Школьный тур олимпиады по обществознанию 7 класс
олимпиадные задания (7 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_7_klass.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Страница  из

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

7 КЛАСС (ЗАДАНИЯ)

Шифр участника _____________________

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

1

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама совместная деятельность предполагает взаимодействие.

Б.  Общение можно представить как особую деятельность, основанную на обмене знаниями, идеями и действиями.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждение неверны

2

Верны ли суждения о личности?

А.  Личность – это продукт биологической эволюции

Б.   Максимальное влияние на личность оказывает общество.

  1. Верно только А                                       3. Верны оба суждения
  2. Верно только Б                                        4. Оба суждения неверны

3

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к существующим природным и социальным условиям.

Б.  Человек может изменять условия своего существования.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б.
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

4

Верны ли следующие суждения о личности?

А.   Личность – это социально значимые черты, характеризующие человека как члена общества

Б.  Личность – это сочетание биологических и социальных характеристик человека

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

5

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б.  Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

6

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б.  Человек развивается в процессе социальной и культурной революции

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

7

Верны ли следующие суждения о личности?

А.  черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.

Б.  Человек как личность может формироваться только в человеческом обществе

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны.

8

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение включает обмен информацией.

Б.  общение включает восприятие и понимание людьми друг друга.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

9

Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?

А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.

Б. Человек отличается от животного способностью мыслить

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

10

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение включает обмен информацией, но не мыслями и чувствами.

Б.  Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны.

11

Общество в широком смысле слова – это

  1. Территория расселения людей
  2. Все человечество
  3. Группа единомышленников
  4. Вся природа

12

Влияние природы на общество проявляется в

  1. Развитии древнейших цивилизаций по берегам рек
  2. Имущественном неравенстве в обществе
  3. Существовании различных наций и народностей
  4. Наличии социальных норм

13

При переходе к индустриальному обществу

  1. Личность стала подчиняться общине
  2. Увеличилась доля городского населения
  3. Возросла роль обычаев и традиций
  4. Упрочилось значение коллектива в жизни общества

14

Верны ли суждения о последствиях научно-технической революции (НТР)?

А.  Достижения НТР обусловили переход общества с аграрной на индустриальную стадию развития.

Б.  Достижения  НТР позволили автоматизировать процесс промышленного производства

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

ЧАСТЬ  ВТОРАЯ

ЗАДАНИЕ 1. Определите истинность или ложность утверждения. Напишите ДА или НЕТ.

Утверждение

Да/ нет

1.1

Духовная культура всегда обеспечивает потребности материальной культуры

1.2

Пропаганда в СМИ расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением

1.3

Образ своего «Я» формируется у человека в процессе социального общения.

1.4

Одним из признаков нации как этнической общности является национальное  самосознание

1.5

Социальное неравенство проявляется в делении общества на различные группы

ЗАДАНИЕ   2

Что является лишним в ряду? Объясните свой выбор.

  1. Республика, монархия, федерация.

  1. Христианство, индуизм, ислам, буддизм

ЗАДАНИЕ   3

 Следует писать грамотно обществоведческие понятия и термины. Впишите пропущенные буквы.

Д__В__ДЕНДЫ

Доход, выплачиваемый акционерам

Л__Г__ТИМНОСТЬ

законность

С__П__Р__ТИЗМ

Стремление к отделению

ГЛ__Б__Л__ЗАЦИЯ

Один из процессов, происходящих в современном мире

 

ЗАДАНИЕ 4. 

Определите пропущенные элементы в цепочке

«Структура деятельности».

мотив

?

средства

действия

?

ЗАДАНИЕ  5

Кто такие Никитин Добрыня, Муромцев Илюша, Попович Аленушка?  

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЗАДАНИЕ  1

Прочитайте текст и ответьте на следующие задания.

«Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.

Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.»

(По материалам свободной Интернет-энциклопедии)

  1. Составьте план текста.

1.2 На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?

1.3 Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.

1.4 Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.


ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009 год

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

7 КЛАСС (ОТВЕТЫ)

Ответы и критерии оценки.

Время работы – 120 минут.

Общее количество баллов за работу –     30 баллов

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.    7 баллов

1

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама совместная деятельность предполагает взаимодействие.

Б.  Общение можно представить как особую деятельность, основанную на обмене знаниями, идеями и действиями.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждение неверны

3

2

Верны ли суждения о личности?

А.  Личность – это продукт биологической эволюции

Б.   Максимальное влияние на личность оказывает общество.

  1. Верно только А                                       3. Верны оба суждения
  2. Верно только Б                                        4. Оба суждения неверны

2

3

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к существующим природным и социальным условиям.

Б.  Человек может изменять условия своего существования.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б.
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

3

4

Верны ли следующие суждения о личности?

А.   Личность – это социально значимые черты, характеризующие человека как члена общества

Б.  Личность – это сочетание биологических и социальных характеристик человека

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

1

5

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б.  Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

4

6

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б.  Человек развивается в процессе социальной и культурной революции

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

3

7

Верны ли следующие суждения о личности?

А.  черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.

Б.  Человек как личность может формироваться только в человеческом обществе

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны.

2

8

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение включает обмен информацией.

Б.  общение включает восприятие и понимание людьми друг друга.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

3

9

Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?

А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.

Б. Человек отличается от животного способностью мыслить

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

3

10

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение включает обмен информацией, но не мыслями и чувствами.

Б.  Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны.

2

11

Общество в широком смысле слова – это

  1. Территория расселения людей
  2. Все человечество
  3. Группа единомышленников
  4. Вся природа

2

12

Влияние природы на общество проявляется в

  1. Развитии древнейших цивилизаций по берегам рек
  2. Имущественном неравенстве в обществе
  3. Существовании различных наций и народностей
  4. Наличии социальных норм

1

13

При переходе к индустриальному обществу

  1. Личность стала подчиняться общине
  2. Увеличилась доля городского населения
  3. Возросла роль обычаев и традиций
  4. Упрочилось значение коллектива в жизни общества

2

14

Верны ли суждения о последствиях научно-технической революции (НТР)?

А.  Достижения НТР обусловили переход общества с аграрной на индустриальную стадию развития.

Б.  Достижения  НТР позволили автоматизировать процесс промышленного производства

2

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

По 0,5 балла за позицию. Всего 7 баллов.

ЧАСТЬ  ВТОРАЯ       14 баллов

ЗАДАНИЕ 1. Определите истинность или ложность утверждения. Напишите ДА или НЕТ.

Утверждение

Да/ нет

1.1

Духовная культура всегда обеспечивает потребности материальной культуры

нет

1.2

Пропаганда в СМИ расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением

да

1.3

Образ своего «Я» формируется у человека в процессе социального общения.

да

1.4

Одним из признаков нации, как этнической общности является национальное  самосознание

да

1.5

Социальное неравенство проявляется в делении общества на различные группы

нет

По одному баллу за позицию. Всего 5 баллов.

ЗАДАНИЕ   2

Что является лишним в ряду? Объясните свой выбор.

  1. Республика, монархия, федерация.

Федерация – Федеративное устройство может встречаться и в республике, и в монархии. Форма государственного устройства, остальное – формы правления.

  1. Христианство, индуизм, ислам, буддизм

Индуизм не относится к числу мировых религий.        

Ответ и критерий оценки.

По одному баллу. Всего 2 балла.(без аргументации 0 баллов)

ЗАДАНИЕ   3

 Следует писать грамотно обществоведческие понятия и термины. Впишите пропущенные буквы.

Д_и_В_и_ДЕНДЫ

Доход, выплачиваемый акционерам

Л_е_Г_и_ТИМНОСТЬ

законность

С_е_П_а_Р_а_ТИЗМ

Стремление к отделению

ГЛ_о_Б_а_Л_и_ЗАЦИЯ

Один из процессов, происходящих в современном мире

 

По 0,5 за слово.  Всего 2 балла

ЗАДАНИЕ 4. Определите пропущенные элементы в цепочке

«Структура деятельности».

мотив

?

средства

действия

?

Ответ – цель и результат по баллу за позицию. Всего 2 балла

ЗАДАНИЕ   5

Кто такие Никитин Добрыня, Муромцев Илюша, Попович Аленушка?  

Ответ – Проводники по сайту Президента России - страничка для граждан школьного возраста.   3 балла

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ         9 баллов

ЗАДАНИЕ  1

Прочитайте текст и ответьте на следующие задания.

«Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.

Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.»

(По материалам свободной Интернет-энциклопедии)

  1. Составьте план текста.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность принципа разделения властей;

2) «система сдержек и противовесов»;

3) политические режимы и разделение властей;

4) дополнение к современному пониманию разделения властей;

5) разделение властей по Конституции РФ.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. 2 балла

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.1балл

Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ  неверный. 0 баллов.        Максимальный балл 2

1.2 На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) основание разделения властей, например: естественное разделение функций законотворчества, государственного управления, правосудия и др.;

2) необходимость принципа разделения властей, например: необходимо достижение такого баланса властей, при котором исключено сосредоточение всех властных полномочий в руках одного должностного лица или органа власти и невозможен произвол этого должностного лица или органа власти.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Указано основание и необходимость. 2 балла

Указано основание, ИЛИ указана необходимость. 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный. 0                                                         Максимальный балл 2

1.3 Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) отношение государств с тоталитарным или авторитарным режимом к разделению властей: в них, как правило, принцип разделения властей не признаётся или же разделение властей в них существует

лишь формально;

2) объяснение, например: тоталитарный режим предполагает сосредоточение власти в руках одной политической партии, авторитарный режим – в руках одного политика; обе ситуации противоречат идее разделения властей.

Указано отношение, приведено объяснение. 2 балла

Указано отношение, ИЛИ приведено объяснение. 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный. 0 баллов.                                                        Максимальный балл 2

1.4 Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.

В правильном ответе должны быть указаны следующие органы власти, государственные должности и ветви власти:

1) Президент РФ – является главой государства, обеспечивает эффективное взаимодействие  государственных органов, представляющих все ветви власти;

2) Федеральное Собрание РФ – законодательная власть;

3) Правительство РФ – исполнительная власть;

4) суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и др.  федеральные суды) – судебная власть.

Указаны органы власти, во всех трех случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ.                   3 балла

Указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в трех случаях верно определены соответствующие ветви власти, роль не определена.                 2  балла

Указаны органы власти, в одном случае верно определена соответствующая ветвь власти и (или)  определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, роль не определена.   1 балл

Указаны (выписаны из текста) только субъекты государственной власти, ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный.   0 баллов

Максимальный балл 3

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

 (муницип. этап, 2009 – 2010 учебный год) 7 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная математическая олимпиада в 5 классе

Школьная олимпиада составлена на основе пособия «Математические олимпиады: муниципальный этап. 5 - 11 классы/(авт.-сост). А.В.Фарков,  М.: ИЛЕКСА,...

Школьный этап олимпиады История 11 класс

Школьный  этап  олимпиадыИстория 11 класс...

Задания по математике для школьного этапа олимпиады 5-6 КЛАССЫ.

Задания для олимпиады 5-6 классы.(школьный этап)...

Задания к школьному туру олимпиады за 8 класс по истории.

Школьный тур олимпиады в соответствии с ОГЭ....

Школьный тур олимпиады 8-11 класс

Данные задания можно использовать в качестве школьного тура олимпиады или просто взять отдельные задания в качестве дополнения к уроку....

Олимпиадные задания по математике для проведения школьного этапа олимпиады школьников (6 класс)

Олимпиадные задания по математике предназначены для проведения школьного этапа олимпиады школьников 6-х классов. Данная разработка содержит олимпиадные задания, ответы к заданиям,...

Школьный этап олимпиады 5-6 класс по физической культуре

При разработке олимпиады школьников по физической культуре, в программу олимпиады были включены две группы заданий, выбранных из содержания практического и теоретико-методического разделов учебной про...