Проектная деятельность
учебно-методический материал на тему

Тамарчук Татьяна Александровна

Проектная деятельность как метод развития творчества на уроках технологии

 «Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».

 

Цели:

 

Образовательная – способствовать организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся; способствовать формированию умений и способностей учащихся работать самостоятельно по теме.

Воспитательная – способствовать воспитанию терпимости к чужому мнению, внимательному, доброжелательному отношению к деятельности одноклассников; способствовать воспитанию  личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Развивающая – способствовать развитию воображения, умения самостоятельной работы с литературой, кругозора, эрудиции, навыков публичных выступлений.

 

 

Задачи:

 

  1. Находить и исследовать проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу и планировать эксперимент для её проверки, делать выводы.
  2. Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность.
  3. Самому добывать и обрабатывать информацию, критически осмысливать получаемую информацию.
  4. Понимать необходимость и готовность учиться и переучиваться самостоятельно всю жизнь.
  5. Формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
  6. Самоопределиться и самоутвердиться, найти себя.

 

 

Учащихся должны овладеть следующими умениями:

 

·        обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

·        находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

·        проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

·        овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

·        осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

·        экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

·        давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

·        выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

·        оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;

·        сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

 

 

Творчество и проектная деятельность

 

Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие  творческих способностей школьников. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Метод проектов – особая система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Передо мной, встал вопрос, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке ­ от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода ­активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности.  Данный метод проектов дает каждому ученику возможность проявить себя, обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать потенциал своих творческих способностей и возможностей, ставит ученика в активную познавательно - исследовательскую  позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос «Что делать?» «Как делать?» «С помощью чего делать?», обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить конкретную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов проекта – от замысла до реализации.

Этапы работы над проектом:

Поисковый этап:

·       выполнение маркетингового исследования;  

·       определение проблемы;

·       выбор темы проекта и обоснование необходимости изготовления проектного изделия (почему?);

·       определение требований к проектируемому изделию;

·       составление плана по организации проектируемого изделия (звёздочка обдумывания);

·       выполнение мини – исследований; 

·       составление дизайн – спецификации изделия;

·       сбор первоначальных идей и проработка лучшей идеи.

 

Технологический этап:

·       подбор материалов и инструментов;

·       технологической последовательности, составление технологической карты;

·       организация рабочего места;

·       изготовление изделия, соблюдая правила безопасной работы.

 

Аналитический этап:

·       эколого-экономическое обоснование   выбора изделия;

·       провести испытание изделия;

·       проанализировать, что получилось, а что нет;

·       определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи;

·       защита проекта.

Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:

·       соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;

·       умение объяснить основы проекта, самостоятельность его выполнения;

·       качество проектного изделия;

·       практическое использование проектного изделия;

·       качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);

·       использование знаний из разных областей и учебных предметов;

·       ответы на вопросы;

·       полнота знаний по технологии;

·       оригинальность решения проекта;

·       культура речи.

 

Применяя проектную деятельность , я учитываю следующие моменты:

·       все компоненты  могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон);

·       интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;

·       при оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.

 

Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому, сам продолжает совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают, что проектная деятельность способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

 

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как метод развития творчества на уроках технологии

 «Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».

Цели:

Образовательная – способствовать организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся; способствовать формированию умений и способностей учащихся работать самостоятельно по теме.

Воспитательная – способствовать воспитанию терпимости к чужому мнению, внимательному, доброжелательному отношению к деятельности одноклассников; способствовать воспитанию  личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Развивающая – способствовать развитию воображения, умения самостоятельной работы с литературой, кругозора, эрудиции, навыков публичных выступлений.

 

Задачи:

  1. Находить и исследовать проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу и планировать эксперимент для её проверки, делать выводы.
  2. Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность.
  3. Самому добывать и обрабатывать информацию, критически осмысливать получаемую информацию.
  4. Понимать необходимость и готовность учиться и переучиваться самостоятельно всю жизнь.
  5. Формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
  6. Самоопределиться и самоутвердиться, найти себя.

 

Учащихся должны овладеть следующими умениями:

 

  • обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
  • находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;
  • проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
  • овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;
  • осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
  • экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;
  • давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
  • выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;
  • оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;
  • сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

 

Творчество и проектная деятельность

 

Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие  творческих способностей школьников. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Метод проектов – особая система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Передо мной, встал вопрос, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке  от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности.  Данный метод проектов дает каждому ученику возможность проявить себя, обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать потенциал своих творческих способностей и возможностей, ставит ученика в активную познавательно - исследовательскую  позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос «Что делать?» «Как делать?» «С помощью чего делать?», обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить конкретную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов проекта – от замысла до реализации.

Этапы работы над проектом:

Поисковый этап:

  • выполнение маркетингового исследования;  
  • определение проблемы;
  • выбор темы проекта и обоснование необходимости изготовления проектного изделия (почему?);
  • определение требований к проектируемому изделию;
  • составление плана по организации проектируемого изделия (звёздочка обдумывания);
  • выполнение мини – исследований;  
  • составление дизайн – спецификации изделия;
  • сбор первоначальных идей и проработка лучшей идеи.

Технологический этап:

  • подбор материалов и инструментов;
  • технологической последовательности, составление технологической карты;
  • организация рабочего места;
  • изготовление изделия, соблюдая правила безопасной работы.

Аналитический этап:

  • эколого-экономическое обоснование   выбора изделия;
  • провести испытание изделия;
  • проанализировать, что получилось, а что нет;
  • определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи;
  • защита проекта.

Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;
  • умение объяснить основы проекта, самостоятельность его выполнения;
  • качество проектного изделия;
  • практическое использование проектного изделия;
  • качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);
  • использование знаний из разных областей и учебных предметов;
  • ответы на вопросы;
  • полнота знаний по технологии;
  • оригинальность решения проекта;
  • культура речи.

Применяя проектную деятельность , я учитываю следующие моменты:

  • все компоненты  могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон);
  • интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;
  • при оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.

Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому, сам продолжает совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают, что проектная деятельность способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...