Ведущие тенденции в образовании
учебно-методический материал на тему

Глазова Екатерина Николаевна

Ведущие тенденции и современные педагогические технологии в период модернизации образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведущие тенденции и современные педагогические технологии в период модернизации образования

Содержание

1 Введение

Новые требования к качеству современного образования

2. Основная часть

  1. Ведущие тенденции современного российского образования

Гуманизация образования

Компетентностный подход в образовании

Предпрофильное и профильное обучение

Актуальность выбора педагогических технологий в современной России

  1. Современные педагогические методы и технологии

Методы

Виды

Проблемы

3 Заключение

Практическая ценность настоящей работы

Литература: В.Г.Гульчевская, Е.А.Чекунова, О.Г.Тринитатская, А.В.Тищенко «Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях

Л.С.Подымова «Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников»

В.Ф.Базарный  «Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде»

Ведущие тенденции и современные педагогические технологии в период модернизации образования

Доклад  зам.директора по УВР

Глазовой Е.Н.

  1. Введение

Активно развивающиеся процессы модернизации российского образования предъявляют все более высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и практических умений. В настоящее время система образования в нашей стране находится в ситуации, когда возникла необходимость пересмотра подходов к воспитанию молодёжи. Будущий специалист должен обладать профессиональной мобильностью, уметь оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в научной и практической деятельности, быть открытым новому опыту, иметь творческое отношение к действительности. Новые требования к качеству современного образования должны обеспечить высокий уровень фундаментальных знаний и ключевых компетенций учащихся, развить у них способность самим решать проблемы в разных сферах деятельности, самостоятельно принимать ответственные решения.

О том, что традиционный тип обучения грамоте негативно влияет на здоровье не только детей, но и даже взрослых, замечено с самого начала возникновения письменности и книгопечатания.  И сразу же многие передовые педагоги забили настоящую тревогу по поводу того, что в школьной среде резко ухудшается физическое и нервно-психическое здоровье детей. Так, еще на заре всеобуча один из наиболее авторитетных педагогов-просветителей Г. Песталоцци (1805) вдруг оповестил миру: при традиционно складывающихся книжных формах обучения происходит непонятное "удушение" развития детей, "убийство" их здоровья.

Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». «Здоровьесберегающие технологии» - совокупность приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

1.        Учет индивидуальных особенностей учащихся, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.

2.        Недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затратах времени и сил учащегося и педагога.

3.        Обеспечение необходимого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе, укрепление психического здоровья учащихся.  

4. Делать акцент не только на организации учебного процесса, не приносящей вреда, но и на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической защиты и сохранения здоровья.

 

В этом докладе в систематизированном виде представлены основные проблемы модернизации российского образования,  показаны наиболее эффективные и современные образовательные технологии, даны рекомендации по их применению в повседневной практике.

  1. ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1.

Гуманизация образования

Гуманистическое образование характеризуется ценностным отношением к ученику как к субъекту жизни и познания. Это значит, что образовать человека сегодня - это   помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. В каждом человеке присутствуют механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания. Новое понимание основной цели образования заключается для педагога в том, чтобы развить в маленьком человеке эти механизмы и затем поддерживать их.  Реализация данной цели требует соответствующего содержания образования, технологий организации учебного процесса и возможна лишь при условии ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО подхода.

Личностно-ориентированный подход к обновлению содержания образования направлен на усиление его личностно-смысловой направленности. Обязательными компонентами содержания становятся:

- ценностный, направленный на оказание учащимся помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;

- познавательный – направленный на обеспечение учащихся научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе – как основе духовного развития;

- деятельностно-творческий – развитие у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей

- личностный – развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, жизненного самоопределения, формирования личностной позиции.

Технологии личностно-ориентированного образования направлены на организацию смысло-поисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, предоставление ребенку свободы принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения. Примерами таких технологий могут служить разноуровневое обучение, сотрудничество в команде, проектное обучение.

Общими принципами организации среды учения и  жизнедеятельности детей в личностно-ориентированном образовании являются:

- природосообразность – учет закономерностей «природного» (психофизического) развития детей, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья;

- культуросообразность – введение ребенка в мир культуры, оказание помощи и поддержки детской личности в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

- Индивидуально-творческий подход – удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности;

- жизнетворчество – включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных  условиях;

- сотрудничество – объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка и взаимоответственность;

- толерантность – способы поведения и реагирования, предполагающие такое взаимодействие, в котором господствуют интеллектуальная свобода и терпимость к любому мнению, принятие другого таким каков он есть, отказ от насилия, мысленное движение к пониманию другого, уважение человеческого достоинства, не дающее право чувствовать свое превосходство над другими.

2.2. Компетентностный подход в образовании

«Ключевая компетенция» - это вошедшая в субъективный опыт система знаний, умений и навыков, имеющая универсальное значение, т.е. которая может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем.

Среди наиболее важных компетентностей, которыми должен овладеть современный школьник, можно выделить следующие:

- готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, сознавать свою роль и предназначение, осведомленность в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека, готовность к самостоятельной познавательной деятельности, готовность учащегося самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, знать необходимые способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию.

Так как компетенция – личное «достояние» учащегося, наиболее успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельного подхода. Это значит, что приобретение компетенций должно базироваться на опыте деятельности обучающихся. Например, чтобы научиться общению, бесполезно слушать научные доклады об общении, нужно общаться; нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике. Таким образом, я хочу сказать, что для того, чтобы научить общению необходимо общаться с учениками, и не только когда вы хотите выяснить, выучили ли они домашнее задание, но и объясняя им новый материал. Нельзя взять и посвятить пятнадцать минут объяснению нового материала (особенно в нашей коррекционной школе, где учатся дети с ЗПР, которые в принципе почти не могут сосредоточиться на уроках, не имеют терпения, не поленитесь, подойдите к психологу, дефектологу, спросите их, сколько наши дети могут высидеть, слушая трудный и незнакомый материал, и могут ли они вообще слушать?

Им не интересно то, что им непонятно, можно быть уверенным в том, что сложный материал они не смогут воспринять, если вы им будете его просто рассказывать, и даже показывать что-то на доске или на интерактивной доске).  Я, посещая множество уроков, видя, как объясняют новый материал учителя нашей школы, как они общаются с нашими детьми на уроке, вижу, что такая подача материала мало сказать – неэффективна, она просто уходит в «космос, в пространство», минуя сознание наших детей. Мы должны общаться с нашими детьми деятельно, т.е. интерактивно, это должно присутствовать в нашем сознании всегда, рассказывать материал и при этом задавать им такие вопросы, на которые они в состоянии ответить и которые помогут им воспринять новый материал.

Например: я, как учитель математики, хочу рассмотреть подачу материала: уравнение. Сначала надо вспомнить, что математика  - это такая наука, что без формул и уравнений здесь просто не обойтись. А в них обязательно участвуют выражения с буквами. Что же такое «буквенные выражения»? (Это те выражения, в которых встречаются буквы – я вас уверяю, кто-нибудь да вспомнить это определение или даже сообразит).  «Нужно понимать, - продолжает учитель, - что в каждом таком выражении за буквами скрываются числа. А может кто-нибудь вспомнит, как звучит определение е «буквенного выражения»?  Здесь они могут не вспомнить определения, им можно подсказывать, начиная это определение самой: «Буквенным выражением называют запись, в которой числа и буквы соединены (чем? – можно тут задать вопрос) – конечно же знаками действия.  Иванов, выйди к доске и приведи пример буквенного выражения. Ребенок конечно же вспомнить элементарные понятия: а + 1, m – 2; и так далее.  «Если в буквенное выражение вместо буквы вставить число, - продолжает учитель, какое выражение получится 1 + 1 (числовое) Это если мы вместо а вставили : какое число, Петров? Конечно, единицу. А если мы вставим цифру 3, 5, 15?

Я вас уверяю, что дети справятся не с одним таким буквенным выражением, переводя его в числовое.

Теперь напишите мне любое равенство на доске, самое простое. Петров, выйди к доске и приведи пример равенства. Так вот, уравнением называют равенство, содержащее букву, если требуется найти неизвестное число, обозначенное этой буквой.

А решить уравнение – значит найти неизвестное число, обозначенное буквой. 2 + х = 5

Привести пример самого простейшего уравнения, причем, при этом попросить ученика это сделать под вашу диктовку. Здесь нелишне вспомнить, как найти неизвестное слагаемое и т.д. Можно задать вопрос: Как вы  думаете, неизвестное число в уравнении обязательно обозначают буквой икс?  И подвести их к ответу на этот вопрос.

Это называется «деятельный подход» к обучению.

2.3. Предпрофильное  и профильное обучение

Конечно, профильного обучения в нашей школе нет. Но если мы посмотрим определение профильного обучения, а это ни что иное, как  «средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более  полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

У нас в коррекционной школе, конечно, могут быть только зачатки профильного обучения. Если мы с вами вспомним Вертелину Татьяну, которая то хотела быть певицей, то музыкантом, то танцовщицей, никогда не учившись этому, не зная ни одной ноты, не зная ни одного музыкального произведения. Но после классного часа «Профессия – повар», я спросила у нее – не хочет ли она стать поваром, тем более, что в 4-й школе ее будут обучать этой приятной и доходной профессии. Она сказала, что подумает. Правда, эту профессию она все же не выбрала. Но если бы с ней работали с пятого-шестого класса в этом направлении классный руководитель, психолог, если бы все это время проводилась определенная работа с родителями, ( вы знаете. Танину маму, она тоже должна была понять, чему и где ей надо учить своего ребенка), может быть что-нибудь и определилось у нее к моменту выпуска.

В соответствии с целями профильного образования в нем должны воплотиться основные признаки личностно-ориентированного обучения. Благодаря этой работе учение для ученика приобретает личностный смысл и обеспечивается созданием условий для выбора тех профильных предметов, которые связаны с профессиональными планами ребенка. Каждый ученик обладает свободой выбора и возможностью принимать самостоятельные решения, но не такие, как стать певицей или музыкантом, а все-таки, должна быть видна работа учительского коллектива над формированием интересов детей, которых они обучают.  В конце-концов Татьяна поняла, что она хочет стать ветеринаром, это все-таки ближе к ней, чем певица или музыкант. Она и экзамен решила сдавать – биологию – и сдала его довольно хорошо, конечно, по нашим, коррекционным меркам. Мы просто все видели, что она хочет хорошо сдать, хочет хорошо подготовиться и она готовилась в меру своих сил. И это дорогого стоит.

Я не зря говорю о работе психолога, классного руководителя и всего учительского коллектива, т.к. одной из главных задач современной школы является грамотное педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения, т.е. педагогическая деятельность. А в нашей школе – не только педагогическая деятельность, но и едва ли не большее значение имеет работа узких специалистов, социального педагога, педагога-организатора.  

Предпрофильная работа включает в себя следующие направления: профориентационная работа (оказание помощи школьнику в осознании своих профильных склонностей и возможностей), профинформационная работа – информация об образовательных учреждениях, где можно продолжить обучение по выбранному профилю;  даже где-то внеурочная деятельность, из всего букета этой деятельности – проектные и исследовательские работы, участие в олимпиадах, научных конференциях, конкурсах, прохождение различного рода практик – для наших детей это участие в спортивных и художественных мероприятиях.

  1. Современные педагогические методы и технологии

Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

цели обучения;

содержание обучения;

средства педагогического взаимодействия;

организация учебного процесса;

ученик, учитель;

результат деятельности.

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

  Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Актуальность выбора педагогических технологий в современной России

  Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – 'правильный' и epos – 'речь').

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

  В итоге, как показывает проведенный психолого-педагогический мониторинг, индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5- 3,0 %. Примерно настолько же ежегодно возрастает число "исключительных" детей, поступающих в первый класс. Что же тогда творится в спивающейся российской глубинке?!

Ситуация осложняется появлением детей-беженцев и сирот при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим "некогда" заниматься воспитанием своих детей.

  Вторая тенденция - постоянно возрастающий разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учащимися и используемыми в школе педагогическими технологиями. По исследованиям Ростовского педагогического университета, в Северо-Кавказском регионе лишь 20-25 % учителей общеобразовательной школы работают на профессионально-творческом уровне. В результате выпускники школ не знают элементарной орфографии и пунктуации, почти не читают художественной литературы, имеют смутные представления о современных концепциях естествознания, не знают мировой географии. По официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран - членов ООН со 2-3 на 52- 55-е места.

  Все это обязывает нас в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

  Таким образом, Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В. С. Библер (В центре оригинальной философии В. Библера стоит понятие «диалог». Философ) объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

  Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

  Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

любить ребенка;

очеловечить среду, в которой он живет;

прожить в ребенке свое детство.

  Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Уровень педагогической культуры учителя во многом зависит от понимания им того, что технологии обучения могут применяться на различных структурных уровнях учебного процесса (виды работ, уроки, учебный процесс в целом, педагогические системы). Ведь каждый этап учебного процесса на любом его уровне и в любом звене, имеет свою определенную цель, последовательность действий, направленную на реализацию цели, ожидаемый результат. Следовательно, чтобы результат в каждом из звеньев не был случаен и не достигался каждый раз путем проб и ошибок, он должен строиться на технологической основе. Т.е. учитель будет работать значительно более продуктивно, если он владеет отработанной технологией проведения любого вида работы на уроке определенной целевой направленности.

Различные виды используемых в педагогической практике технологий.

Технологии на уровне образовательных концепций:

  1. Технологии развивающего обучения;
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. – технологии свободного воспитания и т.д.

Технологии на уровне педагогических систем:

  1. Технология объяснительно-иллюстративного обучения
  2. Технология проблемного обучения

Технологии на уровне форм обучения

  1. Технология комбинированного урока с комплексной целью
  2. Технология проблемного урока
  3. Технология урока решения задач
  4. Технология проведения семинара и т.д.

Ведущими (по мнению В.Г.Гульчевской с соавторами) должны быть технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями.

Технологии проблемного обучения, являющиеся основой развивающего обучения, имеют некую общую, присущую всем им внутреннюю логику, некий общий алгоритм реализации.

Вот этот алгоритм:

Последовательность этапов:

  1. Приемы для создания проблемной ситуации:

А. организация или актуализация определенного опыта, предшествующего проблемной ситуации и вступающего в противоречие с наблюдаемым явлением;

В. Организация сбора фактов о каком-нибудь объекте или явлении

С. Предъявление значимого или интересного детям задания (практического, исследовательского проекта, познавательной или предметной задачи) для решения которого у учащихся нет знаний или опыта;

Д Предъявление парадоксальной информации;

Е. моделирование конфликтной ситуации, создание условий для эмоционального переживания, удивления

  1. Формулирование проблемы

А. самостоятельный анализ ситуации, выявление противоречивых моментов, отделение известного от неизвестного;

В. Самостоятельной формулирование проблемы; постановка вопроса о проблеме поиска;

С. Планирование этапов и способов решения проблемы.

  1. Выдвижение гипотез

А. самостоятельный (индивидуальный или групповой) сбор фактов, дающий основание для выдвижения гипотез (на уроке или во внеурочное время)

В. Самостоятельное выдвижение гипотез методом «мозгового штурма» (стимулирование догадки, интуиции)

  1. Поиск решения проблемы

А. самостоятельная (индивидуальная или групповая) проверка каждой гипотезы путем: дополнительного сбора фактов, подведения под известные теоретические знания, анализа и дедуктивного обоснования, экспериментальной проверки и наблюдения

  1. Формулирование выводов

А. оформление выводов в виде письменного решения задачи, отчета по лабораторной работе, реферата, логического обоснования, ответа в конце-концов,

В. Устное сообщение, защита при обсуждении, доклад

С. Формулирование обобщенных выводов, условий, систематизация знаний по проблеме.

  1. Применение выводов на практике

А. самостоятельное составление заданий на применение нового знания

В. Иллюстрация верности найденного способа решения проблемы на задачах данного класса

Контроль и управление:

  1. Консультирование учителем и взаимное консультирование учащихся;
  2. Оказание помощи учителем, взаимопомощь
  3. Самоуправление
  4. Сотрудничество учителя с учащимися «на равных»
  5. Поэтапная отчетность по желанию учащихся перед учителем
  6. Итоговая отчетность в виде выступления или письменного отчета
  7. Коллективное обсуждение и рецензирование работ и выступлений, хода исследования, вклада каждого.

Меня больше привлекает технология исследовательской направленности.

Здесь прослеживаются этапы формирования умственных действий. Но как же волечь учащихся в самостоятельное действие? Например, начиная с чего-то известного ребенку, как от отправной точки, показать с новой стороны это же, чтобы вызвать удивление. И удивление не обязательно тем, что такое явление, или событие, или какое-то алгебраическое выражение имеет место в науке, а тем, что дети его знают, но знают с другой стороны.  Например, при изучении уравнений вспоминать давно изученные правила нахождения слагаемых, вычитаемого или уменьшаемого. Особенно это хорошо прослеживается в 8А классе, на мой взгляд эта технология исследовательской направленности может быть с успехом применена именно в этом классе. Они очень активно начинают пытаться отвечать на вопросы, когда они чувствуют, что учитель помогает им своими вопросами вспомнить то, что они когда-то изучали. Детям этого класса я постоянно говорю: «Вы знаете и помните больше, чем вы сами это сознаёте». Это говорит о том, что при правильных постановках наводящих вопросов, при умении учителя заинтересовать этих детей какой-нибудь проблемой, с ними можно очень плодотворно заниматься, и эта технология может иметь большую образовательную ценность.

  1. Как же организовать исследования, управляемые  самим учителем?

Это подведение учащихся путем анализа  и создания проблемных ситуаций к самостоятельному вычленению свойств, признаков, связей в изучаемом материале; совместное обсуждение учебного материала и способов работы с ним; стимулирование самостоятельного выведения и формулирования правил выполнения действия в целом, коллективное обсуждение образца выполнения действий и тем самым осмысливания этих действий;

  1. Дальше идет развернутое выполнение каждого действия и пошаговый самоконтроль

- это и проговаривание каждого действия, можно – подробную запись;

- оперативный пошаговый самоконтроль с самостоятельным комментированием;

- переход к свернутому выполнению действий (действие более быстрое, чем при обучении)

4. Самостоятельная отработка действия – самостоятельное осознание возможности более свернутого выполнения действия с более краткими записями; быстрый переход к проговариванию действия  к свернутому действию во внутреннем плане.

Цели проблемного изложения: - интерес к знаниям, осознание их значимости; активизация мыслительной деятельности; осознание процесса и процедур познания как решения проблем; усвоение обобщенных способов решения проблем, более прочное усвоение знаний.

  Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе.

Игровые технологии

Происхождение и социально-педагогическое значение игры

  Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

  Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

  В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

  В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

  Прежде всего следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);

как технология внеклассной работы.

  Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

  Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в. качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

  Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

  Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

  Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

  Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.

  Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

  Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

  Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность.

Выбор игры.Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать? каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), "продуктов" художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

  Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

  Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

  Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

  Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.

Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

  Основные принципы организации игры:

отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

принцип развития игровой динамики;

принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным".

  Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

Обязательная констатация результата игры.

Компетентное жюри.

Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

  Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Деятельностный метод

  Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они могут дать приращение знаний, умений, навыков, но не приращение развития. Чтобы обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс "в зону ближайшего развития" (Л. Выготский, Л. Занков).

  Действительно, включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе - не заложен в технологию объяснительно-иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в "традиционной" школе.

  Так, сообщение темы и цели урока не имеет ничего общего с постановкой проблемы. Объяснение нового материала не может заменить учебных действий детей, в результате которых они самостоятельно "открывают" новое знание: объяснение - это действия прежде всего учителя, а не учеников. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем знаний.

1 Постановка учебной задачи.

  Любой процесс познания начинается с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в логико-эмоциональном единстве. Необходимо удивление, идущее от невозможности сиюминутного обеспечения того или иного явления. Необходим восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.

  Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос, создающий "коллизию", то есть проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать - мне это интересно!). Четко формулируется цель урока.

2 "Открытие" детьми нового знания.

  Следующий этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.

  Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом - это диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода.

3 Первичное закрепление.

  Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).

  На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

  Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.

4 Самостоятельная работа с проверкой в классе.

  Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.

  В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия "про себя", как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.

  Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.

  Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит до 20 - 25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой - опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля; положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.

  Такой подход - можно назвать его "опережающей многолинейностью" (или, по Л.В. Занкову, "слоеным пирогом") - позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом: дети с невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы "не спеша" усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают "пищу для ума", что делает уроки привлекательными для всех детей и сильных, и слабых.

Отсроченный контроль знаний.

  Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

  Заметим, что успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно проходит - от уверенности учеников в свои силы, их познавательных интересов, их умения и желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении принципа психологической комфортности.

  Описанная технология обучения - деятельностный метод -может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного "наглядного" метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность, что формирует активную позицию учащихся.

Совершенствование качества российского образования исходит из необходимости подготовить выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной  самореализации, способности решать те задачи, которые ставит перед нами современная действительность.

 Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

проявлением и тренировкой познавательной активности;

показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

 Организация урока должна обязательно включать три этапа:

 - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

 - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

 -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

 - левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

 - правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

 - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

 Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

 Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

 Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Так, на уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

 Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

использование проблемных творческих заданий;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

 Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.

Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

 2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

 3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.

 4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

 5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».

 6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

 7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.

 8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.

 9. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.

 При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

 Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

 Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные тенденции в образовании

Особое место среди основных тенденций и принципов развития образования занимает гуманизация образования....

современные тенденции в образовании.27.01.18

статья содержит мнение автора по проблемам совремееного образования, способам их решения...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Семинар-практикум на тему: «Практические работы по химии в свете современных тенденций развития образования»

Изучение свойств металлов и их соединений и генетическая связь между ними....

Личностно-развиващая ориентация образовательного процесса как ведущая тенденция интерактивных методов обучения

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной л...

Сертификат Эксперта II Международной педагогической конференции «Современные тенденции развития образования: компетентностный подход»

Данный сертификат подтверждпет, что его правообладатель являлся экспертом по проведению специальной оценки работ, представленных на конференцию....