Современные тенденции развития образования.
консультация

Оськина Софья Александровна

Основное изменение в обществе, которое влияет на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Учреждения образования не могут оставаться в стороне, им также необходимо стремительно меняться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tendentsii_obrazovaniya.docx43.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Современные тенденции развития образования»

 1.  Значение введения ФГОС в систему современного образования

Основное изменение в обществе, которое влияет на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. Учреждения образования не могут оставаться в стороне, им также необходимо стремительно меняться. Именно поэтому разработаны федеральные государственные образовательные стандарты, главная задача которых – реализация развивающего потенциала образования для обеспечения общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся и формирование у них умения учиться .

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют систему образования на достижение новых результатов, которые связаны с необходимостью развития личности и определяют это основной целью и смыслом образования. Выделяют:

  •  личностные результаты – это мотивы деятельности, система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам, которые сформировались в образовательном процессе;
  •  метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, которые обучающиеся используют не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях, освоенные ими на базе нескольких или всех учебных предметов;
  •  предметные результаты выражены в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках конкретного учебного предмета.

Основной задачей образования на современном этапе для достижения поставленной государством цели является смена приоритетов в образовательной деятельности и переход от структурированного, последовательного, ясного изложения теоретического материала для всей аудитории к индивидуальному контакту с обучающимися и формированию, развитию образованной, компетентной, творческой личности, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.  

 Для эффективного достижения  поставленной задачи необходимо соблюдать основные принципы организации современного образовательного процесса:

  •  гуманизация - развитие всех сторон личности через общекультурные ценности, максимально полное раскрытие потенциала обучающегося, предоставление возможности для удовлетворения образовательных потребностей, с целью самоопределения и самореализации личности;
  •  открытость системы образования – организация образовательного процесса не только для достижения поставленных государством задач, но и ориентация на личностные запросы и потребности, которые предъявляет общество: родители, обучающиеся;
  •  деятельностный подход – приоритет продуктивной учебно-познавательной, творческой и другой деятельности обучающегося над учебной деятельностью педагога, с целью эффективного понимания, осмысления и использования в жизнедеятельности полученных знаний;
  •  обеспечение педагогической поддержки как средства формирования навыков самоорганизации личности через самоутверждение, самореализацию и самоопределение;
  •  изменение  ролей и форм взаимодействия между участниками образовательного процесса. Выстраивание отношений, основанных на сотрудничестве, педагог не транслирует, не навязывает знания, а активизирует обучающегося для выявления мотивов и формирования собственного пути развития, соблюдая последовательность стадий: от максимальной помощи обучающемуся до состояния полноправного партнерства между ними;
  •  оценка конечных результатов образовательной деятельности по стандартам или определенным требования, не зависимым от форм обучения;
  •  органичное сочетание, подчинение содержания, нераздельность обучения и воспитания для целостного развития личности.

Таким образом, современное образование рассматривается как определенная система взаимодействия людей, которая обеспечивает успешную социализацию обучающегося в процессе деятельности, организованной так, чтобы он, активно взаимодействуя с миром, самоопределялся, саморазвивался и самоактуализировался как личность.

2. Дополнительное образование как «неадаптивная, персонализированная и непрерывная» модель образования

Значительный рост внимания к дополнительному образованию наблюдается в последние годы во всём мире. Как утверждают ученые, данный интерес вызван потребностью самих граждан. Это выражается в желании отойти от «адаптивной и универсальной» модели образования, где государство «сверху» обеспечивает номинальную общедоступность стандартного набора образовательных услуг для освоения обучающимся заданных унифицированных знаний и умений, к модели, позволяющей исходить из собственных интересов и потребностей граждан на основе свободы выбора.

Система отечественного дополнительного образования существенно отличается от других видов образования и обладает уникальными особенностями в сравнении с зарубежными секторами образования, решающими сходные задачи.

В последние годы система дополнительного образования находится в фокусе особого интереса, как со стороны государства, так и бизнеса, и активных общественных групп. Цель дополнительного образования закреплена в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В Законе впервые появилось определение дополнительного образования как вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей человека в духовно – нравственном, интеллектуальном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.

Государством запущены такие приоритетные проекты как «Доступное дополнительное образование для детей» («Дополнительное образование для каждого ребёнка»); федеральный проект «Успех каждого ребёнка» в рамках национального проекта «Образование». В  России активно развивается система детских технопарков «Кванториум» (с 2016 года), дома научной коллаборации, центры цифровой образовательной среды; Министерство культуры совместно с Министерством просвещения развивают проект «Культура для школьников» и др.

Дополнительные образовательные программы в соответствии с ФЗ подразделяются на два вида:

  • Дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • Дополнительные профессиональные программы.

Цели образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам достаточно разнообразны. Эти цели включают: развитие способностей и воспитание обучающихся, укрепление здоровья, поддержка талантливых детей и молодежи, профессиональная ориентация, социализация и адаптация детей к жизни в обществе, формирование общей культуры обучающихся и т.д.  Программы дополнительного образования имеют широкий спектр различных особенностей и возможностей:

  • создание разновозрастных групп;
  • сочетание индивидуальных и групповых занятий;
  • реализация программ в течение всего календарного года, включая каникулярный период;
  • организация обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом (возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут);
  • возможность ускоренного обучения;
  • привлечение к участию в занятиях родителей и др.

                В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» правом реализации дополнительных образовательных программ в качестве основного вида деятельности обладают:

  • организации дополнительного образования;
  • организации дополнительного професиионального образования;
  • дошкольные образовательные организации;
  • общеобразовательные организации;
  • профессиональные образовательные организации;
  • образовательные организации высшего образования.

Допуском к реализации дополнительных образовательных программ является лицензия на осуществление соответствующей образовательной деятельности.

Организации дополнительного образования как элемент всей системы дополнительного образования различаются по форме собственности, ведомственной принадлежности, по характеристикам инфраструктуры, содержанию и методам работы с детьми.

Если кратко охарактеризовать принадлежность существующих в России организаций дополнительного образования детей (ОДО), то по статистике большая их часть находится в муниципальной собственности, т.е. учредителями являются органы местного управления. Государственный (региональный и небольшой федеральный) сегмент системы ОДО выигрывает по сравнению с муниципальным практически по всем параметрам (уровню финансового обеспечения, кадрового обеспечения, материальной базы). Как правило, государственные организации функционируют в административных центрах субъектов РФ и имеют лучшие условия финансирования из средств федерального и регионального бюджетов. Достаточно большое количество ОДО относится к ведомствам образования, культуры и спорта. Негосударственные организации дополнительного образования значительно уступают в количестве перед вышеперечисленными. Также небольшое количество составляют организации, имеющие иную ведомственную принадлежность, как, например,  ведомство молодёжной политики, учредителями которых являются администрации районов крупных городов. Существуют организации с такими нетипичными учредителями, как, например, ОАО «Российские железные дороги».

Организации, учредителями которых являются ведомства спорта и культуры, преимущественно реализуют предпрофессиональные общеобразовательные программы.

Отдельным сегментом в отечественном образовании является дополнительное образование в организациях отдыха и оздоровления детей и молодёжи (например, такие всероссийские центры как «Артек»; «Орлёнок»; «Океан»).

Жизнеспособность системы дополнительного образования, реализация её миссии определяется, таким образом, мотивацией и интересом детей и взрослых, а также мастерством и талантом педагогов.

   3. Основные подходы к реализации ФГОС в образовательной практике педагога

Конструктивно реализовать эти тенденции возможно через системно-деятельностный подход, направленный на реализацию компетентностного обучения, концепция которого  определяет, что результат  может быть достигнут только в случае наличия обратной связи.

Целью подхода, организованного через деятельность, является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, умеющего ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Отличительной чертой данного подхода является акцент на ближайшее развитие ребенка, то есть область потенциальных возможностей и развитие личности через постановку учебных задач, поиском ответов на которые руководит педагог.  

Обучающийся, действуя в зоне своего ближайшего развития, использует дополнительные сведения из различных источников, с которыми работает самостоятельно, что способствует актуализации, самоконтролю, саморегуляции и планированию собственной деятельности, в сопровождении контроля и помощи со стороны педагога (Слайд 14-15). Приоритетная задача педагога: создание условий, инициирующих действие обучающихся.

На практике системно-деятельностный подход реализуется через следующую систему принципов.

Принцип деятельности основан на осознанном самостоятельном получении знаний обучающимся при полном понимании содержания и форм учебной деятельности, принятии системы норм и активном их совершенствовании с целью успешного формирования его общекультурных, деятельностных способностей и общеучебных умений.

Принцип непрерывности направлен на сохранение преемственности между этапами образовательной технологии на всех ступенях: содержания, форм и методик, учитывающих возрастные и психологические особенности детей.

Принцип минимакса предполагает содержание образования для каждого обучающегося на максимальном уровне (определяемым максимальными возможностями образовательной программы, используемой педагогом) и гарантирует его усвоение на уровне минимального (установленного государственным стандартом и имеющего правовой статус). Оптимальная саморегулирующаяся система для реализации индивидуального подхода, обеспечивающая каждому обучающемуся конечный уровень в соответствии с его способностями и возможностями в промежутке от минимального до максимального.

Принцип целостности способствует формированию обобщенного представления о мире, служит качественному преобразованию личности.

Принцип вариативности –   наличие в арсенале педагога специальных дидактических материалов, для предоставления обучающимся возможности выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными интересами, предпочтениями, особенностями мышления, позволяющих   педагогу обеспечить самореализацию каждого ребенка и формировать у них способность к адекватному принятию решений в ситуации выбора.

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало, которое позволяет в наиболее полной форме реализовать потребность личности в поиске, самоутверждении, признании другими членами общества и приобрести свой опыт творческой деятельности, имеет в наши дни общеобразовательное значение. Неотъемлемая часть реального успеха в жизни – это умение создавать совершенно новое, видеть нестандартное решение жизненных проблем.

Принцип психологической комфортности направлен на снятие всех стрессообразующих обстоятельств образовательного процесса и создание позитивной атмосферы, реализующей основные принципы педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения, которые позволяют избежать подавления личности ребенка и максимально раскрыть её, не допуская возникновения у детей комплексов, неуверенности в себе.

Основные различия дополнительного и общего образования детей заключаются в отсутствии жестких образовательных стандартов, что позволяет педагогам, работающим в системе дополнительного образования трансформировать, передаваемые обучающимся, способы деятельности из образовательной цели в средство развития способностей обучающихся. В данном контексте целью становится создание развивающей образовательной среды, гарантирующей проявление в каждом обучающемся заложенного в нем от природы творческого начала.  

Таблица 1.

Основные различия общего и дополнительного образования

Общее образование

Дополнительное образование

Обязательное образование, ориентировано на достижение образовательных стандартов.

Добровольное, основано главным образом на интересах ребенка.

Стандартные программы, адаптированные учителем.

Использование авторских образовательных программ.

Индивидуализация осуществляется со стороны учителя.

Осуществляется свободный выбор обучающимся вида занятий и педагога.

Таким образом, главное отличие дополнительного образования от общего заключается в свободном выборе обучающимся вида занятий и отсутствие обязательных программ.

Внеурочная деятельность реализуется через разнообразные формы: экскурсии, секции, конференции, общественно-полезные практики, поисковые и научные исследования, соревнования, конкурсы, кружки, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, олимпиады.

Внеурочная деятельность направлена на разностороннее раскрытие индивидуальных способностей обучающегося через включение его в различные виды деятельности, а также формирует умение сотрудничать друг с другом, развивает коммуникативные компетенции.

Для эффективного построения и проведения занятий по внеурочной деятельности и дополнительным образовательным программам в рамках системно-деятельностного подхода необходимо правильно осознавать критерии результативности.

  • Цель занятия задается с установкой передачи функции от педагога к обучающемуся.
  •  Педагог регулярно обучает детей выполнять рефлексию на всех этапах (оценивать свою готовность, обнаруживать затруднения, их причины и т.п.).
  •  Применяются разнообразные формы, методы и приемы, повышающие степень активности обучающихся в образовательном процессе.
  •  Педагог обладает и успешно применяет технологию диалога и помогает обучающимся её освоить.
  •  Педагог, в соответствии с целью занятия, эффективно сочетает репродуктивные и продуктивные формы, учит детей действовать по правилам и творчески.
  •  На занятии перед обучающимися ставятся конкретные задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (формирование у обучающихся контрольно-оценочной деятельности).
  •  Педагог, используя специальные приемы, формирует осмысленное усвоение учебного материала всеми обучающимися.
  •  Педагог максимально объективно оценивает реальные успехи каждого обучающегося, поощряя и поддерживая самые минимальные достижения.
  •  Педагог осознано планирует коммуникативные задачи занятия.
  •  Педагог обучает детей корректным формам выражения иного мнения, собственной позиции, принимая и поощряя их.
  •  Занятие проходит в атмосфере сотрудничества, психологического комфорта, созданного стилем и отношением педагога.
  •  Занятие проходит через совместную деятельность, на основе глубокого личностного воздействия «педагог – обучающийся».

Для успешной организации учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретная последовательность действий, регулярный контроль и оценка результатов, а именно:  

  • Наличие у обучающихся конкретной учебной цели и познавательной мотивации;
  •  Выполнение обучающимися определенных действий для приобретения недостающих знаний;
  •  Приобретение и освоение действий, позволяющих осознанно применять приобретенные знания в разных ситуациях;
  •  Формирование у обучающихся навыков рефлексии на всех этапах деятельности;
  •  Включение содержания обучения в контекст решения значимых задач;

Структура занятия в рамках деятельностного подхода (на примере занятия введения нового знания) имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на занятии. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление обучающимся своего реального “Я” с образом “Я - идеальный обучающийся”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны:

  •  восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг, операцию, где возникло затруднение;
  •  соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.).
  1.  Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему занятия, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит педагог: на первых этапах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

  1. Реализация построенного проекта.

Технологическая карта позволяет:

  •  Успешно реализовывать стандарт образования;
  •  Осознано регулярно применять технологию и формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
  •  Наиболее эффективно использовать воспитательный потенциал;
  •  Реализовывать свой творческий потенциал;
  •  Организовывать индивидуализированный и дифференцированный учебный процесс.

Таким образом, основа системно-деятельностного подхода заключается в способности формировать личность ученика и продвигать его в развитии не через восприятие знаний в готовом виде, а посредством его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Приоритетная задача для педагога – развитие самостоятельности обучающихся, благодаря которой они получат самое важное умение, умение учиться. Это главная задача новых образовательных стандартов.

Занятие, реализуемое на принципах системно-деятельностного подхода, формирует у обучающихся навыки, позволяющие пользоваться ими при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Литература

  1. Дополнительное образование детей в России: единое и
    многообразное [Текст] / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др.; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 277с.
  2. Зайцев, В.С. Школа нового поколения: педагогические технологии авторских школ / В.С.Зайцев. – Челябинск, 2017. – 64с.
  3. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография./М.В.Кларин. – М.: Луч, 2018. – 640с.
  4. Мандель, Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре /Б.Р.Мандель. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 342с.
  5. Мандель, Б.Р. Философия образования: учебное пособие для обучающихся в магистратуре /Б.Р.Мандель. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 501с.
  6. Ривкин, Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии /Е.Ю.Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2014. – 183с.
  7. Теория обучения: учебное пособие /автор – составитель: В.Г.Закирова, С.Г.Григорьева, Л.Р.Каюмова. – Казань: Казанский ун-т, 2018. – 165с.
  8. Фабриков, М. С. Современные образовательные технологии : учеб. пособие /
    М. С. Фабриков; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. –
    Владимир: изд-во ВлГУ, 2021. – 224 с.

Нормативно – правовые источники

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 

  1. Постановление №1642   Об утверждении государственной Программы Российской Федерации «Развитие образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О современных тенденциях развития и обновления общего художественно-эстетического образования

Методические рекомендации для учителей общего художественно-эстетического образования...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Семинар-практикум на тему: «Практические работы по химии в свете современных тенденций развития образования»

Изучение свойств металлов и их соединений и генетическая связь между ними....

Сертификат Эксперта II Международной педагогической конференции «Современные тенденции развития образования: компетентностный подход»

Данный сертификат подтверждпет, что его правообладатель являлся экспертом по проведению специальной оценки работ, представленных на конференцию....

Доклад на тему: «Современные тенденции развития системы дополнительного образования»

laquo;Современные тенденции развития системы дополнительного образования»...

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной Интернет – конференции «Современные тенденции развития навыков XXI века: проблемы, перспективы» БОУ ДПО "ИРООО"

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной  Интернет – конференции  «Совреме...