Школьный театр
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Тузова Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_teatr.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Черниговка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Литературный театр»

Общекультурное направление

10 – 14 лет

Составитель: учитель русского языка и литературы

Тузова Елена Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный театр, во всяком случае, драматический кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в драматическом кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно иного сказать миру добра».

Одна из целей кружка - воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.

ЦЕЛЬ:

  1. Развивать творческие способности детей

ЗАДАЧИ:

1.     Воспитание     наблюдательности,     внимания,     волевых     качеств, воображения

2.  Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

3.      Воспитание культуры речи,  обучение приемам поведения на сцене

4.  Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно, раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

5.  Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

6. Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

        - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

        - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

            Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинги
  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

           Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем.

Планируемые результаты обучения

Личностные УУД :-

-воспитывать культуру общения;

- воспитывать любовь и уважение к окружающим;

- сблизить и сплотить детский коллектив;

- развивать самооценку у  школьников;

- научить анализу собственных действий и поступков;

- научить планированию действий;

- развивать устную речь учащихся;

- развивать творческие способности;

- привить интерес к чтению;

-снижение заболеваемости

Познавательные УУД :

-проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию.

-учиться определять цель деятельности с помощью учителя;

-учиться совместно давать эмоциональную оценку  деятельности класса на уроке;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Коммуникативные  УУД :

проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент.

Метапредметные УУД :

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план  I года обучения.

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

1

1

2

Основы театральной культуры

3

3

3.

Культура и техника речи

5

1

4

4.

Работа над спектаклем

16

4

16

5.

Индивидуальная работа

8

6

Итоговое занятие

1

1

Итого:

34

Тематическое планирование

№ п/п

Вид работы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие: знакомство с кружковцами, ознакомление с правилами техники безопасности

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Разучивание скороговорок, потешек, обыгрывание.

1

1

2

Основы театральной культуры Беседа о театральном искусстве

1

3-6

Работа над спектаклем. Инсценирование басен

4

1

3

7-8

Культура речи

1

1

9-10

Индивидуальные занятия

2

11-15

Работа над спектаклем. Репетиция инсценировки «Ночь перед рождеством»

5

1

4

16

Культура и техника речи

1

17-18

Индивидуальные занятия

2

19

Основы театральной культуры Просмотр сказок в видеозаписи,

1

20-23

Работа над композицией. Репетиции  к уроку концерту «Пейзажная лирика поэтов 19 в.»

4

1

3

24

Культура речи

1

25

Основы театральной культуры беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров.

1

26-29

Работа над спектаклем. Репетиции и показ  сцен из сказки «Маленький принц»

4

1

3

30-32

Индивидуальные занятия

3

33

Культура речи

1

34

Подведение итогов, обмен мнениями и впечатлениями.

1

1

Характеристика разделов.

1. Вводное занятие, заключительное занятие                      

  • решение организационных вопросов;
  • подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника; 

2. Театральная игра

   Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам.  Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.

  1. Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и   поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.

  1. Ритмопластика

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения.  Танцы-фантазии.    Музыкально-пластические импровизации.   Упражнения,  направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа                                     

  1. Основы театральной культуры

Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства.  Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии.   Правила поведения в театре.

    11.  Работа над спектаклем

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

 Цели:

  • Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
  • Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
  • Распределить роли персонажей между детьми

2 этап - Репетиционный

Цели:

  1. Научить детей репетировать сказку по частям
  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

  • Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
  • Научить детей чувствовать ритм спектакля
  • Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
  • Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап -  Показ спектакля  или открытого занятия зрителям.

12. Индивидуальная работа с детьми

  • подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам

        13.  Просмотрово-информационный

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.

  • Прогноз результативности

       Определение степени творческого развития учащихся проводится  посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение)  по трем уровням:

1 уровень

(знания)

2 уровень

(умения)

3 уровень

(навыки)

Школьник знает:

  • что такое театр;
  • чем отличается театр от других видов искусств
  • с чего зародился театр
  • какие виды театров существуют
  • кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Школьник умеет:

  • направлять свою фантазию по заданному руслу
  • образно мыслить
  • концентрировать внимание
  • ощущать себя в сценическом пространстве

Школьник приобретает навыки:

  •    общения с партнером
  • элементарного актёрского мастерства
  • образного восприятия окружающего мира
  • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
  • коллективного творчества

    А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Список литературы:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

Список рекомендованной литературы:

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

        4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php 

        5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологическая карта урока-премьеры «Сценическая интерпретация поэтической сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в школьном театре «ОКСЮМОРОН»

     Смыслу жизни, конечно, школа не научит – этому нельзя научить! – он должен быть найден каждым человеком самостоятельно. А вот «расставить ориентиры» - преподать знания...

Пьеса для школьного театра "На дорожке на лесной"( "Колобок" на новый лад)

Пьеса - победитель школьного конкурса "Дебют". Это юмористическая пьеска, в которой идёт речь о творчестве народов    мира, о любви к Родине. Пьеска предназначена на учеников 5-7 классов. Ис...

Материалы для школьного театра на английском языке

Пьесы, сценарии, инсценировки для школьного театра на английском языке. Все проверено на практике, сыграно....

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Презентация школьного театра ШТЭМ

В празентации показано зарожение театра, его развитие, рост, а также фото с представлений...

Миниатюры для школьного театра

Миниатюры театра авторских миниатюр «Радость»  «СЛОВА»  и "День самоуправления". Автор - Татьяна Иевлева  МБОУ СОШ №12 г. Ноябрьск...

Театральная миниатюра для школьного театра "Сцены из школьной жизни"

"Сцены из школьной жизни" - сценарий миниютюры, состоящей из пяти сценок про учеников и учителей. Миниатюру актуально показывать на День учителя....