МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»
методическая разработка на тему

Рыжиков Сергей Николаевич
В методических рекомендациях представлен ряд статей и мнений авторов, в том числе студента, о проблеме мотивации студентов к познавательной активности и творческой деятельности.
В теории и практике среднего профессионального образования формированию и развитию мотивации уделяется достаточно большое внимание. Именно в профессиональной мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к учебе, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ (ОБЛАСТНОЕ) БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛЕБЕДЯНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 «МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ»

ЛЕБЕДЯНЬ, 2013


«ЛЕБЕДЯНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Школа педагогического мастерства

«Мотивация деятельности студентов»

Составил методист Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум» С.Н. Рыжиков

СОДЕРЖАНИЕ

Мотивация и мотивы - внутренний фактор развития

3

Проблема активизации деятельности студентов

4

Мотивация студентов: как ее повысить (мнение студента)

7

Активизация познавательной деятельности студентов

8

Формирование мотивации к самостоятельной учебно–познавательной деятельности студентов

11

Способы стимулирования и мотивации учебной деятельности студентов

14

Заключение

18

Литература

19

В методических рекомендациях представлен ряд статей и мнений авторов, в том числе студента, о проблеме мотивации студентов к познавательной активности и творческой деятельности.

В теории и практике среднего профессионального образования формированию и развитию мотивации уделяется достаточно большое внимание. Именно в профессиональной мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к учебе, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности.


МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ - ВНУТРЕННИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ

В настоящее время существует несколько определений понятия «мотивация». Рассмотрим основные трактовки термина мотивация. Мотивация - это:

  • совокупность факторов, которые поддерживают и направляют поведение;
  • совокупность мотивов;
  • побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность;
  • процесс психической регуляции конкретной деятельности;
  • процесс действия мотивов;
  • механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности; 
  • совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Все эти определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся. 

Мотивация - это взаимодействие трех основных факторов: личностного, мотивационного и ситуационного, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений. Она определяется как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность».

Мотивы и потребности студента приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний, видов удовлетворения или результатов. 

Путь к эффективному обучению лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет студентом, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие. Решающим фактором эффективности обучения является их мотивация. 

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется комплексом факторов: во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, спецификой учебной дисциплины.

Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия.

В связи с этим, “мотивация” имеет разную трактовку. В одном случае её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен). В другом случае – как совокупность мотивов (К.К. Платонов). В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов).

Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений:

1) совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;

2) динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.

Исследователями установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно – ориентация на “оценку преподавателем”. Связь ориентации на “избегание неприятностей” с успеваемостью слабая.

Также исследованиями было установлено, что удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности потребности в достижении, т.е. “стремление человека к улучшению результатов своей деятельности”. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность. Также данная потребность оказывает наибольшее влияние на эффективность мотивации.

Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании. Однако для самой деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана.

Применительно к учебной деятельности студентов под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности.

ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Автор: Ю.В. Матвеева

Теоретическое осмысление зарождения и развития проблемы активизации самостоятельной работы студентов представляет большой научный интерес не только в связи с высокой социальной востребованностью ее в современном обществе, но и потому, что она представляет собой своеобразный педагогический контекст модернизации профессионального образования. В свою очередь, которая предусматривает ряд задач, ориентированных на постепенную реорганизацию в соответствии с образовательными стандартами, где большая часть учебного времени отводится самостоятельной активной работе обучающихся с изучаемым материалом.

Самостоятельная работа формирует положительную мотивацию умения, профессиональную компетентность и важнейшие личностные качества – самостоятельность, познавательная активность и ответственность.

В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения понятая «активизация». Ряд авторов под «активизацией» понимают реализацию на практике принципа активности. «Активизация учебного процесса кроется в совершенствовании его содержания методов и организационных форм. А само содержание, методы и организационные формы определяются, как известно, дидактическими принципами. Поэтому активизация учебного процесса обеспечивается, прежде всего, умелым и сознательным осуществлением этих принципов», сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками.

Б. П. Есипов считает, что активизация это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.

Однако с учетом современных требований к образовательному процессу принцип активности приобретает не только самостоятельность, но и совершенно особую роль в системе принципов обучения, которая состоит в том, что успешное обучение нельзя осуществить без реализации принципа активности, который выступает неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Так, принцип научности создает основу для активной деятельности студентов не только по осмыслению и запоминанию осваиваемого содержания, но и по его теоретическому толкованию. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной стороной деятельности обучаемых – активностью.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения, а уровень этой активности соответствует конкретным целям образования и развития личности. В свою очередь, уровень активности студентов зависит от того, насколько сознательно овладевают они знаниями и способами деятельности.

Принцип индивидуального подхода в условиях групповой работы предполагает включение каждого студента в процесс активной учебно-познавательной деятельности. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебно-познавательных возможностей студента. Принцип активности органически связан и с другими принципами обучения.

На основании теоретического анализа можно выделить два пути активизации самостоятельной работы студентов: экстенсивный (увеличение количества учебных дисциплин, т.е. увеличение сообщаемого студентам объема знаний) и интенсивный (изменение учебных программ, интенсификация средств и методов обучения, ориентированных на активную личностную позицию студента в процессе познавательной деятельности).

В современных условиях модернизации образования интенсивный путь активизации самостоятельной работы студентов более предпочтителен, т.к. он заключается не просто в передаче знаний студенту, а в научении самого студента сознательно и творчески управлять составляющими процесса познания: любознательностью, организацией учебной деятельности, умением добывать знания и т.п.

Активизация самостоятельной работы студентов предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на механическое запоминание и воспроизведение готовых знаний, а на осознанное и самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности. Различные способы активизации познавательной деятельности студентов получили собирательное название – методы активного обучения.

Активные методы обучения способствуют активизации процесса обучения и его участников; развивают мышление студента; учат ясно и убедительно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения; приучают студентов к исследованию и оценке информации, обработке ее источников, классификации определенной информативной потребности (дополнительной информации); прививают способность распознавать причинно-следственные связи; развивают способность ставить проблему и организовывать свою работу по ее разрешению; учат принимать решения в условиях неопределенности или на основе неполной информации; прививают умение дискутировать и общаться с другими людьми, понимать поведение других людей, помогают определить уровень накопленных знаний, сокращают путь от получения теоретических знаний до их практического применения; индивидуализируют работу студентов, помогая понять необходимость самостоятельной работы и ценить коллективную работу; развивают личностные качества студента; развивают творческие способности будущих специалистов на основе расширения их самостоятельной познавательной деятельности.

Познавательная деятельность является фундаментальной деятельностью человека, играющей важную роль в течение всей его жизни, поскольку это, прежде всего мыслительная деятельность. А мышление – это всегда поиск решения познавательной задачи; поиск ответа на вопросы, возникшие в результате деятельности; это процесс осмысления. В процессе самостоятельной работы студент подвергает учебную информацию сомнению и испытанию, а затем фиксирует в качестве полученного знания. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применять, прикладывая к собственной практике и таким образом, формирует новый образ профессиональной деятельности. То есть, в процессе самостоятельной работы студентом воспринимается и закрепляется учебный материал, а также формируется отношение к самой познавательной деятельности, которая в данном случае является преобразующей. И чем активнее протекает мыслительный и практический процесс самостоятельной работы, тем продуктивнее ее результат.

Анализ педагогических исследований показывает, что познавательная активность и самостоятельность тесно связаны с мотивацией, а последняя, с познавательными потребностями. Эффективная реализация самостоятельной активности зависит от заинтересованности в достижении результата, т. е. от устойчивой мотивации.

В свою очередь, различают следующие виды мотивации самостоятельной активности студентов:

1. Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы.

2. Внутреннюю мотивацию – склонности студента, его способности к учебе. Данной мотивацией возможно управлять в период подготовки к поступлению в средне-специальное ОУ путем использования тестирования при выборе специальности, обоснованной рекомендации при определении направления образования.

3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется в понимании студентов полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студентов на важность выполняемой работы.

Итак, под активизацией самостоятельной работы студентов мы рассматриваем целенаправленную совместную деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность.

Таким образом, активизация самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки, выступает как важное условие совершенствования знаний студентов, способствует формированию умений и навыков применять полученные знания на практике, ведет к глубокому и прочному усвоению знаний. Активизация самостоятельной работы приводит к изменению позиции студента в учебном процессе, превращая его в активного субъекта обучения, а усваиваемые при этом знания отличаются сознательностью, глубиной и прочностью усвоения. Для формирования будущего специалиста принципиальное значение имеют научно обоснованная организация его самостоятельной работы и управление ей.

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ: КАК ЕЕ ПОВЫСИТЬ

(МНЕНИЕ СТУДЕНТА)

Автор: Шумилов Павел 

Сегодня обсуждал с преподавателем ВУЗа способы повышения мотивации студентов. Разговор был довольно интересный, но главное, что я понял – она совершенно не понимала сути проблемы. По ее мнению, учебная мотивация студентов зависит исключительно от их собственных волевых качеств и стремления к получению знаний. Это в корне не верно, и в сегодняшней статье я объясню почему это так, и как на самом деле можно повысить мотивацию студентов. 

Сразу скажу – я не профессиональный педагог или психолог, я обычный студент последнего курса. Все, что я опишу ниже – это мои наблюдения и ощущения. Итак, для начала расскажу об ошибках, допускаемых преподавателями в процессе мотивирования учащихся.

Часть I. Ошибки преподавателей

“Голые знания”

Это, пожалуй, главный недостаток всех преподавателей высшей школы. Они стараются дать максимально возможное количество “голых” знаний, без оглядки на их адекватность текущей ситуации, к тому же без обоснования их нужности. Но студент – это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо также объяснить каким образом эти знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает духе “в жизни все может быть полезным”, обучающийся по понятным причинам теряет интерес. Студент приходит в ВУЗ не за знаниями, он приходит за тем, что бы стать хорошим работником, а это совершенно разные вещи. Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.

Отсутствие связки студент-преподаватель

Если между обучающимся и преподавателем нет никакого контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, а не ментором, что бы к нему можно было обратиться за помощью (имеется ввиду конечно учебные вопросы) пусть даже по самому глупому вопросу. Но и уходить в панибратство тоже не стоит – иначе обучающиеся сядут на шею и свесят ножки.

Отсутствие уважения к студентам

Этим особенно грешат преподаватели “старой гвардии”, которые считают своих студентов полными идиотами, лентяями и раздолбаями, хотя зачастую, у студента просто не получается разобраться в предмете. И вот когда он подходит со своим вопросом к педагогу и слышит что-то вроде: “Лучше нужно было слушать, я все давала в лекциях, идите учите”, – то мотивация к дальнейшему получению знаний исчезает почти моментально. Какой бы ни был студент (ну, кроме отъявленных балбесов), он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения.

Часть II. Как повысить мотивацию студентов

Заинтересовать их

Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию студентов, чем заинтересовать их своим предметом. Приведу простой пример из собственной студенческой жизни. На третьем курсе университета у меня два семестра подряд была финансовая математика. Предмет, безусловно очень полезный и важный, но в первом семестре его вела тетечка лет 40, которая кроме механического начитывания (реально – без интонации, монотонным шепотом) лекций и хождения в ужасном фиолетовом платье ничем особо не запомнилась. В следующем семестре ее заменил другой преподаватель – молодой мужчина 30 лет, к тому же практик (работал тогда начальником ПФО). Он с нами постоянно устраивал деловые игры, встречи с представителями предприятий, на лекциях периодически травил байки своего рабочего процесса и пояснял, как та или иная формула применяется в жизни. Понятно, что мы все с удовольствием ходили на лекции, занимались саморазвитием, готовились к практическим занятиям и с успехом сдали экзамен, требования к которому, кстати, были одними из самых жестких.

Использовать метод кнута и пряника

Способ, когда студентов за успехи в учебе поощряют “автоматом”, а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене используют в своей практике большинство педагогов, но обычно довольно топорно (набрал 85 балов в течение семестра – получил автомат). Но ведь метод кнута и пряника можно использовать намного продуктивнее, если в самом начале семестра расписать конкретные и широкие возможности перед обучаемыми. Т.е. что бы студент сразу понимал, что отсутствие его на лекции – это минус 1 бал, а подготовка доклада – плюс 2. В итоге студент будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

Стимулирование на результат, а не на оценку

Частично перекликается с первым пунктом, но отличия все же есть. Суть в том, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Что бы было понятнее, опять приведу пример из своей жизни – на 4 курсе ВУЗа у меня был предмет, посвященный грамотному созданию бизнес-планов, так вот преподаватель, что бы заинтересовать нас объявила конкурс на лучший бизнес-план. Победителю присуждалась вполне ощутимая денежная премия и возможность устроиться на работу в компанию, где преподаватель работала финансовым директором. Я думаю излишне говорить о том, что значит для студента сумма, состоящая из 5 цифр и перспектива трудоустройства по профессии. Пример, конечно, не самый лучший, т.к. отрешенных педагогов-теоретиков в ВУЗах превалирующее большинство, но вполне показательный.

В заключение хочу сказать, что повысить учебную мотивацию студентов не так уж сложно. Главное – это желание преподавателя. Не бывает бездарных студентов, бывают неинтересные педагоги.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Попова О.Н.

Каменский филиал АОУ СПО РБ «Политехнический техникум», 

Республика Бурятия, Кабанский район, п. Каменск

Одна из главных целей преподавателя как участника образовательного процесса при переходе к компетентностному обучению – научить молодых людей умению учиться. Это предполагает моделирование такой системы образования, в которой создаются условия для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в образовательном учреждении. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой студенты совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Функция преподавателя – содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе студентов. А при организации образовательного процесса учитывать такие принципы, как гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности, интересы, способности студентов, возможность выбора занятий, приоритет групповой и индивидуальной форм работы; наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы; опора на существующий уровень развития студента и представление условий для его роста.

Преподаватель играет здесь роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функции: стимулировать познавательные интересы студентов, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения. 

В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения. Это:

  • Поворот от обучения в условиях группы к обучению в малых группах. Студенты работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
  • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Преподаватель руководит поиском нужной информации, стимулируя студентов на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки учебной программы и требований преподавателя.
  • Поворот от работы с более успевающими студентами к работе со всеми студентами. Группа студентов, работая над проектом, выполняет большую часть работы самостоятельно, освобождая преподавателя для работы с отдельными студентами или группами.
  • Поворот к значительному увеличению активности студентов. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого студента, его занятость, степень осмысления материала.
  • Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь преподавателю для наблюдения динамики процесса овладения каждым студентом определенной темы.
  • Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой студентов, их мотивацию.
  • Поворот от овладения всеми студентами одного и того же материала к овладению разными студентами разного материала. Преподаватели разрешают студентам самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый студент имел возможность достигнуть максимального результата. В группах студенты легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
  • Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей студента в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов студентов; стремление к осознанности усвоения учебного материала обучающимися.
  • Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение студентов в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Преподаватель может помочь вооружить средствами поиска или бросить «яблоко» (намек, подсказку).
  • Эвристический метод обучения. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения («мозговой штурм», «мозговая атака»).
  • Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
  • Метод инверсии. В поиске решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления студентов.
  • Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
  • Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
  • Проблемное обучение. Основано на создании преподавателем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1) создание проблемной ситуации; 2) формирование гипотез разрешения; 3) проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации студентов.
  • Технология «обучения в диалоге». Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз «Подвергай все сомнению» для формирования у студентов собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
  • Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Он ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность студентов на отрезок времени.
  • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет и др. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).

Таким образом, для активизации познавательной деятельности студентов на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:

  • совершенствование системы усвоения студентами базовых знаний, умений и навыков;
  • активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей; развитие критического мышления в процессе обучения;
  • развитие мотивации к учению, познавательных интересов студентов: стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех студентов в учебной деятельности;
  • организация кооперирования, сотрудничества студентов при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной деятельности;
  • организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы студентов;
  • применение компьютерных технологий в учебном процессе;
  • допускается обучение студентов в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний;
  • проведение учебных игр.

Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого студента, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Определить и создать эти условия – задача каждого педагога.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНО–ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Автор: Иванова О.В.

Мы считаем, что в процессе формирования мотивации учебно-познавательной деятельности студентов ссуза происходит:

  • овладение приемами оптимизации использования личного времени, проверке оригинальности написанных рефератов, контрольных и курсовых работ;
  • развитие мотивов учения при написании рефератов, контрольных и курсовых работ;
  • овладение способами управления личным временем, повышение доли авторства при написании рефератов, контрольных и курсовых работ.

С целью повышения мотивации учебно-познавательной деятельности преподаватели ставят студентам задачу по формированию и активизации выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов является необходимым составляющим компонентом современного образования.

Мотивация учебно-познавательной деятельности у студентов должна быть связана с поиском внутренних условий повышения эффективности учебной деятельности. Поэтому одним из ключевых средств развития мотивационной сферы личности студента является специально-организованная деятельность, основывающаяся на факторах, влияющих на активизацию специально организованной самостоятельной работы студентов.

В систему поэтапного формирования мотивации учебно-познавательной деятельности студентов нами включены три компонента:

1. Условия формирования мотивации - ценностно-мотивационный компонент, когнитивный аспект, т.е. овладением опытом и знаниями, способствующими эффективному выполнению самостоятельной работы.

2. Деятельностный компонент, или умение оперировать полученными навыками.

3. Закрепление позитивных мотивов в психологический процесс. Данный компонент эксперимента является определяющим весь смысл экспериментальной части диссертационной работы.

Для обеспечения эффективности формирования мотивации учебно-познавательной деятельности у студентов должны быть соблюдены следующие условия:

  • Изменение самого процесса учебно-познавательной деятельности;
  • Организация на всех этапах процесса формирования учебно-познавательной деятельности психолого-педагогического сопровождения.

Первое условие при формировании мотивации учебно-познавательной деятельности студентов обеспечивает отмеченный выше процесс активной познавательной деятельности.

Таблица 1

Компоненты мотивации учебно-познавательной деятельности

Психолого-педагогический аспект

Ценностно-мотивационный и когнитивный

Умение написать реферат, умение выполнить УИРС в виде курсовой работы

Деятельностный

Процесс написания реферата, выполнение УИРС в виде курсовой работы

Закрепление позитивных мотивов в психологический процесс

Потребность в качественно выполненном реферате, УИРС в виду курсовой работы

 Для организации самостоятельной познавательной деятельности важно, чтобы обучающийся владел следующими умениями: самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками; работать с этой информацией в удобное для него время; применять полученные знания в ходе решения разнообразных проблем; взаимодействовать с преподавателем по наиболее значимым и сложным вопросам усваиваемого фрагмента учебного курса; постоянно в ходе работы над учебным курсом возвращаться к пройденному, изучая его каждый раз с новых позиций и более глубоко.

Таблица 1. Условные мотивационные группы студентов

Группа

Ведущие мотивы

Сила настойчивости

Уровень потребности в достижении

1

-трудоустройство-развитие собственного интеллекта

высокая (16)

-средний (63%)

-высокий (37%)

2

-трудоустройство-получение престижного образования

высокая (16)

-высокий (62%)

-средний (38%)

3

- трудоустройство - развитие собственного интеллекта - получение престижного образования

средняя (13)

-средний (79%)

4

- получение престижного образования - трудоустройство

средняя (13)

-средний (76%)

-низкий (7%)

 Известно, что для активизации самостоятельности у студентов необходимо создавать условия по формированию умений и навыков. При сравнении отношения к степени самостоятельности у обучающихся в старших классах и у студентов, при выполнении ими индивидуальных самостоятельных работ, выявленно, что и у 78% старшеклассников и студентов сформирована установка к сдаче рефератов, доступных к скачиванию в сети Интернет.

В связи с этим ставится задача по формированию навыков развития индивидуальности, творческого подхода у первокурсников. В качестве педагогического средства мы предлагаем использование Интернет-ресурса Антиплагиат, который позволяет оценить долю авторства каждой проверяемой работы. Учитывая данные опросов, которые показывают, что студенты затрачивают достаточно много времени на написание рефератов, контрольных и курсовых работ (в среднем 2 часа ежедневно), мы также использовали методику учета личного времени.

В проведенном нами формирующем эксперименте принимали участие студенты первого и второго курсов: контрольная группа (132 человека), экспериментальная (139 человека). Формирующий эксперимент направлен на включение испытуемых в специально организованные педагогические условия (повышение самостоятельности, эффективное использование личного времени) учебно-познавательной деятельности с использованием системы психолого-педагогических средств (Интернет-сервис Антиплагиат, система учета личного времени по А.А.Любищеву).

Первое условие (повышение самостоятельности) при формировании мотивации учебно-познавательной деятельности профессионального развития студентов обеспечивает процесс активной познавательной деятельности. Ценностно-мотивационный и когнитивный компоненты учебно-познавательной деятельности, заключающиеся в элементарных умениях выполнять самостоятельную работу, у студентов сводится к копированию (скачиванию) выставленных в свободном доступе в сети Интернет аналогичных по названию и содержанию работ. Деятельностный компонент мотивации учебно-познавательной деятельности – это сам процесс выполнения студентом самостоятельной работы. Для выявления степени активности при выполнении самостоятельной работы перед студентами нами была поставлена задача на повышение доли авторства (снижение плагиата). При этом на заключительном этапе формирующего эксперимента вводится дополнительное условие: перед сдачей работы на проверку преподавателю, студент самостоятельно проверяет процент плагиата в подготовленной им работе.

Формирующий эксперимент.

На начало формирующего эксперимента показатели направленности и активной самостоятельности в экспериментальной и контрольной группах имели одинаковое среднее значение. Мотивационный компонент мотивов показывает социально-познавательную направленность.

Весь формирующий эксперимент состоит из 3 этапов: 1 этап – внешнее планирование выполнения самостоятельной работы, 2 этап – внутреннее планирование выполнения самостоятельной работы, 3 этап – совместная процедура внешнего и внутреннего планирования выполнения самостоятельной работы.

На начало формирующего эксперимента нами было проведено изучение эффективности использования активного личного времени студентами. Перед студентами мы поставили задачу: зафиксировать свой распорядок дня. Подсчет использования личного времени производился ежедневно, итоги подводились за неделю, за месяц. По результатам обработки первоначальных данных мы выяснили, что и в контрольной, и экспериментальной группах студенты используют личное время по различным видам активной деятельности в равной степени одинаково. При этом ведущими выступают социальные мотивы.

На индивидуальную активную деятельность студенты отводят 22 часа в неделю. При этом большая часть затрачиваемого от самостоятельной работы времени приходится на поиск информации в глобальной сети Интернет. Полученные нами результаты показывают, что студенты не умеют рационально планировать свой день, то есть показывают полное или почти полное отсутствие личного менеджмента. При этом студенты не понимают значимость планирования своего личного времени и соответственно не обнаруживают внутренней связи бюджетирования с эффективностью учебно-познавательной деятельности. В среднем в сутки студенты на выполнение самостоятельной работы затрачивают всего 1/3 от всех часов аудиторных занятий, что недостаточно для освоения любой учебной дисциплины. В то же время около 6 часов в неделю время используется на поиск учебной информации в Интернете.

На втором этапе формирующего эксперимента нами проведена оценка эффективности затрачиваемого студентами личного времени при написании рефератов, контрольных и курсовых работ. Для этого мы использовали доступный Интернет-сервис Антиплагиат, который позволяет оценить степень авторства любой написанной работы. Мы выяснили, что количество времени, проводимого студентами в сети Интернет, связано с поиском готовых рефератов и курсовых работ, доступных для скачивания. Проверенные рефераты, контрольные и курсовые работы в Интернет-сервисе Антиплагиат с долей плагиата выше 75% были возвращены студентам на доработку. Перед студентами было поставлено условие на снижение доли плагиата в ранее представленных на проверку работах до 75%. По окончании второго этапа эксперимента студенты провели повторный учет личного времени. Выявилась тенденция к снижению затрачиваемого времени на поиск информации в Интернете, при этом закрепления познавательной мотивации до устойчивых значений не произошло, т.к. студенты отмечают увеличение авторства своих курсовых работ и рефератов только лишь желанием сдать преподавателю данный вид работы и получить положительную оценку. При этом студенты стали самостоятельно проверять представляемые работы с помощью Интернет-сервиса Антиплагиат.

На третьем этапе формирующего эксперимента мы поставили следующие задачи: с целью оптимизации личного времени научить студентов его бюджетированию; внешне мотивировать студентов к выполнению рефератов, контрольных работ, курсовых работ в преимущественно авторском исполнении, посредством проверки работ через Интернет-сервис Ангтиплагиат. Процедура бюджетирования личного времени показала, что студенты экспериментальной группы стали больше тратить время на выполнение самостоятельной работы. При этом на поиск информации в Интернете стало затрачиваться на 60,0% времени меньше. У студентов контрольной группы позитивных изменений в эффективной затрате личного времени не выявлено.

 Отмечена положительная динамика в смещении в большую сторону значения группы познавательных мотивов, преимущественно в экспериментальной группе студентов. Значения социальных мотивов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе студентов, остались без изменения. В экспериментальной группе социальные мотивы сменились на познавательные, а в контрольной группе студентов значимыми мотивами учебной деятельности остались те же, что и до начала формирующего эксперимента.

Также выявлено, что в экспериментальной группе повысилась успеваемость студентов на 0,3 балла.

Проведенный формирующий эксперимент подтверждает обоснованность предложенных педагогических условий формирования мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном развитии студентов.

Выполненное исследование дает основание для формулирования следующих выводов:

  1. Мотивация учебно-познавательной деятельности является важной составляющей профессионального становления студентов, в которой необходимо учитывать силу настойчивости как компонент волевого действия по отношению к учебной деятельности, половую принадлежность, национальность, уровень предыдущего образования, место основного проживания.
  2. Процесс формирования мотивации учебно-познавательной деятельности профессионального становления студентов рассматривается как поэтапный, динамичный и управляемый процесс, ведущий, в конечном счете, к формированию устойчивого позитивного отношения к учению в целом.
  3. Педагогическими условиями формирования мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов являются: активная самостоятельная работа, реализуемая посредством оптимизации использования личного времени студентами, и проверке рефератов, контрольных и курсовых работ через Интернет-сервис Антиплагиат.

СПОСОБЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Олег Бабаев

Исследование психологических факторов формирования профессиональной мотивации личности, является одним из спорных вопросов относительно преимущественного влияния характерологических особенностей или профессиональных интересов личности.

Можно выделить психолого-акмеологические условия и факторы микросреды студентов ссуза, оказывающие, на наш взгляд, значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента:

1. Учебная среда:

–Физические условия труда (оптимальный для занятий уровень шума, температуры, содержания в воздухе кислорода, освещенности рабочего места).

–Гигиенические условия труда (поддержание всех помещений в чистоте и порядке).

–Дизайн, эстетика (использование эргономических данных, современных, модных тенденций при оформлении учебных помещений).

–Столовая (пищеблок с выполнением санитарно-гигиенических требований, высокий уровень обслуживания студентов).

–Материально-техническая база обеспеченности учебного процесса (учебники, научная литература, в том числе периодические, учебно-методические издания, компьютерное, техническое оснащение).

–Вспомогательные учебно-воспитательные помещения (спортивные залы, актовый зал, конференц-зал).

2. Поощрения:

–Материально-социальные вознаграждения по результатам учебы студента и участия в общественной жизни института (повышение стипендии, поощрительные призы, подарки, снижение платы за обучение, оплаченное питание, предоставление бесплатного места в общежитии, культурный отдых, отдых во время каникул).

–Социальное принятие:

–Ощущение своей необходимости для товарищей и преподавателей, уважение, признание и одобрение с их стороны.

–Хорошие отношения в коллективе студентов, здоровый морально-психологический климат в институте.

3. Личностный рост:

–Возможности для расширения своего учебно-профессионального мировоззрения (факультативы, спецкурсы, участие в научных конференциях, семинарах; практические занятия по выбранной специальности на предприятии, в учреждении; встречи, дискуссии с интересными людьми профессии).

–Создание перспектив дальнейшего образования по избранной профессии (аспирантура, факультет повышения квалификации.)

–Рост ответственности и влияния (участие в студенческих, молодежных движениях, общественных организациях; в мероприятиях по развитию, благоустройству ОУ и т.д.).

–Возможность экспериментирования, творчества, самовыражения (участие в научно-исследовательской деятельности, в практической реализации инновационных проектов; в студенческих клубах по интересам, кружках художественной самодеятельности, ансамблях, театрах и т.д.).

–Приобщенность и личностная значимость:

–Информированность о делах, планах, перспективах образовательного учреждения (газета, информационный бюллетень, периодические научные издания образовательного учреждения; возможности участия в общих собраниях, совещаниях и т.д.).

–Заинтересованность в личностном развитии каждого студента образовательного учреждения (планирование и организация администрацией, коллективом преподавателей воспитательной деятельности; создание службы психологического консультирования, медицинского обслуживания).

–Интерес и учет администрацией мнений студентов (общественные опросы студенческого коллектива, возможности участия студентов в принятии решений и т.д.).

–Интерес и стремление к знаниям:

–Методически верно организованная, интересная учебная деятельность (использование современных форм и методов обучения, постановка учебных, сложных нестандартных задач и целей).

–Самостоятельная учебная деятельность студентов, (написание рефератов, курсовых, творческих работ).

–Соревнование в учебной деятельности (аттестация, сессия, конкурсы лучший проект, лучший студент).

По сути, задачи учебного заведения, как было уже показано выше, заключаются в управлении перечисленными факторами, в обеспечении необходимых условий для всестороннего профессионального развития личности, а также, в подготовке эффективной адаптации будущих специалистов в их профессиональной деятельности.

Вслед за авторами концепции профессионального самосознания молодежи мы считаем, что профессиональное самоопределение, профессиональное развитие личности на всех этапах обучения осуществляется посредством процедур самоанализа поведения, психологических свойств личности, сознательной постановки вопросов профессионального развития, карьерного роста в будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим, имеет решающее значение развитие различных взаимосвязанных умений мотивационного компонента профессионального самосознания личности, таких как:

–анализ внутренней связи системы «потребность – мотив – цель»;

–переформулировка субъектной системы потребностей и мотивов в соответствии с социальным заказом;

–осознание новой субъектной системы потребностей и мотивов как личностно значимых;

–независимость от референтной группы в субъектном плане;

–достижение в процессе самоактуализации самотождественности и высокого уровня профессионального мастерства.

Таким образом, по нашему мнению, с психологической точки зрения, определяющими для ссузовской системы профессиональной подготовки специалистов вопросами, являются организация самостоятельной работы личности студента над собой по составлению профессионального плана, по принятию задач, поставленных перед ним обществом, по формированию стиля будущей профессиональной деятельности.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

1. Предоставление свободы выбора. Студент, а также его родители должны иметь возможность выбора ссуза, преподавателя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где абитуриент испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина, выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации студента об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений студента. Результаты обучения должны соответствовать потребностям подростка и быть значимыми для него. По мере взросления у подростка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.

Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации.

Содержание учебного материала усваивается студентами в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют обучающиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как преподаватель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап.

На данном этапе студенты должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана преподавателем разными приемами:

а) постановкой перед студентами задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.

б) беседой (рассказом) преподавателя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

в) рассказом преподавателя о том, как решалась проблема в истории науки.

2) Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится преподавателем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает студентам тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым студентам перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Преподаватель сообщает время, опущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что у учащихся наличествует, а что требует пополнения. Завершается обсуждение тем, что отдельные студенты  дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

Операционально-познавательный этап.

На этом этапе студенты  усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна студентам необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.

В осознании студентами содержания темы призвано помочь моделирование. Оно должно вступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей (всеобщих отношений) изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые нужно выполнить и освоить студентам для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях.

Рефлексивно-оценочный этап.

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда студенты  учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы студенты  смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Организация этого этапа должна быть проведена так, чтобы студенты  смогли обозреть пройденный ими путь познания, выделить в нем наиболее значимые вехи и дороги, оценить их с точки зрения будущих задач обучения. Целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить студентам самостоятельность и инициативу.

Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый студент  почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый студент  выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для студентов признаваемую ценность.

Таким образом, различные формы коллективной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для разных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого студента. Это также важно для становления мотивации учения.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы студента был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у студентов адекватной самооценки работы, ее рефлексии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности студента. Изучения учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса профессиональной мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у студентов новых целей и потребностей.

Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента.

Активизация познавательной деятельности студента без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности студентов в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание обучающихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у студентов чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу занятия и, особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и студенты  нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.

Выводы:

1) развитие познавательной активности обучающихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны преподавателя, а также личного опыта самого студента;

2) источниками познавательной активности могут быть:

- содержание учебного материала,

- процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

- резервы личности студента и преподавателя;

3) формами проявления познавательной активности на занятии являются:

- самостоятельность;

- индивидуальное творчество;

4) условиями формирования познавательной активности являются:

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Габдреев Р.В., Смирнов А.В. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗа // Образование и саморазвитие. – 2008. – № 10. – С.227-233.
  2. Смирнов А.В. Повышение мотивации учебной деятельности к дисциплинам естественно-научного и математического цикла // Теория и практика измерения латентных переменных в образовании. – Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2007. – С.235-237.
  3. Смирнов А.В., Валиахметова И.В. Современные аспекты мотивации учебной деятельности студентов вузов // Актуальные вопросы психологии и педагогики. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С.81-95.
  4. Смирнов А.В., Габдреев Р.В., Валиахметова И.В. Диалоговая культура и мотивация учебной деятельности студентов вуза // Толерантность в России: история и современность. – М.: ООО «Глобус», 2008. – С.201-207.
  5. Смирнов А.В., Семенова И.В., Габдреев Р.В. Мотивы учебной деятельности студентов // Научно-образовательный потенциал молодежи в системе профессионального образования как основной ресурс нации. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – С.164-167.
  6. Алдушонков В.Н. Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов: Дис. канд. пед. наук. Брянск, 2001.-191 с.
  7. Андреева Ю.В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие .Образование и саморазвитие. – 2008. - № 4. – С.10-11.
  8. Боровская С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего преподавателя: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. - 175 с.
  9. Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам. - Кишинев: Штиинца, 1988. 133 с.
  10. Бутянина К. JI. Содержание и организация самостоятельной работы на иностранном языке в учебное время. - М., 1992. 16 с.
  11. Активные методы обучения в акмеологии: Сборник научных трудов / Отв. ред. Р. Ф. Жуков. – СПб.: СПбГИЭА, 1996. – 116 с.
  12. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 339 с.
  13. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся [Текст] /Лебедев О. Е. – Л.: Знание, 1973. 130 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Г(О)БОУ СПО «ЛЕБЕДЯНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ТЕХНИКУМ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...