Половое воспитание студентов
статья на тему

Соловьева Наталья Викторовна

Половое воспитание студентов педагогического колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Половое воспитание студентов41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коваленко Р.В., Соловьева Н.В.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новокузнецкий педагогический колледж №1

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В культурной истории человечества немало места отводилось и отводится сейчас вопросу взаимоотношений между полами. И сегодня, когда в нашей стране со страниц газет и журналов, экрана телевизора проповедуется свободная любовь, вседозволенность в отношениях, очень актуальным становится вопрос полового воспитания детей.

Половое воспитание — система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.

Задачи полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, формированию ответственности за свои поступки, содействовать укреплению брака и семьи, воспитывать уважение к другим людям и к близким. Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие — в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола.

Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами.

К 14-16 годам подростки  должны знать:

- биологические аспекты репродукции;

-о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке;

- знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как  использовать средства контрацепции;

- уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

- знать основы брачного законодательства;

- знать службы, где они могут получить помощь, консультации.

Эти задачи  воспитания могут и должны уточняться, дополняться.

Среди основных направлений полового воспитания студентов можно выделить:

1. Половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности). Обучение нормальному общению со сверстниками противоположного пола.

2. Подготовка к сознательному и ответственному супружеству.

3. Подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок.

4. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.

К последствиям неправильного полового воспитания относятся сексуальные насилия и домогательства, заболевания, передающиеся половым путем, ранняя беременность, брак в подростковом возрасте и др.

Необходимость полового воспитания студентов педагогического колледжа обусловлена также спецификой приобретаемой профессии (будущие учителя начальной школы должны знать особенности полового развития детей и уметь организовывать работу по осуществлению их полового воспитания). Предметы психолого-педагогического цикла, такие как педагогика и психология, включают в себя необходимый для этого материал.

В разделе педагогики «Теоретические основы воспитания» и в содержании предмета дополнительной квалификации «Воспитатель» «Методика воспитательной работы» достаточное количество часов отводится на изучение темы «Физическое воспитание». Студенты получают представление о необходимости формирования здорового образа жизни, об особенностях полового воспитания мальчиков и девочек в семье и школе, основных методах и формах работы. В  разделе «Работа с родителями» и в содержании дисциплины «Основы семейного воспитания»  студенты рассматривают понятие семьи, ее задачи и функции, правовой аспект семейного воспитания, изучают содержание воспитания в семье, основные методы и формы воспитания; у них формируются умения общаться с детьми разного возраста и пола, привлекать родителей к осуществлению полового воспитания.

В курсе «Возрастной психологии» многие темы направлены на половое просвещение (кризис новорожденности, подростковый кризис), что заставляет студентов иначе посмотреть на вопросы деторождения, здоровья будущей матери. При изучении темы «Подросток» глубоко рассматриваются изменения, происходящие в этом возрасте, трудности, возникающие в развитии ребенка, анализируются проблемы, с которыми сталкиваются учителя в школе в процессе воспитания подростков и др.

Предмет «Коррекционная и специальная педагогика» знакомит с тем, какие нарушения могут возникнуть у ребенка в пренатальный, натальный и постнатальный периоды; подробно раскрываются факторы, которые могут вызвать отклонения в психике ребенка: внешние уродства, умственную отсталость, какие болезни женщины во время беременности влияют на развитие ребенка. Эти вопросы вызывают у девушек живой интерес.

В рамках выполнения выпускных квалификационных работ студенты исследуют актуальность проблемы полового воспитания. Так под руководством преподавателя психологии Р.В. Коваленко  студенткой группы 3ж А.Кандароковой   написана курсовая работа «Психологические особенности развития и обучения мальчиков и девочек», продолжением которой будет создание сборника рекомендаций для  родителей по подготовке детей к школе и особенностям их воспитания с учетом особенностей полового развития.  А студентка А. Рубель выполнила работу по теме «Половое воспитание младших школьников во внеклассной работе», итогом которой стало разработка конспектов внеклассных занятии для начальной школы по полому воспитанию и создание мультимедийного пособия к ним (руководитель – преподаватель педагогики Н.В. Соловьева).

В ходе подготовки студентов к практике в летнем оздоровительном лагере обязательно затрагивается вопрос полового воспитания, т.к. специфические особенности проживания детей в условиях лагеря, могут вызвать нездоровый интерес мальчиков и девочек друг к другу. Поэтому студентам необходимо уметь объяснить детям о физиологических изменениях в организме, об особенностях общения мужчины и женщин, решать возникающие педагогические ситуации. Для этого продумываются специальные формы работы с детьми, подбирается содержание. В рамках проведения практики «Пробные уроки по дополнительной квалификации «Воспитатель», «Внеклассная воспитательная работа» студенты под руководством учителя и методиста разрабатывают конспекты  внеклассных занятий и затем проводят в школе: «Дружба мальчиков и девочек», «Мы против курения», «Чистота – залог здоровья» и т.д. Данные занятия направлены на формирование представления о себе как представителе определенного пола, определенных поведенческих навыков, уважительного отношения к противоположному полу.

Также для решения задач полового воспитания студентов кураторами педагогического колледжа ведется внеклассная работа: беседы о личной гигиене, по профилактике вредных привычек, диспуты (например, «Свободная любовь за и против», «Может ли быть равенство между мужчиной и женщиной»), просмотр и обсуждение фильмов об особенностях мужского и женского поведения, о вреде наркотиков, алкоголя, абортов для женского организма («Пусть он увидит солнце», «Какие они разные, мальчишки и девчонки»), также для бесед приглашаются специалисты различного профиля (психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).

По результатам анкетирования и наблюдения можно сделать вывод о недостаточно высоком уровне развития у студентов НПК культуры межполовых отношений и наличия знаний по половому воспитанию, поэтому работа  в этом направлении должна быть продолжена.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Нравственно-половое воспитание"

Анкета по тематике "Нравственно-половое воспитание" для определения осведомленности и отношения подростков к семье, браку....

Учебная программа "Половое воспитание".

Данная программа может применятся  учителями предметниками,классными руководителями для проведения классных часов....

"Подросток. Подготовка к взрослоcти." (Половое воспитание и здоровый образ жизни)

“Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств”. (Я.Корчак)Уважаемые родители!Новая встреча и новая тема нашего разговора. Вы...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Доклад «Половое воспитание. Актуальность введения в школах элективных курсов, направленных на половое воспитание и просвещение школьников

Половое воспитание всегда было одно из самых  трудных. Оно является важной  составной частью нравственно-эстетического воспитания.        По дан...

Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем"

Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем" направлено на информирование учащихся о рисках, связанных с началом ранней половой ж...