рабочая программа по предмету "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
рабочая программа по теме

Чаркова Ирина Викторовна

Программа разработанная но основе примерной рабочей программы учебной дисциплины «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования и Науки России 16.04.2008.    Для специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpitpd.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Согласовано ___________________

Заместитель директора по УР

Султанова М.К.

Утверждаю _____________________

Директор ГАПОУ СО «Саратовский политехникум»

Муравцов И.И.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.06. «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

для специальности:

13.02.11.«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

(Технический профиль)

2014

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования и Науки России 16.04.2008.

Содержание рабочей программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности: 13.02.11. «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического и электромеханического оборудования»  с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требования ФГОС СПО третьего поколения.

Организация разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «саратовский политехникум».

Разработчики:

Полегаева Юлия Николаевна – преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехникум» первой категории.

Чаркова Ирина Викторовна – преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехникум».

Рецензенты:

Султанова М.К., заместитель директора по УР______________

Михайлова И.Е. методист_________________

Программа рассмотрена на заседании МК информационных технологий. Протокол №1 от «28»августа 2014  г.

Председатель МК информационных технологий:

Чернецова Л.Г.________________

Пояснительная записка

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
  • различать методы измерения количества информации: алфавитный и вероятностный подходы. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы, в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять  поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационные технологии в профессиональной деятельности

  1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью общепрофессиональной подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

  1.  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • обрабатывать текстовую и числовую информацию;
  • применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
  • обрабатывать информацию, используя средства прикладных программ.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • назначение и виды  информационных технологий, технологии сбора, накопления и обработки, передачи и распространения информации;
  • состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
  • базовые и прикладные информационные технологии;
  • инструментальные средства информационных технологий.
  1.  Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося                        60 часов

в том числе:

  • обязательная аудиторная нагрузка обучающегося                        20 часов
  • обязательной аудиторной лабораторной работы обучающегося        20 часов
  • самостоятельной работы обучающегося                                20 часов

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1.  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

40

в том числе:

лабораторные работы

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников [1], [2],[3], [4], комплектом лекций;

выполнение индивидуальных заданий, творческие работы  различных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);

подготовка к лабораторным занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.

20

Итоговая аттестация в форме зачета

        


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности

5

Тема 1.1 Классификация информационных систем

Содержание учебного материала

2

2

Классификация информационных систем по назначению

Классификация информационных систем по структуре аппаратных средств.

Классификация информационных систем по режиму работы

Классификация информационных систем по характеру взаимодействия с пользователем

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС

Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)

Состав и характеристика качества информационных систем

1

Тема 1.2. Классификация профессиональных компьютеров

Содержание учебного материала

1

2

Универсальные настольные ПК

Блокнотные компьютеры

Карманные ПК

Компьютеры-телефоны

Носимые персональные компьютеры

Специализированные ПК

Суперкомпьютеры

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС

Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)

Советы по приобретению компьютеров

1

Раздел 2. Технические средства информационных технологий

4

Тема 2.1. Основные и дополнительные технические средства

Содержание учебного материала

2

2

Мониторы

Печатные устройства

Сканеры

Многофункциональные периферийные устройства

Модем

Цифровые камеры

Источники бесперебойного питания

Технические средства презентаций

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС

Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)

Мультимедийный компьютер

2

Раздел 3. Программное обеспечение информационных технологий

4

Тема 3.1. Программное обеспечение

Содержание учебного материала

2

2

Базовое программное обеспечение

Прикладное программное обеспечение

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС

Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)

Операционные системы семейства Windows

2

Раздел 4. Обработка текстовой информации

6

Тема 4.1. Основы работы в текстовом редакторе

Содержание учебного материала

Лабораторный практикум

4

Создание деловых документов

Оформление текстовых документов, содержащих таблицы

Создание документов на основе шаблонов. Создание шаблонов и форм

Создание комплексных документов в текстовом редакторе

Оформление формул

Организационные диаграммы в документе

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС. Подготовка к лабораторному практикуму. Составление отчетов по лабораторному практикуму.

Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)

Комплексное использование возможностей MS Word для создания документов

2

Раздел 5. Процессоры электронных таблиц

7

Тема 5.1. Возможности электронных таблиц

Содержание учебного материала

2

3

Ввод текстовых и числовых данных

Ввод формул

Формирование данных

Печать готовой таблицы

Работа со списками

Поиск и сортировка данных

Автоввод данных

Форма данных

Фильтрация данных

Просмотр и печать списков

Связывание данных

Построение диаграмм

Лабораторный практикум

4

Организация расчетов в табличном процессоре

Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресации

Связывание таблицы. Расчет промежуточных итогов в таблицах

Подбор параметра. Организация обратного расчета

Задачи оптимизации (поиск решения)

Связи между файлами и консолидация данных

Экономические расчеты

Комплексное создание документов

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС. Подготовка к лабораторному практикуму. Составление отчетов по лабораторному практикуму.

Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)

Комплексное использование приложений Microsoft Office для создания документов

1

Раздел 6. Технологии использования систем управления базами данных

11

Тема 6.1. Основные сведения о СУБД

Содержание учебного материала

1

2

Организация системы управления БД

Обобщенная технология работы с БД

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС.

1

Тема 6.2. Выбор СУБД для создания системы автоматизации

Содержание учебного материала

2

2

СУБД Oracle

СУБД MS SQL Server

СУБД Borland Interbase

СУБД MySQL

СУБД MS Access

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС. Подготовка рефератов, докладов. Разработка презентаций. Работа над индивидуальным творческим заданием.

1

Тема 6.3. Основы работы СУБД.

Содержание учебного материала

1

2

Таблицы. Запросы, Формы. Отчеты.

Лабораторный практикум

4

Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД. Редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД.

Создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД. Работа с данными с использованием запросов в СУБД.

Создание отчетов в СУБД. Создание подчиненных форм в СУБД.

Создание базы данных и работа с данными в СУБД. Создание БД Информационная система «Электростанция»

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС. Подготовка к лабораторному практикуму. Составление отчетов по лабораторному практикуму.

1

Раздел 7. Электронные презентации

4

Тема 7.1. Современные способы организации презентаций

Содержание учебного материала

Лабораторный практикум

2

Создание новой презентации. Оформление презентации. Способы достижение единообразия в оформлении презентации. Сохранение презентации.

Показ презентации. Принципы планирования показа презентации. Способы печати презентации.

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС. Подготовка рефератов, докладов. Разработка презентаций. Работа над индивидуальным творческим заданием. Подготовка к лабораторному практикуму. Составление отчетов по лабораторному практикуму.

Тематика самостоятельной работы

Презентационное оформление железнодорожной документации средствами MS PowerPoint.

2

Раздел 8. Редакторы обработки графической информации

8

Тема 8.1. Растровые и векторные  графические редакторы

Содержание учебного материала

1

2

Растровая и векторная графика

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС. Подготовка рефератов, докладов. Разработка презентаций. Работа над индивидуальным творческим заданием.

Тематика самостоятельной работы

Компьютерная графика и основные графические редакторы

1

Тема 8.2. Программы растровой графики

Содержание учебного материала

Лабораторный практикум

2

Работа с шаблонами

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС. Подготовка к лабораторному практикуму. Составление отчетов по лабораторному практикуму.

1

Тема 8.3. Программный пакет Adobe Photoshop

Содержание учебного материала

Лабораторный практикум

2

Практические приемы работы в Adobe Photoshop

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС. Подготовка к лабораторному практикуму. Составление отчетов по лабораторному практикуму.

Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)

Возможности Adobe Photoshop

1

Раздел 9. Системы оптического распознавания информации

3

Тема 9.1. Возможности программ для сканирования

Содержание учебного материала

Лабораторный практикум

2

Организация работы в программе. Сканирование изображения. Анализ макета страниц

Технология распознавания. Распознавание текста. Проверка правописания и сохранение результатов работы

Самостоятельная работа

Работа с учебной литературой: составление ОЛК, ОЛС. Подготовка к лабораторному практикуму. Составление отчетов по лабораторному практикуму.

Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)

Многообразие OCR-систем

1

Раздел 10. Автоматизированные системы: понятие, состав, виды.

6

Тема 10.1. Автоматизированные системы

Содержание учебного материала

Автоматизированное рабочее место специалиста. Виды автоматизированных систем. Назначение, состав и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем, представленных на отечественном рынке.

4

3

Самостоятельная работа

Прикладное программное обеспечение решение управленческих задач АРМ руководителя и специалистов

Тематика рефератов (докладов, презентаций, индивидуальных творческих заданий)

Многообразие видов автоматизированных систем

2

Дифференцированный зачет

2

ВСЕГО:

60

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.

  1. Оборудование кабинета информатики и информационных систем:
  • посадочные места студентов;
  • рабочее место преподавателя;
  • рабочая немеловая доска;
  • наглядные пособия (учебники, терминологические словари различных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
  1. Технические средства обучения:
  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • проекционный экран;
  • принтер цветной струйный;
  • принтер черно-белый лазерный;
  • компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
  • сервер;
  • блок питания;
  • источник беспроводного питания;
  • наушники и микрофон;
  • цифровой фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • сканер;
  • колонки.
  1.  Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  • инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
  1.  Программное обеспечение:
  • текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;
  • текстовый редактор StarOffice Writer;
  • программы для тестирования параметров соединения  с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
  • интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-улита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-станиц;
  • менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
  • программа русификации приложений ICQ, мультимедийные проигрыватели RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
  • звуковой редактор Cool Edit 2000;
  • растровый графический редактор StarOffice Image;
  • векторный графический редактор StarOffice Player;
  • мультимедийных презентаций StarOffice Image;
  • проигрыватель презентаций StarOffice Player;
  • программа перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
  • калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления);
  • система управления базами данных StarOffice Base.
  1. Информационное обеспечение обучения:
  1. Основная литература:
  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ.сред. проф. образования/ Е.В. Михеева. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.
  2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: :учеб. пособие для студ.сред. проф. образования/ Е.В. Михеева. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
  3. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учеб. для нач. проф. образования / М.Ю. Свиридова. – 2-е изд., стер. – стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320 с.
  4. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
  1. Дополнительная литература
  1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005. -243с.
  2. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005. -362с.
  3. Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2005. -361с.
  4. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006. -422 с.
  5. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2005. -323с.
  6. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004. -311с.
  7.  «Информатика и образование»: ежемесячный научно-методический журнал Российской Академии образования.
  8. «Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/
  9. Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/
  10. Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www. сomputer-museum.ru/index.php
  11. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ.

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов исследований.

Результат обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

обрабатывать текстовую и числовую информацию;

Комбинированный: лабораторный практикум, рефераты,(доклады), отчеты по лабораторному практикуму.

Индивидуальный: творческое задание (исследовательская работа, проектная работа).

применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;

Комбинированный: лабораторный практикум, рефераты,(доклады), отчеты по лабораторному практикуму.

Индивидуальный: творческое задание (исследовательская работа, проектная работа).

обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ

Комбинированный: лабораторный практикум, рефераты,(доклады), отчеты по лабораторному практикуму.

Индивидуальный: творческое задание (исследовательская работа, проектная работа).

Знания:

Назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;

Групповой: рефераты (доклады), ОЛК, ОЛС.

Индивидуальное творческое задание (исследовательская работа, проектная работа)

состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;

Групповой: рефераты (доклады), ОЛК, ОЛС.

Индивидуальное творческое задание (исследовательская работа, проектная работа)

базовые и прикладные информационные технологии;

Групповой: рефераты (доклады), ОЛК, ОЛС.

Индивидуальное творческое задание (исследовательская работа, проектная работа)

инструментальные средства информационных технологий.

Групповой: рефераты (доклады), ОЛК, ОЛС.

Индивидуальное творческое задание (исследовательская работа, проектная работа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информационным технологиям в профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпус...

Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям).

Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.13.Правовое обеспечение профессиональной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) ...

Рабочая программа по "Информационным технологиям в профессиональной деятельности"

рабочая программа по Ифнормационным технологиям для специальности правоведение...

Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности Банковское дело 2 курс

Учебная дисциплина "Информационные технологии в профессиональной деятельности" является обязательной частью профессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС п...