Копирование, как один из методов обучения изобразительному искусству в ДХШ.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Дается краткий истортческий обзор о методе копирования художественных произведений в системе профессионального художественного образования. Рассматривается возможность использования копирования в современном классическом художественном образовании, в частности, в детских художественных школах. Также затрагивается метод интерпретации художественных произведний и его задачи в обучении детей в ДХШ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Копирование, как один из методов обучения изобразительному искусству в ДХШ.
О.А.Пасынкова
МБУ ДО «Детская художественная школа №1»
e-mail: olgapasynkova12@gmail.com
В 1758 году в Петербурге была основана Академия художеств. Ее воспитанников распределяли на четыре группы по возрастам. Принимали в академию с шести лет. И уже с первой, самой младшей группы начинали обучение рисованию, как с натуры, так и с оригиналов. В качестве оригиналов выступали гравюры с рисунков выдающихся мастеров, рисунки преподавателей академии таких, как Г.Ф. Шмидт, А.П. Лосенко, а также рисунки наиболее отличившихся учеников академии, например Карла и Александра Брюллова. Рисование с оригиналов обязательно включалось в обучающий процесс каждой возрастной группы. Художник-педагог А.П. Лосенко, преподававший в академии, считал эту часть обучения важной, способствующей развитию координации движений рук и глаза, что необходимо в профессиональной подготовке рисовальщика и художника. После четвертой возрастной группы, где обучались воспитанники с 15 до 18 лет, шел класс манекена и композиции, а также копирования живописных произведений в Эрмитаже. Таким образом, на всем протяжении обучения в Академии художеств копирование, также, как и натурное рисование являлось неотъемлемой частью учебного процесса.
В истории изобразительного искусства можно найти не мало примеров того, как уже зрелые состоявшиеся художники продолжали учиться у своих великих предшественников. Энгр, будучи глубоко пожилым 87-летним мастером копировал гравюру с Джотто. Рубенс копировал работы Микеланджело, Рафаэля, Караваджо, Леонардо да Винчи, Кореджжо. Дега любил копировать Гольбейна, Энгра. Илья Ефимович Репин, преподававший в академии художеств, был ярым сторонником обучения с натуры, в тоже время, особое значение придавал копированию. Он также копировал старых мастеров и особое предпочтение отдавал Рембрандту. Этот список можно еще долго продолжать. Он свидетельствует о том, что большие художники не переставали учиться на протяжении всей своей творческой жизни, изучая произведения мастеров прошлого через копирование.
Метод копирования художественных произведений дошел и до наших дней. Его продолжают использовать и в современном профессиональном академическом художественном образовании.
Возникает вопрос, а можно ли копировать и так ли необходим этот метод в предпрофессиональном образовании, т.е. в детской художественной школе?
Примером может служить процесс обучения в Московской Центральной Художественной школе при Российской Академии Художеств, где успешно применяется копирование-интерпретация. Интерпретация имеет определенные цели: развитие композиционного мышления и рисовально-живописного мастерства обучающихся, обучение умению анализировать произведения искусства. Занятие интерпретацией включает в себя две стороны или два аспекта. Первая - историческая сторона, направлена на изучение истории возникновения и развития жанра произведения, и его копирование с точной передачей манеры художника. Вторая - пластическая сторона, исследует способы, с помощью которых художник создал произведение, добившись безусловной убедительности. В отличии от копирования, интерпретирование позволяет использовать репродукции. Задание можно выполнять различными художественными материалы, ставя перед учениками последовательно исследовательские задачи, разбирая произведения на его составляющие, например силуэт, цвет, светотень и т.д.
Интерпретировать произведения можно уже с девяти или десятилетнего возраста. Поскольку наиболее доступным является натюрморт, то начинать копирование лучше с этого жанра, упрощая задачу до двух, трех предметов, беря лишь фрагмент произведения. К двенадцати, тринадцати годам обучающиеся способны выполнять задания, используя произведения целиком. Изучение натюрмортного жанра с помощью интерпретации помогает применять опыт мастеров, как во время работы над учебными натюрмортами, так и во время самостоятельного задания, при постановки домашних натюрмортов.
В старших классах художественной школы копирование произведений с помощью интерпретационного способа наилучшим образом подходит при работе над композицией. После выбора темы композиции и пройдя этапы набросков, сбора материала, следует подробным образом изучить эту тему, найдя ее в работах художников, а затем, выполнить их интерпретации. В процессе копирования произведений происходит их анализ, который дает понимание того, как мастера изобразительного искусства разных эпох, каждый по-своему, раскрывали тему. В результате проделанной работы, зарождаются собственные пластические идеи, воплощающиеся в следующем фор-эскизном этапе работы над композицией и последующих этапах.
Хотелось бы отметить, что, находясь на периферии, далеко от больших музеев таких, как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей и т.п., обучающиеся в ДХШ и ДШИ не имеют возможности рисовать с подлинников. Поэтому, то копирование, в котором подразумевается освоение технических приемов, в наших школах теряет всякий смысл. И, наоборот, копирование в виде интерпретации, в которой акцент смещается в сторону пластической идеи и исторической стороны, имеет большой смысл и пользу для обучающихся. Общение с лучшими произведениями, созданными гениальными мастерами изобразительного искусства, способствует интеллектуальному развитию учеников.
Копирование, с конкретными задачами и в современном его понимании, только способствует изучению натурного рисования, поэтому, как метод, может иметь место в учебном процессе художественных школ.
Список источников:
1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская школа и советская школа рисунка. М., Просвещение, 1982, 240 с., ил.
2. Комплексная программа композиция, рисунок, живопись, пленэр, примерная программа для детских художественных школ и школ искусств. М., 2008, автор-составитель В. Елизаров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка
Статья для учителей иностранного языка...

УИРС - как один из методов обучения
В повышении качества подготовки медицинских кадров среднего звена важную роль играет учебно-исследовательская работа студентов (УИРС)....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства «Изучение и применение информационно-компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству»
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный ИКТ на уроках ИЗО....

методический семинар " Песня, как один из методов обучению иностранного языка".
Представление методического опыта на конкурс " Учитель года 2016"...

Выбор методов обучения изобразительному искусству
Выбор и правильное применение методов обучения - вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса обучения, очень сложно. Н...
Современные технологии в работе с детьми. Метод проектов. (изобразительное искусство)
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе соб...

Дистанционное обучение, как один из методов обучения иностранному языку.
В данной статье раскрывается понятие " Дистанционное обучение", "плюсы" и "минусы" данного вида обучения....
