Программа городской профильной смены "Я - гражданин России"
материал (9 класс) на тему

Полухина Татьяна Александровна

Программа городской профильной смены "Я - гражданин России" для представителей юнармейских отрядов Поста №1 образовательных организаций города Арзамаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gorodskoy_profilnoy_smeny_gotovo.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 городской профильной смены

«Я – гражданин России»

Полухина Татьяна

Методист МБОУ ДОД ЦРТДиЮ им.А.Гайдара

г.Арзамас

I.Информационная карта программы

Название программы:

Программа городской профильной смены для старшеклассников «Я – гражданин России»

Цели программы:

Создание условий для формирования у подростков чувства патриотизма, гражданской позиции и самосознания через вовлечение в игровую деятельность военно-патриотической направленности

  Задачи:

  • Воспитание у ребят чувства патриотизма, гражданственности и любви к Родине;
  • Пробуждение интереса к истории своего государства, родного края;
  • Изучение основ начальной военной подготовки, первой доврачебной помощи и спортивного ориентирования;
  • Совершенствование навыков лидерского поведения и организаторских знаний и умений;
  • Содействие в саморазвитии каждого участника смены, его творческих, коммуникативных, организаторских способностей, познавательных интересов.
  • Формирование у участников смены навыков здорового образа жизни.

Направление

деятельности:

гражданско – патриотическое

социально-педагогическое

оздоровительное

Основной разработчик программы:

 Полухина Т.А., методист МБОУ ДОД ЦРТДиЮ им. А.Гайдара

Место проведения:

МБОУ ДОД ДООЦ «Водопрь»

Сроки проведения:

18.08.14 – 22.08.14.

Участники проекта:

Представители  детских/молодёжных общественных объединений и юнармейских отрядов  ОО города

Кадровое обеспечение:

Педагоги МБОУ ДОД ЦРТДиЮ им.А.Гайдара

     

II. Пояснительная записка

Дети 21 века – поколение века информации и высоких технологий – должны воспитываться в идеалах добра и справедливости, уважения к старшим и заботы о слабых, должны любить свою малую Родину, быть патриотами, обладать развитым чувством эмпатии и толерантности. Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одно из основных направлений воспитательной системы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

     Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения была актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в вопросах воспитания молодёжи уважения к государству, без которого у любого государства нет будущего. Рано или поздно любой школьник станет полноправным гражданином нашего государства и от того, какие ценности будут сформированы у него сегодня, будет зависеть будущее нашего государства.

     В 2013 году исполнилось 35 лет Посту №1 - структурному подразделению МБОУ ДОД ЦРТДиЮ им.А.Гайдара, в мае 2015 года будет отмечаться 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. На пересечении этих двух знаменательных дат и было принято решение  организовать городскую профильную смену «Я – гражданин России» на базе МБОУ ДОД ДООЦ «Водопрь» в августе 2014 года. Профильная смена гражданско-патриотической направленности является одним из важнейших средств патриотического воспитания.

    Программа «Я – гражданин России» выполняет следующие образовательные функции:

  • оздоровительная - направлена на отдых и укрепление здоровья, а также формирование  ценностей здорового образа жизни
  • социальная, коммуникативная - находясь в лагере, ребенок включен во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формируются навыки проживания в коллективе;
  • воспитывающая – формирование качеств личности в игровых моментах, в моделях жизненных ситуаций;
  • развивающая - создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности;
  • обучающая – обучение подростков основам начальной военной подготовки, спортивному ориентированию и оказанию первой доврачебной помощи.
  • творческая - создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере, превращение любой деятельности, даже скучной на первый взгляд (трудовой десант, уборка территории), в увлекательные приключения.

    Данная смена проводится впервые и осуществляется при поддержке департамента образования администрации г.Арзамаса.

Количество участников смены – 100 человек по 6-7 человек от ОО города – представители  детских/молодёжных общественных объединений и юнармейских отрядов  ОО города.

  1. Концептуальные основы.

Содержание деятельности программы опирается на ряд педагогических принципов:

  1. Принцип гуманизации отношений: 

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

  1. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: 

Результатом деятельности воспитательного характера в летней профильной смене является сотрудничество подростка и взрослого, которое позволяет  ребёнку почувствовать себя творческой личностью.

  1. Принцип демократичности:

Участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

  1. Принцип  дифференциации  воспитания:

Дифференциация в рамках летней профильной смены предполагает:

● отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально -психологическими особенностями подростков;

● создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

● взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики смены;

● активное участие подростков во всех видах деятельности.

       5. Принцип  творческой индивидуальности:

           Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в  самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

IV.  Цели и задачи

      Цель: 

   Создание условий для формирования у подростков чувства патриотизма, развитие гражданской позиции и самосознания через вовлечение в игровую деятельность военно-патриотической направленности

 

   Задачи:

  • Воспитание у ребят чувства патриотизма, гражданственности и любви к Родине;
  • Пробуждение интереса к истории своего государства, родного края;
  • Изучение основ начальной военной подготовки, первой доврачебной помощи и спортивного ориентирования;
  • Совершенствование навыков лидерского поведения и организаторских знаний и умений;
  • Содействие в саморазвитии каждого участника смены, его творческих, коммуникативных, организаторских способностей, познавательных интересов.
  • Формирование у участников смены навыков здорового образа жизни.

V. Ожидаемые результаты

  • Воспитание в детях чувства патриотизма, гордости за историю своего города,  страны;
  • Привлечение внимания  подрастающего поколения к понятиям «Родина», «Гражданин»,  «Гражданский долг», «Историческая память» и др. ;
  • Знакомство  с основами военной  службы посредством игры, приёмами оказания первой медицинской помощи, основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
  • Развитие лидерских, коммуникативных, организаторских  знаний, умений, навыков;
  • Снятие физического  и психологического напряжения организма, укрепление здоровья, развитие навыков здорового образа жизни.

VI.Содержание деятельности

Содержательной основой программы является создание пространства для включения каждого участника в разнообразную деятельность.

Основные этапы реализации программы:

п/п

Этапы

Целевые установки

Формы работы

1

Организационный

-Адаптация участников к жизнедеятельности в лагере

-Создание эмоционального настроя на смену

- Раскрытие перспектив деятельности детей на смене

- Выработка совместно с детьми положения о правах и обязанностях, правилах жизнедеятельности в коллективе

- Предъявление единых педагогических требований к режимным моментам и дисциплине

- Знакомство с лагерем

- Формирование отрядов, игры на знакомство и взаимодействие

- «Верёвочный курс»

- Отрядные огоньки

- Открытие смены «Россия – это я и ты! Россия – это мы!»

2

Основной

Организация разноплановой деятельности отрядов на основе инициативы, творчества и содержания смены

- Школа патриота:

  • ориентирование на местности
  • основы доврачебной помощи
  • обучение знамённых групп
  • сборка-разборка автомата
  • основы туризма

- Смотр-конкурс строя,  песни  и знамённых групп «Аты-баты»

- Лирический вечер «Строки, опалённые войной…»

- Военно-спортивная игра  «Зарница»

- Военно-спортивная игра с элементами ночного ориентирования «Марш-бросок»

- Просмотр и обсуждение худ. фильма «Судьба человека»

3

Заключительный

- Подведение итогов смены

- Определение дальнейших перспектив деятельности

- Рефлексия смены

  • Церемония закрытия смены

 «Мы разные – в этом наше богатство! Мы вместе – в этом наша сила!»

  • Выпуск Боевого листка по итогам смены
  • Анкетирование участников смены
  • Отрядные прощальные огоньки
  • Операция «Нас здесь не было»
  •  Освещение в СМИ

Реализация программы

1 блок – спортивно-оздоровительный (Формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью как жизненной ценности)

- Режимные моменты

- Закаливающие процедуры (утренняя пробежка и зарядка)

- Организация здорового питания

- Постоянное пребывание на свежем воздухе

- Отказ от вредных привычек    

- Военно-спортивная игра «Зарница»

- Военно-спортивная игра с элементами ночного ориентирования «Марш-бросок»

2 блок – военно-патриотический ( Получение основных общих и специальных знаний по военной подготовке, основам безопасной жизнедеятельности, знание и оказание первой медицинской помощи)

  • огневая подготовка
  • ориентирование на местности
  • основы доврачебной помощи
  • обучение знамённых групп
  • основы туризма

     3 блок – духовно-нравственный (Проведение мероприятий воспитательного характера, включающих в себя представление о героизме и мужестве народа в деле защиты Отечества)

- Открытие смены «Россия – это я и ты! Россия – это мы!

  - смотр-конкурс строя, песни и знамённых групп  «Аты-баты»

- лирический вечер «Строки, опалённые войной…»

-просмотр и обсуждение художественного фильма «Судьба человека»

- закрытие смены «Мы разные – в этом наше богатство! Мы вместе – в этом наша сила!»

4 блок – результирующий (Ежедневный выпуск отрядами  Боевого листка с подведением итогов дня, выявлением «плюсов»  и «минусов» деятельности отряда, пожеланиями на следующий день)

   - Ежедневная экспресс-анкета (метод незаконченного предложения: 1 день - «Я - гражданин России –…», 2 день - «Патриотизм –…», 3 день -  «Родина -…»)

  - Рефлексия дня, смены

  1. Механизм реализации

     На время смены лагерь становится Центром спортивной и военно-патриотической подготовки «Водопрь».

     Реализация поставленных целей и задач осуществляется с помощью педагогов и всех участников смены за счёт выполнения режимных моментов, законов  жизни лагеря, работы органов самоуправления, работы Школы патриота  и мастер-классов.

  1. Законы
  1. Закон времени
  2. Закон территории    
  3. Закон бережного и хозяйственного отношения к общему имуществу
  4. Закон чистоты и порядка
  5. Закон ночного порядка
  6. Закон охраны природы      
  7. Закон здорового образа жизни
  8. Закон добра
  9. Закон уважения
  10. Закон правды
  11. Закон «правой руки»
  12. Закон «Свободного микрофона»
  13. Закон «Блокнота и ручки»
  14. Закон единства слова и дела.

  1. Режим работы смены

8.00  – Подъём

8.15 – Зарядка

8.30 – Утренние режимные моменты (УРМ)

8.45 – Утреннее построение. Сдача рапортов.

9.00 -  Завтрак

9.30 – Время Организационной службы

10.00 – Школа патриота

12.00 – Час песни

13.00 – Обед

13.30 – Мастер – класс по выбору

14.30 – Время отряда

16.00 – Полдник

17.30 – Вечернее дело

19.00 – Ужин

19.30 –  Заседание координационного совета

20.00 – «Дискотека»

22.00 – Водопрьский круг

22.30 – Вечерняя поверка

22.50 – Вечерние режимные моменты (ВРМ)

23.00 – Отбой

  1. Самоуправление

С целью самоуправления, самоопределения и самовыражения участников смены в лагере создаётся система самоуправления.

Форма организации – Центр спортивной и военно-патриотической подготовки «Водопрь» - ЦСВП «Водопрь»

Схема организации – В лагере формируется четыре взвода по 25 человек.

 Каждый отряд выбирает командира взвода (из числа ребят), придумывает себе флаг, выбирает песню, речёвку, ежедневно оформляет боевой листок по итогам дня.

Общий сбор – высший орган самоуправления, в состав которого входят все участники смены: ребята и педагоги.

Начальник штаба – руководитель смены

Заместитель начальника  штаба – старшая вожатая

Начальник караула – военнообязанный, руководитель структурного подразделения Пост №1 МБОУ ДОД ЦРТДиЮ им.А.Гайдара

Инспектора взводов – педагоги МБОУ ДОД ЦРТДиЮ им.А.Гайдара

Комиссары взвода – это старшеклассники, члены Городского совета старшеклассников и «Лидер-центра», которые прошли школу лидера и владеют различными формами работы с коллективом). Комиссары  организуют и стимулирует деятельностьв зводов, отвечают за выполнение режима дня и соблюдение законов и традиций, анализирует работу ЦСВП «Водопрь»в целом и отдельных взводов ежедневно. Комиссары собираются ежедневно на Совет комиссаров.

Центральный штаб – в состав входят начальник штаба, заместитель начальника штаба, инспектора, начальник караула. Координирует деятельность взводов и служб. Принимает законы жизнедеятельности в лагере, координирует работу командиров взводов.

Службы Центра:

Информационная служба – информирование о событиях в Центре, взводе через ежедневный выпуск Боевого листа.

Организационная служба – отвечает за дежурство по столовой,

рейды по проверке санитарного состояния комнат, корпусов, территории.

Досуговая служба – организация и проведение творческих дел.

Спортивно-оздоровительная служба -  отвечает за организацию утренней зарядки, подготовку и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

В каждую службу выбираются по два представителя от взвода.

  1. Мониторинг

Мониторинг – процесс наблюдения, оценки и прогноза, процесс отслеживания состояния работы временного детского коллектива. Это определённая форма организации соревнования, где коллективы наблюдаются не столько в сравнении друг с другом, сколько в своём собственном развитии от исходной точки до конечной.

Ежедневно на вечернем огоньке отряда заполняются Боевые листы, в которых подводятся итоги дня, по их содержанию можно выявить уровень взаимоотношений в отряде, отношения к жизнедеятельности лагеря, определить отличившихся детей, выявить проблемы.

Ежедневно на вечернем огоньке отряда ребята проводилась экспресс-анкета. Использовался метод незаконченного предложения: 1 день - «Я - гражданин России – это…», 2 день - «Патриотизм – это…»,3 день -  «Для меня Родина - это…»)

В последний день смены проводится анкетирование детей по итогам смены.

  1. План работы смены

1 день

10.00 – Заезд

10.30 – Поднятие флага Российской Федерации

10.40 – «Верёвочный курс»

13.00 – обед

13.30 – Размещение в корпусе

14.00 -  Выборы органов самоуправления

14.30 – Игры на знакомство

16.00 – Полдник

16.30 – Подготовка к открытию смены

17.30 – Открытие смены «Россия – это я и ты! Россия – это мы!»

19.00 – Ужин

19.30 – Вечернее построение. Подведение итогов дня. Спуск флага Российской Федерации.

20.30 – Совет комиссаров

22.00 – Водопрьский круг

22.30 – Вечерняя поверка

23.00 – Отбой

2 день

8.00 – Подъём

8.15 - Утренняя пробежка и зарядка

8.45 – Утреннее построение. Сдача рапортов. Поднятие флага Российской Федерации.

9.00 – Завтрак

9.30 – Время организационной службы

10.00 – Школа патриота

  • Ориентирование на местности
  • Основы оказания доврачебной помощи
  • Обучение знамённых групп
  • Основы туризма
  • Психологический тренинг

11.30 – Подготовка к смотру-конкурсу строя, песни и знамённых групп

13.00 – Обед

13.30 – Военно-спортивная игра «Зарница»

16.00 – Полдник

17.00 – Смотр-конкурс строя, песни и знамённых групп «Аты-баты»

19.00 – Ужин

19.30 – Вечернее построение. Подведение итогов дня. Спуск флага Российской Федерации.

20.00 – Дискотека

20.30 – Совет комиссаров

22.00  – Водопрьский круг

22.30 – Вечерняя поверка

23.00 – Отбой

3 день

8.00 – Подъём

8.15 - Утренняя пробежка и зарядка

8.45 – Утреннее построение. Сдача рапортов. Поднятие флага Российской Федерации.

9.00 – Завтрак

9.30 – Время организационной службы

10.00 – Занятие по отрядам «Сила России - в единстве народов»

11.30 – Спортивный марафон

13.00 – Обед

13.30 – Подготовка

16.00 – Полдник

17.00 – Лирический вечер «Строки, опалённые войной»

19.00 – Ужин

19.30 – Вечернее построение. Подведение итогов дня. Спуск флага Российской Федерации.

20.00 – Дискотека

20.30 – Совет комиссаров

22.00  – Водопрьский круг

22.30 – Тревога.

22.35 – Введение в военно – спортивную игру «Марш-бросок»

23.00 – 00.30 – Военно-спортивная игра «Марш-бросок»

00.45 – Отбой

4 день

8.00 – Подъём

8.15 - Утренняя пробежка и зарядка

8.45 – Утреннее построение. Сдача рапортов. Поднятие флага Российской Федерации.

9.00 – Завтрак

9.30 – Время организационной службы

10.00 – Просмотр и обсуждение художественного фильма «Судьба человека»

13.00 – Обед

14.00 – Подготовка к закрытию смены

16.00 – Полдник

17.00- Закрытие смены «Мы разные – в этом наше богатство! Мы вместе – в этом наша сила!»

19.00 – Ужин

19.30 – Отрядная свечка

20.30 - Вечернее построение. Подведение итогов смены. Спуск флага Российской Федерации.

21.00 – Дискотека

21.30 - Совет комиссаров

23.00 - Отбой

5 день

8.00 – Подъём

8.15 - Утренняя пробежка и зарядка

8.45 – Утреннее построение.

9.00 – Завтрак

9.15 – Операция «Нас здесь не было»

10.00 – Водопрьский круг

10.30 - Разъезд

VIII. Литература

  1. Баландина Т.В., Лапина Т.В., Коновалова О.Б., Время жить в России/ Департамент образования Нижегородской обл., Центр эстетического воспитания детей Нижегородской обл. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,  2006. -186с.
  2. «Вектор развития детского движения» (технологии развития детского движения на местном уровне), МУДОД «Центр детского творчества» Дзержинского района г.Оренбурга, ООО «Педагогические технологии», Н.Новгород, 2012
  3. Игровые программы: Аттракционы. Шутки. Забавы. Сюжетно-ролевые игры. Автор-составитель Воронкова Л.В., 2005.
  4. Коновалова О.Б., Время выбрало нас!/Министерство образования и науки Нижегородской области., Союз пионерских организаций Нижегородской области., Центр эстетического воспитания детей Нижегородской обл.–Книга 2–Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005 -104с.
  5. Коллектив авторов-составителей, Досуговые программы для детей и подростков. – Волгоград: учитель, 2012г.
  6. Решетова Е.Е., Методика развития профессиональной компетентности педагогв дополнительного образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области»- Н.Новгород, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная программа воспитания школьников «Я – гражданин России»

МОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа  Личностно-ориентированная программа воспитания школьников«Я – гражданин  России»   Н а п р а в л е н и я :...

Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"

Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Программа содержит пояснительную записку к курсу и тематическое планирование на 34 часа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социал...

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 5-9 классы

Актуальность данной программы объясняется формированием социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профе...

Программа городской профильной смены "Мы - вместе!"

Программа городской профильной смены для старшеклассников....