практического занятия по предмету: «информатика», по теме: «Работа с графиками»
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка предназначена для студентов обучающихся по специальности "Лечебное дело". Она посвящена построению графиков по вычисленным значениям. В качестве графика строится нормальное распределение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_po_postroeniyu_grafikov.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по здравоохранению

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Фельдшерский колледж»

__________________________________________________________________

                                                                                                         

   

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________________________  Н.П. Белоконева

«___» _____________ 20_____ г.

Методическая разработка практического занятия по предмету: «информатика»

по теме: «Работа с графиками».

для специальности: Лечебное дело

Общеобразовательное ЦМК

Разработан: Тиллабаевым А.В.

Санкт-Петербург

2014 год


Одобрена на заседании ЦМК

протокол №   ________о т ________

Председатель_________________             /               /

Рецензенты :_________________             /               /

________________             /               /

_________________             /               /


1. Место проведения занятия, оснащение

Занятие проводится в кабинете Информатика № 26.

Оснащение:

- Оснащение:

Методическое:

  1. Разработка
  2. Рабочая программа

Материальное:

  1. Компьютер
  2. мультимедийный проектор
  3. Доска, маркер

2. Продолжительность изучения темы

Продолжительность данного занятия:         2        ак.часа

3. Актуальность темы

В связи с развитием техники и компьютеризации рабочих мест системы здравоохранения, медицинскому персоналу необходимо быть уверенным пользователем компьютера для выполнения своих служебных задач. Один из распространенных инструментов для обработки теоретических и практических данных, а так же для оформления и наглядной демонстрации результатов обработки явятся программа MS Excel. Данная программа является компонентом пакета MS Office и не только позволяет провести расчеты, обработать и оформить результат, но и является наиболее распространенной во всем мире для этих целей.

Где бы ни работал  выпускник, знание и умение работать с MS Excel  ему будет необходимо.

Понимание методов статистического анализа является  одной из основ аналитического мышления фельдшера с целью выработки подходов к профессиональной деятельности, а понимание их при изучении общественного здоровья и здравоохранения позволяет это мышление формировать с целью анализа деятельности среднего медицинского работника и учреждений здравоохранения как на разных уровнях.

В связи с вышесказанным будущий медицинский работник должен овладеть навыками работы в программе MS Excel. Такой инструмент как построитель диаграмм позволяет не только красиво оформить полученные результаты, а так же обеспечивает  их наглядность.

Кроме обработки, получения, и оформления результатов студент должен уметь проанализировать получение результаты и составить свои выводы по ним. Данный вид работы способствует формированию общих компетенций студентов:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

В данной разработке показана методика использования контрольно-оценочных средств в форме Наблюдение за выполнением заданий.

4. Цели занятия

Форма организации учебного процесса – выполнение задания по алгоритму. Время проведения – 90 минут.

Цели урока:

Научить студентов строить диаграммы в Exsel и обучить элементам анализа данных с использованием статистических методов.

Задачи урока:

Учебная –  Научить студента использовать возможности табличного процессора в области построения диаграмм, научить студента создавать диаграммы по данным таблиц Excel, отредактировать диаграмму, напомнить о методике копирования диаграмм и таблиц из Excel в Word, продемонстрировать методы анализа полученных результатов с точки зрения статистики.

Развивающая – Занятие должно способствовать формированию логического и клинического мышления, умения обобщать материал на основании внутрипредметных и межпредметных связей, производить анализ полученной информации, стимулировать активную познавательную деятельность, стремление самостоятельно расширять профессиональные знания.

Воспитательная – Формирование интереса к практической деятельности.

способствовать формированию профессиональныхи общих компетенции

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

В ходе освоения дисциплины обучающийся должен  знать:

возможности табличного процессора в области построения диаграмм

элементы диаграммы

уметь:

создавать диаграммы по данным таблиц Excel

отредактировать и вывести на печать диаграмму

5. Мотивация

Знания и умения, приобретенные на занятии, необходимы при изучении других   общеообразовательных, общемедицинских и специальных дисциплин


6. Ход занятия

Этап занятия

Время действия (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Цель

деятельности

Методическое

обеспечение

1. Организационый момент. Ознакомление с планом занятия

2

Преподаватель проверяет присутствующих на занятиях студентов, проверяет их внешний вид,

Студенты удостоверяются в готовности к занятию.

Подготовить студентов к восприятию задания

2. Постановка задачи

3

объявляет и обосновывает тему, раскрывает ее значение в будущей профессии, ставит цель и задачи по ее изучению и овладению практическими навыками, сообщает план занятия.

Слушают и осознают поставленную задачу

Объяснить студентам цель и задачу урока.

3. Обобщение изученного материала.

5

предлагается ответить студентам на вопросы

Отвечают на поставленные вопросы.

Выявить уровень подготовки студентов

приложение 2, 3

4. Изложение нового материала

20

Преподаватель рассказывает о принципах работы с построителем диаграмм, о методах анализа данных с использованием статистических методов.

Далее преподаватель демонстрирует технику построения диаграмм, рассказывает о способе применения элементов статистики для анализа полученных результатов

Разбираются возможные осложнения при выполнении  построении диаграмм.

Студенты смотрят, слушают, записывают, отвечают на вопросы задаваемые преподавателем

Выявить наиболее трудные моменты в предстоящей работе и дать по ним пояснения.

приложение 4

5. Самостоятельная работа студентов

50

Далее преподаватель предлагает студентам перейти к самостоятельной работе: преподаватель контролирует и корректирует действия студентов

Самостоятельная работа студентов: Студенты подготавливают рабочее место, работают в соответствии с алгоритмом.

Формирование ОК 2, ОК4, ОК8

Приложение 1

6. Заключительный.

10

Оценка деятельности студентов.

На основании активности учащихся на занятии и итогов выполненного задания преподаватель объявляет оценки студентам.

Задание на дом

Задание на дом: выполнить задание, предложенное в карте самоподготовки

Заключение

Преподаватель подводит итоги занятия


7. Задания для самоподготовки

Какие вы знаете простейшие базы данных

Какие приложения для работы с базами данных вы знаете?

Зачем необходимы базы данных

Какие возможности дает MS Access


Приложение 1.

Задание на занятие

  1. Включите компьютер
  2. Запустите программу MS Excel
  3. Откройте файлы 2008 и 2009, которые находятся в D:\Лабораторные\Excel
  4. На основании данных о результатах Комплексного экзамен по общественным дисциплинам для выпускных групп 2008 и 2009, представленных в файлах 2008 и 2009, постройте и оформите следующие таблицы (для каждого года):

рис 1.

  1. При построении таблиц обратите не следующее:
  1. В первом столбце расположены возможные оценки (V). Этот столбец содержит варианты – отдельное числовое выражение изучаемого признака.
  2. Во втором столбце расположены количество оценок (p). Это частота (“вес”) варианты, число ее повторений в вариационном ряду. При нахождении количества оценок используйте функцию СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий). В параметр диапазон необходимо указать оценки всех студентов из одной группы, а в критерий указать оценку, которую ищут (пример нахождения количества оценок см. рис 1.).
  3. В третьем столбце находите произведение варианта на частоту
  4. Теперь необходимо найти средний балл (М), по формуле:
    М=СУММ(V*p)/СУММ(p)
  5. В четвертом столбце вычисляется отклонение от среднего (d) по формуле:
    d=V-M, для быстроты вычислений рекомендуется использовать абсолютную ссылку для среднего (напоминание: абсолютна ссылка на ячейку происходит при использовании символа $)
  6. В пятом столбце вычисляют квадратичное отклонение (d2)
  7. В шестом найдите произведение квадратичного отклонения на частоту
  8. По результатам шестого столбца найдите σ(сигма) – среднеквадратичное отклонение, по формуле:
    σ =СУММ(d
    2*p)/СУММ(p)
  1. По полученным результатам постройте график распределения оценок. Для каждого года.
  1. В построителе диаграмм выберете точечный график
  2. Перейдите во вкладку ряд на втором шаге построения графика. У вас в графике должно быть два ряда! В первом ряду задайте имя 2008, в значения X введите варианты (V), а в значения Y частоты (р) из таблицы для 2008 года. Во втором ряду задайте имя 2009, а в значения X и Y возьмите соответствующие из таблицы 2009 года.
  3. Достройте и оформите диаграмму (примерный результат см. Рис 2.)
  1. Скопируйте таблицы и график в Word.
  2. Напишите свои выводы по тем результатам, которые вы получили

Приложение 2

Вопросы для активизации исходных знаний:

  1. Какие возможности дает Excel при осуществлении вычислений?
  2. В чем преимущество использование ссылок при осуществлении вычислений в Excel?
  3. Как организовывать  ссылки?
  4. Что такое абсолютная ссылка?
  5. Как происходит создание абсолютной ссылки?
  6. Как происходит работа с формулами?
  7. Какие возможности дает Excel для оформления данных
  8. Как происходит оформление данных?
  9. Какие возможности дает MS Office по передачи данных между его пакетами?
  10. Как организовать копирование данных между пакетами MS Office

Приложение 3

Примерный эталон ответов для активизации исходных знаний:

  1. Excel дает возможность достаточно быстро и просто производить обработку больших массивов данных.
  2. При использовании ссылок можно использовать ранее полученные результаты, а так же это упрощает работы при вычислении одинаковых формул, поскольку вносит элемент автоматизации.
  3. Для организации ссылки достаточно в выражении указать номер ячейки, это можно сделять щелкнув мышкой по нужной ячейки, или просто набрать ее номер в формуле.
  4. Абсолютная ссылка указывает всегда только на одну ячейку, и не изменятся при «растягивании» формулы.
  5. При создании абсолютной ссылки используют символ «$», который ставится в номере ячейки.
  6. Формула начинается со знака «=», идут значения, ссылки на ячейки, функции разделенные арифметическими знаками. Готовую формулу можно скопировать в другие ячейки, при этом если использовали ссылки, то они автоматически будут использовать другие данные.
  7. Он позволяет оформляя данные в виде таблиц
  8. Выделяются необходимые ячейки, а затем используя кнопки на панели инструментов и задается соответствующие границы, заливка.
  9. MS Office позволят свободно и легко перемещать любую информацию между его пакетами.
  10. В начале выделятся необходимая информация, затем она копируется, после чего переходят в нужный документ и вставляют ее туда.

Приложение 4

Краткий опорный конспект

Человек при выполнении любых действий все время обрабатывает какие либо данные.

Иногда, а последнее время очень часто, большое количество данных, приходится обрабатывать и в медицине. В связи с тем, что приходится работать с большим количеством информации, то для повышения эффективности работы используют средства вычислительной техники. Как вы знаете, одной из известных программ является Excel. Но данные не только нужно обработать, но представить наглядный результат обработки, а так же провести анализ полученных результатов. В настоящее время в работе медика, особенно в работе медика-исследователя, особое значение нужно уделять статистическим метода исследования и анализа информации.

Для наглядности преставления информации, в Excel, можно использовать мастер построения диаграмм. Для построения диаграммы необходимо сделать следующие: выделить нужные значения, в верхнем меню во вкладке вставка выбрать команду диаграмма…,  в появившемся окне выбрать нужный тип графика и  нажать кнопку далее, просмотреть правильность данных или ввести данные (если они были не выделены) и нажать кнопку далее, следующие шаги служат для оформления диаграммы и ее размещения.

Для анализа результата можно воспользоваться различными методами, например нормальным распределением.

Нормальное распределение позволят найти взвешенную средную величину вариационного ряда. Основное отличие взвешенного среднего от обычно, в том что представляет собой диапазон. Так же этот метод руководствуется правилом «трех сигм»: в интервале М±3σ находится 99,7% всех вариант ряда, в интервале М±2σ — 95,5% и в интервале М±1σ — 68,3% вариант ряда, где сигма это среднее отклонение. В прочем само взвешенное среднее является следствием этого правила, так как его величина равна М±1σ, где М – средняя величина.


Оценочный лист

ФИО

Внешний вид

Активность

Выполнение практической работы

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкционная карта для проведения практического занятия по предмету "Организация обслуживания потребителей"

В данной инструкционной карте описывается пошагово практическое занятие для групп "Официант, бармен" по теме "Встреча гостей. Прием и оформление заказа"...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и внеклассной работе по направлению «Туризм и краеведение»

Методические рекомендации по определению сторон света по часам , времени по компасу, а также примеры контрольно-измерительных материалов для проверки ЗУН, а также для использования при проведении меро...

Практический урок информатики по теме "Работа с объектами в графичкском редакторе Paint"

Представлено несколько упражнений для учеников в графическом редакторе. Выполнив их, учащиеся хорошо усвоят данную тему, так как в упражнениях поэтапно расписаны все действия в графическом редакторе....

Практический урок информатики по теме "Работа с объектами в графическом редакторе Paint"

Представлено несколько упражнений для учеников в графическом редакторе. Выполнив их, учащиеся хорошо освоят эту тему, так как в описании упражнений поэтапно расписаны все действия в графическом ...

Практический урок по информатике по теме "Работа с рисункаим и схемами. Размещение рисунка."

Данный материал позволит учащимся развить навыки работы в векторном графическом редакторе. Поможет понять поэтапное построение офрмления документа. Научит размещать объекты в  текстовом доку...

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Информатика» для студентов СПО 1 курса.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с содержанием образования в области информатики, применения информационных технологий, учебной программы «Информатика».Пособие охватыв...

Конспект учебного занятия по предмету "Природоведение" по теме "Практическая работа. Полезные ископаемые", 5 класс.

Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства. Использование человеком. Цель урока: сформировать у учащихся знания о полезных ископаемых....