Урок №1 по курсу "Нестандартная математика"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Кононенко Ольга Петровна

Конспект первых  уроков  по курсу "Нестандартная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок № 155.56 КБ
Файл Урок № 231.69 КБ
Файл Урок № 31.06 МБ

Предварительный просмотр:

С 1 сентября 2015 года будет осуществлён обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Ведущие принципы ФГОС общего образования – это принципы преемственности и развития. При этом изменяются требования к результатам обучения, представленным в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов, овладение которыми позволяет учащимся саморазвиваться и самосовершенствоваться в течение всей жизни. Меняется образовательная парадигма, переводящая процесс обучения школьников на деятельностный метод, источником которого является культура и социокультурный опыт человечества, что требует изменения роли учителя, его готовности к творческой деятельности, к самостоятельности в поиске решения актуальных педагогических задач.

В этот переходный период, когда у педагогов ещё мало нового опыта, а старый укоренился так, что с ним трудно расстаться, учителю требуется помощь, и эту помощь я предлагаю в виде конспектов занятий факультативного курса «Нестандартная математика», рассчитанного на три года (4-6 классы), который был представлен в предыдущем номере журнала. Занятия могут браться за основу и, на усмотрения учителя, конструироваться по его желанию, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и возможностей учителя, дополняться другими материалами.

Занятие 1.

Тема:  Самопознание или вопросы к себе.

Цели: 

Познавательные: 

  • определить основные черты характера личности;
  • формировать представления об индивидуальных особенностях каждого человека;
  • исследовать логический аспект математического мышления. 

Личностные: 

  • способствовать формированию у детей положительных нравственных характеристик, развивать волевые качества;
  • воспитывать самоценность личности, стремление к саморазвитию, формировать правильную  самооценку;

Метапредметные: 

  • способствовать развитию умений исследовать качества своей личности;
  • создать условия для формирования самостоятельности учащихся;
  •  способствовать формированию у ребят потребности в самореализации на основе полученных знаний. 

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран, часы;
  • Листы с именами детей на доске или презентация имён; 
  • Листы с текстом тренинга «Я – это Я» (25 шт);
  • Лист белой бумаги и ножницы ( формат А4 – 25 шт); 
  • Лист с тестом «Числовые ряды» (25 шт);
  • Листы с тестом «Моя самооценка» (25 шт); 
  • Листы с таблицами для темпинг-теста Е.П. Ильина (25 шт); 
  • Листы с тестом «Нравится ли вам учиться?» (25 шт);
  • Мелкие шарики, цветные карандаши (25 шт);

Ход занятия

  1. Психологический настрой.

«Все, что человек хочет, непременно сбудется.
А если не сбудется, то и желания не было.
А если сбудется не то, разочарование только кажущееся - сбылось именно то…»

                                      Александр Блок

- Сегодняшнее занятие мне хочется начать именно с этих строк, которые как нельзя лучше помогают нам понять, что всё в нашей жизни осуществляется посредством желаний, устремлений к целям, к нашим мечтам.

- Поднимите руки те из вас, кто хотел бы учиться на одни пятёрки?

- Как замечательно! Все хотят учиться на «отлично»!

-  Поднимитесь те из вас, кто учится только на «5».

-  Поднимитесь те кто имеет только «4» и «5».

- Молодцы! Ваше желание учиться хорошо исполняется. А как вам удаётся добиваться этого? (Дети отвечают: я стараюсь, выполняю все задания, ищу информацию в интернете, много читаю, внимательно слушаю объяснение учителя и другое).

- А почему же тогда не все могут сейчас подняться? Вот было бы здорово, если бы все у нас в классе учились только на «5» и «4»! Почему же ваши желания не сбываются, как вы думаете?  (Дети дают разные ответы: не получается, не внимательно слушаю на уроках, не всегда выполняю домашние задания, не читаю учебник, отвлекаюсь на уроках, много играю в компьютерные игры и другие варианты).

- Оказывается, что для исполнения желания не достаточно только мечтать, нужно ещё и действовать, трудиться, постоянно помнить о своей мечте и обязательно верить в себя! Если некоторые школьники смогли достичь этой цели, то и остальным она под силу, потому что каждый из вас обладает способностями и талантами для её достижения.  

  1. Определение темы и целей занятия: Самопознание или вопросы к себе.

- Если я спрошу у каждого из вас «Кто ты?», - что вы мне ответите?

- Я – Миша Прохоров, ученик 4-го класса.

- Я – Юля Дмитриева.

- Хорошо! Вы называете мне свои имена и фамилии, свою главную роль на сегодняшний момент, а дальше у вас возникает затруднение, и вы не знаете о чём ещё можно сказать. Поэтому сегодня мы с вами будем размышлять и говорить о человеке, попытаемся определить основные черты характера человеческой личности, её особенности и сущность.

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - размышлял восемнадцатилетний Ф.М. Достоевский, чьё имя носит наша школа. Все свои выдающиеся литературные произведения Фёдор Михайлович посвятил разгадке этой тайны. И хотя вы ещё мало знакомы с его творчеством, попытайтесь вспомнить известные вам названия произведений Достоевского. («Преступление и наказание», «Бедные люди», «Игрок», «Униженные и оскорблённые», «Подросток»).

Человек – это самое простое и самое сложное творение Природы. Сегодня  мы попытаемся ответить на два главных вопроса:

-  Кто Я?

-  Какой Я?

- Наша задача заглянуть внутрь себя, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.

Совместное определение темы и целей урока.

  1.  Проверка домашнего задания: Что в имени тебе моём?  

- Имена –  удивительный дар,  преподнесенный  людям.  В каждом из них скрыта мудрость многих цивилизаций и поколений.  Каждое имя имеет свое происхождение, историю,  свои корни и звучание, и самое главное – свою энергетику.  Но кроме всего этого, собственное имя  является самым  дорогим  и желанным  словом  для каждого человека.  Кому не хотелось бы  услышать свое имя в красивом контексте? Откуда оно унас? (Его дают нам наши родители ).

- Люди, которые подарили нам жизнь, наши родители, дарят нам в подарок имя. Это несколько слогов, которые стали для нас приятными и такими желанными.

- А для чего человеку нужно имя? (Чтобы можно было обратиться к нему, окликнуть, поговорить, отметить человека, учесть его в организации, отличить от других…). Найдите глазами своё имя на доске. В нашем классе 25 красивых имён. Готовясь к сегодняшнему занятию, вы много нового узнали о своём имени. Поделитесь с нами!

(Ребята группами заранее подготовили представление имён одноклассников и проводят его с помощью презентации с использованием самой различной информации, стихов и фотографий. В этом конспекте представлена небольшая часть из домашнего задания)

Михаил

Михаил – удивительно светлое имя!
Он талантлив и смел, он отмечен судьбой.
И в словах, и в делах, и один, и с другими –
Он всегда и во всем остается собой.

Кристина

Какое красивое имя – Кристина, -
В нём звуков благих сочетанье поёт,
Оно сплетено, как из вербы корзина,
В нём столько добра и Небесных Высот!..

Юлия: 
Юлю нельзя не сравнить нам с юлой,
Ей очень нравится быть заводной!
В вечном движении, как водопад,
Разве он мог бы потечь вдруг назад?
 Иван: 
Иван – дар Бога. Имя дорогое.
Всегда его с достоинством носи.
Оно гораздо чаще, чем другое
Встречается повсюду на Руси).

А теперь посмотрим, что означают другие имена:

  • Никита.

Древнегреческого происхождения: победитель. Он знает себе цену, всегда целеустремлён, выбирает себе цель и идёт к ней прямым путем. Не любит, чтобы им командовали, он настойчив, упрям и одновременно — чувствителен и раним.

  • Артём.

Буквальный перевод с греческого: невредимый, безупречного здоровья.
Спокоен, никогда не навязывает другим своего мнения. В школе обычно не возникает никаких проблем. Много читает, всегда объективен в оценке ситуаций, всегда говорит правду, и порой им достается за это. Любит спорт. Доброжелателен и общителен.

  • Антон. 

Древнегреческого происхождения: вступающий в бой.  Антон - очаровательный ребенок. Обаяние он сохраняет и став взрослым. Очень работоспособен. Трудолюбив. Мастер своего дела. Много читает.

  •  Александр. 

В переводе с греческого: защитник людей. В детстве Александры часто болеют, но подростками усиленно занимаются спортом и вырастают крепкими и целеустремленными. Александры добиваются своего, из них получаются хорошие руководители, умеющие управлять коллективом и отдающие должное способным, одаренным сотрудникам. Пользуются репутацией справедливых людей.

  • Алина.

Другая, чужая – в переводе с греческого; благородная – в переводе с германо-французского. У Алины хорошая память, она быстро схватывает услышанное, и в школе Алина учится хорошо. Она любит рисовать и читать исторические романы.

  • Вячеслав.
  • Вячеслав - владеющий большей славой, умножающий славу, самый славный. (славянского происхождения) Эти мальчики растут крепышами, обладают выносливостью и хорошей силой воли. Благодаря этому добиваются в жизни своих целей.

 

  1.  Изучение нового: Я – это Я!


1)Практическая работа: 

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Ещё раз пополам и ещё раз. Вырежьте кусочки бумаги с двух сторон и снизу так, чтобы получилась снежинка. Разверните свои листы. Сравните снежинки друг друга. Есть ли у кого-то абсолютно похожие? Нет.

Вывод: В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и про  человека. Каждый человек неповторим и уникален.

2)Психолог МГУ Алла Семёновна Спиваковская предлагает нам с вами провести такой небольшой тренинг (у каждого ученика на столе лежит лист с текстом тренинга и все читают хором тихим голосом):

1. Я – это Я.

Во всём мире нет абсолютно такой(го) же как Я.

2. Мне принадлежит всё что есть во мне: сознание и мысли, образы и чувства. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки.

3. Я сам(а)  выбираю то что мне нужно. Я могу отбросить то, что мне не подходит.

4. Я могу видеть, слышать, чувствовать, говорить и думать. Я могу действовать, а значит – могу жить.

5. Я могу вносить порядок и разумность в мир вещей и людей вокруг меня.

6. Я принадлежу себе и потому могу строить себя. И сегодня у меня есть все основания для радостной и спокойной улыбки.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я очень надеюсь, что у нас сегодня не будет грустных лиц.

- Замечательно! Кто-то из нас смеётся веселее, кто-то бегает быстрее, кто-то аккуратнее пишет, а кто-то быстрее читает. Как вы думаете: почему все делают одно и то же, а результаты получаются разные у всех? (Потому что у всех разные способности, разные характеры, свои особенности).

3) Темпинг-тест Е.П. Ильина

- Ребята, сейчас я вам предлагаю провести небольшой темпинг-тест по методике Е.П. Ильина, который  покажет наглядно свойства вашей нервной системы.

Инструкция к тесту.

- Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. По моему сигналу вы должны начать проставлять точки(можно палочки) в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время 5 с необходимо поставить в нем как можно больше точек (палочек). Переходить из одного прямоугольника в другой вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым прямоугольником бланка.

(Сначала работаем правой рукой. Подаю сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 секунд даю команду: «Перейти». По истечении 5 с. работы, в 8-м прямоугольнике подаю команду: «Стоп». Затем всё повторяем левой рукой).

 Тест

Стандартные бланки, представляющие собой листы бумагиА-4, разделенные на 8 расположенных по 4 в ряд равных прямоугольника.  Порядок простановки точек для правой и левой руки по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле № 5 должно располагаться под полем № 4.

Для правой руки

        …………

1

……………..

2

…………………..

3

………………………

…………                  4

8

7

6

………………………

…………. ..              5

Для левой руки

8

7

6

5

……………..

1

……………………..

2

3

4

(Листы собрать и обработать после занятия)

Обработка и интерпретация результатов теста (проводится после занятия с целью учёта индивидуальных показателей в организации образовательного процесса и развития каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями).

1. Подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и внести результаты в протокол;
2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом прямоугольнике;
3. На основании анализа формы кривой диагностировать силу нервной системы согласно нижеописанным критериям;

4. Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой руки, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из восьми прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100 %: KFa = ((сумма точек правой руки – сумма точек левой руки) / (сумма точек правой руки + сумма точек левой руки)) * 100%;

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
Сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в следующие 25-30 секунд он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у ребёнка сильной нервной системы;

Стабильный тип: максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у учащегося нервной системы средней силы;

Слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы ребёнка;

 •Среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;

Среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие дети относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.

 


        V. Закрепление изученного: Человек среди людей.

1)Наши роли.

- Поскольку мы живём в обществе, то нам всякий раз приходится общаться с другими людьми. Мы живём дома, ходим учиться в школу, ходим в кино, в театр, в гости к друзьям и родственникам, ходим в магазин и т.д. Жизнь требует от нас, чтоб мы играли множество ролей, меняли образ своего я.

- Ответьте мне на вопрос, продолжите начатое предложение:

- в школе я… – ученик;

- в родной стране я… – гражданин;

- в магазине я… – покупатель;

- на дороге я… – пешеход;

- в транспорте я… – пассажир;

- в библиотеке я… – читатель;

- в театре я… – зритель;

- для друзей я… – друг.

- А теперь придумайте любое новое состояние вашего Я. Например:

- Я – путешественник,

- Я – музыкант,

-Я – знаменитый режиссер,

- Я – министр образования.

Попробуйте реально ощутить изменения в вашем внутреннем мире при изменении вашего образа Я.

2) Я – математик. Тест «Числовые ряды».

«Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?» - говорил известный древнегреческий учёный и философ Платон. Согласны ли, вы, ребята, с этим высказыванием? Какие ещё высказывания о математике вам известны? (Да, согласны, потому что математика помогает нам изучать и другие науки. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», - сказал М.В. Ломоносов).

- Так что же нам нужно для того, чтобы хорошо решать задачи, иметь успех в изучении математики? (Умение рассуждать, думать, мыслить).

- Вы правы, при изучении математики нам помогает логическое мышление, и сейчас мы узнаем, как оно развито у каждого из вас.

- Предлагаю вам 7 числовых рядов. Посмотрите внимательно на эти последовательности чисел,  попытайтесь найти закономерности построения каждого ряда и допишите недостающие числа.
         

  1.    24     21     19   18   15   13   …   …   7                           (ответы:  12    9
  2.    1   4   9   16   …   …   49   64   81   100                                            25   36
  3.    16   17   15   18   14   19   …      …   12   21                                     13   20
  4.    1   3   6   8   16   18   …    …     76   78                                             36   38
  5.     7   16   9;    5   21   16;    9    …   4                                                      13
  6.     2   4   8   10   20   22   …   …   92   94                                             44   46                                                
  7.     25   24   22   19   15       …                                                               10   4)

   (Обработка результатов проводится по готовым ответам, высвеченным на экране, каждый учащийся получает столько баллов, сколько он получил верных ответов).

 VI. Проверка усвоения изученного. Самооценка: Какой Я 

В жизни нам приходится решать много разных задач, а для этого необходимы и знания, и опыт, и силы, но не всегда хватает и того, и другого, и третьего. Все по-разному относятся к своим задачам, у каждого человека своё отношение к делу, свой характер и свои способности. Характер человека отражается в отношении его:

  • к окружающему миру, к природе, к вещам;
  • к другим людям, к коллективу и обществу;
  • к труду, к работе, своему делу;
  • к самому себе.

В нашем Я есть и положительные, и отрицательные  стороны. Сейчас мы попытаемся раскрыть ещё тайну человека – тайну самого себя. Выполняя этот тест, мы сможем дать себе самооценку, а заодно ответить на вопрос: Какой Я?

Тест. «Моя самооценка»

Инструкция. Возьмите лист самооценки с двумя колонками: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно поставьте  «+» против тех качеств, которыми обладаете.

Мои достоинства

Мои недостатки

Аккуратность

Безволие

Бережливость

Беспечность

Бесстрашие

Безответственность

Вежливость

Болтливость

Внимательность

Вспыльчивость

Гуманность

Высокомерие

Доброта

Гордость

Заботливость

Грубость

Искренность

Жадность

Исполнительность

Жестокость

Любознательность

Зависть

Настойчивость

Застенчивость

Надёжность

Избалованность

Находчивость

Злопамятность

Общительность

Капризность

Осторожность

Лень

Остроумие

Лживость

Отзывчивость

Лицемерие

Принципиальность

Медлительность

Рассудительность

Мстительность

Решительность

Небрежность

Самостоятельность

Нерешительность

Самокритичность

Невнимательность

Сострадание

Несдержанность

Скромность

Обидчивость

Смелость

Рассеянность

Старательность

Развязность

Справедливость

Самодовольство

Трудолюбие

Трусость

Усидчивость

Слабость

Увлечённость

Самоуверенность

Уверенность

Чёрствость

Честность

Хитрость

Чуткость

Эгоизм

Щедрость

Хвастовство

- Теперь прочтите, какой вы?

 Я – вежливый, добрый, …,чуткий (дети читают из первого столбца свои положительные качества).

- Что мешает вам достигать своих целей?

Болтливость, лень, …, слабость (учащиеся читают из второго столбца свои отрицательные качества).

Подсчитайте количество «+» отдельно в первом столбце и во втором столбце и разделите  в каждом случае на 35 (можно использовать калькулятор).

Ключ: Если в результате деления получится значение от 0,4 до 0,6, то у ребёнка правильная самооценка. Если меньше, чем 0,4, то оценка занижена для положительных качеств, и завышена для отрицательных. Если больше, чем 0,6, то самооценка завышена для положительных и занижена для отрицательных качеств.

 

VII. Рефлексия: Ступеньки вверх. 

- Пусть у нас сегодня пока что-то не получается. Но это пока. Когда-то мы не умели ходить и говорить. Когда-то я не знала таблицу умножения. А вчера Света не могла решить задачу. Да, но это вчера, а сегодня получилась! Сейчас осталось разобраться, что же происходит с нашим Я со временем. Есть ли в нас изменения? Подумайте и расскажите мне о том, что у вас раньше не получалось, а сейчас вы справляетесь с этой задачей. (Ребята рассказывают свои истории).

- Если сравнить себя сегодняшнего с собой вчерашним, в нас что-то изменилось?

Мы стали какими? (Другими, умнее, опытнее).  К чему мы должны стремиться завтра? (Ребята отвечают: к улучшению себя, к развитию и совершенствованию, к росту…).

- Как только мы решаем какую-то задачу, появляется другая – более сложная. Рост и развитие человека должно происходить без остановок. Нет предела совершенству. Мы не можем сразу запрыгнуть на пятую или десятую ступеньку, но поднимаясь на одну ступеньку вверх, мы очень скоро достигаем и десятой.

Всё человечество состоит из множества Я-личностей. Можем ли мы сразу изменить большое, общее Я? Почему? (Ответы: Потому что мы не можем изменить других и весь окружающий мир, мы можем изменять лишь себя).

Вспомним известное изречение римского философа и оратора Цицерона Марка Тулия: «Мир невозможно изменить, изменить можно лишь себя и своё отношение к нему».

- Вывод: Если каждый из нас изменится к лучшему, то станет лучше на всей земле.

 - Что нужно делать для того, чтобы стать лучше?  (Дети отвечают:  Познавать новое, наблюдать, упражняться, действовать, учиться, развиваться…)

- «Век живи, век учись». В справедливости этой поговорки нельзя усомниться. Сейчас мы узнаем: нравится ли вам учиться?

Анкета для учащихся

1. Нравится ли тебе учиться?

а) очень нравится; б) не очень; в) не нравится; г) затрудняюсь ответить.

2. С каким настроением ты обычно идешь в школу?

а) чаше с хорошим; б) когда как; в) с плохим; г) затрудняюсь ответить.

3. Как тебе дается учение в школе?

а) учусь хорошо, дается легко; б) учусь хорошо, дается нелегко; в) учусь неважно, но дается легко; г) учусь неважно, дается трудно.

  1. Какие предметы тебе нравятся? Перечисли.

              ____________________________________________________________________

  1. Какие предметы для тебя самые трудные в школе?

             _________________________________________________________________

  1. Быстро ли ты запоминаешь новый учебный материал?

а) сразу в классе; б) уточняю дома некоторые моменты;

в) большинство материала заучиваю дома, г) затрудняюсь ответить.

7. Выясняешь ли ты непонятные вопросы у учителя или одноклассников?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

8. Пропускаешь ли ты занятия в школе без уважительных причин?

а) часто; б) иногда; в) не пропускаю.

9. Делаешь ли ты домашние задания?

а) всегда; б) чаше делаю; в) иногда; г) не делаю.

  1. Сколько времени у тебя обычно уходит дома на выполнение домашних заданий?

            _____________________________________________________________________

  1. Стремишься ли ты выполнять до конца домашние задания, если они у тебя не получаются?

а) всегда; б) часто; в) иногда; г) никогда.

  1. Занимаешься ли ты в кружках, секциях, с родителями, репетиторами?

            _______________________________________________________________________

  1. Чувствуешь ли ты себя усталым после окончания занятий?

а) постоянно; б) часто; в) иногда; г) никогда.

14. Что мешает тебе учиться лучше?

а) несправедливая оценка знаний;

 б) неинтересные, скучные занятия;

в) мало информации на уроках;

г) плохая организация занятий в школе;

 д) недостаточное обеспечение литературой, учебниками;

е) неудобное расписание уроков;

ж) неприязнь, невнимание учителя;

з) большая нагрузка в школе;

и) невнимательность, несобранность на уроках;

 к) плохие отношения с товарищами;

 л) плохие условия для занятий дома.

Обработка полученных данных (после занятия). 

VIII. Итог занятия: 

- Одному из семи древнегреческих мудрецов Фалесу Милетскому – математику и философу принадлежит знаменитый тезис «Познай себя!». Всю свою жизнь он посвятил изучению природы и научным исследованиям, предсказал солнечное затмение в 583 году до н.э, при наступлении которого была прекращена война в Греции. Однажды, наблюдая звёзды, он упал в колодец и фракийская рабыня посмеялась над ним: «Хочет знать что делается на небе, а что у него под ногами, не видит».

- Познавая себя и окружающий мир, не забывайте смотреть себе под ноги.

-  Сядьте, пожалуйста, прямо, закройте глаза, сложите ладошки и протяните их ко мне! Я сейчас пройду и положу вам в ладошки что-то, а вы попробуйте отгадать что это. Что я положила вам в ладошки?  

- Шарик.

- На что он похож? (на ягоду, на мячик, на горошину, на глобус)

- А ещё он похож на нашу Землю. Именно таким маленьким шариком она видится из Космоса. Таким же маленьким пока является и ваше Я, ваш маленький мир, такой маленький и хрупкий, но такой интересный и загадочный. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Всё в ваших руках! 

Домашнее задание.

Упражнение 1. Составьте рассказ о себе (можно подготовить презентацию).

Инструкция. Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, кто вы, сколько вам лет, где и как учитесь, где живете, какой вы человек, что любите, какие у вас интересы, какого вы роста... Имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи» Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.



Предварительный просмотр:

Кононенко О.П.

Занятие 2.

Тема:  Ощущения и восприятие.

Цели: 

Познавательные: 

  • актуализировать и обобщить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира,
  • формировать у детей первоначальные понятия восприятия и ощущений, как основы познавательного процесса; 

Личностные: 

  • способствовать формированию у школьников правильной самооценки своих способностей: восприятия, ощущений и наблюдательности;
  • воспитывать самоценность личности, стремление к саморазвитию;

Метапредметные: 

  • формировать умения  принимать цели учебной деятельности, осуществлять контроль в процессе своей работы;
  • способствовать обогащению внутреннего мира школьников, осуществлять общекультурное развитие;
  • формировать умения  сличать опыт и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран, часы, песочные часы;
  • Слайды по теме урока с картинками к заданиям; 
  • Непрозрачный мешочек с ягодами фейхоа или другими экзотическими, не известными детям;
  • Чистые листы А-4, линейка, карандаш (25 шт);
  • Три прозрачных пакета: с орехами, с ручками, с транспортирами;
  • Звуковая запись работающей дрели, шума прибоя, пения канарейки, шума мотоцикла, голоса директора, шума ветра, голоса классного руководителя, голоса дельфина;
  • Непрозрачный мешочек с орехами, спичечными коробками, карандашами;
  • Непрозрачный мешочек с ластиком, мелом, блокнотом, нитками, конфетами, флешкой, клеем.
  • Непрозрачный мешочек с деревянным кубиком, пластмассовыми и железными деталями, стеклянным шариком, шёлковой, хлопчато-бумажной, шерстяной и бархатной тканями, картоном.
  • Коробочки с ванилью, корицей, лавровым листом, мятой, апельсиновой коркой, мылом, зубной пастой, духами, какао порошком, лимонной коркой.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

«Я – это Я» (текст тренинга А. Спиваковской остался у учащихся с предыдущего занятия).

  1. Проверка домашнего задания.

Несколько человек (по желанию) представляют себя с помощью презентации.

  1. Разминка. Блиц-опрос: Что это?

-  Белый или прозрачный, холодный, твёрдый, не тонет в воде. (Лёд).

-  Что есть у кошки, у тигра, у человека и у улитки? (Усы).

-  Зелёная, колючая, растёт в лесу, пахнет смолой. (Ёлка).

-  Что можно видеть только с закрытыми глазами? (Сон).

-  Что есть у каждого из вас, у чеснока и у расчёски? (Зуб).

-  Лёгкий, холодный, белый, красивый. (Снег).

-  Жёлтый, овальный, сочный, кислый, ароматный. (Лимон).

- О чём ведётся разговор? – Это чёрная? – Нет, красная.  – А почему белая?

                                            -  Потому что зелёная.     (Смородина).

-  Двузначное число, меньше 100, делится и на 10 и на 9.   (90).

-  Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь в десять раз умней.          (Книга).

  1. Определение темы и целей урока.

-  Ребята, скажите, как вам удалось так быстро найти ответы на все вопросы?

-  Потому что мы уже знаем все эти предметы и слова, они нам знакомы.

-  Откуда они вам знакомы?

-  Мы видели их раньше, слышали о них, говорили.

-  То есть у вас уже были знания и представления об этих предметах и явлениях.

- А  теперь ответьте мне на вопрос: «Что лежит в этом мешочке?

(Несколько ребят подходят к учителю и пытаются на ощупь угадать что лежит в мешочке, но это им не удаётся).

-  Давайте посмотрим, что же здесь? (Учитель выкладывает на стол несколько ягод фейхоа (можно другой экзотический фрукт  не знакомый детям), разрезает пополам несколько из них, даёт попробовать по желанию).

-  Что можно сказать об этом? Что это? Какая форма у ягоды? Какие размеры? Какой цвет? Какой вкус?

(Здесь можно показать слайд с изображением и описанием фейхоа).

-  Фейхоа – небольшая ягода овальной формы, длиной от 3 до 5 см, диаметром до 4 см. Масса среднего плода составляет от 15 до 50 г. Плод фейхоа имеет окраску от светло- до темно-зеленого, иногда с беловатым налетом, на одной верхушке высохший «хвостик». Кожица тонкая плотная, может быть гладкой или слегка бугристой, морщинистой. Мякоть под кожицей, в зависимости от степени зрелости, бывает от белой или кремовой до коричневатой (в последнем случае говорят об испорченности ягоды). Внутри мякоть поделена на секции, в центре которых есть несколько светлых съедобных семян. Консистенция спелого фейхоа светлая и желеобразная. На вкус ягода сочная, кисло-сладкая, напоминает смесь земляники с ананасом или клубники с киви (вкусы у людей разные).

- Произрастает в странах с субтропическим климатом: в Южной Америке (Бразилии, Колумбии, Аргентине, Уругвае) на Кавказе и юге России (Краснодарский край), Абхазии, Грузии, в Крыму и Средней Азии.

-  Ребята, почему  вы не сумели отгадать что лежит в мешочке?

-  Потому что раньше мы не видели этих ягод, не знали о них.

-  А как называется процесс получения знаний?

-  Познавательный процесс.

-  Как мы познаём окружающий мир? Что нам помогает в этом?

-  Мы наблюдаем, слушаем, трогаем руками, нюхаем, пробуем на вкус, ощущая отдельные свойства предмета, а затем воспринимаем этот предмет со всеми присущими ему качествами как целостное явление.

-  Что нам помогает в этом?

-  Наши органы чувств: глаза, уши, нос, руки, язык. Они питают наш мозг информацией и дают пищу для мыслительной деятельности. Самые первые знания об окружающем нас мире мы получаем с помощью ощущений и восприятия.

-  В познавательном процессе ощущения и восприятие  являются основой получения знаний. Поэтому сегодня мы попытаемся расширить ваши представления о чувственном познании окружающего мира, составим краткую характеристику своих ощущений и восприятия, а также, узнаем, как тренировать свои органы чувств, для того, чтобы учиться нам было легче и результаты обучения были бы выше.

  1. Диагностика ощущений и восприятия.

-  Ощущение- процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания.

- Восприятие- процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

- В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора принято выделять следующие виды восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, координационные и др. Кроме того, рассматриваемый процесс выделяет и некоторые другие, формирующиеся на основе комплексного действия анализаторов: восприятие времени (фиксация отрезков прошедшего времени), пространства (объем объектов, расстояние между ними, взаимное расположение), формы, величины, глубины и т.д.

- Известно, что практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг.

Целенаправленное планомерное восприятие объектов для их понимания составляет наблюдение. Наблюдательность – очень ценное качество личности, необходимое человеку для его практической деятельности.

1)Определение глазомера.

а) Постройте отрезок на чистом белом листе. Определите на глаз его длину. Измерьте длину отрезка линейкой. Сравните результат с вашим предположением.

(Отличный результат -  при совпадении результата измерений с определением «на глаз» или отклонением до  + 0,5см, хороший, если отклонение в пределах до   +  1см, удовлетворительный в пределах до + 1,5см, неудовлетворительный – при отклонениях более 1,5см).

б) Определите на глаз размер предмета, который показывает учитель. Узнайте точный размер. Определите уровень ошибки.

в)  Определите на глаз сколько предметов в прозрачном  пакете  (можно взять любые предметы, инструменты, карандаши, ручки, орехи и т.д).

г)  В учебнике 140 страниц. На какой странице сделана закладка?

д) Какого размера доска в классе? Какие размеры имеет школьная тетрадь? Учебник?  и т.д.

е)  Поставьте в соответствие отрезкам А, Б, В, Г, Д отрезки из ряда 1-12

               1     2    3    4    5    6    7     8     9    10    11    12

                  А                 Б                   В                     Г                    Д

(Ответ: А – 10, Б – 5, В – 12,  Г – 7,  Д – 1. Отлично – 4-5 совпадений, хорошо – 3совпадения, удовлетворительно – 2, неудовлетворительно – 1-0)

2) Определение слуховой чувствительности.

а)  Узнай по голосу кто назвал число.

Для этого один из учащихся поворачивается спиной к классу. Другой учащийся называет число. Первый ученик отгадывает кто назвал число, затем дети меняются ролями и т.д)

б)  Узнай по звуку явление, предмет или голос.

Учащимся предлагается запись на электронном носителе на 1-2 секунды:  работа дрели, голос дельфина, шум прибоя, шум мотоцикла, бой барабана, шум ветра, пение канарейки, голос директора и т.д.)

в) Определи место звука.

Один ученик с завязанными глазами садится посередине классной комнаты лицом к доске. Его задача определить слева, справа, спереди или сзади слышен звук удара ручку о ручку или других предметов. Участвуют несколько желающих.  Чтобы поучаствовали все учащиеся, можно для каждого задания привлекать учащихся с одного ряда.

Физкультминутка  (под музыку с разным диапазоном).

 3)  Определение тактильной чувствительности.

а) Узнайте на ощупь сколько предметов в закрытом мешочке. Ребята (с одного ряда) по очереди подходят к учителю и, опустив руку в закрытый мешочек, пытаются угадать сколько орехов, спичечных коробок, карандашей или любых других предметов в мешочке. Результаты записываются в таблицу, а затем проверяется кто наиболее точно угадал количество предметов.

б)  Что в мешочке?

Дети (со второго ряда) на ощупь определяют предметы в закрытом мешочке (ластик, мел, блокнотик, транспортир, флешка, нитки, орехи, конфеты и др.)

в)  Из какого материала предметы?

Ребята (с третьего ряда) по очереди пытаются угадать из какого материала изготовлены предметы, лежащие в закрытом мешочке (деревянный кубик, пластмассовая деталь, стеклянный шарик, бархатная ткань, картонная фигура, железная деталь, шёлковая ткань, хлопчато-бумажная ткань, шерстяная ткань, фарфоровая фигурка, резиновая игрушка и др)

             

4)  Оценка восприятия времени

а)  Сколько чисел назовёте за 10 секунд в нормальном темпе. Учитель засекает время и даёт команду,  учащийся считает до сигнала «Стоп!»

б)  Отгадайте, сколько секунд прошло от сигнала до сигнала.

в)  Отдохните полминуты. Положите руки на стол, а голову на руки, закройте глаза, через полминуты поднимите голову и откройте глаза.

5)  Проверка наблюдательности

а)  Рассмотрите рисунок в течение 1 минуты (можно предложить слайд презентации). Через минуту рисунок (слайд) убирается. Расскажите, что увидели на рисунке.

б)  Рассмотрите два одинаковых рисунка. Найдите 5 отличий.

в)  Рассмотрите порядок расположения предметов на столе или на слайде. Через 30 секунд слайд меняется. Что изменилось?

6)  Определение чувствительности обоняния

Определите запах.

Учащимся по очереди предлагаются в закрытых коробочках или стеклянных баночках различные предметы, которые им не видны, но приоткрывая крышку, можно почувствовать запах и угадать что это (мыло, апельсиновая корка, зубная паста, ванилин, мята, лимон, шоколадная конфета, какао порошок,  духи,  лавровый лист и др).

  1. Упражнения на закрепление и развитие ощущений
  1. Упражнения для глаз

а)  Закройте глаза на 30 секунд, откройте, быстро поморгайте 6 раз, сфокусируйте свой взгляд на указанном учителем предмете (точка на доске, выключатель, ручка и т.д), сосчитайте до 6 и снова повторите упражнение.

б)  Вращение глазными яблоками 6 раз по часовой стрелке, 6 раз против часовой стрелки.

в)  Быстро поморгайте 6 раз, зажмурьте глаза, сосчитайте до 6. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо. Повторите упражнение 3 раза.

г)  Путешествие взглядом от предмета к предмету по маршруту, указанному учителем.

  1. Упражнения для повышения слуховой чувствительности

а) Попытайтесь услышать сказанное шёпотом (Сегодня на уроке мы изучаем ощущения и восприятие).

б)  Попытайтесь угадать какая музыка или песня звучит (очень тихо).

в) Послушайте звук тишины, своё дыхание, биение своего сердца, звук в горле при глотании слюны.

  1. Домашнее задание
  1. Упражнения для развития наблюдательности

Напишите мини-сочинение «Когда я сегодня шёл со школы, я наблюдал, как …, я видел…,  я думал, что…»

  1. Итог урока.

Рефлексия.  О чём мы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали вы сегодня? Что было интересного? Что удивило тебя? Что запомнилось? Что ты будешь использовать в своей жизни из того, что узнал сегодня?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Интегрированный урок по литературе и математике в 5 классе по теме «Л.Н. Толстой – педагог, писатель и математик»

Урок обобщения и закрепления знаний.Этапы урока: 1. Создание проблемной ситуации. Спор математики и литературы. 2. Исторические сведения о педагогической деятельности Л.Н. толстого и о его "Азбуке". 3...

Проект урока по предмету Предмет: математика Тема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Галимова Н.В., учитель математики высшей квалификационной категории

Галимова Нина Викторовна учитель математики высшей категории МОУ «СШИ №2» г.МагнитогорскаПроект урока по предметуПредмет: математикаТема: Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольникаТип ур...

Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»

Урок направлен на установление межпредметной связи  с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также  на у...

Интегрированный урок по ОБЖ и математике в 8 классе по теме: «Математика в правилах дорожного движения»

Урок формирует навыки решения задач на движениие прикладного характертера. При решении задач, обсуждаются правила дорожного движение. Также при рассмотрении диаграмм, анализируется статистика ДДТТ по ...

План-конспект урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе по теме «Отношения» УМК: «Математика.6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир

Тема урока:        ОтношенияТип урока:Урок изучения нового материалаЦели деятельности учителя:Создание условий для знакомства учащихся с понятиями: «отношение...