Роль личностно-ориентированного подхода в повышении качества образовательных услуг
статья на тему

Зенина Наталья Вячеславовна

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. 

Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого обучающегося, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Качество образовательной услуги – это оптимальная совокупность степени (уровня) ее полезности для потребителя, производителя и проектировщика.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования на период до 2020 года стало повышение доступности качественного образования, соответствующего перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

На педсовете 14 ноября

Роль личностно-ориентированного подхода к обучению в повышении качества образовательных услуг учреждения СПО

Гуманистический и личностно-ориентированный подход к обучению из инновационного становится сейчас нормой образования. Он  отличается от других подходов в первую очередь своими целями, главной из которых становится сам человек и те гуманистические цели, которые отвечают интересам человека, способствуют ему в полной мере реализовать его возможности.

Статья вторая Федерального Закона «Об образовании» от 21.12.2012, вступившего в силу с сентября этого года, дает определение понятий «образование», «воспитание», «обучение» на современном уровне.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание- деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества

и государства.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. 

Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого обучающегося, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития.

Одна из основоположников такого подхода доктор психологических наук, Ирина Сергеевна Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». И далее: «Следует понимать, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности и в этом смысле была личностно-ориентированной».

Среди принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в статье третьей названного выше Закона указан гуманистический характер образования «приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

При этом стратегической целью государственной политики в области образования на период до 2020 года стало повышение доступности качественного образования, соответствующего перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям. Поэтому качество образования выступает главным конкурентным преимуществом образовательных учреждений на сегодняшний день, обеспечивающим спрос на образовательные услуги всех уровней, в том числе системы среднего профессионального образования.

Качество образовательной услуги – это оптимальная совокупность степени (уровня) ее полезности для потребителя, производителя и проектировщика. В качестве потребителя выступает, прежде всего, обучающийся, когда происходит развитие его интеллектуального, профессионального или когнитивного потенциала, формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Производителем образовательных услуг выступает образовательное учреждение, инвестиционная привлекательность которого во многом обусловлена качеством предоставляемых образовательных услуг. Наконец, проектировщиком образовательных услуг в условиях открытости образования к внешним запросам является не только государство, но и работодатель, а также общество. При этом приоритетной для образовательного учреждения становится трактовка качества образовательных услуг с позиции потребителей, то есть качество образовательной услуги выступает как степень удовлетворения нужд и ожиданий обучающихся.

В этом, по нашему мнению, заключается и ведущий показатель конкурентоспособности образовательного учреждения.

С  января 2011 года в образовательных учреждениях   системы профессионального образования г. Москвы  введена   рейтинговая система оценки эффективности деятельности учреждений СПО,  система  критериев (индикаторов).   Это необходимо для  разработки модели комплексного мониторинга и анализа деятельности образовательного учреждения, для получения объективной информации о качестве, доступности и эффективности  работы образовательного учреждения СПО, так и системы профессионального образования в целом. Это позволит   принимать обоснованные управленческие решения на разных уровнях для поддержки устойчивого инновационного развития системы профессионального образования г.Москвы.

Направлениями оценки выступают:

- выполнение контрольных цифр плана приема;

- сохранение контингента;

- качество знаний, умений, навыков обучаемых, оценка уровня овладения общими и профессиональными компетенциями;

- уровень преподавания; соответствие уровня преподавания заданным параметрам

- эффективность воспитательной работы;

- эффективность управленческой деятельности;

- внебюджетная деятельность;

Изменение взгляда на оценку – это не просто следствие перехода к личностно-ориентированному обучению. Скорее наоборот, современное понимание ребенка и детства требует нового отношения к школьной оценке, а это достигается изменением общего подхода. Признание на международном и российском уровнях прав и достоинств ребенка (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка) требует изменения целей, содержания и технологий воспитания и обучения, включая и контрольно-оценочную деятельность. Новое отношение к человеку, в том числе к ребенку, - не как к средству, а как к цели, - поставило вопросы о необходимости смены образовательной парадигмы.

Отношение педагога к оценке при личностно-ориентированном подходе и при традиционном обучении значительно различаются. Показательно мнение известного американского психолога Карла Ренсома Роджерса, одного из создателей гуманистической психологии и основателя личностно-ориентированной психотерапии, о том, что проверка достижений учащегося прямо противоречит выводам психотерапии, полезным для значимого учения. Роджерс указывает, что оценка необходима для достижения какого-то уровня, ступени в жизни, например, для того, чтобы стать врачом или психологом. «Это – список требований, выставляемый не учителем, а жизнью. Учитель только обеспечивает средства, которые учащийся может использовать, чтобы выдержать эти испытания». «Реально оценка в жизни – это входной билет, а не дубинка над непокорными». (Сравнить с оценкой в системе СПО, когда она скорее становится итогом, чем входным билетом).

        Доктор педагогических наук, профессор психологии, Лев Моисеевич Фридман не предлагает отказаться от оценок, но рекомендует изменить процедуру оценивания: «При этом текущий контроль и оценка овладения элементами учебного минимума производятся в процессе взаимоконтроля и взаимооценки, организуемом учебным самоуправлением учащихся класса»,

«результаты занятий должны быть широко представлены на различных выставках, в выступлениях учащихся вне школы в том числе, для родителей и общественности». Это особенно актуально в рамках названной Стратегии образования до 2020 года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Амонашвили Шалва Александрович Дата рождения: 8 марта 1931 (82 года) Место рождения: Тбилиси Страна: СССР, Россия Научная сфера: педагогика Место работы: Московский городской педагогический университет Учёная степень: доктор психологических наук Учёное звание: профессор, Академик РАО Известен как: выдающийся педагог Награды и премии Премия Правительства Российской Федерации — 1997 Орден Буратино

Слайд 2

Каждый учитель, который даёт урок, тут же сам получает урок.

Слайд 3

“ Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”.

Слайд 4

О ДЕТЯХ (1983) Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность. Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. (1983)

Слайд 5

Размышления сопровождаются описанием уроков, отдельных методов и приемов, образными картинами жизни детей в школе. Каждая встреча-беседа заканчивается деловой педагогической игрой, наглядно демонстрирующей, как реализуются на практике новые педагогические идеи. Известный Учитель, почетный член Российской Академии образования Ш.А. Амонашвили, опираясь на научные факты, данные экспериментов, используя богатый личный опыт, анализирует суть авторитарно-императивного педагогического мышления и практики, размышляет об истоках Гуманной Педагогики.

Слайд 6

Книга способна доставить много приятных минут, она не только полезна педагогам, воспитателям и родителям, но и способна принести в жизнь радость и наполнить ее новым смыслом. Дух гуманного педагогического процесса не поддается яркому словесному описанию, его невозможно показать наглядно, но его можно прочувствовать всем сердцем, всей душой.

Слайд 7

Когда-то имя Шалвы Амонашвили знала вся страна, его методы "гуманной педагогики" были очень популярны. Своим примером он убеждал, что учитель должен даже в слабом троечнике искать искорку таланта, не бояться в преподавании отходить от официальной программы и не роптать на тяжкий хлеб. Остались ли в России новаторы-педагоги ?

Слайд 8

Сухомлинский Василий Александрович 28.09.1918 – 02.09. 1970, выдающийся советский педагог-новатор. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Слайд 9

любовь к собственному делу; высокая квалификация; высокие моральные качества; творческого подход к учебе и воспитанию Требования для учителя по Сухомлинскому:

Слайд 10

Педагогические идеи В. Сухомлинского как концептуальная основа личностно - ориентированного подхода Главной целью учебно-воспитательного процесса В.A.Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. Одним из основных положений является положение о неповторимости каждого ребенка. Это краеугольный камень, на котором построена вся система взглядов В.А. Сухомлинского на проблемы учебы и воспитания. Из концепции личностно ориентированного подхода следует положение о ребенке как наивысшей ценности и, соответственно главного субъекта учебно-воспитательного процесса.

Слайд 11

С положением о неповторимости каждого ребенка непосредственно связано следующее положение В.А. Сухомлинского – об отсутствии неспособных, бездарных и ленивых детей. Отсюда вытекает следующий, второй принцип личностно - ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип признания отсутствия неспособных детей.

Слайд 12

Самое главное-Любовь к детям…. «Что самое главное было в моей жизни? - Любовь к детям!» Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. «Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования

В помощь проведения педагогического педсовета.“Школа – это тот социальный институт,             где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальн...

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Личностно-ориентированный подход — залог повышения качества на уроках математики, средство развития и саморазвития личности.

Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения является личностно-ориентированное обучение (ЛОО). Решением этой проблемы занималась с 2011 года. Реализация личностно-ориентированного подхода явля...

Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство повышения качества образовательной услуги

Современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как средство повышения качества образовательной услуги...

"Роль системно-деятельностного подхода в повышении качества образования на уроках истории и обществознания

Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений....

Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса

Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса...