Развитие национальных традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма
проект по обществознанию на тему

 Алымова Ольга Николаевна

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2

Развитие национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма……………………………………………………………….3

Заключение……………………………………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………………………………14

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dukhovnoe_edinstvo.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

 «Развитие национальных традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.»

                                                                                                         Разработал:

                                                                                                   преподаватель                                          

Алымова О.Н.

Орел.


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2

Развитие национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма……………………………………………………………….3

Заключение……………………………………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………………………………14


Введение

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, забываются национальные традиции. На второй план отходят гражданская ответственность и патриотизм, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому сегодня, как никогда раньше, необходимо не допустить потери  той, ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. Именно это и определяет актуальность данной работы.

Предметом нашего исследования является развитие национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.

Целью данной работы является определение способов и путей развития национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.

В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

1.дать понятие национальных традиций и рассмотреть способы их развития.

2. дать понятие духовного единства и рассмотреть способы его развития.

3. дать понятие гражданской ответственности и рассмотреть способы ее развития.

4. дать понятие патриотизма и рассмотреть способы его развития.

Структура данной работы такова:

Во введении дается обоснование исследуемой нами темы, ее актуальность и новизна, определяются предмет, цель и задачи.

В основной части дается понятие национальных традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма, а также рассматриваются пути их развития.

В заключении  делаются общие выводы по исследуемой нами теме.

К  работе прилагается список использованной литературы.

Развитие национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма.

На данный момент Российская Федерация является одной из крупнейших многонациональный стран мира. Более 180 народов проживают на ее территории, и каждый из них  имеет свои национальные особенности, которые наиболее ярко находят свое отражение в культуре и традициях.

Национальные традиции выражают национальный характер, своеобразие жизни народа. Они складываются на протяжении истории народа, в определенных условиях его материальной жизни. В национальных традициях отражаются особые черты нации и народностей, их истории, природные условия, быт, своеобразие психологического склада.

Населяющие территорию суверенных республик нации и народности сохраняют и приумножают свои особенности, черты национального характера, языка, свои лучшие традиции, развивают свою национальную культуру. Идет процесс обогащения, а в ряде случаев и возрождения национальных культур. Каждая культура по своей природе оригинальна, незаменима и выражается это в их своеобразии. Поэтому надо дать простор полному и беспрепятственному развитию духовного мира народов в соответствии с их национальными традициями, в присущих им самобытных творческих формах.

Ни история, ни теория не знают такой культуры, о которой можно было бы сказать, что она абсолютно самобытна. Сама диалектика развития культур, само содержание духовных потребностей и интересов людей неопровержимо свидетельствуют о глубокой духовной зависимости, взаимодополняемости народов в аспекте создаваемых ими ценностей. Люди разных национальностей учатся и будут учиться друг у друга прежде всего тому, что недостаточно развито, разработано в их собственной культуре.

Прогрессивное национальное становится достоянием всех народов: интернациональные, общенациональные традиции отражают в себе те изменения, которые происходят в национальных обычаях и традициях, в культуре народов.

Во взаимоотношениях национальных духовностей, все большую роль играет не то, что отличает их друг от друга, а то, что их сближает и роднит, сплачивает.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация  традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Несмотря на установленные российским законодательством  общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время  не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров,  объединяющих россиян  в единую историко-культурную и социальную общность

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит в сфере  общего  образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные  социальные, профессиональные и этноконфессиональные  группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации.

Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Основной задачей развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Одним из важнейших этапов духовно-нравственного развития гражданина России  является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное  развитие страны в современных условиях.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  •  человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Говоря о ценностях, можно смело утверждать, что каждый человек должен знать:

  • историю России, российских народов, своей семьи, рода;
  •  жизненный опыт своих родителей, предков;
  •  традиционные российские религии;
  •  произведения литературы и искусства,  лучшие образцы отечественной и мировой культуры;
  •  периодическую литературу, СМИ, отражающую современную жизнь;
  •  фольклор народов России;
  •  учебные дисциплины;
  • другие источники информации и научного знания.

Действительно сильная нация должна обладать духовным единством. А оно в свою очередь требует определённого мужества, самоотречения и отказа от личного и узко группового эгоизма на благо всего человечества. Для подавляющего большинства людей на данном этапе развития общества это – просто невыполнимая задача.

На начальном этапе духовное единство проявляется как – принятие, взаимоуважение и сотрудничество между различными религиозными конфессиями на благо всего общества, так называемое, единство в многообразии. Это уже прекрасно, это уже праздник здравого смысла, победа зрелой души над иллюзиями и эгоизмом. На заключительном этапе это – стирание, размывание идеологических, мировоззренческих и церемониальных религиозных барьеров, различий, вследствие всё большего и большего постижения человечеством объективной реальности.

Духовное единство – это понимание, приятие друг друга, сотворчество культур, заимствование и поиск общих ценностей, общего миропонимания. Конфликта культур у нас нет, но есть политика пренебрежения к культуре других. Нельзя в XXI веке делить народы и людей на цивилизованных и не очень. Мы – граждане единой страны. Это часть нашей духовности, культуры.

Однако часто встает вопрос: «Чего следует опасаться в межнациональных отношениях в такой стране как наша Российская Федерация?» Ответ следующий: недопонимания, невнимательности, неуважения. Каждый человек – это суверенный мир, тем более – народ. Но живут они за счет своей открытости и творчества. Все они самобытны и талантливы. И это главное. И недопустимо их пачкать грязью национализма, нацизма.

         Так, например, на федеральном уровне поддержка национальных культур, традиций, фольклора и языка народов России со стороны Российского государства – минимальная. На литературу, издание газет на национальных языках выделяется 9 млн. рублей в год.

В нынешних социально-экономических и политических условиях перед отечественной социальной наукой стоит задача - выработка принципов и обоснования необходимости развития гражданского общества, усиления политической активности граждан и развития моральной, правовой и политической культуры российского общества.

Решение этих задач предполагает понимание сущности и содержания такого ключевого понятия, как «гражданский». В словаре русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова термин «гражданский» имеет четыре значения.

Первое значение обозначенного термина связано с его юридическим толкованием и означает правовое положение граждан в государстве или их правовую принадлежность к государству.

Второе и третье значение термина «гражданский» указывают на существующие в обществе различия собственно гражданской жизни и военной с одной стороны; гражданской жизни и церковной, с другой стороны.

Четвертое значение термина «гражданский» имеет особое значение. Оно сопряжено с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина. Оно характеризует его как сознательного и активного члена общества, подчиняющего свои интересы служению обществу, исполнению общественного долга, то есть обозначает все то, что свойственно истинному гражданину и служит прилагательным в выражениях: «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданская направленность», «гражданская позиция»[1].

Общественные отношения по природе своей стимулируют развитие гражданской ответственности индивида, утверждая высшей ценностью гражданина ответственность перед своим гражданским долгом. Именно гражданская ответственность определяет степень включенности индивида в систему общественных отношений, направленность ее деятельности соответственно линии социального прогресса. Проявление высокой ответственности всех социальных слоев и каждой личности в различных сферах общественных взаимоотношений становится важным условием совершенствования всего социума, достижения им новой ступени зрелости.

Стоит отметить, что становление гражданской ответственности как качества личности определяется как субъективными усилиями, то есть под воздействием: во-первых, системы ценностей различных элементов социума; во-вторых, ценностных ориентаций общественных объединений, занимающих активную политическую позицию в государстве; так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры.

Построение гражданского общества и правового государства, формирование гражданской ответственности гражданина своей страны является важнейшим ценностным ориентиром и одной из центральных задач современного этапа развития России.

 Гражданское общество полагает своей высшей ценностью права личности, ее свободу в рамках закона и исходит из приоритета этой ценности по отношению к государству. Именно поэтому актуализируется задача воспитания гражданской ответственности, адекватной ценностям гражданского общества, ориентированного на личность, ее свободное и добровольное подчинение закону, сознательное правомерное поведение, а не на силовое поддержание правопорядка.

Гражданская ответственность личности характеризуется как свойство личности, включающее в себя стремление и умение оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить потребности с реальными возможностями.

Гражданская ответственность проявляется в целесообразной деятельности людей, так как к человеку, как гражданину данного государства, адресуются правовые установки, законы государства; в свою очередь он обладает правами, определенными обязанностями, предусмотренными Конституцией страны законами, а также получает право на защиту со стороны государства внутри и за пределами страны.[2]

Однако активно развивая национальные традиции у граждан Российской Федерации, мы не должны забывать и о гражданском воспитании.

Гражданское воспитание - это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью формируемой личности по овладению социально-политическим, правовым, экономическим, морально- этическим опытом демократических отношений. Целью гражданского воспитания как важнейшей части общего является формирование готовности молодого человека к овладению культурой, ее социальной полезности, направленной на достижение частных социально значимых интересов в условиях демократического общества и правового государства, мировой социальной и культурной интеграции, создание с учетом выявленных закономерностей и принципов условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности как субъекта социальной деятельности.

Основными направлениями воспитания гражданской ответственности являются:

  • осознание и разумное использование своих прав и обязанностей;
  • осознание долга и его использование;
  • осознание ответственности за последствия своей деятельности и поведения.[3]

        Формирование человека как личности начинается в детские годы. С учетом сущности гражданского воспитания, его цели, задач, а также особенностей работы по правовому воспитанию в образовательных учреждениях, был выделен ряд ключевых проблем, разрешение которых будет способствовать развитию гражданской ответственности в процессе гражданского воспитания.

В качестве первой проблемы можно определить необходимость актуализации теоретических знаний. И делать это надо в то время, когда граждане являются еще учащимися учебных заведений.

Лучше всего это осуществлять посредством включения учеников и студентов в мероприятия гражданско- правового характера. Основными задачами мероприятий по гражданскому воспитанию являются: содействие развитию гражданско-правовой компетентности учащихся на базе освоения ими основных правовых норм; развитие у учащихся интереса к поиску необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем; воспитание уважения к праву и закону. Особенностями мероприятий по гражданскому воспитанию является то, что они дают учащимся сведения практического характера, знакомят их с гражданско-правовыми проблемами и способами их решения. Мероприятия по гражданскому воспитанию способствуют развитию гражданских, расширению правовых знаний, их актуализации для реализации гражданской деятельности в рамках социальных ролей. Реализация данного условия направлена на формирование когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов гражданской ответственности.

Вторая проблема - расширение опыта правопослушной деятельности. Развитие личности несовершеннолетнего происходит в процессе деятельности, поэтому гражданское воспитание должно осуществляться в процессе разнообразной по видам и содержанию деятельности учащихся, организуемой педагогами и специалистами социальных учреждений при использовании различных средств, методов и форм воспитательной работы. Через правопослушную деятельность, осуществляемую в процессе внеклассной и домашней работы, формируются позитивные ценностные установки, что способствует личностному самоопределению и самореализации учащихся. Данное условие способствует формированию практического и мотивационно-ценностного компонентов гражданской ответственности учащихся.

Третья проблема - обеспечение участия специалистов образовательного учреждения, правоохранительных органов, органов местного самоуправления в разработке и проведении мероприятий по гражданскому воспитанию. Большой социально-педагогический потенциал в гражданском воспитании несовершеннолетних принадлежит образовательным учреждениям, социальным учреждениям, правоохранительным органам, службам по месту жительства и семье. Каждый из институтов на своем уровне решает проблему гражданского воспитания несовершеннолетних. Их взаимодействие способствует интеграции усилий в профилактической деятельности.

Четвертая проблема - потребность в координации усилий участников эксперимента координирующим органом в лице социального педагога образовательного учреждения. Как специалист, в сферу деятельности которого входит непосредственное взаимодействие образовательного учреждения с социальными учреждениями по месту жительства, он имеет все условия для успешной организации процесса взаимодействия образовательного учреждения, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, координации усилий участников взаимодействия и контроля результатов деятельности.

В последние годы внимание российского общества все больше концентрируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. В отечественном общественном сознании формируются и укрепляются установки на научно-концептуальное обоснование патриотического воспитания детей, молодежи и взрослых граждан Российской Федерации, позиционируемое как важнейшее условие повышения его эффективности.

Многочисленные социологические исследования показывают, что у значительной части населения произошла деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России. Общепризнанные ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами массовой культуры, ориентированной на западный образец жизни в примитивно-облегченном его восприятии.

Учебно-воспитательный процесс начинается с целеполагания, которое представляет собой целостную систему, определяющую основные направления педагогической деятельности ориентиров. Поэтому при организации работы с детьми взрослые должны четко представлять себе, сущность и содержание  патриотического воспитания учащихся.

В философии сущность патриотизма истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

В педагогике патриотизм выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стремиться  беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности. Патриотизм является могучим  источником прогресса каждого человека, коллектива,  страны, цивилизации.

Сегодня существуют десятки различных разновидностей  патриотизма. Наиболее известными являются: советский патриотизм, российский патриотизм, военно-политический патриотизм; этнопатриотизм; религиозный патриотизм; патриотизм цивилизации; мессианский патриотизм; имперский патриотизм; идеологический патриотизм и д. В 1990-2000-е годы на изломе двадцатого века, в период развала Советского Союза  появились такие понятия, как «православный патриотизм», «либеральный патриотизм», «надэтничный патриотизм», «просвещённый патриотизм», «левый патриотизм», «бритоголовый патриотизм», «путинский абстрактный патриотизм» и т.д. Часто в публикациях встречаются и издевательские оценки: «оплаченный патриотизм», «показной патриотизм», «товарный патриотизм», «модный патриотизм», «квасной патриотизм» и др.

Как пишет И.Ф. Харламов в  учебном пособии «Педагогика», для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств.[4]


Заключение

Сохранение и развитие традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма всегда было и будет одним из важнейших аспектов становления сильного государства. Для реализации этого направления необходимо:

  • Поддерживать  библиотеки, работающие по программе “Возрождение и развитие национальных традиций, обрядов, обычаев”, выделять средства на приобретение литературы и периодических изданий;
  • поддержать деятельность народных умельцев;
  • создать  электронные базы данных праздников и обрядов;
  • организовать  областные и региональные фестивали, посвященные фольклору, обрядам и традициям, исторически сложившимся на определенных территориях;
  • сохранить преемственности поколений
  • содействовать развитию творческого и культурного потенциала семьи и вовлечение ее в активную социально-культурную деятельность;
  • увеличить популярность достижений в области семейного народного творчества, обмен опытом и методами использования в семейных досуговых формах различных видов и жанров любительского творчества;
  • привлечь внимания общественности, средств массовой информации к пропаганде духовно-нравственных ценностей семьи и сохранения национальных традиций, к распространению положительного семейного опыта;
  • формировать мотиваций сохранения здорового семейного климата;
  • повышать общественный авторитет института семьи.

Основными направлениями развития патриотизма являются: духовно-нравственное, военно-патриотическое, краеведческое и гражданское. Поддержание данных направлений в свою очередь требует:

В данной работе мы рассматривали проблему развития национальных традиций, духовного единства, гражданской ответственности, патриотизма, поэтому для того чтобы решить поставленные вопросы необходимо:

• использование обновлённого содержания гуманитарного образования, и прежде всего, исторического;

• создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы;

• реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы;

• дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края;

•  увековечение памяти воинов, погибших при  защите Отечества;

• использование государственных символов России в патриотическом воспитании;


Список использованной литературы

  1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права. СПб., 2010. 468 с.
  2. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск, 1995. 237 с.
  3. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Юрайт, 2008.
  4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1935. 912 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с


[1] Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1935. 912 с.

[2] Абдуллаев М.И. Теория государства и права. СПб., 2010. С.166

[3] Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск, 1995, с.170

[4] Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Размышления о роли языка, национальных традиций в духовно-нравственном воспитании детй"

В  статье  говорится  о  взаимосвязи  языка  и  внутреннего  мира  человека. Именно  бережное  отношение...

Концепция воспитательной системы От кадетских традиций к гражданской ответственности

Концепция воспитательной системы От кадетских традиций к гражданской ответственности...

Развитие национальных традиций средствами краеведческой работы

Хотела бы ознакомить вас с формами    краеведческой работы по формированию  общекультурной, национальной  идентификации личности учащихся, которая успешно реализуется в нашей ...

Формирование гражданской ответственности и патриотизма (совершенствование методики преподавания уроков ОБЖ)

Методы обучения,  используемые на уроках ОБЖ.«Как сделать урок интересным»...

Воспитание патриотизма и гражданской ответственности у учащихся.

Воспитательная работа  Воспитание патриотизма и  гражданской  ответственности у учащихся.Из опыта работы учитель ГБОУ «Школа 2065» г. Москва  Картэнова С.П.В статье рассмотрен...

Воспитание патриотизма в сочетании с ценностным отношением к национальным традициям. Из опыта работы в многонациональной школе.

Материал представляет собой методическую статью из опыта работы  классного руководителя в многонациональной школе. Любовь к огромной стране, населённой разными народностями, невозможна без знания...