Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Саулова Анастасия Владимировна

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_organizatsii_nauchno.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации научно-исследовательской деятельности

на уроках истории и обществознания

Автор: учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия № 3» Вахитовского района г. Казани Саулова А. В.

Быстрая информатизация современного общества требует внедрение новых подходов в современную систему образования. Особенно это касается социально-гуманитарных наук, востребованность которых растет с каждым годом. Очень часто,  мне, как учителю истории и обществознания, приходится слышать от учеников (и не только) мнение,  что изучение истории бесполезно, зачем изучать то, что было в прошлом и т.д.,  а интерес к предмету обществознания сводиться исключительно к сдаче ЕГЭ. В данной ситуации бесполезно искать виноватых, необходимо искать выход. И главную роль здесь должен сыграть учитель,  ведь кто еще может зародить интерес к предмету. Да нам необходимо готовиться к ЕГЭ,  следовать определенным образовательным планам и стандартам, но результат будет практические нулевым, если ребенка не заинтересовать, а постоянную мотивацию сводить к обычным «ты должен, ты обязан».

ФГОС второго поколения также делает акцент на воспитание личной заинтересованности учеников в получении знания. Теперь он должен не просто получать информацию от учителя, он должен стать добытчиком этой информации, добытчиком своих знаний. Задача учителя помочь ребенку сформировать способности самостоятельно применять эти знания. Основным видом деятельность здесь является творческая деятельность ученика, где он становиться не объектом учебного процесса,  а его субъектом.

Раскрыть творческий потенциал ученика, на мой взгляд, помогает научно-исследовательская деятельность. Также она способствует развитию таких навыков как умение дискутировать, собирать и анализировать информацию, целесообразно пользоваться ей,  проводить эксперименты, выдвигать гипотезы и делать самостоятельные выводы об изучаемых процессах. В свою очередь, роль учителя здесь кардинально меняется. Он перестает быть источником информации и становится координаторам исследовательского процесса.

Можно ли подобную работу назвать легкой? Конечно, нет. Быть рулевым в данном виде деятельности очень сложно и трудности начинаются с самого начала, а именно встает вопрос: с чего начать? Начинать нужно с выбора темы. Тогда, назревает следующий вопрос: какую тему выбрать? Какая тема будет наиболее актуальна для исследования и будет ли она интересна ученикам, чтобы работать с ней? Важно помнить,  что тема должна быть интересна как учителю, так и ученику, тогда процесс работы очень быстро встанет на нужные рельсы. Тема должна быть актуальна для изучения. Показателем актуальности является наличие проблемы в изучаемой области, именно поэтому, необходимо уметь объяснять выбор темы в контексте общего процесса научного  познания. И самое главное,  исследование темы должно быть реализуемо в имеющихся условиях, т. е. ученик должен иметь доступ к ресурсам исследования, литературе и т. д.

 Скажем, проблематично будет изучать нотариальные акты кого-нибудь французского города эпохи средневековья,  вряд ли у школы будет возможность организовать поездку во Францию, где мы могли бы лично ознакомиться с источниками. Выбор темы по истории сам по себе имеет определенную сложность. Те темы,  которые ученик способен исследовать в рамках доступности материала уже изучены, особенно это касается таких глобальных тем как реформы Петра Великого, отмена крепостного права, Великая Отечественная Война и др. Работа при выборе данных тем может превратиться в обыкновенный реферат.  Здесь нужно отойти от широких вопросов и посмотреть на проблему более узко. Именно на этом этапе учитель должен помочь ребенку определить,  что в рамках изучения предложенной темы будет актуально  сегодня, найти проблему, которую будет необходимо решить в процессе исследования. Например, посмотреть на реформы Петра I под другим углом,  скажем, как они повлияли на какую-то конкретную сферу общественной жизни или региона. Нужно отметить,  что изучение родного края наиболее выигрышная тема. Мы часто сталкиваемся с тем,  что историю своего города или, например, района знают не очень хорошо. Так почему бы не обратить на это внимание. Всегда, даже в самых маленьких городках, найдется область для изучения, какая-нибудь историческая тайна прошлого или забытый исторический объект,  который ждет того, чтобы и о нем вспомнили юные исследователи. Проблем с реализацией темой в таком случае быть не должно. Отдельным важным моментом здесь выступят архивные источники по истории родного края. Ребенку,  конечно, доступ в архив получить сложно, но педагог может легко это сделать и проработать необходимую базу источников. В обществознании с выбором темы значительно проще. Общество постоянно меняется,  каждый раз появляется что-то новое в сфере общественных отношений и база для исследования просто огромна.

После того как педагог и ученик определились с выбором темы и ее актуальностью,  следуют подумать над формулировкой темы. Тема должна быть сформулирована лаконично, понятна ученику и отражать сосуществование в науке уже исследованного и еще неизвестного, т. е. процесс научного познания. Конечно, в конце работы формулировка темы может измениться.  

Далее начинается сам исследовательский процесс. В первую очередь, изучение темы нужно начать с ее историографии. Здесь опять необходима помощь учителя. Педагог должен подсказать, в каком направлении двигаться ребенку, чтобы он не потерялся в большом количестве монографий, газет, интернет-статьей. При работе  с историографией, следует разбить литературу на отдельные группы: по периодам исследовательских работ, монографические исследования, диссертационные, периодическая печать, интернет источники или биографии и т.п. В результате у ребенка сложиться более полная картина степени изученности проблемы в какой-либо конкретный период, а также он сможет определить насколько подходит та или иная работа для дальнейшего исследования, послужит ли она помощником в изучении темы.

После проработки историографического материала, необходимо обратить к источникам. Именно они и являются основой базой исследования. Источники также могут быть разнообразны: нормативные документы, мемуары, статистические данные, литературные источники, материальные, видео, аудио и т.п. То насколько проработана источниковая база исследования, показывает уровень степени изученности темы учеником.  

Следующим этапом работы является выдвижение гипотезы. На основе проработанного историографического или источниковедческого материала и вырабатывается гипотеза,  которую необходимо доказать в заключении своей исследовательской деятельности.

Немало важной частью работы является формулировка цели и задач работы. Цель – это конечный результат, который хотел бы добиться исследователь, задачи – выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень точно,  количество задач и их формулировка будет отражена в главах работы. Именно  главы работы и являются тем инструментом, которые и раскрывают конечный результат работы. Задач не должно быть больше глав или параграфов в исследование. В противном случае, вы просто не сможете их раскрыть и они повиснут в воздухе. Не стоит забывать и о методах изучения темы. Метод – это способ достижения цели исследования. Ученику зачастую очень сложно определиться с методами и здесь опять в роли рулевого выступает сам педагог. Именно учитель помогает ребенку определиться с методикой работы. Методы могут быть теоретические и эмпирические, в процессе исследования теория и опыт должны дополнять друг друга,  а не вытеснять или сосуществовать отдельно.

Также важно помнить,  что каждое положение или вывод обязательно должны быть обоснованы. Обоснование должно быть отражено в заключение параграфов или глав работ. Необходимо показать к какому выводу вы пришли. Заключение работы должно четко давать ответ на поставленные задачи в начале работы. Здесь не должно быть размытых формулировок.

И конечно, не стоит забывать об  оформлении. Зачастую,  если посмотреть на оформление многих школьных исследовательских работ, можно увидеть большое количество ошибок. К сожалению, внешнему виду работы не уделяют должного внимания,   а ведь это лицо исследования. Особенно страдает оформление списка литературы, ссылки в самой работе, оформление приложения и введение работы.

В введении работы необходимо указывать актуальность темы, степень изученности, источники, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза, методы и научная значимость работы. Именно введение и является печатным лицом исследования. Эксперты всегда обращают внимание на введение и заключение. Поэтому очень важно, чтобы они были составлены четко и лаконично, полностью отражали суть темы. По оформлению ссылок и списка литературы можно обратиться к госту,  которые опубликованы на просторах интернета.

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, которые занимаются вместе с детьми исследовательской деятельностью, рекомендует соблюдать следующие правила:

1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему творчески.

   Таким образом, владение учителем  методикой  организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является одним из важных элементов системы работы с учениками и хорошим способом заинтересовать детей спецификой своего предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка

Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка   ...

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения  научно-исследовательской работы школьников....

Доклад "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию"

Теоретическое описание методики и алгоритма научно-исследовательской деятельности учащихся; практический опыт их применения....

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. Проектная методика.

Статья о б использовании проектной методики на уроках английского языка. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не то...

Организация научно-исследовательской деятельности на уроках биологии

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

"Организация научно-исследовательской работы на уроках русского языка"

Статья содержит материал о том, как на уроках русского языка и литературы можно оргаризовать научно-исследовательскую работу....