Школьный тур олимпиады по обществознанию 8 класс
олимпиадные задания (8 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_8_klass.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Страница  из

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

8 КЛАСС (ЗАДАНИЯ)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.        

1

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама совместная деятельность предполагает взаимодействие.

Б.  Общение можно представить как особую деятельность, основанную на обмене знаниями, идеями и действиями.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждение неверны

2

Верны ли суждения о личности?

А.  Личность – это продукт биологической эволюции

Б.   Максимальное влияние на личность оказывает общество.

  1. Верно только А                                       3. Верны оба суждения
  2. Верно только Б                                        4. Оба суждения неверны

3

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к существующим природным и социальным условиям.

Б.  Человек может изменять условия своего существования.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б.
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

4

Верны ли следующие суждения о последствиях научно-технической революции (НТР)?

А.  одним из последствий НТР стало сокращение числа людей, занятых в сфере производства.

Б.  в результате НТР повысился уровень образованности рабочего класса.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

5

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б.  Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

6

Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?

А.  В число элементов духовной сферы жизни общества входят учреждения культуры.

Б.   К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся отношения людей по поводу власти

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

7

Верны ли следующие суждения о личности?

А.  черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.

Б.  Человек как личность может формироваться только в человеческом обществе

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны.

8

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение включает обмен информацией.

Б.  общение включает восприятие и понимание людьми друг друга.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

9

Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?

А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.

Б. Человек отличается от животного способностью мыслить

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

10

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение включает обмен информацией, но не мыслями и чувствами.

Б.  Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны.

11

Все, что создано человеком, в своей совокупности называется

  1. Обществом      2. Искусством      3. Экономикой.      4 Культурой

12

В процессе научного познания происходит

  1. Теоретическое обобщение
  2. Создание художественного образа
  3. Создание материальных ценностей
  4. Отрицание предыдущих достижений

13

При переходе к индустриальному обществу

  1. Личность стала подчиняться общине
  2. Увеличилась доля городского населения
  3. Возросла роль обычаев и традиций
  4. Упрочилось значение коллектива в жизни общества

14

Верны ли суждения о самообразовании?

А.  Самообразованием можно заниматься для заочного приобретения образования.

Б.  Самообразованием можно заниматься для повышения индивидуального уровня культуры

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

ЧАСТЬ  ВТОРАЯ

ЗАДАНИЕ  1

Определите, о каком понятии идет речь.

  1. Это понятие означает: Улучшение условий человеческой жизни. Преобладание позитивных изменений над негативными. Восхождение человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. _____________
  2. Авторитет, влияние, могущество, господство – терминологический ряд, характеризующий различные проявления  ____________ в обществе.
  3. ________________ преступление, впервые отраженное в новом Уголовном кодексе РФ. Оно выражается в массовом уничтожении растительного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов.
  4.  Полная независимость государства от других государств – это _______________
  5. Три составляющих понятия собственность – это __________________

ЗАДАНИЕ  2.

Определите,  какие слова характерны для монархии, а какие – для республики.

Монархия

Слова для выбора

Республика

  1. Президент
  2. Наследственность
  3. Единовластие
  4. Избиратель
  5. Парламент
  6. Импичмент
  7. Подданные

ЗАДАНИЕ  3

Что является лишним в ряду? Попробуйте объяснить свой выбор.

3.1  Племя, народ, нация, народность, род, этноцентризм.

3.2  Конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс.

ЗАДАНИЕ 4

Кто такие Никитин Добрыня, Муромцев Илюша, Попович Аленушка?

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте текст и ответьте на следующие задания.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.

Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.

(По материалам свободной Интернет-энциклопедии)

  1. Составьте план текста.

1.2 На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?

1.3 Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.

1.4 Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.

1.5 Согласно Конституции РФ Государственная Дума может вынести решение о недоверии Правительству, которое также может отправить в отставку Президент РФ. В свою очередь, Правительство РФ исполняет государственный бюджет, в том числе, обеспечивает деятельность Президента и его администрации, Государственной Думы и других органов государственной власти. Какую систему иллюстрирует данная ситуация? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

1.6 Существует мнение, что в федеративном государстве  разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления имеет большое значение.


ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009 - 2010 гг.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

8 КЛАСС (ОТВЕТЫ)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.        7 баллов

1

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама совместная деятельность предполагает взаимодействие.

Б.  Общение можно представить как особую деятельность, основанную на обмене знаниями, идеями и действиями.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждение неверны

3

2

Верны ли суждения о личности?

А.  Личность – это продукт биологической эволюции

Б.   Максимальное влияние на личность оказывает общество.

  1. Верно только А                                       3. Верны оба суждения
  2. Верно только Б                                        4. Оба суждения неверны

2

3

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к существующим природным и социальным условиям.

Б.  Человек может изменять условия своего существования.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б.
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

3

4

Верны ли следующие суждения о последствиях научно-технической революции (НТР)?

А.  одним из последствий НТР стало сокращение числа людей, занятых в сфере производства.

Б.  в результате НТР повысился уровень образованности рабочего класса.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

3

5

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б.  Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

4

6

Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?

А.  В число элементов духовной сферы жизни общества входят учреждения культуры.

Б.   К числу элементов духовной сферы жизни общества относятся отношения людей по поводу власти

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

1

7

Верны ли следующие суждения о личности?

А.  черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.

Б.  Человек как личность может формироваться только в человеческом обществе

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны.

2

8

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение включает обмен информацией.

Б.  общение включает восприятие и понимание людьми друг друга.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

3

9

Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?

А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.

Б. Человек отличается от животного способностью мыслить

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

3

10

Верны ли следующие суждения об общении?

А. Общение включает обмен информацией, но не мыслями и чувствами.

Б.  Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками.

  1. Верно только А.
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны.

2

11

Все, что создано человеком, в своей совокупности называется

  1. Обществом      2. Искусством      3. Экономикой.      4 Культурой

4

12

В процессе научного познания происходит

  1. Теоретическое обобщение
  2. Создание художественного образа
  3. Создание материальных ценностей
  4. Отрицание предыдущих достижений

1

13

При переходе к индустриальному обществу

  1. Личность стала подчиняться общине
  2. Увеличилась доля городского населения
  3. Возросла роль обычаев и традиций
  4. Упрочилось значение коллектива в жизни общества

2

14

Верны ли суждения о самообразовании?

А.  Самообразованием можно заниматься для заочного приобретения образования.

Б.  Самообразованием можно заниматься для повышения индивидуального уровня культуры

3

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  1. Верны оба суждения
  2. Оба суждения неверны

ЧАСТЬ  ВТОРАЯ          19 баллов

ЗАДАНИЕ  1

Определите, о каком понятии идет речь.

Ответы и критерии оценки.

Прогресс, власть, экоцид, суверенитет; (владение, распоряжение, пользование)

По одному баллу за позицию. Всего 7 баллов.

ЗАДАНИЕ  2.

Ответы и критерии оценки.

Монархия: 237                         Республика  1456

По баллу за позицию. Всего 7 баллов

ЗАДАНИЕ  3

Что является лишним в ряду? Попробуйте объяснить свой выбор.

3.1  Племя, народ, нация, народность, род, этноцентризм.

3.2  Конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс.

Ответы и критерии оценки.

 Этноцентризм – идеология, в основе которой лежит приоритет нации, народа, уверенность в правоте своей культуры. Остальное – есть последовательное понятия, говорящие о процессе формирования наций.

Компромисс - связан с достижением согласия противоположных взглядов, мнений. Остальное – это понятия отражающие дух противоборства.  Всего два балла.

ЗАДАНИЕ 4

Кто такие Никитин Добрыня, Муромцев Илюша, Попович Аленушка?

Ответ – Проводники по сайту Президента России страничка для граждан школьного возраста.   3 балла

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ         9  баллов

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте текст и ответьте на следующие задания.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них существует лишь формально.

Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.

(По материалам свободной Интернет-энциклопедии)

  1. Составьте план текста.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность принципа разделения властей;

2) «система сдержек и противовесов»;

3) политические режимы и разделение властей;

4) дополнение к современному пониманию разделения властей;

5) разделение властей по Конституции РФ.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным. 2 балла

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.1балл

Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ  неверный. 0 баллов.        Максимальный балл 2

1.2 На чем, по мнению авторов, основывается разделение властей? Для чего оно необходимо?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) основание разделения властей, например: естественное разделение функций законотворчества, государственного управления, правосудия и др.;

2) необходимость принципа разделения властей, например: необходимо достижение такого баланса властей, при котором исключено сосредоточение всех властных полномочий в руках одного должностного лица или органа власти и невозможен произвол этого должностного лица или органа власти.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Указано основание и необходимость. 2 балла

Указано основание, ИЛИ указана необходимость. 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный. 0                                                         Максимальный балл 2

1.3 Как авторы текста определяют отношение государств с тоталитарным или авторитарным политическим режимом к разделению властей? Приведите объяснение подобного отношения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) отношение государств с тоталитарным или авторитарным режимом к разделению властей: в них, как правило, принцип разделения властей не признаётся или же разделение властей в них существует

лишь формально;

2) объяснение, например: тоталитарный режим предполагает сосредоточение власти в руках одной политической партии, авторитарный режим – в руках одного политика; обе ситуации противоречат идее разделения властей.

Указано отношение, приведено объяснение. 2 балла

Указано отношение, ИЛИ приведено объяснение. 1 балл

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный. 0 баллов.                                                        Максимальный балл 2

1.4 Используя содержание текста, назовите высшие органы государственной власти в России. Укажите, к какой ветви власти они относятся. Определите роль Президента РФ в системе разделения властей.

В правильном ответе должны быть указаны следующие органы власти, государственные должности и ветви власти:

1) Президент РФ – является главой государства, обеспечивает эффективное взаимодействие  государственных органов, представляющих все ветви власти;

2) Федеральное Собрание РФ – законодательная власть;

3) Правительство РФ – исполнительная власть;

4) суды РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и др.  федеральные суды) – судебная власть.

Указаны органы власти, во всех трех случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ.                   3 балла

Указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в трех случаях верно определены соответствующие ветви власти, роль не определена.                 2  балла

Указаны органы власти, в одном случае верно определена соответствующая ветвь власти и (или)  определена роль Президента РФ, или указаны органы власти, в двух случаях верно определены соответствующие ветви власти, роль не определена.   1 балл

Указаны (выписаны из текста) только субъекты государственной власти, ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный.   0 баллов

Максимальный балл 3

1.5 Согласно Конституции РФ Государственная Дума может вынести решение о недоверии Правительству, которое также может отправить в отставку Президент РФ. В свою очередь, Правительство РФ исполняет государственный бюджет, в том числе, обеспечивает деятельность Президента и его администрации, Государственной Думы и других органов государственной власти. Какую систему иллюстрирует данная ситуация? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: пример иллюстрирует «систему сдержек и противовесов»;

2) фрагмент текста: «Три ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов».

Дан верный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста. 2

Дан верный ответ на вопрос, ИЛИ приведен фрагмент текста. 1

Ответ неверный. 0                                                   Максимальный балл 2

1.6 Существует мнение, что в федеративном государстве  разделение полномочий между центральными и местными органами власти и управления имеет большое значение.

Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения. 

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) субъекты федеративного государства сохраняют определенную политическую самостоятельность, поэтому разделение властей должно учитывать как их интересы, так и необходимость поддержания единства государства;

2) субъекты федеративного государства часто выделяются по национальному признаку, поэтому важно, чтобы интересы конкретных этносов полноценно учитывались при проведении внутренней политики.

Приведены два аргумента (объяснения). 2

Приведен один аргумент (объяснение). 1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, ИЛИ ответ неверный. 0                                                          Максимальный балл 2

Всего за работу – 35 баллов

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

 (муницип. этап, 2009 – 2010 учебный год) 8 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная математическая олимпиада в 5 классе

Школьная олимпиада составлена на основе пособия «Математические олимпиады: муниципальный этап. 5 - 11 классы/(авт.-сост). А.В.Фарков,  М.: ИЛЕКСА,...

Школьный этап олимпиады История 11 класс

Школьный  этап  олимпиадыИстория 11 класс...

Задания по математике для школьного этапа олимпиады 5-6 КЛАССЫ.

Задания для олимпиады 5-6 классы.(школьный этап)...

Задания к школьному туру олимпиады за 8 класс по истории.

Школьный тур олимпиады в соответствии с ОГЭ....

Школьный тур олимпиады 8-11 класс

Данные задания можно использовать в качестве школьного тура олимпиады или просто взять отдельные задания в качестве дополнения к уроку....

Олимпиадные задания по математике для проведения школьного этапа олимпиады школьников (6 класс)

Олимпиадные задания по математике предназначены для проведения школьного этапа олимпиады школьников 6-х классов. Данная разработка содержит олимпиадные задания, ответы к заданиям,...

Школьный этап олимпиады 5-6 класс по физической культуре

При разработке олимпиады школьников по физической культуре, в программу олимпиады были включены две группы заданий, выбранных из содержания практического и теоретико-методического разделов учебной про...