Развитие национальных традиций средствами краеведческой работы
статья (8 класс) на тему

Габдрахимова Гадиля Султановна

Хотела бы ознакомить вас с формами    краеведческой работы по формированию  общекультурной, национальной  идентификации личности учащихся, которая успешно реализуется в нашей местности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие национальных традиций средствами краеведческой работы.

Автор: Габдрахимова Гадиля Султановна учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с. Новая Смаиль Малмыжского района.

       Я к вам приехала из живописного дальнего уголка нашей области - с южного района. Хотела бы ознакомить вас с формами    краеведческой работы по формированию  общекультурной, национальной  идентификации личности учащихся, которая успешно реализуется в нашей местности.

  Нельзя по настоящему - любить свою землю, не зная ее прошлого. С давних     времен,  три  столетия тому назад, в нашей местности  обосновались марийцы, удмурты и  татары, а с середины 19 века русские. Эти народы в течение многих лет своей тяжелой истории создавали песни, легенды. Сложились определенная традиция и быт. Эту богатую культуру  народов, дошедшую до нас,  учащиеся школы  изучают  и оформляют как исследовательскую  работу в течение нескольких лет.  

           На территории Новосмаильского сельского поселения на сегодняшний день  проживают  всего 1401    человек:   татар   795  , русских  59 , марийцев 240 и удмуртов   416 .  Они  проживают в деревнях: татарских -  Новая Смаиль, Салкын Чишма, удмуртских – По речке Китяк, Удмурт Китяк, марийских – Алдарово, Каменный Ключ,  а русские- во всех этих деревнях, кроме  деревни С-Чишма.    В средней школе учащихся  145 человек.  Кроме этого школа имеет филиал -  начальную  школу - сад в деревне Удмурт Китяк  с количеством  51 ученик.

         В центре  села  Новая Смаиль и деревне Салкын- Чишма величественно стоит мечеть- место богослужения мусульман. С минарета мечети каждый  день слышим азан.  Дружно проводим мусульманские религиозные праздники. Немусульманское население к этим явлениям относится положительно.

                               Церковь находится в г. Малмыже и селе Старый Бурец. Православные на большие  церковные праздники организованно едут на автобусе агрофирмы «Смаиль». В деревне  Удмурт Китяк имеется молельный дом ЕХБ.       Жители деревни Каменный Ключ проводят  в священной роще Юмон - ото ( лесной остров Юмы)  религиозный праздник Петров день.  Удмуртское  население  до принятия крещения молилось в родовой    куале -  в священной роще «Кереметь». Также  каждая   семья имела свою   куалу. От языческой веры в каждой удмуртской семье  на сегодняшний день сохранился  только священный  липовый короб с душами  умерших родственников. Этот короб хранится  в доме за иконой.   Вот так мы живем  испокон веков в мире и согласии в таком разнообразии языков, религий, традиций и культуры.

                           В  1995 году в нашей средней школе с полиэтническим составом обучающихся открылся музей -  хранитель памятников истории  и  культуры марийского, татарского и удмуртского народов - с целью создания системы образования на основе изучения родного края с использованием краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей. За  период работы школьного музея создалась определенная система работы. Это исследовательские работы учащихся по истории и культуре деревень и народностей, проведение дней культуры мари, татар, удмуртов, комплектование фондов музея, предоставление материалов музея заинтересованным лицам.          

              Самая кропотливая работа с большим количеством участников  ведется при  подготовке  и проведении  дней национальной  культуры. В чем суть, смысл, значение праздника?

 Подготовка к нему начинается задолго до открытия. Все заинтересованные в проведении праздника собираются в кабинете главы сельского поселения. Там обсуждается план проведения, составляется  программа   праздника, назначаются  ответственные люди. Потом начинается подготовительный период.  Ко дню открытия праздника школу не узнать, она преобразовывается. В коридоре школы  в красочно оформленном уголке с национальными орнаментами афиша издалека привлекает внимание.  На стенах на  родном языке написаны  слова,  часто употребляемые:  «Здравствуйте», «Привет», « До свидания», «Извините» и т.д.  Потом каждый день постановки на сцене, где участие принимают школьники, дети садика и взрослые.  В программе есть и день национального костюма. В этот день учащиеся ходят в национальной одежде.  Организуется выставка  национальных блюд. Ребята  приносят национальную выпечку, после выставки угощают своих одноклассников. Один день выделяется как  день национальной кухни. Школьные повара готовят, а дети приносят  продукты, например, татары готовую домашнюю лапшу, удмурты гусиное и утиное мясо для пшеничной  каши, марийцы- родители варят суп с клецками, потому что наши повара удмуртка и татарка.  Праздник торжественно открывается и  закрывается.  На праздник приглашаются администрация района, пресса, гости - делегация – наций. Проводить такой праздник мы начали с 2005 года. Один год посвящаем культуре одной национальности. Когда заканчиваем один круг- все  четыре национальности  ( четвертая - русская нация), с обширной межнациональной программой  проводится концерт на сцене сельского дома культуры.  Потом начинается следующий  круг. Проведение таких праздников показывает, насколько сильны народные традиции и как бережно хранят их все от мала до велика.

                     Вторая  форма работы – это участие детей  в  межрегиональных конкурсах  исследовательских работ   на татарском  языке и  в  районных конкурсах на русском языке.  С 2001 года учащимися нашей школы  была написана  21 исследовательская  работа. Из них  призовые места  заняли 12 исследований. Благодаря  работам учеников школьный музей накопил уникальные материалы  описания жизненного пути местных знаменитостей, и исследования культуры народов, заселяющих нашу местность.

                               Так, ученица 6 класса  Шайхутдинова  Алсу изучила жизненный путь имама мечети села Новая Смаиль Бахтиярова Мухамметзыи, который прослужил 72 года жителям села верой и правдой. Он ученик великого татарского   просветителя Каюма Насыри, ученый, автор учебников по астрономии и арифметике. Прожил 97 лет. Исследованиями  Алсу заинтересовались в г. Казани, попросили   согласие  на издание ее работы.

                          Также ученики нашей школы    принимают участие  в научно- практических конференциях, проводимых районным краеведческим музеем. На  первой конференции с докладом выступила ученица 11 класса  Алышева Елена. Сейчас эти конференции  называются «Худяковскими чтениями»,  и наши дети  принимают в них активное   участие.

                       Следующая форма –    участие нашей команды  в межрегиональном слете этнографов «Юный следопыт» в рамках проекта «Изучение этно - национального наследия татар средствами туристско- краеведческой деятельности». Ежегодно в живописном уголке реки Косинка проходит слет. Все четыре национальности представляют свою программу. Тема слета каждый год разная. Это история  населенного пункта, национальная кухня, одежда, обряды, мастера, промыслы и т. д. Ребята в полевых условиях должны приготовить национальное блюдо, оформить альбом исследований. На слете принимают участие и дети из соседней Республики Татарстан.

                   Татарский  праздник сабантуй давно стал любимым общенациональным праздником жителей района. 21 июня 2014 года в районном центре будет проводиться региональный  сабантуй. Приглашаю всех в гости,  не пожалеете.  

                            Одним из массовых детских праздников является межрегиональный «Костер Дружбы». Проведен 48 раз на радость детям Мари –Турекского района Марий эл, Балтасинского района Республики Татарстан и Малмыжского района.

                     В учебном предмете   обществознание  при изучении темы «Нации и межнациональные  отношения. Мораль. Религия» я обращаю внимание  на взаимоотношения людей разных наций, проживающих в нашей местности, на их богатую  культуру, традиции, язык. Домашнее задание получают следующее: подготовить рассказ о своей нации. Ребята с удовольствием, с радостью делятся на уроке секретами своей культуры. И даже поют национальные песни, рассказывают стихи на родном языке. Преподавание в школе ведется на русском языке, но это не значит, что детям запрещено общаться на родном языке. Они еще обучают друг друга своему родному языку.    Выполняя домашнее задание по теме  «Религия»,  ученики готовят сообщения о своей религии. Еще прошу детей, чтобы они выучили какую- либо молитву. Ребята очень удивляются,  когда молитва заканчивается словом «Аминь».  Религия  ЕХБ тема закрытая, родители запрещают своим детям делать сообщение, тут  я сама делаю сообщение. Такая форма проведения уроков  позволяет нашим детям относиться  к любой национальности по – доброму, уважительно и не видеть никакой разницы между народностями. Мы ничему не удивляемся, мы знаем,  что мы разные, в этом наше богатство,  что мы вместе -  в этом наша сила. Вот как думают наши дети:

  • Мне в многонациональной школе живется хорошо, потому что не важно, какой национальности твой друг, важно, чтобы друг никогда не предавал тебя.
  • Мне хорошо в школе и в деревне живется. У нас не разделяют на национальности. Мы можем у других народов что-то перенять,  а что- то- они у нас.
  • Я живу в Татарстане, но мне в Смаильской школе хорошо, друзья учат меня правильно разговаривать не только на русском языке, но и на  их родном языке.
  • Человеческие  ценности принадлежат всему миру ,и не существует такого народа, который был бы лучше других. Земля станет лучше, если два человека разной нации  повернутся друг к другу лицом. Нравственные основы нужно искать  в культуре и другого народа.

Я бы очень хотела, чтобы остальные народности думали, как наши дети. Прониклись   уважением   к культуре других национальностей и не удивлялись не понятному для них языку и незнакомой одежде. Почему я так говорю. Приведу воспоминания одной ученицы.

   «На первый областной слет активистов школьных краеведческих музеев, посвященный 70- летию Кировской области, из нашей школы, я поехала вместе   другими членами Совета  школьного музея. Сам конкурс проходил вечером. Мы очень волновались. И вот настала наша очередь выступать. Когда мы вышли, то немного растерялись, потому что нас все стали фотографировать. Для многих наше выступление стало неожиданностью. Присутствующие не знали, что в нашей области живут такие народы. Некоторые ребята и их руководители подходили после нашего выступления и интересовались нашей культурой. Спрашивали, умеем ли мы говорить  на своем родном языке, и записывали некоторые  слова» .

                             Что дают для молодого поколения проводимые нами различные мероприятия? Безусловно и бесспорно, уважение к народам, народностям, живущим рядом с тобой, знакомство с его культурой и традицией.

 

                           Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краеведческой работы учащихся как средство развития духовно-нравственного потенциала

Данная статья описывает необходимость организации краеведческой работы  с учащимия для развития духовно-нравственного потенциала школьников...

«Национальные традиции России средствами изобразительного искусства»

В рамках внедрения ФГОС ООО образования авторами С.А.Бартновской (учитель истории) и Е.А.Ардашировой (учитель ИЗО) представлен результат проектной работы в 5-х классах.Внеурочная деятельност...

Развитие национальных традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма

СодержаниеВведение………………………………………………………………………………………...2Развитие национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма……………………………………………………………….3Заключ...

Формирование чувства патриотизма у школьников средствами краеведческой работы

Патриотизм как неотъемлемая часть общенациональной идеи - основа сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей обусловлена ещё ...

Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания на уроках технологии

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Этнохудожественная направленность программы «Волшебный мир творчества» как средство сохранения национальных традиций.

В статье представлен опыт работы по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный мир творчества», направленной на сохранение и развитие художественной...

Воспитание патриотизма в сочетании с ценностным отношением к национальным традициям. Из опыта работы в многонациональной школе.

Материал представляет собой методическую статью из опыта работы  классного руководителя в многонациональной школе. Любовь к огромной стране, населённой разными народностями, невозможна без знания...