УИРС - как один из методов обучения
статья на тему

Мирошниченко Лариса Александровна

В повышении качества подготовки медицинских кадров среднего звена важную роль играет учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uirs_-_kak_odin_iz_metodov_obucheniya.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

«УИРС – как один из методов обучения»

Преподаватель

 ГБОУ СПО «Вышневолоцкий медицинский техникум»

Мирошниченко Лариса Александровна

      Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

      Модели специалиста, разрабатываемые средними специальными учебными заведениями ориентированы на развитие личности, повышение активности и творческих способностей, развитие навыков исследовательского труда, следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля.

       В повышении качества подготовки медицинских кадров среднего звена важную роль играет учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). Современные требования к качеству подготовки специалиста ставят преподавателей перед необходимостью применения методов обучения, побуждающих студентов к получению фундаментальных знаний и их самостоятельному добыванию, развивающие склонность к научно-исследовательской работе, активизирующих познавательную деятельность, развивающих мышление, формирующих практические умения и навыки, позволяющие быть профессионально мобильными.

       Задача приобщения студентов к исследовательскому труду, воспитания самостоятельности требует от преподавателя такой организации процесса обучения, чтобы целенаправленно приобщать студентов к самостоятельному добыванию знаний и овладению познавательными умениями и навыками, развитию их познавательной силы, вырабатыванию способности и потребности в самостоятельных действиях.

       Развитию у студентов творческой активности, склонности к исследовательской работе помогает

  • включение задач, направленных на творческий поиск (нестандартные ситуации),
  • постановка в процессе занятия вопросов на наблюдательность,
  • обсуждение результатов поиска решения после выполнения части работы,
  • учет степени проявления активности пори подведении итогов занятия.

К сожалению, активность не всегда является обязательным проявлением самостоятельности, но умение самостоятельно добывать информацию является непременным условием в развитии творческой личности, способной к исследовательскому труду.

      Учебное исследование осуществляется в учебно-воспитательной работе училища, в различных видах профессиональной практики, самостоятельной работе студентов.

       Обучение студентов самостоятельной работе в системе исследовательской деятельности следует организовывать в несколько этапов.

     ПЕРВЫЙ ЭТАП – первичное овладение знаниями (усвоение нового материала, уяснение целей, подготовка и сбор информации):

  • чтение учебника, дополнительной литературы, работа со справочниками и словарями, составление плана, текста изученной литературы, конспектирование, графическое изображение схем и др.

    Любая форма исследовательской деятельности студента начинается с научного анализа литературы, поскольку любое исследование предполагает опору на достижение науки. Не случайно каждая статья, брошюра, книга включает в себя ссылки на ранее проведенные исследования.

    При первоначальном анализе литературы студенты знакомятся с состоянием изучаемой проблемы, усваивают идеи, которые могут стать опорными, сопоставляют и обобщают различные точки зрения, дают определение понятий. Особое внимание уделяется понятийному аппарату. С целью научного обоснования тех или иных категорий необходимо проанализировать те или иные явления, процессы, которые дают разные ученые, сопоставить их с общепринятыми точками зрения в медицинской литературе (учебных пособиях, энциклопедиях, словарях), одновременно приобретаются элементарные исследовательские умения (как провести анкетирование, беседу или интервью с пациентами и медперсоналом , и др.).

      На этом этапе преподавателю необходимо поставить перед собой задачу совместной деятельности для регуляции процесса усвоения знаний и усвоения деятельности. Совместная деятельность включает поиск средств, облегчающих присвоение усваиваемых действий, тренировку предметных действий студентов, развитие познавательных интересов.

      Средством достижения целей совместной деятельности является систем форм взаимодействия педагога со студентами:

     -от максимальной помощи педагога студентам в решении учебных задач,

      -к последовательному увеличению активности и самостоятельности студентов,

      -до полностью саморегулируемых предметных и учебных действий,

      -конечный результат – появление позиции партнерства.

Пока еще у студентов отсутствуют устойчивые навыки творческой деятельности, поэтому следует стимулировать и оценивать не только качество, но и добросовестность выполненной работы.

         

            ВТОРОЙ ЭТАП – закрепление и систематизация знаний:

     - работа с конспектом; повторная работа по материалам учебника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; оформление работ с текстом, таблицами, графиками, схемами, диаграммами; изучение нормативной документации, ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре с реферативным сообщением или докладом; написание исследовательских выводов во время практики.

Целью индивидуальных исследовательских заданий на производственной (профессиональной) практике является обоснование или подтверждение теоретических положений курса. Итогом работы на производственной практике может стать выполнение письменной исследовательской работы. Материал, полученный студентами на этом этапе, преподаватель может использовать как иллюстративный материал при объяснении (чтении лекции) изучаемой темы.

           ТРЕТИЙ ЭТАП – применение знаний, формирование исследовательских умений:

  • решение ситуационных задач (постановка предварительного диагноза с обоснованием, оценка результатов исследований с обоснованием); выполнение многовариантных заданий и упражнений; выполнение расчетно-графических работ; подготовка исследовательских работ; опытная работа; наблюдение за пациентом с оценкой состояния; формулирование проблем пациента и производственной деятельности, планирование деятельности, анализ и оценка эффективности сестринского ухода.

На третьем этапе преподавателю следует создавать условия для применения ранее обретенных знаний и опыта.

     Анализ литературы сопутствует всему ходу исследования. На этом этапе исследования важно сравнить полученные результаты с данными других ученых, установить общее типичное и особенное, собственное открытие.

      При обзоре литературы, систематизации взглядов ученых-медиков, следует придерживаться такого порядка:

  • что говорится в науке о сущности данного процесса;
  • что говорится о путях решения данной проблемы на практике;
  • какие трудности встречаются при критическом решении задач;
  • какие условия протекания процесса или явления выделены учеными и нормативными документами;
  • что является наиболее актуальным в решении данной проблемы.

 

    Исследовательская активность студентов формируется не только в процессе усвоения конкретных учебных навыков и умений, но и при обязательном стимулировании этого процесса. Разработанные задания должны быть проблемными и направленными на устранение «узких» мест в учебной программе (недостаточное количество часов, слабость материальной базы и пр.).

Проблемные ситуации, связанные с индивидуальными заданиями могут активизировать творческую деятельность студента.

     Индивидуальные задания, направленные на поиск решения поставленных задач дает возможность каждому студенту испытать радость творчества, открытия, озарения.

      Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы происходит на кружковых и факультативных занятиях:

  • выступления с докладами и сообщениями по итогам индивидуального исследовательского задания;
  • сообщение или доклад с сообщением результатов полученных группой при выполнении исследовательских заданий.

    Включение студентов в исследовательскую работу предусматривает возможность решения двух задач:

  • первая – предполагает обучение студентов методологии и методике исследования, грамотному ведению исследования и, как следствие, пополнению и углублению знаний по теоретическому разделу курса;
  • вторая – целенаправленное и систематическое участие в исследовательской деятельности, приобретения навыка и применения умений при использовании технологий творческого подхода к исследованию проблем в медицине.

     Первостепенна роль преподавателя в организации УИРС. Он должен иметь хорошую профессиональную подготовку, глубокие знания по изучаемому вопросу, уметь обеспечивать должный методический уровень предлагаемого исследования.

      Умение привить учащимся любовь к профессии, убедить и увлечь их по пути исследователя должны сочетаться с постоянной воспитательной работой. Поэтому ко всем заданиям обще-профессионального цикла и предмета «Основы сестринского дела» были определены частные цели выполнения заданий в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Цели:

 Ожидаемый результат:

-дидактические              

-формирование научной грамотности, профессиональной компетентности

- учебные                                                                

- расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний и умений, путем их применения в практической деятельности

- воспитательные

-формирование способности самостоятельно решать проблемы в области профессиональной деятельности, готовности к постоянному профессиональному росту, мотивация желания поддерживать профессиональные знания, умения и навыки на уровне современных требований

- развивающие

- развитие готовности к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности.

    Одним из важных направлений в своей работе считаю работу со студентами по профилактике внутрибольничной инфекции (ВБИ) в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и охране здоровья студентов во время прохождения всех видов практик на учебных базах , т.к. во-первых – эта тема актуальна в современном здравоохранении и во-вторых я могу обеспечить должный методический уровень предлагаемого исследования по вопросам профилактики ВБИ (в 2002 году закончила с отличием на базе Тверского медицинского колледжа отделение «Сестринское дело» повышенный уровень образования, квалификация «Организатор и преподаватель сестринского дела», где получила более глубокие знания по данному вопросу. Тема моей дипломной работы: «Профилактика внутрибольничной гнойно-септической инфекции в Центральной районной больнице г. В-Волочка. Роль студентов медицинского училища, как возможных источников  гнойно-септической инфекции».

      Показателем степени освоения методами научного исследования служат выступления на учебных конференциях и оформление работ на  конкурсы  студенческих исследовательских работ.

      25 ноября 2014 года в ГБОУ СПО «Вышневолоцкий медицинский техникум» состоялась научно-практическая конференция студенческих исследовательских работ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ», где была нами представлена на пленарном заседании УИРС «ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН НЕСОБЛЮДЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ МЕР ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ». Так же данная работа была представлена слушателям курсов повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников по специальности «Сестринское дело» при ГБОУ СПО ВМТ.

      Я считаю, что выступления с докладами являются для студентов школой научного творчеств, постоянного поиска, самосовершенствования исследовательских умений, а так же развивает профессиональное мышление и воспитывает у студентов способность к самовыражению, помогает его самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

методический семинар " Песня, как один из методов обучению иностранного языка".

Представление методического опыта на конкурс " Учитель года 2016"...

Презентация " Песня, как один из методов обучению иностранному языку"

Представления методического опыта педагога....

Мастер - класс "Эксперимент как один из методов обучения"

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, ...

Дистанционное обучение, как один из методов обучения иностранному языку.

В данной статье раскрывается понятие " Дистанционное обучение",  "плюсы" и "минусы" данного вида обучения....

Командно-игровая деятельность при изучении иностранного языка как один из методов обучения в сотрудничестве

Учить английский – очень увлекательно. Особенно когда традиционные методы обучения чередуются с современными технологиями (командно – игровыми): работа на компьютере для создания презентац...