программа по летнему оздоровления "Архипелаг здоровья"
рабочая программа (7 класс) на тему

Семиш Татьяна Васильевна

     По итогам каждого дня дети награждаются тотемами, и на каждый остров наклеиваются маленькие разноцветные тотемы. Коэффициент активности определяется советом племени по следующим параметрам:

- красный тотем  - победа, успех,

- оранжевый – творчество,

- желтый – лидерство, активность,

- зеленый – трудолюбие,

- синий - организованность,

- фиолетовый – негативная оценка (проступки, невыполнение).

В конце смены подводятся итоги с учетом количества тотемов в цветовой гамме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              МО «Большереченский район»

                        МОУДОД  «Центр детского творчества»

П Р О Г Р А М М А

Оздоровительного лагеря дневного пребывания на базе

МОУДОД «Центр детского творчества»

«Архипелаг здоровья»

Автор проекта Семиш Т.В.,

Зав.оргмассовым отделом

МОУДОД «Центр детского творчества»

Большеречье 2007г

Пояснительная записка

      Концептуальный подход к организации летнего отдыха детей базируется на Законе РФ «Об образовании» ст 50, 51; законе «О защите прав ребенка» -ст.10, 11,12 и региональной программе организации летнего отдыха детей. Пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека. Реализовать разнообразные способы организации деятельности детей в условиях летнего отдыха позволяет такая форма объединения детского коллектива, как сюжетно-ролевая игра «Архипелаг здоровья».

      Эта программа способствует формированию экологической культуры у ребят, повышению интереса  к истории родного края, к своей родословной;

- бережного отношения к природе родного края, ко всему живому,

- уважение к традициям, обычаям и местным обрядам, культурному наследию,

- стремление к улучшению окружающей среды.

    Игровая модель рассчитана на 21 день, в течение которых происходит исследование трех островов, на каждом из которых ребята открывают для себя секреты здоровья.

     По итогам каждого дня дети награждаются тотемами, и на каждый остров наклеиваются маленькие разноцветные тотемы. Коэффициент активности определяется советом племени по следующим параметрам:

- красный тотем  - победа, успех,

- оранжевый – творчество,

- желтый – лидерство, активность,

- зеленый – трудолюбие,

- синий - организованность,

- фиолетовый – негативная оценка (проступки, невыполнение).

В конце смены подводятся итоги с учетом количества тотемов в цветовой гамме.

                 Игра делится на три периода:

1 – организационный, характеризуется запуском игрового сюжета.

Основными результатами этого периода являются:

- определение творческих планов групп,

- выявление лидеров и включение их в работу по развитию сюжета игры, корректирование проекта игры в зависимости от ситуации (интересов, возможностей проблем её участников),

- выбор ролей и видов деятельности, формирование экспедиции для исследования «островов».

2 – основной (собственно игровой), характеризуется испытаниями для групп и смельчаков-одиночек, которые включают:

                   

  Испытания на Острове «Школа выживания»

а) занятия у Доктора Медуницы (обучаются оказанию первой медицинской помощи, знакомятся со свойствами  лекарственных растений и т.д.)

б) занятия у Экоши (экологическая школа)  - общение с природой, наблюдение за происходящим в природе, сбор и анализ экологической информации, экологические акции и экологическая этика,

в) занятия у профессора Морзе – изучение азбуки Морзе, завязывание разных видов узлов (туристический, морской и т.д.),

г) интеллектуальное состязание – викторины, кроссворды, ребусы, головоломки,

д) ключевое испытание «Эко-олимпиада грамотеев» - «Колесо истории», «Звездный час», «Поле чудес»,

е) ритуал награждения победителей тотемами, медалями «Юный друг природы».

             Испытание на Острове ТВП (Твори, выдумывай, пробуй)

                           Создаются группы по интересам

а) «Наши руки не для скуки» - декоративно-прикладное творчество

б) «Смекалистый и ловкий» - шашки, шахматы, теннис, баскетбол, футбол

 в) «Музыкальные ритмы» - хореография, вокал,

            Итоговым испытанием на острове ТВП являются выставки, шахматно-шашечные турниры, теннисные, баскетбольные и футбольные соревнования и концертная программа.

     Испытания на Острове ИСКЭП (игры, состязания, конкурсы,                                                    экскурсии, походы)

А) спортивные состязания – открытие малой Олимпиады, эстафеты,

Б) русские народные дворовые игрища,

В) походы в дендропарк, экскурсии в музей , зоопарк, ЦТРК «Старина сибирская», на гидрометеостанцию,

Г) творческие встречи с соседними лагерями,

Д) тематические дни – День животных, поклонение Богу леса, День индейцев, День сказок, поклонение Богу воды, поклонение Богу земли,

Е) КТК – копилка творческих конкурсов – «Мисс лагеря», «Мистер лагеря», «Фабрика звезд», «Зоологический забег», «Путешествие в лесное царство Берендея», поиск клада «Золото инков», Карнавал».

3 – Итоговый период, характеризуется подведением итогов игры .

Происходит эмоциональное сплочение коллектива, взлёт его деятельности, и главная задача – усилить эмоциональный фон последних дней пребывания детей в лагере.

                 

   Цели и задачи  программы         

          Эта модель разработана с целью создания системы физического оздоровления в условиях детского временного коллектива, которая позволила бы преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средствами игры, расширить сферу двигательной активности ребенка в игровом сюжете, также привлечь детей к осознанному выбору здорового образа жизни.

          Отсюда вытекают задачи:

- формировать умения, навыки заботы о своем здоровье;

- формировать эмоционально-нравственное отношение к природе,

- развивать практические навыки изучения природы,

- развивать фантазию, воображение, память и мышление,

- развивать творческие и организаторские способности,

- развивать навыки работы в группе, в команде, участия детей в управлении лагерем.

               

          Направления деятельности лагеря

         Совместная деятельность детей и взрослых на трех островах развивается в следующих  пяти  направлениях:

Познавательная деятельность

 – работа Школы выживания,

-  экскурсии, походы,

- проведение тематических дней, в рамках которых организуются такие творческие дела как «День животных», «Поклонение Богу земли», игры «Колесо истории», «Звездный час», «Поле чудес» и т.д

Развлекательная деятельность:

- конкурсы на лучшего вождя краснокожих, на лучшую Мисс лагеря,

- праздники «Добро пожаловать на землю краснокожих», «День сказок», «Веселые перевертыши», карнавал,

Физкультурно-спортивная деятельность:

- ежедневные зарядки,

- эстафеты, соревнования, состязания,

- спортивные  игры на суше и на воде.

Воспитательно-профилактическая деятельность:

- проведение тематических бесед,

- воспитание любви к родному краю через приобщение к историческому, литературному, природному наследию.

Санитарно-оздоровительная деятельность:

- проведение Минутки здоровья,

- выполнение санитарно-гигиенических требований,

- соблюдение режима дня.

                        Логика развития смены

    Программа воспитательной и познавательно-развлекательной деятельности «Архипелаг здоровья» отвечает главному принципу – постепенности возрастания физических и эмоциональных нагрузок на детей в течение лагерного дня и всей смены. В первые два дня смены планируются дела, связанные с малой физической и эмоциональной нагрузкой – Огоньки знакомств, экскурсия по лагерю. Это способствует первичной адаптации ребенка к новым для него условиям, формированию детского коллектива. С третьего – четвертого дня проводятся мероприятия с более выраженной нагрузкой. Пик нагрузки к середине смены постепенно увеличивается. Предполагается, что все участники лагерной смены будут вовлечены в различные виды деятельности . В завершающий период смены подводится итог совместной деятельности и проведения лагерной смены. Итог своей работы представляют «Острова»: «Школа выживания», ТВП, ИСКЭП.

Проводится торжественная церемония награждения и чествования ребят.

Участники, кадровое и материальное обеспечение лагеря.

Количество участников – детей  - 20 человек, возраст 12-15 лет.

Состав оздоровительного лагеря  - активисты-воспитанники кружков и студий Центра детского творчества.

Кадровое обеспечение программы:

    Педагогический состав оздоровительного лагеря при Центре детского творчества формируется за счет педагогов дополнительного образования ЦДТ.

             

           Этапы и сроки реализации программы

Длительность смены оздоровительного лагеря дневного пребывания – 21 день, с 5 по 26  июня.

Количество участников воспитанников ЦДТ – 20 человек.

Количество привлекаемых консультантов – 6 человек (ЦРБ, зоопарк, БИЭМ, ЦТРК «старина сибирская», комитет охраны природы, гидрометеостанция).

Место дислокации лагеря с дневным пребыванием – помещение МОУДОД «Центр детского творчества».

КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН   ПРОГРАММЫ

 День

   Мероприятия

   1-ый

«Обустройство вигвама»

  1. Собрание «Здравствуйте, острова»:

 – принятие правил поведения на островах,

- создание двух племен (ребята делятся на команды по собственному желанию или по жребию),

- выборы вожаков племени.

2. Операция «Уют» -обустройство и оформление вигвама

3. Игра «Расскажи мне о себе»

  2-ой

«Ярмарка идей»

  1. Минутки здоровья. Друзья Мойдодыра и наше здоровье.
  2. Ярмарка идей (обсуждение плана проведения праздника открытия лагеря),
  3. Подготовка к празднику.
  4. Занятия по интересам.

 3-ий

«Добро пожаловать»

 1.Минутки здоровья. Как поднять настроение.

  2. Праздник «Добро пожаловать на землю краснокожих».

  3. Посвящение в индейцы.

  4. Игры на свежем воздухе.

 4-ый

«День животных»

  1. Минутки здоровья. Солнечный ожог(первая помощь).
  2. Экскурсия в зоопарк.
  3. Викторина «Домашние животные».
  4. Игра «Зоологический забег».

 5-ый

Поклонение Богу леса

1.Минутки здоровья. Зеленая аптечка.

2.Игра-путешествие «Лесное царство Берендея».

3. Занятия по интересам.

4. Подготовка к конкурсу «Фабрика звезд».

 6-ой

День музыки

 7-ой

«Колесо истории»

  1. Минутки здоровья. Осанка – основа красивой походки.
  2. День музыки. «Угадай мелодию».
  3. Занятия по интересам.
  4. Фабрика звезд.
  1. Минутки здоровья. Правильное питание.
  2. Беседа «История нашего поселка».
  3. Экскурсия «Лекарственные растения нашего края»
  4. Игра «Колесо истории», «Знаешь ли ты родной край?»
  5. Подвижные игры на открытом воздухе.

 8-ой

Поклонение Богу предков

  1. Минутки здоровья. Берегите глаза.
  2. Экскурсия в ЦТРК «Старина сибирская».
  3. Поход в дендропарк с фотоаппаратом.
  4. Занятия по интересам.

 9-ый

День индейцев

1.Минутки здоровья. Путешествие в страну Витаминию.

2. Изучение азбуки Морзе.

3. Индейские игрища.

4   Игра  «Поиск клада»  -  «Золото инков».

 10-ый

Поклонение Богу земли

  1. Минутки здоровья. Книги о здоровье.
  2. Игра «Моя земля».
  3. Занятия по интересам.
  4. Подготовка ко Дню сказок.

 11-ый

День сказок

  1. Минутки здоровья. Гигиена тела.
  2. Интеллектуальная игра «Проблема мусора и окружающей среды».
  3. Экологические сказки.
  4. Игры на свежем воздухе.

 12-ый

День спорта

  1. Минутки здоровья. Как снять усталость ног?
  2. Спортивные тренировки.
  3. Занятия по интересам.
  4. Малые Олимпийские игры.

 13-ый

Мисс лагеря

  1. Минутки здоровья. Первая помощь при переломах.
  2. Занятия по интересам.
  3. Игровая конкурсная программа «Мисс лагеря»
  4. Подвижные игры.

 14-ый

Мистер лагеря

  1. Минутки здоровья. Первая помощь при отравлениях
  2. Занятия по интересам.
  3. Игровая конкурсная программа «Мистер лагеря»
  4. Подвижные игры.

 15-ый

Поклонение Богу воды

  1. Минутки здоровья. Правила поведения на воде.
  2. Турнир рыболовов.
  3. Прогулка к реке.
  4. «Поле чудес» - Наши рыбы. Жизнь воды.

 16-ый

Военно- спортивный

  1. Минутки здоровья. Мой рост, мой вес.
  2. Занятия по интересам.
  3. Военно-спортивная игра «Зарница».
  4. Подвижные игры.

 17-ый

Веселые перевертыши

  1. Минутки здоровья. Смех продлевает жизнь.
  2. Занятия по интересам.
  3. Конкурсная программа «Веселые перевертыши».
  4. Соревнования по футболу.

 18-ый

День фантазии

  1. Минутки здоровья. Как ухаживать за зубами.
  2. Подвижные игры на воздухе.
  3. С песней по жизни. Подготовка песенных номеров к празднику закрытия лагеря.
  4. Веселый каблучок. Разучивание танцев к празднику закрытия лагеря.

 19-ый

День мастеров

  1. Минутки здоровья. Закаливание.
  2. Занятия по интересам.
  3. Выставка детских поделок «Наши руки не для скуки».
  4. Подвижные игры.

 20-ый

Карнавал

  1. Минутки здоровья. Режим дня в каникулы.
  2. Подвижные игры.
  3. Конкурсно-игровая программа «Карнавал»
  4. Подготовка к закрытию лагеря.

 21-ый

До свидания, острова!

  1. Минутки здоровья.
  2. Праздничный обед.
  3. Праздник закрытия лагеря.
  4. До свидания, острова! (награждение детей-активистов)

 

-                                            

                       

                                                  Ожидаемые   результаты

       Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий и установлению эффективного способа коммуникации «ребенок-педагог», дети могут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить свое здоровье и овладеть умениями, навыками заботы о своем здоровье.

       Целенаправленная эколого-краеведческая работа расширит знания детей об окружающей природе. Дети смогут оценить природу своего района как объект познания, эстетического наслаждения, научатся делать простейшие экологические прогнозы, экологически целесообразно вести себя в природе и требовать этого от других.

        Занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках способствуют развитию индивидуальных творческих способностей детей.

        Дети научатся планировать свою деятельность, узнают о коллективных творческих делах и научатся проводить их самостоятельно. У ребят появятся навыки работы в группе, в команде. Они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидеть свою роль в коллективе.

         Главное, чтобы в лагере прочно и надолго были прописаны детские  Непосредственность и Дружба, Творчество и Романтика, Движение и плодотворные контакты с природой, детские свободы и права.  

                                 


СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Боровик Н.В. «Педагогика лета», Минск, 2002г.
  3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»,С-Пб,2003г.
  4. Щуркова Н.Е.»Игровые методики», М,2004г.
  5. Титов С.В. «Здравствуй,лето», «Учитель», 2001г.
  6. Богданова Н.Ю. «Таежный герой»,Нижний Новгород,2003г.
  7. Байбородова Л.В.,Рожков М.И. «Воспитательная работа в детском загородном лагере», Ярославль,2003г.
  8. Афанасьев С П « Веселые каникулы», М,2004г.
  9. Григоренко Ю.Н. «Планирование и оганизация работы в детском оздоровительном лагере», «Кипарис-3», м, 2003г.
  10.  Белянов Ю.Д. «Командные игры – испытания», «Кипарис – 8»,М,2004г
  11. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «Кипарис-2»,М,2002г.
  12.  «Летний отдых: идея, проект, воплощение», Нижний Новгород, 2002г.
  13.  Хуснутдинова  И. «Кипарис -7»,М,2004г.
  14.  Боршай В.М. «Активные игры для детей» Ростов-на Дону, 2001г.
  15.  Трушкин А.Г. «Творчество в детском оздоровительном лагере»,Ростов-на Дону, 2002г.
  16.  Титкова Т.В. «Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере», Ростов-на Дону, 2003г.
  17.  Фришман И.И. «Разноцветный мир детства»,М, 1999г.
  18.  Николаев С.Н. «Как приобщить ребенка к природе?» - методический материал, М, 1993г.
  19.  Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры» Ярославль,1997г.