Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
учебно-методический материал по теме

Ларина Надежда Юрьевна

Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения  научно-исследовательской работы школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рымша Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

                                                                    Введение
Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально  в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности.

При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся?

Цель данной работы: познакомить учителей  с теорией и практикой организации и    проведения  научно-исследовательской работы как одним  из эффективных способов активизации познавательной деятельности  школьников.

Задачи (методические):

1. Раскрыть роль проведения научных исследований в развитии творческой личности.

2. Вооружить учителей теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

3.Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.

4. Оказать практическую помощь в работе педагогам - научным руководителям.

Определение научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательская работа является  одной из видов интеллектуальной  деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

Специфика научно-исследовательской  деятельности

Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя)  происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.

В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:

- навык самостоятельной исследовательской деятельности;

- навык работы с научно-познавательной литературой;

- инициатива и творчество;

- использование, расширение и углубление школьных знаний;

- навык совместной работы со специалистами;

- самоутверждение учащихся в данной предметной области и  т.д.

Выбор темы исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.

Темы исследований

Теоретические

Эмпирические

Ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках

Проведение собственных наблюдений и экспериментов

Основные  критерии  выбора темы:

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.

2. Тема  интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

 3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка  темы

Тема – это визитная карточка исследования.

Требования к формулировке темы:

1. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

 2. Тема должна быть понятна  не только учителю, но и  ученику.

 3. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, то есть процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.

Обоснование актуальности темы

Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит,  объяснить                                             необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного                                 познания.

Главные правила:

1. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.

2. Главную помощь при выборе оказывает  научный руководитель.

3. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема - некая  противоречивая  ситуация, требующая  разрешения).

4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.    

Определение гипотезы

Гипотеза (древнегреческое) - это «основание,  предположение».

В современной научной  практике   гипотеза определяется как научно обоснованное  предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно                           используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»;  «при условии,  что…».

Цель и задачи исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых  слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…;  объяснить; доказать; разработать…

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Классификация задач исследования

Степень сложности экспериментальных данных

Практические

Собственно исследовательские

Научные

Методы  исследования

Метод – это способ достижения цели  исследования

Методы  исследования

Теоретические

Эмпирические

Математические

Моделирование

Абстрагирование

Анализ и синтез

От простого к сложному

Наблюденип

Сравнение

Эксперимент

Тестирование

Интервьюирование

Статистические

Сетевое моделирование

Программирование

Визуализация

Виды  научно-исследовательских работ  учащихся  

  • Информационно-реферативные
  • Экспериментально-творческие
  • Натуралистические и описательные
  • Исследовательско-творческие
  • Проблемно – реферативные
  • Виды работ учащихся

Информационно - реферативные. Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы.

Проблемно – реферативные. Это творческие работы,  написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/.

Экспериментально – творческие. Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.  Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные. Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)

II. Проведение научного исследования

1. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы. В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации,  записывается нужный инвентарь для опытов и т.д. План  исследования поможет шаг за шагом позволяет  познать новые факты и закономерности.

Дата

Мероприятие

Оборудование

Ответственные

2. Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят, насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.

Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.

1. He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему творчески.

III. Оформление научно – исследовательской работы

Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный   этап                                                    создания  рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление                                                      результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике - это 30% успеха, а вот правильно оформить  работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.

Существуют общие правила не только к  оформлению текста исследовательской работы, но и  к срокам представления данной работы  в комиссию для изучения  материала (например, на конкурс).

IV. Защита результатов исследования

Основные формы представления результатов:

    - сообщение

    - полный текст учебного исследования

    - тезисы

    - научная статья (описание хода работы)

    - отчет

    - план исследования

    - устный доклад

    - стендовый доклад (оформление наглядного материала)

    - реферат проблемного характера

    - компьютерная программа

    - прибор с описанием его действия

    - видео- и аудиоматериалы.

Уровни представления работ: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные и др.

Заключение

Академик Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших  учеников». Современный учитель является важнейший фигурой в организации                                      педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества  к готовности к инновационной деятельности зависит                                            эффективность педагогической системы. Научно-исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.

Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя.  Поэтому решение проблемы находится  в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.

Таким образом, владение учителем  методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.

Список источников

1. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // «Народное образование». -  2003. -  №3. – С. 5-8.

2.  Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // «Народное образование». -  2000. -  №3. – С. 4-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. Проектная методика.

Статья о б использовании проектной методики на уроках английского языка. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не то...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...

Организация научно-исследовательской работы с учащимися

Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...