Семинар для вновь прибывших педагогов "Фонетическая обработка речевого материала"
материал на тему

Ожгибесова Елена Ивановна

Семинар для вновь прибывших педагогов по теме "Фонетическая обработка речевого материала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vnov_pribyvshikh_pedagogov_po_teme.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для вновь прибывших педагогов по теме

«Фонетическая обработка речевого материала»

Обучение учащихся с проблемами слуха произношению составляет часть общей образовательной работы специальной школы.

Частью этого процесса является соблюдение фонетического режима. Фонетический режим – это система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных глухими и слабослышащими школьниками правильных произносительных навыков. Одним из таких мероприятий является фонетическая обработка речевого материала. Т.е., весь речевой материал обрабатывается - ставятся знаки словесного и логического ударения, орфоэпии, слитность, паузы. Для этого мы используем специальные условные обозначения. Нотировать материал, нужно исходя из требований программы данного класса. Новые термины или трудные для произношения слова нужно разложить на части. Таким образом, ученик имеет возможность опереться не только на орально-акустический, но и на графический образ слова. Это делается для того, чтобы у учащихся формировалась разборчивая, понятная окружающим устная речь.

  • Ударение играет большую роль в обеспечении внятности речи. Ударение бывает словесное и логическое. В русском языке словесное ударение выступает также в качестве одного из смыслоразличительных средств. Например, слова с одинаковым звуковым составом, но разные по значению (пили чай, пили дрова, атлас - атлас). Словесное ударение графически обозначается /.  Ударение обозначаем на незнакомом для учащихся речевом материале, а также в тех случаях, когда учащиеся допускают ошибки.

Логическое ударение – это главное по смыслу слово, слова в предложении. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Встречаются предложения с двумя и более логическими ударениями. Овладение логическим ударением предполагает умение выделить его с помощью усиления громкости произнесения слова. Слово с логическим ударением подчёркивается сплошной чертой. (С правилами, по которым следует ставить логическое ударение можно ознакомиться в книге Л.А.Горбушина Выразительное чтение и рассказывание на стр. 32)

  • Слитность – глухие часто произносят раздельно предлог, союзное слово, отрицательную частицу НЕ  от следующего за ним слова. Для того чтобы ученик произнёс слитно слово с предлогом мы их объединяем графически  дугой.
  • Паузы - членение речи на фразы, а фразы на синтагмы.  При этом паузы сопряжены со вдохом. Наблюдения показывают, что глухие школьники, в самостоятельной речи и при чтении допускают грубые ошибки – пословно произносят фразы. Это не говорит о том, что эти дети не умеют экономно расходовать воздух. Если  попросить ученика произнести предложение с соблюдением пауз, то ученик с этим справляется. Границы между синтагмами, где может быть или должна быть сделана пауза, обозначаются вертикальной чертой. Паузы ставятся на месте знаков препинания в предложении. Если фраза длинная, учитель (воспитатель) делит её на синтагмы
  • Орфоэпией называется свод правил, устанавливающих единообразное произношение. Нормы русской орфоэпии складывались в течение длительного времени. Скажите, какие нормы орфоэпии вы знаете? Сюда относится произношение: безударного О как А; сочетаний ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах как ЦА; окончаний –ОГО, -ЕГО как –ОВА, -ЕВА и другие. И ещё ряд слов, которые произносятся не так, как пишутся.  

Речь педагога, который работает с глухими и слабослышащими учащимися должна удовлетворять всем нормам орфоэпии. И речь глухих учащихся  должна быть максимально приближенной к речи слышащих, т.е. орфоэпически правильной. Дети должны соблюдать те правила, которые соответствуют программным требованиям и их речевым возможностям.

Правила орфоэпии, которые должны соблюдать глухие и слабослышащие учащиеся:

  • Безударное О произносится как А (корова);
  • Звонкие согласные в конце и перед глухими согласными оглушается (хлеб, блузка);
  • Удвоенные согласные произносятся как один долгий (длинный)
  • Окончания прилагательных –ОГО, -ЕГО произносятся как –ОВА, -ЕВА
  • Непроизносимые согласные в словах не произносятся (со(л)нце)
  • Произношение сочетаний предлогов В, ИЗ, ПОД с существительными (в саду, под столом, из сада)
  • Гласный И после согласных Ш, Ж, Ц произносится как Ы (живот)
  • Предлог с существительным типа С БРАТОМ произносится как ЗБРАТОМ
  • Звук Г перед К, Т произносится как Х (легко-лехко)
  • Сочетания СЧ, ЗЧ, ЖЧ произносятся как Щ (считать-щитать)
  • Свистящие С, З уподобляются следующими за ними шипящими (сшил-шшил)
  • Сочетания ТС – ДС произносится как Ц (детство-децтво)
  • Сочетания СТН – ЗДН произносится без среднего согласного (честный-чесный)

Графически знаки орфоэпии обозначаются горизонтальной чертой над звуком или сочетанием звуков, если звук не произносится, то он выделяется скобками.

Необходимым условием отработки правильного произношения является орфографическое дактилирование речевого материала, т.е. дактилируется так, как говорится.

Практическое задание

* Обработать фонетически речевой материал.

В рассказе говорится о мужчине лет двадцати. У него длинные волосы, а глаза серого цвета. Он работает с братом на фабрике по производству детских игрушек.

По профессии – грузчик.

Используемая литература:

Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. М., 1980

Горбушина Л.А Выразительное чтение и рассказывание. М., 1975

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. М., 1981

Тест для вновь прибывших педагогов НС(К)ОШ 1, 2 вида

по теме «Фонетическая обработка материала»

  1. Орфоэпия – это …
  • правила  образцового литературного произношения
  • правила написания слов
  • правила написания и произношения слов
  1. Какими графическими знаками обозначают орфоэпию?
  • горизонтальной чертой, буквой, скобками.
  • горизонтальной чертой, буквой
  • чертой и скобкой
  1. Выберите правильный ответ
  • дактилируем так же, как и пишем
  • дактилируем так же, как и говорим
  1. Что значит пронотировать речевой материал?
  • расставить ударение
  • расставить ударение, знаки орфоэпии, паузы, знаки слитности
  • расставить ударение,  знаки орфоэпии, знаки слитности
  1. Какими графическими знаками обозначают паузы, слитность
  • вертикальная черта, надстрочная черта.
  • вертикальные одна или две черты, дуга
  • вертикальная черта и скобка
  1. Фонетически обработать речевой материал

      Все педагоги должны знать: состояние слуха, восприятие устной речи, состояние произношения каждого обучающегося класса, в котором он работает, над чем работает в данное время учитель, ведущий индивидуальные занятия, на какие дефекты надо обратить особое внимание.

Требования к учащимся по правилам орфоэпии

II вид

1, 2 отделение

ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ

класс

Правило орфоэпии

Требования к учащимся

1

  • Безударный О
  • Звонкие согласные в конце слова и перед глухими
  • Удвоенные согласные
  • Слова что, чтобы произносятся как што, штобы
  • Окончания –ого; -его
  • Непроизносимые согласные в словах

Сопряжено

Отражённо

По надстрочному знаку

2

  • Звонкие согласные в конце слова и перед глухими
  • Безударный О
  • Сочетание предлогов в, из, под с существительными

Сопряжено

Отражённо

По надстрочному знаку

3

  • Гласный и после ш, ж, ц
  • Согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и
  • Предлог с существительными типа с братом произносится как збратом
  • Звук г перед к, т произносится как х

По подражанию

Надстрочному знаку

4

  • Сочетания сч, зч, жч произносятся как щ
  • Окончания –тся, -ться произносятся как цца
  • Свистящие с, з уподобляются следующим за ними шипящими

По подражанию

Надстрочному знаку

5

  • Сочетания тс-дс говорим как ц
  • Сочетания стн-здн

По надстрочному знаку

6-11

  • Ранее изученные  правила

Самостоятельно

I вид

ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ

класс

Правило орфоэпии

Требования к учащимся

Подгот

  • Безударный О
  • Звонкие согласные в конце слова и перед глухими
  • Непроизносимые согласные в словах

По подражанию учителю

По надстрочному знаку

1

  • Звонкие согласные в конце слова и перед глухими
  • Безударный О
  • Непроизносимые согласные в словах

По подражанию учителю

По надстрочному знаку

Самостоятельно

2

  • Безударный О
  • Звонкие согласные в конце слова и перед глухими
  • Непроизносимые согласные в словах
  • Окончания –тся, -ться произносятся как цца
  • Окончания –ого; -его

По надстрочному знаку

Самостоятельно

3

  • Безударный О
  • Звонкие согласные в конце слова и перед глухими
  • Непроизносимые согласные в словах
  • Окончания –тся, -ться произносятся как цца
  • Окончания –ого; -его

По надстрочному знаку

Самостоятельно

4

  • Безударный О
  • Звонкие согласные в конце слова и перед глухими
  • Непроизносимые согласные в словах
  • Окончания –тся, -ться произносятся как цца
  • Окончания –ого; -его

Под контролем учителя

На основе самоконтроля

Знать правило орфоэпии

5

  • Безударный О
  • Звонкие согласные в конце слова и перед глухими
  • Непроизносимые согласные в словах
  • Окончания –тся, -ться произносятся как цца
  • Окончания –ого; -его
  • Удвоенные согласные

Под контролем учителя и  самостоятельно

Знать правило

6-11

  • Все ранее изученные правила

Самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая обработка речевого материала

Презентация к докладу по теме "Фонетическая обработка речевого материала"...

Презентация к докладу "Фонетическая обработка речевого материала"

Презентация к докладу "Фонетическая обработка речевого материала"...

План работы наставника с вновь прибывшими воспитателями на 2015-2016 учебный год

План работы наставника  с вновь прибывшими воспитателями ...

Приказ об итогах проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодых специалистов и вновь прибывших учителей 23.10.2015

Приказ об итогах проведения мониторинга качества подготовки ипроведения уроков молодых специалистов ивновь прибывших учителей...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВНОВЬ ПРИБЫВШИХ СТУДЕНТОВ КАТЕГОРИИ ДЕТИ-СИРОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Цель консультирования – знакомство со студентами нового набора, сбор первичной информации об их социальном благополучии.Задачи консультирования:- расположить студентов – первокурсников к общению и дал...

План работы с вновь прибывшими сотрудниками.

План работы с вновь прибывшими сотрудниками....