Воспитательная работа как способ развития творческих способностей
статья (11 класс) на тему

Кашина Софья Игоревна

Воспитательные мероприятия наиболее благоприятная среда для развития творческих способностей учащихся, поскольку ребята имеют больше свободы действий и неограничены рамками учебного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredel._konferentsiya_.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательные мероприятия как способ развития творческих способностей

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Современная система образования всё больше ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни.  С каждым годом  в образовании увеличивается стремление к развитию творческих способностей учащихся, с помощью  которых человек способен   самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, нестандартно мыслить, создавать что-либо новое, необычное.

Социальный заказ, направленный на развитие этих способностей реализуются не только школой, но и учреждениями дополнительного образования детей, которые обладают рядом преимуществ в данном вопросе. Самое основное преимущество в том, что у ребёнка пришедшего заниматься в учреждение дополнительного образования уже есть собственная мотивация.

Я хочу рассказать о развитии творческих и креативных способностей учащихся через организацию и проведение воспитательных мероприятий в театральной студии «Бенефис».

Для начала необходимо разобраться с понятиями творчество и креативность.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Креативность - (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. Как я уже говорила, под термином креативность понимается.

Поскольку креативность, это творческие способности человека, необходимо сначала поговорить о творчестве.

Многие годы было принято считать, что человек либо рождается творческим, либо нет. В наше время исследования показали, что почти все могут развить в себе творческое начало. Творчество — это не талант, а способ действия, модель поведения. Каждый может научиться действовать более творчески. Отсюда следует, что развивать творческие способности учащихся возможно и необходимо. Главный вопрос: «Как?». Существует огромное количество разработок, методов, упражнений.

К нам в театральную студию приходят учащиеся уже с имеющимися у них творческими способностями. Нам только необходимо способствовать их дальнейшему развитию. Это происходит ежедневно на занятиях театральным творчеством, поскольку вся учебная деятельность в театре способствует развитию творческих способностей через задания, упражнения, репетиции.

Эффективного же  развития креативных способностей учащихся в отличие от творческих на учебных занятиях, достичь сложно.

Следует сказать, что для развития креативности необходимы определённые условия:

-интерес (собственная мотивация)

-свобода творчества учащегося

-отсутствие оценивания

-ликвидация стандартов, правил, заданных условий.

Очень сложно на учебных занятиях создать все эти условия для учащихся.  В рамках урока ребята выполняют предложенные педагогом задания согласно теме урока, а значит говорить о ликвидации правил и стандартов бессмысленно и невозможно. Свобода творчества учащихся также часто притесняется на уроках. Поскольку педагог, создавая тот или иной творческий продукт, будь то танец, художественная выставка или спектакль стремится к определённому уровню и высокому результату. Ведь творчество,  создаваемое в наших коллективах оценивается. И когда на суд жюри или творческой комиссии мы представляем итог своей годовой работы в виде спектакля, например, то оцениваются не творческие способности  учащихся в отдельности, а  уровень работы коллектива в целом. Поэтому в процессе учебных занятий часто приходится отвергать бредовые идеи ребят (что не допустимо при развитии креативных способностей), ставить их в определённые условия и оценивать их работу.

Воспитательные мероприятия являются благодатной средой для развития креативных способностей учащихся. Все условия, о которых говорилось ранее, легко выполнимы.

Приведу пример на основе нашего уже традиционного праздника «Подарочки для мамочки», который ежегодно проходит в конце ноября и посвящён дню Матери.

Родилось мероприятие в 2006 году. Мы рассказали ребятам о празднике, а они предложили сделать в честь него небольшую поздравительную программу для мам. Мы,  согласились и не стали вмешиваться. Вся программа была разработана, придумана, отрепетирована и показана самими учащимися.  Результат нас поразил. Программа состояла из нескольких поздравительных номеров: песен, танцев, театральных миниатюр, которые объявляли ведущие. Всё было достаточно слаженно, продуманно и интересно.

Учащиеся, которые на занятиях особо не выделялись,  на этом празднике раскрылись для педагогов как творческие, инициативные личности.  

В следующем году праздник, по инициативе учащихся повторился. Прошел он более масштабно. Ребята предложили добавить к празднику ещё и посвящение младших учащихся в театралы, поскольку это начало года. Праздник стал более длительным, зрителей добавилось, и анализируя мероприятие было принято совместное решение проводить его не в кабинете, а в зрительном зале.

Сейчас праздник «Подарочки для мамочки» неотъемлемая часть деятельности театральной студии. На первых занятиях после летних каникул, учащиеся распределяют обязанности по работе над праздником.

Выпускники всегда организуют посвящение в театралы, тем самым передавая как бы эстафетную палочку младшим учащимся.

 Выбирается инициативная группа, которая работает над ведением самого праздника и созданием сюжетной линии. Остальные группы готовят собственные капустники. Самостоятельно репетируют в учебные и свободные часы. Самостоятельно составляют звуковые и световые партитуры к номерам и объясняют их звуко и светорежиссёрам Дворца. После проводится несколько сводных и генеральных репетиций, где инициативная группа собирает все подготовленные номера в единую программу, объединяет их общим сюжетом. Педагоги всегда находятся рядом, но не вмешиваются. Перед началом мероприятия мы напоминаем зрителям. Что праздник придуман и организован ребятами самостоятельно, просим не быть строгими к творчеству ребят.

        Все условия, способствующие развитию креативных способностей,  о которых говорилось ранее, легко выполнимы  при организации и проведении данного мероприятия.

Приведу диагностику креативности по опроснику Рензулли, проводимую в  начале и конце учебного года.

№ группы

Средний бал креативности в группе на начало 2013-2014 уч. года

Средний бал креативности в группе в конце 2013-2014  уч. года

1

23.8

24.3

2

24.4

24.9

3

23.9

24.7

4

31.4

31.8

5(1год обуч.)

20.6

21.8

6

32.7

32.9

7

26.1

26.7

Таблица результатов креативности по опроснику Рензулли

Характеристика уровня креативности

баллы

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–21

Низкий

20–16

Очень низкий

15–10

Используя метод наблюдения развития креативных способностей, могу сказать, что ребята, которые создают творческие номера самостоятельно впервые, стремятся где-то подглядеть, найти сценарий в интернете, прибегнуть к помощи и подсказкам других групп. В конце же учебного года, поучаствовав в нескольких воспитательных мероприятиях, они показывают номера и миниатюры собственного сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАна первую категориюТЕМА: РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

"Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей"

В статье раскрываются условия воспитания развития творческих способностей детей, а также методы, при помощи которых это происходит...

«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...

Работа со страноведческим материалом как один из способов развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Статья обобщения опытом по формированию творческой активности учащихся средствами иностранного языка с целью овладения коммуникативной компетенцией. Решение вопроса обучения практическому владению ино...