Урок №1 по курсу "Нестандартная математика"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Конспект первых уроков по курсу "Нестандартная математика"
Скачать:
Предварительный просмотр:
С 1 сентября 2015 года будет осуществлён обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Ведущие принципы ФГОС общего образования – это принципы преемственности и развития. При этом изменяются требования к результатам обучения, представленным в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов, овладение которыми позволяет учащимся саморазвиваться и самосовершенствоваться в течение всей жизни. Меняется образовательная парадигма, переводящая процесс обучения школьников на деятельностный метод, источником которого является культура и социокультурный опыт человечества, что требует изменения роли учителя, его готовности к творческой деятельности, к самостоятельности в поиске решения актуальных педагогических задач.
В этот переходный период, когда у педагогов ещё мало нового опыта, а старый укоренился так, что с ним трудно расстаться, учителю требуется помощь, и эту помощь я предлагаю в виде конспектов занятий факультативного курса «Нестандартная математика», рассчитанного на три года (4-6 классы), который был представлен в предыдущем номере журнала. Занятия могут браться за основу и, на усмотрения учителя, конструироваться по его желанию, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и возможностей учителя, дополняться другими материалами.
Занятие 1.
Тема: Самопознание или вопросы к себе.
Цели:
Познавательные:
- определить основные черты характера личности;
- формировать представления об индивидуальных особенностях каждого человека;
- исследовать логический аспект математического мышления.
Личностные:
- способствовать формированию у детей положительных нравственных характеристик, развивать волевые качества;
- воспитывать самоценность личности, стремление к саморазвитию, формировать правильную самооценку;
Метапредметные:
- способствовать развитию умений исследовать качества своей личности;
- создать условия для формирования самостоятельности учащихся;
- способствовать формированию у ребят потребности в самореализации на основе полученных знаний.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, часы;
- Листы с именами детей на доске или презентация имён;
- Листы с текстом тренинга «Я – это Я» (25 шт);
- Лист белой бумаги и ножницы ( формат А4 – 25 шт);
- Лист с тестом «Числовые ряды» (25 шт);
- Листы с тестом «Моя самооценка» (25 шт);
- Листы с таблицами для темпинг-теста Е.П. Ильина (25 шт);
- Листы с тестом «Нравится ли вам учиться?» (25 шт);
- Мелкие шарики, цветные карандаши (25 шт);
Ход занятия
- Психологический настрой.
«Все, что человек хочет, непременно сбудется.
А если не сбудется, то и желания не было.
А если сбудется не то, разочарование только кажущееся - сбылось именно то…»
Александр Блок
- Сегодняшнее занятие мне хочется начать именно с этих строк, которые как нельзя лучше помогают нам понять, что всё в нашей жизни осуществляется посредством желаний, устремлений к целям, к нашим мечтам.
- Поднимите руки те из вас, кто хотел бы учиться на одни пятёрки?
- Как замечательно! Все хотят учиться на «отлично»!
- Поднимитесь те из вас, кто учится только на «5».
- Поднимитесь те кто имеет только «4» и «5».
- Молодцы! Ваше желание учиться хорошо исполняется. А как вам удаётся добиваться этого? (Дети отвечают: я стараюсь, выполняю все задания, ищу информацию в интернете, много читаю, внимательно слушаю объяснение учителя и другое).
- А почему же тогда не все могут сейчас подняться? Вот было бы здорово, если бы все у нас в классе учились только на «5» и «4»! Почему же ваши желания не сбываются, как вы думаете? (Дети дают разные ответы: не получается, не внимательно слушаю на уроках, не всегда выполняю домашние задания, не читаю учебник, отвлекаюсь на уроках, много играю в компьютерные игры и другие варианты).
- Оказывается, что для исполнения желания не достаточно только мечтать, нужно ещё и действовать, трудиться, постоянно помнить о своей мечте и обязательно верить в себя! Если некоторые школьники смогли достичь этой цели, то и остальным она под силу, потому что каждый из вас обладает способностями и талантами для её достижения.
- Определение темы и целей занятия: Самопознание или вопросы к себе.
- Если я спрошу у каждого из вас «Кто ты?», - что вы мне ответите?
- Я – Миша Прохоров, ученик 4-го класса.
- Я – Юля Дмитриева.
- Хорошо! Вы называете мне свои имена и фамилии, свою главную роль на сегодняшний момент, а дальше у вас возникает затруднение, и вы не знаете о чём ещё можно сказать. Поэтому сегодня мы с вами будем размышлять и говорить о человеке, попытаемся определить основные черты характера человеческой личности, её особенности и сущность.
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - размышлял восемнадцатилетний Ф.М. Достоевский, чьё имя носит наша школа. Все свои выдающиеся литературные произведения Фёдор Михайлович посвятил разгадке этой тайны. И хотя вы ещё мало знакомы с его творчеством, попытайтесь вспомнить известные вам названия произведений Достоевского. («Преступление и наказание», «Бедные люди», «Игрок», «Униженные и оскорблённые», «Подросток»).
Человек – это самое простое и самое сложное творение Природы. Сегодня мы попытаемся ответить на два главных вопроса:
- Кто Я?
- Какой Я?
- Наша задача заглянуть внутрь себя, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.
Совместное определение темы и целей урока.
- Проверка домашнего задания: Что в имени тебе моём?
- Имена – удивительный дар, преподнесенный людям. В каждом из них скрыта мудрость многих цивилизаций и поколений. Каждое имя имеет свое происхождение, историю, свои корни и звучание, и самое главное – свою энергетику. Но кроме всего этого, собственное имя является самым дорогим и желанным словом для каждого человека. Кому не хотелось бы услышать свое имя в красивом контексте? Откуда оно унас? (Его дают нам наши родители ).
- Люди, которые подарили нам жизнь, наши родители, дарят нам в подарок имя. Это несколько слогов, которые стали для нас приятными и такими желанными.
- А для чего человеку нужно имя? (Чтобы можно было обратиться к нему, окликнуть, поговорить, отметить человека, учесть его в организации, отличить от других…). Найдите глазами своё имя на доске. В нашем классе 25 красивых имён. Готовясь к сегодняшнему занятию, вы много нового узнали о своём имени. Поделитесь с нами!
(Ребята группами заранее подготовили представление имён одноклассников и проводят его с помощью презентации с использованием самой различной информации, стихов и фотографий. В этом конспекте представлена небольшая часть из домашнего задания)
Михаил
Михаил – удивительно светлое имя!
Он талантлив и смел, он отмечен судьбой.
И в словах, и в делах, и один, и с другими –
Он всегда и во всем остается собой.
Кристина
Какое красивое имя – Кристина, -
В нём звуков благих сочетанье поёт,
Оно сплетено, как из вербы корзина,
В нём столько добра и Небесных Высот!..
Юлия:
Юлю нельзя не сравнить нам с юлой,
Ей очень нравится быть заводной!
В вечном движении, как водопад,
Разве он мог бы потечь вдруг назад?
Иван:
Иван – дар Бога. Имя дорогое.
Всегда его с достоинством носи.
Оно гораздо чаще, чем другое
Встречается повсюду на Руси).
А теперь посмотрим, что означают другие имена:
- Никита.
Древнегреческого происхождения: победитель. Он знает себе цену, всегда целеустремлён, выбирает себе цель и идёт к ней прямым путем. Не любит, чтобы им командовали, он настойчив, упрям и одновременно — чувствителен и раним.
- Артём.
Буквальный перевод с греческого: невредимый, безупречного здоровья.
Спокоен, никогда не навязывает другим своего мнения. В школе обычно не возникает никаких проблем. Много читает, всегда объективен в оценке ситуаций, всегда говорит правду, и порой им достается за это. Любит спорт. Доброжелателен и общителен.
- Антон.
Древнегреческого происхождения: вступающий в бой. Антон - очаровательный ребенок. Обаяние он сохраняет и став взрослым. Очень работоспособен. Трудолюбив. Мастер своего дела. Много читает.
- Александр.
В переводе с греческого: защитник людей. В детстве Александры часто болеют, но подростками усиленно занимаются спортом и вырастают крепкими и целеустремленными. Александры добиваются своего, из них получаются хорошие руководители, умеющие управлять коллективом и отдающие должное способным, одаренным сотрудникам. Пользуются репутацией справедливых людей.
- Алина.
Другая, чужая – в переводе с греческого; благородная – в переводе с германо-французского. У Алины хорошая память, она быстро схватывает услышанное, и в школе Алина учится хорошо. Она любит рисовать и читать исторические романы.
- Вячеслав.
- Вячеслав - владеющий большей славой, умножающий славу, самый славный. (славянского происхождения) Эти мальчики растут крепышами, обладают выносливостью и хорошей силой воли. Благодаря этому добиваются в жизни своих целей.
- Изучение нового: Я – это Я!
1)Практическая работа:
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Ещё раз пополам и ещё раз. Вырежьте кусочки бумаги с двух сторон и снизу так, чтобы получилась снежинка. Разверните свои листы. Сравните снежинки друг друга. Есть ли у кого-то абсолютно похожие? Нет.
Вывод: В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и про человека. Каждый человек неповторим и уникален.
2)Психолог МГУ Алла Семёновна Спиваковская предлагает нам с вами провести такой небольшой тренинг (у каждого ученика на столе лежит лист с текстом тренинга и все читают хором тихим голосом):
1. Я – это Я.
Во всём мире нет абсолютно такой(го) же как Я.
2. Мне принадлежит всё что есть во мне: сознание и мысли, образы и чувства. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки.
3. Я сам(а) выбираю то что мне нужно. Я могу отбросить то, что мне не подходит.
4. Я могу видеть, слышать, чувствовать, говорить и думать. Я могу действовать, а значит – могу жить.
5. Я могу вносить порядок и разумность в мир вещей и людей вокруг меня.
6. Я принадлежу себе и потому могу строить себя. И сегодня у меня есть все основания для радостной и спокойной улыбки.
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я очень надеюсь, что у нас сегодня не будет грустных лиц.
- Замечательно! Кто-то из нас смеётся веселее, кто-то бегает быстрее, кто-то аккуратнее пишет, а кто-то быстрее читает. Как вы думаете: почему все делают одно и то же, а результаты получаются разные у всех? (Потому что у всех разные способности, разные характеры, свои особенности).
3) Темпинг-тест Е.П. Ильина
- Ребята, сейчас я вам предлагаю провести небольшой темпинг-тест по методике Е.П. Ильина, который покажет наглядно свойства вашей нервной системы.
Инструкция к тесту.
- Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. По моему сигналу вы должны начать проставлять точки(можно палочки) в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время 5 с необходимо поставить в нем как можно больше точек (палочек). Переходить из одного прямоугольника в другой вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым прямоугольником бланка.
(Сначала работаем правой рукой. Подаю сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 секунд даю команду: «Перейти». По истечении 5 с. работы, в 8-м прямоугольнике подаю команду: «Стоп». Затем всё повторяем левой рукой).
Тест
Стандартные бланки, представляющие собой листы бумагиА-4, разделенные на 8 расположенных по 4 в ряд равных прямоугольника. Порядок простановки точек для правой и левой руки по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле № 5 должно располагаться под полем № 4.
Для правой руки
………… 1 | …………….. 2 | ………………….. 3 | ……………………… ………… 4 |
8 | 7 | 6 | ……………………… …………. .. 5 |
Для левой руки
8 | 7 | 6 | 5 |
…………….. 1 | …………………….. 2 | 3 | 4 |
(Листы собрать и обработать после занятия)
Обработка и интерпретация результатов теста (проводится после занятия с целью учёта индивидуальных показателей в организации образовательного процесса и развития каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями).
1. Подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и внести результаты в протокол;
2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом прямоугольнике;
3. На основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно нижеописанным критериям;
4. Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой руки, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из восьми прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100 %: KFa = ((сумма точек правой руки – сумма точек левой руки) / (сумма точек правой руки + сумма точек левой руки)) * 100%;
Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
• Сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-30 секунд он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у ребёнка сильной нервной системы;
• Стабильный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у учащегося нервной системы средней силы;
• Слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы ребёнка;
•Среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;
• Среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие дети относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.
V. Закрепление изученного: Человек среди людей.
1)Наши роли.
- Поскольку мы живём в обществе, то нам всякий раз приходится общаться с другими людьми. Мы живём дома, ходим учиться в школу, ходим в кино, в театр, в гости к друзьям и родственникам, ходим в магазин и т.д. Жизнь требует от нас, чтоб мы играли множество ролей, меняли образ своего я.
- Ответьте мне на вопрос, продолжите начатое предложение:
- в школе я… – ученик;
- в родной стране я… – гражданин;
- в магазине я… – покупатель;
- на дороге я… – пешеход;
- в транспорте я… – пассажир;
- в библиотеке я… – читатель;
- в театре я… – зритель;
- для друзей я… – друг.
- А теперь придумайте любое новое состояние вашего Я. Например:
- Я – путешественник,
- Я – музыкант,
-Я – знаменитый режиссер,
- Я – министр образования.
Попробуйте реально ощутить изменения в вашем внутреннем мире при изменении вашего образа Я.
2) Я – математик. Тест «Числовые ряды».
«Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?» - говорил известный древнегреческий учёный и философ Платон. Согласны ли, вы, ребята, с этим высказыванием? Какие ещё высказывания о математике вам известны? (Да, согласны, потому что математика помогает нам изучать и другие науки. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», - сказал М.В. Ломоносов).
- Так что же нам нужно для того, чтобы хорошо решать задачи, иметь успех в изучении математики? (Умение рассуждать, думать, мыслить).
- Вы правы, при изучении математики нам помогает логическое мышление, и сейчас мы узнаем, как оно развито у каждого из вас.
- Предлагаю вам 7 числовых рядов. Посмотрите внимательно на эти последовательности чисел, попытайтесь найти закономерности построения каждого ряда и допишите недостающие числа.
- 24 21 19 18 15 13 … … 7 (ответы: 12 9
- 1 4 9 16 … … 49 64 81 100 25 36
- 16 17 15 18 14 19 … … 12 21 13 20
- 1 3 6 8 16 18 … … 76 78 36 38
- 7 16 9; 5 21 16; 9 … 4 13
- 2 4 8 10 20 22 … … 92 94 44 46
- 25 24 22 19 15 … 10 4)
(Обработка результатов проводится по готовым ответам, высвеченным на экране, каждый учащийся получает столько баллов, сколько он получил верных ответов).
VI. Проверка усвоения изученного. Самооценка: Какой Я
В жизни нам приходится решать много разных задач, а для этого необходимы и знания, и опыт, и силы, но не всегда хватает и того, и другого, и третьего. Все по-разному относятся к своим задачам, у каждого человека своё отношение к делу, свой характер и свои способности. Характер человека отражается в отношении его:
- к окружающему миру, к природе, к вещам;
- к другим людям, к коллективу и обществу;
- к труду, к работе, своему делу;
- к самому себе.
В нашем Я есть и положительные, и отрицательные стороны. Сейчас мы попытаемся раскрыть ещё тайну человека – тайну самого себя. Выполняя этот тест, мы сможем дать себе самооценку, а заодно ответить на вопрос: Какой Я?
Тест. «Моя самооценка»
Инструкция. Возьмите лист самооценки с двумя колонками: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно поставьте «+» против тех качеств, которыми обладаете.
№ | Мои достоинства | № | Мои недостатки | ||
Аккуратность | Безволие | ||||
Бережливость | Беспечность | ||||
Бесстрашие | Безответственность | ||||
Вежливость | Болтливость | ||||
Внимательность | Вспыльчивость | ||||
Гуманность | Высокомерие | ||||
Доброта | Гордость | ||||
Заботливость | Грубость | ||||
Искренность | Жадность | ||||
Исполнительность | Жестокость | ||||
Любознательность | Зависть | ||||
Настойчивость | Застенчивость | ||||
Надёжность | Избалованность | ||||
Находчивость | Злопамятность | ||||
Общительность | Капризность | ||||
Осторожность | Лень | ||||
Остроумие | Лживость | ||||
Отзывчивость | Лицемерие | ||||
Принципиальность | Медлительность | ||||
Рассудительность | Мстительность | ||||
Решительность | Небрежность | ||||
Самостоятельность | Нерешительность | ||||
Самокритичность | Невнимательность | ||||
Сострадание | Несдержанность | ||||
Скромность | Обидчивость | ||||
Смелость | Рассеянность | ||||
Старательность | Развязность | ||||
Справедливость | Самодовольство | ||||
Трудолюбие | Трусость | ||||
Усидчивость | Слабость | ||||
Увлечённость | Самоуверенность | ||||
Уверенность | Чёрствость | ||||
Честность | Хитрость | ||||
Чуткость | Эгоизм | ||||
Щедрость | Хвастовство |
- Теперь прочтите, какой вы?
Я – вежливый, добрый, …,чуткий (дети читают из первого столбца свои положительные качества).
- Что мешает вам достигать своих целей?
Болтливость, лень, …, слабость (учащиеся читают из второго столбца свои отрицательные качества).
Подсчитайте количество «+» отдельно в первом столбце и во втором столбце и разделите в каждом случае на 35 (можно использовать калькулятор).
Ключ: Если в результате деления получится значение от 0,4 до 0,6, то у ребёнка правильная самооценка. Если меньше, чем 0,4, то оценка занижена для положительных качеств, и завышена для отрицательных. Если больше, чем 0,6, то самооценка завышена для положительных и занижена для отрицательных качеств.
VII. Рефлексия: Ступеньки вверх.
- Пусть у нас сегодня пока что-то не получается. Но это пока. Когда-то мы не умели ходить и говорить. Когда-то я не знала таблицу умножения. А вчера Света не могла решить задачу. Да, но это вчера, а сегодня получилась! Сейчас осталось разобраться, что же происходит с нашим Я со временем. Есть ли в нас изменения? Подумайте и расскажите мне о том, что у вас раньше не получалось, а сейчас вы справляетесь с этой задачей. (Ребята рассказывают свои истории).
- Если сравнить себя сегодняшнего с собой вчерашним, в нас что-то изменилось?
Мы стали какими? (Другими, умнее, опытнее). К чему мы должны стремиться завтра? (Ребята отвечают: к улучшению себя, к развитию и совершенствованию, к росту…).
- Как только мы решаем какую-то задачу, появляется другая – более сложная. Рост и развитие человека должно происходить без остановок. Нет предела совершенству. Мы не можем сразу запрыгнуть на пятую или десятую ступеньку, но поднимаясь на одну ступеньку вверх, мы очень скоро достигаем и десятой.
Всё человечество состоит из множества Я-личностей. Можем ли мы сразу изменить большое, общее Я? Почему? (Ответы: Потому что мы не можем изменить других и весь окружающий мир, мы можем изменять лишь себя).
Вспомним известное изречение римского философа и оратора Цицерона Марка Тулия: «Мир невозможно изменить, изменить можно лишь себя и своё отношение к нему».
- Вывод: Если каждый из нас изменится к лучшему, то станет лучше на всей земле.
- Что нужно делать для того, чтобы стать лучше? (Дети отвечают: Познавать новое, наблюдать, упражняться, действовать, учиться, развиваться…)
- «Век живи, век учись». В справедливости этой поговорки нельзя усомниться. Сейчас мы узнаем: нравится ли вам учиться?
Анкета для учащихся
1. Нравится ли тебе учиться?
а) очень нравится; б) не очень; в) не нравится; г) затрудняюсь ответить.
2. С каким настроением ты обычно идешь в школу?
а) чаше с хорошим; б) когда как; в) с плохим; г) затрудняюсь ответить.
3. Как тебе дается учение в школе?
а) учусь хорошо, дается легко; б) учусь хорошо, дается нелегко; в) учусь неважно, но дается легко; г) учусь неважно, дается трудно.
- Какие предметы тебе нравятся? Перечисли.
____________________________________________________________________
- Какие предметы для тебя самые трудные в школе?
_________________________________________________________________
- Быстро ли ты запоминаешь новый учебный материал?
а) сразу в классе; б) уточняю дома некоторые моменты;
в) большинство материала заучиваю дома, г) затрудняюсь ответить.
7. Выясняешь ли ты непонятные вопросы у учителя или одноклассников?
а) всегда; б) иногда; в) никогда.
8. Пропускаешь ли ты занятия в школе без уважительных причин?
а) часто; б) иногда; в) не пропускаю.
9. Делаешь ли ты домашние задания?
а) всегда; б) чаше делаю; в) иногда; г) не делаю.
- Сколько времени у тебя обычно уходит дома на выполнение домашних заданий?
_____________________________________________________________________
- Стремишься ли ты выполнять до конца домашние задания, если они у тебя не получаются?
а) всегда; б) часто; в) иногда; г) никогда.
- Занимаешься ли ты в кружках, секциях, с родителями, репетиторами?
_______________________________________________________________________
- Чувствуешь ли ты себя усталым после окончания занятий?
а) постоянно; б) часто; в) иногда; г) никогда.
14. Что мешает тебе учиться лучше?
а) несправедливая оценка знаний;
б) неинтересные, скучные занятия;
в) мало информации на уроках;
г) плохая организация занятий в школе;
д) недостаточное обеспечение литературой, учебниками;
е) неудобное расписание уроков;
ж) неприязнь, невнимание учителя;
з) большая нагрузка в школе;
и) невнимательность, несобранность на уроках;
к) плохие отношения с товарищами;
л) плохие условия для занятий дома.
Обработка полученных данных (после занятия).
VIII. Итог занятия:
- Одному из семи древнегреческих мудрецов Фалесу Милетскому – математику и философу принадлежит знаменитый тезис «Познай себя!». Всю свою жизнь он посвятил изучению природы и научным исследованиям, предсказал солнечное затмение в 583 году до н.э, при наступлении которого была прекращена война в Греции. Однажды, наблюдая звёзды, он упал в колодец и фракийская рабыня посмеялась над ним: «Хочет знать что делается на небе, а что у него под ногами, не видит».
- Познавая себя и окружающий мир, не забывайте смотреть себе под ноги.
- Сядьте, пожалуйста, прямо, закройте глаза, сложите ладошки и протяните их ко мне! Я сейчас пройду и положу вам в ладошки что-то, а вы попробуйте отгадать что это. Что я положила вам в ладошки?
- Шарик.
- На что он похож? (на ягоду, на мячик, на горошину, на глобус)
- А ещё он похож на нашу Землю. Именно таким маленьким шариком она видится из Космоса. Таким же маленьким пока является и ваше Я, ваш маленький мир, такой маленький и хрупкий, но такой интересный и загадочный. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Всё в ваших руках!
Домашнее задание.
Упражнение 1. Составьте рассказ о себе (можно подготовить презентацию).
Инструкция. Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, кто вы, сколько вам лет, где и как учитесь, где живете, какой вы человек, что любите, какие у вас интересы, какого вы роста... Имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.
Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи» Ответить на вопрос «Кто я?»
Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.
Предварительный просмотр:
Кононенко О.П.
Занятие 2.
Тема: Ощущения и восприятие.
Цели:
Познавательные:
- актуализировать и обобщить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира,
- формировать у детей первоначальные понятия восприятия и ощущений, как основы познавательного процесса;
Личностные:
- способствовать формированию у школьников правильной самооценки своих способностей: восприятия, ощущений и наблюдательности;
- воспитывать самоценность личности, стремление к саморазвитию;
Метапредметные:
- формировать умения принимать цели учебной деятельности, осуществлять контроль в процессе своей работы;
- способствовать обогащению внутреннего мира школьников, осуществлять общекультурное развитие;
- формировать умения сличать опыт и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, часы, песочные часы;
- Слайды по теме урока с картинками к заданиям;
- Непрозрачный мешочек с ягодами фейхоа или другими экзотическими, не известными детям;
- Чистые листы А-4, линейка, карандаш (25 шт);
- Три прозрачных пакета: с орехами, с ручками, с транспортирами;
- Звуковая запись работающей дрели, шума прибоя, пения канарейки, шума мотоцикла, голоса директора, шума ветра, голоса классного руководителя, голоса дельфина;
- Непрозрачный мешочек с орехами, спичечными коробками, карандашами;
- Непрозрачный мешочек с ластиком, мелом, блокнотом, нитками, конфетами, флешкой, клеем.
- Непрозрачный мешочек с деревянным кубиком, пластмассовыми и железными деталями, стеклянным шариком, шёлковой, хлопчато-бумажной, шерстяной и бархатной тканями, картоном.
- Коробочки с ванилью, корицей, лавровым листом, мятой, апельсиновой коркой, мылом, зубной пастой, духами, какао порошком, лимонной коркой.
Ход занятия
- Организационный момент. Психологический настрой.
«Я – это Я» (текст тренинга А. Спиваковской остался у учащихся с предыдущего занятия).
- Проверка домашнего задания.
Несколько человек (по желанию) представляют себя с помощью презентации.
- Разминка. Блиц-опрос: Что это?
- Белый или прозрачный, холодный, твёрдый, не тонет в воде. (Лёд).
- Что есть у кошки, у тигра, у человека и у улитки? (Усы).
- Зелёная, колючая, растёт в лесу, пахнет смолой. (Ёлка).
- Что можно видеть только с закрытыми глазами? (Сон).
- Что есть у каждого из вас, у чеснока и у расчёски? (Зуб).
- Лёгкий, холодный, белый, красивый. (Снег).
- Жёлтый, овальный, сочный, кислый, ароматный. (Лимон).
- О чём ведётся разговор? – Это чёрная? – Нет, красная. – А почему белая?
- Потому что зелёная. (Смородина).
- Двузначное число, меньше 100, делится и на 10 и на 9. (90).
- Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь в десять раз умней. (Книга).
- Определение темы и целей урока.
- Ребята, скажите, как вам удалось так быстро найти ответы на все вопросы?
- Потому что мы уже знаем все эти предметы и слова, они нам знакомы.
- Откуда они вам знакомы?
- Мы видели их раньше, слышали о них, говорили.
- То есть у вас уже были знания и представления об этих предметах и явлениях.
- А теперь ответьте мне на вопрос: «Что лежит в этом мешочке?
(Несколько ребят подходят к учителю и пытаются на ощупь угадать что лежит в мешочке, но это им не удаётся).
- Давайте посмотрим, что же здесь? (Учитель выкладывает на стол несколько ягод фейхоа (можно другой экзотический фрукт не знакомый детям), разрезает пополам несколько из них, даёт попробовать по желанию).
- Что можно сказать об этом? Что это? Какая форма у ягоды? Какие размеры? Какой цвет? Какой вкус?
(Здесь можно показать слайд с изображением и описанием фейхоа).
- Фейхоа – небольшая ягода овальной формы, длиной от 3 до 5 см, диаметром до 4 см. Масса среднего плода составляет от 15 до 50 г. Плод фейхоа имеет окраску от светло- до темно-зеленого, иногда с беловатым налетом, на одной верхушке высохший «хвостик». Кожица тонкая плотная, может быть гладкой или слегка бугристой, морщинистой. Мякоть под кожицей, в зависимости от степени зрелости, бывает от белой или кремовой до коричневатой (в последнем случае говорят об испорченности ягоды). Внутри мякоть поделена на секции, в центре которых есть несколько светлых съедобных семян. Консистенция спелого фейхоа светлая и желеобразная. На вкус ягода сочная, кисло-сладкая, напоминает смесь земляники с ананасом или клубники с киви (вкусы у людей разные).
- Произрастает в странах с субтропическим климатом: в Южной Америке (Бразилии, Колумбии, Аргентине, Уругвае) на Кавказе и юге России (Краснодарский край), Абхазии, Грузии, в Крыму и Средней Азии.
- Ребята, почему вы не сумели отгадать что лежит в мешочке?
- Потому что раньше мы не видели этих ягод, не знали о них.
- А как называется процесс получения знаний?
- Познавательный процесс.
- Как мы познаём окружающий мир? Что нам помогает в этом?
- Мы наблюдаем, слушаем, трогаем руками, нюхаем, пробуем на вкус, ощущая отдельные свойства предмета, а затем воспринимаем этот предмет со всеми присущими ему качествами как целостное явление.
- Что нам помогает в этом?
- Наши органы чувств: глаза, уши, нос, руки, язык. Они питают наш мозг информацией и дают пищу для мыслительной деятельности. Самые первые знания об окружающем нас мире мы получаем с помощью ощущений и восприятия.
- В познавательном процессе ощущения и восприятие являются основой получения знаний. Поэтому сегодня мы попытаемся расширить ваши представления о чувственном познании окружающего мира, составим краткую характеристику своих ощущений и восприятия, а также, узнаем, как тренировать свои органы чувств, для того, чтобы учиться нам было легче и результаты обучения были бы выше.
- Диагностика ощущений и восприятия.
- Ощущение- процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания.
- Восприятие- процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
- В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора принято выделять следующие виды восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, координационные и др. Кроме того, рассматриваемый процесс выделяет и некоторые другие, формирующиеся на основе комплексного действия анализаторов: восприятие времени (фиксация отрезков прошедшего времени), пространства (объем объектов, расстояние между ними, взаимное расположение), формы, величины, глубины и т.д.
- Известно, что практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг.
Целенаправленное планомерное восприятие объектов для их понимания составляет наблюдение. Наблюдательность – очень ценное качество личности, необходимое человеку для его практической деятельности.
1)Определение глазомера.
а) Постройте отрезок на чистом белом листе. Определите на глаз его длину. Измерьте длину отрезка линейкой. Сравните результат с вашим предположением.
(Отличный результат - при совпадении результата измерений с определением «на глаз» или отклонением до + 0,5см, хороший, если отклонение в пределах до + 1см, удовлетворительный в пределах до + 1,5см, неудовлетворительный – при отклонениях более 1,5см).
б) Определите на глаз размер предмета, который показывает учитель. Узнайте точный размер. Определите уровень ошибки.
в) Определите на глаз сколько предметов в прозрачном пакете (можно взять любые предметы, инструменты, карандаши, ручки, орехи и т.д).
г) В учебнике 140 страниц. На какой странице сделана закладка?
д) Какого размера доска в классе? Какие размеры имеет школьная тетрадь? Учебник? и т.д.
е) Поставьте в соответствие отрезкам А, Б, В, Г, Д отрезки из ряда 1-12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
А Б В Г Д
(Ответ: А – 10, Б – 5, В – 12, Г – 7, Д – 1. Отлично – 4-5 совпадений, хорошо – 3совпадения, удовлетворительно – 2, неудовлетворительно – 1-0)
2) Определение слуховой чувствительности.
а) Узнай по голосу кто назвал число.
Для этого один из учащихся поворачивается спиной к классу. Другой учащийся называет число. Первый ученик отгадывает кто назвал число, затем дети меняются ролями и т.д)
б) Узнай по звуку явление, предмет или голос.
Учащимся предлагается запись на электронном носителе на 1-2 секунды: работа дрели, голос дельфина, шум прибоя, шум мотоцикла, бой барабана, шум ветра, пение канарейки, голос директора и т.д.)
в) Определи место звука.
Один ученик с завязанными глазами садится посередине классной комнаты лицом к доске. Его задача определить слева, справа, спереди или сзади слышен звук удара ручку о ручку или других предметов. Участвуют несколько желающих. Чтобы поучаствовали все учащиеся, можно для каждого задания привлекать учащихся с одного ряда.
Физкультминутка (под музыку с разным диапазоном).
3) Определение тактильной чувствительности.
а) Узнайте на ощупь сколько предметов в закрытом мешочке. Ребята (с одного ряда) по очереди подходят к учителю и, опустив руку в закрытый мешочек, пытаются угадать сколько орехов, спичечных коробок, карандашей или любых других предметов в мешочке. Результаты записываются в таблицу, а затем проверяется кто наиболее точно угадал количество предметов.
б) Что в мешочке?
Дети (со второго ряда) на ощупь определяют предметы в закрытом мешочке (ластик, мел, блокнотик, транспортир, флешка, нитки, орехи, конфеты и др.)
в) Из какого материала предметы?
Ребята (с третьего ряда) по очереди пытаются угадать из какого материала изготовлены предметы, лежащие в закрытом мешочке (деревянный кубик, пластмассовая деталь, стеклянный шарик, бархатная ткань, картонная фигура, железная деталь, шёлковая ткань, хлопчато-бумажная ткань, шерстяная ткань, фарфоровая фигурка, резиновая игрушка и др)
4) Оценка восприятия времени
а) Сколько чисел назовёте за 10 секунд в нормальном темпе. Учитель засекает время и даёт команду, учащийся считает до сигнала «Стоп!»
б) Отгадайте, сколько секунд прошло от сигнала до сигнала.
в) Отдохните полминуты. Положите руки на стол, а голову на руки, закройте глаза, через полминуты поднимите голову и откройте глаза.
5) Проверка наблюдательности
а) Рассмотрите рисунок в течение 1 минуты (можно предложить слайд презентации). Через минуту рисунок (слайд) убирается. Расскажите, что увидели на рисунке.
б) Рассмотрите два одинаковых рисунка. Найдите 5 отличий.
в) Рассмотрите порядок расположения предметов на столе или на слайде. Через 30 секунд слайд меняется. Что изменилось?
6) Определение чувствительности обоняния
Определите запах.
Учащимся по очереди предлагаются в закрытых коробочках или стеклянных баночках различные предметы, которые им не видны, но приоткрывая крышку, можно почувствовать запах и угадать что это (мыло, апельсиновая корка, зубная паста, ванилин, мята, лимон, шоколадная конфета, какао порошок, духи, лавровый лист и др).
- Упражнения на закрепление и развитие ощущений
- Упражнения для глаз
а) Закройте глаза на 30 секунд, откройте, быстро поморгайте 6 раз, сфокусируйте свой взгляд на указанном учителем предмете (точка на доске, выключатель, ручка и т.д), сосчитайте до 6 и снова повторите упражнение.
б) Вращение глазными яблоками 6 раз по часовой стрелке, 6 раз против часовой стрелки.
в) Быстро поморгайте 6 раз, зажмурьте глаза, сосчитайте до 6. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо. Повторите упражнение 3 раза.
г) Путешествие взглядом от предмета к предмету по маршруту, указанному учителем.
- Упражнения для повышения слуховой чувствительности
а) Попытайтесь услышать сказанное шёпотом (Сегодня на уроке мы изучаем ощущения и восприятие).
б) Попытайтесь угадать какая музыка или песня звучит (очень тихо).
в) Послушайте звук тишины, своё дыхание, биение своего сердца, звук в горле при глотании слюны.
- Домашнее задание
- Упражнения для развития наблюдательности
Напишите мини-сочинение «Когда я сегодня шёл со школы, я наблюдал, как …, я видел…, я думал, что…»
- Итог урока.
Рефлексия. О чём мы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали вы сегодня? Что было интересного? Что удивило тебя? Что запомнилось? Что ты будешь использовать в своей жизни из того, что узнал сегодня?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-104087-1377881623.jpg)
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-333919-1383847248.jpg)
Интегрированный урок по литературе и математике в 5 классе по теме «Л.Н. Толстой – педагог, писатель и математик»
Урок обобщения и закрепления знаний.Этапы урока: 1. Создание проблемной ситуации. Спор математики и литературы. 2. Исторические сведения о педагогической деятельности Л.Н. толстого и о его "Азбуке". 3...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Проект урока по предмету Предмет: математика Тема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Галимова Н.В., учитель математики высшей квалификационной категории
Галимова Нина Викторовна учитель математики высшей категории МОУ «СШИ №2» г.МагнитогорскаПроект урока по предметуПредмет: математикаТема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольникаТип ур...
Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»
Урок направлен на установление межпредметной связи с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также на у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-280123-1376687443.jpg)
Интегрированный урок по ОБЖ и математике в 8 классе по теме: «Математика в правилах дорожного движения»
Урок формирует навыки решения задач на движениие прикладного характертера. При решении задач, обсуждаются правила дорожного движение. Также при рассмотрении диаграмм, анализируется статистика ДДТТ по ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-1086887-1543386313.jpg)
План-конспект урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе по теме «Отношения» УМК: «Математика.6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир
Тема урока: ОтношенияТип урока:Урок изучения нового материалаЦели деятельности учителя:Создание условий для знакомства учащихся с понятиями: «отношение...