Современные технологии в работе с детьми. Метод проектов. (изобразительное искусство)
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. В рамках этого подхода вполне реализуется метод проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 7 города Ярцева

Современные технологии

в работе с детьми.

Метод проектов.

(изобразительное искусство)

                                               Матвеева Ирина Геннадьевна, учитель изобразительного искусства

        

Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. Именно в школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

В учебном процессе развитие ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Он должен научиться ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.  Важно направить ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Каждый ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. В.А. Сухомлинский писал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В работе с детьми учитель руководствуется следующими принципами педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. В рамках этого подхода вполне реализуется метод проектов. 

Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. Актуальность метода проектов обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

       Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Т. о., проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

         Занимаясь проектной деятельностью, дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

         Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых (порой и путём самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать.

Виды проектов.

1. Моно предметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно – урочную систему.

2. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект – внепредметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования.

Отличительной чертой проектной методики является особая форма организации деятельности ученика. Поэтому учитель так должен продумать и организовать активную деятельность ученика, чтобы ему захотелось принять участие в проекте.

Использование технологии проектной методики способствует развитию:

  • логического, творческого, критического мышления;
  • способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
  • целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;
  • способностей к самопознанию и самопониманию;
  • эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;
  • информационной компетентности;
  • формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции;
  • развитию общеучебных умений и навыков: исследование, рефлексия, самооценка;
  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализация принципа связи обучения с жизнью.

Применение на практике метода проектов требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.

Как пример творческой проектной работы хочется представить совместный с учащейся 9 класса Карпейкиной Александрой проект «Создание анимационного фильма. Искусство аниме».

      Тип проекта: творческий, практико – ориентированный, долгосрочный (срок реализации 1,5 года).

Внешний продукт проекта – мультфильм «Встреча», выполненный с учетом особенностей японских анимационных фильмов.

Внутренний продукт проекта - формирование новых компетенций, овладение начальными навыками работы с программами аудио-, видеомонтажа, опыт совместной творческой деятельности, способствующей формированию понимания активной роли человека, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе, воспитание чувства сопереживания, радости от процесса и результата творчества.

Проект направлен на изучение учащимися возможностей программ Photostory 3, Nero, графического редактора Paint  и создание с их помощью в анимационного  мультфильма.

Вопросы, направляющие проект.

Проблемные вопросы

  • Что называют анимацией? Особенности японской анимации.
  • Из каких этапов состоит процесс создание анимации?

Учебные вопросы

  • С помощью каких программ можно создавать изображения?
  • Какие программы могут быть использованы дополнительно для создания мультфильма?

Проект реализуется на уроках изобразительного искусства в 9 классе при изучении темы  «Азбука экранного искусства. Бесконечный мир кинематографа. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм».

Цель педагогическая: стимулировать учащихся к созданию собственного мультфильма.

Задачи:

  • Познакомиться с профессиями людей, создающих мультфильм;
  • Познакомиться с программами, позволяющими выполнить монтаж мультфильма из фотографий или файлов "JPG" (.jpg);
  • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • Развитие эстетических способностей;
  • Овладение навыками общения.

Планируемые результаты

  1. личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение ставить и решать проблемы, креативность и любознательность;
  2. метапредметные - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  3. предметные - освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

Этапы и методы работы над проектом.

  • Организационный этап (2-3 недели).
  • Определение интересов учащихся и формулировка проблемы (метод анкетирования.);
  • Определение вида конечного продукта  - проекта (метод «Мозговой штурм»).
  • Подготовительный этап (7-8 недель):
  • Определение основных источников информации.
  • Сбор информации об истории создания мультипликации, в том числе японских  аниме;
  • Просмотр мультипликационных фильмов рисованных, кукольных, пластилиновых  (акцентировать внимание на классификацию мультфильмов);
  • Создание предварительного сценария будущего мультфильма (метод дискуссии);
  • Поиск программ, необходимых для создания мультфильма, предварительная работа с ними.
  • Практический этап (около 1 года):

На первом этапе ученица  выполняла покадровые рисунки.

На втором этапе предстояла работа с цифровой фотокамерой и сканером. Полученные файлы стали основой для будущего мультфильма.

Третий этап - это сведение полученной последовательности фотографий в единый фильм и наложение на него звука.

  • Защита проекта.

Необходимое оборудование.

  • Компьютер;
  • Интернет – соединение;
  • Сканер;
  • Программы Movie Maker, Sony Vegas, Adobe Premiere, Picasa3, Photo Story 3 (как основная в работе), Nero.

Мультфильм от начала и до конца выполнен самой ученицей под руководством учителя. Это добавляет анимационному продукту яркости и выразительности, что компенсирует отсутствие профессиональных навыков.

Считаю, что результаты проекта относятся и ко мне, как к руководителю.

    Данный проект позволил мне, как учителю, поучаствовать в увлекательном процессе, расширил кругозор и позволил отработать практические навыки в создании мультфильма. И, самое главное, в процессе работы я увидела не только возрастающую заинтересованность проектом ученицей и её одноклассниками, что даёт надежду на продолжение проекта, только уже в более многочисленном по количеству участников варианте, но и крепнущую уверенность ученицы в своих силах, а также эмоциональную позитивную эмоцию от успеха, от возможности реализации своих умений, способностей и интересов. Это, по моему мнению, является одним из главных достижений проделанной работы.

Таким образом, вклад ученика в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность метода проекта.

Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий:

- нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;

- все предложения, пожелания необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;

- необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности на каждом этапе реализации проекта.

В заключении хочется добавить, что метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. 2-е изд. — М.: Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2002. — 336 с ISBN 5-901631-01-3 (1-е изд. доступно на сайте автора)

  1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
  3. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.−М.: Народное образование, 1998.
  4. 4.Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать по-разному?: пособие для учителя./ А.В.Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – с.383  
  5. Кристофер Харт Манга для начинающих. Все, что вам нужно, чтобы начать рисовать прямо сейчас., Издательство «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2010 год;
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B5 
  7. http://animeresearch.com Проект, посвященный научным исследованиям аниме и манги
  8.  http://www.pedagog.by/metod.html
  9. http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"

В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчест...

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Выявление одаренных детей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и ...

Статья «Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства».

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самореализоваться . Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусством. Помочь...

Организация работы с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства

Организация работы с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства...

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....