Рабочая программа "Метрология, стандартизация и сертификация"
рабочая программа на тему

Тринитатова Светлана Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности "Технология пиротехнических составов и изделий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_metrologiya.240.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

«Краснозаводский химико-механический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология, стандартизация и сертификация

 

Для специальности 240304

Технология пиротехнических составов и изделий

Краснозаводск, 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО) 240304 Технология пиротехнических составов и изделий.

Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснозаводский химико-механический колледж

Разработчики:

Тринитатова Светлана Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель спецдисциплин

Рекомендована Методическим  советом  

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                            Метрология, стандартизация и сертификация

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 240304 Технология пиротехнических составов и изделий.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

   - применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

   - выполнять метрологическую поверку средств измерений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 знать:

- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;

- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

   - формы подтверждения качества;

   - системы и схемы сертификации.

Воспитательные задачи, реализуемые при изучении дисциплины:

  • Формирование ответственного отношения к соблюдению норм и законов государства, развитие высокой культуры поведения;
  • Формирование активности и самостоятельности в учебно-трудовой деятельности;
  • Формирование интереса к специальности;
  • Формирование профессионального достоинства;
  • Формирование ориентации студентов на высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов среднего звена, на культуру труда;
  • Формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности учащегося: ответственного отношения к порученному делу;
  • Формирование критического мышления; чувства долга и ответственности; чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности,
  • Формирование деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению, культуры труда, нетерпимой к недостаткам, умения работать в бригаде, звене;
  • Формирование потребности использовать в трудовой деятельности все новое, прогрессивное, что появляется па производстве;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  64 часа;

самостоятельной работы обучающегося  32 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

     лабораторные  работы

10

     практические занятия

10

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка реферата (компьютерной презентации);

-ознакомление с государственными и международными стандартами;

-построение схем полей допусков;

-обозначение на чертежах отклонений, допусков, шероховатости;

-подбор по справочнику предельных отклонений, расчет предельных размеров, допусков, посадок

10

10

4

2

2

2

          2

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета    


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Метрология

30

Тема 1.1.

 Основные положения в области метрологии

Содержание учебного материала

                2

1

Основные понятия и определения в области метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Международная система единиц СИ. Роль метрологии в формировании качества продукции. Службы контроля и надзора.

2

Самостоятельная работа обучающихся

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

1

Тема 1.2. 

Основы теории измерений

Содержание учебного материала

               4

1

Основы теории измерений. Методы измерений. Виды измерений. Точность и погрешность измерений.

2

2

Классификация средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Класс точности прибора.

2

Практические занятия

2

1

Определение погрешности измерений.

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

3

Тема 1.3

Концевые меры длины. Гладкие калибры

Содержание учебного материала

2

1

Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД). Наборы ПКМД. Применение концевых мер длины. Правила составления блока мер требуемого размера. Класс точности и разряд концевых мер длины.

3

2

Классификация калибров. Назначение и виды гладких предельных калибров.

3

Лабораторные работы

2

1

Составление размеров деталей с помощью концевых мер длины

2

Определение годности деталей с помощью калибров

Самостоятельная работа обучающихся

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

2

Тема 1.4.

Штангенинструменты и микрометры

Содержание учебного материала

2

1

Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномер и штангенрейсмус.

Устройство нониуса. Правила измерения и чтения размеров, методы поверки инструментов.

3

2

Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. Цена деления барабана и стебля. Порядок  чтения показаний, правила измерений и поверки  инструментов.

3

Лабораторные работы

2

1

Измерение параметров деталей с помощью штанген- и микрометрических инструментов

Самостоятельная работа обучающихся

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

2

Тема 1.5.

Средства измерений с механическим преобразованием.

Автоматизированные измерительные системы и комплексы

Содержание учебного материала

3

1

Классификация рычажно-механических приборов. Устройство приборов.

2

2

Приборы с пружинной передачей. Устройство, область применения.

2

1

Средства механизации и автоматизации измерений и контроля

2

Контрольная работа по теме «Основы метрологии»

1

Самостоятельная работа обучающихся

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Современные средства измерения»;

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

2

Раздел 2. Стандартизация

51

 Тема 2.1.

Основные понятия в области стандартизации

Содержание учебного материала

2

1

Цели и задачи стандартизации. Стандарт, стандартизация, международные стандарты ИСО. Нормативные документы по стандартизации. Экономическая  эффективность стандартизации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- ознакомление с государственными и международными стандартами

1

Тема 2.2. Государственная система стандартизации. Взаимозаменяемость

Содержание учебного материала

2

1

Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС)

2

2

Взаимозаменяемость, ее виды и принципы

2

3

Ряды предпочтительных чисел

2

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

1

Тема 2.3.

 Основные понятия о допусках и посадках

Содержание учебного материала

2

1

Размеры номинальные, действительные, предельные. Отклонения. Допуск и поле допуска. Графическое изображение полей допусков.

2

2

Виды посадок.

2

Самостоятельная работа обучающихся

- построение схем полей допусков;

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

1

Тема 2.4.

 Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений

Содержание учебного материала

4

1

Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. Посадки в системе отверстия и в системе вала. Схема основных отклонений. Квалитеты

2

2

 Рекомендации по выбору допусков и посадок

2

3

Единая система допусков и посадок (ЕСДП)

2

4

Правила обозначения предельных размеров и посадок на чертежах

3

Практические занятия

4

1

Определение предельных размеров, отклонений, посадок. Построение полей допусков для соединения типа «вал-втулка»

2

Обозначение допусков и посадок на чертежах

Самостоятельная работа обучающихся

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- подбор по справочнику предельных отклонений, расчет предельных размеров, допусков, определение характера посадки, расчет предельных натягов и зазоров;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

4

Тема 2.5.

 Нормы геометрической точности. Допуски формы и расположения поверхностей

Содержание учебного материала

2

1

Отклонения формы поверхности или профиля и причины их возникновения

2

2

Отклонение формы плоских поверхностей, отклонения формы цилиндрических поверхностей

2

3

Условное обозначение допусков формы и расположения поверхностей на чертежах деталей

3

Лабораторные работы

2

1

Измерение и контроль точности формы цилиндрических поверхностей деталей

Самостоятельная работа обучающихся

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- обозначение на чертежах допусков формы и расположения поверхностей деталей согласно требованиям ГОСТ;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

2

Тема 2.6. Шероховатость поверхностей

Содержание учебного материала

2

1

Параметры шероховатости, условные обозначения шероховатости поверхности

3

2

 Влияние шероховатости поверхностей эксплуатационные свойства элементов деталей

2

Практические занятия

2

1

Обозначение шероховатости на чертежах

Самостоятельная работа обучающихся

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- обозначение шероховатости поверхностей на чертежах деталей машин согласно требованиям ГОСТ;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

2

           Тема 2.7.

     Размерные цепи

Содержание учебного материала

2

1

Элементы размерной цепи. Виды размерных цепей

2

2

 Методы расчета размерных цепей при обеспечении полной  и неполной взаимозаменяемости

3

Практические занятия

2

1

Расчет размерных цепей на обеспечение  полной взаимозаменяемости

Самостоятельная работа обучающихся

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите

2

            Тема 2.8.    

  Допуски и посадки типовых соединений

Содержание учебного материала

7

1

Допуски и посадки подшипников качения.

2

2

Допуски резьбовых соединений. Допуски и посадки на зубчатые колеса и соединения.

2

3

 Допуски на угловые размеры. Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений

2

4

Правила обозначения допусков и посадок типовых соединений на чертежах

2

Контрольная работа по теме «Основы стандартизации»

1

Самостоятельная работа обучающихся

-  проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- обозначение на чертежах допусков шлицевых и шпоночных соединений согласно требованиям ГОСТ

4

Раздел 3.

Качество продукции

9

Тема 3.1.

Показатели качества продукции

Содержание учебного материала

2

1

Качество продукции. Классификация и номенклатура показателей качества

2

2

Методы оценки уровня качества

3

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

1

Тема 3.2.

Испытания и контроль продукции

Содержание учебного материала

2

1

Классификация видов контроля качества продукции. Входной, оперативный и приемочный контроль

2

2

Понятие поэтапного контроля качества. Системный подход к управлению качеством продукции на предприятиях. Комплексная система управления качеством продукции

3

Лабораторные работы

2

1

Испытание и контроль качества продукции

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- ознакомление со стандартом ИСО-9000

2

Раздел 4.

Сертификация

6

Тема 4.1.

1 Основные определения в области сертификации. Системы сертификации

Содержание учебного материала

2

1

Сертификация продукции. Цели сертификации. Объекты сертификации

1

2

Системы сертификации: система обязательной сертификации, система сертификации для определенного вида продукции

2

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

1

Тема 4.2.

Порядок и правила сертификации

Содержание учебного материала

2

1

Примерная типовая последовательность работ и состав участников при сертификации продукции

2

2

Добровольная и обязательная сертификация. Схемы сертификации

2

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

1

Всего:

96


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия  кабинета  метрологии, стандартизации и сертификации.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;
  • посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
  • комплект измерительных инструментов и приспособлений;
  • комплект учебно-наглядных пособий;
  • оборудование для лабораторных, практических  работ.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемые учебные издания:

    1. Борисов Ю.И., Сигов А.С., Нефедов В.И. и др; под ред.Сигова А.С. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2011. – 336с.

   2. ГерасимоваЕ.Б., Герасимов Б.И. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие –М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2010. - 244с.

   3. Дубовой Н.Д., Портнов Е.М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2009. – 256с.

   4. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2010. – 416с.

   6.  Иванов И.А., Урушев С.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник – М.: ОИЦ "Академия", 2010.

машиностроении: учебное пособие – М.: ОИЦ "Академия", 2010.

  9. Зайцев С.А., Толстов А.Н. и др. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник – М.: ОИЦ "Академия", 2009.

 Нормативно-правовые акты:

  1. Закон Российской Федерации «О техническом регулировании».
  2. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».
  3. Закон Российской Федерации «О стандартизации».
  4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Периодические издания (отечественные журналы)

1. «Стандарты и качество»

2. «Мир измерений»

Интернет-ресурсы:

1.Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.pntdoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2.Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана.

3.Метрология. Метрологическое обеспечение производства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metrob.ru, свободный. –Загл. с экрана.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества

оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

 оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой

оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

тестирование

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов

оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

Знания:

задачи стандартизации, ее экономическая эффективность

тестовый контроль

 основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов

тестовый контроль;

оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ

основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества

тестовый контроль

оценка результатов выполнения контрольной работы

 терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

тестовый контроль

формы подтверждения качества

оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по дисциплине: Метрология, стандартизация и сертификация.

Получить практические навыки определения действительных, номинальных, предельных размеров деталей. Умение определять годность деталей, характер брака....

Внеаудиторная самостоятельная работа студента для специальности 031601 "Реклама" по дисциплине ОП.06 "Стандартизация и сертификация"

1. Опорный конспект по основным положениям Федерального закона  от 27.12.2002 г. №184-ФЗ  « О техническом регулировании».2. Опорный конспект по основным положениям Федерального закона от 13....

Внеаудиторная самостоятельная работа студента (образец выполнения) для специальности 031601 "Реклама" по дисциплине ОП.06 "Стандартизация и сертификация"

1. Практическая работа. Создание оригинал-макета.2. Практическая работа, Подобрать и создать для продукта наиболее эффективный формат наружной рекламы.3. Практическая работа. Создать корпора...

Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной общепрофессиональной дисциплины «Метрология, стандартизация ...

Рабочая программа и тематическое планирование по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" для студентов ГАПОУ "ОГК"

Рабочая программа и тематическое планирование по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" для студентов специальности 18.02.09 - Переработка нефти и газа....

"Национальная и международная система стандартизации и сертификации"

В современном мире информационные системы являются неотъемлемой частью инфраструктуры любого предприятия. С их помощью происходит автоматизация работы организации, а такжеиспользуя ИС руководители орг...