современные тенденции в образовании
статья по русскому языку по теме

 

 

 

 

 

Особое место среди основных тенденций и принципов развития образования занимает гуманизация образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tendentsii_v_shkolnom_obrazovanii.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

        Современные тенденции в школьном образовании.

Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным.

                                                                                                      В. И. Чернышев

Образование на современном этапе общественного развития приковывает к себе все более пристальное внимание. Особое место среди основных тенденций и принципов развития образования  занимает гуманизация образования. Гуманизация образования – это преодоление основного порока старой школы – её обезличенности, поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Эго-создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения.  Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования. Это отказ от прежней их установки на описание, на полуобъяснение-полувнушение и их направленность в первую очередь на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления личности. Ту же цель преследует и гуманитаризация предметов гуманитарного цикла.  Пересмотрены приоритеты в содержании лингвистических курсов родного  языка. 
      Главное внимание при изучении русского языка уделено коммуникативной функции языка, свободной речевой деятельности, культуре общение при сохранении элементарной лингвистической компетенции. Важнейшей задачей является овладение с помощью языка культурным наследием нации и культурой современного общества.  Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников..

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

 Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию .Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования , языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Успех формирования коммуникативной компетенции может обеспечить только системное использование современных технологий и методов обучения. Для обеспечения качества  организации образовательного и воспитательного процесса использую современные педагогические технологии:  проблемное обучение,  технологию сотрудничества, ИКТ, технологию критического мышления.      Применение  современных технологий в УП позволяет мне  развивать индивидуальные особенности обучающихся, осуществлять системно-деятельностный подход в обучении. Идея, которую я реализую в своей деятельности,  заключается в организации обучения детей без напряжения и с учетом  индивидуальных возможностей учащихся через использование технологии проблемного обучения как механизма формирования УУД.  Проблемное  обучение  предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Проблемное изучение   формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Формируются  навыки исследовательской и эвристической деятельности, умения импровизировать, перевоплощаться, творчески мыслить, уважать чужую точку зрения в ходе диспута, дискуссии, выстраивать систему аргументации, обладать развитой речью. Применение данной технологии способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развитию логического и творческого мышления, формированию предметных и общепредметных компетенций, а так же позволяет прививать интерес к изучению русского языка.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • пересказ
  • доклады и сообщения
  • участвовать в диалоге
  • учебные исследования и учебные проекты,     требующие    проведения опросов,    бесед, интервью у разных категорий людей
  • выступление на защитах учебных исследовательских работ
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.;

Методы, ориентированные на письменную  коммуникацию:

  • сочинения и изложения
  • подготовка заметок и статей в СМИ
  • телекоммуникационные тексты, сообщения
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • рецензирования

Результат:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствование коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразование  и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  • Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
  •  Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
  •  Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
  •  Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
  •  Владение монологической и диалогической речью;
  • Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  •  Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
    создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);  составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  •  Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
    выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  •  Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании математического образования с использованием УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы».

Материалы к VІ областной научно-методической конференции «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»...

Современные тенденции образования на уроках иностранного языка

Данная презентация содержит современное толкование целей обучения иностранным языкам, классификацию уровней владения иностранным языком, знакомит с основными компонентами обучения всем видам речевой д...

современные тенденции в образовании.27.01.18

статья содержит мнение автора по проблемам совремееного образования, способам их решения...

Семинар-практикум на тему: «Практические работы по химии в свете современных тенденций развития образования»

Изучение свойств металлов и их соединений и генетическая связь между ними....

Сертификат Эксперта II Международной педагогической конференции «Современные тенденции развития образования: компетентностный подход»

Данный сертификат подтверждпет, что его правообладатель являлся экспертом по проведению специальной оценки работ, представленных на конференцию....