Конспект логопедического занятия для старшей группы ФФНР "Звук [Ф]
план-конспект занятия на тему

Филипенко Людмила Викторовна

Вашему вниманию прелагается конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с м заключением ФФНР. Тема занятия звук [Ф]. В ходе занятия формируются фонематические процессы и процессы звукового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_f.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

подгруппового занятия для детей старшей группы с ФФНР

Тема: звук [Ф]

Цель:

  • Уточнить артикуляцию звука [Ф], выделить его в слогах и словах
  • Определить позицию звука [Ф] в словах
  • Учит анализировать проводить анализ прямого и обратного слога
  • Развивать пространственные ориентации, ориентацию на листе
  • Развивать память, внимание.

Оборудование: плоскостная игрушка Кошка с выгнутой спинкой, экран для логопеда,  предметные картинки, для каждого ребенка: карточки для организационного момента, трафарет силуэта гнома, карточки длинного и короткого звука

Коррекционные задачи

Ход занятия

Развития внимания, ориентации на листе.

Развитие умения работать по инструкции.

Развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия

Развитие мелкой моторики.

Развиие умения работать на листе.

Развитие фонематических процессов

Развитие слухового внимания

Развитие фонематических процессов.

Развитие воображения.

Развитие слуховой памяти

Развитие фонематических процессов

Развитие процессов звукового анализа и синтеза

Развитие умения работать со схемами

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти

Развитие процессов звукового анализа и синтеза

Развитие умения работать по со схемами

Развитие мелкой моторики

Развитие ориентации на листе

Развитие памяти.

  1. Организационный момент

(детям раздаются карточки с фигурами)

Логопед: Сядут те дети, у кого            - справа

Логопед: Сядут те дети, у кого            - справа

(дети выполняют задание)

  1. Основная часть:
  1. Характеристика звука Ф по артикуляционным признакам звука Ф

Логопед: К нам на занятие пришла Кошка (показывает плоскостную игрушку кошки с выгнутой спинкой)

Логопед: Какое у нее настроение?

Дети: Плохое

Логопед: Она выгнула спинку и фырчит Ф-Ф-Ф. посмотрите друг на друга и произнесите как кошка, Ф – Ф – Ф

(дети смотрят друг на друга и произносят Ф – Ф – Ф)

Логопед: Что делают губки?

(дети передают свои оральные ощущения от положения артикуляционных органов при произнесении звука [Ф])

Логопед: Правильно. Нижняя губа прижата к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята.

  1. Характеристика звука Ф по артикуляторным признакам

Логопед: Свободно ли идет воздух?

Дети: Нет.

Логопед: Что мешает?

Дети: Узкая щель между губами.

Логопед: Если воздух плохо проходит, звук гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Почему звук [Ф] согласный?

Дети: Потому что есть преграда воздушной сруе.

Логопед: Звук [Ф] глухой или звонкий?

(произнося звук [Ф], дети закрывают уши)

Дети: Звук [Ф] глухой, потому что нет голосочка.

Логопед: Это чей звук, Гнома или Гномика?

Дети: Это звук Гнома, потому что он твёрдый.

Логопед: Какой сигнал у этого звука?

(дети показывают сигнал звука – синий кружок)

  1. Графическое оформление звука [Ф]

Логопед: Откройте альбомы. На чистом листе нарисуйте Гнома.

(дети обводят трафарет гнома)

Логопед: Рядом с гномом нарисуйте сигнал звука [Ф]. Какой у звука [Ф] сигнал?

Дети: Синий кружок.

(дети работают в альбомах, логопед выставляет на доске силуэт Гнома и синий кружок)

  1. Изолированное произнесение звука [Ф]

а). Логопед: Произнесём звук [Ф]. Я буду показывать карточки длинного и короткого звука, а вы произносить звук [Ф] коротко  или длинно.

(логопед показывает детям карточки, дети произносят звук [Ф] соответственно карточке)

               Ф – Ф – Ф                                       Ф

                   длинно                                отрывисто

б). Логопед: Повторите столько раз звук [Ф], сколько раз я стукну в бубен.

(логопед стучит в бубен 2 раза, 3 раза и т.д., задание выполняет каждый ребенок)

  1. Физминутка.

Психогимнастика.

Логопед: Идем по кругу , как кошечки. Если услышите звук [Ф], присядете.

(логопед прикрывает рот экраном и произносит согласные звуки, дети выполняют движения по инструкции)

 в). Произнесение звука [Ф] в слогах

Логопед: Повторим цепочку слогов.

(дети отраженно произносят)

фа – фа – фо                                   фы – фы – фу

фа – фа – фы                                   фа – фо - фа

фы – фу – фы                                  фо – фо – фы

фо – фа – фо                                   фы – фу - фо

г). Произнесение звука [Ф] в словах.

1. (детям раздаются карточки с картинками, в названиях которых есть звук [Ф])

Логопед: Положите сигнал на ту карточку, в названии которой есть звук [Ф].

Курица – флаг

Фартук  - стул

Фабрика – жук

Фрукты – лук

Логопед: Какое у тебя слово со звуком [Ф]?

(дети называют слова)

2. Логопед: Кошка для вас приготовила задание.

(детям раздаются карточки для определения позиции звука в слове)

Логопед: Ведем пальчиком по схеме, определяя местоположения звука [Ф] в слове – в начале слова, в середине, в конце.

(на магнитной доске картинка со словом, после анализа ребенок прикрепляет нужную схему:

конец слова

середина слова

начало слова

слова: ШАРФ, ФОНАРЬ, ТЕЛЕФОН)

Логопед: А теперь закройте глазки.

(дети закрывают глаза, логопед переворачивает картинки)

Логопед: Какие слова приносила Кошка?

(дети называют слова)

  1. Звуковой анализ закрытого слога.

Логопед: Послушайте слог АФ. Какой первый звук?

Дети: Звук [А].

Логопед: звук [А] – гласный или согласный?

Дети: Гласный.

Логопед: Почему звук [А] – гласный?

Дети: Потому что нет преграды для прохождения воздушной струи.

Логопед: Какой сигнал надо взять?

Дети: красный кружок.

(дети выставляют сигнал -

Логопед: какой второй звук?

Дети: Звук [Ф].

Логопед: Звук [Ф] – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Какой сигнал надо взять?

Дети: Синий.

(дети выставляют на наборном полотне схему слога АФ

Логопед: Прочитайте слог.

Дети: АФ.

Логопед: А теперь я поменяю местами сигналы.

(логопед меняет местами сигналы

Логопед: Какой звук стал первым?

Дети: звук [Ф].

Логопед: Какой звук стал вторым?

Дети: Звук [А].

Логопед: Прочитайте слог ФА по схеме.

(дети выполняют задание)

Логопед: В альбоме под гномом нарисуйте схему мы слогов АФ, Фа.

(дети зарисовывают схемы слогов в альбоме, читают слоги по схемам.

  1. Итог

Логопед: с каким звуком мы познакомились?

Дети: Со звуком Ф

Логопед: Что мы о нем узнали. Какой это звук.

(идет анализ звука Ф по акустическим характеристикам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Перелетные птицы"

Конспект логопедического  занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Времена года».

Конспект подгрупповой НОД  в старшей группе с использованием  здоровьесберегающих технологий (элементов логопедической ритмики) и компьютерных технологий «Времена года»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Семья

Конспект логопедического занятияв старшей группе для детей  с ОНРТема: Семья...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Здравствуй, умный язычок!»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Здравствуй, умный язычок!»...

Динь и Дон. Конспект логопедического занятия в старшей группе

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по дифференциации твердых и мягких согласных....

Конспект логопедического занятия для старшей группы "Волшебный сундучок" (лексическая тема "Фрукты" )

Конспект подгруппового логопедического занятия "Волшебный сундучок" для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи. При проведении этого занятия у детей расширятся знания по л...