Внеклассное мероприятие "Смоленская крепостная стена"
презентация к уроку на тему

СТЕПАНОВА МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА

Материал об истории создания и современном виде одного из памятников архитектуры Смоленска - Смоленской крепостной стене. Кроме презентации, есть конспект занятия. Использовать данные материалы можно не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках истории родного края, факультативах и кружках краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Марина Константиновна

Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию первого письменного упоминания города Смоленска.

Тема: «Смоленская крепостная стена»

Конспект.

Тема: «Смоленская крепостная стена».

Цель: патриотическое воспитание учащихся на краеведческом материале.

Задачи:  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о Смоленской крепостной стене.

2. Научить пользоваться справочной литературой.

3. Развивать речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся.

4. Воспитывать любовь к родному городу и его историческому прошлому.

Оборудование: Фотовыставка «Смоленск моими глазами», проектор, мультимедийная презентация «Смоленская крепостная стена», видеоклип «Смоленская крепостная стена».

Подготовка к мероприятию:

Учащиеся готовят дома сообщения о башнях Смоленской крепостной стены.

Создание презентации «Смоленская крепостная стена».

Ход мероприятия.

I. Актуализация знаний учащихся.

1. Пословицы и поговорки о Родине.

На доске записаны пословицы о Родине: (слайд 3)

Нет в мире краше Родины нашей.

Всякому мила своя сторона.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

– Прочитайте пословицы.

– О чем они?

– Что вы представляете, когда мы произносим слово Родина?

(Ответы учащихся)

Обобщение ответов учащихся.

– Для каждого человека Родина – это то место, где он родился, где прошло его детство, где он живет и трудится. Что для вас является Родиной?

(Ответы учащихся)

– Это наш любимый город Смоленск.

2. Викторина о Смоленске.

- А знаете ли вы историю города? (слайд 4)

- Перед вами 7 вопросов и по 3 варианта ответов. Выберите верный.

- Проверьте себя. (слайд 5)

– Любить свой город – это знать его историю, хранить и соблюдать его традиции, беречь и охранять уникальные памятники истории и культуры города.

II. Сообщение темы мероприятия.

– Тема нашего занятия: «Смоленская крепостная стена».

– С глубокой древности за Смоленском утвердилось название города-воина, а за смоленскими землями – «западные ворота в Москву». Смоленск был пограничным городом, и первые удары врага приходились на него. Много раз враги мечтали захватить наш город, завоевать и победить смолян.

- Одним из известнейших архитектурных символов Смоленска является Смоленская крепостная стена. Её изображение можно встретить не только на открытках, фотографиях, сувенирах, но даже на монетах. (слайд 7)

- Молва гласит, что Борис Годунов назвал смоленские стены «красотой неизглаголенной, подобно которой нет во всей поднебесной, ибо как на важной боярине красовито лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства.»

III. История создания стены.

- Смоленск всегда занимал в истории важное оборонительное значение, поэтому русские государи заботились об его укреплении.

Весной 1554 года, по указу Ивана Грозного, была построена новая очень высокая, деревянная крепость. (слайд 8)

- В это время, деревянные крепости, в связи с развитием артиллерии, уже не считались неприступными. Поэтому в конце XVI века было принято решение о возведении на месте старой — новой каменной крепости. В декабре 1595 года официальным указом началось немедленное развёртывание подготовительных работ по строительству. (слайд 9)

– Первый камень в строительство стены уложил князь Борис Годунов. Он писал царю: «… одних башен на стене 38 и по верху ея свободно проезжай на тройке». (слайд 10).

- В основном крепостная стена была закончена в 1600 году, но до 1602 года продолжались мелкие работы. В этом (1602) году стена была освящена.

Ко дню освящения Борис Годунов прислал в Смоленск образ Смоленской Богоматери, писанный художником Посником Ростовцем.

Этот образ был поставлен в нише над Днепровскими воротами и считался чудотворным. (слайд 11)

IV. Зодчий Фёдор Конь.

- Строительство было поручено выдающемуся русскому зодчему Фёдору Савельевичу Коню, автору Белого города в Москве. (слайд 12)

Чтение учащимися стихотворения Ю. Киланова «Зодчий Фёдор Конь».

Понравился мне град. Он и сейчас

Стоит для ворогов скалою неприступной.

Но слово я даю, что крепость новая

Всему на диво будет. Замок,

Который враг не отомкнёт.

Вот весь чертёж.

Длина стены шесть с половиной вёрст.

Её поделят 38 башен.

Ворота будут в девяти из них.

Все укрепления, что сделаны до нас,

Не будем убирать. Пока останутся

На случай нападения поляков.

Часть крепости прикроем рвами.

А остальную Днепр собой замкнёт.

Здесь тайные ходы, чтобы разведку делать.

Здесь можно воду

При осаде брать.

Отсюда через Днепр

Во вражеский стан дорога –

Вот основное всё.

Град каменный стоит перед глазами,

Его я вижу неприступным, вечным.

Обнимет он Смоленск кольцом упругим.

И будет град не хуже итальянских.

(слайды 13-14)

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Архитектурные особенности Смоленской крепостной стены.

– К сегодняшнему уроку вы должны были подготовить сообщения о башнях Смоленской крепостной стены.

(Выступления детей, показ презентации)

1 ученик.

Протяженность стен — 6,5 км. Толщина стены  колеблется в пределах 5 — 5,2 м. Стена завершается боевой площадкой, выстланной кирпичом, шириной между ограждавшими её зубцами 4 — 4,5 м. Высота стены 13 — 19 м, что обуславливается рельефом. За оврагами и рвами, стена ниже, на ровной местности — выше

Под крепостью были сделаны специальные погреба. В них хранились порох и ядра. В крепости было 9 въездных ворот. Ворота были с подъемными мостами, которые перекидывались через рвы, устроенные вдоль стен. Башни отличались друг от друга по форме, величине и отделке. Говорят, по стене можно было свободно проехать на тройке. Количество башен 38. Высота башен до 25 м. (слайды 15-20)

2. Башни Смоленской крепостной стены.

2 ученик.

Особое место в крепости занимают её башни — наблюдение, продольный обстрел стен, подступов к ним, защита ворот, укрытие войск, опорные пункты обороны. Но ещё — в Смоленской крепостной стене не было ни одной одинаковой башни. Форма и высота башен определялась рельефом. (слайд 21)

В девяти башнях имелись проезжие ворота. Главная проезжая башня — Фроловская (Днепровская), через которую проходил выезд к столице Российского государства. Второй по значению была Молоховская башня, открывавшая дорогу на Киев, Красный, Рославль. Семь дополнительных воротных башен (Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская, Никольская, Копытенская, Пятницкая и Воскресенская), были сделаны попроще, и не имели того значения, как первые две.

Тринадцать глухих башен имели прямоугольную форму. С ними чередовались шестнадцатигранные (семь башен) и круглые (девять). (слайды 22-23)

3 ученик.

Еленевская башня имела прямой выход на Ельнинскую дорогу. По-другому эта башня называется Никольская, так как рядом с ней стоял храм святого Николая, сгоревший в 1812 году. Над воротами висела икона этого святого. Башня находится рядом с культурно-развлекательным центром «Губернский». (слайд 25)

4 ученик.

Башня Веселуха (Лучинская), по одной из версий краеведов, называлась так потому, что была расположена на лоне красивой природы. Она веселила глаз, то есть очень нравилась горожанам. Одна из самых красивых многогранных башен, стоящих по углам крепости. Поставленная на высоком холме, эта многогранная (круглая) башня царила над окружающей местностью. Подземные ходы прорытые от фундамента башни во все стороны, обеспечивали слышимость ночью. Есть мнение, что строительством башни руководил сам Федор Конь. (слайд 26)

5 ученик.

Шембелева башня, или Долгочевская, берет свое название от генерала Шембеля, который после изгнания французов из Смоленска передал горожанам надвратную икону Богоматери. (слайд 27)

6 ученик.

«Орёл» – это современное имя многогранной башни, прежде она называлась Городецкой. Название это пошло от городка - земляного укрепления расположенного на склоне у её подножья в XVII веке. Этот городок назывался «орловским укреплением». Некогда из башни к Рачевскому озеру вёл подземный ход, в котором при Екатерине, скрывались грабители и фальшивомонетчики. Башня Орёл считается самой величественной башней смоленской крепости. (слайд 28) 

Словно парит она над крутыми склонами оврагов, раскинув крылья – прясла стены. От белокаменного цоколя уходят ввысь широкие грани, прорезанные отверстиями арок поярусного боя. С боевой площадки на самой вершине открываются бескрайние холмистые дали и уходящая к горизонту долина Днепра.

Как убелённый сединами старый воин, хранит башня свои боевые отметины: следы от ядер и пуль, змеящиеся шрамами трещины. Башня находится в конце улицы Исаковского

7 ученик.

Через боковые ворота большой четырехугольной башни, Копытенской, стуча копытами по мостовой, выходил выгоняемый ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот.

Башня украшена круглыми сквозными с ложными бойницами. Завершена шатром со смотровой вышкой. Ворота, не предназначавшиеся для торжественных выездов,  заделаны во времена Екатерины. Башня сохранилась в первоначальном виде. Находится в сквере имени А.С.Пушкина. (слайд 29)

8 ученик.

Авраамиевская башня получила название монастыря,  находящегося рядом с нею. Во времена Фёдора Коня Авраамиевские ворота выводили на Московскую дорогу, т.е. были обращены к столице. Это и послужило причиной украшения этой башни более пышным убранством. До Фёдора Коня на Руси не проектировалось декоративное оформление проездных ворот. В XIX в. в башне находился губернский архив. Сохранилась до наших дней.

Одна из самых крупных башен. Башня находится в конце улицы Исаковского. (слайд 30)

9 ученик.

Некоторые башни использовались, как сигнальные опорные точки. Бублейка получила своё название от того, что при приближении врага, с неё подавались сигналы. Били в бубны, т.е. барабанили.

В минуты опасности на башне Маховой тоже подавались различные сигналы: днем махали, какими либо хорошо видимыми предметами, в ночное время сигнальными огнями. (слайд 31)

10 ученик.

Башня Громовая – многогранная. В прежние времена звалась, Тупинской. Башня Громовая – угрожающе выдвинутая впереди стены и позволяющая вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобной, чем и заслужила своё название.

Единственная башня с тремя сводчатыми перекрытиями. Была первой из отреставрированных башен Смоленской крепости. В настоящее время восстановлена в первоначальном виде. В XIX веке здесь размещался губернский архив. Бойницы были превращены в широкие окна. А в середине XX веке башня использовалась под жилье в разоренном второй мировой войной Смоленске. Сегодня в здании башни размещается музей «Смоленск - щит России». Расположена на улице Октябрьской революции. (слайд 32)

11 ученик.

Башня Донец служила местом расположения стрельцов, которые были выходцами из донских казаков.

Донец – малая, глухая, четырехгранная башня, сохранившаяся в первоначальном виде. В год столетнего юбилея Отечественной войны, на участках, примыкающих к башне Донец, были укреплены Памятные доски с наименованиями полков русской армии, защищавших Смоленск в августе 1812 года. В XIX веке это здание использовалось под архив. В 1943-1944 годах мемориальная зона пополнилась могилами советских воинов, погибших при освобождении Смоленщины от оккупантов. В настоящее время напротив башни находится Вечный Огонь, знаменитый памятник «с орлами» и аллея героев. Располагается башня в сквере Памяти героев. (слайд 33)

VI. Обобщение ответов учащихся.

– Молодцы ребята. Вы рассказали о большинстве сохранившихся башен Смоленской крепостной стены.

- Посмотрите внимательно на те башни, про которые вы не рассказывали. (слайды 34-41)

VII. Проверка восприятия.

1. Игра

- А сейчас определите, о какой башне крепостной стены идет речь.

Глаза, холм, птица

Копытенская

Дон, казак, стрелец

Бублейка

Сигнал, бубен ,враг

Маховая

Пастбище, скот, копыта

Донская

Сигнал, взмах, огонь

Орел

( слайды 42)

2. Разгадывание кроссворда «Башни Смоленской стены»

- Предлагаю вам проверить свои знания. Перед вами  кроссворд «Башни Смоленской стены». Разгадайте его. Только хочу вам напомнить, что многие башни имеют несколько названий.

- Проверьте, как вы справились с работой. (слайды 43-44)

3.Чтение стихотворения В.Куневича «Крепостная стена».(слайды 45-46)

Холмы придвинув к изголовью,

Притихла древняя стена.

И знает только Приднепровье.

Как много видела она.

Лучи рассветные, как всплески,

Ложатся на ее плечо.

Cтена. Стена, стена Смоленска!

Люблю тебя я горячо.

Ты, очертив крутые склоны,

Стоишь, как слава старины.

Ты самому Наполеону

Развеяла крутые сны.

Здесь в сорок первом наши деды,

Забыв невзгоды и тоску,

Сражались с верою в Победу,

Закрыв дорогу на Москву.

На ней, где травы в щелях виснут,
Осколков росчерки видны.
Как на странице летописной
Читай историю страны.

VIII. Рефлексия

- Давайте еще раз полюбуемся красотой нашего любимого города и посмотрим видеоклип «Смоленская крепостная стена».

(Смотрят видеоклип). (слайд 47)

IX. Итог занятия

- Что каждый из нас может сделать, чтобы сохранить памятник архитектуры. культуры и истории - Смоленская крепостная стена?

(Ответы детей)

- Главное. что должен помнить каждый из нас: не порти, не уничтожай, не причиняй ущерба ничему.

- Живописность расположения - ожерелья всея Руси - продуманность и художественная выверенность всех декоративных элементов наряду с функциональным совершенством этого мощного оборонительного сооружения делают Смоленскую крепость уникальным памятником русского зодчества рубежа XYI - XYII веков.

- Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права

Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права, подготовленно специально для учащихся 7-х классов, которые как раз изучают по ...

Внеклассное мероприятие по теме : "И встанем богатыри, за землю русскую свою, стеной!"

В мероприятии использованы конкурсы между участниками, викторина со зрителями, поздравление адресованное приглашенным родителям. На  данном внеклассном мероприятии учащимся будет интересно провер...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Иллюстрации к теме :"Крепостные стены Москвы 16-17 веков".

Мотериал - визуальная поддержка учителя....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 «Б» класса. Крепостное право в России

Цели:  познакомить учащихся со страницами истории России, с понятием «крепостное право», с творчеством крепостного художника Г.В.Сороки;  развивать навыки общения, публичного выс...

Технологическая карта проекта на тему «Смоленская крепостная стена как оборонительно – архитектурное сооружение»

Технологическая карта проекта на тему «Смоленская крепостная стена как оборонительно – архитектурное сооружение»...