Общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства. "Музыкальный инструмент(фортепиано)".
рабочая программа по теме

Cкребец Нелли Валерьевна

 Программа учебного предмета "Музыкальный инструмент (фортепиано)" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической  деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств", направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом большого педагогического опыта работы в ДШИ. Программа расчитана на 4-летний срок обучения. Возраст учащихся 7-12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fortepiano.doc230.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Максатихинская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

по учебному предмету

 «Музыкальный инструмент»

 ФОРТЕПИАНО

 

для учащихся 1 – 4 классов

музыкальных отделений Детских школ искусств

(возраст учащихся 7-12 лет)

                                             Разработчик: Скребец Нелли Валерьевна,                              

                                             преподаватель высшей категории по классу фортепиано.                        

п. Максатиха 2014

           

                                                                     Содержание

№ п.п.

Название раздела

1.

Пояснительная записка

2.

Цели и задачи учебного предмета

3.

Содержание учебного предмета

4.

 Объём учебного времени по предмету

5.

 Учебный план по предмету

6.

Годовые требования

7.

Контроль и учёт успеваемости

8.

Требования к уровню подготовки учащихся

9.

Требования к условиям реализации программы

10.

Список  учебной литературы

11.

Список методической литературы


1. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

Предлагаемая программа рассчитана на 4-летний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы 7-12 лет.

Данная программа направлена на приближение обучения игре на фортепиано к запросам учащихся и их родителей: овладение музыкальным инструментом с целью применить свои знания после окончания музыкальной школы, культурное и творческое развитие ребёнка.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме (специальность).  

Неотъемлемой частью музыкального развития учащихся является работа над ансамблевыми произведениями. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в ДШИ. С фортепианного ансамбля начинается обучение искусству совместной игры, что в дальнейшем поможет ученику стать участником   инструментального  ансамбля. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в  занятиях  музыкой.

Фортепиано – это солирующий и аккомпанирующий инструмент, поэтому пользуется большой популярностью и любовью у детей и взрослых.  Рояль обладает удивительно многообразными звуковыми возможностями и большой палитрой ярких звуковых красок.    

Пианисты - солисты учатся посредством музыкальных звуков выражать свои чувства и  рисовать музыкальные художественные образы. Разнообразный фортепианный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую. Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося. Педагог должен подбирать в репертуар ученика разнообразные пьесы, чтобы ребенок мог познакомиться с произведениями композиторов-классиков, а также пьесами современных авторов. Упражнения и  этюды надо подбирать на различные виды техники, с целью наиболее эффективного развития пианистических навыков.  Приобретение и закрепление навыков должно проходить с учётом индивидуальных способностей учащегося. Каждая педагогическая задача ставится в доступных для ученика упражнениях и пьесах. Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, музыкальная память) является задачей первостепенной.

 Учитывая большую загруженность детей, как в школе, так и дополнительными занятиями в ДШИ, а также иностранными языками, спортом и другими предметами, нужно находить такие формы работы с учащимися, которые направят на то, чтобы уроки проходили с максимальной самоотдачей, в хорошем темпе, в доброжелательной творческой обстановке.

Но в то же время не нужно загружать ученика большим количеством заданий и в работе учитывать музыкальные способности и возможности учащегося.

Для учащихся со слабыми музыкальными данными нужно подбирать более простой музыкальный материал, возможно исполнение произведений на класс ниже.

Для учащихся, обладающих хорошими музыкальными данными и быстро продвигающихся по программе, можно давать произведения из следующего класса.

В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершённости изучения произведений: одни готовятся для публичного выступления наизусть, другие играются по нотам, некоторые пьесы разбирают в порядке ознакомления.

Продвижение ученика зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.

 Основным в данной программе является техническое развитие и изучение произведений классического репертуара.

 Помимо технического развития, обязательно изучение произведений полифонического склада или пьес с элементами полифонии, знакомство с крупной формой (сонатины, вариации).

Нужно также сочетать изучение сложных классических произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приёмы и исполнительские задачи, с разучиванием лёгких переложений популярной музыки, детских песен в ансамблевом исполнении с педагогом, джазовой музыки, русских народных песен и романсов. С этой целью можно использовать готовые нотные издания или эти переложения может написать сам преподаватель, при этом важно, чтобы они были пианистически удобными.

 Изучение популярной классической и эстрадной музыки повышает мотивацию обучения в ДШИ, вызывает интерес к сценическим публичным выступлениям, приближает обучение игре на инструменте к запросам учащихся и родителей.

Необходимо развивать навык чтения с листа. Заниматься этим постоянно и целенаправленно, используя  для этого время в конце урока.

В репертуар нужно включать произведения для ансамблевой игры с первых уроков обучения, так как это развивает умение слышать и слушать игру вдвоём, играть более интересные по звучанию пьесы.

Развитие творческих способностей включает:  подбор по слуху, досочинение мелодии, сочинение песенки по предложенным стихам, подбор к заданной мелодии аккомпанемента, знание различных фактурных вариантов аккомпанемента: октавные ходы, короткие арпеджио, альбертиевы басы, в характере польки, вальса и марша.

В результате комплексного музыкального воспитания выпускник  умеет делать то, что пригодится ему после окончания школы. Он имеет репертуар для исполнения, сможет самостоятельно разобрать и выучить новые произведения, играть популярную музыку и песни в кругу семьи и  друзей, участвовать в художественной самодеятельности.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы на экзамене.    

Срок реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» 4 года.  Продолжительность учебных занятий с первого по четвёртый годы обучения составляет 34(35) недель в год.

2. Цели и задачи учебного предмета

Цели:

  • обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося,
  • овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве,
  • формирование практических умений и навыков игры на фортепиано,
  • формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области  
  • музыкального искусства.                                     

Задачи:   

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных   знаний, умений и навыков игры на фортепиано.                 

        

                                                               Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

3. Содержание учебного предмета

 

Название темы

Содержание учебного материала

Работа над полифоническими произведениями

Изучение полифонических произведений, знакомство с образцами  старинной клавирной музыки. Развитие слуха и полифонического мышления ученика. Его умение ориентироваться в многоголосной фактуре. Владение многообразным туше звука.

Работа над произведениями крупной формы

Изучение произведений крупной формы (Сонатины, Сонаты, Рондо, Вариации). Воспитание внимания ученика к качеству звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения. Навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато, разнообразного фортепианного туше, способов решения стилистических и исполнительских задач.  

Работа над этюдами

Владение различными видами техники исполнения на фортепиано: мелкая, крупная, аккордовая, октавная и т.д. техника. Умение использовать художественно оправданные технические приемы.

Работа над произведениями малой формы.

Работа над пьесами разного характера -  кантиленой, виртуозными и образными произведениями. Использование всех видов техники, различных видов фортепианного туше.   Развитие творческих способностей, фантазии. Воплощение художественного замысла автора.

Чтение с листа

Уметь быстро ориентироваться в тексте для цельного охвата всего музыкального произведения.  Грамотно прочитать нотный текст. Умение правильно донести характер и содержание музыкального произведения, видеть текст на 1-2 такта вперед.

Самостоятельная работа учащихся

Выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), выступление на концертах в общеобразовательной школе.

Участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения в течение всего периода обучения

                                       4. Объём учебного времени по предмету

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет 544(560) часов или 34(35) учебных недель.Из них: 272(280) часов – аудиторные занятия,  272(280) часов – самостоятельная работа.

Вид учебной работы,

нагрузки,  аттестации

Затраты учебного времени

Всего

часов

Годы обучения

1-ый год

2-ой год

3-ий год

4-ый год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

18(19)

16

18(19)

16

18(19)

16

18(19)

Аудиторные занятия

32

36(38)

32

36(38)

32

36(38)

32

36(38)

272(280)

Самостоятельная работа

32

36(38)

32

36(38)

32

36(38)

32

36(38)

272(280)

Максимальная учебная нагрузка

64

72(76)

64

72(76)

64

72(76)

64

72(76)

544(560)

5. Учебный план по предмету 

№ п/п

Наименование предмета

Количество учебных часов в неделю

Аттестация

класс

1

2

3

4

1.

 

Музыкальный инструмент

 (фортепиано)

2

2

2

2

1-3 кл промежуточная аттестация в конце каждой четверти;

2-ое полугодие 4 кл. -итоговая аттестация    

                                                       

                                                 6. Годовые требования

Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)»  рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учитывается принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.  Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» соответствует направленности  общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.    

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей,  интересов учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано вместе с педагогом или другим учеником.  

                                                  

                                                   Первый год обучения  

 

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами  non  legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.  

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из сборников для первого года обучения игре на фортепиано: «В музыку с радостью» О. Геталовой, И.Визной;  «Волшебный мир фортепиано» М.Глушенко; «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич)

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.

Гаммы  До, Соль, Ре мажор, ля минор отдельно каждой рукой в одну-две октавы.

Аккорды – тоническое трезвучие с обращениями, хроматическая гамма – отдельно каждой рукой в одну-две октавы.

За  год учащийся выступает на классных и академических концертах.  Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений  выставляются педагогом  в дневник, классный журнал и  ведомость зачётов.

Примерные репертуарные списки

                                                          1 класс

Этюды

-Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих.

- Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук, работа над

            туше на начальной стадии обучения игры на фортепиано  (игровые упражнения).

-  Милич Б. Фортепиано. 1 класс (по выбору).

- Николаев А. Школа игры на фортепиано (по выбору).

- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1. Этюды №№ 1-7, 9

- Шитте Л. 25 маленьких этюдов  оp.108: №№ 1-15.

                    25 лёгких этюдов  оp. 160: №№ 1-20.

-  Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:

                                                    Этюды  №№ 2, 6, 7, 10-13, 16, 18, 21.

 -  Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1: №№ 1-16.

 -  Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 16-21.

Пьесы

- Александров А. Новогодняя полька.

- Благой Д. Шуточка.

- Весняк Ю. Скакалка.

- Виноградов Ю.  Танец медвежат.

- Гедике А. Пьесы: Заинька, Танец, Плясовая, Полька.

- Гречанинов А. Детский альбом: В разлуке, Маленькая сказка, Скучный рассказ.

- Иордан И. Охота за бабочкой.

- Кабалевский Д. Избранные пьесы: Ёжик, Полька, Ночью на реке, Частушка.

- Кореневская И. Дождик.

- Майкапар С. Бирюльки: Пастушок, В садике, Дождик, Мотылёк, Вальс.

 - Роули А. В стране Гномов.

- Рыбицкий Ф. Кот и мышь.

- Сумелиди А. «Малышатник», «Басовые картинки» (по выбору).

- Торопова Н. «Музыкальные зарисовки»: Баба-яга, Песня, Биф, Жук, Прогулка,                                                                          

Мурка танцует.

- Джаз для детей вып.1. Сост. С.Барсукова (по выбору).

- Шмитц М. Джазовые пьесы (по выбору).

Полифонические произведения

- Бах И.Б. Нотная тетрадь А.М.Бах:  Волынка, Менуэт ре минор

- Контрданс. Старинный танец.

- Кригер И. Менуэт ля минор.

- Леденёв Р. Маленький канон.

-Моцарт В. Менуэт Фа мажор, Менуэт Си-бемоль мажор  

- Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре ре минор

- «На горе, горе» укр.н.песня.

- «На речушке на Дунае» р.н.песня.

- Нефе К. Старинный танец

- Сперонтес С. Менуэт.

- Телеман Г. Гавот.

-Тюрк Д. Ариозо.

Произведения крупной формы:

- Беркович И. Вариации на тему р.н. песни «Во саду ли, в огороде»

 - Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 №1, № 4;

                  Сонатина (в старинном стиле) соч.1 №2.

- Вильтон К. Сонатина.

- Гайдн Й. Анданте.

- Назарова Т. Вариации  на  тему  рус.нар. песни «Пойду ль я, выйду ль я».

- Потоловский Н. Песенка с вариациями.

- Рейнеке К. Соч.136. Аллегро модерато,

                      Соч.12.Андантино из сонатины  Соль мажор,

                      Соч.127. Сонатина Соль  мажор, ч.2.

- Сонатины и вариации 1-2 класс вып.1, вып.2 Сост. С.Барсукова.

- Тюрк Д. Сонатина.

- Школа  игры на фортепиано. Под.ред. А.Николаева – по выбору

- Штейбельт Д. Адажио, Сонатина До мажор,ч.1.

- Щуровский Ю. Вариации на тему чешской песни.

-  Юный  пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору

Ансамбли:

- Азбука игры на фортепиано. Сост. С.Барсукова.

- Бетховен Л. Сурок.

- Вивальди А. Финал из Маленькой симфонии №1.

- Геталова О. «Весёлый слонёнок». Фортепианные ансамбли.

-Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»

- Моцарт В. Отрывок из 1 части симфонии № 40.

- Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. Ч.1.  

- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано: Хорошее настроение, Танец утят.

- Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли для самых маленьких и постарше.

-Тушинок О. «Забавное музицирование». Ансамбли для фортепиано в 4 руки.

- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ вып.1. Сост.Е.Лепина.

       

Примерные исполнительские программы

 2 варианта на выбор

    I полугодие

 I полугодие

 II полугодие

 II полугодие

1 класс

1.  Ю.Весняк «Скакалка»

2. Укр.н.п. « Ой, ты дивчина»

1. И.Филипп «Колыбельная»

2.Д.Кабалевский

«Ёжик»

1. Л.Шитте.

Этюд соль мажор (соч.160 №15)

2.Н.Кореневская

«Дождик»

1. Контрданс-старинный танец  обр.С.Ляховицкой

2.Ю.Виноградов

«Танец медвежат»

                                                     

                                                          Второй год обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

За год учащийся изучает:

2-3 этюда,

3-4 разнохарактерные пьесы,

1-2 произведения полифонического стиля или элементами полифонии,

1 произведение крупной формы,

1-2 ансамбля,

гаммы До, Соль, Ре, Ля мажор, ля, ми, ре минор двумя руками в 2 октавы. Аккорды, хроматическая гаммы  к ним двумя руками в две октавы.

                                  Примерные репертуарные списки

Этюды

- Беренс Г. Этюд соч.70 №50

- Гедике А. 40 мелодических этюдов: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24.

- Кабалевский Д. Этюд «Маленькая арфистка»

 - Лекуппэ Ф. Этюды соч.17 №6, соч.24 №3

- Лемуан А. соч.37. Этюды №№ 1, 2, 6, 7, 10.

- Фортепианная техника в удовольствие» 2 класс. Сост. О.Катаргина

- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1.

                  Этюды №№ 10-16, 18, 20, 21, 23-29, 40, 44.

-  Шитте Л. 25 маленьких этюдов  оp.108 (по выбору).

                    25 лёгких этюдов  оp. 160: №№ 21-25.

- Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1 ( с №17 по выбору).

- Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 22-35.

- Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:

                                                 Этюды №№ 22, 25, 26, 28,30, 31, 35, 39, 45, 49.

- Этюды для фортепиано на разные виды техники. 2 класс. Сост. Р.Гиндин, М.Карафинка.

Пьесы

 - Альперин Л. Петрушка.

 - Беркович И. Танец куклы.

 - Бетховен Л.Экосезы: Ми-бемоль  мажор, Соль  мажор

 - Весняк Ю. Полька.

 - Вольфензон С. Капель.

 - Геворкян Ю. Обидели.

 - Гедике А. Альбом пьес: В лесу ночью

 - Гречанинов А. Соч.98.Детский  альбом  (пьесы  по  выбору).

                             Соч.123. Бусинки  (по  выбору)

 -  Жилинский А. Мышки.

 - Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Марш, Колыбельная, Полька.

- Иордан И. Охота за бабочкой.

 - Кабалевский Д. Избранные пьесы: Клоуны, Вроде вальса, Печальная история,

                                                               Вальс ре минор.

 - Коровицын В. Детский альбом (по выбору)

 - Любарский Н. Плясовая.

 - Майкапар С. «Бирюльки»: Маленький командир, Мимолётное видение, Мотылёк.

                          «Миниатюры»: Раздумье, Вальс

 - Накада Е. Танец дикарей.

 - Парцхаладзе М. Хоровод.

 - Петерсен Р. Марш гусей.

 - Слонов  Ю.Пьесы  для  детей: Скерцино, Светланина  полька, Утренняя  прогулка

  - Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетр.3. Джазовые миниатюры и   песни.

 - Торопова Н. «Музыкальные зарисовки».

 - Флярковский А. Пони.

 - Хачатурян А. Скакалка.

- Цильхер П. У гномов.

- Чайковский П. «Детский альбом»: Старинная французская песенка, Болезнь куклы,

       - Школа игры  на  фортепиано. 2 год обучения.

                                   Сост..Кувшинников и М.Соколов (по выбору).

 - Шостакович Д. Шарманка.

 - Шуман Р. Альбом для юношества:  Марш, Мелодия, Первая утрата.

 - Щуровский Ю. Вальс- шутка.

Полифонические произведения

- Ах ты зимушка-зима р.н.песня.

- Бах С.И. Нотная тетрадь А.М.Бах: Волынка, Менуэт ре минор, Ария ре минор,

                                                                Полонез соль минор.

- Балаев Г. Каноны для фортепиано в 4 руки.

- Беркович И. Украинская песня.

- Гайдн Й. Менуэт Соль мажор

- Гендель Г. Две сарабанды:Фа мажор,ре минор,Менуэт.  

- Каттинг Ф. Куранта.

- Кларк Ж. Марш.

- Корелли  А. Сарабанда.

- Кригер И. Менуэт ля минор.

- Моцарт В. Менуэт Фа мажор, Ария Ми-бемоль мажор.

- Павлюченко В. Фугетта.

- Пирумов А. Маленькая инвенция.

- Пёрселл Г. Прелюдия.
    - Щуровский Ю.  Канон

 Произведения крупной формы:

- Беркович И. Вариации на тему р.н.песни «Коровушка» в 4 руки.

- Беркович И. Сонатина  Домажор, Соль мажор.

- Бетховен Л. Романс из сонатины Соль мажор в 4 руки. Обр. Е.Стрельбицкой.

- Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 № 3.

- Диабелли А. Аллегретто.

- Клементи М. Сонатина До мажор.

- Литкова И. Вариации на тему белорусской нар.песни «Савка и Гришкасделали дуду».

- Любарский  Н. Вариации  на  тему русской  народной  песни (соль  минор).

- Моцарт  В. Вариации  на  тему  из  оперы «Волшебная  флейта».

- Моцарт В. Анданте Ми-бемоль мажор, Аллегро  Си-бемоль мажор.

- Назарова-Метнер Т. «Зайчик ты, зайчик» (на тему русской народной песни).

- Сонатины и вариации 1-2 класс вып.1, вып.2. Сост. С.Барсукова (по выбору).

- Хаслингер Т. Сонатина  До мажор.

- Штейбельт Д. Адажио. Сонатина  До мажор.

Ансамбли

- Бетховен Л. Марш из музыке к пьесе « Афинские развалины».

- Бизе Ж. Хор мальчишек из оперы «Кармен».

 - Вангаль Я. 2 пьесы.

 - Глинка М. Полька.

 - Когда не хватает техники ред. Е.Медведовского.              

 - Соловьёв-Седой В.  Подмосковные вечера.

 - Спадавеккиа А. Добрый жук.

 - Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли.

 - Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ. Сост. Е.Лепина.

 - Чайковский П. Танец маленьких лебедей. Переложение В.Малинникова.

                                Вальс из балета «Спящая красавица».

 - Хрестоматия  педагогического  репертуара  для фортепиано. Вып.1

          I-IIкл ДМШ. Сост.  и  ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян (по выбору).

- Школа  игры  на  фортепиано. Ред. А.Николаева – по выбору

- Юный пианист. Вып.1 Сост.  и  ред. Л.Ройзмана  и  В.Натансона (по выбору).

                                  Примерные исполнительские программы     

 

2 варианта на выбор

I полугодие

I полугодие

II полугодие

II  полугодие

    2 класс

1. К. Лешгорн Этюд фа мажор

2.А.Гедике

«В лесу ночью»

1.Л.Моцарт

Менуэт ре минор

2. Л.Бетховен. Марш (ансамбль)

1.  И.Иордан «Охота за бабочкой»

2.И.Бах «Волынка»

1.Д.Штейбельт

Сонатина до мажор

2.Л. Шитте Этюд до мажор

(соч. 108 №21)

Третий год обучения

В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения.

Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

За год учащийся должен освоить:

3-4 этюда,

3-4 разнохарактерные пьесы,

1-2 полифонических произведения,

1 произведение крупной формы,

1-2 ансамбля,

гаммы Ля, Ми мажор, ля, ре, ми, соль минор, аккорды, арпеджио, хроматической гаммы к ним двумя руками в 2 октавы.

Примерные репертуарные списки

   

Этюды

- Беренс Г. Этюд соч.70 №50

- Гедике А. 40 мелодических этюдов: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24.

- Кабалевский Д. Этюд «Маленькая арфистка»

- Лекуппэ Ф. Этюды соч.17 №6, соч.24 №3

- Лемуан А. соч.37. Этюды №№ 1, 2, 6, 7, 10.

- Фортепианная техника в удовольствие 3 класс .Сост. О.Катаргина

- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1.

                                                      Этюды №№ 10-16, 18, 20, 21, 23-29, 40, 44.

-  Шитте Л. 25 маленьких этюдов  оp.108 (по выбору).

                    25 лёгких этюдов  оp. 160: №№ 21-25.

 -  Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1 (с №17 по выбору).

 -  Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 22-35.

 -  Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:

                                                 Этюды с № 49 (по выбору).

 - Этюды для фортепиано на разные виды техники. 3 класс.                                          

                                                                Сост. Р.Гиндин, М.Карафинка.

 

 Пьесы

- Беркович И.12 пьес для фортепиано на  тему  народной мелодии: Токкатина.

- Вольфензон С. Пятнашки.

- Гайдн И. Две  пьесы: Фа  мажор, ми-бемоль  мажор

                  Двенадцать легких пьес: Ми-бемоль  мажор

- Гедике А. Избранные пьесы (по выбору).

- Глинка М. Полька

- Гнесина Е. Пьесы-картины: №4 С  прыгалкой

- Гречанинов А Соч.123.Бусинки (по выбору)

- Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Мчат по небу облака, Снежный вальс.

- Кабалевский  Д. Медленный вальс, Токкатина.

- Коровицын В. Детский альбом (по выбору).

- Косенко В.  Соч.15. 24  детских  пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пастораль.

- Майкапар С. Соч.23. Миниатюры: Тарантелла,  Маленькая сказка, Жалоба.

                         Соч.28. Бирюльки: Тревожная  минута, Эхо  в  горах, Весною.

- Свиридов Г. Перед сном, Парень с гармошкой, Упрямец.

- Селиванов В. Шуточка

- Франк Ц. Жалоба  куклы, Осенняя  песенка

- Хачатурян А. Андантино, Вечерняя сказка.

- Чайковский  П. Соч.39. Детский альбом: Марш  деревянных  солдатиков, Новая  кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая  песенка, Полька.

- Хрестоматия педагогического репертуара  для фортепиано. Вып.1 III-IVкл. ДМШ

                                                     Сост. и ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян.

- Шостакович  Д. Танцы  кукол: Шарманка, Гавот, Танец

- Шуберт Ф. Экосез  Соль мажор, Менуэт

- Шуман  Р. Соч.68.Альбом  для  юношества: Сицилийская песенка, Веселый  крестьянин, Смелый наездник.

Полифонические произведения

 - Александров Ан. Пять легких  пьес: Кума

 - Арман А. Фугетта До мажор

 - Бах И.С. Ария  соль  минор

 - Бах И.С. Нотная  тетрадь  Анны  Магдалены  Бах: Менуэт №3  до минор,

           Менуэт №12  Соль  мажор, Марш №16, Полонез  №19

           Маленькие  прелюдии  и фуги. Терт.1: Прелюдия  До мажор, Прелюдия  соль  минор

 - Бах И.Х. Аллегретто

 - Бах Ф.Э. Менуэт

 - Гедике А. Прелюдия ля минор

 - Гендель Г. Чакона, 2 сарабанды ре минор, Менуэт ми минор, Фугетта ля минор.

 - Кирнбергер И. Менуэт Ми  мажор

 - Корелли  А. Сарабанда  ми минор

 - Кригер И.Сарабанда

 - Майкапар С. Прелюдия  и  фугетта  до-диез  минор

- Моцарт Л. Бурре  ре  минор

- Павлюченко С. Фугетта ля минор.

- Пахельбель И. Сарабанда фа-диез минор, Сарабанда Си-бемоль мажор.

- Скарлатти Д. Ария ре минор.

- Сборник  полифонических  пьес, ч.1.Сост.С.Ляховицкая

 - Циполи Д. Менуэт.

Произведения крупной формы

- Андрэ А. Соч.34. Сонатина №5 Фа  мажор, ч.1.

- Беркович И. Вариации на украинскую тему ля минор, Сонатина  До  мажор,

                        Вариации на тему белорусской нар.песни «Перепёлочка».

 - Бетховен Л. Сонатина Соль мажор. Сонатина  Фа  мажор,ч.1.

 - Ванхаль И.Рондо.

 - Весняк Ю. Сонатина соч.1 № 5.

 - Гайдн Й. Дивертисменты. (Нетрудные сонаты).

 - Голубовская Н. Вариации на тему Русской народной песни.

 - Диабелли  А. Соч.151.Сонатина №1: Рондо.

 - Дюссек.Ф. Рондо соль мажор.

 - Клементи М. Соч.36. Сонатина До  мажор, ч.2,3: Сонатина  Соль мажор,ч.1,2

 - Кулау Ф. Вариации  Соль  мажор Соч.55. №1, Сонатина До  мажор, ч.1, 2

 - Любарский  Н. Вариации  на тему  рус.нар.  песни «Коровушка» соль  минор

 - Моцарт В. Лёгкие вариации До мажор. Сонатина Фа  мажор,ч.1,2

 - Некрасов Ю. Маленькая сонатина ми минор.

 - Плейель И. Сонатина  Ре  мажор

 - Раков Н. Тема и вариации.

 - Рыбкин Е. Фольклорные вариации в 4 руки (по выбору).

 - ЧимарозаД.Сонатина  ре  минор

 - Чичков Ю. Маленькая сонатина.

 - Шпиндлер Ф. Сонатина.

Ансамбли

- Ансамбли младшие классы. Сост.В.Пороцкий: Г.Фрид. Чешская полька.

-Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (по выбору).

- Брат  и  сестра. Вып.2,3  Сост. В. Натансон – по выбору

- Вильельдо А. Танго Эль-Чокло.

- Глинка М. Краковяк и Вальс из оперы «Иван Сусанин».

- Джоплин С. Рэгтайм.

- Зив. «Прогулка по клавишам».

- Медведовский Е. Когда не хватает техники. Ансамбли для фортепиано(по выбору).

- Морозов И. Танец ласточки из балета «Доктор Айболит».

- Музицируют дети. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. А.Борзенков.

- Мусоргский М. Гопак.

- Фортепианные ансамбли выпуск 5.Ред. А.Бакулов: М.Блантер. «Футбол».  

- Хачатурян К. Музыка из балета «Чипполино» : Танец Тыквы, Помидор.

- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ. Сост. Е.Лепина.

-Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин».

-«Чарующий ритм» фортепианные ансамбли в 4 руки.

                                                  Сост.Е.Анисимова, А.Кормишина.

- Юный  пианист. Вып.2. Сост. и  ред .Л.Ройзмана и В. Натансона.

                           Примерные исполнительские программы

2 варианта на выбор

I полугодие

I полугодие

II полугодие

 II полугодие

3 класс

1. А.Жилинский «Мышки»

2. И.Бах Марш №16 ре мажор

 1. К.Черни Этюд № 21 ч.1

2.И. Беркович Вариации на тему б.н.песни «Перепёлочка»

1. - Рыбкин Е. Фольклорные вариации в 4 руки ( по выбору)

2. Р.Шуман «Смелый наездник»

1. А.Гедике Прелюдия ля минор

2. Д.Кабалевский «Медленный вальс»

                                               Четвёртый год обучения

Основная задача – подготовка к итоговой аттестации.

В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений:

 2 – 3 этюда на различные виды техники,

 2 – 3 разнохарактерные пьесы,

1 полифоническое произведение,

1 произведение крупной формы,

2 ансамбля.

В 4-ом классе ученик должен уже обладать необходимыми пианистическими навыками для того, чтобы разучить  самостоятельно  пьесу, уметь исполнять музыкальные произведения соло и  в ансамбле с педагогом или  другим учеником, читать с листа.

Техническое развитие.  Ранее изученные тональности играть в виде гамм, аккордов, арпеджио, хроматической гаммы двумя руками на 2-4 октавы.    

 Исходя из того, что четвёртый класс выпускной, итоговая аттестация в форме экзамена проводится в конце года. Ученик должен исполнить 3  произведения по выбору педагога. Основная цель  показать, насколько ученик освоил инструмент фортепиано и получил навыки игры на этом инструменте.

 

                           Примерные репертуарные списки

Этюды

- Беренс Г. 32 избранных этюда из соч. 61  и  66; №№1-3,24, соч.88. Этюды: №№5,7

-Бертини А. 28 избранных  этюдов  из соч.29 и  32; №№4,5,9

- Лемуан А.Соч.37. Этюды: №№28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,50

- Лешгорн А. Соч.66. Этюды №№1-4

- Майкапар С.Соч.31.  Стаккато-прелюдия

- Черни К.Избранные  фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера,ч.2: №№1,6,8,12

- Избранные  этюды  иностранных  композиторов, вып.3 (по выбору)  

- «Фортепианная техника в удовольствие» 4 класс сост.О.Катаргина

- Хрестоматия  педагогического  репертуара  для фортепиано. Вып.2  (по выбору)

- Школа  фортепианной техники. Вып.1. Сост.Натансон, В.Дельнова (по  выбору)

- Этюды IV-VIIкл. ДМШ (БЮП). Сост. В. Натансон: Сироткин Е.  На  велосипеде

- Юный пианист вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и  В.Натансона (по  выбору)

Пьесы

- Амиров Ф.12 миниатюр  для  фортепиано (по выбору)

- Гайдн И. Избранные пьесы  для  фортепиано: Аллегро  Фа  мажор, Менуэт Фа  мажор,

   Виваче  Ре  мажор, Маленькая  пьеса Си – бемоль мажор, Анданте

- Глиэр Р. Альбом  фортепианных  пьес: соч.31: №3. Колыбельная, №11.Листок из  альбома;                  

соч.34№15. Русская  песня; соч.35; №8. Арлекин; соч.43: №3. Мазурка,

№4. Утро, №7. Ариетта.

- Гнесина Е. Альбом  детских  пьес: №6 Марш

- Гречанинов А.  Русская пляска

- Григ Э.Соч.12. Лирические пьесы:  Вальс, Танец  эльфов,

- Кабалевский  Д.  Соч.27.Избранные  пьесы:  Шуточка, Скерцо, Кавалерийская, Токкатина

- Коровицын В. «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» (по выбору)

- Косенко В. Соч.15. 24  детских  пьесы:  Петрушка, Мелодия, Дождик, Балетная  сцена

- Майкапар С. Соч.33. Элегия, Токкатина, На катке, У моря ночью.

- Прокофьев С. Соч.65. Детская  музыка: Сказочка, Прогулка, Дождь и радуга

- Раков Н.  Увлекательная  игра, Полька  До  мажор.

- Сигмейстер Э. Новый Лондон.

       - Чайковский П.  Соч.39. Детский  альбом: Шарманщик поет, Камаринская,

                                                  Песня  жаворонка, Полька, Вальс

-  Шостакович  Д. Танцы  кукол: Лирический  вальс, Танец

                                Детская  тетрадь: Заводная  кукла

-Шуман Р.Соч.68. Альбом  для  юношества:   Дед Мороз, Смелый  наездник

- Библиотека  юного  пианиста.Вып.2, 3, 4,5. Сост. В.Натансон – по выбору

- Сборник  фортепианных  пьес  и  этюдов  советских   композиторов.

                              Сост. Е. Веврик, С. Вольфензон: Витлин В.Страшилище

 - Современная  фортепианная  музыка для  детей. IVкл. ДМШ

                                               Сост. и ред. Н. Копчевского – по выбору

-Юный пианист. Вып.3. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона:

Полифонические произведения

- Балаев Г. Каноны для фортепиано в 4 руки.

- Бах И.С. Полонез соль минор.

   Маленькие  прелюдии  и  фуги. Тетр.1: №№1, 3, 5-8, 11, 12 Тетр.2: №№1, 2, 3, 6

 - Бём Г. Менузт

   Бланджини Ф. Ариетта.

 - Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда с  вариациями, Куранта

 - Гедике А. Инвенция фа мажор

 - Павлюченко С. Фугетта ля минор.

 - Скарлатти Д. Менуэт ре минор, Жига ре минор

 - Циполи Д.  Фугетта ми минор

Произведения крупной формы

  - Беркович И. Концерт Соль  мажор

  - Бетховен Л. Сонатина  Фа  мажор, ч.2

  - Библиотека  юного пианиста. Вып.3, 4.  Сост. В. Натансон – по выбору

  - Вебер К. Сонатина До  мажор, ч.1

  - Глиэр Р. Рондо.

  - Гуммель  И. Сонатина До мажор, ч.1

  - Диабелли А. Соч.151.Сонатина  Соль  мажор

  - Дюссек И. Сонатина  Соль  мажор

  - Избранные  произведения  композиторов  XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып.3.

                             По ред. Н.Кувшинникова: Бах Ф.Э. Соната Соль  мажор

  - Клементи М.Соч.36. Сонатины: №3 До мажор, №4 Фа  мажор,№5 Соль  мажор

  - Кулау Ф. Соч.55,№1. Сонатина До  мажор

   - Медынь Я. Сонатина До  мажор

   - Моцарт В. Шесть сонатин: №1 До  мажор, №4 Си-бемоль  мажор

   - Рыбкин Е. Фольклорные вариации

   - Чимароза Д. Сонаты: соль  минор, Ми-бемоль  мажор, Соль мажор

   - Шуман Р. Соч.118.Детская  соната, ч.1

Ансамбли

  - Глинка М. Вальс  из  оперы «Иван  Сусанин».

  - Глиэр Р. Соч.41 Песня.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  - Брат  и сестра.  Вып.2, 3.  Сост. В. Натансон – по выбору

  - Избранные  ансамбли. Для  фортепиано  в  4  руки. Вып.2.

  - Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины».

  - Бизе Ж.  Болеро из оперы «Кармен».

  - Шмитц М.  Танцуем буги, Джазовый этюд, Буги, Рэгтайм.

  - Шуберт Ф. Экосезы, Три вальса.

  - Прокофьев  С. «Кошка»  из  симфонической  сказки  «Петя  и  Волк»

Примерные исполнительские программы (для итоговой аттестации)

3 варианта на выбор

II полугодие

II полугодие

II полугодие

4 класс

1. А. Дювернуа Этюд

2 Е.Рыбкин Фольклорные вариации в 4 руки (по выбору)

3. С.Прокофьев «Дождь и радуга»

1. И.Бах Маленькая прелюдия до мажор

2. . Д.Чимароза Соната соль мажор

3. Анс. М.Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»

1.Ф.Бургмюллер соч. 100 Этюд

«Беспокойство»

2.И.Бах Полонез соль минор

3. В.Коровицын «Прогулка по Парижу»

7. Контроль и учёт успеваемости

Оценка качества реализации программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)» включает в себя:

- текущий контроль успеваемости.

- промежуточную аттестацию

- итоговую аттестацию

Текущий контроль успеваемости: проверка домашней (самостоятельной) работы, прослушиваний, технических зачетов.

 Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков и  академических зачетов (концертов).

Оценки учащимся выставляются по окончании каждой четверти.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена.

Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах, где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения. Грамоты, дипломы фестивалей и конкурсов хранятся в ДШИ.

1-й  год  обучения:

В I-ом полугодии учащийся выступает на прослушивании, проходящий в форме концерта  «Моё первое выступление» в праздничной обстановке.

3 и 4 четверти – академические концерты, на которых учащийся                               выступает по мере готовности произведений, согласно требованиям по классам.

2 – 3-й  год  обучения:

1 раз в четверть проводится академический концерт, на котором учащийся выступает по мере готовности произведений и может исполнять 1-2 произведения.

Проведение  академических концертов 1 раз в четверть позволяет учащимся чаще публично  выступать на сцене и более уверенно в дальнейшем исполнять произведения.

В течение года учащийся должен исполнить: этюд или виртуозную пьесу , 1 полифоническое произведение или пьесу с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 1 пьесу или ансамбль.

3 четверть – февраль - технический зачёт (гаммы, этюд, знание терминов). Зачёт проходит в классе в присутствии педагога по классу фортепиано.

На всех зачётах выставляются оценки.

 4– й  год  обучения:

I полугодие (декабрь) – первое прослушивание выпускной программы.

II полугодие  (апрель) – второе прослушивание выпускной программы.

Май – итоговая аттестация проводится в форме экзамена в соответствии с учебными планами выпускного класса, в присутствии преподавателей ДШИ.

В течение года учащийся принимает участие в концертах школы.

Программы выступлений на зачётах, экзаменах и концертах, оценки за выступления фиксируются в ведомостях, которые хранятся у директора ДМШ.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  1. Оценка ученика за выступление на экзамене,
  2. Выступление на прослушивании и оценка годовой работы ученика, поставленная преподавателем на основе его продвижения,
  3. Участие в жизни школы (концерты, фестивали, конкурсы, методические показы).

Критерии выставления оценок на итоговой аттестации

 «Отлично»:

- выступление может быть названо концертным;

-ученик владеет необходимой исполнительской техникой;

- присутствие музыкальной образности.

-в программе представлены произведения различных стилей достаточно высокого уровня сложности.

- у ученика сформирован устойчивый интерес к музыкальному искусству, к

занятиям музыкой.

«Хорошо»:

- владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;

-убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений.

 «Удовлетворительно»:

- однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка,  вялая динамика, ученик  не владеет навыками педализации. Исполнение нестабильно.

«Неудовлетворительно»:

- слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, отсутствие музыкальной образности.

В зависимости от сложившихся традиций  учебного заведения  и  с учетом  целесообразности  оценка  качества  исполнения  дополнена  системой   «+»  и  «-»,  что  дает  возможность  более  точно отметить выступление обучающегося. 

8.  Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании ДШИ ученик должен получить следующие знания и навыки:

  • умение грамотно исполнять музыкальные произведения сольно и при игре в ансамбле;
  • умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и  стилей, создавать  художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • знания музыкальной терминологии и теории музыки;
  • умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании  

   несложного музыкального произведения;

  • приобретение навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • приобретение навыка упрощения аккомпанемента в детских песнях или пьесах эстрадного направления;
  • приобретение навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности

9. Требования к условиям реализации программы

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета

(класс для индивидуальных занятий) и зала для концертных выступлений.

Оборудование учебного кабинета: 2 фортепиано.

Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.

Рекомендуемые учебные издания - сборники гамм, упражнений, этюдов. Художественный материал по программе. Наличие методической и учебной литературы, музыкальных словарей.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,

учебно-методической и нотной литературой.

Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.

             


                                                10. Список учебной литературы

1-2 классы

- «Азбука игры на фортепиано». Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс,  2002 г.

- Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». - М., Сов. композитор, 1985 г.

- Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». – Л., Сов. композитор, 1989 г.

-«Весёлые нотки». 1-2 класс. Сост. С.Барсукова. – Р-Д., Феникс, 2007 г.

Особенность данного учебного пособия заключается в том, что изучение нот басового ключа начинается с 3 нот и постепенно диапозон  нот в левой руке увеличивается. В сборнике представлены пьесы и ансамбли разных стилей и жанров  ранее не  издававшиеся.

- Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». – С-П., Композитор, 2006 г.

- Геталова О. «Секреты Дилидона» - нотная грамота для маленьких музыкантов. – С-П., Композитор, 2000 г.  

Рабочая тетрадь, в которой даны необходимые теоретические знания, музыкальная терминология, творческие задания, которые помогут закрепить пройденный материал. Педагогу позволит сэкономить время урока и освободит от записи правил. Эта тетрадь в дальнейшем поможет повторять пройденный материал и готовится к техническим зачётам.

- Глушенко М. «Волшебный мир фортепиано»  ч.1, 2. – С-П., Композитор, 2001 г.

- Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук, работа над туше на начальной стадии обучения игры на фортепиано  (игровые упражнения).

                                                                                           – С-П., «Союз художников», 2006 г.

- Иванова О., Кузнецова И. «Новый музыкальный букварь». - Р-Д., Феникс, 2007 г.

 В этом сборнике материал изложен в доступной для детского восприятия форме, с  

 красочными картинками и образами зверей, в стихотворной форме. Помогает на первых  

 уроках быстрее усвоить теоретический материал.

- Игнатьевы В. И Л. «Я музыкантом стать хочу». – Л., Сов. композитор, 1986 г.      

- Калинка ч. 1. Альбом начинающего пианиста под ред. А.Бакулова,  К.Сорокина.- М.,        

             Сов. композитор, 1987 г.

- Королькова И. «Крохе-музыканту» ч.1,2. - Р-Д., Феникс, 2006 г.

- Коновалов А. «ДоНОТыши» - игровые упражнения без знания нотной грамоты.

                                                                                                                     – Курган, 1999 г.

- Милич Б. Маленькому пианисту. – М., Кифара, 2005 г.

- Милич Б. Хрестоматия 1, 2  класс. – М., Кифара, 2005 г.

- Музыка для детей вып.1.Сост.К.Сорокин. – М., Сов. композитор, 1987 г.

- Николаев А. Школа игры на фортепиано. – м., Музыка, 1979 г.

- Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 класс,  выпуски 1, 2. Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс,  2002 г.

- Сафарова И. ИГРЫ для организации пианистических движений. Доинструментальный  период . – Екатеринбург, 1994 г.

- Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2класс, выпуски 1 и 2.Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2003 г.

- Сумелиди А. «Малышатник». – Тверь, 2007 г.

- Хрестоматия. 1 часть. Пьесы, этюды, ансамбли, крупная форма, полифонические пьесы. Сост. В.Григоренко. – М., Кифара, 2003 г.

 - Хрестоматия для фортепиано 1класс. Сост. Н.Любомирова, К.Соркин,А.Туманян. – М., Музыка, 1987 г.                                                                            

- Хрестоматия для фортепиано 2 класс. Сост. Н.Любомирова, К.Соркин, А.Туманян. – М., Музыка, 1990 г.

- Хрестоматия фортепианного ансамбля I-IV кл. ДМШ вып.1. С-П., Композитор, 2005 г.

- «Фортепианная техника в удовольствие» 1, 2 классы. Сост. О.Катаргина. –Челябинск, MPI, 2006 г.

- Шитте Л. Этюды ор.108, ор.160. М., Музыка, 2005 г.

-  Этюды для фортепиано 1-2 кл. вып 1. Сост.С Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002 г.

- Этюды для фортепиано на разные виды техники 2 кл. – Киев, Музична Украина, 1986 г.

      Во многих пособиях представлен музыкальный материал разнообразный по стилю, форме и жанрам, для всех направлений работы с учащимися. Педагог может выбрать упражнения, этюды, пьесы, детские песни и ансамбли исходя из индивидуальных возможностей учащегося.

В нотных сборниках для 1 класса есть детские песни, пьесы композиторов классиков и популярные мелодии в ансамблевом переложении, которые по желанию учащегося впоследствии можно выучить в двухручном исполнении.

- Геталова О. «Обученье без мученья!» учебное пособие на материале детских песен. - С-П., Композитор, 2011 г.

- Кириллова, Пономарёва Н. «Музицирование в классе фортепиано» начальный этап обучения ч.1. – С-П.,

-Тушинок О. «Забавное музицирование». – Тверь, 2005 г.

                                                         3-4 классы

- Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия  3 кл. - Р-Д., Феникс,  2011г.

- Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. - М., Сов. композитор, 1989 г.

- Бах И.Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 1973 г.

- Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. С-П: Композитор, 1997 г.

-Бернес Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88). – М., Музыка, 1964 г.

- Бертини А.         Избранные этюды.  М.: Музыка, 1992.

- Бургмюллер Ф. Этюды соч. 100. - Р-Д., Феникс, 1999 г.

- Золотницкая В. Цветные фантазии. - С-П., Композитор, 2006 г.

-Кабалевский Д. Альбом фортепианных пьес. М., Музыка, 1964 г.

- Коровицын В. Детский альбом. - Р-Д., Феникс,  2008 г.

- Лак Т. Соч.41.  Этюды для фортепиано.    

- Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных и прогрессивных этюдов для фортепиано. – М., Музыка, 1965.

- Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 3-4 кл. ДМШ. Сост. С. Барсукова. – Р-Д., Феникс, 2011г.                            

- Любимое фортепиано. Сборник пьес для учащихся 2-3  классов ДМШ. Сост. С. Барсукова.- Р-Д., Феникс, 2012 г.

- Майкапар С. «Бирюльки». – М., Музыка, 1964 г.

- Металлиди Ж. «Иду, гляжу по сторонам». Ансамбли для фортепиано в 4 руки. - С-П., Композитор, 2010 г.

- Милич Б. Фортепиано 3 класс. – М., Кифара, 2000 г.  

- Милич Б.        Фортепиано 4 класс. – М., Кифара, 2001г.

- Моё фортепиано. Сборник пьес для учащихся 3-4 классов ДМШ.- Сост. С. Барсукова.

 - Р-Д., Феникс, 2011 г.

- Моё фортепиано. Сборник пьес для учащихся 4-5 классов ДМШ.- Сост. С. Барсукова.

 -Р-Д., Феникс, 2011 г.

- Мордасов Н. Сборник джазовых пьес для фортепиано. Для средних классов ДМШ.

 - Р-Д., Феникс, 1999 г.  

- Мордасов Н. Сборник  ансамблей для фортепиано в стиле джаза. Для средних классов ДМШ. - Р-Д., Феникс, 1999 г

- Музыкальная мозаика 2-3 класс, вып.5. Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2007 г.

- Прокофьев С. Детская музыка. 12 лёгких пьес для фортепиано.- М., Музыка, 1980 г.

- Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 3-4 класс вып.2.Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2003 г.

- Рыбкин Е. Фольклорные вариации на темы рус. Нар. песен. –Белгород, 2002 г.

- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для музыкальных школ. - Р-Д., Феникс, 2007 г.

- Смирнова Н. Фортепиано интенсивный курс тетрадь 3. Джазовые миниатюры и пьесы. – М., Крипто-логос, 1992 г.

- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.ч.1. Сост. С. Ляховицкая.- Л., Музыка, 1976 г.

- Сборник пьес «Весёлые нотки» 3-4 класс вып.2. Сост. С.Барсукова. – Р-Д., Феникс,

 2007 г.

- Торопова Н. Музыкальные зарисовки для учащихся младших и средних классов ДМШ.

      – Р-Д., Феникс, 2008 г.

- Фортепиано. Музицирование 3 кл. тетрадь 5. – М., Крипто-Логос, 1995 г.

-Фортепиано. Полифонические произведения, старинные танцы 3 кл. тетрадь 1. – М., Крипто-Логос, 1995 г.

- Фортепиано. Пьесы 3 кл. тетрадь 4. – М., Крипто-Логос, 1995 г.

- Фортепиано. Этюды и виртуозные пьесы 3 кл. тетрадь 2. – М., Крипто-Логос, 1995 г.

-Фортепиано. Полифонические произведения 4 кл. тетрадь 1.– М., Крипто-Логос, 1996 г.

- Фортепиано. Пьесы  и ансамбли 4 кл. тетрадь 4. – М., Крипто-Логос, 1996 г.

- Фортепиано. Этюды 4 кл. тетрадь 2. – М., Крипто-Логос, 1996 г.

- Хрестоматия для фортепиано 3 класс. Сост. Н.Любомудрова, К. Сорокин, А.Туманян. – М, Музыка 1977 г.

- Хрестоматия для фортепиано 4 класс. Сост. Н.Любомудрова, К. Сорокин, А.Туманян. – М, Музыка 1975 г.

-Хрестоматия. Пьесы, Этюды, ансамбли, крупная форма, полифонические пьесы ч. 2. Сост.В.Григоренко. – М., Кифара, 2003 г.

- Хрестоматия фортепианного ансамбля I-IV кл. ДМШ вып.1. С-П., Композитор, 2005 г.

- Хрестоматия фортепианный дуэт ( для 2 фортепиано) 2-4 кл. ДМШ. –С-П., Композитор, 2004 г.

- «Фортепианная техника в удовольствие» 3,4 классы. Сост. О.Катаргина. –Челябинск, MPI, 2006 г.

- Чайковский П. Детский альбом. – М., Кифара, 2004 г.

- Шитте Л. Лёгкие характерные этюды для младших и средних классов ДМШ. – Р-Д., Феникс, 1999 г.

- Черни К. (Редакция Г. Гермера). Избранные этюды для фортепиано.- М., Музыка, 1965 г.

- Юному музыканту-пианисту. Хрестоматия 3 класс.Сост. Г.Цыганова, И.Королькова.

- Юным пианистам 3 класс. Сост.В.Шульгина.

 

 

 

 

                               

                                            11. Список методической литературы

1. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – Л., Музыка, 1979г.

2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы  обучения пианиста. М., Классика - ХХI, 2004г.

3. Бурштейн А. Методическое пособие: Работа над гаммами, аккордами и арпеджио в классе фортепиано ДМШ. - Калинин. 1980г.

4. Геталова О. Авторская программа для ДМШ и ДШИ. Фортепиано.

 Музыкально-эстетическое развитие детей. - С-П., Композитор, 2009г.  

5. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве.- Л., Музыка, 1985г.

6.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. 1-2 класс.- Киев.: Музична Украина, 1977г.

                     Воспитание ученика-пианиста. 3-4 класс.- Киев.: Музична Украина,  1979г.

7. Науменко С. Формирование музыкальности у младших школьников в процессеиндивидуального обучения. Журнал  Музыкальная психология и психотерапия №1, 2010г.

8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., Музыка, 1982г.

9.Программа  для ДМШ и ДШИ. Класс специального фортепиано. - М.1973г.

10.Программа для ДМШ и ДШИ. Класс специального фортепиано. - М. 1988г.

11. Роль и значение репертуара в воспитании музыканта.

              Методическая разработка для преподавателей ДМШ. - М. 1988г.

12.Стрельбицкая Е. Учебно-методические пособия:

«Начинаю играть на рояле» или 30 первых уроков маленького пианиста ч.1,

«Начинаю играть на рояле» или первая академическая программа

                                                                  маленького пианиста ч.2.

 13. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М,. Сов. Композитор, 1989г.

 14. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.- Л., Музыка, 1971г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкальной грамоты»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» (фортепиано)

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программав области музыкального искусства«Музыкальный инструмент»(фортепиано) Возраст обучающихся: 6,6 - 9 лет.Срок реализации: 3 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР" ...