Педагогический проект на тему : "Формирование профессиональных компетенций по профессии "Повар" на учебных занятиях через игровые методы"
проект на тему

Биккиняева Рамиля Абдрякиповна

Педагогический проект на тему :" Формирование профессиональных компетанций профессии "Повар" на учебных занятиях через игровые методы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproektzashchita_vagina_.docx430.59 КБ
Файл pedproekt.pptx253.69 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

технологический техникум в р.п.Радищево

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Формирование профессиональных компетенций у обучающихся  на учебных занятиях

по профессии «Повар» через игровые методы.

р.п. Радищево

2014

Содержание

1.

Введение.

3

2.

Цель, задачи, объект,  предмет  и  гипотеза проекта.  

6

3.

Актуальность проекта

7

4.

Стратегия достижения цели проекта

8

5.

Теоретическая часть.

8

5.1.

Сущность педагогической технологии

8

5.2.

Технология личностно-ориентированного обучения

10

5.3.

Игровые методы

12

5.4.

Профессиональные  компетенции .  

14

6.

Практическая часть.

17

6.1.

Формирование профессиональных компетенций у обучающихся

на учебных занятиях по профессии «Повар» через игровые методы.

17

6.2.

Инновационные педагогические технологии в формировании профессиональных компетенций обучающихся при изучении учебных дисциплин профессионального цикла.

19

6.3.

Трудности в ходе реализации проекта

23

7

Заключительный этап

23

7.1.

Проведение диагностики получения результатов

23

8..

Ожидаемые результаты и социальный эффект

27

9..

Оценка эффективности реализации проекта

28

10.

Использованная литература

29

11

Приложения

31

Приложение № 1 Ребус

32

Приложение № 2 Кроссворд

34

Приложение № 3 Тест-сопоставление «Домино».

37

Приложение № 4 Тест-коктейль

39

Введение.

«Мы слишком часто даем детям ответы,

 а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать».

Роджер Левин.

       Образование в современных условиях требует от выпускника не только наличия знаний по изучаемым дисциплинам и профессиональным модулям, но  и умения пользоваться этими знаниями, добывать их самостоятельно и находить применение этим знаниям на практике. Поэтому , актуальным для современного образования становится поиск форм, методов и средств формирования у обучающихся  системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности,  наличие которых необходимо человеку для успешного решения проблем в различных сферах жизни , профессиональной деятельности, реализации своих интересов и способностей

На  сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает обучающихся в будущем. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области  общественного питания.

Согласно новым ФГОС в среднем  профессиональном образовании огромную важность приобретают вопросы индивидуализации обучения, активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей обучающихся что обеспечит условия успешной их социализации в процессе обучения, которые, в свою очередь, должны понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Применение личностно-ориентированного подхода  в обучении является  важным условием достижения цели- обеспечения качества подготовки квалифицированных рабочих и служащих, владение профессиональными компетенциями.

    Профессиональная компетенция разными авторами определяется неодинаково: как совокупность профессиональных свойств (способностей реализовать профессионально-должностные требования на определённом уровне), как сложная единая система внутренних психических состояний и свойств личности специалиста (готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности производить необходимые для этого действия), как устойчивая способность к деятельности со знанием дела, как способность к актуальному выполнению деятельности.                                                                                                                        Итак, профессиональная компетенция понимается как набор профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих владение определенной профессиональной технологией.                                                             В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний, готовность к их применению. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для среднего профессионального образования , когда обучающиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.  Поэтому, необходимо продолжить внедрение  в учебный процесс новые современные технологии, которые  помогут  научить  «человека будущего» нестандартно, творчески мыслить. 

В  концепции     модернизации      российского     образования     отмечается  

необходимость повышения уровня профессиональной подготовки .    

Удовлетворение потребностей общества требует от будущих квалифицированных            рабочих  и  служащих     высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей  и  убеждений,  гражданской  позиции,  способности  к  инновационной  деятельности, к самосовершенствованию, профессиональной активности. В связи с  этим  одной  из  основных  задач  учебного  заведения,  наряду  с  формированием  гармонически  развитой  личности,  является  задача  формирования  профессионально- компетентного работника. 

   Быстрое развитие сферы общественного питания, появление инноваций в области технологии производства кулинарной продукции и технологического оборудования предъявляют новые требования к профессиональной подготовке повара.                                                                                                    Анализ структуры профессиональной деятельности повара в сфере общественного питания показывает, что ему необходимо владеть несколькими видами профессиональной деятельности (производственно-технологической, организационно-технологической, контрольно-технологической, экономико-технологической), среди которых производственно-технологическая непосредственно влияет на выполнение производственных операций, связанных с приготовлением, оформлением, порционированием и отпуском кулинарной продукции на предприятии общественного питания. Это позволяет выделить производственно-технологическую компетенцию среди других профессиональных компетенций как наиболее важную, непосредственно влияющую на выпуск поваром качественной кулинарной продукции и включающую совокупность знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, способствующих эффективной подготовке повара учреждениями среднего профессионального образования.                                                                                 При подготовке поваров в образовательных учреждениях имеет место ряд противоречий :                                                                                                                               • между требованиями современного рынка труда к компетенциям повара общественного питания и недостаточной разработанностью механизмов их формирования в теории и практике;                                                                                                    • между объективной необходимостью организации процесса обучения обучающихся в СПО, ориентированного на профессиональную компетентность повара и преимущественной направленностью содержания профессиональной подготовки на формирование знаний, умений и практического опыта;                                • между востребованностью профессионально-компетентных поваров общественного питания и недостаточной разработанностью педагогических условий обеспечения процесса их обучения.                                                                

      Работодатель, как основной заказчик качества профессионального образования и «потребитель» его результатов, требует от повара общественного питания наличия профессиональной компетентности, мобильности, конкурентоспособности, личностных и профессиональных качеств, влияющих на производство качественной кулинарной продукции, а также на успешность предприятия и коллектива, в котором он трудится.         Необходимость  определения  способов  разрешения  изложенных  выше противоречий и составляет проблему настоящего проекта, связанного с  деятельностью преподавателя и обучающегося по достижению дифференцированных  целей обучения,      через    которые    обеспечивается личностно-ориентированное обучение, формирование способности      жить в социуме.                                                                                                                                                         В  связи  с  указанной  проблемой  определены  цель, задачи, объект,  предмет  и  гипотеза данного проекта.  

Цель проекта:

Формирование профессиональных компетенций на учебных занятиях профессионального цикла по профессии «Повар» через игровые методы.                                                            Объект  проекта: учебный    процесс  на  учебных занятиях профессионального цикла по профессии «Повар», а именно процесс формирования профессиональных компетенций у обучающихся  при использовании личностно-ориентированного обучения, обучающиеся группы «Повар».                                                                                                                                           Предмет   проекта: учебные дисциплины профессионального цикла по профессии «Повар».

 Задачи проекта:

-проанализировать  методическую  литературу по данной проблеме;

-изучить  опыт других педагогов в решении данной проблемы;

-разработать, апробировать и внедрить банк заданий для формирования профессиональных компетенций;

-провести промежуточный мониторинг результатов деятельности;

-осуществить корректировку, в случае необходимости, дальнейшей деятельности в процессе преподавания учебных дисциплин;

-проанализировать эффективность внедрения проекта  в учебный процесс и рекомендовать использованию при разработке рабочих учебных программ на основе ФГОС.

 Гипотеза:

Применение элементов личностно-ориентированного обучения позволит:  

-повысить качество знаний, обеспечит управление обучающимися своей учебной деятельностью;                                                                                                                             -обеспечить   индивидуально   избранную   траекторию   возможно более   полного    развития    обучающегося    в  соответствии     с  его  интересами и способностями;

-формировать      мотивацию       необходимости      образования и самообразования;                                                                                                                     -развивать      навыки       самообразования,  способствующие  самореализации личности.

Актуальность проекта заключается в том, что личностно-ориентированное обучение позволит:

− сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество;

− обеспечить развитие у обучающихся более глубокого подхода к обучению;

− увеличить объем выполненных на учебном занятии заданий;

− расширить информационные потоки;

− повысить качество образования.

Стратегия достижения поставленной  цели:

  1. Этап – 2011-2012 г. Сбор и анализ информации по теме, разработка банка заданий для формирования профессиональных компетенций, анализ существующей практики личностно-ориентированного обучения в профессиональном образовании, выбор путей и средств обеспечения определенного уровня профессиональной компетентности обучающегося.
  2. Этап – 2013-2014г. Реализация проекта. Апробация и внедрение банка заданий для формирования профессиональных компетенций. Проведение промежуточного мониторинга результатов деятельности
  3. Этап – 2015г. Анализ эффективности внедрения проекта  в учебный процесс. Обобщение и распространение результатов работы.

Теоретическая часть.

Сущность педагогической технологии

Эффективность системы российского среднего профессионального образования, повышение его качества до мирового уровня, востребованность выпускников на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий.

В качестве базового определения педагогической технологии принято следующее.

Педагогическая технология - это проект и реализация системы последовательности развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности обучающихся.                                                                                                            

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство - высший уровень владения педагогической технологией.

 Как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающихся, стимулировать  природную любознательность, мотивировать  интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Поиск путей подготовки конкурентоспособных работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в овладении профессии, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профессионального обучения зависит:

- от понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста обучающихся;

- от коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на учебном занятии;

- от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.

Педагогическая технология действует как целостный механизм; внутри данного механизма все компоненты образуют определенную структуру, заданную целью образования.

Технология личностно-ориентированного обучения

Новая парадигма образования, ставящая развитие личности обучающегося в центр образовательной пирамиды, нацеливает не только на новые технологии обучения, но и новые технологии организации образовательного процесса. Под «новыми» педагогическими технологиями, имеется в виду не их временной аспект, а их отличие от привычных, традиционных технологий.

Традиционные методы организации учебного процесса направлены на создание условий, которые в большей степени способствуют усвоению фактологического материала, закреплению навыка воспроизводить знания в знакомой ситуации. Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования  педагогического процесса, его текущего контроля.

        Содержание деятельности преподавателя на этапе осуществления учебного процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед обучающимися целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными обучающимися; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления учебного процесса; обеспечение взаимодействия субъектов учебного процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности обучающихся; установление обратной связи (рефлексии) и своевременная корректировка хода учебного процесса.

     Учет технологических требований и особенностей деятельности обучающихся, которую предстоит организовать, определяет специфику относительно самостоятельных технологий организации развивающих видов деятельности.

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на обучающегося, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. В своей педагогической практике имею применение многих педагогических технологий, но конкретно хочется рассмотреть технологию личностно-ориентированного обучения.                             В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи обучающемуся знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению. Основная установка педагога — не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К.Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования обучающегося в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Обучающемуся нужны педагогическая помощь и поддержка.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого обучающегося: используют методы психодиагностики, изменяют их отношения и организацию деятельности, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.

Своеобразие личностно-ориентированных технологий заключается в их целеориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Одной из разновидностей личностно-ориентированного обучения являются игровые методы.

Игровые методы.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинство игр отличает следующие черты (С.А. Шмаков):

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В учебном процессе до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебной дисциплины;

- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

- в качестве учебного (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Профессиональные  компетенции .

Среднее профессиональное образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В литературе последних лет предпринимались попытки развести два понятия: компетенция и компетентность. Последний термин все чаще встречается в литературе в виде таких словосочетаний, как общая компетентность, профессиональная компетентность

Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность – совокупность личностных качеств обучающегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетентность – владение, обладание обучающимся соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) обучающегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Ключевые (базовые, универсальные) компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности.

 К ключевым компетенциям относятся :

  • -общекультурная
  • -социально-трудовая
  • -коммуникативная
  • -компетенция в сфере личностного определения (профессиональная)
  • -математическая
  • -информационная
  • -автономизационная
  • -продуктивная
  • - нравственная

Так,в своих работах  Дахин А. Н. показывает, что компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Усвоение только знаний, как таковых утратило свою прежнюю значимость, и на первый план выдвигается задача развития потребности и умений человека самостоятельно накапливать и обновлять знания, культурные ценности, актуальные для профессии, личности и общества, формирование ключевых компетенций, обеспечивающих работнику эффективный труд и трудовую деятельность.  Обладать совокупностью компетенций, необходимых для успешной интеграции молодежи в современный социум, значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности.  

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. В основу этой компетенции могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста .

Вследствие этого профессиональная компетентность и профессиональная деятельность оказываются взаимосвязанными категориями: профессиональная компетентность формируется в результате освоения конкретных форм (видов) профессиональной деятельности и в ее предметном поле, а содержание деятельности, в свою очередь, определяет структуру и состав компетентности как комплекс профессиональных компетенций. При этом компетенция рассматривается как определенная сфера приложения знаний, умений и качеств, которые в комплексе помогают специалисту действовать в различных, в том числе и новых для него, ситуациях при осуществлении конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональные умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности.

Проблема выбора профиля обучения, а в дальнейшем – профессии и самоопределения в ней остается актуальной для современной молодежи. Для успешного вхождения молодого человека в мир профессий, профессионального становления и продвижения в профессиональной деятельности к желаемой цели, общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную потребность рынка труда в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним согласно требованиям рынка труда конкретного региона.

Профессиональные компетенции обучающихся - это:

1. Готовность использовать в профессиональной деятельности знания.

2. Умение проводить анализ  современного рынка труда.

3.Способность использовать современное технологическое оборудование.

4. Высокое профессиональное мастерство и качество труда;

          5. Способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать  свою трудовую деятельность;

          6. Умение  самостоятельно  принимать  решения,  предвидеть  их  возможный  экономический       и   социальный      результат,    нести    ответственность за  принимаемые решения и результаты своей деятельности.

    Компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой, компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности и успешной адаптации. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

Практическая часть.

Формирование профессиональных компетенций у обучающихсяна учебных занятиях по профессии «Повар» через игровые методы.

Анализ  состояния  учебной  деятельности  обучающихся  показал  наличие   противоречия    между  «насильственным   обучением»,  подавляющим естественное желание обучающегося свободно высказать свои  мысли, задавать вопросы  и  его  желанием  самостоятельно выбирать  уровень      усвоения, который  поможет  избежать перегрузки  и  будет  способствовать      развитию      обучающегося,      полному      раскрытию      его  способностей.

Качественное формирование профессиональных компетенций при изучении учебных дисциплин возможно лишь в том случае, если обучающийся займет активную позицию в учебном процессе, рассматривая его как образовательный процесс, в котором он лично заинтересован и который для него имеет личный смысл. Успех и качество учебного процесса напрямую зависит от сознательности обучающегося в процессе обучения.

Поэтому, строя образовательный процесс с ориентацией на личностно-ориентированное обучение, я в первую очередь на первых же  учебных занятиях,  разъясняю цели обучения по дисциплинам, знакомлю обучающихся с требованиями к выпускникам, обозначенными в профессиональных характеристиках, называю профессиональные компетенции: (ПК 3.1.- Составлять однодневный и перспективный заказ на продукты в соответствии с потребностями, проживающих в сельской усадьбе; ПК3.5.-Порционировать и подготавливать блюда для подачи), которые им важно приобрести в процессе овладения профессией повар на заданный и повышенный уровень квалификации для успешного трудоустройства, закрепления на рабочем месте.  Таким образом,  обучающиеся получают представление о том, какого результата они смогут достигнуть по окончанию изучения учебных дисциплин. Это помогает формировать сознательное отношение к обучению, активизировать познавательную деятельность, поскольку обучающиеся знают, какие знания, умения им необходимы для становления конкурентноспособным специалистом.

Немаловажную роль в формировании сознательного отношения к учебному процессу играет  взаимосвязь изучаемых вопросов с реальным производством, предприятиями общественного питания района, экскурсии на предприятия общественного питания, хлебопекарный комбинат, торговые предприятия  ( в частности заочные  видео-экскурсии), встречи с выпускниками техникума, добившихся высоких результатов в своей профессиональной деятельности  помогают расширить знания обучающихся о своей будущей профессиональной деятельности, показать перспективы будущего трудоустройства, помогает формировать основы социальной компетенции – обучающиеся учатся соотносить свой профессиональный уровень с требованиями работодателей, анализировать ситуацию на рынке труда нашего района.  

Инновационные педагогические технологии в формировании профессиональных компетенций обучающихся при изучении учебных дисциплин профессионального цикла.

С целью повышения уровня эффективности подготовки квалифицированных рабочих и служащих в своей работе мною применяются инновационные педагогические технологии и их элементы.  

Элементы личностно-ориентированного обучения.

Используя элементы личностно ориентированного обучения,  прежде всего преследуя цель формирования активности личности обучающихся в процессе обучения и воспитания, включающей такие компоненты как:

  • осознанность обучающимися содержания учебного материала, форм и методов обучения;
  • проявление свободы выбора в образовательном процессе;
  • стремление личности к самореализации в образовании, что проявляется в способности к целеполаганию, самостоятельности в реализации намеченных целей, самоконтроле и самоанализе.

Элементы личностно-ориентированного обучения реализую,  применяя в своей работе такие группы методов, как:

  • создание условий для свободы выбора в учебном процессе;
  • опережающая самостоятельная работа;
  • игровые технологии.

Предоставление свободы выбора в учебном процессе.

        Только представление свободы выбора в отдельных аспектах изучения учебных дисциплин создает у обучающихся ощущение активного участия в организации учебной деятельности, сотрудничества с преподавателем, необходимости самостоятельно ставить цели и находить способы их решения в собственном образовательном процессе, а не в действиях, выполняемых по указанию педагога.

        Предоставление обучающимся свободы выбора в учебном процессе способствует формированию профессиональной готовности будущего специалиста-повара, поскольку на своем рабочем месте он постоянно будет сталкиваться с проблемой выбора. Быстрые темпы развития предприятий общественного питания,  высокая конкуренция на рынке труда требуют от выпускника не только обладания системой знаний и умений, но и способности творчески их использовать в профессиональной деятельности, в работе по самообразованию, квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи, выбирать способы и средства их решения, ориентироваться в многообразии современных технологий общественного питания, методов приготовления и оформления блюд, особенностях национальных кухонь и современном оборудовании.

Свобода выбора   на учебных дисциплинах не предполагает выбора между «сделать» или «не делать», а предусматривает возможность выбора разных вариантов изучения  содержания дисциплины, разнообразие форм контроля, предоставляет возможность выбрать наиболее личностно-значимые и существенные для обучающегося в данный отрезок времени способы учебной работы. Например, при организации самостоятельной работы с учебником я предлагаю на выбор следующие виды работы:

  • составление конспекта;
  • составление конспекта в виде ответа на вопросы;
  • составление опорной схемы по теме;
  • составление конспекта в виде таблицы и т.п.

При выполнении домашнего задания, обучающимся также предлагаю сделать выбор. Например,  даю дифференцированное домашнее задание, которое представляет собой как обязательную часть, так и дополнительную. При подготовке сообщений обучающимся на выбор предлагаю несколько тем, из которых они могут выбрать наиболее интересную для них. Кроме того подготовка сообщения может быть выполнена в разных видах- в виде привычного сообщения на формате А4, в виде тематической газеты, в виде фото-сообщения, иллюстративного альбома, электронного варианта, озвученного слайд-шоу и т.д. При подготовке сообщений обучающиеся могут пользоваться как литературой, предложенной мной, так и использовать дополнительную литературу по своей инициативе. При контроле знаний предлагаю обучающимся на выбор несколько вариантов работы. Например :

  • письменный ответ на тестовое задание;
  • ответ на кроссворд;
  • устный ответ по опорной схеме;

        Значение выбора состоит в том, что обучающиеся, осуществляя выбор, должны соотнести свои знание, интересы, умения с предлагаемыми способами изучения материала, контроля знаний, руководствуясь при этом осознанным мотивом (интересом, целеполаганием, стимулом в учении, желанием, честолюбием), проявляя инициативу.

Метод опережающей самостоятельной работы.

Самостоятельная работа на опережающей основе помогает мне построить учебный процесс таким образом, при котором часть работы по теме, выполняемая обучающимися самостоятельно, предшествует совместному изучению материала в группе на учебном занятии. Используя этот метод работы  я преследую следующую цель- вызвать у обучающихся интерес к проблеме, вопросу, который предстоит изучить; овладеть информацией,  которая позволит осознанно относится к изучаемому материалу, включиться в обсуждение нового материала с конкретными дополнениями или вопросами. Для этого использую следующие виды заданий. Например:

  • подготовка сообщений по темам дисциплины;
  • подбор иллюстративного материала к теме;
  • подбор литературных  отрывков к теме (стихотворений, отрывков из художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок));
  • подбор художественных произведений, отрывков из исторической литературы;
  • чтение дополнительной литературы;
  • работа с электронными учебными носителями, CD дисками, электронными учебными пособиями и т.п.

Опережающая самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд, способствует формированию активности личности при изучении учебных дисциплин, формирует у обучающихся положительную мотивацию учения, развивает познавательные интересы и потребности.

Игровые методы

Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором совершенствуется самоуправление поведением. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком- чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В своей педагогической деятельности мною используются деловые игры, используемые для усвоения нового учебного материала с различных позиций, закрепления материала, развития творческих способностей. Примерами деловых игр являются: «Выбери главное», «Опорные сигналы», «Вопрос-ответ», «Викторина», «Ошибка», «Пересказ по кругу», «Доклад», «Перед экзаменом», «Моментальное фото», «Лучший вопрос» , «Ребусы»,кроссворды, «Домино»,Тесты-сопоставления, Тесты-коктейли и другие. (приложения1-4). В работе находятся методические разработки игровых ситуаций на темы: «Поле чудес»,Тёмная лошадка»,Кто хочет стать отличником», Цель, отраженная в учебном процессе, перерастает в интерес при условии ее осознания и перерастания в личностный смысл. Познавательный интерес формируется в деятельности и является внутренним стимулом учения. Очень важно, используя игровые технологии, «не заиграться», и необходимо всегда проводить черту между игрой и жизнью. Иначе говоря, мы с необходимостью приходим к построению фонда оценочных средств в рамках системы менеджмента качества, что также является важнейшим условием обеспечения высокого качества подготовки специалистов.

     Благодаря такой организации обучения мы обращаемся, как говорил  

В.  Ключевский,  «…не  к  изучаемому  предмету,  а  к  воспринимающему мышлению», что способствует включению знаний и умений в структуру личностных качеств, т. е. формированию компетенций.

Трудности в ходе реализации проекта:

-включение всех обучающихся в работу;

-низкая мотивация обучающихся к получению знаний;

-несовершенство системы педагогической оценки.

Заключительный этап:

Проведение диагностики получения результатов.

Мониторинг качества обучения на учебных дисциплинах  при использовании игровых технологий.

Посредством игры гораздо  активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса потому, что человеку по своей  природе  нравится играть, активизируются психические процессы игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В процессе игры интеллектуально пассивный обучающийся способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Обучающийся, который вечно срывал занятия, направляет свою энергию на работу. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.

Сравнивая  результаты обучения по учебным дисциплинам профессионального модуля по профессии «Повар» за 2011-2012 ,  2012-2013 и 2013-2014 учебные года, можно сделать вывод: «Процесс обучения с помощью применения игровых технологии гораздо эффективнее, чем процесс обучения с помощью традиционных форм проведения учебных занятий. Качество обучения  по учебным дисциплинам профессионального модуля по профессии «Повар»  повысилось на 8%, динамика качества знаний возросла с результатами «отлично» на 10%.

        

Результаты обученности  и «качества знаний» по учебным дисциплинам профессионального модуля по профессии «Повар» группа №4-11-15

Год

Кол-во учащихся

% успеваемости

%

«4 и 5»

2011-2012

29 чел.

100%

87%

2012 - 2013

     26 чел.

100%

90%

2013 - 2014

19 чел.

100%

95%

Динамика «качества знаний» по промежуточной аттестации по учебным дисциплинам профессионального модуля по профессии «Повар» группа №4-11-15

Стабильно происходит увеличение  количества обучающихся, желающих   проверить свои знания в техникумовской профессиональной олимпиаде по учебным дисциплинам профессионального модуля по профессии «Повар».  

Ежегодно обучающиеся участвуют в профессиональном конкурсе «Колобок», проводимый в техникуме среди обучающихся группы «Повар» .

Результаты профессионального конкурса «Колобок», проводимый в техникуме среди обучающихся группы «Повар»

Год

Ф.И.участника

Место

1.

2011-2012

Васякина Татьяна

I место

2.

2011-2012

Сайфуллина Гузель

II место

3

2011-2012

Шагинян Лиана

III место

4.

2012-2013

Тарасова Ольга

I место

5.

2012-2013

Люляева Альбина

II место

6.

2012-2013

Черненко Кристина

III место

7.

2013-2014

Талыбова Регина

I место

8.

2013-2014

Полянскова Мария

II место

9

2013-2014

Орлова Ирина

III место

Также ежегодно обучающиеся с мастером производственного обучения по профессии «Повар» принимают участие в областных конкурсах профессионального мастерства.

Результаты областного профессионального конкурса по профессии «Повар, кондитер»

Год

Ф.И.участника

Место

1.

2011-2012

Васякина Татьяна

участие

2.

2012-2013

Тарасова Ольга

участие

3

2013-2014

Талыбова Регина

участие

Ожидаемые результаты и социальный эффект. 

В процессе личностно-ориентированного обучения у обучающихся формируются:

1.Устойчивая внутренняя мотивация к развитию познавательных способностей обучающихся и самообразованию (регулярные выставки, участие в конкурсах, фестивалях, мотивируют на выполнение работ высокого качества и активной жизненной позиции).

2.Сознательные профессиональные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок (использование современных знаний по кулинарному приготовлению пищи приводит их к пониманию и умению создавать блюда, при этом удовлетворяются экономически выгодные потребности обучающихся).

3.Самостоятельное применение  технологий оформительного направления, умение их выбирать и объединять в одном блюде, приводит к развитию эстетического вкуса и логического мышления.

4.Социальные компетентности, развивается социальный опыт обучающихся

(участие в коллективных делах способствует  осознанию  важности и ответственности за  выполнение работы, необходимости доводить действия до конечного результата).

5.Адекватное    самоопределение      обучающихся      и   определенная  профессиональная адаптация.

6.Сохранение    здоровья обучающихся.

7.Обеспечение качества образовательного процесса.

В процессе использования личностно-орентированного обучения:

- повышается качество обученности обучающихся;

- расширяется кругозор, так как у обучающегося возникает необходимость знакомства с дополнительными источниками информации;

- возрастает интерес к дисциплинам, так как каждый обучающийся имеет возможность реализовать свои потребности, начиная с идеи и заканчивая конечным продуктом.

- возрастает технологическая грамотность обучающихся, что даёт им возможность  вносить элементы новизны в конкретную технологию, а это в свою очередь формирует политехнические умения.

- формируются умения и навыки работы с компьютерными программами Excel, Power Point, office Word, что способствует грамотному оформлению и  ведению учетной  документации.

Оценка эффективности реализации проекта.

Основной целью, заложенной в Концепции модернизации российского

образования, является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по профессии на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.»

Выпускник техникума должен обладать комплексом профессиональных компетенций, наличие которых повышает профессиональную мобильность выпускника, конкурентноспособность на рынке труда.

Преподаватель,  проектируя образовательный процесс с ориентацией

на личностно-ориентированное обучение , должен:

-диагностировать исходный уровень наличия профессиональных компетенций;

-формулировать цель обучения, ориентируясь на конечный результат – уровень сформированности того или иного вида профессиональной компетенции;

-определять содержание образовательной программы для формирования или развития профессиональных компетенций;

-выделять методы активизации образовательного процесса и реализации заявленного содержания  обучения, адекватно организовывать учебно-познавательную  и трудовую деятельность обучающихся;

-оценивать конечные итоги и качество обучения, фиксируя уровень сформированности профессиональных компетенций.

Использованная литература:

1. Абасов ,З. Инновационность в образовании и подготовка учителей.Высшее образование в России/.-М.: издательский центр ВЛАДОС, 2001. -203 с.
2.
Авдеева, Г.Ф. Организационно-педагогические условия адаптивного профессионального обучения для подготовки конкурентоспособных рабочих кадров: дис. . канд. пед. наук Текст.7 Г.Ф.Авдеева. Усть - Каменогорск, 2006. - 198 с. 3.Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий1фактор образовательного процесса Текст. / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и личность специалиста. — М.: Логос, 2002. -23 с. 4.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. - 352 с.                                                                                                                  5.Загрекова. Л.В. Теория и технология обучения, - М.: Высшая школа,  2004. -146 с.                                                                                                                  6.Кирсанов, А.А. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалистов Текст. / А.А. Кирсанов. — М.: Магистр, 1994. 116 с.

7.Никитина   Н.Н.  и  др.    Основы  профессионально-педагогической  деятельности. - М.: Мастерство, 2002.-53 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

9.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

10Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

11.Современные      системы    и   технологии    обучения    в   условиях  модернизации образования ТОИПКРО ч. I, II, Тамбов, 2007. -№2.

12.Шемшурина, А. И. Самовоспитание – путь формирования характера / А.И. Шемшурина // Воспитание школьников. – 2009.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1        

                


ДАНЫ НАМ НАУКИ

НЕ РАДИ СКУКИ

Оноре де Бальзак

                                                                                            Приложение 2

К

Р

О

С

С

В

О

Р

Д

7

11

4

5

8

10

12

13

1

2

3

6

9

1


К

Р

О

С

С

В

О

Р

Д

7

11

4

5

Г

8

10

К

12

13

1

2

3

Р

П

6

О

З

9

П

О

Л

Ж

1

Т

О

В

А

Р

О

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

О

В

И

С

О

Х

Я

Л

И

Р

С

М

Л

В

О

Т

Т

С

Л

Д

Ё

Е

Е

Е

О

А

А

Щ

А

И

Т

А

И

Н

Т

Ц

Р

Н

Т

Р

И

М

Т

А

Ж

Н

Ы

И

В

Н

И

О

И

Е

К

Д

А

Й

Ч

А

А

Н

В

Н

Л

В

Ё

Е

Н

Я

Е

Ы

Ь

А

Н

С

Т

Д

Н

Ш

Н

К

Е

О

А

А

И

Н

Е

Я

Е

И

Е


Вопросы для кроссворда

  1. Наука, изучающая потребительные стоимости товаров, т.е.изучающая природу и полезные свойства товаров, удовлетворяющих определенную потребность человека.
  2. Группа товаров в которую входят клубнеплоды, корнеплоды, лук, чеснок и другие.
  3. Низкомолекулярные органические соединения различной химической природы.
  4. Масло, вырабатываемое из семян различных масличных культур.
  5. Молочный продукт, получаемый из пастеризованного, стерилизованного цельного или обезжиренного молока сквашиванием закваской чистых культур молочнокислых бактерий термостатным способом.
  6. Рыба, имеющая в толще мышечной ткани температуру от -1 до+5*С
  7. Мясо, которое используется в детских садах и ученических столовых.
  8. Продукт из группы вкусовых товаров, получаемый пропариванием для разрушения ферментов и сохранения зеленой окраски листа, скручиванию и высушиванию.
  9. Яйца, срок хранения которых 7 суток, не считая дня снесения.
  10. Высушенные плоды тропического многолетнего растения из группы «Плодовые пряности».
  11. Пищевые добавки, запрещенные и незапрещенные к применению в пищевой промышленности.
  12. Кислота (С6Н8О7Н2О), содержащаяся во многих плодах (цитрусовых, клюкве, гранатах, ананасах), придавая им кислый вкус.
  13. Продукт в виде прозрачных пластин, крупинок или порошка бесцветного или светло-желтого цвета.


Приложение 3

Тест-сопоставление «Домино»

1.Консервирование

А   А  Утолщенное окончание подземного стебля.

2. Естественная убыль

Б   Б   Способ сохранения продуктов от порчи , при котором прекращается развитие микроорганизмов и деятельность ферментов и увеличивается срок их хранения.

3. Клубнеплоды

В   Безводная смесь саломаса и натуральных жиров  с введением добавок.

4. Корнеплоды

     Г   Порошкообразный продукт, полученный при измельчении зёрен хлебных злаков

5. Орехи

Д Д  Белый кристаллический порошок, без запаха солоновато-щелочного вкуса, растворяется в воде.

6. Вяление

Ж  Ж    Овощи, утолщенный стержневой корень которых съедобен.

7. Сухое молоко

З   З    Плоды, состоящие из деревянистой скорлупы и съедобного ядра.

8.Кулинарный жир

И  И Уменьшение массы (веса) продуктов при

хранении, перевозке и реализации пищевых

продуктов.

9.Мука

К  Продукт, получаемый путем высушивания

натурального молока

10.Пищевая сода (двууглекислый натрий)

Л  Продукт, подвергнутый посолу и медленному

и медленному обезвоживанию в естественных

условиях при температуре 15-25 *С в течение

15-30 суток.

Эталоны ответов

  1. Б
  2. И
  3. А
  4. Ж
  5. З
  6. Л
  7. К
  8. В
  9. Г
  10. Д

                                                                         

        Приложение 4

Тест-коктейль «Ответственность и честность»

1. В составе клеток человека преобладает:

    а) водород

   б) кальций.

    в) фосфор.

2. Нагревание продукта  до температуры 100*С  (113-120*С в течение 20-40 минут)

а) пастеризация

б) стерилизация

в) топление

3. Продукт, получаемый путем сепарирования молока в сепараторах, в которых под действием центробежной силы жир отделяется от

 остальной части молока

а) сливки

б) сметана

в) кумыс

4.Температура плавления…… жира 40-51*С,  а температура застывания 34-38*С

а) бараньего

б) свиного

в) говяжьего

5.Из ячменя получают крупу

а) перловую

б) толокно

в) ядрицу.

Эталоны ответов:

1.-б

2.-а

3.-а

4.-в

5.-а



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование профессиональных компетенций у обучающихся на учебных занятиях по профессии «Повар» через игровые методы.» АВТОР: БИККИНЯЕВА РАМИЛЯ АБДРЯКИПОВНА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ 2014 Г

Слайд 2

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО «Мы слишком часто даем детям ответы, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать». Роджер Левин.

Слайд 3

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Цель проекта: Формирование профессиональных компетенций на учебных занятиях профессионального цикла по профессии «Повар» через игровые методы.

Слайд 4

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Объект проекта: учебный процесс на учебных занятиях профессионального цикла по профессии «Повар», обучающиеся группы «Повар». Предмет проекта: учебные дисциплины профессионального цикла по профессии «Повар».

Слайд 5

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Задачи проекта: -проанализировать методическую литературу по данной проблеме; -изучить опыт других педагогов в решении данной проблемы; -разработать, апробировать и внедрить банк заданий для формирования профессиональных компетенций; -провести промежуточный мониторинг результатов деятельности; -осуществить корректировку, в случае необходимости, дальнейшей деятельности в процессе преподавания учебных дисциплин; -проанализировать эффективность внедрения проекта в учебный процесс и рекомендовать использованию при разработке рабочих учебных программ на основе ФГОС.

Слайд 6

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Актуальность проекта позволит: − сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество; − обеспечить развитие у обучающихся более глубокого подхода к обучению; − увеличить объем выполненных на учебном занятии заданий; − расширить информационные потоки; − повысить качество образования.

Слайд 7

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Стратегия достижения поставленной цели: 1 Этап – 2011-2012 г. Сбор и анализ информации по теме, разработка банка заданий для формирования профессиональных компетенций, анализ существующей практики личностно-ориентированного обучения в профессиональном образовании, выбор путей и средств обеспечения определенного уровня профессиональной компетентности обучающегося. 2 Этап – 2013-2014г. Реализация проекта. Апробация и внедрение банка заданий для формирования профессиональных компетенций. Проведение промежуточного мониторинга результатов деятельности 3 Этап – 2015г. Анализ эффективности внедрения проекта в учебный процесс. Обобщение и распространение результатов работы.

Слайд 8

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Профессиональная компетенция ‑ способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности.

Слайд 9

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Профессиональные компетенции обучающихся - это: 1. Готовность использовать в профессиональной деятельности знания. 2. Умение проводить анализ современного рынка труда. 3.Способность использовать современное технологическое оборудование. 4. Высокое профессиональное мастерство и качество труда; 5. Способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность; 6. Умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

Слайд 10

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Профессиональные компетенции обучающихся при изучении учебных дисциплин по профессии «Повар»- это: ПК 3.1.- Составлять однодневный и перспективный заказ на продукты в соответствии с потребностями, проживающих в сельской усадьбе; ПК3.5.-Порционировать и подготавливать блюда для подачи .

Слайд 11

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Трудности в ходе реализации проекта : -включение всех обучающихся в работу; -низкая мотивация обучающихся к получению знаний; -несовершенство системы педагогической оценки.

Слайд 12

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО Динамика «качества знаний» по промежуточной аттестации по учебным дисциплинам профессионального модуля по профессии «Повар» , группа №4-11-15

Слайд 13

Ожидаемые результаты и социальный эффект В процессе личностно-ориентированного обучения у обучающихся формируются: 1.Устойчивая внутренняя мотивация к развитию познавательных способностей обучающихся и самообразованию (регулярные выставки, участие в конкурсах, фестивалях, мотивируют на выполнение работ высокого качества и активной жизненной позиции). 2.Сознательные профессиональные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок (использование современных знаний по кулинарному приготовлению пищи приводит их к пониманию и умению создавать блюда, при этом удовлетворяются экономически выгодные потребности обучающихся). 3.Самостоятельное применение технологий оформительного направления, умение их выбирать и объединять в одном блюде, приводит к развитию эстетического вкуса и логического мышления. 4.Социальные компетентности, развивается социальный опыт обучающихся(участие в коллективных делах способствует осознанию важности и ответственности за выполнение работы, необходимости доводить действия до конечного результата). 5.Адекватное самоопределение обучающихся и определенная профессиональная адаптация. 6.Сохранение здоровья обучающихся. 7.Обеспечение качества образовательного процесса.

Слайд 14

Оценка эффективности реализации проекта. Преподаватель должен: -диагностировать исходный уровень наличия профессиональных компетенций; -формулировать цель обучения, ориентируясь на конечный результат – уровень сформированности того или иного вида профессиональной компетенции; -определять содержание образовательной программы для формирования или развития профессиональных компетенций; -выделять методы активизации образовательного процесса и реализации заявленного содержания обучения, адекватно организовывать учебно- познавательную и трудовую деятельность обучающихся; -оценивать конечные итоги и качество обучения, фиксируя уровень сформированности профессиональных компетенций.

Слайд 15

ОГБОУ СПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ В Р.П.РАДИЩЕВО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование профессиональных компетенций у обучающихся на учебных занятиях по профессии «Повар» через игровые методы.» АВТОР: БИККИНЯЕВА РАМИЛЯ АБДРЯКИПОВНА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ 2014 Г СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему : « Формирование ключевых компетенций у школьников через проектную деятельность на тему: «Общественное сознание и философия »

Цель работы:  показать, что  в настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является...

Повышение квалификации педагогических работников - путь к формированию профессиональных компетенций

Говоря о профессии педагога, учителя, не надо забывать, что современный мир вокруг стремительно меняется. Меняется темп нашей жизни, появляются новые идеи, и мы, педагоги, не можем не реагировать на э...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов «Развитие способностей учащихся по математике»

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов «Развитие способностей учащихся по математике»...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...