Правовой всеобуч
классный час (6 класс) на тему

Пушкарева Елена Николаевна

Занятие, направленное на повышение правовой культуры подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoy_vseobuch._prava_detey.docx148.44 КБ

Предварительный просмотр:

КУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"

Конспект

открытого занятия

"Правовой всеобуч"

Составила воспитатель

отделения по предоставлению временного приюта

Пушкарева Е.Н.

Омск, 2013

Цель. Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
  2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  4. Воспитывать уважение к другим людям.

Предварительная подготовка:

Мультимедийная презентация, видеоролики о правах (на имя, на любовь, на защиту во время военных действий),  выставка тематически картинок и детских рисунков и сочинений, карточки для игры "Разрешается - запрещается".

Ход занятия

I. Вступительное слово

Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наше сегодняшнее занятие  посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. Какие правила вы знаете?

Ответы детей.

Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем познакомиться с данными документами.

1 ребенок:

Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

2 ребенок:

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что человек считается ребенком от рождения и до достижения им возраста 18 лет.

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

1 ребенок:

Мальчишки и девчонки, 
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один: 
“Я – полноправный страны гражданин!”

2 ребенок: 

Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

3 ребенок:

Имею я право нормально питаться, 
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

4 ребенок:

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. 
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

5 ребенок:

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

6 ребенок:

 Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

7 ребенок:

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость – 
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить 
На эти дороги.

Педагог: Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

http://festival.1september.ru/articles/593278/img1.gif

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

1 ребенок:

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

2 ребенок:

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

III. Игра «Разрешается – запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (
разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (
запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить – 
Это (
разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (
запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (
разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (
запрещается).

Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить –
Это (
разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (
запрещается).

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

IV. Обязанности

Зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? ( ответы детей)

Ответы детей.

Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.

Работа в парах.

А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

Обязанности:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

Сценка «Про Петю». 

Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости. Папа!

V. Литературная викторина "Твои права и сказочная страна"

 (средства мультимедиа) 

Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

Проверочные задания

1 ребенок

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

2 ребенок

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3 ребенок

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4 ребенок

Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Подведём итоги.

Вопросы:

  1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
  2. Какие основные права вам известны?
  3. В каком международном документе записаны права детей?
  4. Какие положения Конвенции вы запомнили?
  5. В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

План правового всеобуча родителей учащихся

План правового всеобуча родителей учащихся...

Правовой всеобуч для учащихся старших классов «Административная ответственность несовершеннолетних»

Данный материал рекомендуется к использованию  на групповых занятиях социального педагога с несовершеннолетними, так же может быть использован на класных и информационных часах . Носит разъясните...

Правовой всеобуч "Вредные привычки и как бороться с ними"

Цели:способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;формирование у учащи...