Из опыта работы по ведению курса ОРКСЭ
статья на тему

Зайнуллина Галина Файзулловна

текст выступления на Координационном совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaynullina_na_koordinatsionnyy_sovet.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Особенности преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур»

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня много уже было сказано о то, что

Много вопросов по преподаванию курса у меня возникло еще на стадии прохождения курсовой подготовки, некоторые из них снялись в процессе работы, некоторые остались.

Во-первых, большой объем материала, который невозможно ни вместить в рамки одного занятия, ни перенести на другое, т.к., в основном, на тему выделяется один урок.

Во-вторых, система оценивания обучающихся. Курс является безоценочным, но, в то же время, предполагает выполнение домашнего задания, выполнение творческих и проектных работ. Как разработать альтернативную систему оценивания, какой она должна быть?

Но сегодня я хотела бы остановиться на вопросе методического обеспечения урока.

Несмотря на то, что в Интернете есть несколько сайтов, посвященных преподаванию ОРКСЭ, такие как http://www.orkce.org/, www.orkce.ru, на которых представлены методические пособия, разработанные специалистами Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования для каждого курса, ощущается нехватка методических разработок. Пособия, представленные на данных сайтах, разработаны для педагогов, работающих по учебникам издательства «Просвещение». Методических пособий, предназначенных для педагогов, использующих учебники издательства «Дрофа», пока нет. Нет  разработок рабочих тетрадей для учащихся к этому учебному комплексу, с которыми дети могли бы работать самостоятельно.

Я планирую  разработать полную серию рабочих тетрадей к учебнику «Основы мировых религиозных культур» издательства «Дрофа» на каждый урок. В настоящее время мной уже разработано несколько тетрадей  к  урокам.

 Рабочая тетрадь отражает все этапы урока, содержит необходимые материалы для выполнения заданий в классе, самостоятельного изучения дома,  рефлексии.

В подборе материала для рабочей тетради я исхожу из осознания того, что будет интересным для учащихся, что будет применимым ими в повседневной жизни.

Технология развития критического мышления  одна из ведущих технологий на уроках ОРКСЭ, поэтому  я продумываю задания, основываясь на приемах данной  технологии. Так прием «кластер» помогает собрать разрозненные части определения воедино. Например, на уроке по теме «Семья» дети в своих тетрадях в течение всего занятия выстраивают кластер «Семья», на основании которого выводится определение слова «Семья».  Синквейн позволяет подвести итог урока, сделать вывод по изученному материалу.

Большое внимание я уделяю текстам, которые подбираю с учетом возрастных особенностей детей. Обязательно включаю в рабочую тетрадь притчу, так как они являются одним из действенных способов воспитания личности ребенка, а также фольклорные произведения: пословицы и поговорки как средства народной педагогики.  Мне кажется, что в преподавании ОРКСЭ более важна воспитательная составляющая.

В свои тетради я также включаю несплошные тексты. Примером несплошного текста может являться карта.

Например, определите по карте место возникновения религии.

Видеофрагменты, аудиозаписи и презентации в программе  Power Point стали неотъемлемой частью каждого урока. Наглядность необходима на уроках ОРКСЭ, особенно в начальной школе. Уверена, что многие коллеги оценили воспитательный потенциал советских мультфильмов, не утративших актуальности. Я в своей работе часто использую мультфильмы из сборника «Гора самоцветов», которые сняты по мотивам сказок народов России, каждую сказку предваряет небольшая заставка, рассказывающая о культуре этого народа, крае, в котором он проживает. Например, мультфильм по дагестанской сказке «Шейдулла-лентяй».

 Задания к используемым видео или аудиоматериалам также можно разместить на страницах тетради. Работа с тетрадью ведется на уроке, в ней выполняется домашнее задание, которое проверяется учителем, и затем тетрадь возвращается ученику.

Планируемый результат работы - полное методическое обеспечение курса «Основы мировых религиозных культур» по учебнику издательства «Дрофа». На каждый урок курса – составленный конспект, разработанная тетрадь для ученика, презентация к уроку, банк  видео и аудиоматериалов.

Думаю, что это будет подспорьем для дальнейшей работы не только мне, но и моим коллегам.