повысить мотивацию студента учебной деятельности;
  • разработана «Памятка студенту», отражающая организацию по оцениванию результатов их учебной деятельности. Данная памятка доводится до сведения студента до выполнения им соответствующего контрольного задания;

  На основе анализа работы по модульно-рейтинговой технологии ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода» можно сделать следующие основные выводы о преимуществах данной технологии, отмечаемых при её внедрении.

Отмечу основные:

  • высокая степень гибкости и приспособляемости к конкретным организационным и технологическим условиям;
  • возможность постоянно совершенствовать модули без изменения общей структуры программы;
  • высокая организующая способность, за счет чего возрастает мотивация студентов к учебному труду, формируется ответственность за его результаты;
  • обеспечение формирования единых требований к знаниям, умениям и навыкам студентов у разных преподавателей, установление единых подходов к определению норм оценивания;
  • активизация методической функции контроля, расширение возможностей для совершенствования межпредметных и внутрипредметных связей, отбора содержания обучения по специальности и отдельным предметам;
  • возможность получения своевременной информации о ритме работы каждого студента, группы в целом;
  • создание климата сотрудничества и партнерства.

    Не все вопросы разрешены педагогической наукой и практикой с необходимой полнотой. Массовая педагогическая практика показывает, что создание оптимального модульно-рейтингового обеспечения образовательного процесса – весьма сложная и трудная работа.

    Технология модульно-рейтингового обучения является новым подходом к обучению, взаимодействию преподавателя и студента, к реализации различных форм и методов обучения. Модульно-рейтинговая технология в сравнении с традиционной технологией более прогрессивная и плодотворная система хотя бы уже потому, что использует свои элементы в контексте педагогики сотрудничества.

    Модульно-рейтинговая технология в формировании учебной деятельности студентов  и её внедрение при изучении ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода» преследовало такие цели, как:                                                                                                                                                  

  • активизация учебно-познавательной и практической деятельности студентов и управление ею;
  • индивидуализация и дифференцизация содержания обучения;
  • стимулирование выработки у учащихся самостоятельности, способности к целеполаганию и ответственности за полученный результат;
  • создание эффективной системы рейтингового контроля и оценки знаний обучаемых;
  •  создание условий обучения в индивидуальном темпе в рамках модуля.

  В заключение, хочу отметить, что у каждого преподавателя модульно-рейтинговые технологии будут своеобразными, отражающими цели и задачи образовательной программы подготовки специалистов, особенности учебной дисциплины, уровень обученности студентов, материально-технические возможности учебного заведения. Но в любом случае это будет результат и показатель его творчества и профессионально-педагогического мастерства.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. ФГОС СПО по специальности 060501 «Сестринское дело»
  2. . С.А. Ярочкина, С.А. Ефимова – Методика пректирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. Федеральный институт развития образования, 2006г.
  3. . П.Ф. Анисимов, В.Е. Сосонко – Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. – Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001гю
  4. . Материалы учебно-методической конференции (30 января 2009 года, Тверь) – Сестринское образование в России: совершенствование качества подготовки специалистов на основе компетентностного подхода и роль преподавательских кадров. – Тверь: РИЦ ТТМА, 2009г.
  5.  Г.В. Бакунин, А.Г. Маслова – Методология модульного обучения. – ж/л СПО №7 – 2007г.
  6.  Ю.В. Коновалова – Роль профессиональных стандартов в разработке модульных образовательных программ, основанных на комепетенциях, ж-л СПО №7 – 2008г.
  7.  С.И.Смирнов, С.Ю. Захаровский – Мониторинг качества образования как индикатор профессиональной компетенции выпускника – ж-л СПО №2-2009г.
  8.  Н.П. Ходакова – Система оценивания профессиональной компетентенции студентов – ж-л СПО 32-2009г.
  9.  М.В.Медведев, В.Г. Ушакова – Интерактивный подход при модульном «погружении» в предмет – ж-л СПО №7-2009г.
  10.  Э.С. Алешина – Реализация модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании – ж-л СПО №8-2009г.
  11.  Н.Г. Белых – Использование информационных технологий при модульном обучении – ж-л СПО №10-2009г.
  1.  И.А. Жукова – Блочно-модульное обучение – ж-л «Специалист» №10-2009г.
  2.  Материалы 3-его Всероссийского съезда средних медицинских работников – часть 1, 2, 3 – Екатеринбург-2009г.

   



Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Модульно-рейтинговая технология в формировании учебной деятельности студентов при изучении профессионального модуля «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода»

      В связи со значительными изменениями в обществе проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога.

      В настоящее время информационный бум привел к тому, что преподаватель перестал быть основным источником знаний. В связи с этим меняется и характер его деятельности: недостаточно только учить в традиционном понимании, важно ориентироваться в потоке информации, отсылая студентов к первоисточникам, Интернету, а также необходимо помнить, что у современного российского студента, особенно на младших курсах, сохраняется стереотип школьного мышления, ориентированного на механическое запоминание.

      Одним из механизмов, позволяющих повысить мотивацию учебной деятельности и увеличить долю самостоятельной работы студента, является модульная технология – дидактическая система обучения, которая представляет собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателей и студентов, организованной в особых единицах процесса обучения с целью максимального овладения программным материалом и повышения качества подготовки специалистов.

      В нашей стране модульное обучение получило интенсивное развитие в конце 80-х годов благодаря трудам исследователей и ученых (С.Я. Батышева, Р.С. Бекиревой, Н.В. Борисовой, Д.Е. Назарова, М.А. Чошонова и др.). Все авторы, описывающие модульное обучение, подчеркивают, что модули создают условия для активной познавательной деятельности.

     Базовым понятием технологии модульного обучения является понятие: модуль. Существует несколько точек зрения на определение содержания модуля. Модуль – это относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных профессиональных (специальных, ключевых) компетенций.

    Большинство специалистов под понятием «модуль» понимают автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себе дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля. Л.Д. Столяренко дает следующее понятие модуля, определенные основы для формирования модуля, содержание и систему контроля модуля. Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.

    В нашем случае под модульной системой понимается расчленение ПМ на логически завершенные части (МДК). При этом сохраняется обычный технологический процесс обучения (лекция, семинары, лабораторно-практические и другие виды занятий), но после изучения каждой темы МДК ПМ проводится контроль знаний студентов с применением системы рейтинга.

     Однако внедрение модульной технологии обучения в образовательный процесс часто затрудняется многообразием подходов к определению центральных понятий – модуля. Выделяют четыре подхода к определению и формированию модуля:

                                                                                                                                             

1. модуль как структурная единица учебного плана по специальности, которая представляет собой набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики;

                                                                                                                                                   

2. модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса;

3. модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины;

4. модуль как автономная, независимая единица в спланированном ряде видов учебной деятельности, призванная помочь студенту достичь некоторых четко определенных целей.

     Мы ведем свою работу в рамках третьего подхода, при котором, в качестве рабочего принимаем определение  «Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».

     «Модель выпускника» Вышневолоцкого медицинского техникума предполагает наличие в нем профессиональных и личностных качеств, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, готовность к постоянному росту. Выпускник должен обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию), должен стремиться к творческой саморегуляции.

      Задачей Вышневолоцкого медицинского техникума  является подготовка специалиста, который в любой ситуации будет способен найти оптимальный алгоритм профессиональной деятельности. Разноплановое использование инновационных технологий существенно повышает качество учебного процесса и профессиональной подготовки специалиста, что выступает важнейшим показателем конкурентных преимуществ самого учебного заведения. Наилучшим образом реализовать деятельностный подход, сформировать ключевые компетенции самообучения и саморазвития, способность принимать решения, оценивать свою деятельность позволяет модульное обучение.

      ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода»  позволяет приобрести необходимые практические навыки при работе с пациентами и выполнении медицинских процедур. Изучение данного ПМ позволяет развить клиническое и логическое мышление, так необходимое в работе медперсонала среднего звена. Задача преподавателя – заинтересовать студентов, вовлечь в рациональный процесс познания, обеспечить учебный процесс на высоком уровне. Поэтому, важной задачей в процессе эффективного преподавания ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода», я считаю, является грамотное методическое обеспечение занятий, как теоретических, так и практических с использованием модульно-рейтинговой технологии в формировании учебной деятельности студентов.

        Процесс управляемого усвоения учебного материала ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода» происходит в ходе теоретических  и главным образом практических занятий.    

                                                                                                                                                     

  Основой для формирования модульно-рейтинговой системы служит рабочая программа ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринскогоухода», которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 «Сестринское дело». В данном профессиональном модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни требований к результатам освоения данного модуля, перечислены практический опыт, знания  и умения, которыми должен овладеть обучаемый.

     В модульном обучении все заранее запрограммированно: последовательность изучения учебного материала, перечень основных понятий,  уровень усвоения и контроль качества усвоения. При изучении каждой темы ПМ все измеряется, все оценивается: задание, работа (самостоятельная, аудиторная, внеаудиторная, индивидуальная), посещение учащимися занятий, стартовый промежуточный и итоговый уровень учащихся.

      Цель модульного обучения при изучении ПМ  «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода»: содействие развитию самостоятельности студентов, их умение работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

       Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля знаний. Если контроль рассматривать как контроль результатов формирования деятельности по профилю подготовки, специальности, а содержание обучения – как модель будущей профессиональной деятельности, то представляется целесообразным разработать механизм оценивания с применением интегральных показателей.

     К настоящему времени накоплен определенный опыт в создании модульно-рейтинговой технологии обучения.

     Учитывая опыт практического внедрения рейтинговой системы в практику работы учебных заведений, а также свои разработки по дисциплине, мы выделили основные принципы и условия применения рейтинговых показателей, которые нами используются при разработке и внедрении конкретных методик для оценивания результатов учебной деятельности студентов:

1. Главным назначением рейтинговой системы контроля учебной деятельности является обеспечение интегрирования оценки, т.е. оценка за весь период обучения по разделу, теме является кумулятивной, суммируется.

2  . Интегральный подход к оцениванию результатов позволяет резко усилить мотивацию студентов к учебному труду; студентам становится понятной вся идеология учебного процесса, появляется осознанное отношение к учебному труду. На основании интегральной оценки возможно организовать процессы диагностики и самодиагностики (студентов и преподавателей), составлять программы коррекции содержания и методов обучения, учебного процесса в целом.

3. Присутствует ряд взаимосвязанных параметров, главным образом влияющих на уровень усвоения учебной деятельности и, соответственно, на оценку результатов. Эти параметры – значимость межпредметных связей, внутрипредметных связей отдельных учебных элементов, их практическая направленность и трудность усвоения. Наиболее важными (для учета при оценивании) параметрами следует считать «межпредметность» и «практическую направленность», т.к. параметры в наибольшей степени отражают требования образовательных стандартов в содержании подготовки.

4. Рейтинговая система позволяет увязать количественную оценку с конкретными учебными целями и задачами, дифференцированно оценивать разные по требуемому уровню обученности различные виды деятельности обучаемых.

5. Рейтинговая система предполагает широкое использование возможностей, предоставляемых преподавателями в вопросах организации контроля, применения различных методов и средств.

                                                                                                                                                       

     Как уже выше отмечалось, по ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода» большее количество часов отводится практическим занятиям. При разработке рейтинговой                                                                                                                                                         системы контроля по ПМ была проведена организация по оцениванию результатов учебной деятельности студентов. Разработан:

  • четкий перечень критериев выполнения контрольных заданий;
  • на основе разработанных критериев определены диапазоны рейтинговых оценок (в баллах, %) соответствующие принятым оценкам;
  • введены дополнительные условия, позволяющие повысить мотивацию студента учебной деятельности;

                                                                                                                                             

                        РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

    Рейтинговая система позволяет оценивать работу студента на практическом занятии более точно и объективно. Нацеливает студентов на овладение практическими навыками, умениями, знаниями; позволяет варьировать стимулы обучения, вносит принцип состязательности в учебный процесс. Ориентирует студента на самостоятельную и ритмичную работу.

    Рейтинговая система является более гибкой по сравнению с традиционной.

    При разработке рейтинга определены контрольные позиции по каждому практическому занятию, которые являются определяющими качество подготовки по профессиональному модулю и овладение обучающимися профессиональными (ПК 1.1.-1.6.) и общими (ОК 1.-8.) компетенциями.

КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ  -  5 БАЛЛОВ:

  • знание теоретического материала
  • выполнение претеста или решение задачи
  • знание алгоритма действия или ООД
  • ответ на дополнительные вопросы
  • знание терминов, определений, количественных показателей.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ  _  5 БАЛЛОВ:

  • соблюдение инструкций и рекомендаций преподавателя при отработке практических навыков и умений
  • выполнение манипуляций, элементов ухода на уровне требований учебной программы
  • соблюдение санитарно-эпидемиологического режима при работе
  • умение работать в группе (отработка навыка коммуникативного общения)
  • активность и интерес к работе.

ВЕДЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ  _  5 БАЛЛОВ:

  • оформление записей в дневнике согласно форме №6
  • ведение манипуляционного листа
  • ведение тетради алгоритмов
  • грамотное и аккуратное оформление всех требуемых учебной программой записей
  • своевременная подача на подпись учебной документации.

ВНЕШНИЙ ВИД  -  5 БАЛЛОВ:

  • соблюдение требований к халату (длина, чистота)
  • соблюдение требований к одежде (согласно инструкциям)
  • сменная обувь (согласно требованиям санитарно-эпидемиологического режима)
  • соблюдение требований к чистоте рук (макияжу)
  • соблюдение требований к головному убору.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ  -  5 БАЛЛОВ:

  • соблюдение норм этики и деонтологии (обращение к преподавателю и студентам по имени и отчеству)
  • соблюдение правил делового общения (голос, жесты, мимика, поза)
  • соблюдение трудовой и учебной дисциплины (отсутствие пропусков без уважительной причины и опозданий)
  • соблюдение правил по ТБ
  • контроль за сохранностью медицинской аппаратуры, инструментария, учебных принадлежностей, муляжей, фантомов).

За каждое занятие студент может набрать максимум – 25 баллов. Каждый балл выставляется только при выполнении всех перечисленных требований.

Студент может повысить свой рейтинг:

  • изготовление наглядных пособий – 1 балл (за каждое)
  • доклад или сообщение по изучаемой теме – 1 балл (за каждое)
  • работа по оформлению кабинета – 1 балл (за каждую работу)
  • ремонт наглядных пособий – 1 балл
  • составление ситуационной задачи, кроссворда и др. – 1 балл.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                               

        Разработана «Памятка студенту», отражающая организацию по оцениванию результатов их учебной деятельности. Данная памятка доводится до сведения студента до выполнения им соответствующего контрольного задания.

ПАМЯТКА СТУДЕНТУ ПО РЕЙТИНГОВЫМ ОЦЕНКАМ

ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода»

1. Мы рады встрече с Вами и надеемся, что наша совместная деятельность приведет к хорошим результатам.

2. Вы приступаете к изучению ПМ «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА ПОСРЕДСТВОМ СЕСТРИНСКОГО УХОДА». Вам предстоит в течение 280 (с/д) учебных часов освоить данный ПМ, имеющий четкую практическую направленность и большое значение для формирования практического опыта, умений и знаний по дисциплинам ПМ специальностей 060501 «Сестринское дело».

3. Контроль выполнения учебной программы ПМ организован с использованием рейтинговых показателей, с которыми Вас ознакомят в первый день занятий.

4. В случае пропуска занятий (по любым причинам), Вы должны отчитаться по учебному материалу, выносимому на контроль.

5. Все дополнительные занятия по корректировке рейтинговой оценки проводятся только по согласованию с преподавателем.

6. В конце отработанных практических учебных часов по ПМ состоится зачет. К зачету допускаются студенты, выполнившие все установленные графиком контроля требования.

7. Поэтому работайте планомерно, не откладывайте на конец семестра выполнение и сдачу практических работ, ликвидировать отставание будет уже не возможно.

Желаем Вам успеха!

Разработан «Оценочный лист» (он используется в каждом модуле).

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (образец заполнения)

  • Студента (ки) Николаевой Евгении Игоревны группы 25-А   
  • отделения «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» 
  • Тема практического занятия: «Сестринский уход при нарушении удовлетворения потребностей пациента в осуществлении физиологических отправлений. Обучение пациента уходу за катетером и пользованию мочеприемником».                                                                                            
  •  Дата проведения: 23.11.2013г

п/п

                                          Вид деятельности студентов

Кол-во баллов, набранных по контрольным позициям                                                                                                                                                                          

Замечания

Дополнительный рейтинг

балл

%

балл

Выполненная работа

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ :

- знание теоретического материала (1)

- выполнение претеста или решение задачи (1)

- знание алгоритма действия или ООД (1,5)

- ответ на дополнительные вопросы (0,5)

- знание терминов, определений, количественных показателей (1)

1

1

1,5

-

-

1.Доп. вопрос. Какие Вы знаете виды катетеров?(незначительные затруднения при ответе.

2.Затруднения в определении терминов: поллакиурия, странгурия, ишурия, диурез.

Всего:

3,5

2.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ :

- соблюдение инструкций и рекомендаций преподавателя при отработке практических навыков и умений (1)

- выполнение манипуляций, элементов ухода на уровне требований учебной программы (1,5)

- соблюдение инфекционной безопасности при работе (1)

- умение работать в группе (отработка навыка коммуникативного общения) (0,5)

- активность и интерес к работе (1)

1

1,5

1

-

-

1.Старается работать обособленно от группы.

2. Работу выполняет пассивно.

Всего:

3,5

3.

ВЕДЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ :

- оформление записей в дневнике согласно форме №6 (1)

- ведение манипуляционного листа (1)

- ведение тетради алгоритмов (1,5)

- грамотное аккуратное оформление всех требуемых учебной программой записей (1)

- своевременная подача на подпись учебной документации (0,5)

1

1

1,5

1

-

1.Несвоевременно представлен дневник на подпись

Всего:

4,5

4.

СОБЛЮДЕНИЕ САНЭПИДРЕЖИМА :

- соблюдение требований к халату (длина, чистота) (1)

- соблюдение требований к одежде (согласно инструкциям) (1)

- сменная обувь (согласно требованиям санэпидрежима) (1)

- соблюдение требований к чистоте рук (макияжу) (1)

- соблюдение требований к головному убору (1)

0,5

1

1

1

0,5

1.Халат и медицинская шапочка мятые (имеют неопрятный вид)

Всего:

4,0

5.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ :

- соблюдение норм этики и деонтологии (обращение к преподавателю и студентам по имени, отчеству) (1)

- соблюдение правил делового общения (голос, мимика, поза) (1)

- соблюдение трудовой и учебной дисциплины (отсутствие пропусков без уважительной причины и опозданий) (1)

- соблюдение правил по ТБ (1)

-  контроль за сохранностью медицинской аппаратуры, инструментария, учебных принадлежностей, муляжей, фантомов 1)

1

1

-

1

1

1.Опоздание за занятие без уважительной причины.

Всего:

4,0

                                                                                               ИТО ГО:

19,5

-

-

                                                                       ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

4

«хорошо»

Преподаватель :_____________________________Л.А.Мирошниченко

ДИАПОЗОН РЕЙТИНГОВЫХ ОЦЕНОК:

От 22,5 до 25 баллов (90% - 100%)   - «5» отлично.

От 18,75 до 22,25 баллов (75% - 89%)  - «4» хорошо

От 15 до 18,5 баллов (60% - 74%)  - «3» удовлетворительно

14,75 баллов и менее (59% и менее)  - «2» неудовлетворительно.

СТУДЕНТ МОЖЕТ ПОВЫСИТЬ СВОЙ РЕЙТИНГ:

        

*изготовление наглядных пособий  - 1 балл (за каждое)                                                                                                                                                                      

*доклад или сообщение по изучаемой теме – 1 балл (за каждое)                                                                                                            

*работа по оформление кабинета – 1 балл (за каждую работу)                                                                                                            

*ремонт наглядных пособий – 1 балл                                                                                                          

 *оставление ситуационной задачи, кроссворда, презентации и т.д. – 1 балл.

  На основе анализа работы по модульно-рейтинговой технологии ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода» можно сделать следующие основные выводы о преимуществах данной технологии, отмечаемых при её внедрении.

Отмечу основные:

  • высокая степень гибкости и приспособляемости к конкретным организационным и технологическим условиям;
  • возможность постоянно совершенствовать модули без изменения общей структуры программы;
  • высокая организующая способность, за счет чего возрастает мотивация студентов к учебному труду, формируется ответственность за его результаты;
  • обеспечение формирования единых требований к знаниям, умениям и навыкам студентов у разных преподавателей, установление единых подходов к определению норм оценивания;
  • активизация методической функции контроля, расширение возможностей для совершенствования межпредметных и внутрипредметных связей, отбора содержания обучения по специальности и отдельным предметам;
  • возможность получения своевременной информации о ритме работы каждого студента, группы в целом;
  • создание климата сотрудничества и партнерства.

    Не все вопросы разрешены педагогической наукой и практикой с необходимой полнотой. Массовая педагогическая практика показывает, что создание оптимального модульно-рейтингового обеспечения образовательного процесса – весьма сложная и трудная работа.

    Для успешного ее решения мы, преподаватели, должны хорошо знать методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения, уметь разрабатывать их и адаптировать к реальным условиям учебного процесса.

    Технология модульно-рейтингового обучения является новым подходом к обучению, взаимодействию преподавателя и студента, к реализации различных форм и методов обучения. Модульно-рейтинговая технология в сравнении с традиционной технологией более прогрессивная и плодотворная система хотя бы уже потому, что использует свои элементы в контексте педагогики сотрудничества.

    Модульно-рейтинговая технология в формировании учебной деятельности студентов  и её внедрение при изучении ПМ «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода» преследовало такие цели, как:

                                                                                                                                                     

  • активизация учебно-познавательной и практической деятельности студентов и управление ею;
  • индивидуализация и дифференцизация содержания обучения;

  • стимулирование выработки у учащихся самостоятельности, способности к целеполаганию и ответственности за полученный результат;

                                                                                                                                           

  •  создание эффективной системы рейтингового контроля и оценки знаний обучаемых;
  •  создание условий обучения в индивидуальном темпе в рамках модуля.

  В заключение, хочу отметить, что у каждого преподавателя модульно-рейтинговые технологии будут своеобразными, отражающими цели и задачи образовательной программы подготовки специалистов, особенности учебной дисциплины, уровень обученности студентов, материально-технические возможности учебного заведения. Но в любом случае это будет результат и показатель его творчества и профессионально-педагогического мастерства.

                                                                                                                                       

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. ФГОС СПО по специальности 060501 «Сестринское дело»
  2. . С.А. Ярочкина, С.А. Ефимова – Методика пректирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. Федеральный институт развития образования, 2006г.
  3. . П.Ф. Анисимов, В.Е. Сосонко – Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. – Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001гю
  4. . Материалы учебно-методической конференции (30 января 2009 года, Тверь) – Сестринское образование в России: совершенствование качества подготовки специалистов на основе компетентностного подхода и роль преподавательских кадров. – Тверь: РИЦ ТТМА, 2009г.
  5.  Г.В. Бакунин, А.Г. Маслова – Методология модульного обучения. – ж/л СПО №7 – 2007г.
  6.  Ю.В. Коновалова – Роль профессиональных стандартов в разработке модульных образовательных программ, основанных на комепетенциях, ж-л СПО №7 – 2008г.
  7.  С.И.Смирнов, С.Ю. Захаровский – Мониторинг качества образования как индикатор профессиональной компетенции выпускника – ж-л СПО №2-2009г.
  8.  Н.П. Ходакова – Система оценивания профессиональной компетентенции студентов – ж-л СПО 32-2009г.
  9.  М.В.Медведев, В.Г. Ушакова – Интерактивный подход при модульном «погружении» в предмет – ж-л СПО №7-2009г.
  10.  Э.С. Алешина – Реализация модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании – ж-л СПО №8-2009г.
  11.  Н.Г. Белых – Использование информационных технологий при модульном обучении – ж-л СПО №10-2009г.
  1.  И.А. Жукова – Блочно-модульное обучение – ж-л «Специалист» №10-2009г.
  2.  Материалы 3-его Всероссийского съезда средних медицинских работников – часть 1, 2, 3 – Екатеринбург-2009г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Реализация компетентностного подхода посредствомтехнологии совместного проектированияучебной деятельности на уроках физики...

"Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся на уроках математики посредством дифференциации класса" обобщен на муниципальном уровне

Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся на уроках математики посредством дифференциации класса" обощен на муниципальном уровне...

Приемы формирования и развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в процессе учебной деятельности

В работе рассматривается вопрос обработки растровых графических изображений, как пример перехода от физических явлений из области оптики к цифровому представлению плоских проекций оптических изображен...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором  являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...

Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка

целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....